История сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Абу ад-Дарды

Абу ад-Дарда, это человек который благодаря своему другу Абдулле бину Равахе встал на путь истинны и после принятия и изучения Ислама, был правителем в Дамаске до конца дней своих.

Однажды Уваймир ибн Малик Аль-Хазраджи, названный в народе Абу ад-Дарда, встал рано утром и сразу направился к идолу, которого он установил в самом почётном месте своего дома. Там он надушил его самыми лучшими благовониями из тех, которые были в его большой торговой лавке. Затем он нарядил идола в новую одежду, изготовленную из великолепного шёлка, который подарил ему один купец из Йемена.

После этого, Абу ад-Дарда направился в свою лавку. Все улицы и переулки Медины были полны сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословление), которые возвращались после сражения при Бадре. Впереди сподвижников шли огромные толпы пленных из племени курайшитов. Увидев их, Абу ад-Дарда отвернулся от них и пошел в другую сторону, но тут же столкнулся с юношей из племени Хазрадж. Абу ад-Дарда спросил его об Абдулле бину Равахе. Юноша ответил ему, что он сражался в битве, проявляя героизм вернулся домой здоровым невредимым с добычей и, ему нужно время отдохнуть.

Юноша нисколько не удивился его вопросу об Абдулле бину Равахе, так как все люди знали узы их дружбы. Абу ад-Дарда и Абдулла бину Раваха ещё до Ислама были друзьями. Когда на Посланника Мухаммада (мир ему и благословление), Всевышний возложил миссию призвать людей к единобожию, Абдулла бину Раваха принял его, а Абу ад-Дарда отказался от принятия истинной религии.

Но, тем не менее, это разногласие не прервало их доверие друг другу. Абдулла бину Раваха продолжал навещать Абу ад-Дарду, призывая к Исламу, надеясь на него, и очень сожалел о каждом его новом дне, прожитом им в многобожии.

В один день Абу ад-Дарда пришёл в свой ларек, и занялся своей работой. В это время Абдулла бину Раваха пошел к своему другу, решив выполнить особое намерение. Когда он подошел к дому Абу ад-Дарды, то увидел дверь открытой, и заметил его мать, поздоровался с ней:

— Мир тебе, о мать Абу ад-Дарды!

— И тебе мир, о, брат Абу ад-Дарды!

— А где Абу ад-Дарда?

— Он ушел в лавку и в скором времени должен вернуться.

— Можешь чувствовать себя как дома, — ответила она и освободила ему дорогу.

Затем она пошла в свою комнату, оставила его одного и занялась домашними делами и уходом за детьми. Абдулла бину Раваха вошёл в ту комнату, в которой Абу ад-Дарда установил идола, достал молоток и, начал ломать его со словами:

— Поистине, всё чему поклоняются помимо Аллаха – это неверие!

— Поистине, всё что придается в сотоварищи Аллаха – это неверие!

Уничтожив идола Абдулла покинул дом своего друга.

Мать Абу ад-Дарды вошла в комнату, где был идол — и очень удивилась, увидев его разбитого на мелкие кусочки. Начала хлопать себя по щекам, провозглашая:

— Погубил меня бину Раваха! Погубил меня бину Раваха!

Не прошло много времени, как Абу ад-Дарда вернулся домой. Увидев мать, в страхе и со слезами, на глазах сидящей у порога двери комнаты, где был идол, он спросил её:

— Приходил твой брат Абдулла бину Раваха, и превратил твоего идола в то, во что ты сам можешь посмотреть!

Взглянув на разбитого идола, гнев охватил Абу ад-Дарду, и решил он отомстить Абдулле бину Раваху. Но через короткое время успокоился и злость прошла. Поразмыслив над случившимся, он сказал: «Если было бы добро и сила в этом идоле, то он уберег бы себя».

Затем он немедленно отправился к Абдулле бину Равахе, и они вместе пошли к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословление) и Абу ад-Дарда изъявил желание принять Ислам.

Абу ад-Дарда сильно опечалился из-за упущенного добра, осознав, насколько опередили его товарищи в понимании религии Аллаха, в заучивании Его книги, в изучении поклонения и богобоязненности перед Господом. Он решил со всей настойчивостью днем и ночью наверстать упущенное.

Полностью отрекся от мирского мира и стал усердно поклоняться Господу, с усердием погрузился в изучение знаний. Абу ад-Дарда начал настойчиво заучивать Коран и углубляться в понимание аятов.

Когда он заметил, что торговая деятельность мешает получать полное наслаждение от поклонения и приходится пропускать маджлисы, он бросил торговлю.

Как то, некто спросил Абуад-Дарду о торговле, он ответил следующим образом:

— «Я был продавцом до принятия Ислама. А после того, как стал мусульманином, я хотел поклоняться Всевышнему и одновременно торговлей заниматься. Но не получилось так, и я оставил торговлю — стал заниматься лишь поклонением. Клянусь Аллахом, я хотел бы, чтобы у меня был ларек у входа в мечеть! Тогда я не пропускал бы коллективные намазы, занимался бы торговлей и каждый день имел бы доход в триста динаров.

