Путин уточнил правила получения военнослужащими жилья

Президент России Владимир Путин уточнил правила увольнения военных, которые отслужили более 10 лет, без предоставления им жилья или соответствующих компенсаций. Об этом говорится в указе, опубликованном в субботу, 2 января, на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки внесены в положение о порядке прохождения военной службы. В указе отмечено, что нуждающийся в жилье военнослужащий «без его согласия не может быть уволен (. ) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» без предоставления ему жилья или субсидий на его приобретение (строительство) за исключением случаев, предусмотренным третьим абзацем первого пункта статьи 23 закона «О статусе военнослужащих».

При этом те, кто желает получить жилье не по месту увольнения с военной службы, «обеспечивается помещением в соответствии с законодательством России», подчеркивается в документе.

Указ вступил в силу с момента его подписания.

В конце апреля 2015 года президент России разрешил принудительно увольнять военнослужащих, злоупотребляющих своим правом на отказ от предоставленного государством жилья. До этого увольнение военных, отказывающихся от предлагаемого им жилья или жилищной субсидии, было невозможно, поэтому были широко распространены многократные отказы от предоставляемого государством жилья. В итоге целые группы военнослужащих систематически эксплуатировали эту брешь в законодательстве.

Под действие апрельского документа попали военнослужащие, имеющие право на увольнение из рядов вооруженных сил и в данный момент находящиеся «в распоряжении командования» (вне штатной воинской должности).

Можно ли уволить военнослужащего без предоставления жилья, при обеспечении служебным жильем?

Увольнение со служебным жильем

Я военнослужащий. Выслуга 24 года.Сейчас я проживаю в служебной квартире.Признан нуждающимся в жилом помещении. В собственности жилья не имею.Через месяц ОШМ.Решил взять жилищную субсидию.

Командование обещает уволить и исключить из списков до обеспечения субсидией без моего согласия так как я обеспечен служебной квартирой по норме или сдайте служебную квартиру.

Нашел у вас на сайте ответ на похожий вопрос.

Адвокат, г. Санкт-Петербург

Можно увольнять военнослужащих имеющих служебное жильё если данное жилое помещение по площади соответствует жилой норме обеспечения военнослужащего жильём. Норма обеспечения обозначена в ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащего», если служебное жилое помещение меньше нормы то увольнять нельзя, если имеющееся у Вас служебное жилое помещение меньше нормы Вы можете обратиться в суд для восстановления на военной службе.

А теперь сам вопрос: На основании каких документов и нормативных актов обеспечение служебным жильем делает возможным увольнение со службы без моего согласия в нарушение ст.15 и ст.23п.1 аб2 закона «О статусе военнослужащего» и ст. 50 закона N 53-ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ» и есть ли в обзорах судебной практики решение похожих вопросов.

Nav view search

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
имени МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА

Последние новости

Законность увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения по избранному месту жительства

Подробности Опубликовано 18.09.2015 03:39 Просмотров: 4935

В виду участившихся в последнее время обращений военнослужащих по вопросам законности их увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения по избранному месту жительства, военный прокурор Воркутинского гарнизона подполковник юстиции Мантуленко В.В. разъясняет:

в силу п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона, а также изданными в его развитие «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054.

При этом необходимо отметить, что согласно положениям п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не ставится в зависимость от увольнения с военной службы.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» установлено, что исходя из абзаца четырнадцатого п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237 при разрешении споров о правомерности увольнения военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилье по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, необходимо учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

Анализ этих правовых норм позволяет сделать вывод о том, что указанный запрет на увольнение до предоставления жилья применяется к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье в избранном после увольнения месте жительства, в зависимости от их обеспеченности жильем по последнему месту службы.

Военнослужащие, которые после увольнения могут беспрепятственно проживать в предоставленных им по месту военной службы жилых помещениях, в том числе служебных, не вправе претендовать на социальную гарантию, установленную пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, законодательного запрета на увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава части военнослужащих, обеспеченных по нормам жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, без предоставления им на момент увольнения и исключения жилых помещений по избранному месту жительства, в настоящее время не имеется.

Увольнение с выслугой 20 лет без постановки на учет нуждающимся в жилье

Я офицер до окончания контракта 3 мес (к тому времени будет выслуга 20 лет и 1 мес), хочу уволиться (возможно по здоровью — сейчас на ВВК). Имею служебное жильё, нуждающимся в постоянном жилье ещё не признан — считал, что можно подавать документы в ДЖО только после 20 лет выслуги (правильно ли это?)

