Оглавление:

Земельный налог: расчет и декларация

Земельный налог: расчет и декларация

Организации, имеющие в собственности или бессрочном пользовании земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, должны представлять отчетность по земельному налогу (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ). При наличии льгот предприятие не будет платить земельный налог, но это не освобождает его от представления декларации. Перечень льгот по земельному налогу установлен статьей 395 Налогового кодекса. Декларация представляется один раз в год, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Начиная с отчетности за 2017 год, отчет нужно отправлять по обновленной форме, утвержденной Приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/[email protected] Если срок приходится на выходной, то отчитаться надо не позднее первого рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В общем случае сдавать декларацию нужно в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 1 ст. 398 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики отправляют отчеты по месту своего учета (п. 4 ст. 398 НК РФ, п. 2.9 Порядка). При этом фирмы со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек за предшествующий календарный год и крупнейшие налогоплательщики обязаны сдавать декларацию в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ). При нарушении способа представления декларации организация может быть оштрафована по статье 119.1 НК РФ. У остальных организаций есть выбор: сдавать декларацию на бумаге или в электронном виде (п. п. 3, 4 ст. 80 НК РФ).

Форма состоит из титульного листа и двух разделов (п. 1.2 Порядка). Начинать заполнять декларацию нужно с титульного листа, на котором указываются основные сведения об организации (желательно). Затем заполняется второй раздел, который называется «Расчет налоговой базы и суммы налога», и в последнюю очередь заполняют первый раздел: «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

Данный раздел называется «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет». В нем отражаются итоговые суммы земельного налога, рассчитанные за период, по всем земельным участкам, являющимся объектом налогообложения (п. 4.1 Порядка). При этом строки 010–040 заполняются отдельно по каждому ОКТМО. В строке 021 указывается общая сумма строк 250 по всем 2 разделам, которые имеют один ОКТМО и КБК (п. 4.2 Порядка).

В первом разделе указываются итоговые суммы налога, подлежащие уплате по каждому ОКТМО и КБК. В строки 023, 025, 027 вносятся сведения об авансовых платежах, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде.

Пример заполнения раздела 1

Этот раздел называется «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Вторых разделов может быть несколько, в зависимости от количества земельных участков, поскольку расчет ведется отдельно по каждому (доле земельного владения) с соответствующими кодами ОКТМО и КБК (п. п. 2.10, 4.2, 5.1, 5.3, 5.4 Порядка).

В строке 020 отражается код по ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок или доля (п. 5.4 Порядка).

В строке 030 указывается код Категории земли из Приложения № 5 Порядка (п. 5.5 Порядка).

В строке 040 «Период строительства» указывается значение «1» или «2» по участкам, предназначенным для жилищного строительства (п. 5.6 Порядка). Цифра «1» ставится, если период строительства составляет три года. Цифра «2», если период строительства свыше трех лет. По земельным участкам, не предназначенным для жилищного строительства, в данной строке ставится прочерк (п. 2.4 Порядка). В строку 050 вносятся данные о кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 5.7 Порядка).

Пример заполнения раздела 2

Кадастровая стоимость и льготы

В общем случае изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение года, не учитывается при расчете налога (п. 1 ст. 391 НК РФ). По земельным участкам, расположенным на территории Крыма или Севастополя, указывается нормативная цена земли, которая устанавливается на 1 января налогового периода (вплоть до 1 января года, следующего за годом утверждения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков на этих территориях) (п. 8 ст. 391 НК РФ, п. 5.7 Порядка). Если участки находятся в общей долевой или общей совместной собственности, то в строке 060 ставится доля налогоплательщика в праве на участок в виде правильной простой дроби (п. 5.8 Порядка).

Если у компании есть льгота по земельному налогу, сведения указываются в строках 070–100 и 160–240 (п. п. 5.9–5.12, 5.18–5.26 Порядка).

Коды льгот нужно выбрать из Приложения № 6 Порядка. По разным видам льгот заполняются разные строки. При наличии права на местную льготу в строке 180 указывается код льготы 3022400 и реквизиты устанавливающей ее нормы (п. 2 ст. 387 НК РФ, п. 5.20 Порядка). При отсутствии льгот в этих строках ставятся прочерки (п. 2.4 Порядка).

Проверка заполнения

В строке 140 указывается Коэффициент владения Кв, который равен отношению числа полных месяцев владения земельным участком в течение года к количеству месяцев в году.

В строке 150 указывается сумма исчисленного земельного налога за налоговый период, которая равна произведению налоговой базы, из строки 110, налоговой ставки из строки 120, и коэффициента Кв из строки 140, деленному на 100.

Проверить правильность заполнения декларации налоговики рекомендуют с помощью контрольных соотношений, которые приведены в письме ФНС от 13 июля 2017 года № БС-4-21/[email protected] В частности, значение, указанное в строке 150 раздела 2, должно быть равно произведению показателей строк 110, 120 и 140 данного раздела, деленному на 100. Если равенство не выполняется, то данная строка заполнена с ошибкой.

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год.

Пример: ООО «Фрегат» имеет в собственности земельный участок и расположенную на нем часть здания в г. Москве. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 32 000 000 руб. Организация владеет участком весь 2017 год. В течение налогового периода уплачивает авансовые платежи. Налоговых льгот не имеет. Код категории земель – 003002000100 (прочие земельные участки) из Приложения № 5 Порядка заполнения.

