Оглавление:

В I чтении принят законопроект об обеспечении выплаты в ходе процедур банкротства бывшим работникам должника выходных пособий и оплаты труда

Поправками в том числе:

предлагается предоставить право субъектам РФ и муниципальным образованиям погашать требования кредиторов второй очереди (к которым в настоящее время относятся требования работников, бывших работников о выплате выходных пособий или об оплате труда, образовавшиеся до возбуждения производства по делу о банкротстве) в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

предусматривается направление по каждому виду требований отдельного заявления о намерении их удовлетворения;

устанавливается порядок, в котором учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия или третье лицо в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, вправе удовлетворить требования к должнику, включенные в реестр требований кредиторов;

определяется порядок направления заявления о намерении удовлетворить требования к должнику, содержание заявления, порядок его рассмотрения;

к числу участников собрания работников, бывших работников должника предлагается отнести работников, бывших работников, перед которыми у должника имеются неисполненные обязательства по оплате труда, выплате выходных пособий.

Вступление в силу соответствующего закона планируется по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.

Министерство экономического развития Российской Федерации

Поправки к закону о банкротстве уточняют субсидиарную ответственность

Минэкономразвития России подготовлены поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагается установить административную ответственность саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих и должностных лиц за нарушение требований законодательства, регулирующего их деятельность. Нормативный акт направлен на повышение эффективности реализации СРО установленных полномочий и повышение доверия к системе саморегулирования в деятельности арбитражных управляющих в целом.

Поправки направлены на совершенствование и систематизацию норм о субсидиарной ответственности в отдельной главе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В частности, уточняются определение контролирующего должника лица, исключающее привлечение к субсидиарной ответственности не определявших деятельность должника лиц и основания ее возникновения (в результате невозможности полного погашения требований кредиторов или несвоевременной подачи заявления, за нарушение законодательства о банкротстве).

Кроме того, поправки Минэкономразвития определяют тех, кто может подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, права привлекаемого с установлением возможности регрессного требования к должнику, порядок рассмотрения такого заявления в деле о банкротстве и вне его.

Детализируется процедура распределения между кредиторами прав требования, выбора одного из видов удовлетворения требований. Вводятся нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредиторам.

Поправками также вводится норма о принятии обеспечительных мер в отношении субсидиарного ответчика только в состязательном процессе с вызовом сторон.

Проект федерального закона №1032321-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 29 марта 2016 года №536-р. Принят Государственной Думой в первом чтении 22 апреля 2016 года.

В законе о банкротстве предусмотрена субсидиарная ответственность руководителя должника и контролирующих его лиц

Поправками, внесенными в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе:

уточнено определение понятия «контролирующее должника лицо»;

установлено, что в случае, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника;

предусмотрена субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в арбитражный суд лиц, на которых возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, или принятию такого решения, или подаче данного заявления в арбитражный суд (предусмотрены права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности);

уточнен порядок расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего;

скорректированы обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также порядок раскрытия информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих;

установлен перечень документов, которые в случае реорганизации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в форме слияния вновь созданная некоммерческая организация представляет в орган по контролю (надзору) для включения сведений о ней в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

установлен порядок возмещения должнику убытков, причиненных ему лицами, имеющими фактическую возможность определять действия юридического лица, в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Кроме того, внесенными в КоАП РФ поправками установлена административная ответственность, в том числе за:

нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, об устранении нарушений законодательства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОПРАВОК

К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 1998 года

18 февраля 1998 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации.

2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации.

Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Статья 2. Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации (далее — поправки (поправка) к Конституции Российской Федерации) принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

2. Под поправкой к Конституции Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.

3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Глава II. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 3. Требования к предложению о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации.

Смотрите так же:  Подбор материала для выступления основные требования

2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами «Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации» с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой

1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

Глава III. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ

Статья 5. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях.

2. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации).

Статья 6. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации

1. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.

2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

3. В случае отклонения Советом Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.

Статья 7. Опубликование для всеобщего сведения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

Статья 8. Направление закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

Глава IV. ПОРЯДОК ОДОБРЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ) ОРГАНАМИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 9. Рассмотрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Статья 10. Направление постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совет Федерации

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации направляет данное постановление в Совет Федерации.

Глава V. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Установление результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

2. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения.

3. Установление результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации оформляется в соответствии с регламентом Совета Федерации.

4. Президент Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, немедленно извещает об этом Совет Федерации и Президента Российской Федерации.

В случае подачи жалобы закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации.

5. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.