Затем повернувшись к нему, Абу ад-Дарда продолжил:

— Я не говорю, что Аллах запрещает торговлю. Но, тем не менее, я люблю быть в числе тех людей, кого торговля не отвлекает от поминания Аллаха.

Отрешенность от мирского мира

Абу ад-Дарда оставил не только торговлю, но и отрекся от земного мира, от мирских красот и благ. Он довольствовался черствым куском хлеба, одеждой из грубого материала прикрывающей тело.

Однажды холодной ночью к Абу ад-Дарде в гости пришли несколько человек. Он угостил их горячей пищей, но не дал им теплого покрывала, чтобы укрыться, когда они стали ложиться спать, начали друг другу говорить по поводу покрывала. Один из них сказал: «Я сейчас пойду к нему и скажу про покрывало!», другой ему сказал: «Оставь, не надо!» Но тот не послушал его и пошел, а дойдя до порога двери их комнаты, увидел, как он лежит и его жена сидит возле него: на них была тонкая одежда, которая, ни от жары не защитит, ни от холода не спасёт. Тогда тот человек сказал Абу ад-Дарде: «Я вижу, что ты в таком же положении, как и мы, а где же твои вещи?» Абу ад-Дарда ответил: «Наш дом — там, мы туда отправляем все вещи, которые приобретаем. Если в доме, что-либо осталось бы, мы обязательно отдали бы это вам. Ведь на нашем пути, по которому мы пойдем в мир иной, будут препятствия. С легкой поклажей преодолевать препятствия легче, чем с тяжелой. Мы хотим облегчить наш путь от тяжестей, чтобы легко было его преодолеть».

Затем Абу ад-Дарда спросил того человека: «Ты понял?» — Он ответил: «Да, да будет вам добро!».

Во времена своего правления, Халиф Умар Фарук (да будет доволен им Аллах) хотел назначить правителем Абу ад-Дарду в Сирии, но он отказался. Умар стал настаивать, тогда Абу ад-Дарда сказал:

— Когда ты будешь доволен мной, чтобы я пошел туда учить людей Книге Господа, сунне Пророка, совершать с ними намаз — я пойду.

Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что доволен. Затем Абу ад-Дарда направился в Дамаск, и когда он прибыл туда, то застал там людей в довольстве и в роскоши – они жили благоденствуя. Это не понравилось Абу ад-Дарде, он собрал их в мечети и сказал:

— О, жители Дамаска, вы нам братья по вере, соседи по домам, союзники против врагов. О, жители Дамаска, что вам мешает принять меня приветливо, следовать моему завещанию? Я ничего не требую от вас, мои расходы возложены на других.

Я заметил, как ваши Алимы уходят в мир иной, а незнающие не изучают исламские науки. Вижу, как вы живете средствами, которые Аллах вам дает, но оставили обязанности, возложенные Им на вас.

Я вижу, что вы накапливаете то, что не в силах потратить, строите дома, где не живете, стремитесь к тому, чего не достигните.

Народы, которые были до вас, также собирали мирские блага, но это все бренно и в итоге превратилось в прах. Мечты их превратились в пыль, и дома их стали могилами, это была община Пророка Худа (мир ему) — они не слушались пророка и Аллах их погубил.

О, жители Дамаска, поистине, земля полна денег и детей. Кто из вас сегодня купит у меня то, что оставил народ Пророка Худа (мир ему) хотя бы за два дирхама?

Услышав речи Абу ад-Дарды, люди стали плакать так сильно, что их плач был слышен даже вне стен мечети.

С этого дня Абу ад-Дарда начал посещать собрания людей в Дамаске. Ходил по рынкам, он отвечал вопрошающему, учил незнающего, наставлял забвенного, брал пользу от каждого случая.

Как-то Абу ад-Дарда проходил по улице возле группы людей, которые накинулись на человека, били его, проклиная. Абу ад-Дарда обратился к ним: «Что вы делаете?» — Они ответили: «Этот человек совершил большой грех!» — «Если бы вы увидели, что он упал в колодец — стали бы вытаскивать его оттуда?» — «Да!» — ответили они. «Не проклинайте его и не бейте, а – наоборот — наставляйте его и восхваляйте Аллаха, Который не дал вам совершить такой грех!» Они спросили: «А разве ты не злишься на него?» Абу ад-Дарда ответил: «Поистине, мне ненавистен его поступок и, если он оставит этот поступок — то он мой брат!» После этого человек, совершивший грех, раскаялся.

Однажды молодой юноша обратился к Абу ад-Дарде: «Дай мне совет, о, сподвижник Пророка (мир ему и благословление)», Абу ад-Дарда ему сказал: «О, сын мой, поминай Аллаха, когда тебе хорошо — и Он вспомнит тебя, когда тебе будет плохо.

