Предложения со словосочетанием «издан приказ»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: жизненное испытание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Оставить комментарий

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Издан приказ об организации и проведении ЕГЭ в 2005 году

Главное управление образования администрации Красноярского края издало приказ об организации и проведении единого государственного экзамена в 2005 году.

Как сообщает пресс-служба Главного управления образования администрации края в 2004 году в крае при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в ЕГЭ участвовало 10 195 учащихся. По данным опросов, участники ЕГЭ считают, что экзамены в новой форме предпочтительнее традиционных.

Красноярский край находится в экспериментальном режиме по проведению ЕГЭ уже 4 года. В 2005 году география проведения ЕГЭ расширяется до 78 субъектов РФ. Экзамен пройдет практически во всех общеобразовательных учреждениях районов и городов края. Исключения составляют Туруханский район, Игарка, ряд средних школ Енисейского, Мотыгинского, Кежемского, Балахтинского, Бирилюсского районов и средняя школа №24 поселка Снежногорск Норильска.

Выпускники будут аттестоваться по математике (обязательный предмет); русскому языку, литературе, физике, химии и биологии (по выбору). Этот перечень обеспечит совмещение итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования. В Ачинске, Зеленогорске, Железногорске, Канске и Красноярске к этому перечню добавится английский язык (по выбору).

Школьники, изучившие математику в объеме курса «А» вправе аттестоваться в традиционной форме или в форме ЕГЭ по выбору. Будут установлены варианты сдачи обязательного письменного экзамена по русскому языку и литературе. Выпускники будут сдавать экзамен по выбору: в форме сочинения, в форме изложения с творческим заданием или отдельно по русскому языку в форме ЕГЭ и по литературе по выбору выпускника устно или в форме ЕГЭ. Решение о форме проведения устного экзамена по литературе (по билетам, защита реферата, собеседование) принимает общеобразовательное учреждение.

Выпускники прошлых лет также могут участвовать в ЕГЭ на добровольной основе в период проведения государственной (итоговой) аттестации вместе с выпускниками общеобразовательных учреждений. Выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, дети-инвалиды, могут участвовать в ЕГЭ на добровольной основе при безусловном соблюдении технологии проведения ЕГЭ. Однако в пункте проведения ЕГЭ должны быть созданы условия, отвечающие физиологическим особенностям и состоянию здоровья таких детей. Если нет возможности создать требуемые условия, то дети этой категории проходят государственную (итоговую) аттестацию в традиционной форме, так же как и выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Распорядительные документы

Среди множества документов, циркулирующих в каждой организации, особое место занимают организационно-распорядительные, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности.

Организационно-распорядительная документация включает организационную, распорядительную, информационно-справочную документацию, документацию коллегиальных органов, документы по личному составу. Из всего этого перечня нас будет интересовать только одна группа организационно-расспорядительной документации — распорядительные документы. В данной статье мы попробуем разобраться, какие документы входят в состав распорядительной документации, чем они отличаются друг от друга, в каких ситуациях надо подготовить приказ или распоряжение, а в каких, например, указание.

Юридическими основаниями для создания распорядительных документов в деятельности организации являются:

  • нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства РФ, решения органов власти;
  • конкретные поручения вышестоящих органов;
  • осуществление исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на нее задач в соответствии с ее компетенцией;
  • потребность правового регулирования работы аппарата управления.

Состав распорядительной документации

К распорядительной документации относятся:

Постановление – правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения[1].

Решение – правовой акт коллегиального или совещательного органа министерств, ведомств, комитетов, общественных организаций, ученых советов НИИ, вузов, а также cоветов директоров предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Указание – правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

Проанализировав функциональные особенности каждого документа, входящего в комплекс распорядительной документации, можно заметить, что главные их различия касаются:

1) порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов;

2) перечня рассматриваемых в них вопросов.

Рассмотрим эти отличия более подробно.

■ Отличия распорядительных документов, касающиеся порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов (на основе коллегиальности или единоначалия). Поясним, что представляет интересы организации и действует от ее имени в отношениях с другими предприятиями, а также государственными учреждениями исполнительный орган. Он воплощает волю учредителей (участников), руководит текущей деятельностью юридического лица. При этом он может быть:

  • единоличным, при котором во главе органа управления (предприятия, учреждения или организации) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения (например, генеральный директор);
  • коллегиальным, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа (например, правление (дирекция)).

В учредительных документах организации фиксируется, какими правами наделен генеральный директор (директор) или правление (дирекция), там же указывается порядок утверждения (подписи) документов, которые относятся к компетенции соответствующего исполнительного органа. Поэтому чтобы разобраться с правом подписи приказов на предприятии, необходимо внимательно ознакомиться с учредительными документами. Для примера приведем следующую формулировку из Устава:

8.5. Генеральный директор Общества:

издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества…

Кроме того, право подписи организационно-распорядительных документов, изданных единоличным исполнительным органом, находит отражение и в законах о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.2005 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

(в ред. от 28.12.2010)

Статья 69. Руководитель акционерного общества

2. […] Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Извлечение

из Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

(в ред. от 02.07.2010)

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. […]

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. […]

Общая схема классификации распорядительных документов в зависимости от порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов.

