Оглавление:

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг «Социального такси» или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Профессия «Социальный работник»

Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества – став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы.

Эволюция помощи

Люди начали помогать друг другу с древних времен, ведь не каждый может охотиться на мамонтов! Способность испытывать сочувствие другому заложена в человеческой природе. Да и мировые религии учат помогать друг другу и поощряют взаимопомощь.

Помогать – значит поддерживать на эмоциональном, материальном и социальном уровне. Со временем выявились группы людей, которые нуждаются в помощи больше, чем другие. Человек может попасть в такую группу с рождения (врожденная инвалидность) или оказаться в ней неожиданно (выживший после катастрофы).

С развитием человечества и гуманизацией руководящих им идей взгляды на то, как, сколько и кому помогать, неоднократно пересматривались. Так, если когда-то в Англии бедность считалась преступлением и в наказание за нее можно было попасть в работный дом, то теперь это явление, с которым можно успешно бороться, и многие страны создают целые программы борьбы с бедностью (но не с бедными).

Социальная работа – традиционно женская профессия и продолжает оставаться не слишком высокооплачиваемой. Однако это постепенно меняется, и сегодня и мужчины с удовольствием пополняют ряды профессиональных помощников.

Требования и противопоказания

Делать выбор профессии в юности непросто. Нарисуйте в своем воображении картинку «Я на работе». Как вы себя видите? Если во главе угла для вас высокий заработок, если вы считаете, что «каждый сам за себя», что «каждый имеет в жизни то, чего он заслуживает», если вам легче работать с компьютером, чем с людьми, то вам будет непросто адаптироваться к требованиям этой профессии.

Социальному работнику трудно без следующих качеств:

  • умения искренне сочувствовать другим людям;
  • веры в социальную справедливость;
  • желания влиять на жизнь своей страны;
  • умения работать в команде;
  • интереса к личностным и социальным процессам;
  • умения работать в кризисной ситуации;
  • умения эффективно пользоваться критикой;
  • веры в то, что словами можно изменить очень многое.

А вот абсолютно недопустимым в социальном работнике я считаю расизм, шовинизм или любые другие взгляды, допускающие нетерпимость или дискриминацию. Вы можете принадлежать к любой конфессии, но обязаны уметь уважать тех, кто принадлежит к другой, даже чуждой или непонятной вам. В то же время я не верю в то, что можно быть хорошим специалистом, не любя свою работу. Чайлдфри будет тяжело работать в школе, а противнику абортов – в центре планирования семьи для молодежи.

Поэтому очень хорошо, что социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Социальные работники в России заняты в различных областях – это:

  • социальное обеспечение;
  • работа с детьми, подростками и их семьями;
  • работа с инвалидами, как взрослыми, так и детьми;
  • работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Такой широкий спектр возможностей в социальной работе – одно из главных преимуществ этой профессии. В ней каждый может отыскать себе дело по душе.

Поступление и учеба

Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ. Требования для поступления на бюджетный поток, вечернее и заочное отделения могут различаться. Все зависит от конкретного учебного заведения.

Профессия социального работника в России еще молода: академическое обучение этой специальности стартовало в 1991 году. Учебный план стандартизирован относительно зарубежных методик, принятых в Европе, США, Израиле, – так что имеет смысл сразу начинать учиться там, где такое образование имеет более длительные традиции, особенно если в будущем вы не исключаете возможности продолжить учебу за границей. А если не удалось поступить на дневное отделение, поступайте на вечернее или заочное. Потом вы сможете перевестись – и не будете тратить целый год на ожидание.

Смотрите так же:  Иск против сми

Теоретическая часть обучения включает в себя обязательные предметы – математику, отечественную историю, иностранный язык – и профильные дисциплины. Будущий социальный работник изучает психологию, социологию, педагогику, ювенологию, основы консультативной работы с индивидуумом и группой – и т. п., в зависимости от выбранной специализации.

Каждый студент обязан пройти практику. Различают учебную, производственную и исследовательскую практики; количество часов, обязательных для отработки, определяет вуз. Место для прохождения практики студент находит сам, но в учебной части ему, скорее всего, предоставят список организаций, сотрудничающих с факультетом.

Для меня, например, практика была самой важной частью учебы. В конце концов, что такое лекции и семинары? Послушал, почитал, выучил и сдал. Кто-то среди преподавателей интересно ведет предмет, кто-то не очень, а в результате – колонка цифр в зачетке.