Земельный налог в 2018-2019 годах — льготы, расчет, ставки

Земельный налог – это платеж за землю, поступающий в местные бюджеты. Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей рубрике, посвященной этому налогу.

Кто платит налог на землю

По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:

  • физлица и юрлица, обладающие земельными участками (признаваемыми объектами налогообложения по ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
  • управляющие компании (в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).

Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале.

Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст. 396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца. Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.

Льготы по земельному налогу

В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

  • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
  • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
  • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен здесь).

Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

  • земли под многоквартирными постройками;
  • земельные участки, занятые лесами;
  • прочие объекты по земельному налогу (подробности – в статье «Объект налогообложения земельного налога»).

Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.

Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:

  • для строительства;
  • находящимся в пользовании менее года;
  • льготным.

Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации.

С примером расчета земельного налога предлагаем вам ознакомиться в этом материале.

Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности – здесь).

Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее – ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу – налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).

Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте здесь.

О чем глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса

Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:

  • объект;
  • ставку;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговые льготы;
  • порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.

Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации.

НК РФ для юридических лиц определяет срок представления декларации по земельному налогу до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Местный законодатель конкретизирует точную дату подачи отчета. Правильно заполнить отчет поможет наша статья «Подаем налоговую декларацию по земельному налогу (бланк)».

О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по ссылке.

С нюансами расчета земельного налога вас познакомит наш материал.

Сдать декларацию в ИФНС можно как на бумаге, так и по ТКС или через сайт ФНС. Актуальные рекомендации по отправке отчета вы найдете в статьях:

Местные законы могут также предусматривать наличие промежуточных периодов по налогу, определять сроки оплат, а также льготы (подробности – здесь).

ВАЖНО! Срок, выделенный для оплаты земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье.

В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО – код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог, читайте в этом материале.

Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика «Земельный налог».

ОКТМО в платежном поручении (нюансы)

ОКТМО в платежном поручении потребуется отразить при перечислении налоговых платежей или страховых взносов. Откуда можно узнать этот код и какие нюансы надо учесть при указании его в платежке, расскажем в нашей статье.

ОКТМО: как и где отражать

ОКТМО – это код, присвоенный территории муниципального образования или населенному пункту, входящему в его состав. В налоговых декларациях и платежных поручениях на перечисление налоговых платежей и страховых взносов нужно указывать ОКТМО той территории, на которой аккумулируются соответствующие налоги, сборы или взносы.

В 2018 году 2 друга открыли каждый свое дело в Восточном округе г. Москвы: один организовал ООО «Садко» в Новогиреево, а другой создал ИП Захаров М. Н. в пос. Акулово. Раньше бизнесом они не занимались и со всеми премудростями нелегкого коммерческого труда знакомились в процессе своей деятельности.

Оба они на первоначальном этапе работы вели свою бухгалтерию сами, поэтому, когда пришло время перечислять первые налоговые платежи, каждый задумался над тем, как правильно заполнить платежку, – слишком много в ней всяких кодов и шифров.

Подробнее о расшифровке полей платежного поручения читайте в материале «Как сделать расшифровку платежного поручения?».

Друзья дотошно пытались вникнуть в премудрости содержания этого платежного документа. За основу взяли главный нормативный документ, определяющий требования к заполнению платежек при уплате налогов – приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н о правилах заполнения информации в платежных поручениях на перечисление налоговых платежей. А для контроля сверялись с готовым образцом, взятым из интернета.

Над оформлением платежек пришлось обоим изрядно потрудиться: указать без ошибок 20-значные номера расчетных счетов, разгадать непонятные закодированные слова (КБК, ОКАТО, БИК). Наконец этот нелегкий процесс был завершен, и оба друга встретились, чтобы сверить свои платежки, – как контрольный этап перед отправлением их в банк.

О том, что из этого вышло, расскажем далее.

Особенности отражения ОКТМО в платежке

Сверка платежек не отняла много времени – оба коммерсанта успешно справились с задачей по их заполнению. Но по одному реквизиту все-таки разгорелся спор. Код ОКТМО, отраженный у каждого в платежном документе в поле № 105, почему-то имел разную длину. У ИП Захарова М. Н. он состоял из 11 знаков, а учредитель ООО «Садко» в своем коде насчитал только 8 цифр. Неужели кто-то упустил какие-то символы или приписал лишние?

Смотрите так же:  Диплом пособие по временной нетрудоспособности

ВАЖНО! С кодами ОКТМО можно ознакомиться, воспользовавшись Общероссийским классификатором муниципальных образований (утвержден приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст).

Кроме того, выяснилось, что друзья воспользовались разными источниками для получения информации об ОКТМО.

На самом деле оба оказались верными. В классификаторе присутствовали как 8-, так и 11-значные ОКТМО. Однако при этом нужно учитывать, что код ОКТМО в платежном поручении должен совпадать с кодом ОКТМО в налоговой декларации.

Как узнать ОКТМО

Ответ на вопрос, как узнать ОКТМО, несложно найти в интернете. Набрав запрос «ОКТМО как узнать», вы увидите довольно много сайтов, перейдя на которые получите отсылку к сервисам, которые позволяют узнать ОКТМО по ОКАТО, адресу или ИНН.