В ДЖО рассмотрение документов занимает около месяца и по опыту коллег — процесс затягивается и дольше. При таком раскладе я, вероятно, буду уволен еще до признания нуждающимся в жилье (по истечении контракта или по состоянию здоровья «В» — ограниченно годен).

Будет ли данная ситуация будет препятствовать постановке на очередь и получению постоянного жилья после увольнения? В отделе кадров предлагают заключить контракт на год, чтоб «спокойно собрать документы». Можно ли как-либо избежать заключения дальнейшего контракта в моем случае без ущерба для жилищного обеспечения?

Ответы юристов (7)

Вам все верно объяснили, если Вы относитесь к категории граждан, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.

Если подлежите увольнению по льготному основанию, то признаться нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства можно и до достижения выслуги 20 лет, достаточно 10 лет выслуги.

Такое право у Вас появится после вынесения заключения ВВК и его предоставления командованию.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Статья 15. Право на жилище

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Правила
признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512)

1. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — уполномоченные органы).

3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства — избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в ivo.garant.ru/#/document/12187544/entry/1034» class=«s_8» params=»>» data-tooltip=«Ссылка на Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 » О=»» порядке=»» признания=»» нуждающимися=»» в=»» жилых=»» помещениях=»» военнослужащих=»» -=»» граждан=»» Российской=»» Федерации=»» и=»» предоставления=»» им=»» помещений=»» собственность=»» бесплатно»=»» (с=»» изменениями=»» дополнениями).=»» Подпункт=»» г»=»»>подпункте «г» пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее — документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.

Смотрите так же:  Приказ м о 333

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

7. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих
Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов.

8. Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей.

9. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.

По основанию увольнения.

Вы можете быть уволены по состоянию здоровья, что дает Вам права, предусмотренные статьей 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 01.05.2017)
«О воинской обязанности и военной службе»

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 03.04.2017)
«О статусе военнослужащих»

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Выход из ситуации один, тянуть с увольнением и исключением из списков части. После получения заключения ВВК, предъявить его рапортом командованию вместе с просьбой признать нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства и не увольнять до обеспечения жильем.

С уважением! Г.А. Кураев

Уточнение клиента

Спасибо за ответ!

Дело в том, что мне необходимо перейти на другую работу, контракт там с ноября.

Если я уволюсь после признания меня нуждающимся в жп, разве я не смогу ждать его уже после увольнения? Увольнение лишит меня каких — то преимуществ в жилбеспечении? Или при заключении нового контракта — смогу ли я разорвать его уже через месяц, например — как только поставят в очередь? Вы случайно не знаете, сколько длится увольнение по болезни?

06 Июня 2017, 08:50

Есть вопрос к юристу?

Будет ли данная ситуация будет препятствовать постановке на очередь и получению постоянного жилья после увольнения? В отделе кадров предлагают заключить контракт на год, чтоб «спокойно собрать документы». Можно ли как-либо избежать заключения дальнейшего контракта в моем случае без ущерба для жилищного обеспечения?

Вам лучше не рисковать и последовать совету отдела кадров и заключить (продлить) контракт.

Наличие нового контракта никак Вам не помешает при наличии оснований для увольнения по болезни.

Положение
о порядке прохождения военной службы

(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Статья 9. Порядок заключения нового контракта

8. Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

9. Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт.

Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.

10. Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.

11. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не подавший по команде рапорт о заключении с ним нового контракта в срок, установленный пунктом 9 настоящей статьи, представляется к увольнению с военной службы.

Добрый день! В дополнение к сказанному коллегой.

Увольнение лишит меня каких — то преимуществ в жилбеспечении? Или при заключении нового контракта — смогу ли я разорвать его уже через месяц, например — как только поставят в очередь? Вы случайно не знаете, сколько длится увольнение по болезни?

Если Вы встанете на учет нуждающихся в обеспечении жильем, то увольнение с военной службы с оставлением Вас в списках очередников на получение жилья не лишит Вас каких-либо преимуществ в жилобеспечении.

Практика показывает, что военнослужащие, особенно в крупных городах, могут годами ждать жилое помещение, удовлетворяющее их требованиям, в связи с чем их не исключают из списков части. Кому это выгодно — они довольны.

