ДОЛЖЕН ЛИ ИСПОЛНЯТЬСЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ НЕЗАКОННЫЙ ПРИКАЗ?

А.Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.

Думаю, читатель согласится со мной, что название статьи само по себе «режет» слух каждому, кто имеет непосредственное отношение к военной службе. Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему командиром (начальником), — основной признак единоначалия, которое, в свою очередь, является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Более того, в абз. 3 ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) сказано: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением .
———————————
Это утверждение более подробно будет рассмотрено ниже.
Однако, несмотря на всю ясность и незыблемость вышеназванных положений, время от времени в тех или иных ситуациях возникает спор на предмет выполнения подчиненным незаконного приказа командира (начальника). Обсуждаются и иные формы рассматриваемой проблемы: имеет ли право военнослужащий не выполнять заведомо незаконный приказ командира (начальника)? Необходимо ли привлекать военнослужащего, не выполнившего незаконный приказ, к юридической ответственности? Существует и более «радикальное» мнение: подчиненный, получив незаконный приказ, обязан доложить о незаконности приказа отдавшему его командиру (начальнику) и в случае подтверждения его исполнения, не исполняя незаконный приказ, доложить о его получении вышестоящему командиру (начальнику).
Имеют ли перечисленные вопросы законные основания? Или же они являются следствием искаженного понимания демократических процессов, происходивших и происходящих в нашей стране, охвативших все институты государства, в том числе и Вооруженные Силы? Попытаемся разобраться.
Итак, должен ли исполняться военнослужащим незаконный приказ? Ключевым словом в этом предложении является слово «незаконный». Именно оно вызывает чувство сомнения в истинности возможного ответа на вопрос и предопределяет его структуру. Действительно, вопрос: «Должен ли военнослужащим исполняться законный приказ?» — лишен содержания, поскольку на него без раздумий готов ответ: «Так точно!» Именно такой смысл содержат в себе ст. ст. 30 и 31, ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ. Кратко их (названных статей УВС ВС РФ) суть может быть выражена в двух тезисах:
— военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона;
— приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Но если командир (начальник) отдает незаконный приказ? Какие действия должен (или обязан, или имеет право) предпринять военнослужащий, получивший данный приказ, чтобы при этом не нарушить закон самому? Возможен ли он (незаконный приказ) вообще?
Исходя из содержащихся в ст. 30 и ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ требований, незаконный приказ в принципе (читай » в теории») невозможен. Однако повседневная жизнь и деятельность войск доказывает обратное: незаконные приказы существуют. Это положение дел законодатель не мог не учитывать и должен был бы предусмотреть определенный порядок реакции полномочных на то субъектов военно — служебных отношений на несоответствие отданного приказа законодательству. Установлен ли законодательством такой порядок?
Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо дать определение применяемых в настоящей статье понятий, а также показать значение часто употребляемых в служебной деятельности слов и фраз в целях правильного понимания смысловой нагрузки, вложенной в них законодателем.
Приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (абз. 1 ст. 36 УВС ВС РФ).
Во второй части указанной нормы определено: приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом ) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
———————————
См. п. 26 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170.
Правовой акт — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. постановление Государственной Думы «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД).
Учитывая важность сказанного, акцентируем внимание на последнем предложении: правом на отдание письменного приказа обладают только командиры воинских частей или начальники учреждений.
Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).
Представляется, что данное положение не носит запретного характера и не исключает отдания письменного приказа (кроме командиров воинских частей и начальников учреждений) командирами (начальниками).
Например, в случае отсутствия возможности отдания приказа устно или по техническим средствам связи командиры (начальники) могут применить письменную форму отдания приказа. Однако в этом случае такой приказ не будет являться основным распорядительным документом военного управления (правовым актом).