Узнать ОКТМО по ОКАТО

Узнать ОКТМО по ОКАТО достаточно просто. Для этого нужно зайти на сайт ФНС — раздел «Электронные сервисы» — «Узнай ОКТМО». Сервис позволяет узнать ОКТМО по ОКАТО или наименованию муниципального образования.

Узнать ОКТМО по адресу

Как узнать ОКТМО по адресу? Для этого можно воспользоваться сервисом «Заполнить платежное поручение» на сайте ФНС, в разделе «Электронные сервисы». Чтобы узнать ОКТМО по адресу, достаточно ввести адрес в предлагаемое поле. После ввода адреса высветятся код ИФНС и код ОКТМО.

Также узнать код ОКТМО по адресу можно в Федеральной информационной адресной системе http://fias.nalog.ru/.

С 2018 года в связи с преобразованием в городские округа некоторых муниципальных районов Московской области изменились ОКТМО. Узнать, где это произошло, можно в материале «С 2018 года в платежках по налогам — новые ОКТМО!».

О том, как исправляется ошибка в коде ОКТМО, допущенная при составлении формы 6-НДФЛ, читайте в статье «Как правильно исправить ОКТМО в расчете 6-НДФЛ?».

ОКТМО обязательно указывать при заполнении платежек на перечисление налоговых платежей. Для этого реквизита в платежном поручении предусмотрено поле 105.

Код ОКТМО в своем составе может содержать 8 или 11 цифр, в зависимости от вида территории, которой он присвоен.

Обновленная отчетность по земельному налогу

Автор: О. Лунина

Чем отличается форма новой декларации по земельному налогу от ранее применявшейся формы? Каков порядок заполнения указанной декларации с учетом внесенных изменений?

В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Приказом ФНС РФ от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected] утверждены форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядок ее заполнения. С началом действия данного приказа признается утратившим силу Приказ ФНС РФ от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected], которым была утверждена ранее действовавшая декларация. Каковы правила заполнения новой формы, рассмотрим в статье.

Напомним, что земельный налог относится к местным налогам. Он вводится гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Ими устанавливаются налоговые ставки, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с ЗК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций – I, II и III кварталы календарного года (ст. 393 НК РФ).

В соответствии со ст. 394 НК РФ размер налоговых ставок не может превышать:

0,3 % – в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1,5 % – в отношении прочих земельных участков.

Порядок заполнения декларации по земельному налогу приведен в приложении 3 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-21/[email protected] (далее – Порядок).

Состав декларациии общие требования к ее заполнению.

В состав декларации включаются:

раздел 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;

раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

Она составляется за налоговый период (календарный год). Все значения ее стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Страницы декларации имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа.

Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, а также двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление ее листов, приводящее к порче бумажного носителя.

При заполнении полей декларации должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета.

Заполнение текстовых полей декларации осуществляется заглавными печатными символами.

Заполнение полей декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо начиная с первого (левого) знако-места.

При заполнении полей декларации с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знако-месту.

В случае отсутствия какого-либо показателя во всех знако-местах соответствующего поля проставляется прочерк. Прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине знако-мест по всей длине поля.

Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знако-мест соответствующего поля, в незаполненных знако-местах в правой части поля проставляется прочерк.

При представлении декларации, подготовленной с использованием программного обеспечения, при распечатке на принтере допускается отсутствие обрамления знако-мест и прочерков для незаполненных знако-мест. Расположение и размеры не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 – 18 пунктов.

В поле показателя «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата земельного налога. Он выбирается в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013.

Декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со ст. 80 НК РФ.

При заполнении разделов декларации в верхней части каждой страницы указывается идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН) и код причины постановки на учет (далее – КПП) налогоплательщика.

При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, на каждый объект (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист раздела 2 декларации, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящуюся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ.

В случае, если земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, находятся на территориях нескольких муниципальных образований и в ведении одного налогового органа, представляется одна декларация с заполнением разделов декларации по соответствующим кодам ОКТМО.

Особенности заполнения титульного листа.

При заполнении титульного листа декларации необходимо указать ИНН и КПП, которые присвоены организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.

Для организаций – крупнейших налогоплательщиков ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения (5 и 6-й разряды КПП – «01»).

При представлении в налоговый орган первичной декларации в поле «Номер корректировки» проставляется «0—», при подаче уточненной декларации указывается номер корректировки (например, «1—», «2—» и т. д.).

К сведению:

Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы земельного налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

При представлении годовой налоговой декларации код налогового периода будет «34». В соответствующем поле указывается отчетный год, за который составляется декларация.

Код налогового органа, в который представляется декларация, обозначается согласно документам о постановке на учет в налоговом органе.

Коды представления декларации в налоговый орган проставляются в соответствии с приложением 3 к Порядку. Для большинства образовательных организаций это будет код «270» – по месту нахождения земельного участка (доли земельного участка).

Полное наименование организации указывается в соответствии с наименованием, отраженным в учредительном документе этой организации (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая приводится).

Кроме этого, на титульном листе проставляется количество страниц самой декларации и листов копий подтверждающих документов.

Если сведения, представленные в декларации, подтверждает руководитель организации, то в соответствующем поле проставляется «1», если ее уполномоченный представитель – «2».