■ Отличия распорядительных документов, касающиеся перечня рассматриваемых в них вопросов.

Решения, постановления и приказы издают во всех случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации (п. 2.1.4 ГСДОУ[2]). К основным вопросам компетенции организации относятся вопросы, связанные с основным направлением деятельности, будь то производство или продажи, инвестирование или строительство, страхование или оказание иных услуг, вопросы, связанные с финансированием, подготовкой отчетности предприятия, реализацией функции планирования, управления персоналом, развитием научно-технической базы.

Распоряжения, указания издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов (п. 2.1.4 ГСДОУ). К оперативным вопросам относятся вопросы управления текущими событиями, а именно: оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль, координация.

Как же обстоят дела с распорядительными документами на практике?

В деятельности коммерческих организаций применяются распорядительные документы, принимаемые единоличным исполнительным органом: приказы, распоряжения, указания (как правило, указания издаются органами государственного управления, но руководители предприятий также имеют право на издание такого рода документа). Иногда, хотя и очень редко, издается такой распорядительный документ, как решение, принимаемое коллегиальным исполнительным органом. Постановление как акт управления, издаваемый высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти, интереса для коммерческих организаций не представляет. Несмотря на это следует учитывать, что постановления могут приниматься не только на государственном уровне, но и руководителями коллегиальных органов общественных организаций по основным вопросам их деятельности.

Когда издается приказ?

Если президент компании, генеральный директор, директор предприятия или иной единоличный исполнительный орган организации решит издать правовой акт по основному направлению деятельности, то в этом случае необходимо будет подготовить приказ. В приказе отражаются наиболее важные вопросы, связанные с основной деятельностью организации. Цель издания приказа – решение конкретной задачи, стоящей перед организацией.

Приказом утверждаются локальные нормативные акты, номенклатуры, перечни (например, перечень лиц, имеющих право пользоваться мобильной связью, с указанием лимитов для каждой должности), планы развития производства, планы ввода в действие различных объектов, прайс-листы, отчеты, организационные структуры и штатные расписания, учетная политика предприятия, типовые формы документов.

Следует помнить, что документ может утверждаться не только приказом, но и должностным лицом (т.е. единоличным исполнительным органом), правлением, дирекцией (коллегиальным исполнительным органом). Иногда способ утверждения документа (коллегиальным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом) может определяться законодательством. Например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение общим собранием акционеров внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества, годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (включая выплату (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

В практической деятельности имеют место два вида утверждения (приказом и исполнительными органами), но чаще используется утверждение приказом, так как он позволяет не только утвердить какой-либо документ, но и указать, когда этот документ вводится в действие[3].

Смотрите так же:  Когда перечисляют детское пособие до 3 лет

Приказом утверждается состав различных комиссий (для проведения инвентаризации, уничтожения печати, списания основных средств и др.), рабочих группы (например, по разработке основных направлений стратегического развития предприятия).

Приказом предоставляется право подписи каких-либо документов, отменяются (отзываются) доверенности, прекращается (приостанавливается) производство каких-либо видов продукции, оборудования, вводятся новые виды продукции, определяются проведение мероприятий, связанных с гражданской обороной (например, проведение штабной тренировки по гражданской обороне), проведение различных проверок (включая филиалы), изготовление печатей, проведение годового аудита предприятия, переход на централизованные закупки и поставки отдельных видов сырья и материалов, меры противопожарной безопасности и усиления охраны в праздничные дни, подготовка планов и др. (Примеры 1, 2).

Когда издается распоряжение?

Если руководитель предприятия решит издать правовой акт по оперативным и текущим вопросам деятельности организации, то необходимо будет подготовить распоряжение. Распоряжение, в отличие от приказа, издается с целью решения отдельных (узких, конкретных) вопросов, которые необходимы для претворения в жизнь определенных задач предприятия. Так, если приказом был утвержден план ремонта производственных цехов предприятия (т.е. определены основные этапы, сроки процесса модернизации производственных мощностей предприятия) (см. Пример 2), то в распоряжении решается вопрос о подготовке цеха № 2 к проведению ремонта (Пример 3), т.е. это отдельный вопрос в рамках общей задачи модернизации производственных мощностей предприятия.

Распоряжение, как правило, касается узкого круга работников и не является документом длительного действия.

Распоряжение может издаваться по таким вопросам, как предоставление копий документов (например, договоров, счетов-фактур, товарных накладных и др.), предоставление и согласование графика отпусков, отчетных материалов и т.д.