Другое дело практика. Там имеешь дело с живыми людьми, и не только ты учишься с ними работать, но и тебя оценивают и проверяют со всех сторон. Проверяют и руководство, и коллеги, и клиенты. Формальный зачет по практике еще не говорит о том, что она удалась. Ведь это реальный шанс проверить: нахожу ли я общий язык с данной категорией населения, справляюсь ли с работой, учусь ли на своих ошибках, могу ли мыслить творчески, как выхожу из кризисных ситуаций? А самый главный вопрос – вижу ли я себя работающим в подобной организации после получения диплома?

Помню, как я расстроилась, получив направление на практику в гериатрическое отделение. Мне совсем не хотелось работать с психически больными пожилыми людьми. Мне хотелось на баррикады – в центр помощи наркозависимым или жертвам насилия. Но, по окончании практики, когда мы прощались с нашими подопечными и слушали их пожелания успехов и слова благодарности, я не чувствовала ни скуки, ни раздражения. И теперь я отношусь к работе с пожилыми людьми совсем иначе. Надеюсь, когда-нибудь мне предоставится возможность участвовать в интересном проекте в этой сфере. Поэтому не забывайте, что практика учит тому, чему вы сами готовы научиться.

Трудоустройство и коллеги

Главная трудность, с которой сталкиваются все выпускники при устройстве на работу – отсутствие опыта. Но не спешите отчаиваться.

Важно помнить, что социальная работа – это та сфера деятельности, где ваши личные таланты имеют решающее значение. Главный инструмент в работе – это даже не ваши знания, а вы сами. Ваши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность ответственно поступать по-своему, умение решать конфликты, творчески мыслить – вот ваш главный багаж. При составлении резюме учтите, что на вас работают такие факты, как участие в различных студенческих проектах и волонтерской деятельности – всё это повышает вашу ценность в глазах потенциального работодателя.

Один из наиболее простых способов устроиться на работу после окончания учебы – обратиться в место, где вы проходили практику (при условии, что вам там понравилось, конечно). Есть все шансы, что руководство предпочтет человека, уже знакомого со спецификой работы и коллективом, кому-либо со стороны.

Вообще в этой сфере необходимо уметь общаться с коллегами, сохранять связи, которые потом пригодятся. Вдруг вам предстоит профессиональная супервизия? Учтите, соседка по кабинету может дать ценный совет, а случайная знакомая на конференции – идею для целого проекта. В социальной работе коллеги – это не то же самое, что коллеги в офисе юридической компании или на заводе. Здесь нельзя работать вместе и не знать, что происходит с соседом по кабинету, – а узнав, нельзя на это не отреагировать.

А если вы вместе убежали от алкоголика в неблагополучном районе, вместе вызывали охрану, чтобы успокоить разбушевавшегося посетителя, и вместе молча сидели рядом после того, как ваш клиент покончил с собой, такое не забывается – и часто эти отношения сохраняются на всю жизнь.

Вы пытаетесь заставить человека делать что-то новое. Например, не бить своих детей. Естественно, он воспринимает это как грубое вмешательство в свою семейную жизнь и всячески выражает недовольство. В результате вас… могут вызвать в суд для дачи показаний или экспертизы.

Вас ограничивает закон. Вы не можете предпринимать какие-либо действия, если ваш клиент на это не согласен. Например, девочка лет 10, обычно активная и веселая, начинает приходить в школу в теплой не по сезону одежде, с грязными волосами, держится скованно, не участвует в играх. Такое поведение может быть симптомом сексуального насилия в семье. Но пока она не скажет, что кто-то с ней сделал что-то нехорошее, ничего расследовать нельзя. Даже если вы понимаете, как будет лучше и что надо сделать для той или иной семьи, – вы можете только предлагать. Предлагать женщине оставить мужа, который ее избивает. Предлагать алкоголику пойти на лечение. Предлагать перевести труднообучаемого ребенка в специализированный класс.

Среди ваших обязанностей может оказаться игра с умственно отсталыми детьми, посещение неблагополучных районов, общение с чиновниками из мэрии, полицейскими, психиатрами и учителями… Главное разочарование – это когда осознаешь, что те, кого вы так хотели спасать и поддерживать, вовсе вам не рады. Они относятся к вам с подозрением, а иногда и со злостью. В их глазах вы представитель государства, и к этому государству у них очень много претензий (иначе они бы не оказались среди нуждающихся в социальной защите). Сирота вполне может украсть вещь из вашей сумки, а ветеран-пенсионер – ругаться матом. Это не значит, что они не нуждаются в помощи, совсем наоборот… Но только попробуй заставь их ее принять!

