Виды пособия в беларуси

§ 21.2. Виды пособий по праву социального обеспечения

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфе­ре социального обеспечения привели к изменению в содержании правового регулирования общественных отношений по социально­му обеспечению пособиями. Вступление в силу Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного соци­ального страхования» 263 , Закона Республики Беларусь «О государ­ственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 264 , Закона Рес­публики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» 265 , Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности 266 и других нормативно-правовых актов коренным об­разом повлияло на систему правовых видов социального обеспече­ния, важную роль среди которых играют пособия.

Многообразие видов пособий, предусмотренных в действую­щем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обес­печению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значи­мости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:

— по беременности и родам;

— в связи с рождением ребенка;

— женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

— на детей старше 3 лет;

— по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

— по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инва­лидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

— по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

— при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возра­сте до 18 лет;

— на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом им­мунодефицита человека.

— по временной нетрудоспособности.

Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, осно­вываясь на их общих признаках. Это значит: с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.

В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.

Рассмотрим существующие подходы в части выбора группи­ровки пособий. А.Е. Козлов классифицирует пособия по источникам финансирования 267 .

В предложенной А.Е. Козловым классификации пособия делят­ся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обес­печению, вторую — по социальному страхованию. Данная класси­фикация строится на принципе финансирования социальных выплат (пособий) как со стороны государства (за счет средств бюджета) — сюда включаются пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) — пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содействия за­нятости). С такой классификацией можно согласиться, но тогда за­родившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанимателя, строящаяся на договорных началах, теря­ет всякое значение. А оно, несомненно, есть.

Закон «Об основах государственного социального страхова­ния» закрепил создание в республике единой системы социального страхования для всех слоев населения, включая рабочих, служащих государственных предприятий, предприятий и обществ иных форм собственности, в том числе и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 12 этого Закона предоставляет возможность заключать договоры на добровольное социальное страхование: «Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополни­тельное социальное страхование своих работников».

Таким образом, государство в лице законодателя предостав­ляет возможность и рекомендует нанимателю использовать допол­нительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источни­ка. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. В условиях хозяйственной само­стоятельности предприятий резко возрастает возможность допол­нительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисля­емых от прибыли предприятий в фонды социального развития и ма­териальной помощи.

Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными договорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь конкрети­зирует, какие именно вопросы могут быть отражены в содержании коллективного договора. Среди прочих коллективный договор мо­жет содержать положения: «о гарантиях социального страхования работников и их семей, предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитываю­щим детей-инвалидов, организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; обеспечении занятости».

Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспе­чению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государственной системы социаль­ного обеспечения пособиями. В настоящее время этой классифика­ции придерживаться явно невозможно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии — социально-экономическом.

Исходя из сказанного, пособия по социально-экономической сущности, основанной на источнике финансирования, можно клас­сифицировать на три вида (группы):

  • пособия, входящие в систему государственного социального страхования;
  • пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета);
  • пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе).

К первой группе относятся пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  • по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осу­ществляющего уход за ребенком;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возра­сте до 18 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • пособие по безработице.

Источником финансирования перечисленных выше пособий яв­ляется Фонд социальной защиты населения и средства Государствен­ного фонда содействия занятости 268 .

Ко второй группе пособий по социальному обеспечению, фи­нансируемых из государственного и местных бюджетов, относятся пособия:

  • на детей старше 3 лет;
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Третью группу составляют пособия, выступающие основным источником средств существования для некоторых категорий граж­дан. А это означает, что пособия этого вида выдаются в качестве помощи в связи с тем, что у получающих отсутствуют или могут отсутствовать такие источники средств к существованию, как оплата по труду, пенсии и иные источники. До реформы пенсионного зако­нодательства к этой группе относили социальные пенсии инвалидам с детства, ранее называвшиеся «пособия инвалидам и престарелым, не имеющим права на пенсию и не обладающим самостоятельным источником дохода» 269 .

