Оглавление:

Верховные суды республик состав и полномочия

Федеральными судами общей юрисдикции субъектов РФ являются количество судов по числу субъектов РФ. Изначально их было 89, однако в результате объединения некоторых субъектов, число их сократилось.

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край

Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеет следующие полномочия:

— рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

— осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум данной категории судов образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Верховные суды республик состав и полномочия

§ 3. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция

В каждом субъекте Российской Федерации образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономно­го округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчине­ния — Москве и Санкт-Петербурге — образованы суды на правах областного суда. Все вышеперечисленные суды составляют второе (среднее) звено су­дебной системы судов общей юрисдикции, имеют одинаковые полномочия и структуру.

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов вто­рой инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских су­дов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции про­веряют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстан­ции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из рай­онного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сто­рон. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или обществен­ное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам крае­вые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях.

Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие струк­турные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уго­ловным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответст­венно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстан­ции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действо­вавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.

Областной и другой равный ему суд состоит из судей, народных и присяж­ных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою оче­редь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды дей­ствуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность ука­зами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиу­ма утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ.

В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья и два народных заседателя или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два за­пасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональ­ный судья. В качестве суда кассационной инстанции областной и другой рав­ный ему суд действует в составе трех профессиональных судей. Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов.

Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.

Президиум областного суда утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и су­дебной коллегии по уголовным делам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий, рассматривает во­просы деятельности аппарата суда, оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они право­мочны при наличии большинства членов президиума. Постановления пре­зидиума принимаются открытым голосованием большинством голосов чле­нов президиума.

Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет ос­новную работу по руководству структурных подразделений суда, а также ап­парата суда.

Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действу­ющих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председа­телю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.

Организационные полномочия председателя областного суда следующие: он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям; руководит работой аппарата суда; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ; распределяет обя­занности между заместителями председателя; организует работу по повыше­нию квалификации членов суда и работников аппарата; организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит пред­ставления в организации и учреждения об устранении нарушений закона; ве­дет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотре­нию заявлений и жалоб. В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.

Смотрите так же:  Возврат предоплаченного товара

В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из замести­телей. Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуще­ствляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмо­трения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кас­сационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоя­щего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.

Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секрета­ри, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанты, архивариус, инспектора.

Структурно в областном и другом равном ему суде действуют канцеля­рия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспе­диция, секретариат. В областном суде имеется группа консультантов, кото­рые занимаются изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. Жалобы и дела они докладывают председателю, который на основе доклада либо вносит протест в порядке надзора, либо отказывает в его принесении.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции; несут ответственность за правильное и полное изло­жение всех действий и решений суда, действий участников процесса; прово­дят работу по подготовке дела к слушанию: рассылают повестки, обеспечи­вают вручение копии обвинительного заключения подсудимому и т. п.; обеспечивают подготовку к рассмотрению уголовных и гражданских дел, поступивших в областной и равный ему суд в кассационном порядке; обес­печивают подготовку гражданских и уголовных дел к рассмотрению в поряд­ке надзора на заседании президиума; уведомляют о дне рассмотрения; ведут протокол заседания.

Инспектора выполняют справочную работу по жалобам и делам, запол­няют карточки. Все секретари и инспектора подчинены заведующему секре­тариатом, который руководит их работой и контролирует ее.

§ 11 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа — их место в общегосударственной системе судов общей юрисдикции

ветственно Верховный суд республики, краевой суд, областной суд, окружной суд, городской суд.

Все рассматриваемые суды осуществляют все три судебные функции (т. е. выступают в качестве суда первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции) и имеют равные полномочия.

Круг полномочий краевого (областного) и равного им суда определен статьей 32 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»: 1)

рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам ; 2)

осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики; 3)

другие полномочия, предоставленные законодательством.

Статьей 30 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР* определен состав рассматриваемых судов: •

судебная коллегия по судебным делам; •

судебная коллегия по уголовным делам.

Президиум краевого (областного) суда состоит из председателя, заместителей председателя и судей суда. Полномочия президиума краевого (областного) и равного им суда следующие: 1)

в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2)

утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; 3)

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

155 4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; 5)

оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства; 6)

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему з аконод ател ьством.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

3§. Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и автономной области

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» полномочия, порядок образования и деятельности этих судов должен устанавливаться Федеральным конституционным законом «О судах об- щей юрисдикции в РФ».

Суды областного звена рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и

по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно ч. 3 ст. 31 УПК РФ судам областного звена подсудны по первой инстанции следующие уголовные дела:

ряд категорий сложных уголовных дел о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях против жизни, здоровья, свободы личности, общественной безопасности, против основ конституционного строя и

безопасности государства, о преступлениях против правосудия, против мира и безопасности человечества. Например, это дела о преступлениях, предусмотренных следующими статьями УК РФ: п. 1 ч. ст. 105 (убийство с

квалифицирующими признаками), ст. 205 (терроризм), ст. 209 (бандитизм), ст.