Если Вас ждет новая работа, то тогда стоит рассмотреть второй вариант — увольнение с оставлением в списках очередников.

Если вы решите увольняться с военной службы и признаны нуждающимся в получении жилого помещения, то:

Напишите рапорт об оставлении вас в списках очередников (в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения) – зарегистрируйте рапорт, скопируйте уже зарегистрированный рапорт для себя.

В беседе с командиром части перед увольнением выразите своё желание остаться в списках очередников (в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения), убедитесь, что это ваше желание занесено в лист беседы, сделайте для себя копию листа беседы.

Получив копию Приказа полномочного должностного лица об увольнении и копию приказа об исключении из списков части – убедитесь, что Ваше пожелание включено в приказ и там есть фраза, что Вы жильем не обеспечены и оставлены в списках нуждающихся в обеспечении жильем.

Уточнение клиента

Интересен именно нюанс:

пока я не стою в реестре нуждающихся, меня могут просто уволить. Если меня уволят, то в этот реестр я попасть будучи гражданским уже не смогу. А документы в ДЖО делают долго. или я в очереди считаюсь уже с момента подачи рапорта нес постановку? Как тогда доказать это моим кадровикам?

06 Июня 2017, 12:31

Спасибо за ответ! Дело в том, что мне необходимо перейти на другую работу, контракт там с ноября. Если я уволюсь после признания меня нуждающимся в жп, разве я не смогу ждать его уже после увольнения? Увольнение лишит меня каких — то преимуществ в жилбеспечении? Или при заключении нового контракта — смогу ли я разорвать его уже через месяц, например — как только поставят в очередь? Вы случайно не знаете, сколько длится увольнение по болезни?

Если Вы уверены, что Вас успеют признать нуждающимся до окончания контракта, то беспокоиться не о чем.

Если же не уверены, то заключайте новый контракт.

Контракт Вы не сможете разорвать через месяц просто так, нужны основания.

Увольнение по болезни может длиться от 2-х месяцев, если не стоит вопрос обеспечения жильем или выплате субсидии, до момента обеспечения жильем(выплаты жилищной субсидии), который не определен.

С уважением! Г.А. Кураев

Интересен именно нюанс: пока я не стою в реестре нуждающихся, меня могут просто уволить. Если меня уволят, то в этот реестр я попасть будучи гражданским уже не смогу. А документы в ДЖО делают долго… или я в очереди считаюсь уже с момента подачи рапорта нес постановку? Как тогда доказать это моим кадровикам?

До признания Вас нуждающимся в жилом помещении и при окончании контракта Вас могут уволить и исключить из списков части без обеспечения жильем.

То есть, при достижении выслуги 20 лет, Вы будете получать жилое помещение после увольнения в порядке очередности.

Согласно, приведенным ранее коллегой

Правилам
признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации:

9. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.

А Вам ничего доказывать не нужно, это их обязанность соблюдать требования Закона.

Отдайте им копию Вашего заявления с входящим номером и сошлитесь на вышеуказанные Правила.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение военнослужащего со служебным жильем

Здравствуйте. Мне нужна помощь по случаю увольнения военнослужащего со служебным жильем, т.е. меня. Подробнее.Я — военнослужащий в распоряжении. Выслуга лет в календарном исчислении 35 лет. Обеспечен служебной квартирой 63.1 кв.м. Состав семьи три человека. Имею право на дополнительную жил.площадь. Состою на учете в едином реестре с 2003г. Решил взять жилищную субсидию. Командование части в которой нахожусь в распоряжении грозится уволить меня до получения субсидии. В договоре найма служебного жилого помещения, указано, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы и наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение в течении 3-х дней.

Правомерно ли будет моё увольнение. СПАСИБО.

Ответы юристов (14)

Здравствуйте Владимир, увольнение без жилья невозможно в силу ст. 15 закона «О статусе военнослужащего» и ст. 50 закона N 53-ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Ст. 15 «Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета».

Есть вопрос к юристу?

Увольнение без предоставления жилья заведомо неправомерно в вашем случае.

При увольнении в запас вы должны быть обеспечены жильем, полученным в собственность.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158428/?frame=2
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158428/?frame=4
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Ч.1 ст.23 указанного закона прямо запрещает увольнение вас без предоставления жилого помещения. На условиях указанных в законе, и у вас есть реальное право выбора 🙂
Увольнение вас без предоставления жилья прямо запрещено действующим законодательством без всяких вариантов и и дополнительных толкований.

