Требования к личности учителя по ушинскому

Как утверждает народная пословица: «Учитель создает общество и нацию». В данном мудром высказывании сохраняется справедливость и отображается социальный и гуманитарный смысл труда педагога. В реальности учитель находится у истоков в развитии производственных сил любого государства, его социального прогресса и творческого потенциала. Без педагога не может быть политика, ученого, героя или поэта. Большинство людей на планете разделяются на учителей и учеников. При этом необходимо отметить, что каждый может быть и учеником, и учителем. В наше время профессия педагога – одна из наиболее массовых. Давно замечено, что массовые профессии не могут быть престижными. Работа учителя кажется с одной стороны обычной, иногда даже банальной. Однако в реальности эта профессия уникальна. В качестве доказательства выступает память, сохраняющая на всю жизнь образы любимых учителей. Высокое обозначение профессии учителя предъявляет к его личности такие же высокие требования. Об этом говорилось и педагогами прошлого, и современниками. Последнее время появились активные поиски путей реорганизации педагогического образования в 21 веке. Возникли новые теории, которые имеют прямое отношение к обновлению профессиональной подготовки педагога. Так, например, необходимо обратить внимание на теорию становления и развития профессионализма учителя, целостности педагогического процесса, инновационности деятельности, субъектности и саморазвития личности учителя. Помимо всего прочего, анализируя мировые тенденции в среде образования, а именно профессионально-педагогические, выдвигаются свидетельства в необходимости предъявления самых высоких требований к личностным качествам учителя. Новый этап педагогической мысли в стране обуславливает необходимость обращения к истокам отечественной педагогики, для того чтобы осмыслить ее идеалы, духовные и культурные ценности, для уточнения и углубления вклада в ее развитие прогрессивных ученых второй половины 19 века, а именно, основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского. Необходимо отметить тот факт, что длительное время игнорировались гуманные общечеловеческие ценности и основы воспитания личности, выработанные К.Д.Ушинским. учитывая все вышесказанное, становится актуальным новое видение и прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, духовного, нравственного воспитания и его видения личности учителя. Все это указывает на актуальность и важность выбранной темы. Объект исследования – система взглядов К.Д. Ушинского на учителя и его становление как личности. Предметом работы является учитель и его значимость в нынешней системе образования. Целью данного исследования является рассмотрение теории К.Д. Ушинского о личности учителя, осмысление идеалов, духовных и культурных ценностей и их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах. Для того чтобы достичь поставленной цели исследования, следует решить такие задачи: 1. Проанализировать литературу по выбранной тематике; 2. Рассмотреть К.Д. Ушинского в качестве личности и учителя; 3. Раскрыть основную теорию педагога и его видение личности учителя и его подготовки; 4. Изучить основные проблемы образования в наше время в разрезе теории Ушинского о личности учителя. Особенности формирования современных процессов и социокультурной реформации приводят образование в центр понимания реальности и перспективы общества в виде главного фактора, которое обеспечивает нужное обновление уклада жизни и формирование демократического общества. В связи с этим учителю отводится главная роль в новой цивилизации. Осуществление этой роли реально только в результате формирования новой парадигмы деятельности учителя. Необходимо пересматривать образовательные ценности и системы, которые отвечают насущным потребностям человечества, формировать новую личность учителя. В особенно сложные периоды исторического формирования прогрессивные силы общества учитывали всю значимость профессии учителя, считают жизненно важным решить все вопросы его подготовки, что и является гипотезой данного исследования. Основные методы работы – теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение и классификация фактов. Структура работы составляет: 30 страниц. Исследование состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы и выводы к ним, заключения и библиографии.