Статья 12. Подписание и официальное опубликование Президентом Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

1. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

2. Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

3. При официальном опубликовании закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации указываются наименование закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, дата его подписания Президентом Российской Федерации и регистрационный номер.

Статья 13. Дата вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Смотрите так же:  Исковое заявление о ненадлежащем исполнении обязательств

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Статья 14. Внесение принятой поправки к Конституции Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации

1. Принятая поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Возможность повторного внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации

В случае, если закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

4 марта 1998 года.

Судебная практика и законодательство — 33-ФЗ О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации

В соответствии со статьей 136 Конституции Российской Федерации, с Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», главой 16 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

В связи с принятием поправок к Конституции Российской Федерации об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации, руководствуясь статьей 14 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», осуществляю официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками и с указанием даты их вступления в силу.

В соответствии со статьей 136 Конституции Российской Федерации, с Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», главой 16 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

В связи с принятием поправки к Конституции Российской Федерации о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации, руководствуясь статьей 14 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», осуществляю официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенной в него поправкой и с указанием даты ее вступления в силу.

В связи с принятием поправки к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 14 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», осуществляю официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенной в нее поправкой и с указанием даты вступления в силу поправки.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»:

1. Администрации Президента Российской Федерации обеспечить в месячный срок со дня вступления в силу законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками и с указанием даты их вступления в силу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» уведомляю о следующем.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» уведомляю о следующем.

Внесены изменения в КоАП и в закон о банкротстве

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и на привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносятся изменения, предусматривающие:

более чёткую регламентацию процедуры реорганизации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и раскрытия ими информации о своей деятельности;

установление обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по разработке критериев выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также по раскрытию другой значимой информации о деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

уточнение понятия «контролирующее должника лицо» и критериев определения возможности контролирующего должника лица определять действия должника;

систематизацию норм, касающихся субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в том числе вне рамок дела о банкротстве, если возбуждение дела о банкротстве невозможно или нецелесообразно;

уточнение правовых оснований и установление процессуальных особенностей привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Кроме того, Федеральным законом предоставляется право арбитражному суду уменьшать размер субсидиарной ответственности лица или полностью освобождать его от субсидиарной ответственности, если такое лицо докажет, что фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица, а также более детально регламентируются права лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за административные правонарушения.

Блог

Поправки в Закон о банкротстве, направленные на регулирование субсидиарной ответственности контролирующих лиц

Автор: Александр Григорьевич Клышкань,

директор департамента консалтинга АФ «АВУАР»

29 июля 2017 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон N 266-ФЗ — это уже четвертый блок поправок в Закон о банкротстве, направленных на регулирование субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Остановимся подробнее на этих изменениях.

Контролирующие лица. Правовые последствия установления контроля

Утратила силу ст. 10 Закона о банкротстве, регулирующая ответственность контролирующих лиц при банкротстве юридических лиц. Теперь вместо нее появилась отдельная глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», в которой отныне содержится определение контролирующего лица, перемещенное из основных понятий, перечисленных в ст. 2 Закона о банкротстве. И хотя основной смысл понятия контролирующего лица сохранен — контролирующим по-прежнему признается лицо, которое может давать обязательные для исполнения должником указания или имеет возможность иным образом определять действия должника, — в его определении обозначились существенные изменения, направленные на усиление ответственности контролирующих лиц.

К числу таковых следует отнести возможность в судебном порядке признать лицо контролирующим по основаниям иным, чем только те, которые непосредственно перечислены в самом Законе (п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве).

Перечень контролирующих лиц расширен и формально: теперь к их числу также относятся лица, которые признаются контролирующими в силу должностного положения (в частности, по причине замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника).

В новой редакции Закона о банкротстве сохранилась презумпция контроля: при наличии указанных в Законе обстоятельств, пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом.

Ужесточился подход к исчислению срока, в течение которого лицо может быть признано контролирующим: если ранее Закон считал таковым лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем трех лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или иным образом определять действия должника, то сейчас контролирующим признается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее право не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. При этом сокрытие должником, и/или контролирующим должника лицом, и/или иными заинтересованными по отношению к ним лицами признаков неплатежеспособности и/или недостаточности имущества не влияет на определение даты возникновения признаков банкротства для целей определения контролирующего лица.

Смотрите так же:  Банкомат сбербанка госпошлина

Правовые последствия установления контроля, предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ, в отношении контролирующих лиц аналогичны ранее действующему законодательству и предполагают:

субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, если такая невозможность наступила вследствие действий (бездействия) контролирующего должника лица (ст. 61.11 Закона о банкротстве);

субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 Закона о банкротстве);

ответственность за убытки, причиненные руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) или иными контролирующими должника лицами: указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате нарушения положений Закона (ст. 61.13 Закона о банкротстве).