Первую группу составляют пособия, заменяющие временно ут­раченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в раз­мере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К пер­вому виду относятся пособия по беременности и по временной нетру­доспособности, которые выплачиваются в случаях: утраты трудоспо­собности вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у ра­ботающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за боль­ным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребен­ком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.

Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, вос­полнить заработок, утраченный работником по причине, признан­ной государством уважительной, причем эта помощь предоставля­ется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближа­ющейся к размеру утраченного заработка. Условия назначения та­ких пособий исключают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их названии. Так, пособия по временной нетрудоспособности отличаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются 270 .

Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта по­мощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мнению законодателя, недостаточно.

К этому виду по действующему законодательству следует от­нести пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беремен­ности;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям на детей одиноким матерям из числа детей-сирот, на детей одиноким матерям, разве­денным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на детей военнослужащих срочной службы.

К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:

  • дополнительный свободный от работы день (работающим матерям, воспитывающим двоих, троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);
  • пособие на детей;
  • пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрас­те до 18 лет.
Смотрите так же:  Как оформить недострой если земля не в собственности

За счет средств нанимателя может выплачиваться любой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.

Очевидно, что по своему целевому назначению пособия явля­ются помощью гражданам в предусмотренных законодателем слу­чаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, ут­раченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предо­ставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

На наш взгляд, представляет наибольший интерес классифика­ция пособий по видам, предложенная В.С. Андреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоя­тельные группы, обеспечивает единство и дифференциацию их в общей системе пособий. Исходя из данной классификации, все по­собия можно разделить на три большие группы (вида):

  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • на погребение.

Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются, фондами, из которых выплачиваются. При этом специфика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.

На наш взгляд, в нынешних условиях развития социального обес­печения к третьей группе можно отнести пособие по безработице.

Теоретическая и практическая ценность классификации посо­бий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.

Все пособия не однородны по структуре и по целевому назна­чению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться критерий периодичности выплаты пособий.

На базе современного законодательства пособия по праву со­циального обеспечения предоставляются ежемесячно, единовремен­но и периодически. Так, по Закону Республики Беларусь «О госу­дарственных пособиях семьям, воспитывающим детей» семья (лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком) вправе претендо­вать: на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на единовременное пособие в связи с рождением ребенка; на периодические — по уходу за больным ребенком, при санатор­но-курортном лечении детей-инвалидов.

Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:

  • ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длитель­ного срока, таковыми являются пособия семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возра­сте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д.);
  • единовременные, выплачивающиеся при наличии соответству­ющих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в связи с рождением ребенка, на погребение;
  • периодические выплачиваются при наступлении соответству­ющих правовых оснований в течение сравнительно непродолжитель­ного срока (относительная длительность выплаты таких пособий не превращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует от­нести пособия по временной нетрудоспособности, по беременнос­ти и родам, по безработице.

Общепризнано, что в праве социального обеспечения не суще­ствует универсального критерия классификации пособий по видам.

Нами предлагаются следующие социально-правовые основа­ния классификации:

— семья (основным признаком отнесения отдельных видов по­собий к семейным выплатам является их функциональная направ­ленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, производимые в связи с наличием в семье несовершенно­летнего ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого обще­го бюджета удовлетворяются потребности детей.

Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспе­чения пособия можно разделить на следующие важнейшие виды:

  • первый — пособия по временной нетрудоспособности;
  • второй — семейные пособия (в том числе и пособие на по­гребение);
  • третий — пособие по безработице.

Социальное обеспечение населения пособиями представляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание ад­ресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Адресность включает в себя дифференцированный подход к соци­альному обеспечению пособиями в зависимости от социального статуса нуждающихся и их демографических характеристик. Со­вершенно очевидно, что потребности различны у одиноких и се­мейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.

Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законодательства в сфере социально­го обеспечения граждан Республики Беларусь пособиями свидетель­ствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия 271 .

Проявляя заботу о семье, о детях, государство до 1992 г. оп­ределяло только один вид пособия, на который имела право «се­мья» — пособие на погребение. Данную проблему разрешил Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.

