Оглавление:

Требования к проведению анализа риска

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

Руководство по безопасности утверждено и введено в действие Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.04.2016 № 144.

Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в данном Руководстве.

Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на опасных производственных объектах (далее — ОПО) различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

I. Общие положения

II. Общие рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий

III. Цель и задачи анализа опасностей и оценки риска аварий

IV. Этапы проведения анализа риска аварий

V. Рекомендуемые основные и дополнительные показатели опасности аварий

VI. Рекомендации по оформлению результатов анализа риска аварий

Приложение № 1. Термины и определения

Приложение № 2. Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО

Приложение № 3. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО

Приложение № 4. Частоты аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО

Приложение № 5. Критерии поражения людей и разрушения технических устройств, зданий и сооружений при авариях на ОПО

Приложение № 6. Основные рекомендуемые способы установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно-опасных составных частей ОПО

Приложение № 7. Дополнительные показатели риска

Приложение № 8. Краткая характеристика рекомендуемых методов анализа риска аварий

6. Требования к оформлению результатов анализа риска

6.1. Результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе.

6.2. Процесс анализа риска следует документировать. Объем и форма отчета с результатами анализа зависит от целей проведенного анализа риска. В отчет рекомендуется включать (если иное не определено нормативными правовыми документами, например, документами по оформлению деклараций промышленной безопасности):

— список исполнителей с указанием должностей, научных званий, организации;

— задачи и цели проведенного анализа риска;

— описание анализируемого опасного производственного объекта;

— методологию анализа, исходные предположения и ограничения, определяющие пределы анализа риска;

— описание используемых методов анализа, моделей аварийных процессов и обоснование их применения;

— исходные данные и их источники, в том числе данные по аварийности и надежности оборудования;

— результаты идентификации опасности;

— результаты оценки риска;

— анализ неопределенностей результатов оценки риска;

— обобщение оценок риска, в том числе с указанием наиболее «слабых мест»;

— рекомендации по уменьшению риска;

— перечень используемых источников информации.

СТП ВНИИГ 210.02.НТ-04. Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений

ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б. Е. Веденеева»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

СТП ВНИИГ 210.02.НТ-04

ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева»

19 ноября 2004 г.

Взамен СТП ВНИИГ 230.2.001-00

Срок действия стандарта — 31 декабря 2007 г.

ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева»

Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений. 2-е издание / Под ред. Е.Н. Беллендира, Н.Я. Никитиной.

СПб.: Изд-во ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». 2005.

Одобрены решением Ученого совета ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева»

протокол № 12 от 19.11.04.

«Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений» разработаны ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», на основе мирового опыта оценки риска гидротехнических сооружений и практических разработок в этой области, выполненных сотрудниками института в последние годы.

Методические указания устанавливают методические принципы, термины и определения анализа риска, сферу применения, основные требования к процедуре и оформлению результатов, представляют основные методы анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений различных типов и классов, а также содержат ряд примеров анализа и оценки риска аварий конкретных сооружений.

Методические указания предназначены для научно-исследовательских и проектных организаций гидротехнического профиля, экспертных центров по безопасности гидротехнических сооружений, органов, осуществляющих надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, а также для лиц, отвечающих за надежную и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, страховых, аудиторских и оценочных компаний.

Методические указания распространяются на плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

В разработке Методических указаний принимали участие ведущие специалисты института.

Научный руководитель разработки — канд. техн. наук Е.Н. Беллендир.

Рецензент: доктор техн. наук С.Н. Добрынин.

ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», 2005

«Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений» (далее — Методические указания) — первое издание [22] — были разработаны в ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» в 2000 г. в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» на основе анализа мирового опыта оценки риска гидротехнических сооружений (ГТС) и практических разработок в этой области, выполненных сотрудниками института в 1997 -2000 гг. Методические указания были утверждены в качестве стандарта предприятия (СТП ВНИИГ 230.2.001-00).

Актуальность доработки и переиздания Методических указаний объясняется несколькими причинами. За время действия СТП ВНИИГ 230.2.001-00 накоплен обширный опыт декларирования безопасности отечественных гидротехнических сооружений, решения других вопросов обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (так, например, Методические указания использовались при разработке более 170 деклараций безопасности ГТС объектов Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов и Госгортехнадзора России).

В России и за рубежом в последние годы опубликован значительный ряд нормативных и методических документов, научных трудов, относящихся к указанной сфере. Продолжается активная деятельность Международного Комитета по большим плотинам (ICOLD) по формированию концепции и общих положений процедуры анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений [65, 67, 71, 72, 74, 77]. Вышел ряд отечественных норм и правил по обеспечению безопасности ГТС [18-21, 27, 31, 33, 51], в соответствии с которыми требуется проведение анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений.

Предметом Методических указаний является наиболее сложная стадия анализа риска аварий гидротехнических сооружений — анализ и оценка (качественная и/или количественная) ожидаемых вероятностей (среднегодовых частот) аварий, возможных на ГТС. Стадия анализа и оценки последствий аварий гидротехнических сооружений достаточно полно отражена в соответствующих методиках по расчетам волн прорыва, размеров зон затопления и величины ущерба от аварий гидротехнических сооружений [18, 19, 21, 27, 31, 34, 37, 38] и поэтому в настоящих Методических указаниях детально не рассматривается.

При разработке второго издания были учтены замечания и предложения, поступившие от специалистов и организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности ГТС и использующих Методические указания в своей деятельности. Результаты применения подходов и методов, рекомендованных Методическими указаниями, обсуждались на совещаниях и семинарах, проводимых РАО «ЕЭС России», МПР России, Госгортехнадзором России, МЧС России, и опубликованы в научно-технической литературе [1 — 4, 24 — 26, 52, 53, 55, 56, 58 — 60, 64].