Изучив в современных моделях социальный заказ на роль педагога-профессионала своего дела и ставя перед собой главную задачу отследить генезис развития профессионализма педагога в разных временных периодах, определить важные требования к личности педагога как профессионала, можно сделать вывод, что К.Д. Ушинский в своих литературных трудах наиболее четко дал определение роли учителя в образовательном учреждении. Он высказал свое видение народного учителя, его личности для наиболее плодотворного сотрудничества с учениками. Ученый особенно подчеркивал важные черты личности педагога, необходимые для работы в воспитательной и образовательной сферах. Следовательно, в нашем исследовании была достигнута основная цель, а именно – рассмотрена теория К.Д. Ушинского о личности учителя, осмыслены идеалы, духовные и культурные ценности и их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах. В процессе работы были выполнены следующие задачи: 1. Рассмотрены и проанализированы труды классика педагогики К.Д. Ушинского, разрабатывающего концепцию профессионально-педагогической подготовки педагога; 2. Изучена деятельность Ушинского как личности и в качестве педагога; 3. Проанализированы его идеи народного воспитания, которые послужили базой для организации и создания оригинальной русской педагогики; 4. Раскрыта теория педагога и его взгляды на личность учителя-воспитателя, а также на его подготовку; 5. Проблемы и вопросы образования, появившиеся сегодня в стране, могут объясняться теорией развития образования по размышлениям К.Д. Ушинского; 6. Литературное наследство ученого невозможно полностью оценить, т.к. он представляет теории обучения, образования и развития, которые актуальны и сейчас; 7. Он внес огромный вклад в развитие мировой педагогики как науки. Большинство педагогических высказываний К.Д. Ушинского были отзывами на особенно острые вопросы его современности, критикой плохого состояния образовательно-воспитательной работы в школах и семьях. Он предложил свои взгляды на улучшение педагогической деятельности. Творчество Ушинского полностью соответствовало образовавшимся потребностям в преобразовании системы образования России, подчинялось решению главных социально-педагогических задач эпохи. Многие его идеи остаются актуальными и сейчас.

1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. — М., Педагогика. 1974 г., — 144с. 2. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского //Педагогика. № 4.– 2004 г. – С. 12 – 22. 3. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. — Т. 2. – 450 с. 4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. — Т. 2. – 358 с. 5. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Избр. пед. соч. – Т.1 – М.: Учпедгиз, 1953. – 638 с. 6. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч. – Т.1 – М.: Учпедгиз, 1953. – 638 с. 7. Щукин А.Н. Ушинский К.Д. // Самые знаменитые люди России. – М.: Вече т.2: Н-я, 1999. – 530 с.

Требования к личности учителя по ушинскому

Требования к личности педагога. Специфика взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса

Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее — детей — самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.
Высокий моральный облик — необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», — подчеркивал К. Д. Ушинский.
Необходимый арсенал качеств личности учителя — ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, «учителями должны быть люди. честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим».
Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя — любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде — педагогические способности.

Таблица 8
Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой)
Гностические
способности Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей.
Проектировочные способности Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность.
Конструктивные способности Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Коммуникативные способности Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия.
Организаторские способности Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию.
Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).
Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.
Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует их развитие — профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.
Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.

А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) советует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:
— если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;
— если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;
— если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;
— если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;
— если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер.
Противопоказания педагогической деятельности:
— не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;
— неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми;
— серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Специфика взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами по работе
Педагогическое взаимодействие — это специально организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущностью педагогического взаимодействия являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.

Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.):
Таблица 9
Тип взаимодействия Характеристика
Сотрудничество Это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.
Диалог Диалог в отличие от сотрудничества не предполагает постановку общей цели совместной деятельности, однако обладает большим воспитательным потенциалом: диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию.
Условия эффективности диалога — открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу.
Опека Это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие — как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне-потребительская позиция.
Подавление Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних — пассивность, приспособление, неуверенность, у других — деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.
Индифферентность (безразличие) Характерны нейтральные формальные отношения. Главный путь перехода к более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных положительных переживаний. Этот тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений.
Конфронтация Это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога — найти способы перехода к диалогу, соглашению.
Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна сторона поступается своими интересами), соглашение (взаимные уступки), сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).

