Требования природоохранного законодательства к деятельности предприятия

2. ПРИРОДОО Х РАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ Х ОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Основные т ребова ни я в облас т и охра н ы о к р у жающей среды

При ос у ществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо соблюдать основные принципы, определенные Законом о б охране окр у ж ающей сред ы :

— на у чно обоснованное сочетание экологически х , экономических и социальных интересов;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных рес у рсов;

— ответственность органов гос у дарственной власти Российской Федераци и , органов гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , органов местного само у правления за обеспечение благоприятной окр у ж ающей среды и экологической безопасности на соответств у ющих территория х ;

— платность природопол ь зования и возмещение вреда окр у ж ающей среде;

— независимость контроля в области охраны окр у ж ающей сред ы ;

— през у мпция экологической опасности планир у емой хозяйственной и иной деятельност и ;

— обязательность оценки воздействия на окр у ж ающ у ю среду при принятии решений о б ос у ществлении хозяйственной и иной деятельност и ;

— доп у стимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природн у ю среду исходя из требований в области охраны окр у ж ающей сред ы ;

— обеспечение снижения негативного воздействия до доп у стимых пределов за счет использования наил у чших с у ществ у ющих технологий;

— обязательность у частия в деятельности по охране окр у ж ающей среды органов гос у дарственной власти Российской Федераци и , органов гос у дарственной власти с у бъектов Российской Федераци и , органов местного само у правлени я , общественных и иных некоммерческих объединени й , юридических и физических лиц;

— соблюдение права каждого на пол у чение достоверной информации о состоянии окр у ж ающей сред ы , а также у частие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятн у ю окр у ж ающ у ю сред у , в соответствии с законодательство м ;

— ответственность за нар у шение законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы .

Юридические и физические лица, ос у ществляющие хозяйственн у ю и ин у ю деятельность, должны разрабатывать и выполнять технически е , технологические и организационные мероприяти я , обеспечивающие соблюдение нормативов качества окр у ж ающей сред ы , применять технические средства и технологии для обезвреживания и безопасного размещения отходо в , обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной сред ы , рек у льтивации земель, благо у стройству территорий в соответствии с законодательство м .

За нару ш ение законодательства в области охраны окр у ж ающей среды пред у смотрена им у щественна я , дисциплинарна я , административная и у головная ответственность. Ответственность за выполнение требований законодательства при ос у ществлении хозяйственной или иной деятельности несет р у ководитель предприятия и лица, им назначенны е .

Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонар у шениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окр у ж ающей природной среде. Компенсация причиненного вреда ос у ществляется добровол ь н о , либо по решению с у да. Иски о компенсации вреда окр у ж ающей среде мог у т быть предъявлены в течение двадцати лет.

Нар у шение требований в области охраны окр у ж ающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение деятельности по решению с у да.

Действ у ющее предприятие может оказывать негативное воздействие на все компоненты окр у ж ающей среды – на атмосферный возд у х , поверхностные и подземные вод ы , почв у . Конкретные требования к экспл у атации предприятий в части охраны атмосферного возд у х а, охраны поверхностных вод и охраны окр у ж ающей среды о т негативного воздействия отходов производства и потребления определяются соответств у ющими нормативными правовыми актами Российской Федераци и .

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

Природоохранная деятельность предприятий

Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь в «чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в атмосферу.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает проблемы полностью. В процессе функционирования этих установок вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже не безопасно для окружающей среды.

Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для атмосферы веществ.

Однако надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы. Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование боле 10% природных территории (правило одного и десяти процентов). 14.3.2.

Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В связи с резким обострением экологических проблем роль экологического права растет, а его предметом яв- ляются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Источником экологического права являются следующие правовые документы: Конституция Российской Федерации, законы и кодексы в области охраны природы, указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления. Природоохранительное законодательство — это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует правоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранение здоровья населения.

В нашей стране требование охраны и использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г. В нем отражены следующие положения: право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду; нормирование качества окружающей природной среды; экономический механизм охраны окружающей природной среды; государственная экологическая экспертиза; чрезвычайные экологические ситуации; особо охраняемые природные территории и объекты; экологический контроль; ответственность за экологические правонарушения; международное сотрудничество.

Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматривается Земельным кодексом РСФСР (1991 г.), Водным кодексом РФ (1995 г.), Лесным законодательством (1977 г.), законами Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), «О радиационной безопасности населения» (1995 г.), «О недрах» (1992 г.), «О животном мире» (1995 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложе- ния крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, гак и на предприятия в целом.

Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности,то есть от необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству. 14.3.3.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

В Российской Федерации создан экономический механизм охраны окружающей природной среды (ООПС), ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность — ориентация на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, на экономические методы регулирования. Экономический механизм ООПС включает в себя целый ряд инструментов воздействия на материальные интересы предприятий и отдельных работников, например, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Существует довольно большое количество предприятий, которые с экологической точки зрения лучше всего было бы закрыть или перепрофилировать, то есть перевести на выпуск другой продукции. Например, целлюлозно-бумажный комбинат можно перепрофилировать в мебельную фабрику. Однако с экономической точки зрения, а иногда и с социальной (то есть исходя из интересов местного населения), это не всегда реально. В этом случае его деятельность в области природопользования регулируется не ГОСТами, а индивидуальными нормативами.

В начале 90-х гг. была введена платность природопользования, включая плату практически за все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение в ней отходов производства, а также за другие виды воздействия. При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов).

Одним из важнейших методов экономического управления является планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Источниками финансирования могут быть бюджетные средства, собственные средства предприятий, банковские кредиты и различные экологические фонды. Важнейшим из экономических.методов управления является правильное применение материального стимулирования.

К мерам материального стимулирования относятся: ?

установление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, Принятии других эффективных мер по охране окружающей природной среды; ?

освобождение от налогообложения экологических фондов; ?

применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию. К мерам материального наказания относятся: ?

введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; ?

штрафы за экологические правонарушения. 14.4.

Соблюдение природоохранного законодательства – приоритет деятельности предприятия

Охрана окружающей среды, неукоснительное соблюдение требований природоохранного законодательства входят в число важнейших стратегических приоритетов производственной деятельности МГУП «Мосводоканал».

Наши сооружения являются экологическим барьером города, защищая окружающую среду от загрязнений Московского мегаполиса.

Предприятие неоднократно награждалось государственными и общественными наградами в области охраны окружающей среды, благодарностями федеральных природоохранных органов, стабильно находится в сотне лучших предприятий России в области фундаментальной экологической эффективности.

Большое количество технологических процессов, используемых на предприятии, взаимодействие с окружающей средой и экологическая направленность нашей деятельности обуславливает необходимость постоянного подтверждения соответствия законодательных требованиям процессов производства. На предприятии успешно работает профессиональная команда, функционирует международная система экологического менеджмента, предприятие работает под постоянным контролем Правительства Москвы и государственных контролирующих органов.

Внешние и внутренние проверки Мосводоканала, проводимые регулярно позволяют предупреждать и не допускать нарушений законодательных требований, заблаговременно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия. Являясь крупнейшим предприятием подобного рода в Европе, Мосводоканал осуществляет свою производственную деятельность в соответствии с принципами открытости и прозрачности, что позволяет нам неизменно находиться в числе лучших предприятий страны и предоставлять качественные услуги по водоснабжению и водоотведению, при этом неуклонно снижая воздействие на окружающую среду.

Мировая практика показывает, что большие предприятия никогда не бывают совершенными – они постоянно развиваются. Недавняя проверка, проводимая Департаментом Росприроднадзора по ЦФО, подтвердила это утверждение и поставила перед коллективом предприятия новые задачи, к решению которых мы уже приступили.

Вместе с тем, опубликованная в некоторых СМИ информация о проведенной проверке искажает реальное положение дел и преподносится в виде «жареного факта».

По результатам проверки была распространена информация о том, что у предприятия якобы отсутствуют разрешительные документы на отходы и выбросы в атмосферу по некоторым объектам, имеются недостатки при обращении с отдельными видами отходов, отсутствуют полномочия на обезвреживание отходов от зимней уборки улиц, а также имеются замечания в области использования поверхностных водных объектов. Данная информация искажает реальное положение дел.