В новой редакции Методических указаний основное внимание уделено общим принципам и основным требованиям к процедуре, методам и оформлению результатов анализа риска аварий гидротехнических сооружений. Существенно расширена сфера применения документа с выходом в свет «Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» [31] и проекта Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев гидротехнических сооружений за вред, причиненный в результате аварии». Методология анализа и оценки риска становится эффективным инструментом идентификации опасностей и обоснования сценариев аварий ГТС, а также оценки ущерба, являющейся основой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Кроме того, методы анализа и оценки риска оказались весьма эффективными в разработках, связанных с анализом безопасности сложных природно-технических систем, включающих гидротехнические сооружения и опасные производственные объекты [52], а также при идентификации ГТС, подлежащих обязательному декларированию безопасности [24 — 26]. Основные подходы и принципы анализа риска применялись при разработке проекта целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Санкт — Петербурга на период 2004 — 2010 гг.» [53]. Весьма полезной и актуальной представляется роль анализа и оценки риска в целом ряде иных видов деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений — таких, как выбор и обоснование проектных решений, оценка эффективности мероприятий по повышению безопасности ГТС, обоснование страховых тарифов и ставок и т. д.

Второе издание Методических указаний содержит общие методические положения, краткую характеристику методов анализа и оценки риска аварий ГТС, а также ряд примеров анализа и оценки риска аварий конкретных гидротехнических сооружений, иллюстрирующих возможности основных принципов, подходов и методов, изложенных в общих положениях. В ближайшее время планируется выпуск сборника методик анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений, разработанных в ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» для гидротехнических сооружений различных типов и назначения.

Коллектив авторов выражает глубокую благодарность всем специалистам, принимавшим активное участие в обсуждении второго издания Методических указаний.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. «Методические указания по проведению анализа риска аварий гидротехнических сооружений» распространяются на ГТС, входящие в сферу действия и определенные статьей 3 Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» [13], а также СНиП 33-01-03 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» [51].

1.2. Методические указания могут применяться при декларировании безопасности гидротехнических сооружений с целью идентификации ГТС, подлежащих обязательному декларированию безопасности, при разработке соответствующих разделов деклараций безопасности ГТС различных классов, типов и назначения.

1.3. Применение Методических указаний рекомендуется при разработке критериев безопасности ГТС для обоснования сценариев аварий, возможных на гидротехнических сооружениях, и оценке их вероятности и последствий при расчете вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, для обоснования страховых тарифов и ставок при заключении договоров страхования гражданской ответственности владельцев ГТС за вред, нанесенный при аварии гидротехнических сооружений.

1.4. Методические указания могут применяться при анализе безопасности сложных природно-технических систем, включающих гидротехнические сооружения и опасные производственные объекты или транспортные системы, в иных приложениях обеспечения безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений для оптимизации основных технических решений при проектировании новых и ремонтах или реконструкции эксплуатируемых ГТС.

1.5. Методические указания не определяют критерии допустимого риска аварий гидротехнических сооружений, устанавливаемые нормативным путем в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений». До выхода в свет федерального норматива в качестве значений допустимого риска аварий гидротехнических сооружений могут использоваться величины, приведенные в СНиП 33-01-2003 [51].

Необходимость анализа риска аварий гидротехнических сооружений устанавливается требованиями следующих законодательных и нормативных актов:

Федеральный Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. [13];

Положение «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений». Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1303 от 06.11.1998 г. [30];

Правила декларирования безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении, собственности или эксплуатации топливно-энергетического комплекса РФ. Утверждены Приказом Минтопэнерго России № 232 от 12.07.1999 г. [32];

Порядок разработки и дополнительные требования к содержанию декларации безопасности гидротехнических сооружений на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях (организациях) РД 03-268-99. Утвержден Постановлением Госгортехнадзора России № 17 от 25.02.99 г. [28];

Дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России. Утверждены приказом МПР России от 02.03.99 г. № 39 [11];

Правила декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Утверждены Министерством транспорта России и согласованные МЧС России 01.09.1999 г. № 33-2670-9 [33];

Методика определения критериев безопасности гидротехнических сооружений. РД-153-34.2-21.342-00. Утверждена Департаментом технической политики и развития РАО «ЕЭС России» [20];

Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждены Постановлением Правительства РФ № 876 от 18. 12. 2001 г. [31];

Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Утвержден совместным приказом МЧС России, Минэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора России № 243/150/270/68/89 от 18.05.2002 [27].

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде [8].

Смотрите так же:  Как приставы разыскивают должников

2.2. Гидродинамическая авария — авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения чрезвычайной ситуации [8].

2.3. Гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов [13].

2.4. Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [13].

2.5. Безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов [13].

2.6. Декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности с учетом его класса [13].

2.7. Критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений [13].

2.8. Оценка безопасности гидротехнического сооружения — определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Федеральным Законом «О безопасности гидротехнических сооружений» [13].

2.9. Допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения — значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами [13].

2.10. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения [13].

2.11. Опасность аварии гидротехнического сооружения — угроза, возможность причинения вреда здоровью, жизни людей, имуществу и окружающей природной среде вследствие аварии гидротехнического сооружения [7, 17, 22, 23, 31].

2.12. Риск аварии гидротехнического сооружения — мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии гидротехнического сооружения и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды [7, 8, 12, 17, 74, 77].

2.13. Анализ риска аварии гидротехнического сооружения — процесс идентификации опасностей и оценки (качественной и/или количественной) частоты (вероятности) и последствий аварии гидротехнического сооружения для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды [7, 8, 12, 17, 74, 77].

2.14. Идентификация опасностей аварии гидротехнического сооружения — процесс выявления и признания существования опасностей возникновения аварии гидротехнического сооружения и определения характеристик выявленных опасностей [7, 8, 12, 17, 74, 77].

2.15. Оценка риска аварии гидротехнического сооружения — процесс, используемый для определения частоты (вероятности) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварии ГТС для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды. Оценка риска аварии ГТС включает оценку частоты (вероятности) и последствий возможной аварии ГТС и сравнение полученных результатов с допустимым уровнем риска аварии гидротехнического сооружения [7, 8, 12, 17, 74, 77].

2.16. Ущерб от аварии гидротехнического сооружения — потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в результате аварии гидротехнического сооружения и исчисляемые в натуральном и/или денежном эквиваленте [12, 19, 21, 22, 27, 29, 31, 74, 77].

2.17. Управление риском аварии гидротехнического сооружения — реализация оптимальной системы законодательных, экономических, технических, организационных и социально-психологических мер, направленных на снижение риска аварии гидротехнического сооружения [12, 57, 74, 77].