Уточнение клиента

Командование акцентирует внимание на ст. 23 фз о статусе военнослужащего в плане: нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е состоящим на учете в улучшении жилищных условий, а я обеспечен по нормам служебной площадью. И стою на предоставление жилья по нормам, а в улучшении не нуждаюсь т.к установленная норма соответствует.

21 Февраля 2014, 13:57

Кстати, сам факт угроз командования вас уволить в данном случае, прямое нарушение закона, так что военная прокуратура этим фактом может очень заинтересоваться. А если в вашем отношении все же будет издан приказ об увольнении, то суд его отменяет, при правильном предъявлении иска, практически с гарантией 1000%.

Вот немного судебной практики по данной категории дел.

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2008 года № 2н-302/08 по заявлению К.

Решением жилищной комиссии от 16 июля 2007 г. К. признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Москве.
Приказом командующего Тихоокеанским флотом он досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья – в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе.
Приказом командира воинской части он исключён из списков личного состава с 30 сентября того же года.
К. просил суд отменить указанные приказы, восстановить его на военной службе до обеспечения жильём по избранному месту жительства, обеспечить всеми видами довольствия и включить этот срок в общую продолжительность военной службы.
Решением 35 гарнизонного военного суда в удовлетворении требований К. отказано.
Кассационным определением Тихоокеанского флотского военного суда решение оставлено без изменения.
Военная коллегия отменила состоявшиеся по делу судебные постановления по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что К. и трое членов его семьи по договору поднайма жилого помещения проживают в квартире общей площадью 31,5 кв. м в г. Елизово.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 18 октября 2006 г. он признан ограниченно годным к военной службе.
19 октября того же года К., имеющий календарную выслугу более 17 лет, обратился к командиру части с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья. При этом, указывая на необеспеченность жилым помещением, просил предоставить ему при увольнении жильё по избранному месту жительства в г. Москве. Аналогичную просьбу он высказал и в рапорте от 8 декабря 2006 г., подчеркнув, что на увольнение и исключение из списков личного состава до получения жилья он не согласен.
К. в установленном порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства и включён в список военнослужащих, подлежащих увольнению в запас в 2008 г. по состоянию здоровья и необеспеченных жилой площадью.
По делу установлено, что К. в период прохождения военной службы жильём обеспечен не был и своего согласия на увольнение с военной службы в запас без предоставления жилья не давал.
Приведенные обстоятельства являются юридически значимыми и имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Суды первой и кассационной инстанций, проанализировав нормы абз. 2 п. 1 ст. 23, п. 14 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пришли к выводу о том, что в них не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Сославшись на то обстоятельство, что командование якобы приняло все исчерпывающие меры по обеспечению К. жилым помещением, суды пришли к выводу о законности и обоснованности его увольнения с военной службы. Данные выводы и толкования судами положений п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются ошибочными.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Установив запрет на увольнение по состоянию здоровья военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильём, законодатель в ст. 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Указания об увольнении таких военнослужащих с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства в данной правовой норме не содержится.
По делу установлено, что на момент увольнения К. по месту службы жилым помещением обеспечен не был, с 2003 г. осуществлял поднаём жилья и изъявил желание реализовать свое право на жильё путем получения жилого помещения в избранном для постоянного проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы, в г. Москве.
Кроме того, как видно из материалов дела, К. предлагалось жильё, но в местах, отличных от избранного им для постоянного проживания. К тому же часть этих предложений не носили реальный характер, на некоторые из них К. соглашался, однако они не были реализованы по независящим от него причинам.
Признание военно-врачебной комиссией военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, ограниченно годным к военной службе на основании подп. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» даёт ему право, но не обязывает досрочно уволиться с военной службы. Это не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья воинские обязанности.
Следовательно, не соглашаясь с увольнением до обеспечения жильём, К. свободно избрал вариант реализации права на жилище путём получения жилого помещения в период дальнейшего прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах законных оснований для его увольнения с военной службы у командования не имелось, а выводы судов об обратном являются необоснованными.

Смотрите так же:  Как оформить мастера спорта

Главное помните, что нельзя давать согласие на увольнение и исключение из списков части без решения жилищного вопроса. И если приказ не оспорен, значит он, хоть и формально незаконен, действителен и действует.

