Новый закон о несостоятельности банкротстве в России и его отличие от других законов о несосто

Главная > Закон >Государство и право

Основные недостатки «Закона о несостоятельности и банкротстве предприятий» 1992 г. 4

Арбитражный управляющий – кто он? 6

Новшества в Законе 2002 г. 16

Список использованной литературы 20

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в ст. 61 и 65 Гражданского кодекса РФ. В 1998 г. был принят новый Закон о банкротстве, учитывающий как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. Закон 1998 г. был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов, которые зачастую были заинтересованы не в финансовом оздоровлении должников, а в их банкротстве и приобретении прав на их имущество. Это и послужило причиной для принятия 26 октября 2002 г. нового Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 2002 г.).

В связи с начавшимся финансовым кризисом в декабре 2008, апреле и июле 2009 г. в Закон 2002 г. были внесены существенные изменения.

Закон 2002 г. является комплексным нормативным актом, в котором предусматривается несколько вариантов банкротства организаций, включая ликвидацию (признание банкротом) и восстановление платежеспособности должника как альтернативу ликвидации. Тем не менее, на практике закон так и не стал эффективным механизмом, защищающим права кредиторов и должников, т.к. банкротство зачастую применяется как мера для решения проблем должников по погашению задолженности перед кредиторами. Должники уходят от уплаты задолженности через банкротство своих юридических лиц, предварительно выводя все значимые активы до начала процедуры банкротства. Последние изменения в Закон 2002 г. в том числе связаны и с ужесточением позиции государства по оспариванию таких сделок и увеличению кредиторской массы для удовлетворения требований всех кредиторов.

Основные недостатки «Закона о несостоятельности и банкротстве предприятий» 1992 г.

Закон Российской Федерации «О несостоятельности и банкротстве предприятий» (далее Закон 1992 г.) был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Остановимся на существующих недостатках этого закона.

Во-первых, российский закон предоставил возможность применения «прокредиторской» и «продолжниковской» системы и этим ограничился, не утруждая себя детальным регулированием механизма их реализации. В частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем, так же, как и все процедуры банкротства, применяемые к должнику.

Во-вторых, само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона от 19.11.1992).

В-третьих, представляется принципиально неправильным абсолютно одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую градообразующим) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников, применяемые к ним процедуры и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько различными будут последствия их применения.

В-четвертых, при регулировании порядка применения процедур банкротства закон совершенно не учитывал многообразие ситуаций, в которых могут оказаться должник и его кредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую приходилось сталкиваться со случаями, когда руководитель организации должника отсутствует и место его нахождения установить невозможно, когда должник не располагал имуществом, необходимым даже для покрытия судебных издержек и т.п. Во всех подобных случаях арбитражный суд должен был, как предписывал закон, объявить должника банкротом, открыть конкурсное производство и для его осуществления назначить конкурсного управляющего. Естественно, ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда денежную сумму, необходимую для выплаты конкурсному управляющему вознаграждения (хотя бы в порядке аванса). Решения арбитражного суда о банкротстве таких должников в принципе было невозможно реализовать, поэтому суды хранили такие дела в сейфах, а должники, признанные банкротами, продолжали числиться в реестре юридических лиц.

Пробельность Закона о банкротстве 1992 года послужила причиной принятия многочисленных подзаконных актов. Достаточно сказать, что к моменту принятия нового закона в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.

Арбитражный управляющий – кто он?

Согласно Закону 1992 г. одной из ключевых фигур в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые к нему, были определены в Законе одним вторым абзацем пункта 4 статьи 12, который гласил: «Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии». Вот и все требования.

То есть получилось, что арбитражным управляющим могло быть любое лицо, отвечающее указанным требованиям. Все это привело к тому, что в самом начале формирования сообщества антикризисных управляющих в Российской Федерации арбитражными управляющими, нередко, становились случайные люди, которые не имели ни опыта, ни знаний, ни авторитета в сфере антикризисного управления и, соответственно, такими людьми легко и просто было манипулировать.