К сожалению, действующее природоохранное законодательство изобилует пробелами, допускает неоднозначное толкование по ряду принципиальных вопросов, что вносит неопределенность и провоцирует возникновение спорных ситуаций между природоохранными органами и добросовестными природопользователями, а также позволяет ставить в вину предприятиям мнимые нарушения которые не прошли независимое судебное рассмотрение.

Наше предприятие придерживается четкой позиции в вопросах соблюдения законодательных требований. Учитывая серьезность поставленных вопросов, а также имеющуюся судебную практику, мы намерены оспаривать в судах вышеуказанные неподтвержденные факты вменяемых нарушений и порочащих деловую репутацию предприятия.

Надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Статьи по предмету Прокурорский надзор

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е. ГУСЛОВ

Одно из направлений деятельности прокуратуры — надзор за соблюдением природоохранного законодательства. За последнее время прокуратура Октябрьского района г. Томска активизировала работу по надзору за соблюдением органом местного самоуправления обязанности по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду, очистке территории района от несанкционированных свалок мусора, по приостановлению деятельности предприятий, осуществляющих деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства, по возложению на определенные предприятия предусмотренной законом обязанности по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны, обязанности по разработке проекта образования нормативов отходов и лимитов на их размещение.
Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ст. 8 ФЗ организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Используя на практике указанные правовые нормы, прокуратура района совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области регулярно на основании поступающей информации проводит проверки по обследованию территории Октябрьского района г. Томска на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В случае выявления несанкционированных свалок в порядке ст. 45 ГПК в интересах неопределенного круга лиц предъявляются соответствующие исковые заявления о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории района. Результаты такой деятельности уже есть.
В 2007 г. по указанному основанию прокуратура района внесла 28 исковых заявлений, все они судом удовлетворены, решения суда исполнены — несанкционированные свалки ликвидированы. В 2008 г. прокуратура внесла 30 исковых заявлений о возложении на чиновников обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории района, все они рассмотрены судом и удовлетворены. В отношении двух судебных решений по причине неисполнения чиновниками возложенной на них обязанности по ликвидации свалок прокуратура района направила материалы в орган предварительного расследования для проведения проверки в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК для решения вопроса об уголовном преследовании ответственных должностных лиц администрации г. Томска по ст. 315 УК.
В 2008 г. прокуратура района провела проверку исполнения природоохранного законодательства со стороны ООО «Механизатор». Предприятие стало объектом проверок прокуратуры района, Департамента природных ресурсов и окружающей среды Томской области после жалобы жителей, направленной прокурору. До этого люди на протяжении двух лет писали в Департамент о ежедневных выбросах в атмосферу мелкодисперсионной керамической и керамзитовой пыли, покрывающей газоны, а также балконы и окна домов. О том, что это вещество относится к опасным отходам производства и способствует развитию астмы и злокачественных новообразований у проживающих рядом с предприятием людей. Однако за этими обращениями следовали только ничтожные штрафы, наложенные Департаментом на руководство предприятия и, конечно, никак не влияющие на экологическую обстановку.
В ходе проверки с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды установлено, что на этом предприятии были превышены нормативы предельно допустимых выбросов на источнике ИЗА 0006 (печь обжига керамзита) по взвешенным веществам в 2,5 — 2,9 раза. Это свидетельствовало о том, что ООО «Механизатор» нарушает условия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Превышение установленных нормативов наносит существенный вред окружающей среде, нарушает права людей, проживающих неподалеку от предприятия. По выявленным нарушениям прокуратура района направила в Томский районный суд исковое заявление о приостановлении деятельности предприятия как осуществляемой с нарушениями природоохранного законодательства, пока объемы выбросов не будут приведены в соответствие с установленными нормативами. Решением Томского районного суда от 24 марта 2008 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приостановлена деятельность ООО «Механизатор», занимающегося выпуском строительных материалов — кирпича и керамзита. Заручившись решением суда, в июле 2008 г. удалось понудить ООО «Механизатор» модернизировать имеющееся производственное оборудование, привести объемы выбросов в соответствие с установленными нормативами.