О, сын мой, будь ученным, или изучающим знания, или слушающим — но не будь четвёртым, иначе пропадёшь.

О, сын мой, пусть мечеть будет твоим домом, я слышал как Пророк (мир ему и благословление) говорил: «Мечеть — это дом для праведника». Поистине, Аллах наделил того, кто сделал для себя мечеть домом, милостью и возможностью идти по правильному пути!».

В один день на дороге сидела группа молодых людей и вела беседу о своем, рассматривая проходящих. Абу ад-Дарда подошёл к ним и сказал: «О, дети мои, для мусульманина предпочтительней находится дома, где он убережет свой нафс (эго) и взор. Избегайте зря проводить время, поистине, от этого человек забывает Аллаха и черствеет его сердце».

Смотрите так же:  Приказ министерства культуры 32

Когда Муавия бину Абусуфьян правил халифатом, он отправил к Абу ад-Дарде в Дамаск человека — сватать его дочь за своего сына Язида. Абу ад-Дарда отказался выдать за Язида свою дочь, не смотря на то, что он был сыном правителя, и выдал её за одного простого мусульманина, отдав предпочтение его праведности.

Известие об этом распространилось среди людей, и они стали говорить: «Язид бину Муавият посватался к дочери Абу ад-Дарды, а он ему отказал и выдал дочь за простого мусульманина!»

Некий человек спросил Абу ад-Дарду, почему он так поступил? Он ответил: «В том, что я сделал, есть добро для дочери. Каким образом? Вы представьте мою дочь среди рабов, служащих ей: она будет жить во дворце, и на каком месте потом окажется её религия?»

Когда Абу ад-Дарда находился в Сирии, Умар бину Хатаб (да будет доволен им Аллах)навестил его, интересуясь положением его дел и образом жизни. Он пришёл к нему ночью. Так как дверь не была заперта, вошёл в тёмную комнату, но Абу ад-Дарда, когда услышал его шаги, встал навстречу ему, поприветствовал его. Они беседовали о разном, но из-за темноты они не видели друг друга. Умар (да будет доволен им Аллах), пощупав подушку Абу ад-Дарды, заметил, что это принадлежность, накидываемая на спину животного, пощупал матрас – тот оказался набитым мелкими камешками, пощупал одеяло — оно оказалось таким тонким, что не может согреть при холоде. Затем Умар (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Пусть смилуется над тобой Аллах, разве я не помогал тебе? Разве не посылал тебе средства?»

Абу ад-Дарда сказал:

-Вспомни хадис, который Пророк (мир ему и благословление) нам рассказывал!»

-а какой это хадис?

-Разве не говорил Пророк, чтобы достаток у каждого из нас был подобно той, которая у путника бывает с собой в дороге?

-Умар (да будет доволен им Аллах) подтвердил это.

-Что же мы сделали после этого, о Умар?

Затем они оба расплакались и так остались до рассвета.

Когда он заболел пред смертной болезнью, к нему вошли сподвижники и спросили: «На что ты жалуешься?» — «На свои грехи!» — «Чего ты желаешь?» — «Прощения от Аллаха!». Затем он сказал тем, кто был рядом с ним: «Внушайте, подсказывайте мне фразу, «Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и Мухаммад Его Посланник» они вместе с Абу ад-Дардой повторяли эти слова, пока душа не покинула его тело.

После его ухода в мир иной, ‘Авф бину Малик Ашджа ‘ и увидел во сне широкое зелёное цветущее пастбище, разбитую на нём палатку из кожи и вокруг неё стадо овец в загоне для скота. «Я никогда не видел ничего подобного!» — говорил ‘Авф бину Малик Ашджа ‘ и и спросил: «А для кого это?» Ему ответили: «Для Абдурахмана бину ‘Авфа». Из палатки выглянул Абдурахман и сказал ему: «О, ибн Малик, это то, что дал нам Аллах посредством Корана. Если пошел бы ты по этому пути, то увидел бы то, что никогда не видел, уши услышали бы то, что никогда не слышали, и ты нашел бы то, о чем даже и не думал!» Тогда бину Малик спросил: «А для кого это все?» Абдурахман ответил: «Всевышний приготовил это для Абу ад-Дарды поскольку он полностью был отрёкшимся от мирского!».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Абу Ну’айм упомянул от Салима ибн Абу аль-Джа’да, от Абу Дарды, что он сказал:

«Пусть остерегается человек проклятия (сердец)
верующих, которое он может и не почувствовать», — затем добавил:
«Знаешь ли, от чего это?». Я сказал: «Нет», — сказал: «Раб может в уединение вершить ослушания Аллаха, и тогда Аллах бросит в сердца верующих ненависть к нему, которое он и не заметит».

Ибн Аль-Каййим. Болезнь и исцеление.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Если бы не три вещи, то люди стали бы праведными:

(1) страсть, за которой следуют;
(2) жадность, которой повинуются;
(3) и восхищение своим мнением».