Здесь уместно остановиться и на определении понятия командира (начальника) в том смысле, в котором это понятие применяется в федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и в общевоинских уставах ВС РФ.
Командир (начальник) — это воинское должностное лицо, обладающее всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, правом единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и требовать их выполнения.
Возвращаясь к обсуждаемой проблеме, проанализировав положения УВС ВС РФ, касающиеся исполнения приказа, можно сделать вывод: устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.
Аналогичная точка зрения содержится и в абз. 1 п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., который устанавливает, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
В абз. 3 ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. также закреплен принцип беспрекословного выполнения военнослужащим приказов командира.
Таким образом, на основании указанных выше норм можно сделать следующий вывод: военнослужащий, получивший приказ, обязан выполнить его не только точно и в срок, но и беспрекословно. Обсуждение приказа недопустимо. Обязанностью военнослужащего является беспрекословное выполнение полученного приказа.
Как следствие существующего положения, касающегося исполнения военнослужащим приказа, он (военнослужащий) не имеет права совершать иные действия по отношению к полученному приказу, будь то обсуждение, не строгое (не точное) или несвоевременное (не полное) его выполнение. Более того, абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ, кажется, уже окончательно исключает возможность спора по данному вопросу: неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Однако не будем забывать, что вышеуказанный порядок исполнения приказа установлен исходя из презумпции его законности и соответствия интересам службы. Но возможности какой-либо реакции военнослужащего на получение незаконного приказа ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни УВС ВС РФ не содержат. Отсюда можно сделать еще один вывод: военнослужащий, получивший приказ (любой: законный или незаконный), обязан его беспрекословно выполнить, точно и в срок. Только в этом случае он не нарушит законов Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Действительно, такое положение дел является верным и единственно возможным, иначе ни о каком единоначалии и управлении в Вооруженных Силах не приходится говорить. Нетрудно себе представить, во что бы вылилось предоставление военнослужащему, получившему приказ, права на оценку (а впоследствии и на соответствующие действия) соответствия полученного приказа законодательству, его справедливости и целесообразности, исходя из его (военнослужащего) внутреннего убеждения, уровня образования и сознания.
Косвенно полученный вывод об обязательности беспрекословного выполнения военнослужащим приказа командира (начальника) подтверждает также то, что ответственность за законность отдаваемого приказа несет командир (начальник).
Например, в ст. 38 УВС ВС РФ определено: командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.
Командиры (начальники), отдавшие приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Военнослужащие (в том числе командиры и начальники) в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско — правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско — правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, командир (начальник) за незаконный приказ, отданный подчиненному, может быть привлечен в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско — правовой и уголовной ответственности .
———————————
Здесь обратим внимание на то, что, как нами было установлено выше, военнослужащий, выполнивший незаконный приказ, ответственности за него (приказ) и за его последствия не несет. Напомним, что такой вывод позволяет сделать анализ соответствующих норм, содержащихся в федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и УВС ВС РФ.
Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ), к административной — в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ДУ ВС РФ, к материальной — в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г., к гражданско — правовой — в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и, наконец, к уголовной — в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
ДУ ВС РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный закон «О материальной ответственности» и Гражданский кодекс не содержат положений, каким-либо образом изменяющих порядок, относящийся к исполнению приказа, установленный в Федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и УВС ВС РФ.
Представляется, что споры, касающиеся обязанности выполнения незаконного приказа, породила ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней сказано:
«1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность

Смотрите так же:  Заверить копию у нотариуса цена

Как правильно: выполнить или исполнить поручение?

1 марта 2017 11:32

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном выборе слова: выполнить или исполнить поручение:

По информации «Большого толкового словаря» С. А. Кузнецова, глагол «выполнить» имеет следующие значения:

— осуществить, совершить (задуманное, порученное),

— изготовить, создать, сделать.

Слово «исполнить» же имеет следующие толкования:

— то же что «выполнить»,

— воспроизвести перед слушателями, зрителями какое-либо произведение искусства,

— создать, сделать, выполнить.

Значения этих слов во многом схожи и взаимозаменяемы, в том числе в сочетании с существительным «поручение». Однако лингвисты отмечают, что использование глагола «исполнить» часто относится к канцелярскому стилю речи.

Таким образом, правильно: выполнить и исполнить поручение.

Уважаемые, подскажите, как с точки зрения русского языка будет звучать правильно следующее выражение:

Контроль за исполнением. (какого-либо документа) возлагаю на. ;
Контроль исполнения. (какого-либо документа) возлагаю на.

Устала бороться с коллегами, считая, что правильный — второй вариант.
Мне же навязывают первый. Так кто прав.

Правы все-таки Ваши коллеги. Вот ответы не аналогичные вопросы от Справочного бюро портала:

И хотя Справка, преимущественно давая ответ на подобный вопрос «Правильно: «контроль за исполнением», в некоторых случаях все же оговаривает, что данный вариант _предпочтителен_ (то есть будто бы и второй не отвергает ), на мой взгляд, второй вариант просто неприемлем. Потому что никогда не смогу понять, как можно «исполнить документ» — не партия рояля, чай.:))

PPS. Впрочем, и первый вариант от партии рояля никуда не ушёл. Эх, канцелярит, канцелярит. (

Дело в том, что существуют такие документы, как, скажем, приказы. Приказы можно исполнить, а можно не исполнить, и существую люди, которые контролируют исполнение таких приказов. И в данном случае моя вина в том, что я (не на этом сайте будет сказано) обозначила различные наименования документов (еще раз простите за тавтологию) документами.
И на мой взгляд «контроль за исполнением…» звучит как «оплачиваем за проезд…» По крайней мере Word соглашается с моим вариантом написания, подчеркивая первоначальный вариант (хотя, наверное, не надо доверять ему на 100%, ведь у него «не мозги, а перфокарты…»: )
А Вам спасибо за ссылку. Я узнала, что оба варианта верны, но в таких документах, как приказы, предпочтителен все-таки первый вариант, это «сложилось исторически», зародилось в «Канцелярии Его Императорского Величества»…

P.S. Да и кому, как не канцелярским сотрудникам, подавать пример хорошего знания русского языка «офисному планктону»… А то, знаете ли, в свете последних событий, касающихся русского языка, мы не только писать разучимся, но и говорить по-русски…;)

>> Я узнала, что оба варианта верны.

Ну, чтобы _узнать_ такое из моей ссылки, надо ооочень этого захотеть. Но я Вас понимаю: сама сдаваться не люблю. Хотя жизнь порой и вынуждает — это когда приходится выбирать между собственными предпочтениями и вероятностью прослыть некомпетентной, а то и безграмотной.:)

Ворду [проверке] доверять — себе вредить, уж поверьте. И это далеко не о ста процентах речь, безусловно.

>>>>Как сказать правильно.

Сюда загляните: http://forum.gramota.ru/forum/read.php?f=15&i=3384&t=3384

Если бы речь шла о предпочтении, то я вряд ли обратилась бы за помощью на этом сайте, продолжая отстаивать свою точку зрения…
А все гораздо проще, я зарегистрировалась здесь, чтоб узнать о правильности написания.
Но в любом случае спасибо и за ответы на поставленный вопрос и за критику в мой адрес…

Выхватываю куски из различных, что под рукой, оф. документов РФ, из Бюджетного кодекса, из Таможенного, из Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах:

«9. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.»

«3. Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории Российской Федерации . «

«1. Настоящая Инструкция определяет порядок приема, учета, подготовки, оформления, размножения (тиражирования), контроля
исполнения, хранения, использования и отправки служебных документов в органах военного управления, объединениях,
соединениях, воинских частях и организациях (далее именуются воинские части) Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
именуются Вооруженные Силы).»

Не спорить надо и не спать, а исполнять!

. Но при этом не надо забывать исполнять и требования, указанные в тех же или в таких же НПА!

«1. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.»