211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава); ст. 227 (пиратство); ст. 275 (государственная измена), ст.

276 (шпионаж), ст. 277 (посягательство на жизнь общественного или

государственного деятеля), ст. 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 281 (диверсия), ст. 305 (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и др.

уголовные дела, переданные в данные суды с соблюдением правил об изменении территориальной подсудности, которые установлены в ст. 34 и 35 УПК

уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Согласно ст. 26 ГПК РФ суды областного звена рассматривают в качестве судов первой инстанции следующие гражданские дела:

связанные с государственной тайной;

об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (кроме конституций и уставов субъектов Федерации1);

1 См.: П. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №13-П по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской

о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

иные дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами.

Суды областного звена в отличие от нижестоящих судов имеют в своем составе не только судей и председателя, но и определенные подразделения, выполняющие судебные функции. В состав суда областного звена входят:

судебная коллегия по гражданским делам;

судебная коллегия по уголовным делам.

В аппарат суда областного звена входят администратор суда, секретариат, канцелярия, архив, бухгалтерия, помощники судей, специалисты и секретари

коллегий и судебных заседаний.

Делопроизводство в судах областного звена ведется на основании Временной инструкции по делопроизводству в Верховных судах республик,

краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом

Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28

Судьи суда областного звена действуют в составе судебных коллегий по уголовным и гражданским делам. Каждую судебную коллегию возглавляет пред-

седатель, который является по должности заместителем председателя суда. Ст. 35 Закона «О судоустройстве РСФСР» регламентирует организацию судебных коллегий в областном суде. Судебные коллегии областного суда наделены

Смотрите так же:  Судебная практика по ст 167

Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета. – 2003. — 29 июля.

наиболее широкими полномочиями по осуществлению правосудия. Они осуществляют рассмотрение гражданских и уголовных дел, подсудных областному суду по первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение судебных дел осуществляется судебными составами из числа судей соответствующей коллегии. Кроме того, согласно ст. 38 Закона «О судоустройстве РСФСР» судебные коллегии областного суда изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Судебные коллегии утверждаются президиумом суда из числа судей соот- ветствующего суда. Председатель суда в необходимых случаях вправе своим

распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Ст. 39. определяет полномочия председателей судебных коллегий суда областного звена. Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам:

председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Главная функция президиума областного суда – это рассмотрение судебных дел в порядке надзора. Полномочия президиума определяет ст. 33

Закона «О судоустройстве РСФСР». Президиум областного суда:

в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности

коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

оказывает помощь районным судам в правильном применении за- конодательства;

осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законода-

Президиум образуется в составе председателя, заместителей председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего

суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительною заключения квалификационной коллегии судей

соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно (то есть имеется кворум) при наличии большинства членов его членов. Постановления президиума принимаются открытым го- лосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании и подписываются председателем суда.

Ст. 37 Закона о судоустройстве посвящена статусу председателя суда областного звена. Председатель суда:

может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

руководит организацией работы судебных коллегий;

руководит работой аппарата суда;

созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях:

распределяет обязанности между заместителями председателя;

организует работу по повышению квалификации членов суда и работни- ков аппарата суда;

организует работу по изучению и обобщению судебной практики,

анализу судебной статистики;

ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

Ст. 38 Закона о судебной системе определяет компетенцию заместителей председателя областного суда. Заместители председателя:

могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руково- дство работой судебных коллегий и аппарата суда;

ведут личный прием граждан.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

6.1 Верховные суды республик. Краевые, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа — это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа состоит из Президиума суда, судебных коллегий и аппа- рата суда. При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать Научно-консультативные советы (п. 3 Положения о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ). Организованные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в состав соответствующих судов не входят и при таковых не находятся, хотя начальники управлений (отделов) Судебного департамента и назначаются на должность (освобождаются от должности) по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа.

В составе верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов действуют следующие судебные коллегии: —

Судебная коллегия по уголовным делам, —

Судебная коллегия по гражданским делам.

Военной и Кассационной коллегии есть только в Верховном Суде РФ, соответственно в верховных судах республик, краевых (областных) судах, судах городов федерального значения, суде автономной области, судах автономных округов таковых нет.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа формируется в составе Председателя, заместителей председателя и членов суда. Председатель верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автоном- ного округа может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Эти суды рассматривают (в пределах своей компетенции) дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Верховный Суд РФ прямо требует от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов: —

осуществлять постоянный судебный надзор за качественным и своевременным рассмотрением уголовных и гражданских дел; принимать иные меры воздействия вплоть до прекращения полномочий судей, допускающих факты волокиты, ущемляющие законные права граждан на судебную защиту и умаляющие авторитет судебной власти; регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел; анализировать причины, порождающие волокиту, и целенаправленно вести работу по их устране-

принимать дополнительные меры, направленные на усиление надзора за правильным применением судами законодательства

об ответственности за хулиганство ; —

периодически обобщать практику рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях правил и норм охраны труда и производственной санитарии, анализировать причины допускаемых оши- бок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмот-

рения дел этой категории ;

— повышать уровень осуществления судебного надзора за строгим соблюдением нижестоящими судами уголовно- процессуального законодательства; постоянно совершенствовать методическую работу34 и т. п.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Верховный субъект РФ — высший судебный орган субъекта, осуществляющий надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов и мировых судей субъекта РФ.