Аналогичное исковое заявление о приостановлении деятельности предъявлено прокуратурой района и в отношении ООО «Асфальтобетонный завод», осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основанием предъявления указанного искового заявления послужило то, что ответчик осуществлял деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без необходимой разрешительной документации, не разработал проект нормативов предельно допустимых выбросов, не получил специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает ст. ст. 12, 14, 22 ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Ведение предприятием деятельности по несанкционированному выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без необходимой разрешительной документации создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих рядом с предприятием, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие. Решением Октябрьского районного суда г. Томска исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приостановлена деятельность ООО «Асфальтобетонный завод» до получения ответчиком необходимой разрешительной документации. Впоследствии ответчик во исполнение состоявшегося решения суда разработал необходимые разрешительные документы на ведение деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Начиная с мая 2008 г. прокуратура района активно ведет работу по предъявлению исковых заявлений в интересах неопределенного круга лиц о возложении на предприятия обязанности по разработке проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. В силу п. 2.1 новой редакции СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов) (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г.), по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. При этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации обосновывается исключительно проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Практика показала, что многие предприятия осуществляли свою деятельность на поднадзорной территории без требуемых проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. Так, прокуратура района по результатам проведенных проверок помимо возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 6.3 КоАП, внесения представлений об устранении нарушений закона предъявила исковые заявления к различным деревообрабатывающим предприятиям: ООО «Тарная база», ООО «Столяр-Т», ООО «Итал Трейдинг», ООО «Финко-Лес», ООО «Декор»,ООО «Витязь» и т.д. Аналогичные исковые заявления предъявлены также в отношении предприятий, осуществляющих эксплуатацию автозаправочных станций на территории Октябрьского района г. Томска. В поле зрения прокуратуры района попали автозаправочные станции ООО «ТЗК», ООО «Глобал-Ойл», автозаправочная станция ОАО «ТТЗК». Начиная с мая 2008 г. только по этому основанию прокуратура района предъявила 17 подобных исковых заявлений. По результатам их рассмотрения есть 15 состоявшихся судебных решений о возложении на указанные предприятия обязанности по разработке проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон. Согласно представленной информации, предприятия уже приняли меры по устранению нарушений: разработали необходимые проекты организации и благоустройства санитарно-защитных зон, заключили договоры с соответствующими организациями на разработку требуемых проектов.
Заслуживает внимания и другое направление исковой работы прокуратуры района в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Пункт 3 ст. 18 ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статья 24 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Руководствуясь указанными правовыми нормами, прокуратура района в 2008 г. в интересах неопределенного круга лиц предъявила 10 исковых заявлений о возложении на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению лимитов на обращение с отходами. Все предъявленные прокуратурой района исковые заявления по этому основанию рассмотрены и удовлетворены судом. К настоящему времени состоявшиеся решения суда исполнены в полном объеме.
Стоит отметить, что, осуществляя надзор в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства, принимая меры реагирования по выявленным нарушениям к различным предприятиям, прокуратура района не ставит задачу парализовать деятельность действующих предприятий, а, напротив, выбирает судебную форму защиты с требованием о возложении на предприятия обязанности по получению необходимых разрешительных документов, устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства, поскольку важно добиться реального устранения нарушения закона, а не закрыть те или иные предприятия.
Положительных результатов в работе во многом удалось добиться, используя именно судебную форму защиты, поскольку судебное решение, помимо прочего, подкреплено в том числе силой государственного принуждения, возможностью возбуждения уголовного дела за уклонение от его исполнения, что является подчас необходимым стимулом на пути реального устранения нарушений закона.
Главный показатель положительной работы прокуратуры района по этому направлению — письма жителей, выражающих искреннюю признательность и благодарность за организацию чистоты на территории района. Удается заставить чиновников и руководителей определенных предприятий с помощью решений суда, обладающих силой государственного принуждения, убрать несанкционированные свалки, приостановить деятельность предприятий, нарушающих требования природоохранного законодательства, понудить к исполнению возложенных законом обязанностей (на определенных участках района освободить площадь для организации площадок для детей, дать возможность людям дышать чистым воздухом, организовать озеленение и благоустройство определенных территорий и т.д.). Изложенное дает основание сделать вывод о том, что затраченное прокуратурой время на работу в указанном направлении не прошло даром, люди видят и ценят проделанную работу, что особенно приятно.
Вопрос соблюдения требований природоохранного законодательства на территории района постоянно находится в поле зрения прокуратуры района.