(Ахмад в “аз-Зухд” 169, Абу Дауд в “аз-Зухд” 221).

Абу́ ад-Дарда́, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я испрашиваю прощения за 70-х своих братьев, находясь в земном поклоне, и упоминая каждого по имени и имени его отца».

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Как прекрасен сон и питание благоразумных, посредством которых они обходят глупцов с их выстаиванием [ночных молитв] и постами! [Благое деяние размером с] пылинку от обладателя богобоязненности лучше поклонения обольщённых размером с гору!»

[Ахмад; Абу Нуайм]

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Три вещи, которые я люблю, но ненавидят люди: бедность, болезни и смерть.

Люблю бедность из смирения к моему Господу, смерть из стремления к встрече с моим Господом, а болезнь по причине искупления за мой грех».

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Знать точно, что Аллах принял, хотя бы одну молитву от меня было бы для меня дороже, чем весь мир и все что находится в нем, поскольку Аллах говорит:

«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (5:27)».

См. «Тафсир Ибн Касир», 3/67

Абу ад-Дарда رضي الله عنه сказал:

«Какое прекрасное место для человека – его дом! В нём он удерживает от запретного свой язык, желания и взгляд».

Ибн Абу ад-Дунья «аль-Узлят» стр. 26.

Джубейр ибн Нуфайр сказал:

«Я отправился навестить Абу-Дарду в его доме в Хомсе, и нашел его молящимся в его мечети. Когда он сидел для ташаххуда, он начал просить защиты у Аллаха от лицемерия.
Когда он закончил, я подошел к нему и спросил: «Да простит тебя Аллах, Аба ад-Дарда! Какое отношение ты имеешь к лицемерию?»

Он ответил: «О Аллах, Твое Прощение! (он сказал это трижды) Никто кто чувствует себя в безопасности от испытания, не будет в безопасности от него! Именем Аллаха, человек может быть испытан в течении часа, и повернуть свою спину к своей религии».

Достоверные повествования о лицемерах собранные Мухаммадом Муса Насром,
в его книге «ал-Мунафикун» (стр. 95-98)

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Приобретайте знания. И если вы этого не делаете, то хотя бы проявляйте любовь к знающим людям. Но, а если вы не любите их, то по крайней мере не питайте к ним ненависти»

См. «аз-Зухд», имам Ахмад, 734).

Сказал благородный сподвижник Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах):

«Ты не станешь богобоязненным, пока не обретешь знания. И ты не обретешь прелести знаний, пока не станешь их практиковать.»

جامع بيان العلم (2/9)

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Человек не может дать лучшей милостыни (садака), чем назидание, которым он увещевает группу людей, и Аллах приносит им пользу через неё ещё до того, как они разойдутся»

См. ( «Фатава Ибн Таймийи», 14/212).

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Какое прекрасное место для человека – его дом! В нем он удерживает от запретного свой язык, желания и взгляд».

См. «аль-Узлят», Ибн Абу ад-Дунья», стр. 26.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил:

“Несправедливы наши богатые братья! Они любят нас ради Аллаха, однако оставляют нас в мирском. Когда я встречаю кого-либо из них, он говорит: “Я люблю тебя, о Абу ад-Дарда!” Однако когда я нуждаюсь в нем, он забывает обо мне”.

Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд”, 232

У Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, было 306 близких друзей, за которых он делал дуа во время намаза. Жена как-то спросила его об этом, и Абу Дарда ответил:

«Кто бы не обращался к Аллаху с мольбами за своего брата в его отсутствие, Аллах обязательно поручает двум ангелам говорить: «И тебе того же!» Разве я не желаю, чтобы ангелы обращались за меня к Аллаху?»

Источник: «Тахзибу с-сияр», 1/273.

Абу ад-Дарда говорил:

“Тот, кто считает, что путешествие в поисках знания не джихад, того разум и понимание испортились!”

Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баян аль-‘ильм” (1/60).

Между Абу ад-Дарда и Умм ад-Дарда

Абу ад-Дарда говорил своей супруге (Умм ад-Дарда): «Если ты станешь гневаться, то я успокою тебя. А когда гневаться стану я, то ты успокой меня. Если же ты не станешь поступать таким образом, то мы очень скоро расстанемся.

Когда умер Абу ад-Дарда, Умм ад-Дарда отказалась снова выходить замуж. Она говорила: «О Аллах, Абу ад-Дарда посватался ко мне и женился на мне в этом мире. О Аллах, а я сватаю его и прошу Тебя женить его на мне в Раю».