Распоряжение может быть подготовлено также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

Когда нужно подготовить указание?

Указания обычно издаются органами государственного управления, но руководитель коммерческой организации также может издать такой распорядительный документ. Указания могут быть изданы по вопросам оперативного, информационно-методического, административного характера или по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, поручений. Если организация примет решение использовать указание, то в инструкции по делопроизводству следует четко разграничить назначение приказов, распоряжений и указаний.

Особенностью оформления такого распорядительного документа, как указание, является то, что вместо слова «ПРИКАЗЫВАЮ» используются слова «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ» (Пример 4).

Когда используется решение?

При необходимости издания решения коллегиального органа (правления, дирекции, совета директоров) используется такой документ, как решение (Пример 5). Решение касается основного вопроса деятельности предприятия, в нашем примере – выпуска оборудования.

Необходимо учитывать следующую особенность оформления решения: текст решения, также как и других распорядительных документов, состоит из констатирующей и распорядительной частей. В распорядительной части указывают наименование коллегиального органа, принимающего решение, затем слово «РЕШИЛ» прописными буквами на отдельной строке.

Обратите внимание

На практике в организациях обычно используются два вида распорядительных документов: приказ и распоряжение. Причем нормативных актов, регулирующих использование того или иного вида распорядительной документации в коммерческих организациях, нет. Поэтому использование любого распорядительного документа должно быть предусмотрено в инструкции по делопроизводству организации, но при этом следует учесть требования, закрепленные в учредительных документах вашей организации.

Например, мэр Москвы не может издавать приказы, а только указы и распоряжения.

Извлечение

из Регламента Правительства Москвы

3.1.2. Указы и распоряжения Мэра Москвы

Мэр Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории города Москвы. […]

В свою очередь, приказы могут издавать руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, министры Правительства Москвы (п. 3.1.1 Регламента Правительства Москвы).

Особенности подготовки и оформления распорядительных документов

Право подписи распорядительных документов имеет единоличный исполнительный орган – генеральный директор (директор, президент) в соответствии с учредительными документами. В некоторых случаях в учредительных документах могут быть указаны должности руководителей, которые могут подписывать приказы наряду с единоличным исполнительным органом. Однако на практике такое бывает редко. Чаще всего право подписи приказов по основной деятельности делегируется на основании приказа о предоставлении права подписи конкретному должностному лицу или фиксируется в приказе о распределении обязанностей, в котором указываются не только полномочия отдельных руководителей, но и те документы, которые они могут подписывать в пределах своих полномочий (Пример 6).

Обратите внимание: подготовка доверенности связана только с теми документами, которые будут направляться в сторонние организации, на подписание внутренних документы доверенность не выдается. Так, в нашем примере доверенность будет подготовлена на заместителя генерального директора по общим вопросам Петрова С.К. с правом подписи договоров, связанных с хозяйственным обеспечением общества. Распорядительный документ коллегиального органа власти – решение – подписывает председатель и секретарь коллегиального органа.

Распорядительные документы могут быть совместными, т.е. подготовленными организациями, издающими одинаковые по форме документы для решения каких-либо вопросов совместной деятельности.

Распорядительный документ состоит из констатирующей и распорядительной частей, последнюю можно делить на пункты, в которой указывают, кто делает, что делает и в какой срок, например:

3. Коммерческому директору Абрамову П.Е. подготовить план продаж на 2012 год и представить на рассмотрение Совета директоров к 01 октября 2011 года.

4. Заместителю коммерческого директора Епифанову А.К. подготовить отчет о реализации продукции по заключенным государственным контрактам в III квартале 2011 года и представить генеральному директору к 15 октября 2011 года.

5. Заместителю генерального директора по экономике и финансам Прошкину В.В. предоставить отчет о дебиторской задолженности по договорам поставки продукции предприятия, заключенным в период с 11.01.2011 по 30.06.2011, в срок до 1 октября 2011 года.

Распорядительный документ вступает в действие с даты подписания или даты, указанной непосредственно в самом документе. Например, приказ об утверждении регламента по списанию дебиторской задолженности может содержать следующую формулировку:

2.1. Утвердить Регламент по списанию дебиторской задолженности в ОАО «Синтез» и ввести его в действие с 1 июля 2011 года.

Сам приказ будет датирован 20 июня 2011 года, он вступит в действие с этой даты, а вот регламент, утверждаемый данным приказом, вступит в действие только 1 июля 2011 года.

Распорядительный документ может быть длительного действия или носить характер разового поручения, т.е. касаться исполнения отдельных вопросов.

■ Распорядительный документ должен содержать пункт о доведении данного документа до исполнителей, т.е. кто и в какой срок и до кого должен довести распорядительный документ. Например, что касается распорядительных документов длительного действия, то основная проблема доведения их до исполнителей заключается в том, что распорядительный документ может действовать в течение нескольких лет (например, приказ о создании комиссии по списанию основных средств), а порядок доведения приказа до вновь принимаемых сотрудников не прописан должным образом. Вот и получается иногда так, что сотрудник является членом комиссии, подписывает документы, а с приказом не ознакомлен, так как был принят на работу через год после подписания приказа.