Следует, однако, отметить, что в ст. 1 Закона «О государствен­ных пособиях семьям, воспитывающим детей» указано: «. семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия в случаях, определенных данным Законом» 272 . Возникает вопрос: что собой представляет семья, как определить круг лиц, входящих в семью, имеющих право на пособия на данном этапе развития социаль­ного обеспечения?

Статья 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспе­чении» определяет круг лиц, включаемых в состав семьи для назна­чения пенсии по случаю потери кормильца, — дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг (супруга), дед, бабушка, отчим, мачеха, усыновитель, усыновленный. В других же случаях законодатель упот­ребляет термин «семья», закрепляя ее права и гарантии в сфере социального обеспечения пособиями, не раскрывая его. Статья 17 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим де­тей», закрепляя право на пособие по уходу за больным ребенком, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери (пособие по уходу за заболев­шим членом семьи), не раскрывает, кто на него имеет право.

В понятии семьи с детьми необходимо выделить три основных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий критерий — совместное проживание ребенка с лицом, осуществляющим заботу о нем, воспитывающим его.

К семейным пособиям относятся пособия:

  • в связи с рождением ребенка;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на детей старше 3 лет;
  • по уходу за больным ребенком;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
  • по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • надбавки к государственным пособиям.

Вторым субъектом при классификации пособий по кругу лиц следует выделить женщину-мать. Несомненно, только женщина­мать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, по беременности и родам, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобща­ющего показателя, и он является одним из важнейших критериев эффективной социальной политики государства. Одним из важней­ших показателей социальной ситуации являются трудовые ресурсы и занятость населения 273 .

Учитывая специфику экономических и социальных реалий раз­вития нашего общества, особенность действующего законодатель­ства о пособиях, пособия по видам следует классифицировать так:

— социально-экономические (1 — пособия, входящие в систему государственного социального страхования; 2 — пособия по соци­альному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 — посо­бия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе));

— целевые (1 — пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок; 2 — пособия, дополняющие ос­новной источник средств существования; 3 — пособия, выступающие основным источником средств существования); социально-правовые (1 — семейные пособия; 2 — пособия по временной нетрудоспособ­ности; 3 — пособия по безработице);

— периодичность выплат (1 — ежемесячные; 2 — единовремен­ные; 3 — периодические);

— по кругу лиц (1 — пособия семьям с детьми; 2 — пособия женщине-матери; 3 — пособия работнику).

263 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31.01.1995 г., № 3563-XII (в ред. от 06.01.2009 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 138.

264 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Бела русь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

265 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15.06.2006 г., № 125-З (в ред. от 04.01.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 94. — 2/1222.

Смотрите так же:  Налог орел

266 Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по вре менной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30.09.1997 г., № 1290 (в ред. от 30.03.2010 г.) // Рэспубл1ка. — 1997. — № 224.

267 Советское право социального обеспечения: учебник / под ред. А.Д. Зай кина. — М., 1982.

268 О Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.01.2009 г., № 40 (в ред. от 13.02.2010 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 17. — 1/10419.

269 Абрамчик, Л.Я. Сущность права граждан на обеспечение государственны ми пособиями / Л.Я. Абрамчик / / Прававая рэформа у Рэспублщы Беларусь: вопыт, праблемы, перспектывы: тэз. дакл. рэсп. навук.-практыч. канф., Гродна, 24- 25 крас. 1997 г. — Гродна: ГрДУ, 1997. — Ч. 1. — С. 171 — 173.

270 Абрамчик, Л.Я. Права пособия по беременности, родам и воспитанию детей /Л.Я. Абрамчик // Вестник молодежного научного общества. — Минск: Молодежное научное общество, 2000. — № 3. — С. 83—91.

271 Абрамчик, Л.Я. Пути совершенствования законодательства в сфере со­циального обеспечения пособиями граждан Республики Беларусь / Л.Я. Абрамчик // Система прав и законодательства Республики Беларусь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практич. конф., Гродно, 26-27 апр. 1999 г. — Грод­но: ГрГУ. — 1999. — Ч. 1. — С. 322—327.