Нельзя отрицать и того факта, что в антикризисное управление в тот период приходили люди для проведения одной процедуры банкротства на конкретном предприятии, после чего вопросами антикризисного управления больше не занимались.

Из более 6000 арбитражных управляющих, внесенных на сегодняшний день в реестр Росрегистрации, стаж работы в качестве арбитражного управляющего до 1995 года имеют всего лишь единицы. Из этого следует вывод о том, что в период действия Закона 1992 г. сообщество арбитражных управляющих не было сформировано, данный вид деятельности не стал профессиональным и, естественно, в тот период ни о каком авторитете арбитражного управляющего говорить не приходилось.

Случайные люди, пришедшие в сферу антикризисного управления, своими действиями и бездействием только нанесли вред их приемникам и создали в обществе негативное отношение к арбитражным управляющим. К сожалению, с этим стереотипом по отношению к арбитражным управляющим и сегодня приходится сталкиваться.

Практика применения установленных Законом 1992 г. минимальных требований к арбитражному управляющему показала, что лица, хотя и соответствовали данным требованиям, тем не менее, в большинстве своем оказывались недостаточно подготовленными к выполнению возложенных на них многогранных функций.

Только через два года после вступления в силу Закона 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.05.94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», которым на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России возлагалась организация подбора, подготовки и аттестации лиц для назначения арбитражными управляющими в делах о банкротстве.

Можно смело утверждать, что государством только с 1995 г. началась проводиться работа по дополнительному специальному обучению лиц, решивших заниматься деятельностью в сфере антикризисного управления, с последующей их аттестацией.

Подготовка в высших учебных заведениях специалистов по специальности «Антикризисное управление» началась после утверждения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 062000 «Антикризисное управление». Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 19.07.96 и приказом Госкомвуза России № 1315 от 25.07.96 «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» был дополнен указанной специальностью.

Первым в Российской Федерации в 1997 г. к подготовке таких специалистов приступил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

За прошедший с 1992 г. пятилетний срок многое изменилось в экономической и общественно-политической жизни страны. Закон 1992 г. уже явно не вписывался в действующее законодательство. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки и принятия нового закона о банкротстве. Новый Федеральный закон от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 1998 г.) введен в действие с 01.03.98.

В отличие от Закона 1992 г., который под арбитражным управляющим понимал назначенное арбитражным судом лицо, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника, в Законе 1998 г. под арбитражным управляющим понимается физическое лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления установленных Законом полномочий, в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

Смотрите так же:  Подбор материала для выступления основные требования

Арбитражным управляющим, названным временным управляющим, является лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления процедуры наблюдения. Следует отметить, что Закон 1992 г. не предусматривал применение такой процедуры как наблюдение, и, следовательно, понятие «временный управляющий» в Законе 1998 г. явилось новеллой.

Так же новеллой в Законе 1998 г. по отношению к Закону 1992 г. являются следующие изменения, касающиеся понятия «Арбитражные управляющие»:

— кандидат в арбитражные управляющие должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

— обладать специальными знаниями и иметь аттестат специалиста по антикризисному управлению;

— с 01.03.99 арбитражные управляющие имели право исполнять свои функции только на основании лицензии;

— арбитражным управляющим не может быть назначено лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

— лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться, как минимум, в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

По сравнению с Законом 1992 г., в Законе 1998 г. помимо расширения прав и обязанностей арбитражного управляющего, была включена статья 21 «Ответственность арбитражного управляющего», в которой в качестве ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, предусматривался отзыв лицензии, отстранение арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей, а также возмещение убытков, причиненных должнику, кредиторам действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими действующее законодательство РФ.

Проведя краткое сравнение положений Закона 1998 г. с Законом 1992 г. о лицах, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства, можно сделать следующие выводы:

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (утратил силу)

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I
«О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 1998 г.

См. постановление Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. N 3930-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов.

Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата.