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Анализ риска аварий гидротехнических сооружений является частью системного подхода к принятию организационно-технических решений, процедур и практических мер по предупреждению или уменьшению опасности аварий гидротехнических сооружений для жизни людей и их здоровья, ущерба имуществу и окружающей природной среде.

3.2. Анализ риска — центральное звено в процедурах обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, базирующееся на всей доступной информации о сооружениях и определяющее меры по контролю за уровнем их безопасности. Процедура анализа риска — составная часть декларирования безопасности гидротехнических сооружений, экспертизы деклараций безопасности ГТС, определения критериев безопасности ГТС, расчета вероятного вреда, который может быть причинен третьим лицам в результате аварий, возможных на ГТС, экономического анализа безопасности гидротехнических сооружений по критериям «стоимость — безопасность — выгода», обоснования страховых ставок и тарифов, выбора приоритетов при планировании ремонтно-восстановительных работ и других видов оценки состояния гидротехнических сооружений и уровня их безопасности.

3.3. Методология анализа риска аварий сложных технических систем успешно применяется в ряде опасных отраслей промышленности — атомной энергетике, нефтехимии, производстве взрывчатых веществ и т. д. Широкое распространение методов анализа и оценки риска аварий в промышленности стало возможным на базе обширных данных об интенсивности отказов стандартных элементов и блоков технологического оборудования и систем противоаварийной защиты.

Необходимость учета разнообразной по характеру и полноте исходной информации о природно-климатических и социально-экономических условиях районов размещения ГТС, а также исключительное разнообразие условий их эксплуатации существенно затрудняют формализацию процедуры анализа и оценки риска аварий. При этом, если отказы затворов водосбросных сооружений весьма схожи с отказами оборудования в промышленности, поскольку возникают, как правило, при отказах элементов механического или электрического оборудования, стандартизованного в достаточной мере, то практически все виды отказов плотин и дамб при сверхрасчетных воздействиях на ГТС, а также вследствие нарушений устойчивости и прочности сооружений совершенно непохожи на таковые в промышленности. Особую сложность представляет анализ риска аварий ГТС в результате человеческого фактора (ошибочные действия персонала, запаздывание, бездействие в аварийных ситуациях, ошибки изысканий, проектирования, строительства и т. д.), который не поддается сегодня аналитическому моделированию ни в одной отрасли техногенной деятельности, но остается одной из главных причин аварий и неполадок.

3.4. Основная задача анализа риска аварий гидротехнических сооружений заключается в использовании всей доступной информации о сооружениях для оценки вероятности (среднегодовой частоты) и последствий для отдельных людей, групп населения, имущества и окружающей природной среды от реализации опасностей, свойственных авариям ГТС. По результатам анализа риска при необходимости разрабатываются рекомендации по повышению уровня безопасности анализируемых гидротехнических сооружений (рис. 1).

Рис. 1. Основные составляющие процедуры анализа и оценки риска аварий ГТС

Анализ риска в обязательном порядке включает три основных стадии [12, 22, 23, 74, 77]:

1) идентификация опасностей — выявление всех возможных нежелательных явлений, процессов и событий, способных привести к аварии анализируемого сооружения; по результатам идентификации опасностей разрабатывается перечень сценариев аварий, возможных на сооружении;

2) анализ частоты — оценка (качественная и/или количественная) среднегодовой вероятности реализации выявленных на предыдущей стадии нежелательных явлений, процессов и событий, а также основных сценариев аварий, возможных на сооружении;

3) анализ последствий — оценка (качественная и/или количественная) ущерба (вреда) от возможных на анализируемом гидротехническом сооружении аварий, наносимого персоналу объекта, населению, имуществу и окружающей природной среде.

3.5. Результаты анализа риска аварий гидротехнических сооружений позволяют получить объективную информацию о состоянии сооружений и уровне их безопасности, данные о наиболее опасных процессах и воздействиях на сооружение, способных привести к его аварии, обоснованные рекомендации по уменьшению риска аварий ГТС.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Для обеспечения качества и согласованности результатов процесс анализа риска аварий гидротехнических сооружений должен включать следующие основные этапы [12, 22, 23, 57, 74, 77]:

организация и планирование работ;

разработка рекомендаций по уменьшению риска.

Содержание и основные требования к этапам анализа риска аварий гидротехнических сооружений приведены в пп. 4.1 — 4.4 настоящих Методических указаний. Каждый этап процедуры анализа риска аварий ГТС должен быть оформлен в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 6 Методических указаний. Краткая характеристика методов, рекомендуемых для анализа и оценки риска аварий гидротехнических сооружений, приведена в Приложении 1.

4.1. Организация и планирование работ

4.1.1. На этапе организации и планирования работ по проведению анализа риска аварий конкретного гидротехнического сооружения необходимо [12, 22, 23, 74, 77]:

1) описать причины и проблемы, вызвавшие необходимость анализа риска ГТС;

2) определить объект исследования — анализируемое сооружение или природно-техническую систему, формируемую на базе ГТС (рис. 2), и дать его описание;

3) подобрать необходимую группу исполнителей для проведения анализа риска аварий гидротехнического сооружения;

4) определить и описать источники информации о ГТС, территории его размещения, уровне его безопасности;

5) указать ограничения исходных данных, финансовых ресурсов и других факторов, определяющих глубину, полноту и детальность процесса анализа риска аварий ГТС;

6) определить цели анализа риска аварий ГТС;

7) выбрать методы анализа риска с учетом целей исследования, объема и качества исходных данных о сооружении, состава группы исполнителей и уровня их квалификации;

8) определить (по возможности) критерии допустимого риска аварий ГТС данного типа, класса и назначения.

Рис. 2. Пример анализируемой природно-технической системы, формируемой на базе ГТС

4.1.3. Определение и описание источников информации о гидротехническом сооружении, территории его размещения, уровне его безопасности должно включать сведения о проектной и исполнительной документации, правилах эксплуатации сооружения, материалы отраслевой системы надзора за состоянием ГТС, данные об имевших место авариях и неполадках на исследуемом ГТС и подобных сооружениях, а также сведения о результатах анализа риска сооружений-аналогов (если таковые существуют).

