Оглавление:

Вопрос: В трудовом договоре указано, что работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагается оплата проезда к месту отдыха и обратно раз в два года в размере фактически произведенных расходов. Если работодатель хочет изменить трудовой договор и установить лимит компенсации, должен ли он уведомлять работника о изменении условий трудового договора за 2 месяца? И какой лимит допустим? Ведь установленный лимит должен гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для отдыха и оздоровления. Получается, что он не может быть сильно занижен. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2016 г.)

В трудовом договоре указано, что работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагается оплата проезда к месту отдыха и обратно раз в два года в размере фактически произведенных расходов. Если работодатель хочет изменить трудовой договор и установить лимит компенсации, должен ли он уведомлять работника о изменении условий трудового договора за 2 месяца? И какой лимит допустим? Ведь установленный лимит должен гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для отдыха и оздоровления. Получается, что он не может быть сильно занижен по отношению к стоимости проезда к месту отдыха в определенный момент?

Уведомление об изменении трудового договора за 2 месяца требуется в случае, если причиной таких изменений являются изменения организационных или технологических условий труда.

В данном случае такое уведомление не требуется.

Но работодатель не вправе в одностороннем порядке изменить трудовой договор. Все изменения вносятся по соглашению сторон, оформляемому письменно.

При определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.

Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2016 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Льготный проезд к месту отдыха для жителей районов Крайнего Севера

Здравствуйте, где то слышала, что при увольнении право на неиспользованный ЛЬГОТНЫЙ (раз в два года компенсация проезда к месту отдыха) отпуск сохраняется, т.е. если человек увольняется и он не успел воспользоваться льготным отпуском, он якобы может на другой работе использовать его в первый же год своей работы у другого работодателя. или все же стаж для льготного отпуска нужно зарабатывать заново? Сейчас кажется с апреля вышли новые поправки в ТК, в части льготных отпусков для жителей РКО, т.е. теперь такая компенсация положена не только лицам работающим в бюджетной сфере.
«Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.»
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции).

И еще В законе написано, что право возникает за первый год работы, т.е. через полгода он может уже взять такой льготный отпуск, что то не пойму я. Т.е в этом случае, работник, который нигде не работал больше года, получает данную льготу ежегодно в разных арганизациях?

Цитата (Натти86): Здравствуйте, где то слышала, что при увольнении право на неиспользованный ЛЬГОТНЫЙ (раз в два года компенсация проезда к месту отдыха) отпуск сохраняется, т.е. если человек увольняется и он не успел воспользоваться льготным отпуском, он якобы может на другой работе использовать его в первый же год своей работы у другого работодателя. или все же стаж для льготного отпуска нужно зарабатывать заново? Сейчас кажется с апреля вышли новые поправки в ТК, в части льготных отпусков для жителей РКО, т.е. теперь такая компенсация положена не только лицам работающим в бюджетной сфере.
«Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.»
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции).

И еще В законе написано, что право возникает за первый год работы, т.е. через полгода он может уже взять такой льготный отпуск, что то не пойму я. Т.е в этом случае, работник, который нигде не работал больше года, получает данную льготу ежегодно в разных арганизациях?

Здравствуйте. Вот как данную льготу комментирует Минфин:

Обязанность по оплате проезда сотрудников к месту использования отпуска и обратно, установленная статьей 325 Трудового кодекса РФ, распространяется на все организации, расположенные в районах Крайнего Севера (приравненных к нему местностях).При этом коммерческая организация – работодатель самостоятельно устанавливает порядок, размеры и условия выплаты таких компенсаций во внутренних документах: коллективном и (или) трудовых договорах, Положении об отпусках и т. п.

В этих документах можно предусмотреть и порядок переноса компенсации сотрудникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно на будущий год. Главное, чтобы оплата проезда в отпуск происходила не реже чем один раз в два года. Такой вывод следует из положений статьи 325 Трудового кодекса РФ.
Такой вывод следует из части 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ и подтверждается письмом Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2010 г. № 217-13.

Смотрите так же:  Статус прокурора україна

Трудовой договор оплата проезда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Трудовой договор (отношения) ›
  • Содержание ›
  • Трудовой договор (отношения) в части гарантий и компенсаций работникам

Трудовой договор (отношения) в части гарантий и компенсаций работникам

Трудовой договор (отношения) в части гарантий и компенсаций работникам

При использовании труда работника на основании заключенного трудового договора на него распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные нормами трудового права. Тем не менее, в некоторых случаях условие о гарантиях и компенсациях включается в текст самого трудового соглашения. О том, какие гарантии и компенсации могут быть предусмотрены в трудовом договоре, вы узнаете из этой статьи.