Понятия, используемые в целях настоящего Закона:

активы — имущество предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы;

пассивы — обязательства (за исключением субвенций, дотаций, собственных средств и других источников) предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность;

арбитражный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника;

внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

добровольная ликвидация предприятия-должника — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;

должник, предприятие-должник — предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;

конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;

конкурсное производство — процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;

конкурсный кредитор — физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;

конкурсный управляющий — лицо, осуществляющее конкурсное производство;

мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;

недобросовестное удовлетворение требований кредиторов — удовлетворение требований отдельных кредиторов в ущерб интересам остальных кредиторов;

неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее;

предприятие — занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо, или не образующие юридического лица предприниматели или гражданин-предприниматель;

принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;

реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации;

санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;

умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел;

фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 ноября 1992 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Определены условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, установлена очередность удовлетворения требований кредиторов.

Под несостоятельностью (банкротством) в законе понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Установлена подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражному суду. Закон содержит процессуальные нормы о порядке рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

Подробно регламентирована процедура конкурсного производства, регулируются вопросы деятельности конкурсных управляющих. С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства: запрещается отчуждение имущества должника, погашение его обязательств; сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими; прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника. Из имущества должника вне конкурса погашаются его долговые обязательства, обеспеченные залогом. Вне очереди покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим, продолжением функционирования предприятия-должника.

После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности. Отчет подлежит утверждению арбитражным судом. После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Закон вводится в действие с 1 марта 1993 года.

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Настоящий закон вводится в действие с 1 марта 1993 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 1992 года N 279, в газете «Российские вести» от 21 января 1993 г. N 13, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 7 января 1993 г. N 1 ст. 6

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 1998 г.

Закон о банкротстве 1992 года

&nbspЗакон о банкротстве предприятий

Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Необходимым условием применения данного Закона должно стать проведение обязательных предварительных мероприятий, включающих в себя обеспечение коммерциализации государственных и муниципальных предприятий с одновременным акционированием с учетом обязательной реализации следующих сопутствующих мер: проведение взаиморасчета по поставкам между предприятиями, санацией государственных промышленных предприятий, изменение порядка начислений амортизаций (с учетом индексации) и создание системы финансово-кредитной поддержки в процессе коммерциализации и акционирования.
Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником (банкротом) и осуществления конкурсного производства, включая установление очередности удовлетворения требований кредиторов.
Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.
Понятия, используемые в целях настоящего Закона:
арбитражный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника;
активы — имущество предприятия состоит из основных средств и других долгосрочных вложений (включая нематериальные активы), оборотных средств, финансовых активов;
пассивы — обязательства (пассивы, за исключением субвенций, дотаций, собственных средств и других источников) предприятия состоят их заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность;
внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника или кредитора и состоящая в передаче функций по управлению предприятием-должником специальному лицу — арбитражному управляющему;
добровольная ликвидация — внесудебная процедура по ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами;
должник — предприятие, не выполняющее или сознающее, что в ближайшее время не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами;
конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;
конкурсное производство — составная часть процедуры принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, в процессе которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;
конкурсный кредитор — физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные претензии к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;
конкурсный управляющий — лицо, ведущее конкурсное производство;
мировое соглашение — процедура по достижению договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов;
недобросовестное удовлетворение требований кредиторов — удовлетворение требований части кредиторов в ущерб интересов остальных;
неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее;
предприятие — юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, или не образующие юридического лица предприниматели, или гражданин-предприниматель;
принудительная ликвидация — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;
реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации;
санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, состоящая в оказании собственником или третьим лицом финансовой помощи предприятию;
умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интерес
ах третьих лиц, преднамеренно некомпетентное ведение дел;
фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них скидок или рассрочки причитающихся им платежей.