Материальным аспектом помощи люди всегда будут недовольны – просто потому, что любая цифра, как бы велика она ни была, не самая большая. В этой сфере вы можете действовать в рамках определенного бюджета, который, скорее всего, утверждали не вы, и которого, конечно, недостаточно. Поэтому ваш главный капитал в работе – это то, что цифрами не измерить: уважение, сочувствие, поддержка, искренний интерес.

Как и любого человека, социального работника радует успех. Когда работаешь над чем-то долго, упорно, нудно, и вдруг – раз! – и бедолага, пострадавший в теракте и боявшийся ездить в автобусе, уже может проехать 3 остановки. Или мать-одиночка не покупает на пособие пятый золотой браслет, а оплачивает ребенку кружок в школе. Когда ты причастен к изменениям в жизни других людей, и изменения эти – к лучшему для них, это и есть успех. Когда чувствуешь, что помог кому-то, «разгрыз» трудный конфликт, поддержал, утешил – в общем, справился с работой, – это самый лучший эмоциональный «допинг».

А еще радуют друзья и знакомые, которые вначале не верили, что словами можно что-то изменить, а теперь точно это знают (от меня) и говорят другим. И уже никто из них не заявит, что социальный работник – ненужная профессия. Кстати, она быстро развивается. Даже коммерческий сектор начинает понимать всю важность таких специалистов и задействует их в сфере организационного консультирования. Во всем мире постепенно начинают понимать ценность социального капитала. Способствовать его росту в своей стране – непростая, но почетная, а главное – увлекательная задача.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Социальный работник» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников «Нетологии» составляет в среднем
97 600 рублей в месяц.
Выберите специальность!

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»»

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Социальный работник».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Социальный работник» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2013 г.

Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Профессиональный стандарт
Социальный работник
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 677н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

3.3.3. Трудовая функция

3.3.4. Трудовая функция

3.3.5. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 31.

*(4) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Обзор документа

Утвержден профессиональный стандарт «Социальный работник». Он применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. В данном случае — для оказания социальных услуг. Последние подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-экономические.

Для каждого вида социальных услуг приведен перечень трудовых действий, указаны необходимые умения и знания.

У социального работника должно быть среднее профессиональное либо среднее общее образование. Требуется пройти профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте, а также учебный курс по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

Смотрите так же:  Регистрация по месту жительства матери

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством. Нужно проходить медосмотры.

Социальный работник обязан сохранять конфиденциальность сведений о клиенте и соблюдать требования этического кодекса.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Должностные обязанности социального работника

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, «успокаивает» нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

Профессия «Социальный работник»

Социальная работа прошла длинный путь от монастырской благотворительности к академической специальности. Сегодня это возможность сочетать знания, профессиональные методики и личные качества – став тем, кто поддерживает, утешает, учит, возвращает веру в себя и помогает изменить жизнь, будь то жизнь одного человека или целой группы.

Эволюция помощи

Люди начали помогать друг другу с древних времен, ведь не каждый может охотиться на мамонтов! Способность испытывать сочувствие другому заложена в человеческой природе. Да и мировые религии учат помогать друг другу и поощряют взаимопомощь.

Помогать – значит поддерживать на эмоциональном, материальном и социальном уровне. Со временем выявились группы людей, которые нуждаются в помощи больше, чем другие. Человек может попасть в такую группу с рождения (врожденная инвалидность) или оказаться в ней неожиданно (выживший после катастрофы).

С развитием человечества и гуманизацией руководящих им идей взгляды на то, как, сколько и кому помогать, неоднократно пересматривались. Так, если когда-то в Англии бедность считалась преступлением и в наказание за нее можно было попасть в работный дом, то теперь это явление, с которым можно успешно бороться, и многие страны создают целые программы борьбы с бедностью (но не с бедными).

Смотрите так же:  Нужен ли приказ об утверждении отпусков

Социальная работа – традиционно женская профессия и продолжает оставаться не слишком высокооплачиваемой. Однако это постепенно меняется, и сегодня и мужчины с удовольствием пополняют ряды профессиональных помощников.

Требования и противопоказания

Делать выбор профессии в юности непросто. Нарисуйте в своем воображении картинку «Я на работе». Как вы себя видите? Если во главе угла для вас высокий заработок, если вы считаете, что «каждый сам за себя», что «каждый имеет в жизни то, чего он заслуживает», если вам легче работать с компьютером, чем с людьми, то вам будет непросто адаптироваться к требованиям этой профессии.