Для начала напомним, что сторонами трудового соглашения всегда являются работник и работодатель. В качестве работников могут выступать исключительно физические лица, а большинство работодателей представлены организациями и индивидуальными предпринимателями. При этом коммерсанты-работодатели обладают практически теми же правами и обязанностями, что и юридические лица, использующие наемный труд на основании трудовых договоров.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. На это указывает статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

При приеме на работу заключение трудового договора является обязательным! Он заключается в письменной форме в двух экземплярах, подписываемых каждой из сторон соглашения. Один экземпляр трудового договора хранится у работодателя, а второй отдается на руки работнику. При этом на экземпляре работодателя в обязательном порядке под роспись проставляется отметка работника с указанием даты о получении своего экземпляра документа.

Отметим, что типовой формы трудового договора не существует, каждый работодатель разрабатывает ее самостоятельно с учетом своей специфики. Однако при разработке формы трудового соглашения следует учитывать требования статьи 57 ТК РФ, которой определен перечень обязательных условий любого трудового договора.

При этом обязательные условия трудового договора условно можно разделить на общие и специальные. Первые включаются в любой трудовой договор, а специальные – в трудовые договора определенных категорий работников.

Одним из таких обязательных специальных условий выступают компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок оплаты труда, доплат и надбавок, которые работодатель обязан предоставить работнику, если указанный работник принимается на работу в соответствующих условиях. При этом в трудовом договоре обязательно должна быть указана характеристика условий труда на рабочем месте.

Таким образом, при заключении трудового договора с работником, который будет трудиться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в договоре необходимо привести характеристику условий труда, а также указать те компенсации и гарантии, которые работодатель обязуется предоставить работнику за указанную работу.

Напоминаем, что для таких работников в ТК РФ предусмотрены:

– сокращенная продолжительность рабочего времени (статья 92 ТК РФ);

– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117 ТК РФ);

– оплата труда в повышенном размере (статья 147 ТК РФ);

– проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также обязательного психиатрического освидетельствования (статья 213 ТК РФ);

– компенсационные выплаты (статья 219 ТК РФ);

– выдача специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ (статья 221 ТК РФ);

– выдача молока и лечебно-профилактического питания (статья 222 ТК РФ).

Отсутствие таких условий в трудовом договоре, заключаемым с такой категорией работников, не может служить основанием для признания его недействительным или незаключенным. В тоже время если такой факт будет обнаружен при проверке трудовой инспекцией, то работодателя могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Имейте в виду, что с 1 января 2015 года в статье 5.27 КоАП РФ отдельно выделен такой вид нарушения трудового законодательства, как уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

На основании статьи 219 ТК РФ работники, чей труд связан с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ. Как прямо сказано в статье 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.

При этом повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Однако статья 219 ТК РФ содержит и оговорку. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). На основании статьи 8 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже, чем один раз в пять лет в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Приказ № 33н).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

По результатам проведения специальной оценки условий труда (проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов) осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда (пункт 8 статьи 12 Закона № 426-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда. При этом 3 класс делится на четыре подкласса в зависимости от степени вредных условий труда.

Согласно статье 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (далее – работники с вредными или опасными условиями труда), – не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени для работников с вредными или опасными условиями труда может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии со статьей 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска данным работникам составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Смотрите так же:  Ходатайство о снятии судимости пример

Таким образом, если результатом специальной оценки условий труда подтверждено, что работник трудится в опасных и (или) вредных условиях, то работодатель обязан предоставить вышеперечисленные минимальные компенсации, не зависимо от того указаны эти компенсации в трудовом договоре или нет.

Работодатель вправе с учетом своего финансово-экономического положения предусмотреть в трудовом договоре повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Это подтверждают и сотрудники Минтруда России в письме от 20 августа 2012 года № 15-1-224.

Причем компенсации, выплачиваемые на основании статьи 219 ТК РФ за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не облагаются налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Такие разъяснения на этот счет приведены в пункте 3 письма ФНС России от 6 сентября 2011 года № ЕД-4-3/[email protected]

Выплату данных компенсационных сумм не следует путать с выплатой надбавок работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (статьи 146 – 147 ТК РФ).

В письме от 19 июня 2009 года № 03-04-06-02/46, Минфин России разъясняет, что ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части повышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Поэтому доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а повышают размер оплаты труда вышеназванным работникам. Следовательно, на такие доплаты положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не распространяются, и они облагаются НДФЛ в общем порядке.