تاريخ دمشق (70/ 151)

Передается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллаx, сказал:

من فقه المرء إقباله هلى حاجته حتى يقبل على صلاته وقلبه فارغ
«Среди того, что указывает на понимание человека – это отправление своей нужды до того, как началась молитва, так, чтобы сердце его было свободным»

аль‐Бухари, 671. Ибн Хаджар сказал в «Фатху‐ль‐Бари»: «Привёл его ибнуль‐Мубарак в книге «Аз‐Зуxд» № 1142; также вывел его Мухаммад бин Наср Аль‐Маруази в книге «Кадри‐с‐Саляx»»

Абу ад-Дарда (رضي الله عنه) однажды рассказал о завещании Пророка (ﷺ):

«Посланник Аллаха (ﷺ) завещал мне семь вещей:
1. Не приобщай к Аллаху сотоварищей, даже если тебя разрежут или сожгут.
2. Не оставляй сознательно обязательную молитву, ибо тот, кто оставил молитву — вышел из под покровительства Аллаха.
3. Не пей вино, ибо оно — ключ ко всякому злу.
4. Повинуйся своим родителям, даже если они повелят тебе отказаться от своего мирского.
5. Не веди тяжбу с обладателями власти, даже если будешь считать себя следующим истине.
6. Не беги с поля боя, даже если тебе придется погибнуть, а твои друзья сбегут.
7. Расходуй со своего имущества на своих детей, не убирай трость от своей семьи и устрашай их Всевышним Аллахом».

Передал имам аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад», 18. Иснад аль-хасан.

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

Смотрите так же:  Приказ мо 2010 года 205

«Будет лучше, если ты дашь добрый совет своему другу, нежели разорвёшь с ним отношения. Потому что никто не заменит тебе твоего друга, когда ты его потеряешь. Будь великодушен и снисходителен к нему, и, не позволяй завистнику встать между вами. Ведь может случиться так, что твой друг умрёт на следующий день, и ты будешь горевать. Впрочем, как ты можешь горевать после того, как он умрёт, если ты избегал его, когда он ещё был жив?»

См. «Сыфат ас-Сафуа» 1/364

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:

لَا إِيمَانَ لِمَنْ لَا صَلَاةَ لَهُ وَلَا صَلَاةَ لِمَنْ لَا وُضُوءَ لَهُ

«Нет имана (веры) у того, кто не совершает молитву, и нет молитвы у того, кто не совершает омовение (для нее)».

Глава 21 Завещание

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Мусульманин, который хочет завещать нечто из своего имущества, не поступает благоразумно, если по прошествии двух ночей он так и не составил завещание».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают, что Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды он спросил:

«О Посланник Аллаха! Я обладаю большим состоянием, которое унаследует моя единственная дочь. Не раздать ли мне две трети моего состояния в качестве пожертвования?» Он ответил:

«Нет». Он спросил:

«Не раздать ли мне тогда половину моего состояния?» Он ответил:

«Нет» Он спросил:

«Не роздать ли мне тогда треть его?» Он сказал:

«Ты можешь раздать треть, но даже треть – это слишком много. Оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их нищими и просящими милостыню у людей».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что некий муж пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал:

«О Посланник Аллаха! Моя мать скоропостижно скончалась и не оставила завещание, но я думаю, что если бы она заговорила перед смертью, то непременно велела бы раздать милостыню. Получит ли она вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил:

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

Передают, что Абу Умама аль-Бахили, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Воистину, Аллах предписал должное для каждого, кто этого заслуживает, и поэтому нельзя завещать имущество в пользу наследника».

Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ахмад и ат-Тирмизи назвали его хорошим, а Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд – сильным. Ад-Даракутни передал похожий хадис со слов Ибн ‘Аббаса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, и в нем также сказано: «…если только на это не согласятся остальные наследники». Цепочка рассказчиков хадиса хорошая.

Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Воистину, Аллах смилостивился над вами и разрешил вам распоряжаться третью вашего имущества перед смертью, дабы умножить ваши благодеяния».

Этот хадис передал ад-Даракутни. Ахмад и аль-Баззар передали его со слов Абу ад-Дарда’, а Ибн Маджа – со слов Абу Хурейры. Все эти хадисы являются слабыми, но каждый из них усиливает другой. Однако лучше всего об этом известно Аллаху.

Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Тот, кому вверяют имущество на хранение, не должен гарантировать их сохранность».

Этот хадис передал Ибн Маджа со слабой цепочкой рассказчиков.

Глава о распределении пожертвований уже была рассмотрена в конце книги о закяте, а глава о распределении трофеев и военной добычи, захваченной без боя, если на то будет воля Аллаха, будет рассмотрена в конце книги о священной войне.

Завещание абу дарды

Для Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний Аллах избрал наилучших людей в качестве сподвижников. Он предопределил им родиться и жить в такое время, когда будет жить Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Именно сподвижники изучили религию и в сохранности передали ее следующим поколениям. Именно от них об Исламе узнали люди из самых разных стран и различных национальностей. Школа сподвижников – это такая школа, знания в которой получили имамы предыдущих веков и продолжают получать мусульмане нашего времени. Именно в этой школе получили воспитание все достойные и праведные люди нашей огромной исламской уммы.
Всевышний Аллах о своем отношении к сподвижникам сказал следующие слова: «Доволен остался Аллах теми верующими, которые присягали тебе (о Пророк) на верность…» (48:18).