Смотрите так же:  Обеспечительный иск в гражданском процессе

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Понятие, цели и задачи экологического аудита

Экологический аудит – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

При проведении аудита проверяется степень соответствия характера деятельности, продукции, системы управления и др. экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, действующим на территории РФ.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

системы управления окружающей средой;

соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований;

процессы обращения с отходами;

финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Задачами экоаудита являются:

обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами – экоаудиторами – специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами – экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

Для оценки эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанной с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001. Методика включает в себя следующие этапы:

Оценка соответствия требованиям экологического законодательства Российской Федерации

Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001

Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO 14001

Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия

Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента

Оценка эффективности производственного экологического управления и менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами:

Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства.

Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований.

Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:

отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;

наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;

наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;

наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;

наличие порядка на промышленной площадке.

Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.

На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO 14001, таким как:

наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;

наличие экологических целей и задач;

наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;

четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;

проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;

ведение необходимой документации;

осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности системы экологического менеджмента.

При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стандарта ISO 14001 по следующим направлениям:

экологическая политика и планирование деятельности в области экологического менеджмента;

организация деятельности в области экологического менеджмента;

оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в области экологического менеджмента.

Для оценки используются анкеты вида:

Необходимо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года.

В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты.

Основные принципы, обеспечивающие эффективность экологического аудита, можно подразделить на профессионально-этические (1) и методологические (2):

1) объективность экоаудиторов:

независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

Смотрите так же:  Образец заявления на расторжение трудового договора

компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфики аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

сохранение конфиденциальности получаемой в процессе аудита информации, ее неразглашение;

ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

2) планирование процедуры аудита:

целесообразность выбора методики и технологии аудита;

определение критериев существенности и достоверности;

анализ информации и формирование выводов;

информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Требования природоохранного законодательства к деятельности предприятия

СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ

по охране окружающей среды на предприятии

Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.

В общем виде может быть выделена обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация.

Обосновывающая документация включает проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства и другую аналогичную документацию.

Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает:

· лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием;

· договоры и решения на водопользование;

· разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;

· сертификаты соответствия на топливо, сырьё, оборудование и т. п. или другие аналогичные документы.

Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряжения, служебные записки и т. п.

Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих, как правило, содержание экологических программ и программ производственного экологического контроля.

Договорная документация, под которой подразумеваются договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, оформляется на производство работ, поставки продукции и оказание услуг, поставку программных продуктов в области охраны окружающей среды и т. п.

Отчётная документация включает различные зарегистрированные данные, в том числе:

· результаты производственного контроля;

· записи результатов предпринятых действий по выполнению предписаний;

· протоколы совещаний по экологической тематике;

· сведения государственного статистического наблюдения предприятия (формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС и др.);

· оперативную отчётность о выполнении мероприятий и программ в области охраны окружающей среды;

· расчёты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала;

· зарегистрированные данные о поверке и калибровке измерительных приборов и оборудования, аттестаты аккредитации лабораторий;

· первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы).

К документации по охране окружающей среды частично относится и смежная внутренняя документация административного управления:

· технологическая и техническая документация;

· документация в области безопасности гидротехнических сооружений и промышленной безопасности, пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов);

· документация управления персоналом (положения о подразделениях, должностные инструкции и т. п.);

· документация по делопроизводству.

Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия предприятия (организации) на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определённых документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения предприятием установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В отношении отдельных видов воздействия на окружающую среду в нормативных правовых актах регламентированы формат и содержание документов, что должно учитываться при документировании деятельности предприятия. При этом на предприятии могут быть разработаны и использоваться (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы (например, специальные инструкции, положения, стандарты организации, правила, методики и т. п.).

Ниже приведена краткая характеристика состава документов с учётом характера и условий воздействия деятельности предприятия (организации) на окружающую среду.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Для действующих предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, основная документация включает:

1. Материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов предельно допустимых выбросов — ПДВ.

2. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

3. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

4. Проект организации санитарно- защитной зоны, если это предусмотрено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в новой редакции от 25.09.2007 с изменением, содержащимся в СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08) и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным требованиям.

5. Результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа). Периодичность контроля устанавливается в нормативах ПДВ, как правило, с использованием рекомендаций, которые содержит Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (С.-Пб., 2005).

6. Программа (план-график) контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на контрольных точках, согласованная с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

7. Результаты контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (протоколы количественного химического анализа).

8. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих количественный химический анализ проб воздуха.

9. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов — план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчёт о ходе выполнения этого плана в целях достижения ПДВ.

10. Для предприятий, имеющих пылегазоулавливающие установки, — документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов. Действующие Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. 21.11.1983) предусматривают наличие следующих документов:

· приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа (ГОУ) и о его функциях;

· должностные инструкции для персонала, обслуживающего ГОУ;

· паспорт на каждую ГОУ;

· акты проведения осмотров установок для оценки их технического состояния;

· план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования и акты проведения испытаний;

· инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;

· приказ о порядке ведения журналов учёта работы ГОУ;

· график планово-предупредительного (текущего) ремонта ГОУ.

11. Для предприятий, потребляющих тепло, — сертификаты соответствия или декларации о соответствии топлива установленным нормам и требованиям.

12. Сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

13. Материалы первичного учёта по охране атмосферного воздуха. Учёт может осуществляться в различных формах, в том числе по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, которые традиционно используются на крупных промышленных предприятиях.

14. Приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля) и документы (положение или иной документ) об организации экологической службы.

15. Для организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, — документы, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов и проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов транспортных и иных передвижных средств.

16. Для организаций, осуществляющих экспорт или импорт фреонов (хладагентов) или содержащего эти фреоны оборудования (холодильники, кондиционеры) по спискам А и Б, установленным постановлением Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» — разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (по приказу Минприроды России от 31.10.2008 № 287).

17. Для предприятий, имеющих источники выбросов, которые в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) могут привести к чрезвычайному загрязнению атмосферного воздуха — документы по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ:

· приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приёма оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

· журнал регистрации приёма предупреждений о НМУ от территориального органа Росгидромета;

· план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих атмосферу.

Документация в отношении вредных физических воздействий регламентируется санитарным законодательством (СН и СанПиНы серии 2.1.8.000-00).

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Документирование деятельности по охране водных объектов в настоящее время регламентировано преимущественно Водным кодексом РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ и принятыми в соответствии с его нормами подзаконными нормативными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 73-ФЗ (ст. 4) с 01.01.2007 законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Установленная водным законодательством документация затрагивает отношения как по использованию, так и по охране водных объектов. В данном разделе представлена только документация, которая относится непосредственно к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при водоотведении, а также документация по охране водных объектов, регламентированная федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для предприятий, осуществляющих любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, основная документация включает:

1. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. Для предприятий, оформивших право пользования водным объектом до 01.01.2007, может сохранять свое действие ранее выданная лицензия на водопользование в пределах установленного в ней срока действия (в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», ст. 5).

2. Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные и утверждённые в установленном порядке. Для предприятий, у которых фактический сброс ниже расчётных значений допустимых сбросов, НДС устанавливается по фактическому сбросу.

3. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.

4. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

5. Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод (с их нумерацией), а также узлов приёма (передачи) таких вод, согласованная с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов.

6. Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод.

7. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов), согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно- эпидемиологической службы.

8. Журнал учёта водоотведения средствами измерений или журнал учёта водоотведения другими методами.

9. Журнал учёта качества сбрасываемых сточных (дренажных) вод.

10. Сведения, полученные в результате учёта объёма сброса сточных (дренажных) вод и их качества, для предоставления в установленные сроки в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

11. Результаты (протоколы) лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, подлежащие передаче в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке для подтверждения соответствия санитарным правилам.

12. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды.

13. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов – план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект и отчёт о ходе выполнения плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

14. Сведения об использовании воды (в части водоотведения и других показателей) по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) — таблицы 2, 3.

15. Документ (приказ, распоряжение или иной документ) о назначении лица, уполномоченного вести учёт водоотведения и качества сточных (дренажных) вод в организации.