Поэтому можно рекомендовать включать в распорядительные документы длительного действия такую формулировку:

6. Начальнику службы делопроизводства Авдеевой А.К. довести данный приказ до всех членов комиссии в течение трех рабочих дней с даты его подписания и доводить данный приказ до сведения вновь принимаемых сотрудников, которые являются членами комиссии по списанию основных средств, в течение трех рабочих дней с даты приема их на работу.

Обычно в организации формируется отдельная папка с распорядительными документами длительного действия, с которыми должны быть ознакомлены вновь принимаемые сотрудники. Кроме того, в приказах длительного действия можно рекомендовать указывать только должности сотрудников без указания фамилии, имени, отчества. Если распорядительный документ доводится до ограниченного круга сотрудников, то их можно приводить непосредственно в самом приказе; если же перечень включает много сотрудников, то можно рекомендовать составлять реестр рассылки, причем на предприятии они могут быть стандартными (например, реестр рассылки для руководителей структурных подразделений, директоров филиалов и т.д.) или индивидуальными (составляться отдельно для каждого распорядительного документа).

Срок исполнения распорядительного документа (отдельных его пунктов) может быть указан периодом времени в обычных календарных днях, в рабочих днях или такой документ может иметь конкретную дату исполнения. Это правило не распространяется на документы длительного действия. Возможны следующие формулировки:

3. Начальнику юридической службы подготовить доверенность на заместителя генерального директора Иванова А.В. в срок до 1 августа 2011 года.

Такая формулировка не вызывает вопросов по сроку исполнения.

4. Начальнику отдела делопроизводства Пенкиной А.Д. довести данный приказ до сведения всех работников Общества в течение трех рабочих дней с даты подписания приказа.

Если приказ подписан 17 июня 2011 года, то довести его до исполнителей необходимо по 21 июня 2011 года, т.е. в течение трех рабочих дней, исключив из срока выходные дни – 18 и 19 июня.

5. Начальнику отдела делопроизводства Пенкиной А.Д. довести данный приказ до сведения всех работников Общества в течение трех дней с даты подписания приказа.

Если приказ подписан 17 июня 2011 года, довести его до исполнителей необходимо с 17 июня по 19 июня 2011 года, т.е. в течение трех календарных дней, но учитывая, что 18 и 19 июня – выходные дни, приказ должен быть доведен до исполнителей в течение одного дня – 17 июня 2011 года.

Распорядительный документ может быть отменен (изменен) другим распорядительным документом организации. Например, внесение изменений в приказ осуществляется путем подготовки соответствующего приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ. Если отменяется действие какого-либо приказа, то в соответствующем приказе об отмене ранее действующего приказа необходимо указать, с какой даты действие приказа отменяется, а также указать его номер, дату, наименование, например:

1. Отменить приказ ОАО «Синтез» «О создании комиссии по списанию основных средств» от 20 июня 2010 года № 365 с 1 июля 2011 года.

Следует учитывать, что действие распорядительного документа может быть приостановлено соответствующими компетентными органами.

■ Для учета и четкой организации работы с распорядительными документами их необходимо регистрировать.Регистрационным номером является порядковый номер, присвоенный в пределах календарного года, который иногда может быть дополнен буквенными или цифровыми обозначениями. Так, приказы разделяются на две группы: по основной деятельности и по личному составу. Для каждой группы могут использоваться свои буквенные обозначения: номер приказа по личному составу – № 267 л/с, по основной деятельности – № 534 о/д.

[1]Здесь и далее за основу взяты определения из «Краткого словаря видов и разновидностей документов» (Главное архивное управление при Совете министров СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела, Центральный государственный архив древних актов. М., 1974).

[2]Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена Коллегией Главархива СССР 27.04.1988; приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33).

[3]Документ, утверждаемый единоличным исполнительным органом, вводится в действие с даты его утверждения. Но если организация достаточно большая, с сетью филиалов, то потребуется время, чтобы довести данный документ до исполнителей. Кроме того, исполнителям потребуется время для ознакомления с данным документом, а если этот документ касается какого-либо направления деятельности, то еще потребуется время и для перестройки работы. Время на ознакомление с документом появится, если его утвердить приказом, так как именно в приказе можно указать дату ввода документа в действие, которая будет отличаться от даты приказа. Кроме того, приказ об утверждении документа позволит назначить ответственного за доведение приказа до исполнителей, указать, в какой срок это необходимо сделать.