Давайте посмотрим еще на одно наставление этого сподвижника. Абу Дарда сказал: «Я призываю вас к хорошему. Но далеко не все, что разъясняю, я сам могу исполнять. И все-таки я жду от Аллаха награды хотя бы за то, что рассказал вам». Это очень ценное признание от сподвижника. Подтверждая его слова, более поздние имамы говорили о себе: «Далеко не все, что разъясняем, мы в силах исполнить. И если бы рассказывали только о том, что сами делаем, то смогли бы призвать вас лишь к очень малому количеству дел». С этих слов мы понимаем, что ученые, взяв на себя ответственность за распространение Ислама, рассказывают об этой религии все, что знают. Но они такие же люди, как и все остальные, и потому они не могут быть совершенными, пребывая все время в богоугодных делах и избегая неправильного. Ведь наша религия широка, и в ней много различных желательных и рекомендуемых действий, успеть совершить которые сложно успеть любому человеку: либо не хватает времени, либо здоровье не позволяет и т.д. Несмотря на это, все мусульмане должны совершать обязательные действия и сторониться запретного.

Третье наставление Абу Дарды. Однажды он проходил мимо группы людей и услышал, как те ругают одного из них. Оказалось, тот совершил какой-то плохой проступок и поэтому снискал гнев своих товарищей. Абу Дарда подошел к ним, но не стал никого осуждать, а просто сказал: «Если бы вы увидели своего товарища попавшим в беду, стали бы вы пытаться помочь ему?» И те ответили: «Конечно, мы будем спасать наших друзей из беды». Сподвижник продолжил: «Так возблагодарите Аллаха за то, что вас миновали беды, доставшиеся вашему товарищу, и перестаньте ругать его».
Обратите внимание, как сподвижник удержал тех людей от продолжения ругани. Ведь по Исламу мы не должны ругать людей и, тем более, не должны стремиться делать этого прилюдно. Увидев же ошибки в ком-либо, нам нужно подойти к этому человеку и ему одному указать на его заблуждения.
Кроме того, мусульманам следует остерегаться участвовать в пересудах, когда люди обсуждают кого-то и, зачастую, клевещут о нем. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так сказал об этом поступке: «Если человек рассказывает другим людям все, что слышит сам (имеется в виду то, что он даже не стремится проверить достоверность услышанных сообщений), то является одним из лжецов».
Этот хадис и упоминавшиеся наставления касаются и нашего времени. Они учат нас тому, что не нужно прилюдно осуждать ученых и обладателей знания, в том числе – преподавателей религии, имамов, муфтиев и богословов. Кроме того, услышав, как другие люди обсуждают недостатки того или иного представителя религии, не нужно участвовать в этих разговорах и не следует их поддерживать. Вред от таких разговоров огромен: так теряется уважение к религии, люди начинают считать дозволенным совершение многих осуждаемых поступков. Я ни в коем случае не стараюсь умалить недостатки тех представителей Ислама, в ком действительно есть ошибки и заблуждения, и не стремлюсь выступать их защитником. Но я хочу призвать к тому, чтобы мы больше внимания обращали на те слова, которые говорим. И если наши речи будут затрагивать представителей религии и обладателей знания, то не стоит их превращать в предмет всеобщего обсуждения, дабы не нанести урон самой религии.

Завещания саляфов

Одним из недостатков современных мусульман является то, что они мало обращают внимание на слова праведных предшественников (ас-саляфу салих), мало изучают их. Наоборот, мусульмане в наше время стали уделять больше внимания словам современников, в то время как слова праведных предшественников нужнее и полезнее.
Слова праведных предшественников хоть и не большие по объему, но зато в них есть много пользы для людей, в отличие от поздних поколений, у которых много слов, но мало пользы, как об этом сказал ибн Раджаб, да помилует его Аллах, в своей книге, которую он назвал «Фадлю ’ильми ссаляф ’аля ’ильми ль-халяф» (Превосходство знания предшественников над знанием поздних поколений).

Завещания ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах

Лекция №1: Коротко про ибн Масуда, да будет доволен им Аллах
Если бы вы знали мои грехи, то за мной даже два человека из вас не пошли бы. И вы бросили бы пыль на мою голову. И я бы хотел, чтобы Аллах простил мне хотя бы один из моих грехов, пусть даже меня за это будут называть Абдуллах сын навоза, чтобы лишь бы Аллах простил мне мои грехи” (аль-Хаким)

Лекция №2:Верующий человек относится к своим грехам так, как будто он сидит под огромной скалой и боится что она обрушится на него. А нечестивец относится к своим грехам так, как будто это муха, которая пролетела мимо его носа и он отогнал ее” (аль-Бухари и Муслим)

Лекция №3:Судите о людях по их приятелям, потому что человек дружит с тем, кто ему нравится