В отличие от ранее действовавшей формы декларации, в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ исключена обязанность заверять декларацию печатью налогоплательщика. Также исключена необходимость указания кода вида экономической деятельности (ОКВЭД).

Для заполнения раздела 1 требуется информация, представленная в разделе 2, поэтому в первую очередь следует заполнить именно его.

Расчет налоговой базы и суммы земельного налога.

В разделе 2 осуществляется расчет налоговой базы и суммы земельного налога по каждому земельному участку, принадлежащему организации на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования.

В первую очередь в соответствующем поле необходимо указать кадастровый номер земельного участка.

Основные правила заполнения отдельных строк данного раздела следующие.

Как настроить счет учета земельного налога в 1С 8.3 при уплате в различные ИФНС?

1С:Предприятие 8.3 (8.3.6.2449) Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.43.174). На 8.3. перешла обновлением из 8.2.

Нужно настроить счет учета земельного налога так, чтобы в автоматическом режиме платежки на его уплату формировались на разные налоговые (участки в разных районах города — отчетность и уплата налога производится в разные налоговые на разные КПП).

В Предприятии 8.2 у меня была такая настройка:
к счету 68.08 создан субсчет 1
вид счет активный/пассивный
вид субконто содержал три уровня:
— виды платежей в бюджет (фонды)
— уровни бюджетов
— контрагенты

Начисление налога производила операцией в ручную, где указывала разными проводками, для каждой ИФНС своя, в какую ИФНС и сколько нужно уплатить. Платежки создавала вручную, также с выбором нужного получателя ИФНС.

Теперь в Предприятии 8.3 автоматом налог начисляется на счет 68.06, но не разбивается по разным КПП. Можно ли и тут настроить счет 68.06 также, как в Предприятии 8.2 был настроен 68.08.1, чтобы и в закрытии месяца сумма налога сразу попадала на разные ИФНС и, соответственно, платежки автоматом заполнялись каждый на свою ИФНС?

Земельный налог: ассорти вопросов

Автор: С. Н. Зайцева

Организация приобрела земельный участок. С какого момента она становится плательщиком налога? Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по исчислению, уплате в бюджет и отражению в декларации земельного налога.

Организация приобрела земельный участок. С какого момента она становится плательщиком земельного налога?

Если земельный участок расположен в пределах муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен земельный налог, покупатель – собственник земельного участка становится налогоплательщиком. Это следует из п. 1 ст. 388 и п. 1 ст. 389 НК РФ.

Поскольку право собственности на земельный участок возникает с момента его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 1 ст. 25 ЗК РФ, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), с момента внесения соответствующих записей в ЕГРП у организации – покупателя земельного участка и возникнет обязанность плательщика земельного налога.

Представленная позиция подтверждена письмами Минфина России от 07.12.2012 № 03-05-05-02/120,от 23.04.2009 № 03-05-05-02/24,Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 (п. 1), Определением ВС РФ от 21.09.2015 № 309-КГ15-10978 по делу № А50-11789/2014.

Индивидуальный предприниматель – собственник нежилого помещения, в котором оборудован салон красоты. По своему виду деятельности коммерсант уплачивает ЕНВД. Обязан ли он платить земельный налог в отношении земельного участка, расположенного под многоквартирным домом с указанным нежилым помещением?

Вообще обязанность уплаты земельного налога не зависит от применяемой системы налогообложения. Иными словами, «вмененщик» (организация или индивидуальный предприниматель) при определенных обстоятельствах может стать плательщиком этого налога.

В отличие от организаций, индивидуальные предприниматели, как и физические лица, не зарегистрированные в данном качестве, с 01.01.2015 уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция (п. 4 ст. 397 НК РФ[1]). То есть определение налоговой базы и исчисление суммы налога к уплате в отношении участков, которыми владеют коммерсанты, является обязанностью налоговых органов (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).

Однако в рассматриваемом случае такого уведомления индивидуальный предприниматель не получит, поскольку обязанности уплаты земельного налога у него не возникает. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ[2] земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения.

Таким образом, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, земельный налог не платят (см. также Письмо ФНС России от 06.11.2014 № БС-2-11/[email protected]).

Организация передала земельный участок в аренду. Является ли она плательщиком земельного налога?

Организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога. Таким образом, передача участка в аренду не освобождает арендодателя от уплаты этого налога, что подтверждает и Минфин (Письмо от 01.11.2012 № 03-05-05-02/113).

По какой ставке арендодателю земельного участка рассчитать земельный налог? Может ли он применить пониженную ставку по землям сельскохозяйственного назначения?

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Смотрите так же:  Нужно ли прописать ребенка для получения пособия

Минфин в Письме от 12.01.2012 № 03-05-04-02/03 подчеркнул, что для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения нужно, чтобы земельный участок:

  • относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Таким образом, если налогоплательщик сможет доказать целевое использование земли сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 7 ЗК РФ), он вправе применить пониженную ставку налога. И не имеет значения, кто именно этим занимается – арендодатель (собственник участка) или арендатор. Минфин придерживается того же мнения – см., например, Письмо от 14.03.2008 № 03-05-05-02/12. Указанный подход поддержан и судьями.