Заметим, что подтвердить правомерность не удержания НДФЛ с выплачиваемых «вредных» компенсаций организация может результатами специальной оценки условий труда и соответствующим пунктом коллективного (трудового) договора или иного локально-нормативного акта организации.

Однако условие о гарантиях и компенсациях может быть предусмотрено не только в трудовом договоре «вредного» работника, но и в других случаях.

Такое возможно, если нанимаемое на работу лицо будет использовать в интересах работодателя свое личное имущество. Такие случаи не редкость, особенно в отношении надомников или тех работников, чей труд связан с разъездами, когда работника принимают на работу с собственным авто. Трудовое право этого не запрещает, но обязывает работодателя выплачивать компенсацию за использование личного имущества, а также возмещать расходы, связанные с его использованием, на что указывает статья 188 ТК РФ.

Из статьи 188 ТК РФ вытекает, что:

– выплата компенсации и возмещение расходов возможно только в том случае, если личное имущество работника используется в интересах работодателя исключительно с согласия или ведома последнего. Иными словами, если работодатель не дал своего согласия на использование имущества работника, то работник не вправе заявлять требований о выплате компенсации и возмещении расходов на содержание имущества;

– размер возмещения расходов определяется согласием сторон, выраженным в письменной форме. Положение о выплате компенсационных сумм может быть включено как в сам трудовой договор, так и оформлено дополнительным соглашением к договору;

– при использовании личного имущества работника ему выплачивается два вида компенсационных сумм:

компенсация за использование имущества;

возмещение расходов, связанных с использованием личного имущества.

Так как ТК РФ отдает размеры компенсационных выплат на рассмотрение сторон трудового договора, то при составлении трудового договора работодатель и работник должны согласовать стоимость используемого личного имущества, срок его полезного использования, а также определить размер возмещения работодателем расходов, произведенных работником при использовании личного имущества в деятельности организации. В частности, если работа, принимаемого сотрудника носит разъездной характер, то в разделе трудового договора «Особые условия» можно предусмотреть, что работник при выполнении работы использует свой личный автомобиль, принадлежащий ему на праве собственности. При этом следует указать серию и номер паспорта транспортного средства.

Кроме того, нужно привести сведения о самом автомобиле – его марку, год выпуска, объем двигателя, государственный регистрационный знак и так далее.

Наряду с этим нужно указать, что за использование личного автомобиля в интересах работодателя работнику ежемесячно выплачивается компенсация, включающая в себя две составляющие:

– ежемесячный износ размер которого зависит, например, от «служебного» пробега, определяемого по показаниям спидометра и путевым листам;

– стоимости эксплуатационных затрат (ГСМ, масла, технического обслуживания и так далее).

При этом можно предусмотреть, что:

– расходы на ГСМ возмещаются по нормам расхода топлива на основании чеков АЗС и путевых листов.

– расходы на техобслуживание и ремонт возмещаются на основании дополнительного соглашения, составляемого сторонами в каждом конкретном случае.

Помимо всего прочего следует оговорить сам порядок выплаты компенсационных сумм. Так, например, можно установить, что компенсация выплачивается ежемесячно в течение 3 рабочих дней после представления отчета сотрудника о фактических затратах с приложением всех оправдательных документов.

При выполнении всех указанных условий работодатель сможет учесть компенсационные расходы для целей налогообложения с учетом предельных норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее – постановление № 92).

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (постановлением № 92).

Расходы на компенсацию за использование иного личного имущества работника главой 25 НК РФ не предусмотрены.

Вместе с тем, учитывая, что перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, не является исчерпывающим, то суммы компенсации, начисленные работникам за использование ими личного имущества (кроме легковых автомобилей и мотоциклов), поименованного в статье 188 ТК РФ, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что они отвечают требованиям статьи 252 НК РФ.

Если собственником имущества, используемого в интересах работодателя, является другое лицо (не сам работник компании), то с суммы выплачиваемой компенсации придется удержать НДФЛ. Такой вывод можно сделать на основании разъяснений Минфина России, изложенных в письмах от 3 мая 2012 года № 03-03-06/2/49, от 8 августа 2012 года № 03-04-06/9-228.

Другой пример, касается трудовых договоров, заключаемых с лицами, работающими по вахтовому методу.

Если работник принимается на работу вахтовым методом, то работодатель, не относящийся к бюджетной сфере, согласно статье 302 ТК РФ, должен указать в трудовом договоре размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы. Заметим, что размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Согласно статье 302 ТК РФ надбавка за вахтовый метод работы выплачивается взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно.