Смотрите так же:  Ст 64 судебные приставы

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Несостоятельность (банкротство) считается имеющим место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником в случае добровольной ликвидации.
Статья 2. Типы применяемых к должнику процедур
1. В соответствии с настоящим Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:
реорганизационные;
ликвидационные;
мировое соглашение.
2. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имущества должника и санацию.
3. К ликвидационным процедурам относятся:
принудительная ликвидация предприятия по решению арбитражного суда;
добровольная ликвидация предприятия под контролем кредиторов.
Ликвидация предприятия осуществляется в процессе конкурсного производства.
Статья 3. Подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве)
1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Высшим арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения должника, определенному в его учредительных документах.
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) производится арбитражным судом в порядке, установленном настоящим Законом, а по вопросам, не урегулированным настоящим Законом, — в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
3. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом в соответствии с настоящим Законом, если размеры претензий к должнику в совокупности не ниже пятисот установленных Законом размеров минимальной заработной платы.

Раздел II
ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
Статья 4. Основание для возбуждения производства по делу
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора, а также прокурора.
Статья 5. Заявление должника в арбитражный суд
1. Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) подается на основании решения собственника предприятия или органа, уполномоченного им, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.
Заявление должника подается в письменной форме и подписывается руководителем предприятия-должника или лицом, его заменяющим. Заявление может содержать ходатайство о проведении процедуры внешнего управления имуществом должника или санации.
2. Заявление должника должно содержать кроме данных, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, сумму требований, которые не могут быть удовлетворены, указания о форме собственности и субъекте собственности, причины, по которым должник считает невозможным выполнить свои обязательства, другие необходимые сведения, в том числе предусмотренные в настоящем Законе. Заявление может быть подано в предвидении несостоятельности (банкротства).
3. К заявлению должника прилагается список его кредиторов и должников с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы предприятия.
4. Копия заявления с приложением направляется должником кредиторам.
5. В случае непредставления должником бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня подачи заявления арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского баланса и другой необходимой информации независимому аудитору за счет должника. За непредставление документов на руководителя предприятия-должника может быть наложен в административном порядке штраф до десяти минимальных размеров оплаты труда, направляемый на увеличение конкурсной массы. Сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит вперед на депозитный счет арбитражного суда.
6. Заявление, поданное должником, не может быть им отозвано. Арбитражный суд рассматривает дело по существу.
7. Информация, полученная от должника арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве), не подлежит разглашению в какой бы то ни было форме до принятия решения о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Статья 6. Извещение должнику и заявление кредитора в арбитражный суд
1. При невыполнении должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения указанных обязательств по оплате товаров (работ, услуг), кроме отказа от оплаты по основаниям, предусмотренным действующими правилами или договором, кредитор направляет должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В извещении содержится требование в недельный срок со дня получения извещения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что при их невыполнении в течение этого срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве). По получении уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Заявление может содержать ходатайство о проведении процедуры внешнего управления имуществом должника или санации.
2. Заявление кредитора представляется в письменной форме с приложением к нему документально подтвержденных требований к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, уведомления о вручении извещения должнику и подтверждения направления ему копии заявления с приложениями. Заявление подписывается руководителем предприятия либо уполномоченным на то лицом.
3. Кредитор обязан направить должнику копию заявления с приложениями.
4. Заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу.
Статья 7. Заявление прокурора
1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства п
о делу о несостоятельности (банкротстве) в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
2. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу.
Статья 8. Возбуждение производства по делу
На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредиторам и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа, подписавшего коллективный договор. В определении указываются время и место проведения заседания, органы, которые должны направить своих представителей для участия в заседании.
Статья 9. Решение и определение арбитражного суда
1. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает решение:
о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредитора могут быть удовлетворены.
2. При наличии ходатайств о проведении реорганизационных процедур, а также оснований для их проведения, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 и пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу и несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведения:
внешнего управления имуществом должника;
санации.
3. На заседание арбитражного суда приглашается должник, представитель собственника, представитель органа, уполномоченного управлять государственным или муниципальным имуществом (в случае участия государства или местного Совета народных депутатов в имуществе должника), представители финансовых органов по месту регистрации должника, банка (банков), осуществляющего расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также избранный на общем собрании (конференции) представитель трудового коллектива.
Статья 10. Особенности рассмотрения дел о банках
Коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения только после лишения его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком Российской Федерации.