Так что при появлении такого приказа — однозначно в суд и к прокурору военному.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

  • жилого помещения в собственность бесплатно;
  • жилого помещения по договору социального найма;
  • единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Таким образом, без Вашего согласия Вы не можете быть уволены без жилья.

Командир не прав. Пусть обоснует в письменном виде. Служебное жилье — не собственное. Ссылайтесь на ст. 15 Закона. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями

Решение Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N ВКПИ02-129

В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Таким образом, военнослужащие, увольняемые по льготным основаниям (по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы.

Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в общем порядке в соответствии с существующей очередностью в воинской части, учреждении, организации.Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем предоставления им жилья, но и путем получения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета на его приобретение.Такое право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.В соответствии с указанной нормой право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства.

Только при наличии указанных условий (наличие выслуги лет на военной службе, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Командование акцентирует внимание на ст. 23 фз о статусе военнослужащего в плане: нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.е состоящим на учете в улучшении жилищных условий, а я обеспечен по нормам служебной площадью. И стою на предоставление жилья по нормам, а в улучшении не нуждаюсь т.к установленная норма соответствует.

Не правы абсолютно. Вы должны получить жильё конкретно в собственность, либо в соцнайм по вашему согласию, либо иным образом, как я прямо процитировал вам закон, получить жилье в собственность.

То есть, получив жилье в собственность при увольнении вы сможете этим жильем по своему усмотрению распорядиться, оно будет в собственности вашей и вашей семьи, перейдет по наследству, в отличие от служебного жилья по месту службы.

Без предоставления вам не служебного жилья увольнение по закону невозможно. Как я уже писал, главное, не давать формального согласия на исключение из списков и увольнение. И если приказ будет, то он должен быть обжалован в суде.

Вот еще судебная практика:

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года № 3н-285/08 по заявлению Н.

Решением Самарского гарнизонного военного суда признаны незаконными и недействующими с момента издания приказа командиров воинских частей от 12 февраля 2007 г. и от 18 апреля 2007 г. об увольнении Н. в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключении его из списков личного состава части и возложена на указанных лиц обязанность по восстановлению Н. на военной службе в ранее занимаемой должности с обеспечением всеми положенными видами довольствия с даты незаконного исключения из этих списков.
Кроме того, суд обязал командира и жилищную комиссию воинской части предоставить Н. жилое помещение установленным порядком.
Кассационным определением Приволжского окружного военного суда решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления Н.
Военная коллегия отменила кассационное определение и оставила в силе решение по следующим основаниям.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд кассационной инстанции указал в определении, что с учётом неоднократного отказа Н. от предоставления служебного жилья по месту военной службы следует признать его обеспеченным жильём по месту военной службы, что даёт командованию право на увольнение заявителя с военной службы в запас.
Данный вывод окружного военного суда является необоснованным.
Из материалов дела усматривается, что Н., общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, проживающий вместе с семьей в общежитии, признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении и подлежащий увольнению в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, 10 мая 2006 г. отказался от получения служебного жилья в закрытом военном городке и настаивал на прохождении военной службы до обеспечения жильём по избранному месту жительства. Однако 12 февраля 2007 г. он приказом командира воинской части уволен в запас, а 18 апреля 2007 г. — приказом командира воинской части исключён из списков личного состава воинской части.
Таким образом, по делу установлено, что Н. в период прохождения военной службы жильём обеспечен не был и своего согласия на увольнение в запас без предоставления жилья не давал.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.
Распределение Н. служебного жилья в закрытом военном городке незадолго до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе и в период проведения мероприятий по увольнению в запас не свидетельствует об обеспеченности его жильём, поскольку в силу п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» такое жилье военнослужащим предоставляется только на срок военной службы. Как пояснил в суде представитель должностного лица, заявитель мотивировал отказ от распределённой ему квартиры тем, что она является служебной, а согласно справке начальника КЭЧ района жилой фонд, в котором заявителю была распределена квартира, приватизации не подлежит, квартиры по договору не сдаются, бронирование запрещено.
К тому же, как видно из исследованной в суде выписки из заседания жилищной комиссии воинской части от 10 марта 2007 г., жилищная комиссия ходатайствовала о постановке заявителя в очередь на получение квартиры в Самарскую КЭЧ в строящемся доме.
При таких данных приказ командира воинской части от 12 февраля 2007 г. об увольнении заявителя с военной службы без предоставления жилья противоречит положениям ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что командование имело право на увольнение Н. с военной службы, поскольку заявитель являлся обеспеченным жильём по месту военной службы, нельзя признать правильными, так как он основан на ошибочном толковании норм материального права.