Выплачиваемая работодателем надбавка за вахтовый метод работы, предусмотренная ТК РФ, не подлежит обложению НДФЛ. Такой же вывод следует из письма Минфина России от 29 июня 2012 года № 03-04-06/9-187.

В нем финансисты разъясняют, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Учитывая изложенное, данные компенсационные выплаты, произведенные лицам, выполняющим работы вахтовым методом, в размере, установленном локальным нормативным актом организации, не подлежат обложению НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Поддерживают точку зрения финансистов и налоговые органы, о чем можно судить на основании положений письма УФНС России по городу Москве от 13 июля 2009 года № 16-15/071475. При этом налоговые органы уточняют, что надбавка за вахтовый метод, выплачиваемая коммерческой организацией, не подлежит налогообложению НДФЛ в размере и порядке, которые установлены работодателем.

Надбавки, выплачиваемые вахтовикам взамен суточных, в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) не облагаются и страховыми взносами.

Это подтверждает и письмо Минздравсоцразвития России от 27 февраля 2010 года № 406-19 «Обложение страховыми взносами отдельных выплат».

Затраты на выплату надбавки за вахтовый метод работы, предусмотренной трудовыми договорами, заключенными с работниками, выполняющими трудовые функции вахтовым методом, относятся к расходам на оплату труда (письмо УФНС России по городу Москве от 13 июля 2009 года № 16-15/071480.1).

Место жительства вахтовиков не всегда совпадает с местом нахождения работодателя или же пункта сбора. В силу чего работодатели зачастую компенсируют таким работникам расходы по проезду от места жительства до работодателя или же до пункта сбора, хотя такой обязанности у них нет.

Смотрите так же:  Ведение ротного хозяйства приказ

Напомним, что при организации работ вахтовым методом компании руководствуются нормами главы 47 ТК РФ, а также Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33-82 (далее – Основные положения). При этом Основные положения применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

Абзацем 2 пункта 2.5 Основных положений установлено, что проезд работников от места их постоянного жительства до пункта сбора и места работы (объекта, участка) и обратно оплачивается предприятием. Вместе с тем, решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1999 года № ГКПИ 99-924 в части положения «Об оплате предприятием проезда работников от места их постоянного жительства и обратно» эта норма Основных положений признана недействительной.

Однако стоит обратить внимание на то, что признавая недействительным абзац 2 пункта 2.5 Основных положений, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии у работодателя обязанности оплачивать проезд работников от места их постоянного жительства до пункта сбора и места работы (объекта, участка) и обратно на основании того, что Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (далее – постановление № 552) во исполнение Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», не предусматривалась возможность отнесения дополнительных затрат, связанных с осуществлением работ вахтовым методом, включающих доставку работников от места их постоянного жительства до пункта сбора, на себестоимость продукции.

При этом в указанном решении Верховного Суда Российской Федерации не содержался запрет на добровольное возмещение работодателем затрат работника на проезд от места жительства к месту сбора и обратно.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2002 года № 121 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций» постановление № 552 признано утратившим силу в связи с принятием главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 8 апреля 2014 года № 16954/13 по делу № А73-13807/2012.

Таким образом, организация своим коллективным договором (а при его отсутствии в организации – в трудовом договоре) может предусмотреть такую возможность для своих работников. Это позволит ей учитывать данные компенсационные суммы для целей налогообложения прибыли, на что указывает, например, письмо Минфина России от 2 сентября 2011 года № 03-04-06/0-197.

Есть примеры судебных решений, из которых следует, что оплата проезда работникам от места жительства до места сбора или объекта (места работы) является компенсационной выплатой и не облагается НДФЛ. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2009 года № Ф04-482/2009(20348-А81-14) по делу № А81-540/2008, арбитры указали, что в соответствии с действующим трудовым законодательством именно работодатель, применяющий вахтовый метод работы, обязан за свой счет финансировать проезд работников от места жительства до места расположения вахты. При этом обязанность по обеспечению доставки работников к месту вахты не ограничивает право работодателя на самостоятельное определение методов и способов организации доставки, в том числе, от места жительства до пункта сбора, установленного локальным нормативным актом.

Причем, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2007 года № Ф04-7996/2007(40258-А75-7) по делу № А75-4203/2007 суд отклонил ссылку налогового органа на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1999 года № ГКПИ99-924, указав на то, что из него не следует, что действия организации, компенсирующей своим работникам стоимость проезда от места жительства до места работы, являются незаконными.