Смотрите так же:  Полномочия фсб рф кратко

РАЗДЕЛ III
РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Статья 11. Внешнее управление имуществом должника
1. Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано должником, кредитором, собственником предприятия с соблюдением требований к оформлению заявлений, установленных статьями 5 и 6 настоящего Закона, в арбитражный суд до принятия им соответствующего решения. К ходатайству прилагается обоснование необходимости и целесообразности проведения указанной процедуры, рекомендация по кандидатуре арбитражного управляющего и его письменное согласие на проведение внешнего управления имуществом должника.
К ходатайству, подаваемому должником, прилагается бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы на последнюю отчетную дату, а в том случае если наступила новая отчетная дата, к ходатайству представляется новый бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПОСЛЕ 1992 Г.

Практически во всех европейских государствах законы, в той или иной мере регулирующие проблему несостоятельности, появились в XIII — XVI вв. Для России началом зарождения подобных законов можно считать XVIII век. Оно развивалось на основе западноевропейского законодательства до 1917 года, когда в результате Октябрьской революции в России кардинально изменилась стратегия развития. В советской России институт банкротства не был востребован в силу специфики функционирования плановой экономики, поэтому данное понятие было исключено из законодательства. В хронологической таблице кратко разобраны законы о несостоятельности, действовавшие в России с 1740 года до советского периода, и перечислены основные законы, принятые в переходный период.

Российские реформы в области законодательства о банкротстве

Первый законодательный акт, посвященный проблеме банкротства, в постсоветский период — это Указ Президента РФ № 623 (от 14.07.1992) «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Срок его действия ограничивался введением закона о банкротстве. Первый российский Закон о банкротстве был принят 19 ноября 1992 года — это ФЗ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».[1]

Данный закон был разработан как один из элементов рыночных реформ, проводившихся в то время. Ввиду внедрения других принципов ведения деловых отношений возникла необходимость в законных способах решения проблемы неплатежеспособности. В основе первого российского закона о банкротстве лежал принцип неоплатности — для того, чтобы возбудить дело о банкротстве, необходимо было доказать, что у должника активы превышали пассивы, в результате чего он не мог удовлетворить предъявляемые к нему требования.

Согласно Закону 1992 года «под несостоятельностью понималась неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника»

Законом устанавливалась сложная схема инициирования, ведения дела и принятия окончательного решения по процедуре банкротства. Условием для начала процедуры банкротства, согласно Закону 1992 года, было превышение общего объема просроченной задолженности над общей балансовой стоимостью активов компании.[3]

Согласно статистическим данным, ситуацию с банкротствами в России на период с 1992 по начало 1998 года можно охарактеризовать следующим образом: количество возбуждаемых дел о банкротстве незначительно, но со временем оно увеличивается. По данным на конец августа 1997 г., более 80% всех неплатежей составляла задолженность, у которой истек трехмесячный льготный период, после чего кредиторы имеют право возбуждать против должника дело о банкротстве. Но случаи возбуждения дел о банкротстве крайне редки.

Однако одновременно с принятием Закона о банкротстве в 1992 году началась разработка нового законодательства о банкротстве при участии зарубежных экспертов. В частности была создана специальная комиссия (в середине 90-х), которая выработала ряд рекомендаций по дизайну законодательства в области конкурсного права в России. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №6 от 8 января 1998 года вступил в действие 1 марта 1998 года. Принципиальное отличие заключалось в смене критериев признания должника банкротом — принцип неоплатности был заменен принципом неплатежеспособности.[2]

Однако, несмотря на то, что текст закона от 1998 года учитывал недочеты предыдущего закона, и казалось, что с ним не должно возникнуть серьезных проблем в применении, практика показала его относительную неэффективность.

В результате был принят уже третий по счету Закон о банкротстве — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Новый закон о банкротстве по сравнению с законом 1998 года ущемляет права кредиторов, предоставляя должнику широкие возможности по восстановлению платежеспособности, что приближает его к американскому и французскому законам.

Институциональные преобразования в России в 1990-х годах

Здесь мы обратимся к вопросу изменения не законодательства о банкротстве, а именно структуры института банкротства.