4.1.4. Ограничения исходных данных, финансовых ресурсов и других факторов, определяющих глубину, полноту и детальность процесса анализа риска аварий гидротехнического сооружения, должны быть четко зафиксированы и обоснованы (например, отсутствие на объекте проектных и исполнительных документов на ГТС отрицательно скажется на результатах оценки соответствия параметров и состояния сооружения проекту, но при наличии временных и финансовых ресурсов может быть восполнено архивными материалами проектной организации).

4.1.5. Цели анализа риска аварий должны быть определены и зафиксированы на этапе организации и планирования работ, исходя из причин и проблем, вызвавших необходимость проведения анализа риска, с учетом ограничений исходных данных, финансовых ресурсов и других факторов [22, 23, 74, 77]. На разных этапах жизненного цикла гидротехнического сооружения могут определяться конкретные цели анализа риска.

На этапе проектирования гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:

идентификация возможных опасностей и априорная сравнительная оценка риска аварий ГТС для различных вариантов его размещения и проектных решений при обосновании оптимального варианта;

обоснование допустимости (приемлемости) риска аварий проектируемого ГТС для персонала, населения, имущества и окружающей природной среды территории;

обеспечение информацией для разработки инструкций по обеспечению безопасности проектируемого ГТС, планов ликвидации аварийных ситуаций, планов действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и т. д.;

обоснование страховых тарифов и ставок для заключения договора страхования гражданской ответственности объекта — владельца ГТС;

разработка декларации безопасности проектируемого сооружения и т. д.

На этапе ввода в эксплуатацию гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:

идентификация возможных опасностей и оценка риска аварий, возможных на этапе ввода ГТС в эксплуатацию, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла объекта;

корректировка графика завершения строительства ГТС и уточнение степени готовности сооружений к вводу в эксплуатацию;

проверка соответствия условий ввода ГТС в эксплуатацию требованиям безопасности;

разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию ГТС;

разработка декларации безопасности ГТС на стадии ввода в эксплуатацию;

уточнение плана мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на ГТС, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т. д.

На этапе эксплуатации и реконструкции гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:

уточнение информации об основных опасностях (например, при изменении социально-экономической инфраструктуры в нижнем бьефе гидроузла);

оценка соответствия состояния ГТС и условий его эксплуатации современным нормам и правилам;

определение приоритетных мер по ремонту и реконструкции ГТС, обоснование эффективности затрат на ремонт и реконструкцию;

разработка декларации безопасности эксплуатируемого ГТС;

расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, обоснование страховых тарифов и ставок;

квалифицированное расследование причин имевших место аварий и неполадок на ГТС;

разработка рекомендаций по организации безопасной эксплуатации ГТС, взаимодействию с органами надзора, страховыми компаниями и т. д.;

совершенствование планов локализации аварийных ситуаций и действий в чрезвычайных ситуациях;

разработка противотеррористических паспортов объектов и т. д.

На этапе вывода из эксплуатации и консервации гидротехнического сооружения целью анализа риска может быть:

обоснование необходимых и достаточных мер по выводу из эксплуатации и консервации объекта, обеспечивающих его безопасность на указанных стадиях жизненного цикла ГТС;

обоснование возможности размещения новых объектов на территории законсервированного сооружения и т. д.

4.1.6. Критерии допустимого риска аварий гидротехнических сооружений могут быть заданы нормативно-правовыми актами или (до выхода в свет нормативов) определены на этапе организации и планирования работ. Основные требования к выбору критериев допустимого риска — их обоснованность и определенность [12, 22, 23, 74, 77]. В общем виде основой для определения критериев допустимого риска являются:

отечественное и зарубежное законодательство по безопасности гидротехнических сооружений;

правила и нормы безопасности в области гидротехники;

дополнительные требования специально уполномоченных органов надзора и контроля за безопасностью ГТС;

сведения об имевших место авариях гидротехнических сооружений различных типов и их последствиях;

региональные законодательные и нормативные акты;

соглашение о допустимости риска аварий ГТС между заинтересованными сторонами;

опыт практической деятельности.

4.2. Идентификация опасностей

Идентификация опасностей для конкретного гидротехнического сооружения должна включать следующие основные шаги [12, 22, 74]:

предварительный анализ опасностей ГТС;

разработка перечня возможных нежелательных процессов и событий, приводящих к аварии ГТС;

формирование перечня основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС;

ранжирование основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС по уровню риска для персонала объекта, населения, имущества и окружающей природной среды;

выбор дальнейших направлений деятельности по анализу риска аварий ГТС.

4.2.1. Предварительный анализ опасностей (ПАО) гидротехнического сооружения — первый обязательный шаг идентификации опасностей выполняется с целью выявления опасных элементов и конструкций ГТС и воздействий на них, способных привести к аварии анализируемого сооружения (рис. 3). Это один из наиболее ответственных этапов анализа риска, поскольку не выявленные на этапе ПАО опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения группы специалистов, выполняющих анализ риска аварий ГТС [22, 74, 77].

Смотрите так же:  Льготы по оплате за газ в московской области

4.2.2. Результаты ПАО рекомендуется оформить в виде протокола, содержащего так называемую таблицу результатов предварительного анализа опасностей (табл. 1).

4.2.3. По результатам ПАО разрабатывается перечень возможных нежелательных процессов и событий, приводящих к аварии анализируемого ГТС, — вероятных причин аварий анализируемого гидротехнического сооружения. При разработке указанного перечня следует учитывать тип и класс сооружения, его назначение, условия размещения и эксплуатации, природно-климатические, социально-экономические и экологические факторы, а также сведения об авариях и ЧС, имевших место на аналогичных сооружениях.

4.2.4. На основе анализа вероятных причин аварий ГТС и результатов ПАО разрабатывается перечень основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на анализируемом ГТС, учитывающий особенности гидротехнического сооружения и территории возможного аварийного воздействия (см. рис. 3). Указанный перечень должен быть максимально полным и учитывать по возможности все опасности, способные инициировать аварии ГТС, приводящие к чрезвычайной ситуации. Последнее требование может быть удовлетворено путем обсуждения результатов деятельности группы специалистов, выполняющей анализ риска конкретного ГТС, с экспертами по безопасности ГТС, не участвовавшими в процедуре предварительного анализа опасностей.