Если организация (компания, предприятие) самостоятельно не осуществляет водоотведение (т. е. любой сброс в водные объекты) или осуществляет его не по всем категориям вод (или не в полном объёме), легитимность удаления этих вод с территории организации может быть подтверждена наличием договора о передаче сточных (ливневых, дренажных) вод в канализационные сети муниципального предприятия или водопроводно-канализационного хозяйства иного предприятия, законно оказывающего услуги по приёму сточных и иных вод, бухгалтерской документацией о выполнении такого договора, какой-либо иной документацией, подтверждающей отсутствие у организации необходимости в сбросе сточных (ливневых, дренажных) вод в водный объект.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

В связи с реформированием правовых основ обращения с отходами, в том числе в связи с изменениями в федеральных законах «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об экологической экспертизе», внесёнными Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ, формы и содержание отдельных документов в области обращения с отходами подлежат пересмотру. Исходя из этого состав основной документации в области обращения с отходами приводится по принятым нормам федеральных законов, действующим с 01.07.2009. Утверждённые формы конкретных документов, которые действовали по состоянию на 01.04.2009, будут действовать вплоть до их изменения или отмены.

К числу основных документов в области обращения с отходами на предприятии относятся:

1. Документы по паспортизации отходов, включая исходные сведения об отходах, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, паспорта на отходы I—IV классов опасности с подтверждающими материалами.

2. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполнявших анализы и исследования для паспортизации отходов.

3. Для предприятий, не относящихся по Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, — проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), оформленные по установленным образцам и включающие следующие разделы:

· содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;

· общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

· сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;

· сведения об отходах;

· расчёт и обоснование годовых нормативов образования отходов;

· схема операционного движения отходов;

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства деятельность предприятия в части охраны окружающей среды должна быть отражена в документации различного вида – государственной статистической отчетности, журналах аналитического контроля и работы очистного оборудования, а также инструкциях, приказах, утвержденных планах мероприятий и пр.

При отсутствии на предприятии экологической службы (эколога), документация по вопросам охраны окружающей среды находится в различных службах, что не позволяет осуществлять постоянный производственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и вести планомерную работу по охране окружающей среды. Для обеспечения эффективности природоохранной деятельности на предприятии и предотвращения применения штрафных санкций со стороны контролирующих органов целесообразно создание экологической службы предприятия (или введение в штатное расписание должности эколога), который будет оформлять и хранить документацию по вопросам охраны окружающей среды.

Ориентировочный перечень документации по организации экологической службы и обеспечению производственного контроля на предприятии в соответствии с действующими в настоящий момент требованиями приводится ниже.

Документы по организации экологической службы предприятия. Экологическая служба предприятия организовывается на основании:

  • приказа руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия,
  • приказа руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия (эколога предприятия) и утверждении Положения об экологической службе,
  • должностных инструкций сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия),
  • документов, подтверждающих необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия).
Смотрите так же:  Образец заявления на пенсию в пенсионный фонд

Организационные документы производственного экологического контроля. Набор документов зависит от предприятия и в общем случае включает в себя:

  • Планы мероприятий по охране окружающей среды.
  • Инструкции по охране окружающей среды на предприятии.

В части охраны атмосферного воздуха:

  • приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ),
  • должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ,
  • приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования,
  • приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

В части охраны поверхностных вод и рационального водопользования:

  • приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений,
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения,
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,
  • порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,
  • производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений,
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

В части обращения с отходами:

  • приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,
  • приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку,
  • документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами,
  • приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия,
  • порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

Рабочая документация производственного экологического контроля. В общем случае, в зависимости от предприятия, в состав рабочей документации производственного контроля входит:

В части охраны атмосферного воздуха:

  • проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)»,
  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,
  • план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах),
  • проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»,
  • паспорта газоочистных установок,
  • график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,
  • график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.

Первичная учетная документация:

  • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
  • ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
  • ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,
  • журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.
  • план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
  • план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.

Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

  • журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,
  • журнал ежедневного расхода горючего,
  • журнал пройденного километража,
  • журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям,
  • журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

В части охраны поверхностных вод и рационального природопользования:

Лицензионные документы и договоры:

  • лицензия на пользование водными объектами,
  • лицензионное дело на пользование водными объектами,
  • договор на пользование водными объектами,
  • договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации,
  • договор на проведение аналитического контроля (при отсутствии собственной лаборатории).
  • лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • балансовая схема водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям,
  • проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам (разрешение на сброс загрязняющих веществ) при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации,
  • схема-график аналитического контроля за соблюдением нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами и их влиянием на водные объекты и эффективностью работы очистных сооружений при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • паспорта на очистные сооружения,
  • график планово-предупредительного ремонта (ППР) водных коммуникаций и очистных сооружений.

Первичная учетная документация:

  • № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»,
  • № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»,
  • № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений».

План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

В части охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов:

Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры:

  • документы на право владения или пользования земельным участком,
  • лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами,
  • выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами,
  • положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии,
  • свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами,
  • документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,
  • свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.),
  • договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов со сторонними организациями.
  • заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия)
  • протоколы аналитического контроля химического, биологического, радиоактивного загрязнения почвы,
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
  • лимиты размещения отходов,
  • паспорта опасных отходов.
  • перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов,
  • материалы по определению класса опасности отходов,
  • справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.

Государственная статистическая отчетность. В соответствие с Российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам федерального государственного статистического наблюдения.

Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 , утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения:

  • № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
  • № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах»;
  • № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
  • № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
  • № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форма № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В данной форме отражаются объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий .

Форма N 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах». В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Форма №2-ос составляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими водоохранные работы на водных объектах, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на водопользование и осуществляющими водоохранные работы на водных объектах. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.

Форма № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежей. Данные представляются в тысячах рублей с одним знаком после запятой.

Форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-ос представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:

  • на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения.
  • на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей природной среды (например: прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мониторинга, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка специалистов и др.);
  • на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов собственными силами;
  • на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);
  • на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций;
  • на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;
  • на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.

Экологические и платежи за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.

Форма № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Форму № 2-тп (воздух) представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций. От­чет не составляется предприятиями, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которых не превышают установленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и составляет 100 тонн в год и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и менее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе выбросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год, отчет также не составляется.

Отчет по форме № 2-тп (воздух) включает в себя пять разделов:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;
  2. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;
  3. Источники загрязнения атмосферы;
  4. Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения

Отчет составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» и ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».

Форма № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Форма N 2-тп (водхоз) представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, осуществляющими водопользование. Отчет по форме № 2-тп (водхоз) включает в себя следующие таблицы:

  • Забрано из природных источников, получено от других предприятий (организаций), использовано и передано воды;
  • Водоотведение;
  • Другие показатели.

Форма № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Сведения по форме N 2 тп — (отходы) представляют предприятия и их обособленные подразделения, независимо от формы собственности, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, хранятся (складируются) и захораниваются отходы производства и потребления.

Отчет по форме N 2 тп-( отходы) составляется на основании данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполнение формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды токсичных отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества (включая, пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетности 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха». Вместе с тем, в отчете должно отражаться образование, обезвреживание, складирование и т.п. токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.

Данные о токсичных отходах производства и потребления показываются в отчете в тоннах с точностью до трех знаков после запятой по общему весу данного отхода. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду включают в себя:

  • декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год,
  • ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду,
  • копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
  • ежемесячные налоговые Декларации по плате за пользование водными объектами,
  • копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами,
  • расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду,
  • расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами.

Государственный экологический контроль. Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля включают в себя:

  • журнал регистрации проверок контролирующими органами,
  • акты проверок предприятия,
  • протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения на возобновление работы,
  • приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия,
  • отчеты о выполнении предписаний,
  • переписка с контролирующими органами.

Нормативно-законодательная документация. При отсутствии на предприятии юридической службы нормативно-правовая база, действующая в сфере охраны окружающей среды, должна формироваться в экологической службе (у эколога). Целесообразнее формировать пакет законодательной документации на базе стандартных программ («Кодекс», «Консультант+», «Гарант» и пр.). Нормативная документация приобретается в специализированных магазинах и фирмах, на семинарах, в контролирующих органах, ведомственных структурах и т.д.

Чтобы добавлять комментарии необходимо зарегистрироваться

Требования природоохранного законодательства к деятельности предприятия