Все типы взаимодействия взаимосвязаны: большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.
Все системы взаимодействия (между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями, между учителями) взаимосвязаны, влияют друг на друга. Определяющую роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников, педагогов и родителей зависит от характера отношений в педагогическом коллективе.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, основу которой составляют общительность (устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты) и уровень нравственной воспитанности педагога (проявление такта, внимание к мнению и предложению другой стороны, уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие).

Смотрите так же:  Административная ответственность учебники 2018

К.Д. Ушинский о личности учителя и его подготовке

Изучение педагогических трудов К.Д. Ушинского. Характеристика деятельности К.Д. Ушинского как личности и педагога. Анализ идеи народного воспитания – основы для создания оригинальной русской педагогики, взглядов на личность учителя и его подготовку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра педагогики и менеджмента в образовании

К.Д. Ушинский о личности учителя и его подготовке

ФФКС, 2 курс, ОЗО

ГЛАВА I. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПЕДАГОГ

1.1 Краткая биография К.Д. Ушинского

1.2 Демократическая направленность педагогической системы великого русского педагога К.Д. Ушинского

1.3Ушинский о педагогике, как науке и искусстве

Выводы по главе I

ГЛАВА II. К.Д. УШИНСКИЙ О НАРОДНОМ УЧИТЕЛЕ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ

2.1 Проблемы личности педагога и его подготовки в системе образования, назревшие на сегодняшний день в России

2.2К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

2.3Роль учителя в обучении и воспитании

2.4 О пользе педагогической литературы

Выводы по главе II

Список использованных источников

ушинский воспитание народный

Народная мудрость гласит: «Учитель творит нацию и общество». В этом древнем и мудром изречении, сохранившем справедливость и в наши дни, состоит социальный и гуманистический смысл педагогического труда.

По сути, учитель стоит у истоков развития производственных сил страны, ее социального прогресса и творческого потенциала. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профессия учителя является одной из массовых, также давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия педагога кажется на первый взгляд обычной и даже банальной. Но на самом деле она уникальна, доказательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей. Высокое предназначение профессии учителя предъявляет к его личности столь же высокие требования. Об этом говорили как выдающие педагоги прошлого, так и наши современники.

Последние десятилетия характеризуются активными поисками путей реорганизации педагогического образования в свете XXI века. Появились новые теории, имеющие прямое отношение к обновлению профессиональной подготовки и переподготовки учителя, например, теории становления и развития профессионализма учителя, целостного педагогического процесса; инновационной деятельности, гуманистической педагогики, педагогического творчества и мастерства, ценностного подхода к обучению и воспитанию; субъектности и саморазвития личности педагога, разработки педагогических систем и педагогических технологий, моделирования образовательно-воспитательных систем, личности и труда педагога-воспитателя в отечественной и зарубежной педагогике; новые направления исследования системы непрерывного педагогического образования, высшего педагогического образования и профессиональной подготовки учителя. Кроме того, анализ мировых тенденций в области образования, в частности профессионально-педагогического, свидетельствует о необходимости предъявления более высоких требований как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам педагога.

Все это доказывает актуальность и востребованность данной темы.

Цель работы — рассмотреть теорию К.Д. Ушинского, осмыслить идеалы, духовные и культурные ценности, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в развитие отечественной педагогики прогрессивных деятелей второй половины XIX века, а именно основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871). Именно сейчас становится актуальным новое прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть Константина Дмитриевича Ушинского как личность и педагога

3. Раскрыть теорию К.Д. Ушинского и его взгляды на личность учителя и его подготовку.

4. Изучить проблемы образования, назревшие на сегодняшний день в России.

Особенности течения современных модернизационных процессов и социокультурной реформации вводят образование в центр осмысления реальностей и перспектив российского общества в качестве основного фактора, обеспечивающего необходимое обновление уклада жизни и становления демократического общества.

Именно педагогу принадлежит в новой цивилизации ведущая роль. Осуществление этой миссии возможно лишь в результате формирования новой парадигмы педагогической деятельности. Предстоит пересмотреть образовательные ценности и сконструировать системы, отвечающие насущным потребностям человечества, сформировать нового учителя. В сложные периоды исторического развития прогрессивные силы общества, понимая всю значимость учительства, считали жизненно необходимым решать вопросы его подготовки.