Е.Г. Юсипова,
член Гильдии Управляющих Документацией

75 лет приказу «Ни шагу назад!»: что на самом деле запретил армии Сталин

Поделиться в социальных сетях:

Смотрите так же:  Как красиво оформить нарезку колбаса сыр

Народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин ровно 75 лет назад, 28 июля 1942 года, выпустил приказ №227. Документ более известен как «Ни шагу назад!» Почему приказ был издан в начале Сталинградской битвы, но не опубликован во время войны, рассказали сетевому изданию m24.ru историки .

Фото: ТАСС/Яков Рюмкин

Что приказал Сталин

…»Ни шагу назад!» без приказа высшего командования. Единственной причиной ухода с позиций может быть только смерть!»…

В июле 1942 года ситуация была критической на южном фланге советско-германского фронта: поражения в Крыму, под Харьковом, Воронежем. Немцы прорывались на Кавказ к нефтяным промыслам, необходимым советской военной промышленности. В этот момент появился 227-й приказ.

«Суть приказа была вот в чем. К Сталинградской битве мы уже потеряли много ресурсов. На оккупированных территориях остались более 70 миллионов человек. Да, определенный паритет сложился в промышленности благодаря тому, что удалось перебросить заводы на восток. Но самое главное, в чем превосходила нас Германия, – это дисциплинированность, четкость и хорошая организация», – рассказал сетевому изданию m24.ru кандидат философских и юридических наук, доцент кафедры РГГУ Владимир Калина.

«Приказ приостановил панические настроения людей и подействовал отрезвляюще на армию. Был обозначен рубеж, который гласил, что назад идти больше нельзя, мы должны стоять», – пояснил в беседе с корреспондентом m24.ru кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра военной истории России Института российской истории РАН Борис Серазетдинов.

  • Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов по 800 человек.
  • Сформировать в пределах армий от пяти до десяти штрафных рот до двухсот человек в каждой, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

В 1943 году «штрафников» было около трех процентов от численности военных. К концу 1945 года в армии было 1–1,3 процента «штрафников».

По словам Владимира Калины, советские военные к тому моменту уже откровенно говорили, что в армии царят расхлябанность и разгильдяйство. «О масштабах разгильдяйства вы можете судить следующим образом. Для рядового и сержантского состава было образовано больше тысячи штрафных рот. Для офицеров – 65 штрафбатов. Больше 400 тысяч человек прошли через эти организации за годы действия приказа (около двух лет – прим. ред.)», – сказал ученый.

Критики документа настаивают, что он ограничивал инициативу командиров на местах. Военные боялись оставлять позиции даже ради тактической выгоды. Руководитель департамента по работе с государственными и общественными организациями РВИО Иван Архипов не согласен с такой оценкой:
«Высшие руководящие чины, видели больше, чем непосредственно офицеры, которые были на земле. Да, могли быть перегибы, и это всегда существует. Но общая задача всегда должна быть выполнена. И при руководстве большими соединениями войск генералитет выполнял поставленную задачу».

«Это миф, что приказ запрещал советским солдатам отступать, а если они отступали, то заградотряды их убивали».

С Архиповым солидарен и Борис Серазетдинов. «Это миф, что приказ запрещал советским солдатам отступать, а если они отступали, то заградотряды их убивали. Хочу сказать – это бред. Многие из штрафных рот и батальонов, которые отступали, потом становились даже Героями Советского Союза. Это было, и отказаться от этого нельзя. Приказ №227 не запрещал отступление как таковое. Согласно его тексту, выдвигалось требование – ни шагу назад без приказа высшего руководства. Это прежде всего относилось к тем, кто оставлял свою позицию самовольно», – отметил кандидат исторических наук.

Текст приказа №227 опубликовали в СМИ лишь в 1988 году. По словам Бориса Серазетдинова, документ не появился в печати во время войны из соображений секретности. Хотя немцы все равно довольно быстро узнали про него. Приказ зачитывали на всех фронтах, армиях, соединениях, флотах, дивизиях, батальонах, ротах и взводах. Отношение к нему у бойцов было разным.
«Мой хороший знакомый юрист Берензон был под Сталинградом, когда шло сражение, – сказал Владимир Калина. – Он мне рассказывал, что когда им зачитывали приказ, выстраивали личный состав, они целовали знамя, преклоняли колено и клялись».

«Нельзя сказать, что у большинства были упаднические настроения. Из 100 человек это мог быть один или два человека. Заградотряды с 1 августа по 1 октября 1942 года задержали на Донском фронте приблизительно 36 тысяч человек, которые бежали. Это сводки НКВД. Многих позже возвратили обратно в свои части на периферийные пункты, или направили в штрафные роты. Из этих 36 тысяч человек было расстреляно 433 человека», – добавил Борис Серазетдинов.

Осенью 1944 года Сталин расформировал заградительные отряды. Ход войны уже изменился, и поддерживать дисциплину на фронте столь суровыми мерами больше не требовалось.

Этот день в истории: 16 августа 1941 года издан приказ Сталина № 270

16 августа 1941 года был издан Приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия».