272 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г. (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

273 Абрамчик, Л.Я. Проблемы социальной защиты на современном этапе и возможные пути выхода / Л.Я. Абрамчик / / Юридическая наука и образование в Республике Беларусь на рубеже XX-XXI веков: материалы междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 апр. 1998 г. — Гродно: ГрГУ, 1998. — С. 142—144.

Виды государственных пособий на детей

Виды пособий на детей

Пособия по материнству:

  • пособие по беременности и родам;
  • пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.

Семейные пособия:

  • пособие в связи с рождением ребенка;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет;
  • пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей;
  • пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;
  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

Пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком:

  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет);
  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Гарантии и льготы для семей с детьми в Республике Беларусь

по беременности и родам (назначается с 30 недель беременности на 126 календарных дней. Женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, данное пособие назначается с 27 недель беременности на 146 календарных дней.

Женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев либо установившим опеку над ребенком в возрасте до трех месяцев – на 70 календарных дней.

по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (на первого ребенка – в размере 35 процентов среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал, на второго и последующих детей – 40 процентов указанной заработной платы, на ребенка-инвалида – 45 процентов.

Гражданам, постоянно (преимущественно) проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 150 процентов от размера, установленного законодательством.

ст. 12, 13 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»

ст. 21, 22 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»

на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, в которых:

воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военно¬служащими, проходящими срочную военную службу;

оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также, если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Назначается независимо от доходов семьи на каждого ребенка в возрасте от 3 до 18 лет в размере 50 процентов бюджета прожиточного минимума, а на ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 18 лет – 70 процентов бюджета прожиточного минимума.

по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) – назначается при амбулаторном лечении ребенка на период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней;

при стационарном лечении ребенка в возрасте до 5 лет – на весь период стационарного лечения, ребенка в возрасте от 5 до 14 лет, ребенка-инвалида до 18 лет – на весь период, в течение которого они нуждаются в уходе (по медицинскому заключению);

по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком (назначается за весь период, в течение которого указанные лица по заключению врача не могут осуществлять уход за ребенком);

по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации (назначается одному из работающих родителей (матери, мачехе, отцу, отчиму), опекуну, попечителю и выплачивается за весь период санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации (с учетом времени на проезд туда и обратно).

Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком назначается в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности.

*назначается застрахованным лицам ст. 18, 19 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;

п. 18 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569

Предоставляется в виде пяти социальных выплат:

ежемесячное социальное пособие – если среднедушевой доход семьи (гражданина) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, по объективным причинам ниже бюджета прожиточного минимума.

Размер пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина). Назначается на период от 1 до 6 месяцев. Неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ежемесячное социальное пособие представляется на максимально возможный срок – 12 месяцев.

единовременное социальное пособие – предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины бюджета прожиточного минимума.

Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин), в сумме, не превышающей 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума. Назначается 1 раз в течение календарного года.

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников — независимо от доходов семьи:

для инвалидов I группы;

для детей-инвалидов, имеющих 4 степень утраты здоровья.

Размер социального пособия устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума. Предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.

социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации – независимо от доходов семьи по медицинским показаниям:

детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами;

инвалидам III группы.

Размер социального пособия равен стоимости технических средств социальной реабилитации (протезы, ортезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты и др.).

обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни – если среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, не превышает бюджет прожиточного минимума. Предоставляется на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс перечень документов

Семьям при рождении двойни и более детей обеспечение продуктами детского питания предоставляется независимо от среднедушевого дохода семьи.

Плата за питание детей в дошкольных учреждениях:

не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

снижается на 50 процентов:

для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);

снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Бесплатным питанием обеспечиваются:

учащиеся учреждений общего среднего образования:

из малообеспеченных семей и из семей, имеющих трех и более детей, детей-инвалидов, обучающиеся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (двух- или трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования);

проживающие в общежитиях учреждений общего среднего образования (четырехразовым питанием);

учащиеся специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов), вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (двух-, трех- или четырехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования).