Так, ФАС МО в Постановлении от 22.04.2013 по делу № А41-27239/12 пришел к выводу, что организация правомерно исчислила земельный налог по пониженной ставке, установленной для земель сельхозназначения и дачных хозяйств (п. 1 ст. 394 НК РФ), так как арендаторы использовали землю для ведения сельского и дачного хозяйства. Суд отверг довод налогового органа о том, что налогоплательщик не вправе использовать пониженную ставку, поскольку сам не являлся сельхозпроизводителем и не вел дачное хозяйство.

В Постановлении ФАС СЗО от 21.10.2011 по делу № А66-1280/2011 кассационная инстанция сочла правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что для применения в рассматриваемом деле налоговой ставки 0,3% не имеет значения факт использования спорного земельного участка по назначению не обществом непосредственно, а арендатором на основании заключенного с обществом договора аренды. Суд обоснованно указал на то, что из положений пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования. Напротив, из этой нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением. Аналогичную позицию занял и Минфин в Письме от 08.08.2006 № 03-06-02-02/119.

Таким образом, факт использования земельного участка по назначению не собственником, а арендатором не является препятствием для применения пониженной ставки.

Сохраняется ли право на пониженную ставку, если организация использует для сельскохозяйственного производства лишь часть земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения?

Налоговое законодательство не предусматривает применение различных налоговых ставок к отдельным частям одного и того же земельного участка исходя из характера их фактического использования.

Налоговая база определяется лишь по частям земельного участка, расположенным на территориях разных муниципальных образований или находящимся в общей долевой собственности нескольких владельцев (п. 1 и 2 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, если организация использует для сельскохозяйственного производства лишь часть земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, право на пониженную ставку у нее сохраняется.

Подтверждение можно найти в Письме от 04.03.2008 № 03-05-05-02/10, в котором Минфин не возражал против применения льготного (пониженного) размера ставки земельного налога по участку (собственность налогоплательщика), отнесенному к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, значительная часть которого занята Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству под земельные отвалы, образовавшиеся при строительстве автодороги к промышленным зонам, что делает невозможным использование участка для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Схожие выводы прослеживаются и из арбитражной практики. В качестве примера приведем Постановление АС ЦО от 10.02.2015 № Ф10-4674/2014 по делу № А23-739/2014.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС проведена камеральная проверка «уточненки», представленной организацией. По результатам составлен акт и принято решение о доначислении земельного налога за 2012 год, пени и применении штрафа. В обоснование налоговым органом положено постановление Управления Россельхознадзора о назначении административного наказания в отношении генерального директора организации. (В данном постановлении указывалось, что в течение длительного времени (более трех лет подряд) не использовалась часть земельного участка сельскохозяйственных угодий по назначению[3].)

Ссылаясь на нецелевое использование обществом земельного участка, инспекция доначислила земельный налог по ставке, установленной «для прочих земельных участков», в размере 1,5% кадастровой стоимости участка.

Между тем в постановлении административного органа указано, что обществом не используется только часть земельного участка (191 га), в отношении остальной большей части участка постановление никаких выводов не содержит и налоговым органом доказательства неиспользования остальной части земельного участка в материалы дела не представлены. И в постановлении нет сведений о том, на основании каких расчетов определен размер части участка, которая не используется. В решении налогового органа такие расчеты тоже не приведены.

При таких обстоятельствах АС ЦО признал необоснованными доводы налогового органа о применении ставки налога 1,5%. Суды правильно указали, что участок является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ и правомерно указал, что вопрос о размере ставки земельного налога в случае частичного неиспользования предоставленного налогоплательщику земельного участка законом не регламентирован.

Вместе с тем из разъяснений чиновников в последние годы для ситуаций, аналогичных представленной выше, следуют довольно четкие указания: если земельный участок признан органом Россельхознадзора не используемым для сельскохозяйственного производства и представлены в налоговый орган копии протокола об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, то при налогообложении такого земельного участка земельный налог исчисляется в отношении всего этого участка по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающем 1,5% (Письмо ФНС России от 17.03.2015 № ЗН-4-11/[email protected])[4].

В отношении периода применения повышенной налоговой ставки следует руководствоваться разъяснениями Минфина, изложенными в Письме от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879[5]: если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по повышенной ставке начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03-05-04-02/32131).

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Какой вывод следует из сказанного?

Если участок (часть участка) не был признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства согласно установленным критериям, применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%. (Применение нескольких налоговых ставок в подобных случаях невозможно.)

Если земельный участок (часть участка) признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Вправе ли коммерческая организация применить пониженную ставку в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» («для дачного хозяйства»)?

На протяжении ряда лет Минфин разъясняет: рассчитывать земельный налог в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организации нужно по повышенной ставке налога, установленной «для прочих земельных участков»[6]. Свою позицию финансисты обосновывают нормами ЗК РФ (системным толкованием п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78): применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий – отнесения участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

В своих письмах финансисты также ссылаются на судебную практику, в которой отражена данная правовая позиция (Определение ВАС РФ от 22.03.2011 № ВАС-2745/11, постановления ФАС СЗО от 17.12.2010 № А26-3024/2010 и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 № А26-3024/2010).

Впрочем (стоит отметить), в судебной практике можно увидеть иной подход, согласно которому размер ставки применяется исходя из установленного уполномоченными органами назначения земельного участка, его правового режима, который не зависит от статуса и вида деятельности его собственника, а определяется сведениями о целевом назначении и виде разрешенного использования земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости (Постановление АС МО от 29.08.2014 по делу № А41-69327/13).