Рис. 3. Основные шаги процедуры идентификации опасностей

Примерная форма таблицы результатов предварительного анализа опасностей (ПАО) аварий ГТС

РД 03-418-01 Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ

2-е издание, исправленное и дополненное

Государственное унитарное предприятие
«Научно-технический центр по безопасности в промышленности
Госгортехнадзора России»

России от 10.07.01 № 30

Введены в действие с 01.09.01 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ 1

1 Указанный документ, согласно письму Минюста России от 20.08.01 № 07/8411-ЮД, в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм и носит нормативно-технический характер.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов (далее — Методические указания) устанавливают методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к процедуре и оформлению результатов, а также представляют основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах.

1.2. Методические указания разработаны в соответствии с требованиями и в развитие следующих документов:

Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588);

Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» (принят Государственной думой 12 марта 1999 г.);

Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней ( РД 03-315-99). Утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66, зарегистрированным Минюстом России 07.1 0.99, регистрационный № 1926 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25.10.99 № 43).

1.3. Методические указания предназначены для специалистов организаций, осуществляющих проектирование и эксплуатацию опасных производственных объектов, экспертных и страховых организаций, разработчиков деклараций промышленной безопасности и специалистов в области анализа риска.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящего документа применяются следующие определения:

2.1. Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ).

2.2. Анализ риска аварии процесс идентификации опасностей и оценки риска аварии на опасном производственном объекте для отдельных лиц или групп людей, имущества или окружающей природной среды.

2.3 . Идентификация опасностей аварии процесс выявления и признания , что опасности аварии на опасном производственном объекте существуют, и определения их характеристик.

2.4. Опасность аварии угроза, возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие аварии на опасном производственном объекте. Опасности аварий на опасных производственных объектах связаны с возможностью разрушения сооружений и (или) технических устройств , взрывом и (или) выбросом опасных веществ с последующим причинением ущерба человеку, имуществу и (или) нанесением вреда окружающей природной среде.

2.5. Опасные вещества — воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116 — ФЗ.

2.6. Оценка риска аварии процесс, используемый для определения вероятности (или частоты) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий для здоровья человека, имущества и (или) окружающей природной среды. Оценка риска включает анализ вероятности (или частоты), анализ последствий и их сочетания.

2.7. Приемлемый риск аварии риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск.

2.8. Риск аварии мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основными количественными показателями риска аварии являются:

технический риск — вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования опасного производственного объекта;

индивидуальный риск — частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;

потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) — частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории;

коллективный риск — ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенное время;

социальный риск, или F / N -кривая, — зависимость частоты возникновения событий F , в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N. Характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;

ожидаемый ущерб — математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенное время.

2.9. Требования промышленной безопасности условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ).

2.10. Ущерб от аварии потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в результате аварии на опасном производственном объекте и исчисляемые в денежном эквиваленте.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 . Анализ риска аварий на опасных производственных объектах (далее — анализ риска) является составной частью управления промышленной безопасностью. Анализ риска заключается в систематическом использовании всей доступной информации для идентификации опасностей и оценки риска возможных нежелательных событий.

3.2. Результаты анализа риска используются при декларировании промышленной безопасности опасных производственных объектов, экспертизе промышленной безопасности, обосновании технических решений по обеспечению безопасности, страховании, экономическом анализе безопасности по критериям «стоимость-безопасность-выгода», оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и при других процедурах, связанных с анализом безопасности.

3.3. Настоящие Методические указания являются основой для разработки методических документов (отраслевых методических указаний, рекомендаций, руководств, методик и т.п.) по проведению анализа риска на конкретных опасных производственных объектах.

3.4. Настоящие Методические указания не определяют необходимость, периодичность проведения анализа риска, а также конкретные уровни и критерии приемлемого риска. Конкретные требования к анализу риска, при необходимости, могут уточняться нормативными документами, отражающими специфику опасных производственных объектов.

3.5. Основные задачи анализа риска аварий на опасных производственных объектах заключаются в предоставлении лицам, принимающим решения:

объективной информации о состоянии промышленной безопасности объекта;

сведений о наиболее опасных, «слабых» местах с точки зрения безопасности;

обоснованных рекомендаций по уменьшению риска.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА

4.1. Основные этапы анализа риска

4.1.1 . Процесс проведения анализа риска включает следующие основные этапы:

планирование и организацию работ;

разработку рекомендаций по уменьшению риска.

Содержание и основные требования к каждому этапу анализа риска определены и пп. 4.2- 4.5.

4.1.2. Каждый этап анализа риска следует оформлять в соответствии с требованиями п. 6.

4.2. Планирование и организация работ

4.2.1 . На этапе планирования работ следует:

определить анализируемый опасный производственный объект и дать его общее описание;

описать причины и проблемы, которые вызвали необходимость проведения анализа риска;

подобрать группу исполнителей для проведения анализа риска;

определить и описать источники информации об опасном производственном объекте;

указать ограничения исходных данных, финансовых ресурсов и другие обстоятельства, определяющие глубину, полноту и детальность проводимого анализа риска;

четко определить цели и задачи проводимого анализа риска;

обосновать используемые методы анализа риска;

определить критерии приемлемого риска.

4.2.2. Для обеспечения качества анализа риска следует использовать знание закономерностей возникновения и развития аварий на опасных производственных объектах. Если существуют результаты анализа риска для подобного опасного производственного объекта или аналогичных технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, то их можно применять в качестве исходной информации. Однако при этом следует показать, что объекты и процессы подобны , а имеющиеся отличия не будут вносить значительных изменений в результаты анализа.

4.2.3. Цели и задачи анализа риска могут различаться и конкретизироваться на разных этапах жизненного цикла опасного производственного объекта.

4.2.3.1 . На этапе размещения (обоснования инвестиций или проведения предпроектных работ) или проектирования опасного производственного объекта целью анализа риска, как правило, является:

выявление опасностей и априорная количественная оценка риска с учетом воздействия поражающих факторов аварии на персонал, население, имущество и окружающую природную среду;

обеспечение учета результатов при анализе приемлемости предложенных решений и выборе оптимальных вариантов размещения опасного производственного объекта, применяемых технических устройств, зданий и сооружений опасного производственного объекта, включая особенности окружающей местности, расположение иных объектов и экономическую эффективность;

обеспечение информацией для разработки инструкций, технологического регламента и планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

оценка альтернативных предложений по размещению опасного производственного объекта или техническим решениям.