«9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами. «

«В этих случаях федеральное министерство, уполномоченное в области финансов, совместно с федеральным министерством, в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, осуществляет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов в области таможенного дела.»

Выполнять приказ или исполнять приказ

Сначала выполнить приказ командира, потом его обжаловать Так прописано в военном уставе.
И это меня всегда удивляло.

Выполнить приказ? Любой??
То есть даже если командир свихнется? Дурной приказ выполнять? Преступный?
Нет уж.
8 лет Субординация — основа. Но как быть с дурным приказом. Помните историю про офицера, что решил покушение на Брежнева устроить. Он мог взять с собой подчиненных солдат и приказать им стрелять. И они должны были выполнить, а потом обжаловать? ТаК? ? Лично я дурные приказы выполнять не стал бы. Я не робот. Дополнен 8 лет назад Не выполнять переступный приказ? ? (В военном уставе НЕ было ничего про преступный приказ. Устав изменили? ) Опять ЗАСАДА. Откуда солдату знать преступный он или нет. Дополнен 8 лет назад А почему не судят того, кто Ульману приказ отдал? Командиры Ульмана заявили, что ничего ему преступного не приказывали? Обычное дело. Дополнен 8 лет назад Александр Соколов, благодарю за текст. Но солдат не юрист. Как он сможет разобраться ЧТО соответствует федеральным законам, а что нет. Прочтите Конституцию РФ (САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЗАКОН) и убедитесь, как она оторвана от суровой реальности. «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» Вы можете представить армию без унижений? Дополнен 8 лет назад

Смотрите так же:  Закон об оплате за стаж

исполнить приказ

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «исполнить приказ» в других словарях:

исполнить — волю • реализация исполнить всякую правду • реализация исполнить договор • реализация исполнить долг • реализация исполнить желание • реализация исполнить закон • объект, зависимость, контроль исполнить обещание • реализация исполнить обязанность … Глагольной сочетаемости непредметных имён

ИСПОЛНИТЬ — ИСПОЛНИТЬ, исполню, исполнишь, совер. (к исполнять). 1. что. Осуществить на деле, провести в жизнь, выполнить. Исполнить приказ. Исполнить поручение. Исполнить желание. 2. что. Воспроизвести в слышимых или видимых формах (произведение искусства) … Толковый словарь Ушакова

ПРИКАЗ — ПРИКАЗ, приказа, муж. 1. Официальное распоряжение органа власти (войскового начальника, начальника учреждения), обращенное обычно к подчиненным и требующее выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой … Толковый словарь Ушакова

приказ — выполнить любой приказ • реализация выполнить приказ • реализация выполнять приказ • реализация вышел приказ • существование / создание, субъект, начало дать приказ • действие ждать приказа • модальность, ожидание издавать приказ • существование… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

ПРИКАЗ БРОКЕРУ НА НЕПОЛНУЮ ПАРТИЮ (ЛОТ) ПО БАЗИСНОЙ ЦЕНЕ — выполнение приказа на неполную партию по несуществующей цене полного лота где то в промежутке между существующей ценой, предлагаемой покупателем и продавцом, если операции с этим выпуском не ведутся в течение всего дня; разрыв (спрэд) составляет… … Большой экономический словарь

приказ о спреде — Термин, использующийся на рынке опционов (options) для обозначения приказа, в котором указывается серия (series) котирующихся на бирже опционов (listed options), которые клиент желает купить и продать, а также желаемый спред (spread), или разница … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Приказ «исполнить или аннулировать» — приказ, предписывающий брокеру однократное предложение цены на покупку или продажу. Если приказ не выполнен немедленно, то он автоматически аннулируется. По английски: Fill or kill order См. также: Приказы биржевым брокерам Финансовый словарь… … Финансовый словарь