Согласно этому приказу все советские военнослужащие, сдавшиеся в плен по собственной воле, а также те, кто был захвачен при не зависящих от них обстоятельствах, объявлялись изменниками Родины. Приказ подписали председатель Государственного комитета обороны СССР Иосиф Сталин, заместитель председателя Вячеслав Молотов, Маршалы Советского Союза Семен Буденный, Климент Ворошилов, Семен Тимошенко, Борис Шапошников и генерал армии Георгий Жуков.

Новая директива была адресована всем членам и кандидатам ЦК ВКП (б), секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, председателям областных крайисполкомов, СНК республик, всем секретарям райкомов, горкомов и председателям райисполкомов и горисполкомов. Приказ не подлежал опубликованию, но его следовало прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.

Приказ определял, при каких условиях военнослужащие ВС СССР — командиры и политработники Красной Армии — должны считаться дезертирами. В тексте приказа № 270 поименно были названы несколько уже состоявшихся «предателей» из числа командного состава Красной Армии. В числе этих «дезертиров» в частности оказался генерал-лейтенант В.Я.Качалов, героически погибший при прорыве из окружения. Компанию ему составили так же генерал-майор П.Г.Понеделин и генерал-майор Н.К.Кириллов — оба попали в немецкий плен в августе 1941 года, за несколько дней до выхода приказа. Все они были реабилитированы в 1950-х годах.

Так же указывалось, что каждый командир или политработник был обязан сражаться до последней возможности, даже если войсковое соединение было окружено силами противника; запрещалось сдаваться в плен врагу. А то, как следует поступать с теми, кто этот приказ не выполняет, кратко и сжато излагали 3 пункта в конце этого самого приказа.

1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного [c.239] пособия и помощи.

3. Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.

Вопрос: В связи с высокой температурой воздуха на улице и в офисных помещениях, в Компании издан приказ. Руководством принято решение о сокращении рабочего времени в связи с превышением допустимых температурных норм в помещениях общества и на улицах. 1. Просим Вас разъяснить, как нужно рассматривать сложившуюся ситуацию: как простой не по вине работодателя или как сокращение рабочего времени? 2. Как правильно оплатить сокращенные часы? (ООО «Аудит-новые технологии», август 2010 г.)

В связи с высокой температурой воздуха на улице и в офисных помещениях, в Компании издан приказ. Руководством принято решение о сокращении рабочего времени в связи с превышением допустимых температурных норм в помещениях общества и на улицах.

1. Просим Вас разъяснить, как нужно рассматривать сложившуюся ситуацию: как простой не по вине работодателя или как сокращение рабочего времени?

2. Как правильно оплатить сокращенные часы?

Согласно приложенному Приказу N 162 в Обществе некоторым категориям работников предусмотрено сокращение времени работы до 6 часов в день при условии превышения температуры воздуха на рабочих местах 29-ти градусов Цельсия. При этом в период сокращения рабочего времени предусмотрено сохранение за работниками заработной платы.

В соответствии со ст. 163 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) в числе нормальных условий работы для выполнения работниками норм выработки, которые обязан обеспечить работодатель, поименованы, в том числе условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Аналогичные нормы содержатся в ст. 212 ТК РФ, согласно которым, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Кроме того, согласно ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, а условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

В этой связи стоит указать, что Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» утвержден перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Из этого перечня видно, что одними из нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин) и санитарные нормы (СН)).

Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»*(1) (далее — СанПиН 2.2.4.548-96) эти Санитарные правила и нормы разработаны в целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест и производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.

Пунктом 4.3 СанПиН 2.2.4.548-96 определено, что показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются: температура воздуха; температура поверхностей; относительная влажность воздуха; скорость движения воздуха; интенсивность теплового облучения.

При этом разделами 5 и 6 СанПиН 2.2.4.548-96 определены оптимальные и допустимые условия микроклимата.

Допустимые величины показателей микроклимата устанавливаются в случаях, когда по технологическим требованиям, техническим и экономически обоснованным причинам не могут быть обеспечены оптимальные величины (п. 6.2. СанПиН 2.2.4.548-96). В то же время несмотря на то, что допустимые микроклиматические условия не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, они могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности (п. 6.1. СанПиН 2.2.4.548-96).

Оптимальной в теплое время года для офисных помещений считается температура воздуха 23-25 градусов Цельсия, а допустимой в теплое время года является температура воздуха 25-28 градусов Цельсия. Очевидно, что температура в помещении в теплое время не всегда соответствует оптимальному и допустимому значениям.