4.2.3.2. На этапе ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) опасного производственного объекта целью анализа риска могут быть:

выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах функционирования опасного производственного объекта;

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию (выводу из эксплуатации).

4.2.3.3. На этапе эксплуатации или реконструкции опасного производственного объекта целью анализа риска может быть:

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

уточнение информации об основных опасностях и рисках (в том числе при декларировании промышленной безопасности);

разработка рекомендаций по организации деятельности надзорных органов;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

оценка эффекта изменения в организационных структурах, приемах практической работы и технического обслуживания в отношении совершенствования системы управления промышленной безопасностью.

4.2.4. При выборе методов анализа риска следует учитывать цели, задачи анализа, сложность рассматриваемых объектов, наличие необходимых данных и квалификацию привлекаемых для проведения анализа специалистов. Приоритетными в использовании являются методические материалы, согласованные или утвержденные Госгортехнадзором России или иными федеральными органами исполнительной власти.

4.2.5. На этапе планирования выявляются управленческие решения , которые должны быть приняты, а также требующиеся для этого исходные и выходные данные.

4.2.6. Основным требованием к выбору или определению критерия приемлемого риска является его обоснованность и определенность. При этом критерии приемлемого риска могут задаваться нормативной документацией, определяться на этапе планирования анализа риска и (или) в процессе получения результатов анализа. Критерии приемлемого риска следует определять исходя из совокупности условий, включающих определенные требования безопасности и количественные показатели опасности. Условие приемлемости риска может выражаться в виде условий выполнения определенных требований безопасности, в том числе количественных критериев.

Основой для определения критериев приемлемого риска являются:

нормы и правила промышленной безопасности или иные документы по безопасности в анализируемой области;

сведения о происшедших авариях, инцидентах и их последствиях;

опыт практической деятельности;

социально-экономическая выгода от эксплуатации опасного производственного объекта.

4.3. Идентификация опасностей

4.3.1. Основные задачи этапа идентификации опасностей — выявление и четкое описание всех источников опасностей и путей (сценариев) их реализации. Это ответственный этап анализа, так как не выявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения.

4.3.2. При идентификации следует определить, какие элементы, технические устройства, технологические блоки или процессы в технологической системе требуют более серьезного анализа и какие представляют меньший интерес с точки зрения безопасности.

4.3.3. Для идентификации опасностей рекомендуется применять методы, изложенные в п. 5.3.

4.3.4. Результатом идентификации опасностей являются:

перечень нежелательных событий;

описание источников опасности, факторов риска, условий возникновения и развития нежелательных событий (например, сценариев возможных аварий);

предварительные оценки опасности и риска 1 .

1 Например, при идентификации опасностей, при необходимости, могут быть представлены показатели опасности применяемых веществ, оценки последствий для отдельных сценариев аварий и т.п.

4.3.5. Идентификация опасностей завершается также выбором дальнейшего направления деятельности. В качестве вариантов дальнейших действий может быть:

решение прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей или достаточности полученных предварительных оценок 2 ;

2 В этом случае под идентификацией опасностей подразумевается анализ или оценка опасностей.

решение о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска;

выработка предварительных рекомендаций по уменьшению опасностей.

4.4. Оценка риска

4.4.1. Основные задачи этапа оценки риска:

определение частот возникновения инициирующих и всех нежелательных событий;

оценка последствий возникновения нежелательных событий;

обобщение оценок риска.

4.4.2. Для определения частоты нежелательных событий рекомендуется использовать:

статистические данные по аварийности и надежности технологической системы, соответствующие специфике опасного производственного объекта или виду деятельности;

логические методы анализа «деревьев событий», «деревьев отказов», имитационные модели возникновения аварий в человекомашинной системе;

экспертные оценки путем учета мнения специалистов в данной области.

4.4.3. Оценка последствий включает анализ возможных воздействий на людей, имущество и (или) окружающую природную среду. Для оценки последствий необходимо оценить физические эффекты нежелательных событий (отказы, разрушения технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ и т.д.), уточнить объекты, которые могут быть подвергнуты опасности. При анализе последствий аварий необходимо использовать модели аварийных процессов и критерии поражения, разрушения изучаемых объектов воздействия, учитывать ограничения применяемых моделей. Следует также учитывать и, по возможности, выявлять связь масштабов последствий с частотой их возникновения.

Смотрите так же:  Форма залога с передачей не в собственность а в держание

4.4.4. Обобщенная оценка риска (или степень риска) аварий должна отражать состояние промышленной безопасности с учетом показателей риска от всех нежелательных событий, которые могут произойти на опасном производственном объекте, и основываться на результатах:

интегрирования показателей рисков всех нежелательных событий (сценариев аварий) с учетом их взаимного влияния;

анализа неопределенности и точности полученных результатов;

анализа соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности и критериям приемлемого риска.

При обобщении оценок риска следует, по возможности, проанализировать неопределенность и точность полученных результатов. Имеется много неопределенностей, связанных с оценкой риска. Как правило, основными источниками неопределенностей являются неполнота информации по надежности оборудования и человеческим ошибкам, принимаемые предположения и допущения используемых моделей аварийного процесса. Чтобы правильно интерпретировать результаты оценки риска, необходимо понимать характер неопределенностей и их причины. Источники неопределенности следует идентифицировать (например, «человеческий фактор»), оценить и представить в результатах.

4.5. Разработка рекомендаций по уменьшению риска

4.5.1. Разработка рекомендаций по уменьшению риска является заключительным этапом анализа риска. В рекомендациях представляются обоснованные меры по уменьшению риска, основанные на результатах оценок риска.

4.5.2. Меры по уменьшению риска могут носить технический и (или) организационный характер. При выборе мер решающее значение имеет общая оценка действенности и надежности мер, оказывающих влияние на риск, а также размер затрат на их реализацию.

4.5.3. На стадии эксплуатации опасного производственного объекта организационные меры могут компенсировать ограниченные возможности для принятия крупных технических мер по уменьшению риска.

4.5.4. При разработке мер по уменьшению риска необходимо учитывать, что вследствие возможной ограниченности ресурсов в первую очередь должны разрабатываться простейшие и связанные с наименьшими затратами рекомендации, а также меры на перспективу.