ФАС МО в Постановлении от 18.11.2013 по делу № А41-50168/12 сделал схожий вывод: применение пониженной ставки обществом правомерно, поскольку это предусмотрено в отношении земельных участков с видом разрешенного использования для дачного строительства. Довод налоговиков о том, что общество, являясь коммерческой организацией, не могло использовать земельные участки для дачного строительства, подлежит отклонению, поскольку определение ставки налога не ставится в зависимость от отнесения плательщика налогов к категории коммерческой или некоммерческой организации в случае, если налогоплательщиком представлены надлежащие доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к конкретной категории земель.

Однако нет смысла приводить положительные решения дальше, ведь летом этого года наметилась иная тенденция в развитии судебной практики. Причина тому – позиция, обозначенная по этому вопросу Верховным судом[7]. В Определении 18.05.2015 по делу № 305-КГ14-9101, А41-63325/13, в частности, высшие арбитры, не поддержав своих коллег (судей нижестоящих инстанций), заняли сторону налоговой инспекции и указали: в отношении принадлежащих налогоплательщику на праве собственности участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» и «для дачного строительства», подлежит применению ставка земельного налога 1,5%.

Свою позицию суд обосновал так: пониженная ставка земельного налога установлена для земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в то время как общество является коммерческой организацией, использующей земельные участки в целях извлечения прибыли (строительство дачного комплекса для последующей реализации), а не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для ведения дачного хозяйства. Доводы налогоплательщика о том, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, были отклонены.

Теперь суды выносят решения, учитывая позицию, отраженную ВС РФ в Определении 18.05.2015 № 305-КГ14-9101 (см., например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу № А41-3273/15, АС СЗО от 02.07.2015 № Ф07-3772/2015 по делу № А56-67918/2014, определения ВС РФ от 04.06.2015 № 305-КГ15-4977 по делу № А41-28967/2014, от 14.07.2015 № 305-КГ15-7012 по делу № А40-58321/14).

Таким образом, коммерческая организация не вправе применить пониженную ставку в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» («для дачного хозяйства»).

Кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода изменена в результате перевода земель из одной категории в другую. Учитывается ли данный момент при определении налоговой базы?

На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Измененная кадастровая стоимость при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах не учитывается (абз. 4 названной нормы). Однако из данного правила есть и исключения, в частности, если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло:

  • вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении Государственного кадастра недвижимости (ГКН). В этом случае изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);
  • по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ). (Например, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в этом же году, новая кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015. Разъяснения на этот счет приведены в письмах ФНС России от 14.04.2015 № БС-4-11/[email protected], от 26.03.2015 № БС-4-11/[email protected])

Как видим, рассматриваемая ситуация (изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в результате перевода земель из одной категории в другую) к исключениям из общего правила не отнесена. Значит, измененная кадастровая стоимость такого земельного участка не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Налогоплательщик учтет ее в следующем налоговом периоде.

Аналогичный вывод можно сделать из Письма от 17.08.2015 № 03-05-05-02/47450, в котором Минфин разъясняет, как определить налоговую базу по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в результате изменения вида его разрешенного использования в течение налогового периода. В этом случае измененная кадастровая стоимость земельного участка учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде. Так же считает Верховный суд (см. Определение от 21.09.2015 № 304-КГ15-5375 по делу № А46-12281/2014).

Крупнейший налогоплательщик имеет несколько объектов налогообложения на территории одного муниципального образования и в ведении одного налогового органа. Вправе ли он предоставить одну декларацию по земельному налогу?

На основании п. 4 ст. 398 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации[8] по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В налоговой декларации крупнейшие налогоплательщики указывают код налогового органа по месту нахождения земельного участка (п. 2.10 Порядка заполнения налоговой декларации).

Согласно п. 3.2 названного порядка КПП указывается на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (форма 9-КНУ).

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют в налоговый орган по месту учета в качестве таковых декларации по земельному налогу, заполняемые отдельно в установленном порядке по местонахождению земельного участка, указывая КПП, присвоенное налогоплательщику-организации по месту учета в качестве крупнейшего (см. Письмо ФНС России от 04.06.2014 № БС-4-11/10563).

При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, на каждый объект (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист разд. 2 налоговой декларации, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящуюся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации).

Смотрите так же:  Приказ от 25 января 2012

Если земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, находятся на территориях нескольких муниципальных образований и в ведении одного налогового органа, то представляется одна налоговая декларация с заполнением разделов по соответствующим кодам ОКТМО.

Таким образом, налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших, имеющий несколько объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования и в ведении одного налогового органа, представляет в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков одну декларацию по земельному налогу, при этом на каждый объект заполняет отдельный лист разд. 2 декларации.

Организации принадлежат (на праве собственности) земельные участки, находящиеся на территории одного муниципального образования, администрируемого разными налоговыми органами. Может ли организация уплачивать земельный налог и отчитываться по нему в ИФНС по месту постановки на налоговый учет, поскольку код ОКАТО для уплаты земельного налога единый?

Согласно п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации при наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения на территории одного муниципального образования на каждый объект заполняется отдельный лист разд. 2 налоговой декларации. Данное правило определяет лишь порядок заполнения (а не представления налоговому органу) декларации.