Социальному работнику трудно без следующих качеств:

  • умения искренне сочувствовать другим людям;
  • веры в социальную справедливость;
  • желания влиять на жизнь своей страны;
  • умения работать в команде;
  • интереса к личностным и социальным процессам;
  • умения работать в кризисной ситуации;
  • умения эффективно пользоваться критикой;
  • веры в то, что словами можно изменить очень многое.

А вот абсолютно недопустимым в социальном работнике я считаю расизм, шовинизм или любые другие взгляды, допускающие нетерпимость или дискриминацию. Вы можете принадлежать к любой конфессии, но обязаны уметь уважать тех, кто принадлежит к другой, даже чуждой или непонятной вам. В то же время я не верю в то, что можно быть хорошим специалистом, не любя свою работу. Чайлдфри будет тяжело работать в школе, а противнику абортов – в центре планирования семьи для молодежи.

Поэтому очень хорошо, что социальная работа включает в себя очень широкий спектр деятельности. Социальные работники в России заняты в различных областях – это:

  • социальное обеспечение;
  • работа с детьми, подростками и их семьями;
  • работа с инвалидами, как взрослыми, так и детьми;
  • работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Такой широкий спектр возможностей в социальной работе – одно из главных преимуществ этой профессии. В ней каждый может отыскать себе дело по душе.

Поступление и учеба

Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ. Требования для поступления на бюджетный поток, вечернее и заочное отделения могут различаться. Все зависит от конкретного учебного заведения.

Профессия социального работника в России еще молода: академическое обучение этой специальности стартовало в 1991 году. Учебный план стандартизирован относительно зарубежных методик, принятых в Европе, США, Израиле, – так что имеет смысл сразу начинать учиться там, где такое образование имеет более длительные традиции, особенно если в будущем вы не исключаете возможности продолжить учебу за границей. А если не удалось поступить на дневное отделение, поступайте на вечернее или заочное. Потом вы сможете перевестись – и не будете тратить целый год на ожидание.

Теоретическая часть обучения включает в себя обязательные предметы – математику, отечественную историю, иностранный язык – и профильные дисциплины. Будущий социальный работник изучает психологию, социологию, педагогику, ювенологию, основы консультативной работы с индивидуумом и группой – и т. п., в зависимости от выбранной специализации.

Каждый студент обязан пройти практику. Различают учебную, производственную и исследовательскую практики; количество часов, обязательных для отработки, определяет вуз. Место для прохождения практики студент находит сам, но в учебной части ему, скорее всего, предоставят список организаций, сотрудничающих с факультетом.

Для меня, например, практика была самой важной частью учебы. В конце концов, что такое лекции и семинары? Послушал, почитал, выучил и сдал. Кто-то среди преподавателей интересно ведет предмет, кто-то не очень, а в результате – колонка цифр в зачетке.

Другое дело практика. Там имеешь дело с живыми людьми, и не только ты учишься с ними работать, но и тебя оценивают и проверяют со всех сторон. Проверяют и руководство, и коллеги, и клиенты. Формальный зачет по практике еще не говорит о том, что она удалась. Ведь это реальный шанс проверить: нахожу ли я общий язык с данной категорией населения, справляюсь ли с работой, учусь ли на своих ошибках, могу ли мыслить творчески, как выхожу из кризисных ситуаций? А самый главный вопрос – вижу ли я себя работающим в подобной организации после получения диплома?

Помню, как я расстроилась, получив направление на практику в гериатрическое отделение. Мне совсем не хотелось работать с психически больными пожилыми людьми. Мне хотелось на баррикады – в центр помощи наркозависимым или жертвам насилия. Но, по окончании практики, когда мы прощались с нашими подопечными и слушали их пожелания успехов и слова благодарности, я не чувствовала ни скуки, ни раздражения. И теперь я отношусь к работе с пожилыми людьми совсем иначе. Надеюсь, когда-нибудь мне предоставится возможность участвовать в интересном проекте в этой сфере. Поэтому не забывайте, что практика учит тому, чему вы сами готовы научиться.

Трудоустройство и коллеги

Главная трудность, с которой сталкиваются все выпускники при устройстве на работу – отсутствие опыта. Но не спешите отчаиваться.

Важно помнить, что социальная работа – это та сфера деятельности, где ваши личные таланты имеют решающее значение. Главный инструмент в работе – это даже не ваши знания, а вы сами. Ваши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность ответственно поступать по-своему, умение решать конфликты, творчески мыслить – вот ваш главный багаж. При составлении резюме учтите, что на вас работают такие факты, как участие в различных студенческих проектах и волонтерской деятельности – всё это повышает вашу ценность в глазах потенциального работодателя.