Объектом работы является система взглядов К.Д. Ушинского на педагога и его становление.

Предметом исследования в работе является педагог и его значимость в существующей системе образования.

Основными методами исследования были: теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, классификация и обобщение фактов.

ГЛАВА I. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПЕДАГОГ

1.1 Краткая биография К.Д. Ушинского

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш первый народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт. Глинка — наш народный композитор».

После окончания юридического факультета Московского университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора «камеральных наук» (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости» и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. «Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, — пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, — были его первыми литературными выступлениями. В них достаточно ярко отразились его общественно — политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения».

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. «Не покидайте нас, — писали студенты Ушинскому. — Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами». Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском «Современнике», преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно — педагогической деятельности. «Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, — писал он, — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет

1.2 Демократическая направленность педагогической системы великого русского педагога К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский — теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир», которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский — историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания» (I ч. — 1867 г., II ч. — 1869 г.).

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

Ушинский — просветитель-демократ, его лозунг — пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». (О пользе педагогической литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

— воспитание должно быть самобытным, национальным;

— дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

— народ определяет содержание и характер воспитания;

— все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

— воспитание женщин наравне с мужчинами;

— подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.

Гимном родному языку является статья Ушинского «Родное слово», написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык — самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

— принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.

— принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народного образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта — «теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли». Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику «искусством воспитания». В педагогической деятельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что «Воспитатель — есть художник, воспитанник — художественное произведение, школа — мастерская.

Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что «передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт».

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

Смотрите так же:  Судебная практика по регистрации прав на недвижимое имущество

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он показывает, что труд — это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития — физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у него «жажду серьёзного труда», формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент.

«Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого -подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания. могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком».

Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

— формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

— развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;

— воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений.

В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей, личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная атмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Эту идею более конкретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог В.А. Сухомлинский.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем.

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать, прежде всего, изучение родного языка, так как «родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. «, даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из «великих наставников человечества», не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения — развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель — приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что «рассудок развивается только в реальных знаниях. и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание». Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: первая ступень — познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая — познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний — закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.

В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами — синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ». По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основных условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что «чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей». Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности.

Ушинский написал для начальной школы учебные книги: «Родное слово» и «Детский мир», в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.

К.Д. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы — самая доступная и самая полезная логика для детей, и она — «великий наставник человечества».

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: «Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории».

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. «Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора». В 1961 году Ушинский пишет большую работу «Проект учительской семинарии», в которой излагает систему подготовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время.

1.3 Ушинский о педагогике, как науке и искусстве

В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика — не наука, а искусство».

В конце 19 века нередко можно было услышать суждения, будто ни кто другой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой. Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно.

К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым.

Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…»

Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета».

В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности в решении вопроса о педагогике как науке или искусстве.

Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания — с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики — совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

Официальной педагогике, которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности.

Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях».

К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты».

К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.

Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Смотрите так же:  Образец заявления на отпуск за свой счет в связи с сессией

Выводы по главе I:

1 К.Д. Ушинский объяснил и обосновал многие фундаментальные положения педагогической науки.

2 К.Д. Ушинским дана типология уроков, которая применима до сих пор.

3 К.Д. Ушинский доказал, что педагогика открывая факты и законы, занимается разработкой их приложения и практической деятельности.

4 Прогрессивная научно-педагогическая и литературная деятельность К.Д. Ушинского была враждебна чиновникам, но была понятна непосредственным участникам образовательного процесса и актуальна до сих пор.

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПОДГОТОВКА

2.1 Проблемы личности педагога и его подготовки в системе образования, назревшие на сегодняшний день в России

Специфика педагогической деятельности состоит в том, что новые идеи проявляются опосредованно, через присущие каждому периоду особенности, затрагивающие образовательные ценности (систему целеполагания, структуру, содержание, методы и инфраструктуру образования). В этом отношении для нашего времени характерны феномены развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и профильно-дифференцированной организации учебного процесса.