4.5.5. В большинстве случаев первоочередными мерами обеспечения безопасности, как правило, являются меры предупреждения аварии. Выбор планируемых для внедрения мер безопасности имеет следующие приоритеты:

меры по уменьшению вероятности возникновения аварийной ситуации, включающие:

меры по уменьшению вероятности возникновения инцидента,

меры по уменьшению вероятности перерастания инцидента в аварийную ситуацию,

меры по уменьшению тяжести последствий аварии, которые, в свою очередь, имеют следующие приоритеты:

меры, предусматриваемые при проектировании опасного объекта (например, выбор несущих конструкций, запорной арматуры),

меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля (например, применение газоанализаторов),

меры, касающиеся готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварий.

4.5.6. При необходимости обоснования и оценки эффективности предлагаемых мер по уменьшению риска рекомендуется придерживаться двух альтернативных целей их оптимизации:

при заданных средствах обеспечить максимальное снижение риска эксплуатации опасного производственного объекта;

при минимальных затратах обеспечить снижение риска до приемлемого уровня.

4.5.7. Для определения приоритетности выполнения мер по уменьшению риска в условиях заданных средств или ограниченности ресурсов следует:

определить совокупность мер, которые могут быть реализованы при заданных объемах финансирования;

ранжировать эти меры по показателю «эффективность-затраты»;

обосновать и оценить эффективность предлагаемых мер.

5. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА

5.1 . При выборе методов проведения анализа риска необходимо учитывать этапы функционирования объекта (проектирование, эксплуатация и т.д.), цели анализа, критерии приемлемого риска, тип анализируемого опасного производственного объекта и характер опасности, наличие ресурсов для проведения анализа, опыт и квалификацию исполнителей, наличие необходимой информации и другие факторы.

Так, на стадии идентификации опасностей и предварительных оценок риска 1 рекомендуется применять методы качественного анализа и оценки риска, опирающиеся на продуманную процедуру, специальные вспомогательные средства (анкеты, бланки, опросные листы, инструкции) и практический опыт исполнителей.

1 Эта стадия может именоваться анализом опасностей.

Практика показывает, что использование сложных количественных методов анализа риска зачастую дает значения показателей риска, точность которых для сложных технических систем невелика. В связи с этим проведение полной количественной оценки риска более эффективно для сравнения источников опасностей или различных вариантов мер безопасности (например, при размещении объекта), чем для составления заключения о степени безопасности объекта. Однако количественные методы оценки риска всегда очень полезны, а в некоторых ситуациях и единственно допустимы, в частности для сравнения опасностей различной природы, оценки последствий крупных аварий или для иллюстрации результатов.

Обеспечение необходимой информацией является важным условием проведения оценки риска. Вследствие недостатка статистических данных на практике рекомендуется использовать экспертные оценки и методы ранжирования риска, основанные на упрощенных методах количественного анализа риска. В этих подходах рассматриваемые события или элементы обычно разбиваются по величине вероятности, тяжести последствий и риска на несколько групп (или категорий, рангов), например, с высоким, промежуточным, низким или незначительным уровнем риска. При таком подходе высокий уровень риска может считаться (в зависимости от специфики объекта) неприемлемым (или требующим особого рассмотрения), промежуточный уровень риска требует выполнения программы работ по уменьшению уровня риска, низкий уровень считается приемлемым, а незначительный вообще может не рассматриваться (подробнее см. приложение 2).

5.2. При выборе и применении методов анализа риска рекомендуется придерживаться следующих требований:

метод должен быть научно обоснован и соответствовать рассматриваемым опасностям;

метод должен давать результаты в виде, позволяющем лучше понять формы реализации опасностей и наметить пути снижения риска;

метод должен быть повторяемым и проверяемым.

5.3. На стадии идентификации опасностей рекомендуется использовать один или несколько из перечисленных ниже методов анализа риска:

анализ опасности и работоспособности;

анализ видов и последствий отказов;

анализ «дерева отказов»;

анализ «дерева событий»;

соответствующие эквивалентные методы.

Краткие сведения о методах анализа риска и рекомендации по их применению представлены в приложении 2.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА РИСКА

6.1. Результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе.

6.2. Процесс анализа риска следует документировать. Объем и форма отчета с результатами анализа зависят от целей проведенного анализа риска. В отчет рекомендуется включать (если иное не определено нормативными правовыми документами, например документами по оформлению деклараций промышленной безопасности):

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

задачи и цели проведенного анализа риска;

описание анализируемого опасного производственного объекта;

методологию анализа, исходные предположения и ограничения, определяющие пределы анализа риска;

описание используемых методов анализа, моделей аварийных процессов и обоснование их применения;

исходные данные и их источники, в том числе данные по аварийности и надежности оборудования;

результаты идентификации опасности; результаты оценки риска;

анализ неопределенностей результатов оценки риска; обобщение оценок риска, в том числе с указанием наиболее «слабых» мест;

рекомендации по уменьшению риска;

перечень используемых источников информации.

ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА

Всесторонняя оценка риска аварий основывается на анализе причин (отказы технических устройств, ошибки персонала, внешние воздействия) возникновения и условий развития аварий, поражения производственного персонала, населения, причинения ущерба имуществу эксплуатирующей организации или третьим лицам, вреда окружающей природной среде. Чтобы подчеркнуть, что речь идет об «измеряемой» величине, используется понятие «степень риска» или «уровень риска». Степень риска аварий на опасном производственном объекте, эксплуатация которого связана со множеством опасностей, определяется на основе учета соответствующих показателей риска. В общем случае показатели риска выражаются в виде сочетания (комбинации) вероятности (или частоты) и тяжести последствий рассматриваемых нежелательных событий.

Ниже даны краткие характеристики основных количественных показателей риска.

1. При анализе опасностей, связанных с отказами технических устройств, выделяют технический риск , показатели которого определяются соответствующими методами теории надежности.