Лекция №4:Вы живете в такое время, когда много ученых и мало хатыбов (ораторов). А после вас наступит время, когда будет мало ученых но много ораторов

Лекция №5:Будут такие вещи, которые не ясны, поэтому должны проявлять спокойствие (выдержку, не спешку, осмотрительность, неторопливость). Для человека лучше следовать за кем-то в добре, чем быть лидером в заблуждении

Завещания Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах

Лекция №6: Коротко про абу ад-Дарду, да будет доволен им Аллах
Требуйте знания! А если не можете этого, тогда любите обладателей знания (ученых)! А если не любите их, то хотя бы не ненавидьте их

Смотрите так же:  Калькулятор компенсация за жилье военнослужащим

Лекция №7:Просите защиты у Аллаха от лицемерного смирения (خشوع النفاق). Его спросили а как это лицемерное смирение? Он сказал: Это когда тело смиренно, а сердце не смиренно

Лекция №8: “Однажды он шел по дороге и увидел людей, которые ругали, бранили, поносили человека, который совершил какой-то грех, и сказал: «Скажите, а если бы вы его нашли на дне колодца, разве не вытащили бы из него?» Они сказали: «Конечно». Он сказал: «Восхваляйте Аллаха, Который избавил вас от этого греха и не ругайте вашего брата»”

Завещания Ахмада бну Ханбаля, да будет доволен им Аллах

Лекция №9: Коротко про Ахмада бну Ханбаля, да будет доволен им Аллах

Лекция №10: “Абу Дауд, да помилует его Аллах сказал: «Я не видел никого подобного имаму Ахмада бну Ханбалю! Он не входил в какие-то разговоры, в которые обычно входят люди, из мирских разговоров. Но когда упоминалось религиозное знание, вот тогда он говорил»”

Лекция №11: “Аль-Мууди сказал имаму Ахмаду: «О, Абу Абдуллах! Как много людей делают за тебя ду’а». Тогда Ахмад повернулся к нему и сказал: «Я боюсь, что это истидрадж (завлечение)»”

Лекция №12:То, что ученые из ахлус-сунна считают мункаром (порицаемым), то и есть порицаемое

Лекция №13:Любите людей сунны в любом случае (что бы от них ни исходило или что бы они ни делали)

Лекция №14: “«Я не знаю такого времени, чтобы люди так сильно нуждались бы в изучении хадиса когда-либо, как сегодня». Люди спросили: «Почему?» Он ответил: «Потому что появилась ересь. И тот, у кого нет знания сунны (хадиса), тот попадет в ересь»”

Лекция №15:«Не общайся с этим человеком» (История с учеником имама Ахмада)”

Лекция №16:Как это, человек занимается передачей хадисов и не совершает кыямуль-лейл (ночной намаз)?

Лекция №17:О, как тяжко мне видеть людей, чьи печени растопило мирское (т.е. которые погрязли в мирском), в то время как сердца их хранят Куран

Лекция №18:С чернильницей до могилы

Лекция №19:Я знал Коран наизусть, но ушел он из моей памяти в то время, когда я был занят изучением, поиском и передачей хадисов. И я начал просить Аллаха, чтобы Он мне позволил выучить его, но не сказал «в благополучии» (في عافية). И я выучил Коран только тогда, когда был в тюрьме и в наручниках

Лекция №20:Это не письмо ученого и не мухаддиса, а писанина писателя

Лекция №21: “Имаму Ахмаду не нравилось когда, кто-то за ним идет (следует за ним)”

Письма ибн Таймии, да помилует его Аллах

Лекция №22: “Через что придет в порядок религия и мирская жизнь человека?”

Лекция №23: “Какое из благих деянии наиболее предпочтительное после обязательных?
Какой путь заработка наиболее предпочтительный?
На что опираться при изучении шари’атского знания?”

Завещание Абу Абдуррахмана ас-Сулями, да помилует его Аллах

Лекция №24: Завещание Абу Абдуррахмана ас-Сулями, да помилует его Аллах

Ученые — наследники пророков.

Всевышний Аллах сказал:Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. (Сура аль-Муджадаля 58:11)

Чтение и изучение книги «Манхадж в требовании знаний» шейха Салиха Али Шейха, да сохранит его Аллах.