Приказ Брокеру Исполнить Или Аннулировать — приказ брокеру немедленно купить или продать определенное количество акций, если приказ не может быть выполнен немедленно, он автоматически аннулируется. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ПРИКАЗ БРОКЕРУ «ИСПОЛНИТЬ ИЛИ АННУЛИРОВАТЬ» — приказ брокеру немедленно купить или продать определенное количество акций, если приказ не может быть выполнен немедленно, он автоматически аннулируется. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

исполнить или отменить — Приказ на покупку или продажу некоторых ценных бумаг, который, не будучи исполнен немедленно, отменяется. Часто приказы типа исполнить или отменить даются в том случае, когда клиент желает приобрести большое количество определенных акций по… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

ПРИКАЗ БРОКЕРУ ИСПОЛНИТЬ ИЛИ АННУЛИРОВАТЬ — приказ брокеру немедленно купить или продать определенное количество акций, не обязательно по одной цене, если приказ не может быть выполнен немедленно, он автоматически аннулируется … Большой экономический словарь

Выполнять приказ или исполнять приказ

Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к статье 332

1. Неисполнение приказа относится к числу преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. Основой военной службы и боевой способности войск является единоначалие, как особый вид отношений между подчиненными и начальниками. В соответствии с ним подчиненный должен по вопросам службы беспрекословно повиноваться начальнику, который несет полную персональную ответственность за выполнение стоящих перед его подразделением задач и последствия отдаваемых им приказов и распоряжений. Единоначалие реализуется посредством отдачи приказов, которые служат средством управления личным составом. Неисполнение подчиненным приказа начальника ведет к срыву военных мероприятий и поставленных задач, в отдельных случаях, особенно связанных с боевой обстановкой, может повлечь неоправданные жертвы.

2. Начальник — военнослужащий, в подчинении у которого находятся другие военнослужащие, он вправе отдавать последним приказы и распоряжения и контролировать их исполнение. Военнослужащий может быть начальником по должности либо по воинскому званию. Воинские должности определены в воинских уставах и других актах. Это штатные должности командиров строевых подразделений: отделения, взвода, роты, батальона и т.д., начальников отделов и служб, отдельных видов суточного наряда (караула, контрольно — пропускного пункта и т.п.). Должность начальника может быть и нештатной, создаваемой на определенное время для выполнения конкретной задачи (например, для проведения стрельб, хозяйственных работ, учебных занятий и т.д.). Военнослужащий может занимать должность начальника постоянно или временно. Функции начальника может выполнять также его заместитель либо иной военнослужащий по специальному указанию.

Подчиненность военнослужащих по воинскому званию определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. В соответствии с ним офицер, например, является начальником для всех лиц рядового и сержантского состава, сержант — начальник для рядовых одной с ним воинской части и т.д.

Подчиненный — военнослужащий, входящий в состав строевого подразделения, отдела, службы, наряда, обязанный выполнять приказы своего руководителя; либо военнослужащий, имеющий воинское звание, в силу которого он обязан выполнять требования другого военнослужащего, обладающего соответствующим воинским званием начальника.

3. Приказ — обязательное для исполнения требование начальника, адресованное подчиненному. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в противном случае он не имеет законной силы. Подчиненный, не исполнивший незаконный приказ начальника, не несет ответственности за это (см. комментарий к ст. 42).

Приказ может быть устным или письменным, хотя по отдельным вопросам службы (например, финансовым, кадровым) установлена в качестве обязательной письменная форма, несоблюдение которой делает приказ незаконным. Приказ может быть передан подчиненному непосредственно либо через иное лицо.

4. Под неисполнением приказа понимается либо открытый отказ от его исполнения (неповиновение), либо иное невыполнение, либо ненадлежащее выполнение подчиненным требования начальника. Открытый отказ от исполнения приказа выражается в том, что подчиненный, получив приказ начальника, заявляет о своем нежелании исполнять его либо иным способом демонстрирует такое нежелание. Иной вид неисполнения приказа — невыполнение его к установленному сроку. Ненадлежащим выполнением приказа признается выполнение его с нарушением установленных требований, в частности незаконными способами, низкого качества, в неустановленное время, в ненадлежащем месте и т.д.