Для России 90-х годов было характерно проведение ряда реформ. Под реформами, следует понимать «целенаправленное изменение институтов, предполагающее присутствие в экономической системе агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации». Таким образом, для России 90-х годов было характерно революционное изменение большей части институтов, в том числе и для института банкротства. Эволюционное развитие последнего было невозможно по определению, так как в советский период он был не востребован и отсутствовал.[5]

Важную роль в изменении института банкротства играет поведение компаний, а особенно то, каким образом они реагируют на институциональные изменения. В случае революционного характера изменений, предприятия не успевают приспосабливаться к изменениям, в результате возникает конфликт законодательства и неформальных норм.[4]

Многие исследователи выделяют в качестве основного недостатка института банкротства то, что экономические агенты очень часто им манипулируют. Формальная составляющая института банкротства имеет юридическое оформление в виде Законов. Однако, законы не могут безальтернативно зафиксировать цель и правила применения института, как правило, остается открытая для интерпретации экономическими агентами «серая зона».

Начиная с 1998 года, когда к институту банкротства начали прибегать все больше экономических агентов, выяснилось, что одной из основных причин обращения к институту выступает желание захватить бизнес экономически состоятельного субъекта. Ниже на рисунке 1 представлена схема захвата предприятия по Закону от 1998 года. [6]

Рисунок 1 ЭТО ЧТО ТАКОЕ? ТАК ДЕЛО НЕ ПОЙДЕТ

На первых этапах внедрения нового института практически все страны столкнулись с серьезными проблемами. Многие проблемы были вызваны тем, что предприятия не успевали адаптировать свое поведение к новому институту, который, как правило, противоречил существовавшей до этого в стране практике возврата долгов, сложившимся неформальным ограничениям. [6]

Законы 1992 года и 2002 года характеризуются высоким уровнем издержек проведения судебной процедуры банкротства, что делает для кредиторов более выгодной стратегию частного принуждения.

Закон 1998 года, наоборот, характеризовался наименее высокими издержками судебной процедуры и более короткими сроками рассмотрения дела. Юристы отмечают, что Закон о банкротстве 1998 года можно отнести к нейтральным, а Закон от 2002 года к умеренно продолжниковым. Однако именно для этого закона характерно широкое применение административных рычагов по ходу ведения дел о банкротстве. Также следует отметить, что на момент внедрения данного закона уже сложилось равновесие, где преобладало частное принуждение.

В заключении можно сказать, что с нашей точки зрения, однозначного ответа — удалось ли государству законом от 1998 года изменить сложившиеся нормы — нет. Так как, помимо предпринимаемых государством изменений, нужно учитывать, что силовые структуры также не стояли на месте и развивались, увеличивая тем самым вероятности возврата долгов.

На основе изложенного материала следует, что частое изменение законодательства о банкротстве в России не привело к существенному повышению эффективности института несостоятельности, так как неэффективность во многом обуславливается не непосредственно законодательством о несостоятельности, а системой принуждения к исполнению судебных решений. Более того, частая смена законодательства приводит к тому, что экономические агенты не могут на его основе строить долгосрочные прогнозы, что это их вынуждает отказываться от судебного принуждения в пользу частных механизмов разрешения проблемы.

Список использованных источников

1. Телюкина М.В. Сущность и некоторые проблемы конкурсного права // Законодательство, апрель 2000, № 4.

2. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). — М.: Дело, 2002. С. 536.

3. Радыгин А.Д. и соавторы. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования. — М.: ИЭПП, 2005.

4. Радыгин А.Д., Симачев Ю.В. Институт банкротства в России: особенности эволюции, проблемы и перспективы // Российский журнал менеджмента, Том 3, №2, 2005, с. 43-70.

5. Полтерович В.М. «Искусство реформ», лекция на Российской Летней Школе по Институциональному Анализу, 8-13 июля 2007, Голицыне.

6. Полищук, Л.И. «Нецелевое применение институтов: причины, примеры, последствия», лекция на Российской Летней Школе по Институциональному Анализу, 8-13 июля 2007, Голицыне

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Закон о банкротстве 1992 года