Пунктом 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96 определено, что в производственных помещениях, в которых допустимые нормативные величины показателей микроклимата невозможно установить из-за технологических требований к производственному процессу или экономически обоснованной нецелесообразности, условия микроклимата следует рассматривать как вредные и опасные. В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата должны быть использованы защитные мероприятия (например, системы местного кондиционирования воздуха, воздушное душирование, компенсация неблагоприятного воздействия одного параметра микроклимата изменением другого, спецодежда и другие средства индивидуальной защиты, помещения для отдыха и обогревания, регламентация времени работы, в частности, перерывы в работе, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, уменьшение стажа работы и др.).

Смотрите так же:  Продажа полис осаго в ростове

По нашему мнению, нормы приведенного пункта направлены на регулирование условий труда в помещениях, в которых превышение температуры воздуха допустимых нормативных величин явление постоянное. Однако представляется, что указанные защитные мероприятия могут быть использованы работодателем и в случае кратковременного отклонения температурного режима от допустимого в виду жарких уличных температур.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенным, считаем, что можно говорить о том, что сокращение рабочего дня в аномально жаркий период является одним из способов защиты от неблагоприятного воздействия микроклимата на здоровье работников. Следовательно, такая мера в рассматриваемой ситуации будет выполняться работодателем в виду установленной ему трудовым законодательством обязанности обеспечить нормальные условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда.

Однако следует отметить, что трудовым законодательством процедура документального оформления и порядок расчетов между работодателем и работником в таких ситуациях прямо не регламентированы. В этой связи укажем на два возможных и допустимых варианта.

1. Введение временного режима сокращенной продолжительности рабочего времени.

В соответствии со статьей 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом в статье 92 ТК РФ определены категории работников, которым сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в обязательном порядке.

Вместе с тем, представляется, что работодатель в виду наличия таких объективных причин как защита здоровья работника в условиях высоких температур воздуха по своей инициативе может временно сократить установленную в организации продолжительность работы. Сокращение продолжительности рабочего времени из-за жары необходимо оформить изданием соответствующего приказа в произвольном виде. В нем должны быть приведены причины сокращения рабочего дня, на сколько часов и в какие дни он уменьшается.

Стоит обратить внимание, что сокращение рабочего времени является изменением существенных условий трудового договора, о которых сотрудники должны быть предупреждены не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ). Однако в виду того, что указанное изменение носит временный характер и должно быть введено незамедлительно, считаем, что согласование с работниками может быть произведено в максимально короткие сроки*(2).

Так же полагаем, что оформление установления сокращенной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя с целью выполнения его прямой обязанности по созданию нормальных условий труда не влечет уменьшение заработной платы работников.

При этом в виду того, что работодатель при сокращении продолжительности рабочего времени руководствуется нормами и требованиями законодательства, обеспечивает работникам нормальные условия труда и соблюдает санитарные правила, то расходы на оплату труда в данном случае могут быть учтены в полном размере на основании ст. 255 НК РФ.

Вместе с тем, хотим указать на целесообразность закрепления в локальных нормативных актах, во-первых, обязанности работодателя сокращать продолжительность рабочего времени при возникновении таких экстремальных ситуаций, следствием которых является нарушение норм охраны труда, во-вторых, гарантий работникам в виде сохранения полной заработной платы за периоды временного сокращения продолжительности работы. Такие меры направлены на наличие в организации дополнительного подтверждения экономической обоснованности оплаты сокращенного времени работы в размере полного оклада в случае предъявления претензий со стороны налоговых органов.

2. Оформление простоев по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Исходя из норм статьи 220 ТК РФ следует, что в случае возникновения опасности для жизни и здоровья работник имеет право отказаться от выполнения работы в таких условиях, а работодатель в такой ситуации обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности для здоровья. В случае же, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с ТК РФ.

При этом данная статья прямо не предусматривает, что работодатель при невозможности обеспечения нормальных условий труда обязан объявить простой. Однако полагаем, что такая возможность не исключена.

Считаем целесообразным отметить, что Минздравсоцразвития РФ на своем официальном сайте в сети Интернет*(3) разместило «Рекомендации по организации режимов труда и отдыха работников в условиях экстремальных высоких температур и задымления» (6 августа 2010 года), в которых в рассматриваемой ситуации рекомендовало оформление именно простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

В соответствии с трудовым законодательством простоем считается временная приостановка работы по причинам, в частности, экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК РФ).

Исходя из вышеизложенного, представляется, что в рассматриваемой ситуации сокращение времени рабочего, возможно, оформить и в виде простоя — временной приостановки работы по причинам несоответствия температурного режима рабочего места требованиям охраны труда в виду жарких погодных условий, превышающих установленные климатические нормы*(4).

В этой связи необходимо указать на ст. 157 ТК РФ, согласно которой время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

То есть, нормами ТК РФ работнику гарантирована оплата времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в определенном размере и работодатель, не имеет права не оплачивать время простоя, а также оплачивать в размере меньшем, чем предусмотрено ТК РФ. Стоит отметить, что именно по этой причине Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.04.2005 N 13591/04 отметил, что потери, связанные с оплатой времени простоя, не зависят от воли организации и не могут рассматриваться как экономически неоправданные.