Подчиненный должен иметь реальную возможность исполнить отданный ему приказ начальника.

5. Состав преступления материальный, обязательным его признаком является причинение неисполнением приказа существенного вреда интересам службы. Интересы службы — потребности решения стоящих перед начальником служебных задач равно иного обеспечения боевой способности руководимого им воинского подразделения. Вред может быть физическим (гибель людей), материальным (уничтожение либо повреждение имущества, расходование дополнительных материальных средств и т.д.), организационным (срыв решаемых задач), моральным (снижение уровня дисциплины среди личного состава, утрата начальником авторитета среди подчиненных и т.п.) и иным.

Вред признается существенным или тяжким (ч. 2 и 3 ст. 332) в зависимости от значимости невыполненных требований, объема физического вреда (например, тяжким последствием следует признать гибель человека или причинение ему тяжкого или средней тяжести расстройства здоровья), размера материального ущерба (при тяжком последствии он должен иметь крупный размер), влияния на других подчиненных (тяжким последствием следует считать, например, отказ от исполнения приказа, сопряженный с призывом к другим военнослужащим не исполнять приказов начальника, если такой призыв был реализован), обстановки совершения преступления (например, присутствие при неповиновении подчиненных начальника, отдавшего приказ) и других факторов.

6. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

7. Форма вины определяется по отношению к наступившим последствиям. Части 1 и 2 ст. 332 УК предполагают умышленную форму вины, когда виновный, не исполняя приказ, желает либо сознательно допускает фактически наступившие последствия, ч. 3 применяется в случае неосторожного отношения к последствиям тяжкого характера.

Смотрите так же:  Договор дарения пенза

Иные, не предусмотренные статьей случаи неисполнения приказа, например отказ от уборки помещения, влекут дисциплинарную ответственность подчиненного.

Исполнение приказа — это что такое?

Приказ или распоряжение является последним обстоятельством, которое исключает преступность деяния. Регулирует данный момент статья 42 Уголовного законодательства. Пункты статьи были дополнены и отредактированы в 2017 году. Это абсолютно новое правило для законов Российской Федерации.

Оно обозначает, что исполнение распоряжения или приказа не повлечет за собой уголовной ответственности, так как непосредственный исполнитель не виновен в содеянном. Это дает гарантию на безопасность субъекта, осуществляющего приказ, с правовой точки зрения, а также увеличивает степень ответственности начальников.

Полярные взгляды

Отнесение приказа к самостоятельному обстоятельству вызывало много споров у исследователей. Одни считали, что исполнение приказа исключает состав преступления, другие, напротив, предлагали внести этот момент в УК.

Он не считается одним из видов принуждения психологического характера. Таким образом, даже если в ходе исполнения приказа было совершено преступление, человек может не подвергаться уголовному преследованию. Однако это правило осуществляется только в случае соблюдения всех условий. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ректор отдал приказ не принимать под угрозой увольнения жителей Кавказа и Средней Азии в вуз.

До 1993 года российское законодательство предполагало уголовную ответственность для исполнителя приказа, повлекшего за собой последствия преступного характера.

Основными положениями статьи 42 Уголовного кодекса РФ являются:

  1. Преступлением не считается действие, причинившее вред интересам, охраняемым законом, которое совершило лицо, действовавшее согласно обязательному для исполнения распоряжению или приказу. Лицо, отдавшее приказ, в результате которого был причинен вред, подвергается уголовному преследованию. Таким образом, статья 42 впервые сформулировала исполнение распоряжения или приказа как один из пунктов общего уголовного права.
  2. Если преступление было совершено лицом, которому отдали незаконный приказ умышленно, осознавая пагубные последствия, то оно уголовно наказуемо. Если заведомо преступный приказ не выполняется адресатом, уголовная ответственность для последнего исключается.