В каждом субъекте РФ образуется и действует соответственно краевой, областной суд, суд автономной области, суд автономного округа и Верховный суд республики. В городах федерального подчинения — Москве и Санкт-Петербурге — образованы суды на правах областного суда.

Верховный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Смотрите так же:  Какая пенсия будет если мне 50 лет

Рассматриваемые суды — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда автономной республики утверждаются президиумом Верховного суда из числа судей Верховного суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются Президиумом Верховного совета автономной республики по представлению председателя Верховного Суда автономной республики из числа заместителей председателя или членов Верховного суда.

Председатель Верховного суда автономной республики в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда субъектов РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов второй инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний о современном месте верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов в системе судов общей юрисдикции РФ;
  • – усвоение основных понятий, раскрывающих организационные и процессуальные особенности деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов в Российской Федерации;
  • – усвоение состава и структуры верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов в Российской Федерации.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

  • – место судов среднего звена (верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов) в судебной системе РФ;
  • – порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судов среднего звена;
  • – состав и полномочия аппарата суда среднего звена;

уметь

– анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию суда среднего звена;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус суда среднего звена;
  • – навыками анализа правоприменительной практики верховного суда республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Ключевые слова: звено судебной системы; суд среднего звена; верховные суды республик; краевые суды; областные суды; суды городов федерального значения; суд автономной области и суды автономных округов; структура суда среднего звена; состав верховных судов республик; состав краевых судов, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов; должностной состав аппарата суда; помощник судьи; секретарь судебного заседания; администратор суда.

Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции и составляют среднее звено в системе судов общей юрисдикции. Эти суды образуются и действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ: в республиках в составе Российской Федерации (21 суд); в краях (9 судов); в областях (46 судов); в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) (по одному суду); в автономной области (1 суд) и в автономных округах (4 суда).

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе и имеют одинаковые полномочия. В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной, кассационной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ, и осуществляют надзор за судебной деятельностью районных судов и мировыми судьями.

Суды среднего звена создаются и упраздняются на основании федерального закона. Порядок образования, состав и компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа регламентируются Законом о судах общей юрисдикции.

Структуру и штатное расписание соответствующего суда среднего звена разрабатывает отдел государственной службы и кадров либо государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда, по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с требованиями Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, утвержденной приказом Судебного департамента от 2 апреля 2011 г. № 61.

Штатное расписание суда среднего звена ежегодно утверждается приказом председателя соответствующего суда после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, издания приказов Судебного департамента об утверждении численности на очередной год и доведения соответствующих приказов до председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.

Структура верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа зависит от численности работников суда. Например, суд среднего звена с численностью работников менее 40 единиц включает:

  • – председателя суда;
  • – помощника председателя суда;
  • – заместителей председателя суда и их помощников;
  • – судей и помощников судей;
  • – администратора суда, который подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения, но в штат не включен;
  • – отделы: финансово-бухгалтерский; государственной службы и кадров; обеспечения судопроизводства; судебной статистики и правовой информатизации; кодификации и систематизации законодательства; обобщения судебной практики; материально- технического обеспечения, эксплуатации ремонта зданий;
  • – персонал по охране и обслуживанию зданий.

К работникам аппарата суда относятся: начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник судьи, советники, старшие консультанты, консультанты, главные специалисты, секретари судебного заседания, секретари президиума, секретари судебных коллегий, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории, специалисты, заведующий хозяйством, комендант, персонал по охране и обслуживанию зданий судов, водитель, уборщик производственных и служебных помещений, сторож.

Количественный состав судов среднего звена определяется с учетом административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ и расчетного объема и характера судебной работы. Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей судов среднего звена назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

  • – президиума суда;
  • – судебной коллегии по гражданским делам;
  • – судебной коллегии по уголовным делам.

В судебных коллегиях создаются судебные составы для рассмотрения конкретных дел. Кроме того, исходя из численного состава судей суда среднего звена соответствующего субъекта, в его структуре могут быть образованы отделы.

  • – общего делопроизводства, организации приема граждан и работе с обращениями;
  • – обеспечения судопроизводства по уголовным делам;
  • – обеспечения судопроизводства по гражданским делам; по обеспечению деятельности президиума суда;
  • – кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики;
  • – судебной статистики и правовой информатизации;
  • – материально-технического обеспечения;
  • – финансовый;
  • – компьютерного обеспечения;
  • – государственной службы и кадров;
  • – архив и др.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие суда среднего звена является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Верховные суды республик состав и полномочия