1. Знание — милость от Аллаха. Чистота сердца — восприятие знаний. Достоинство знания, превосходство знающего над простым поклоняющимся. Проблемы в требовании знания. Ознакомление с автором книги Салихом ибн Абдульазиз Али Шейхом, да сохранит его Аллах. Разъяснение вступления книги: 1) Басмаля. 2) Хвала Аллаху. 3) Имена Аллаха — ар-Рахман и ар-Рахим. Хидая — прямой путь. Два столпа Хидая: знание и совершение дел в соответствии с ним. Хидая иршад. Хидая тауфик. Два вида болезней: тела и сердца. Болезни сердца также два вида: страсти и сомнения, и их излечение. Вилая (покровительство) Аллаха — общее и конкретное. Искусство вступления; разбор мольбы шейха Салиха

2. Болезни, препятствующие достижению знаний. Основательность и последовательность в требовании знаний. Важность правил требования знаний. Разница между знанием и просвещением. Два качества, необходимых требующему знания: 1) чтобы шел по пути саляфов в требовании знаний и 2) чтобы приучил себя к тому, чтобы тратить все свое время на знание и чтобы это не надоедало ему. История Хатыба аль-Багдади. Заучивание наизусть: заученное — есть знание. Решительность в требовании знаний. Пользы присутствия на собраниях знания. Искренность в требовании знаний, так как требование знание — это поклонение

3. Искренность в намерении: 1) Избавление от невежества, как себя, так и других; 2) Приобретение хашия (боязни); 3) Защита шариата. Завещание Абу Дарды, да будет доволен им Аллах. Полезное знание, его сравнение с дождем. Таклид (слепое следование). Качество требующего знания — мягкость (рифк). Знание собирается понемногу в течение продолжительного времени.

[1] Следование по пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) заключается в четырех вещах:

1) Полное подчинение тому, что он нам приказал.

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху»(Ан-Ниса:80)

2) Верить в то, что он нам сообщил. Принимается это нашим разумом или нет. Слушаем и повинуемся. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение, которое внушается от Аллаха(Ан-Наджм:3,4)

3) Сторониться того, что он нам запретил.

Передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Тот, кто подчинился мне, подчинился Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха». Муслим 1835.

4) Не поклоняться Аллаху кроме только так, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нас научил.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

[2] С 90-х годов многие люди вышли из Бывшего Советского Союза на путь требования знания. Прошло около 20-ти лет. Где они? Они занимаются бизнесом, деньги крутят, устраивают всякие собрания, где не требуется знание, конечно же, кроме тех, кому Аллах оказал милость. Их всего лишь единицы.

[3] Саляфов в требовании знаний.

[4] Пользы, которые мы берем на тех собраниях или местах, где требуется знания:

1) Поминание Всевышнего Аллаха.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: — Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося. (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 3414, сахих ат-Тирмизи 1891.

2) Учится нраву от шейха. Как рассказывают про имама Ахмада ибн Ханбаля, что у него на уроках было до 5 тыс. студентов. 500 из них брали знания, а 4500 – смотрели на шейха и учились нраву шейха.

3) Человек, который находился на этих собраниях, становится тем, за кого ангелы просят прощение.

4) Сам путь требования знания. Кто самостоятельно занимается без шейха, тот заблудился. Поэтому ученые говорили: «Кто зашел в знание без шейха, тот сойдет с этого пути – пути требования знания — без знания»

5) Это место, где раздают наследство пророков.

Берет наследство Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует!) – знание. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «И поистине, ученые являются наследниками пророков, и поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, и они оставили в наследство знания. И тот, кто берет эти знания, тот себе берет большую долю». Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Хиббан, Хаким. Хадис достоверный.

[5] Со слов Хузайфы передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами‘» 4214.

[6] Речь идет об одном хадисе, переданном с хорошим иснадом от одного из ученых сподвижников Абу Дарды (да будет доволен им Аллах!). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

من سلك طريقا يبتغي فيه علما سهل الله له طريقا إلى الجنة وإن الملائكة لتضع أجنحتها لطالب العلم رضا بما يصنع وإن العالم ليستغفر له من في السموات ومن في الأرض حتى الحيتان في الماء وفضل العالم على العابد كفضل القمر على سائر الكواكب وإن العلماء ورثة الأنبياء وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما وإنما ورثوا العلم فمن أخذه أخذ بحظ وافر

«Тот, кто прокладывает себе дорогу к требованию знаний, Аллах этой же дорогой прокладывает ему дорогу в рай. И ангелы кладут свои крылья, довольствуясь тем, что делает требующий знания. И поистине, за ученого просят прощенья все, что на небе и все, что на земле, и даже рыба в воде. И преимущество ученого над просто поклоняющимся мусульманином, как преимущество луны в ночь полнолуния над другими звездами. И поистине, ученые являются наследниками пророков, и поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, и они оставили в наследство знания. И тот, кто берет эти знания, тот себе берет большую долю» Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Хиббан, Хаким.

[7] Но в рамках Шари’ата.

[8] Или в другом риваяте передают слова аз-Зухри: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь (тот, кто берется учить) по одному или два хадиса».См. наше краткое изложение книги «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘» под названием «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 66.

[9] Аль-Бухари (71), Муслим (1037) – со слов Му‘авийи, да будет доволен им Аллах.

[10] Первый у нас была искренность, второе — мягкость

[11] Смотрите пророк, мир ему благословение Аллаха, сказал: «Люди лишены двух милостей: время и здоровье» А мы теряем время. А шейх Альбани даже ценил секунды (40:30).

Завещание абу дарды