До того как статья была внесена в УК, существовало понятие исполнения судебного приказа относительно таких же инстанций высшего порядка, которые затрагивали вопрос квалификации реализованного приказа по нескольким видам дел (например, дела о приписках к отчетности государственного масштаба). Это позволило законодателям обобщить полученную судебную практику и оформить ее в норму общей части Уголовного кодекса.

Метод управления

Общество не может нормально функционировать, не будучи управляемым приказами и другими методами. Приказные отношения присутствуют во всех сферах жизни человека, где есть необходимость управления деятельностью. Например, исполнение судебного приказа приставом касается многих субъектов.

В вопросе управления существует определенная иерархия из тех, кто осуществляет право на определенные действия, и тех, кто исполняет вышестоящие решения. Отношения между этими двумя категориями лиц называются взаимодействием власти и подчиненности, в основе которого лежит приказ.

Административное право в большинстве случаев регулирует административно-правовые отношения. Однако иногда возникают такие ситуации, в которых данная область права оказывается бессильна. Например, довольно сложно расценить действия лица, которое по закону выполнило приказ, не предусматривающий отказа, однако его исполнение навредило отношениям, находящимся под охраной закона. Вопрос состоит в том, как квалифицировать экстремальность обстоятельств и определить, что конкретный приказ был преступным.

Данные вопросы относятся к области уголовного права и должны решаться в границах правовых норм, касающихся выполнения распоряжения или приказа, и исключающих преступность совершенного деяния. Особенно важно, что иногда исключение ответственности исполнителя за ущерб, причиненный в результате реализации приказа, может быть рассмотрено в случае неосознанности совершаемых действий или незаконности отданного распоряжения. Ответственность исполнителя обладает общими основаниями, согласно которым возможен ответ за осуществление любого вида преступного действия.

Вина, таким образом, выступает в качестве необходимого элемента состава преступления и сохраняет значение для тех лиц, которые совершают с целью исполнения преступного приказа опасные действия. Однако Уголовный кодекс квалифицирует подобные действия как отсутствие состава преступления со стороны исполнителя распоряжения и приказа, то есть как отсутствие вины.

Определение понятий

Распоряжение или приказ можно определить как властное требование, основанием для которого служит закон или подзаконные акты, которое призывает выполнять какие-либо действия. Контроль за исполнением приказа осуществляется уполномоченным на то лицом. Устные и письменные приказы используются в военной сфере, в то время как в гражданской службе могут применяться исключительно распоряжения.

Распоряжения считаются действительными до их осуществления, истечения срока исполнения приказа или отмены. Распоряжение или приказ не обязательно отдаётся лицам, находящимся в непосредственном подчинении. Госинспектор, например, может отдавать распоряжения водителям, а санитарные врачи — гражданам. Форма приказа может быть как письменной, так и устной, или иметь вид жестикуляции. Распоряжения могут быть квалифицированными и простыми. Время на исполнение приказа, как правило, разнится в зависимости от характера и смысла распоряжения.

Абсолютная законность

Практическая деятельность по управлению и действующие законы опираются на презумпцию законности всех распоряжений и приказов начальников и их обязательное исполнение лицами, находящимися в подчинении. Однако и здесь есть свои пределы, в которых приказ или распоряжение начальника считается строго обязательным для исполнения. Контроль за исполнением приказа осуществляется уполномоченным на это лицом.

Исторический экскурс

В семнадцатом веке Т. Гоббс выпустил теорию безответственного и слепого подчинения приказу начальника, когда подчиненный выступал в роли орудия для руководящего лица и был лишен возможности выполнять какие-либо действия по своей воле. Данные постулаты подлежат жесткой критике со стороны современных юристов. Считается, что подчиненное лицо обладает свободой воли, а значит, способно оценить правомерность полученного распоряжения или приказа и решить, исполнять его или нет.