Смотрите так же:  Инвалидная пенсия 1 группы

Я привожу документы высших судебных органов не зря. На них при составлении иска можно ссылаться как на аргумент при подаче иска в гарнизонном суде.

Уточнение клиента

Спасибо огромное! Но мне не понятна именно формулировка ст.23, ведь я не нуждаюсь в улучшении жилищных условий, а имею право на предоставление жилья или жилищной субсидии, а согласно той же статьи тогда они могут уволить без моего согласия. По крайней мере командование именно на это акцентирует внимание. В ст. 23 не указано в улучшении какого жилья я нуждаюсь служебного или собственного.

21 Февраля 2014, 14:31

И исключать из списков части тоже незаконно:

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2008 года № 2н-241/08 по заявлению Г.

Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действия командира воинской части, связанные с исключением его из списков личного состава до получения и реализации ГЖС, неправомерными и обязать восстановить в списках личного состава до обеспечения его жильем посредством ГЖС.
Решением 35 гарнизонного военного суда, оставленным без изменения Тихоокеанским флотским военным судом, в удовлетворении требований отказано.
Военная коллегия отменила эти судебные постановления и приняла новое решение обязать командование восстановить Г. в списках личного состава воинской части до выдачи ему ГЖС.
Из материалов дела видно, что Г., на момент увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге путём участия в программе «Государственные жилищные сертификаты».
Решением жилищной комиссии воинской части заявитель был включён в список кандидатов на получение ГЖС.
Приказом командующего Тихоокеанским флотом Г. уволен с военной службы в связи с организационно — штатными мероприятиями, а приказом командира воинской части со 2 июля 2007 г. исключён из списков личного состава части. При этом ГЖС ему выдан не был.
Анализ материалов гражданского дела показывает, что приказ командира части об исключении Г. из списков личного состава не может быть признан соответствующим законодательству по следующим основаниям.
В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан Правительство РФ постановлением от 20 января 1998 г. № 71 утвердило федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты».
В ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ закреплено право увольняемых военнослужащих при перемене места жительства на обеспечение жилыми помещениями за счёт ГЖС в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 15, абз. 3 ст. 23).
Таким образом, принятием указанной программы обусловлено появление в законе ранее не существовавших норм, что, в свою очередь, указывает на их специальный характер.
Более того, Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 — 2010 годы» установлено, что ГЖС является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное (п. 2).
Приведенные данные, а также исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, ограниченный размер социальной выплаты, основания для признания граждан не имеющими жилых помещений, обязательство о сдаче гражданами занимаемых ими жилых помещений (вне зависимости от формы собственности), установленные сроки реализации ГЖС являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о специфике правоотношений, возникающих между государством и гражданином, добровольно согласившимся на участие в этой подпрограмме.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдаётся ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, следует признать, что нормы, закреплённые в законе и касающиеся ГЖС, неразрывно связаны с подпрограммой, а поэтому по своему характеру относятся к специальным. Эти нормы регулируют отношения, возникающие из факта предоставления военнослужащим социальной выплаты (финансовой поддержки), в связи с чем, отождествлять данный вопрос с положениями закона об обеспечении военнослужащих готовыми жилыми помещениями оснований не имеется.
Учитывая специальный статус сертификата, государство, взяв на себя публичное обязательство — выдача ГЖС, в абз. 3 п. 1 ст. 23 указанного закона установило, что в отношении военнослужащего это обязательство должно быть исполнено в последний год его военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Следовательно, ГЖС должен быть выдан военнослужащему не после его исключения из списков личного состава, а до этого момента.
В судебном заседании бесспорно установлено, что на момент исключения из списков личного состава воинской части ГЖС Г. не выдан.
При таких обстоятельствах выводы судов о законности и обоснованности приказа командира воинской части являются ошибочными, поскольку данный приказ противоречит упомянутым нормам закона.
Ссылка суда кассационной инстанции на отсутствие норм, позволяющих продлевать срок нахождения военнослужащего в распоряжении свыше 6 месяцев в связи с необеспечением его ГЖС, не основана на действующем законодательстве.
В соответствии с п/п. «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего в распоряжение допускается, в том числе и при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением, на срок до его исключения.
Закон обязывает выдать военнослужащему ГЖС до окончания его военной службы. В связи с этим на основании п/п. «и» п. 2 ст. 13 Положения военнослужащий в распоряжении может находится до его исключения из списков личного состава воинской части.
Наличие у Г. служебного жилого помещения по последнему месту военной службы не может служить основанием для исключения его из списков личного состава до получения ГЖС, поскольку специальная норма (абз. 3 п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), подлежащая применению в данном деле, не содержит условий, при которых её действие ограничивается.
Не указаны такие условия и в подпрограмме «Выполнение государ­ственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, уста­новленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 — 2010 годы». Более того, согласно п. 8 Правил выпуска и реализации ГЖС применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является, в том числе, проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Вместе с тем, поскольку законом предусмотрено право только на получение ГЖС в последний год военной службы, то требования заявителя в части восстановления его в списках личного состава до реализации жи­лищного сертификата следует признать необоснованными.