2. Одной из наиболее часто употребляющихся характеристик опасности является индивидуальный риск — частота поражения отдельного индивидуума (человека) в результате воздействия исследуемых факторов опасности. В общем случае количественно (численно) индивидуальный риск выражается отношением числа пострадавших людей к общему числу рискующих за определенный период времени. При расчете распределения риска по территории вокруг объекта (картировании риска) индивидуальный риск определяется потенциальным территориальным риском (см. ниже) и вероятностью нахождения человека в районе возможного действия опасных факторов. Индивидуальный риск во многом определяется квалификацией и готовностью индивидуума к действиям в опасной ситуации, его защищенностью. Индивидуальный риск, как правило, следует определять не для каждого человека, а для групп людей, характеризующихся примерно одинаковым временем пребывания в различных опасных зонах и использующих одинаковые средства защиты. Рекомендуется оценивать индивидуальный риск отдельно для персонала объекта и для населения прилегающей территории или, при необходимости, для более узких групп, например для рабочих различных специальностей.

3. Другим комплексным показателем риска, характеризующим пространственное распределение опасности по объекту и близлежащей территории, является потенциальный территориальный риск — частота реализации поражающих факторов в рассматриваемой точке территории. Потенциальный территориальный, или потенциальный, риск не зависит от факта нахождения объекта воздействия (например, человека) в данном месте пространства. Предполагается, что условная вероятность нахождения объекта воздействия равна 1 (т.е. человек находится в данной точке пространства в течение всего рассматриваемого промежутка времени). Потенциальный риск не зависит от того, находится ли опасный объект в многолюдном или пустынном месте и может меняться в широком интервале. Потенциальный риск, в соответствии с названием, выражает собой потенциал максимально возможной опасности для конкретных объектов воздействия (реципиентов), находящихся в данной точке пространства. Как правило, потенциальный риск оказывается промежуточной мерой опасности, используемой для оценки социального и индивидуального риска при крупных авариях. Распределения потенциального риска и населения в исследуемом районе позволяют получить количественную оценку социального риска для населения. Для этого нужно рассчитать количество пораженных при каждом сценарии от каждого источника опасности и затем определить частоту событий F , при которой может пострадать на том или ином уровне N и более человек.

4. Социальный риск характеризует масштаб и вероятность (частоту) аварий и определяется функцией распределения потерь (ущерба), у которой есть установившееся название — F / N кривая 1 . В общем случае в зависимости от задач анализа под N можно понимать и общее число пострадавших, и число смертельно травмированных или другой показатель тяжести последствий. Соответственно критерий приемлемого риска будет определяться уже не числом для отдельного события, а кривой, построенной для различных сценариев аварии с учетом их вероятности. В настоящее время общераспространенным подходом для определения приемлемости риска является использование двух кривых, когда, например, в логарифмических координатах определены F / N -кривые приемлемого и неприемлемого риска смертельного травмирования. Область между этими кривыми определяет промежуточную степень риска, вопрос о снижении которой следует решать, исходя из специфики производства и региональных условий.

1 В зарубежных работах — кривая Фармера.

5. Другой количественной интегральной мерой опасности объекта является коллективный риск , определяющий ожидаемое количество пострадавших в результате аварий на объекте за определенное время.

6. Для целей экономического регулирования промышленной безопасности и страхования важным является такой показатель риска, как статистически ожидаемый ущерб в стоимостных или натуральных показателях.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА РИСКА

Ниже представлена краткая характеристика основных методов, рекомендуемых для проведения анализа риска.

1. Методы проверочного листа и «Что будет, если. » или их комбинация относятся к группе методов качественных оценок опасности, основанных на изучении соответствия условий эксплуатации объекта или проекта требованиям промышленной безопасности.

Результатом проверочного листа является перечень вопросов и ответов о соответствии опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности и указания по их обеспечению. Метод проверочного листа отличается от «Что будет, если. » более обширным представлением исходной информации и представлением результатов о последствиях нарушений безопасности.

Эти методы наиболее просты (особенно при обеспечении их вспомогательными формами, унифицированными бланками, облегчающими на практике проведение анализа и представление результатов), нетрудоемки (результаты могут быть получены одним специалистом в течение одного дня) и наиболее эффективны при исследовании безопасности объектов с известной технологией.

2. Анализ видов и последствий отказов (АВПО) применяется для качественного анализа опасности рассматриваемой технической системы 1 . Существенной чертой этого метода является рассмотрение каждого аппарата (установки, блока, изделия) или составной части системы (элемента) на предмет того, как он стал неисправным (вид и причина отказа) и какое было бы воздействие отказа на техническую систему.

1 Под технической системой, в зависимости от целей анализа, могут пониматься как совокупность технических устройств, так и отдельные технические устройства или их элементы.

Анализ видов и последствий отказа можно расширить до количественного анализа видов, последствий и критичности отказов (АВПКО). В этом случае каждый вид отказа ранжируется с учетом двух составляющих критичности — вероятности (или частоты) и тяжести последствий отказа. Определение параметров критичности необходимо для выработки рекомендаций и приоритетности мер безопасности.

Результаты анализа представляются в виде таблиц с перечнем оборудования, видов и причин возможных отказов, с частотой, последствиями, критичностью, средствами обнаружения неисправности (сигнализаторы, приборы контроля и т.п.) и рекомендациями по уменьшению опасности.

Систему классификации отказов по критериям вероятности-тяжести последствий следует конкретизировать для каждого объекта или технического устройства с учетом его специфики.

Ниже (табл. 1) в качестве примера приведены показатели (индексы) уровня и критерии критичности по вероятности и тяжести последствий отказа. Для анализа выделены четыре группы, которым может быть нанесен ущерб от отказа: персонал, население, имущество (оборудование, сооружения, здания, продукция и т.п.), окружающая среда.

В табл. 1 применены следующие варианты критериев:

критерии отказов по тяжести последствий: катастрофический отказ — приводит к смерти людей, существенному ущербу имуществу, наносит невосполнимый ущерб окружающей среде; критический (некритический) отказ — угрожает (не угрожает) жизни людей, приводит (не приводит) к существенному ущербу имуществу, окружающей среде; отказ с пренебрежимо малыми последствиями — отказ, не относящийся по своим последствиям ни к одной из первых трех категорий;

категории (критичность) отказов: А — обязателен количественный анализ риска или требуются особые меры обеспечения безопасности; В — желателен количественный анализ риска или требуется принятие определенных мер безопасности; С — рекомендуется проведение качественного анализа опасностей или принятие некоторых мер безопасности; D — анализ и принятие специальных (дополнительных) мер безопасности не требуются.

Матрица «вероятность-тяжесть последствий»

Требования к проведению анализа риска