Уголовная ответственность, предусмотренная для подчиненных за причинение вреда в процессе выполнения отданного приказа, определяется для каждого отдельного случая индивидуально. Зависит все от того, как суд квалифицирует распоряжение или приказ, которые подразделяются на три вида:

  1. Законные приказы. Это отданное подчиненному распоряжение в установленной форме и без противоречия букве закона, которое входит в рамки компетенции начальника.
  2. Незаконные приказы. Нарушают вышеперечисленные условия. Это значит, что такой приказ был отдан неуполномоченным лицом, либо была нарушена форма и последовательность отдачи распоряжения. Возможно, он содержал противозаконные требования, которые направлены были на нарушение прав и норм.
  3. Преступный приказ. Относится к одной из разновидностей незаконного приказа и толкает на совершение действий, которые квалифицируются уголовным законодательством как преступные. Как правило, подобные приказы направлены на причинение вреда здоровью, собственности и правам граждан, а также общественным и государственным интересам.

Пределы обязательности реализации приказов

В уголовном праве существуют различные точки зрения о границах обязательности исполнения распоряжений и приказов в сфере гражданской и военной службы. Границы повиновения у военных считались более строгими, поэтому выполнение очевидно преступного приказа могло стать причиной уголовной ответственности для исполнителя.

Внесенные поправки в УК сделали ответственность за исполнение приказа гражданскими и военными лицами равной. На сегодняшний день лицо, осуществившее обязательный к реализации приказ, который привёл к причинению вреда интересам, охраняемым уголовным законодательством, вне зависимости от его должности, профессии и правового статуса, не подлежит уголовному преследованию. Ответственность за подобные действия будет нести человек, отдавший неправомерное распоряжение или приказ. Он будет признан судом как исполнитель преступного деяния.

В случае если лицо выполнит заведомо незаконный приказ, что приведет к совершению умышленного преступления, это будет рассматриваться как повод для несения уголовной ответственности на общих для всех основаниях. В данной ситуации наличие приказа будет квалифицироваться как смягчающее наказание обстоятельство.

Устав Нюрнбергского трибунала гласил, что действия подсудимых по приказу начальника или правительства не должны освобождать их от ответственности. Однако исполнитель приказа не подвергнется уголовному преследованию, если он не осознавал неправомерность отданного ему приказа.

Тот, кто выпустил распоряжение или приказ преступного характера, тоже не может избежать уголовной ответственности. Его действия оцениваются судом как подстрекательство или организация преступных действий. Это обусловлено тем, что отдача распоряжения или приказа квалифицируется как склонение исполнителя к совершению преступления. Действия начальника также рассматриваются по статье 286 Уголовного кодекса. В случае если исполнитель отказывается выполнять заведомо преступный приказ, руководитель несет уголовную ответственность за подготовку к преступлению по статье 34 Уголовного кодекса.

Если приказ предписывает выполнение задачи без описания путей ее решения, то возможны два варианта развития событий, которые могут привести к причинению вреда интересам прав и законов. В случае если единственный способ решения поставленной задачи – заведомо преступные действия, то ответственность ложится как на руководителя, так и на подчиненного.

Если задачу можно решить законно или преступным путем, а исполнитель осознанно выбирает последний вариант, то и ответственность будет нести только он. Также определяется ответственность подчиненного в случае превышения полномочий, прописанных в приказе.

Вопреки тому, что Уголовный кодекс предполагает ответственность за неисполнение приказа военнослужащими, в случае заведомо преступного распоряжения ответ перед законом исключен. Кого это касается? Особенно тех гражданских лиц, которые отказываются от исполнения приказа, способного привести к нарушению закона.

В сфере экономической жизнедеятельности тоже есть распоряжения. Например, приказ о временном исполнении обязанностей отсутствующего по каким-либо причинам работника. Данное явление имеет широкое практическое распространение.

Выполнять приказ или исполнять приказ