Обратите внимание на подпункт 1 пункта 9 Вашего договора (он составлен на основании типового договора, поэтому там этот пункт точно есть).

В нем сказано, что договор расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащего (кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более).

Суды трактуют это так, что названная категория военнослужащих не может быть выселена из служебного жилого помещения до предоставления им жилья для постоянного проживания при увольнении в запас (определение Верховного Суда прилагаю).

Ваши действия: Вы отказываетесь освободить жилое помещение, силой Вас не выгонят, выселять придется в судебном порядке, тут-то и выяснится, что у Вас выслуга более 20 лет и вы относитесь к нуждающимся. Суд однозначно будет на Ваше стороне.

Владимир, речь в Законе про то, что как военнослужащий должен быть обеспечен жильем (норма 18 кв.м.), а если имеет право на дополнительное жилье по ст.15.1. Закона «О статусе военнослужащего», то и дополнительным. Уволить не имеют право без предоставления, даже по договору социального найма.

Если контакрт заканчивается, к примеру, из распоряжения части Вы уходите (пусть на пенсию или в распоряжение другой части), но всегда с жильем: прежнее служебное сдается, а вместо него выдают новое (или в другой части, при увольнении по договору найма, в собственность и т.д.)

Уточнение клиента

Спасибо Светлана! Но мне не понятна именно формулировка ст.23, ведь по их утверждению я не нуждаюсь в улучшении жилищных условий, а имею право на предоставление жилья или жилищной субсидии, и с реестра меня снимать не собираются до приобретения жилья и согласно той же статьи тогда они могут уволить без моего согласия. По крайней мере командование именно на это акцентирует внимание. В ст. 23 не указано в улучшении какого жилья я нуждаюсь служебного или собственного. Ведь в статье 23 сказано «нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам и тд» «мы вас уволим и ожидайте положенное в служебном жилье, которое соответствует установленной норме согласно ст.50 жилищного кодекса. Установленная норма в Архангельске — 12 кв. м.

21 Февраля 2014, 15:19

Спасибо Светлана! Но мне не понятна именно формулировка ст.23, ведь по их утверждению я не нуждаюсь в улучшении жилищных условий, а имею право на предоставление жилья или жилищной субсидии, и с реестра меня снимать не собираются до приобретения жилья и согласно той же статьи тогда они могут уволить без моего согласия. По крайней мере командование именно на это акцентирует внимание. В ст. 23 не указано в улучшении какого жилья я нуждаюсь служебного или собственного. Ведь в статье 23 сказано «нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам и тд» «мы вас уволим и ожидайте положенное в служебном жилье, которое соответствует установленной норме согласно ст.50 жилищного кодекса. Установленная норма в Архангельске — 12 кв. м.

Я дал ясные и конкретные ссылки и пояснения — нет жилья нормального в собственности — нет законности увольнения.

Во-первых, норма жилья в регионе не может быть меньше федеральной (18 кв.м.), а если дополнительные метры (от 15 кв.м. до 25 кв.м.)

Давайте разберем абз.второй п.1 статьи 23

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленнымфедеральными законами И иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Вероятно 12 кв.м. — учетная норма в муниципалитете, но не социальная, которую необходимо предоставлять.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Увольнение военного без жилья