Один из наиболее простых способов устроиться на работу после окончания учебы – обратиться в место, где вы проходили практику (при условии, что вам там понравилось, конечно). Есть все шансы, что руководство предпочтет человека, уже знакомого со спецификой работы и коллективом, кому-либо со стороны.

Вообще в этой сфере необходимо уметь общаться с коллегами, сохранять связи, которые потом пригодятся. Вдруг вам предстоит профессиональная супервизия? Учтите, соседка по кабинету может дать ценный совет, а случайная знакомая на конференции – идею для целого проекта. В социальной работе коллеги – это не то же самое, что коллеги в офисе юридической компании или на заводе. Здесь нельзя работать вместе и не знать, что происходит с соседом по кабинету, – а узнав, нельзя на это не отреагировать.

А если вы вместе убежали от алкоголика в неблагополучном районе, вместе вызывали охрану, чтобы успокоить разбушевавшегося посетителя, и вместе молча сидели рядом после того, как ваш клиент покончил с собой, такое не забывается – и часто эти отношения сохраняются на всю жизнь.

Вы пытаетесь заставить человека делать что-то новое. Например, не бить своих детей. Естественно, он воспринимает это как грубое вмешательство в свою семейную жизнь и всячески выражает недовольство. В результате вас… могут вызвать в суд для дачи показаний или экспертизы.

Вас ограничивает закон. Вы не можете предпринимать какие-либо действия, если ваш клиент на это не согласен. Например, девочка лет 10, обычно активная и веселая, начинает приходить в школу в теплой не по сезону одежде, с грязными волосами, держится скованно, не участвует в играх. Такое поведение может быть симптомом сексуального насилия в семье. Но пока она не скажет, что кто-то с ней сделал что-то нехорошее, ничего расследовать нельзя. Даже если вы понимаете, как будет лучше и что надо сделать для той или иной семьи, – вы можете только предлагать. Предлагать женщине оставить мужа, который ее избивает. Предлагать алкоголику пойти на лечение. Предлагать перевести труднообучаемого ребенка в специализированный класс.

Среди ваших обязанностей может оказаться игра с умственно отсталыми детьми, посещение неблагополучных районов, общение с чиновниками из мэрии, полицейскими, психиатрами и учителями… Главное разочарование – это когда осознаешь, что те, кого вы так хотели спасать и поддерживать, вовсе вам не рады. Они относятся к вам с подозрением, а иногда и со злостью. В их глазах вы представитель государства, и к этому государству у них очень много претензий (иначе они бы не оказались среди нуждающихся в социальной защите). Сирота вполне может украсть вещь из вашей сумки, а ветеран-пенсионер – ругаться матом. Это не значит, что они не нуждаются в помощи, совсем наоборот… Но только попробуй заставь их ее принять!

Материальным аспектом помощи люди всегда будут недовольны – просто потому, что любая цифра, как бы велика она ни была, не самая большая. В этой сфере вы можете действовать в рамках определенного бюджета, который, скорее всего, утверждали не вы, и которого, конечно, недостаточно. Поэтому ваш главный капитал в работе – это то, что цифрами не измерить: уважение, сочувствие, поддержка, искренний интерес.

Как и любого человека, социального работника радует успех. Когда работаешь над чем-то долго, упорно, нудно, и вдруг – раз! – и бедолага, пострадавший в теракте и боявшийся ездить в автобусе, уже может проехать 3 остановки. Или мать-одиночка не покупает на пособие пятый золотой браслет, а оплачивает ребенку кружок в школе. Когда ты причастен к изменениям в жизни других людей, и изменения эти – к лучшему для них, это и есть успех. Когда чувствуешь, что помог кому-то, «разгрыз» трудный конфликт, поддержал, утешил – в общем, справился с работой, – это самый лучший эмоциональный «допинг».

А еще радуют друзья и знакомые, которые вначале не верили, что словами можно что-то изменить, а теперь точно это знают (от меня) и говорят другим. И уже никто из них не заявит, что социальный работник – ненужная профессия. Кстати, она быстро развивается. Даже коммерческий сектор начинает понимать всю важность таких специалистов и задействует их в сфере организационного консультирования. Во всем мире постепенно начинают понимать ценность социального капитала. Способствовать его росту в своей стране – непростая, но почетная, а главное – увлекательная задача.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Социальный работник» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников «Нетологии» составляет в среднем
97 600 рублей в месяц.
Выберите специальность!

Требования социальный работник рф