ст. 45 Кодекса об образовании;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования»

Бесплатное одноразовое питание предоставляется учащимся:

1–4 классов начальных школ, базовых школ, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов (кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования), учащимся 5–11 классов указанных учреждений образования , проживающим в сельских населенных пунктах;

из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;

из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;

из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

специализированных по спорту классов;

находящимся в социально опасном положении.

ст. 45 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование»

Льготы при оплате учебников и учебных пособий.

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями установлено для:

учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

лиц с особенностями психофизического развития;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства;

лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;

обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше 3 лет;

обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы.

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

Лица, осваивающие содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, на время получения образования обеспечиваются учебниками, учебными пособиями учреждениями образования бесплатно.

ст. 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

ст. 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»

Преимущественные права при зачислении в учебное заведение.

Абитуриенты из многодетных семей имеют преимущественное право на зачисление в высшее учебное заведение при одинаковой общей сумме баллов.

Преимущественным правом при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования пользуются лица из многодетных семей.

Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80;

ст. 80 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

постановление Совета Министров Республики Беларусь 14.07.2011 № 953

Льготы при оплате обучения.

Граждане Республики Беларусь, получающие в государственных учреждениях высшего образования, учреждениях высшего образования потребительской кооперации страны и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения), имеют право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения.

Кредит предоставляется обучающемуся либо одному из его родителей или иному законному представителю обучающегося при наличии постоянного источника дохода и с учетом исчисляемого в соответствии с законодательством среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи. За пользование кредитом ежемесячно уплачиваются проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка.

Предоставление кредита производится открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» в установленном порядке частями в течение всего срока получения образования в пределах открытой кредитной линии.

Возврат кредита осуществляется со следующего месяца после окончания государственного учреждения высшего образования, учреждения высшего образования потребительской кооперации или учреждения высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси в течение пяти лет.

Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии.

За высокие достижения в учебе, научной и общественной работе могут назначаться персональные стипендии Совета вуза, именные, а также, при особых успехах, стипендии Президента Республики Беларусь.

Студентам, аспирантам, учащимся учреждений среднего специального образования могут устанавливаться надбавки за особые успехи в учебе, общественной и научной работе, а также оказываться материальная помощь из средств стипендиального фонда.

Размеры всех видов государственных стипендий пересматриваются по мере роста тарифной ставки первого разряда, применяемой для оплаты труда в бюджетных организациях.

Учащимся, обучающимся на уровне получения профессионально-технического образования оказывается материальная помощь.

Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 № 261/96 «О некоторых вопросах стипендиального обеспечения и осуществления других денежных выплат обучающимся»

Возмещение расходов по найму жилья.

В случае не обеспечения местом для проживания в общежитии иногородних учащихся и студентов, получающих образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, осуществляется возмещение расходов по найму жилья ежемесячно в следующих размерах:

в г. Минске – 3 базовые величины;

в других населенных пунктах – 2 базовые величины.

Право на возмещение расходов по найму жилья имеют обучающиеся, если среднедушевой доход их семей не превышает 200 процентов бюджета прожиточного минимума.

Льготы при пользовании транспортом.

Учащиеся, получающие общее среднее и специальное образование, имеют право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня.

Иногородним учащимся и студентам оказывается материальная помощь на проезд в размере, не превышающем 50 процентов стоимости проезда (проездного документа) к месту проживания семьи (родителей):

не более чем за 2 поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного междугородного сообщения, железнодорожным транспортом общего пользования межрегиональных линий эконом-класса;

не более чем за 4 поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), железнодорожным транспортом общего пользования региональных линий эконом-класса.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.20011 № 202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся»;

Положение о порядке оказания материальной помощи на проезд нуждающимся учащимся и студентам государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2012 № 274

Виды пособия в беларуси