Следовательно, работодатель вправе относить к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по оплате времени простоя как экономически обоснованные расходы (ст. 252 НК РФ).

Вместе с тем, отметим, что по нашему мнению, из норм действующего законодательства нет возможности четко определить алгоритм действий работодателя при возникновении нарушений условий труда, вызванных экстремально жаркими температурами воздуха. Поэтому вопрос относительно правомерности оплаты труда работнику ниже, чем установленный оклад, является дискуссионным и не имеющим однозначного ответа.

Однако из формулировки п. 4 Приказа N 162 следует, что Общество планирует за период сокращения рабочего времени сохранять за работниками полный размер оклада (тарифной ставки), что, как видно, во-первых, превышает минимальный размер оплаты в виде 2/3 оклада, гарантированный ТК РФ при простоях, а во-вторых, исключает возможные споры с работниками относительно необходимости введения простоя и выплаты заработной платы в «пониженном» размере в соответствии со статьей 157 ТК РФ.

При этом следует отметить, что в целях исполнения требований статьи 252 НК РФ для подтверждения экономической обоснованности оплаты времени простоя в размере полного оклада*(5) в коллективном договоре, трудовых договорах или локальном нормативном акте, в качестве гарантии целесообразно прямо предусмотреть обязанность работодателя, в случае объявления простоев по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивать данное время в размере установленного работнику оклада.

По нашему мнению, выплаты работникам за время простоя можно отнести к расходам на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ как расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Такая позиция высказана также контролирующими органами, например, в Письме Минфина России от 03.04.2007 N 03-03-06/1/208, Письме ФНС России от 20.04.2009 N 3-6-03/109. В Определении ВАС РФ от 08.12.2008 N ВАС-15508/08 по делу N А05-11430/2007 суд отметил, что расходы по оплате работникам времени простоя относятся к расходам на оплату труда*(6).

Вместе с тем, следует обратить внимание, на тот факт, что имеется и другое мнение официальных органов относительно статьи НК РФ, на основании которой рассматриваемые затраты на оплату времени простоя могут быть отнесены к расходам организации.

Так, из разъяснений Минфина России (Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31), а также Постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04 следует, что сумма оплаты работникам времени простоя в соответствии с нормами ТК РФ, для целей исчисления налога на прибыль признается в качестве приравненных к внереализационным расходам убытков в виде потерь от простоев по внутрипроизводственным причинам или в виде не компенсируемых виновниками потерь от простоев по внешним причинам, на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации сокращение рабочего дня считаем способом защиты работников от неблагоприятного воздействия микроклимата на их здоровье. Выполнение данной меры работодателем продиктовано установленной ему трудовым законодательством обязанностью обеспечить нормальные условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда.

На практике подобные ситуации оформляются либо временным введением сокращенной продолжительности рабочей недели, либо объявлением простоя по причинам, независящим от обеих сторон трудовых отношений.

Сохранение оплаты в полном размере в такие периоды считаем положительным обстоятельством, исключающим возникновение споров с работниками. При этом при должном документальном оформлении и закреплении соответствующих положений в локальных нормативных актах, считаем, что данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в полном размере.

Информация, размещенная на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ в сети Интернет*(7) (6 августа 2010 года):

«В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с экстремально высокой температурой воздуха. При этом воздействие указанного фактора оказывает крайне неблагоприятное воздействие на здоровье работающих граждан.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников.

Кроме того, в целях профилактики неблагоприятного воздействия данных факторов работодателем могут использоваться защитные мероприятия (системы местного кондиционирования воздуха, воздушное душирование, средства индивидуальной защиты — в частности, влажные марлевые повязки и респираторы, помещения для отдыха, регламентация времени работы, в частности, перерывы в работе и др.).

В случае уменьшения продолжительности ежедневной работы (смены) оплата труда работников за время, на которое уменьшено рабочее время, может производиться в соответствии с частью 2 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада, должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Кроме того, может быть рекомендовано, с учетом прогнозов метеослужб, предоставление по соглашению между работодателем и работником краткосрочных ежегодных оплачиваемых отпусков вне графика».

15 августа 2010 г.

ООО «Аудит-новые технологии», август 2010 г.

*(1) Утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21.

*(2) Например, к приказу может быть приложен лист согласования с работниками.

*(4) Время простоя, возникшего по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в Табеле учета рабочего времени отмечают буквенным кодом «НП» или цифровым кодом «32» согласно Постановлению Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

*(5) Аналогичный вывод, можно косвенно сделать из разъяснений налоговых органов, содержащихся в Письме ФНС России от 20.04.2009 N 3-6-03/109.

*(6) См. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-22499/2007, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2010 по делу N А58-1790/09.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ООО «Аудит-новые технологии»

Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО «Аудит — новые технологии» состоит в трудовых отношениях.

В обществе издан приказ