Каких-либо особенностей в порядке представления деклараций по земельному налогу в случае нахождения земельных участков на территориях, подведомственных разным налоговым органам, но в пределах одного муниципального образования, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В силу п. 1 ст. 398 НК РФ декларация по земельному налогу представляется налогоплательщиками-организациями – собственниками земельных участков в налоговый орган по месту нахождения такого участка.

Пунктом 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации предписано указывать в верхней части каждой страницы ИНН и КПП. То есть КПП, соответствующий причине постановки на учет организации в налоговом органе, в частности по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка), указывается в декларации в обязательном порядке.

Таким образом, когда участки расположены на территориях, администрируемых разными налоговыми органами (хоть и находящихся в одном муниципальном образовании), налогоплательщик (согласно п. 1 ст. 398 НК РФ) представляет в налоговый орган, в ведении которого находится соответствующая территория, отдельную налоговую декларацию.

Сформулированный подход согласуется с разъяснениями ФНС, данными в Письме от 07.08.2015 № БС-4-11/13839.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано 16.03.2015, а прекращено (в связи с продажей участка) 06.04.2015. Данный факт подтвержден выпиской и копией свидетельства о госрегистрации права собственности, представленной новым владельцем. Надо ли организации уплачивать земельный налог и подавать налоговую декларацию?

В силу п. 1, 2 и 5 ст. 83 НК РФ обязательная постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляются на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений[9].

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в силу п. 4 ст. 85 НК РФ обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Датой постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации права (прекращения права) собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на недвижимое имущество, которая содержится в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ.

После регистрации права собственности на приобретенный земельный участок в ЕГРП организация признается плательщиком земельного налога (ст. 388 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Причем, если возникновение права собственности на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. И, напротив, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается, если право собственности на землю возникло после 15-го числа месяца или прекратилось до 15-го числа месяца включительно (см. также Письмо ФНС России от 03.04.2012 № БС-4-11/5540).

Непосредственно для рассматриваемого случая: право собственности на участок перешло к организации 16 марта (то есть после 15-го числа), прекращено 6 апреля (до 15-го числа). То есть ни месяц покупки, ни месяц продажи участка в формуле для расчета налога или авансовых платежей по нему не учитываются. Следовательно, сумма земельного налога по данному участку равна нулю.

Но поскольку в течение календарного года (налогового периода по земельному налогу) организация была собственником земельного участка (в нашем случае – 22 дня), она считается плательщиком этого налога (ст. 388 НК РФ) и должна подать (не позднее 01.02.2016) декларацию по земельному налогу (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано 23.03.2015, – 1 000 000 руб.

В ноябре право собственности на этот земельный участок прекращено, что подтверждается выпиской, датированной 05.11.2015, а также копией свидетельства о госрегистрации права собственности, представленной новым владельцем. Как заполнить декларацию по земельному налогу?

При ответе на вопрос заострим внимание лишь на тех строках налоговой декларации, по которым у налогоплательщика могут возникнуть вопросы.

Работу целесообразнее начать с разд. 2.

По строке 130 этого раздела будет отражена налоговая база по приобретенному организацией земельному участку – 1 000 000 руб.

По строке 140 – налоговая ставка (1,5%).

Количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода – семь (март и ноябрь не включаются). Это значение, следуя указаниям п. 5.17 Порядка заполнения налоговой декларации, «помещаем» в строку 150.

По строке 160 указывается коэффициент (Кв), который применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода. В нашем случае такой коэффициент равен 7/12 или, с точностью до десятитысячных долей (как требует п. 5.18 порядка), 0,5833.

Показатель строки 170 «Сумма исчисленного налога» определяется так: (строка 130 х строка 140 х строка 160) / 100.

В нашем случае сумма земельного налога, подлежащая перечислению в бюджет, равна 8 750 руб. (1 000 000 руб. х 1,5% х 7/12).

Поскольку в условиях примера указано на отсутствие льгот у организации, строки со 180 по 270 разд. 2 не заполняются. (Разъяснения по заполнению этих строк см. в п. 5.20 – 5.29 Порядка заполнения налоговой декларации.)

Соответственно, значение в строке 280 будет тем же, что и в строке 170.

Значение строки 280 из разд. 2 (8 750 руб.) переносится в строку 021 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период» разд. 1.

Далее в разд. 1 указываются суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в I (строка 023), II (строка 025) и III (строка 027) кварталах.

В нашем примере право собственности на земельный участок зарегистрировано 30.03.2015, поэтому авансовый платеж за I квартал не уплачивается (строка 023, соответственно, не заполняется).

Суммы авансовых платежей за II и III кварталы 2015 года – 3 750 руб. (1 000 000 руб. х 1,5% / 4). Значения строк 025 и 027 декларации, соответственно, – 3 750 руб.

По строке 030 отображается сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика по соответствующим кодам КБК и ОКТМО. Она определяется так: строка 021 — строка 023 — строка 025 — строка 027.

Сумма, подлежащая перечислению в бюджет по результатам 2015 года, равна 1 250 руб. (8 750 руб. — 3 750 руб. х 2 кв.).