Закон предоставляет право контролирующим лицам доказать фактическое отсутствие контроля: согласно п. 9 ст. 61.11 арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально).

При этом Закон мотивирует номинальных руководителей к раскрытию информации о фактических бенефициарах. Так, лицо, привлекаемое к ответственности, может быть освобождено от нее, если благодаря предоставленным им сведениям будет установлено фактически контролировавшее должника лицо и/или обнаружено скрывавшееся им имущество должника и/или контролирующего должника лица.

Бремя доказывания отсутствия вины также возлагается на контролирующее должника лицо. В случае, когда в результате действий (бездействия) такого лица полностью погасить требования кредиторов невозможно, оно не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует.

Контролирующее лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если оно докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Обеспечивая интересы контролирующего лица, Закон устанавливает, что размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.

Имущественная ответственность виновных лиц за фиктивное банкротство

Новеллой Закона N 266-ФЗ является норма, направленная на привлечение виновных лиц к имущественной ответственности за фиктивное банкротство. Согласно п. 2 ст. 61.13 Закона о банкротстве в новой редакции, если заявление должника подано им в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме либо должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя или предъявленных кредиторами требований в деле о банкротстве, должник, руководитель должника и иные контролирующие должника лица несут перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием (неоспариванием) требований кредиторов.

Правила о взыскании убытков с виновных лиц применяются также в случае, если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.

Говоря об обеспечении баланса интересов кредиторов и акционеров (участников), собственников юридического лица, следует отметить, что для отечественного банкротного (впрочем, не только банкротного, но и в целом гражданского) законодательства характерен прокредиторский подход к правовому регулированию. Защита имущественного оборота (читай — защита кредиторов юридического лица) иногда превращается в самоцель. А ведь за фасадом юридического лица находятся его учредители (участники), законно использующие «оболочку» юридического лица, в том числе с целью легитимного ограничения своей ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности.

Защита интересов кредиторов

Новеллы, внесенные в Закон о банкротстве Законом N 266-ФЗ, расширяют возможности кредиторов, предоставляя им выбор способа защиты своих интересов и наделяя их правом распорядиться требованием о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц следующим образом:

взыскать задолженность в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

продать свое требование по правилам п. 2 ст. 140 Закона о банкротстве;

уступить другому кредитору часть своего требования в размере требования этого кредитора.

Закон о банкротстве в новой редакции (ст. 61.21) предполагает возможность заключения соглашения между кредиторами и контролирующими лицами, привлекаемыми к ответственности при единогласном одобрении его условий (в том числе о предоставлении отступного, обмене требований на доли в уставном капитале, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства и т.п.) всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности.

По согласию отдельного кредитора, выраженному в письменной форме, соглашение может содержать положения о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части и/или понижения очередности исполнения требований такого кредитора.

Рабочая группа РТК рассмотрела проект поправок в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и порядок отнесения предприятий к различным категориям риска

29 ноября т.г. состоялось заседание рабочей группы Комиссии по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения.

С докладом о проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее -Положение) выступил директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Корж.

Изменения, которые вносятся проектом постановления в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, упорядочивают случаи повышения или понижения установленной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категории риска.

В этих целях порядок повышения и понижения категории риска выносятся в отдельные пункты приложения к Положению, согласно которым устанавливается высокая категория риска при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством за последние 3 года, а снижается при отсутствии таких случаев, а также тяжелых травм и административных правонарушений, связанных с грубыми нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе обсуждения представителями Стороны работодателей предложено привести нормы проекта в соответствие со статьей 4.6. КоАП Российской Федерации, а именно снизить срок давности с 3 лет до 1 года для понижения категории риска по основанию наличия постановления по делу об административном правонарушении. Это предложение поддержано членами рабочей группы и будет внесено в проект нормативного правового акта.

С информацией о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц» выступил заместитель директора Департамента финансово-банковской деятельности Минэкономразвития РФ М.И. Бештоев.

Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой реабилитационной процедуры реструктуризации долгов.

С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками предлагаемой процедуры разрешения финансовых проблем законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Однако если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника и (или) иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, то по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально неплатежеспособных должников.

Законопроектом предусмотрены другие положения, направленные на обеспечение гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов.

В заседании рабочей группы принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Объединения РаЭл С.К. Накропин.

Закон о поправках в фз о несостоятельности