Парадоксальность современной ситуации в том, что педагогическое сознание воспринимает тенденции развития образования в отдельных, фрагментарных феноменах-инновациях.

Логика и структура учительской профессии пока ещё остаются в основном в рамках индустриально-просветительской парадигмы мышления, когда упор делается на предметно-расчленённое восприятие мира, узкую специализацию и гипертрофированную технологизацию деятельности, когда операционно-процессуальные аспекты превалируют над сущностными, культурными.

В этом отношении характерны требования образовательных стандартов к уровню подготовки педагогов. Специалист осознаёт личностную и социальную значимость своей профессии, обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности.

Далее все требования к учителю формулируются в категориях «знает», «умеет», «владеет», «обладает», которые никак не создают философскую и культурологическую конструкцию современной педагогической профессии, ориентированной на адекватное отражение в образовательной практике парадигмы научной картины мира с её фундаментальными принципами антропоцентризма, вариативности социально-исторических перспектив и их зависимости от культуры.

2.2 К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

Миссия учителя не может заключаться лишь в фиксации на знаниевом уровне происходящих радикальных перемен. Педагог должен их отражать и в содержании образования, и в системе целеполагания учебного процесса, и в методах его организации, поскольку образование по сути является универсальной формой деятельности.

Поэтому концепция его подготовки должна быть пересмотрена в сторону фундаментализации профессионального образования за счёт введения новых дисциплин и постижения прошлого, в том числе наследия К.Д. Ушинского, оказывающего огромное влияние на современное педагогическое сознание и отечественное педагогическое образование. Богатейшее наследие К.Д. Ушинского может и должно широко использоваться при подготовке педагога, потому что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», — как утверждал великий педагог.

Успех педагога во многом зависит от точного ощущения исторического и культурного времени. Задача образования — не только обогатить будущего учителя сведениями о культуре, но и помочь человеку обрести себя в ней, сформировать собственное культурное самосознание, отношение к миру, культурам, отношение к себе и другим и т.д. Смысловую задачу обучения не стоит сводить лишь к познанию действительности, а необходимо акцентировать внимание на её преобразовании и развитии, на «я-участии» в культурно-цивилизационном процессе.

Говоря о личности педагога, К.Д. Ушинский имел в виду его индивидуальность, его сложившийся характер. Никакие уставы и программы, никакие устройства учебно-воспитательного заведения, как бы хитро ни были придуманы, не могут заменить личности в деле воспитания. «Воспитательное влияние есть влияние развитого характера на характер формирующийся, а характер — есть личность человека».

В отличие от других классиков педагогики К.Д. Ушинский не стремился выработать определённую систему путей и средств, к которым педагог должен обратиться в своей практической деятельности. Он не разрабатывал такого перечня, а выводил средства воспитания и развития из самой природы ребёнка, его деятельной сущности, из той реальной окружающей среды, которая даёт пищу для его ума, обогащает мир чувств, влияет на его становление, поэтому он указывал на два основных фактора, определяющих воспитательные средства, — свободная инициативная деятельность ребёнка и среда: «. всякая человеческая душа требует деятельности и, смотря по роду той деятельности, которую даёт ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, — такое направление примет и её развитие».

К.Д. Ушинский действительно искал решение вопроса в самих основах деятельности школы, в самой постановке учебно-воспитательной работы, которая должна исключить поиски каких-то внешних специальных средств. Он считал, что воспитывает ребёнка та деятельность, которая доставляет ему радость, которая оказывает положительное нравственное влияние на него, которая гармонично развивает умственные и физические способности. К.Д. Ушинский рассматривал воспитывающую деятельность в неразрывной связи со свободой, самостоятельностью и инициативой ребёнка. «Стремление к деятельности и стремление к свободе так тесно связаны, что одно без другого существовать не может».