Кадастровая стоимость земельного участка – 1 000 000 руб. Ставка по земельному налогу – 1,2%. Налог, подлежащий уплате в бюджет за год, соответственно, равен 12 000 руб.

За I, II и III кварталы организация перечислила авансовые платежи – по 2 000 руб. за каждый квартал. При заполнении налоговой декларации именно эти суммы ей нужно отражать по строкам, предназначенным для авансовых платежей (разд. 1)?

В налоговой декларации, которую представляют в налоговый орган не позднее 1 февраля, по строкам 023, 025 и 027 разд. 1 указываются суммы, подлежащие уплате в бюджет за I, II и III кварталы соответственно. Об этом сказано в пп. 4 – 6 п. 4.3 Порядка заполнения налоговой декларации.

В силу п. 6 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Используя формулу, следующую из представленной выше нормы, для рассматриваемого случая получаем сумму авансовых платежей, равную 3 000 руб. (1 000 000 руб. х 1,2% х 1/4). Именно этот платеж подлежит перечислению в бюджет в установленные сроки.

В отношении участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, при расчете земельного налога учитывается повышающий коэффициент: 2 – при строительстве в течение трех лет[10], 4 – при строительстве свыше трех лет. Об этом говорится в п. 15 ст. 396 НК РФ. Квартальный авансовый платеж для таких случаев, соответственно, будет выражен следующей формулой: сумма авансового платежа = налоговая база х повышающий коэффициент х ставка налога х 1/4.

Суммы авансовых платежей, подлежащие уплате (а не фактически уплаченные!), и следует отразить в декларации по земельному налогу по строкам 023, 025 и 027 разд. 1. Эти суммы будут начислены на лицевом счете по земельному налогу по срокам уплаты авансов. Соответственно, у организации возникнет недоимка по авансовым платежам, которую нужно доплатить.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ неуплата или несвоевременная уплата авансового платежа влечет начисление пеней на сумму, не перечисленную в установленный срок. Особенности начисления пеней по авансовым платежам разъяснил Пленум ВАС в п. 14 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Организация приобрела в собственность земельный участок в IV квартале (ноябрь 2015 года). Как ей заполнить декларацию по земельному налогу (интересуют, в частности, строки декларации по авансовым платежам)?

Предположим, что право собственности на участок, кадастровая стоимость которого 1 000 000 руб., зарегистрировано до 15.11.2015. Тогда коэффициент для расчета земельного налога будет равен 0,17 (2 мес. (ноябрь – декабрь) / 12 мес.).

При ставке налога для категории «прочие земли» 1,5%, отсутствии льгот и при том, что данный участок не используется для жилищного строительства, сумма земельного налога составит 2 550 руб. (1 000 000 руб. х 1,5% х 0,17).

Эту сумму надо указать по строке 021 разд. 1 декларации, а вот строки 023, 025 и 027 этого раздела не заполняются, поскольку авансовых платежей не будет.

Организация 27.07.2015 приобрела в собственность земельный участок, кадастровая стоимость которого на 01.01.2015 (и впоследствии) не определена, что подтверждено соответствующей справкой из Росреестра. Однако организация обладает данными о нормативной стоимости земельного участка. Вправе ли она, исходя из этих данных, начислить земельный налог?

До 01.03.2015 действовала норма, согласно которой при отсутствии кадастровой стоимости земли (если таковая была не определена) в целях уплаты земельного налога следовало применять нормативную цену земли[11].

С 01.03.2015 эта норма не действует[12], а значит, с указанной даты нормативная цена земли для целей обложения земельным налогом не используется.

Соответственно, если в отношении этого земельного участка в течение 2015 года кадастровая стоимость так и не будет определена, земельный налог по итогам года не рассчитывается (из-за отсутствия налоговой базы). Однако организации необходимо представить нулевую декларацию в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Если налог (авансовые платежи) не уплачен в установленные сроки по не зависящим от налогоплательщика причинам, ни пени, ни штрафы по налогу начисляться не должны, что подтверждено Письмом Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75[13].

[1] В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

[2] Норма введена в НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ и действует с 01.01.2015.

[3] На пашне не проводились работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах не производилось сенокошение, на пастбищах не производился выпас скота, произрастают сорные растения, деревья и кустарники.

[4] См. также Письмо ФНС России от 18.02.2015 № БС-4-11/2541.

[5] Направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944.

[6] См. письма от 04.12.2013 № 03-05-06-02/52781, от 11.02.2013 № 03-05-04-02/3224, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/76, от 21.05.2012 № 03-05-05-02/74.

[7] Напомним, на страницах журнала мы уже обращались к данной теме – см. статью К. С. Стриж «О льготных ставках в отношении участков «для дачного строительства», № 8, 2015.

[8] Форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу утв. Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected]

[9] Пункт 8 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, утв. Приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н. См. также Письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-05-01/47601.

[10] Если строительство окончено и госрегисрация объекта произведена раньше обозначенного срока, сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается излишне уплаченной и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в установленном порядке.

[11] Пункт 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», письма Минфина России от 14.10.2013 № 03-05-04-02/42680, от 25.09.2013 № 03-05-06-02/39682, ФНС России от 13.10.2011 № ЗН-4-11/[email protected], Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54.

[12] Федеральный закон № 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[13] Направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 18.07.2006 № ММ-6-21/[email protected]

Земельный налог октмо