Вместе с тем, несмотря на такое мнение арбитров, Минфин России настаивает на том, что оплата стоимости проезда от места жительства вахтовика до места сбора или до объекта облагается налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения финансистов изложена в письме от 30 июня 2011 года № 03-03-06/1/384.

Отметим, что иногда работодатель вынужден своим работникам оплачивать проезд и до места работы. Это, как правило, связано с отсутствием общественного транспорта в месте расположения организации, с наличием ночных смен, когда общественный транспорт работает в дежурном режиме и так далее. При этом на договорной основе работодатель может привлечь специализированную организацию, которая будет оказывать ему транспортные услуги по доставке работников, или же возить своих работников к месту работы собственным транспортом. Однако и в том, и в другом случае льготный режим доставки на работу нужно предусмотреть в коллективном или в трудовом договоре. Связано это с тем, что если оплата проезда сотрудников предусмотрена коллективным или трудовым договором, то организация вправе учесть такие расходы для целей налогообложения прибыли. На это же указывает письмо Минфина России от 7 ноября 2007 года № 03-03-06/1/777, в котором сказано, что состав расходов, которые не могут учитываться налогоплательщиком при налогообложении прибыли, определен статьей 270 НК РФ.

Пунктом 26 статьи 270 НК РФ определено, что в общем случае при определении налоговой базы налогоплательщиком не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. В тоже время из общего правила есть и исключения.

Так, эта норма не распространяется на суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Причем, если доставка работников обусловлена удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью мест работы и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, то организация проезда работников на служебных автобусах от места жительства до места работы и обратно не приводит к возникновению у работников организации экономической выгоды (дохода) и, соответственно, стоимость такого проезда не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 24 ноября 2011 года № 03-03-06/1/778. Аналогичное мнение изложено и в постановлении ФАС Центрального округа от 16 сентября 2008 года по делу № А68-7091/07-273/13.

Кроме того, если организация компенсирует своим работникам расходы на питание (что также широко применяется на практике), то условие о выплате такой компенсации в трудовом договоре также позволит учесть данные суммы при налогообложении, как расходы на оплату труда в соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 30 декабря 2014 года № 03-03-06/1/68497. При отсутствии в договоре такого положения о компенсации стоимости питания данные суммы учесть при налогообложении будет нельзя, на что указывает пункт 25 статьи 270 НК РФ.

Итак, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что в некоторых случаях работодатель обязан предусмотреть в трудовом договоре с работником условие о выплате компенсации, а в некоторых случаях делает это в добровольном порядке, руководствуясь при этом снижением налоговой нагрузки.

Оплата проезда до места отдыха сотрудника, проживающего в районе Крайнего Севера

Надеюсь, что Вы поможете разобраться в непростой ситуации.

У меня вопрос по оплате проезда до места отдыха лица проживающего в районе Крайнего Севера.
Наша организация бюджетная, оплата проезда оплачивается из федерального бюджета и из внебюджетных средств. Мы приняли пенсионера 01.10.09г. на работу по договору на 1 год, сейчас у него заканчивается договор 30.09.10г. и мы снова принимаем его по договору с 01.10.10г. на один год. Так вот, можно ли ему оплатить проезд к месту отдыха? (отпуск начинается с 20.10.10г. ). законно ли это будет — ведь отпуск оплачивается на 2ой год работы (один гол неоплачивается, один год оплачивается). Не будет ли считаться то, что мы приняли его с 01.10.10г. 1ым годом работы??

Очень надеюсь, что вы поможете разобраться в этом вопросе, спасибо.

Цитата (Lemur4ik): Надеюсь, что Вы поможете разобраться в непростой ситуации.

У меня вопрос по оплате проезда до места отдыха лица проживающего в районе Крайнего Севера.
Наша организация бюджетная, оплата проезда оплачивается из федерального бюджета и из внебюджетных средств. Мы приняли пенсионера 01.10.09г. на работу по договору на 1 год, сейчас у него заканчивается договор 30.09.10г. и мы снова принимаем его по договору с 01.10.10г. на один год. Так вот, можно ли ему оплатить проезд к месту отдыха? (отпуск начинается с 20.10.10г. ). законно ли это будет — ведь отпуск оплачивается на 2ой год работы (один гол неоплачивается, один год оплачивается). Не будет ли считаться то, что мы приняли его с 01.10.10г. 1ым годом работы??

Очень надеюсь, что вы поможете разобраться в этом вопросе, спасибо.

Трудовой договор оплата проезда