Он искал такую основу работы, которая сама по себе гарантирует правильную постановку воспитания, и выделил два основания — дух учреждения, с одной стороны, и личности педагога — с другой. При нарушении этой основы никакие внешние пути и средства не действительны.

Придавая большое значение единству воспитательной системы, Ушинский считал, что это единство может быть обеспечено твёрдыми принципами и традициями в воспитании, определённостью и строгостью требований к воспитаннику, атмосферой учебно-воспитательного заведения. А всё это в конечном счёте зависит от личности учителя-воспитателя, его морального облика, его поведения, которое является примером и образцом для его воспитанников.

С личностью учителя связана другая основа — дух заведения. Именно от личности педагога зависят тот или иной характер, стиль и направление учреждения, господствующие в нём дух и атмосфера. Педагог сообщает определённое лицо учреждению.

Дух заведения живёт ни в стенах, ни на бумаге, но в характере большинства воспитателей и отсюда уже переходит в характер воспитанников.

Все отдельные средства воспитательного воздействия, взятые сами по себе, малозначительны. Они приобретают своё значение, свою силу, только преломляясь в личности воспитателя. Все отдельные воспитательные мероприятия, «не согретые теплотой его (педагога) личного убеждения», мертвы и не имеют значения. Воспитатель со слабым характером, с неустановившимися и переменчивыми взглядами, требованиями и образом мыслей не может воспитать сильного характера в воспитаннике, и это положение необходимо помнить при подготовке современного и будущего учителя.

Конечно, в плане подготовки учителя велика роль главного научного труда К.Д. Ушинского — «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Мне бы хотелось вспомнить, что К.Д. Ушинский, выполняя скромное задание, — создать учебник педагогики для подготовки учителей — расширил его до научного рассмотрения человека как такового со всех сторон. В своей работе он писал: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами. Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях. педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей. Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно. «.

Последующее утверждение К.Д. Ушинского должно побудить нас (и тех, кто учит, и тех, кто будет учить) понять, что воспитание должно дать и привычку к труду, потому что серьёзный труд всегда тяжёл. на долю воспитанника должно доставаться ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Наставник должен лишь помогать воспитаннику бороться, не учить, а помогать учиться.

Эта важнейшая идея и сегодняшнего образования была не просто высказана, а обстоятельно обдумана К.Д. Ушинским, который поставил актуальный и сейчас вопрос о структуре урока, о недопустимости его универсальной формы, о необходимости такого его построения, которое бы обеспечило усвоение всеми учащимися основного учебного материала.

К.Д. Ушинский, говоря об активности, самостоятельности, имел в виду личность в целом, хотя умственной активности в ней он уделял видное место. Говоря о самостоятельности и активности, педагог имел в виду выработку определённой личности, которая умеет сама разобраться в окружающей её обстановке, самостоятельно действовать в ней, самостоятельно работать над своим ростом, своим образованием и развитием. Поэтому задача школы, по мнению К.Д. Ушинского: «Пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить привычку к ней; направлять деятельность ребёнка, помогая ей, где необходимо, и оставляя её действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

2.3 Роль учителя в обучении и воспитании

Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

С одной стороны — это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель — жизнь «со всеми её безобразными случайностями». Он подчёркивал, что стоит только отстранить «пагубные обстоятельства», создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера — это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: «Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?» И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис — «воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание». Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог «никогда не станет хорошим воспитателем-практиком. «. Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, «каков он есть в действительности, со всеми его слабостями. «.

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

2.4 О пользе педагогической литературы

Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни.

Но могут еще заметить нам, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель — методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но, во-первых, как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений; а во-вторых, мы должны сказать, что в отношении общественных заведений под именем педагогов мы никак не разумеем одних преподавателей и ближайших воспитателей (гувернеров, надзирателей), но общий совет преподавателей и воспитателей (конференции, советы и т. д.), начальство заведения (директора, инспектора и проч.), учебные комитеты и проч. В организме общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель, если обе эти должности не соединены вместе.

Требования к личности учителя по ушинскому