Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Юлия Тришина
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип — правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого — успешность воспитания и образования детей в ДОУ. «Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ, но какую бы программу не выбрал детский сад главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий); повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Так согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО являются: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; интеграция всех образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в непосредственную образовательную деятельность (НОД, которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения при организации НОД являются: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях

Так что же такое НОД? НОД — это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым». НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.

Классификация НОД включает в себя: комбинированную НОД — сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра); комплексную НОД — реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме); интегрированную НОД — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Основанием классификации служат: дидактическая задача и содержание ОД (раздел обучения- классическая ОД по разделам обучения; интегрированная ОД (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

• Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания

• Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

• Целевая составляющая (триединство — четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО (Обучающая: повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.)

Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы — учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных) с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Алгоритм постановки цели: оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия); оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД; определение и формулировка цели НОД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.

Способ достижения цели в НОД — это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. При организации НОД используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов), методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Методика проведения НОД включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения

Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

Этапы реализации НОД: Мотивационный этап — водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты; содержательный этап — основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата); рефлексивный этап — заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части — это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.

Принципы которые используют при организации НОД: амплификации развития ребенка; культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы; принципы развивающего образования и деятельностного обучения, принципы заинтересованности и природосообразности,принцип здоровьесбережения; принцип тематичности.

Какие же инновационные технологии используются? Это — проектная деятельность, проблемно-поисковая (исследовательская деятельность, ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.

Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса. Виды мотивации: игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности); внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация,которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами); мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет). Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней

Смотрите так же:  Уголовный кодекс часть 1 статья 157

Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

При проведении НОД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований: прежде всего это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

Дидактические требования: точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.: систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования: иметь в наличие продуманный план проведения НОД; четко определенные цель и дидактические задачи НОД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; необходимая дисциплину и организованность детей при проведении НОД. НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в НОД: обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей через; создание условий для свободного выбора детьми деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении НОД? Это — партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул). Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме дня. В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность, его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это:

Проектная деятельность.

Комплексный подход к обучению.

Самостоятельно-поисковая деятельность.

Разнообразие видов деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Взаимодействие с семьями детей.

Учет интересов детей.

Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,

2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)

3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010

4. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кибитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.

5. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. .

6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Популярные записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Темы по самообразованию: ранний возраст
  • Наталья к записи Темы по самообразованию: ранний возраст
  • admin к записи Что писать в самоанализе про партнерское взаимодействие с детьми
  • Надежда к записи Что писать в самоанализе про партнерское взаимодействие с детьми
  • admin к записи Темы по самообразованию: художественно-эстетическое развитие дошкольников
  • Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

    Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

    Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
    Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

    Итак, конспект:
    1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

    2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

    3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

    4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

    5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
    И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
    Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
    В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
    Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

    6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие» , так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.

    Смотрите так же:  Документы на пособие многодетным семьям

    Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

    Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

    Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

    83 комментария к записи “Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС”

    Бэла Геннадьевна! В очередной раз хочу поблагодарить Вас за доступность и простоту изложения. В 2014 году нас «галопом» обучали по ФГОС ДО, и только «резали» и «резали» наши конструкты: то мы не так формулируем, то не в соответствии и т.д. А нужны были именно методические рекомендации. На заседании ГМО музыкальных руководителей, путём долгих обсуждений, поисков информации в сети Интернет, опираясь на свой опыт, полученные знания мы пришли к общему шаблону.нам методист не разрешает писать «занятие» . Мне очень приятно, что наше мнение совпало с Вашим.

    Если Вы не против, на следующем заседании ГМО, я ознакомлю коллег с Вашими рекомендациями.

    Ольга, спасибо большое за добрые слова! Я рада, что могу помочь коллегам и совсем не против, если Вы ознакомите их с моими советами и подсказками.

    Читаю Ваши комментарии и восхищаюсь! Большое спасибо Вам за такой полезный для всех нас (сотрудников ДОУ) труд! Низкий поклон Вам.

    Марина, спасибо-спасибо большое! Я правда рада, что все эти записи нужны и полезны коллегам.

    Спасибо за изложение простым, доступным пониманию, языком. Содержание статьи ясно и понятно. Информация очень полезна. Большое спасибо.

    Татьяна, спасибо за добрые слова! Буду рада, если информация пригодится в работе.

    Бэла Геннадьевна! Большое спасибо зато. что Вы палочка- выручалочка! Очень полезный и нужный материал.Обязательно поделюсь со своими коллегами/

    Татьяна, спасибо! Буду рада, если этот материал пригодится.

    Бэла Геннадьевна!Спасибо большое за полезную информацию. Бэла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, как правильно разрабатывать интегрированный конспект занятий. Заранее спасибо.

    Эльвира, сейчас все занятия должны быть развивающими и интегрированными (т.е. интеграция образовательных областей, различных видов деятельности и форм взаимодействия педагога с детьми). Я, может быть, не очень акцентировала в статье, что это интегрированное занятие, но имела в виду именно его. Поэтому разрабатывайте в соответствии с этими рекомендациями и рекомендациями в статье «Как разработать развивающее занятие» (Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-razvivayushhee-zanyatie/.html).

    Белла Геннадьевна, добрый вечер! Подскажите пожалуйста, как правильно писать «Непосредственно образовательная деятельность», «Непрерывно образовательная деятельность» или «Непрерывно непосредственная образовательная деятельность»? Дело в том , что воспитатель из нашего сада в этом году принимает участие в конкурсе «Воспитатель года», она написала конспект НОД, как непрерывно образовательная деятельность, а её поправляют , что не так.

    Ирина, правильнее: непосредственно образовательная деятельность.

    Я тоже так считаю. А каким документом можно подтвердить? Ей сказали- непрерывно непосредственная деятельность

    15. В пунктах 11.9, 11.10 слова «непрерывной непосредственно образовательной деятельности» и в пункте 11.12 «непосредственно образовательной деятельности» заменить на «непрерывной образовательной деятельности» в соответствующих падежах.

    источник :Изменения в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением
    Главного государственного
    санитарного врача
    Российской Федерации
    от 27 августа 2015 года N 41

    Людмила, спасибо большое, что прислали эту выдержку из СанПиН!

    Точнее сказали писать «Непрерывно непосредственная образовательная деятельность». Может и так правильно? Или где-то можно точнее об этом узнать, может в законе РФ об образоании…

    Ирина, сейчас есть разные формулировки: непосредственно организованная деятельность (НОД), специально организованная образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность. Значит, придумали и странноватую (на мой взгляд) формулировку: непрерывно непосредственная образовательная деятельность. Пусть педагог напишет так, как ей посоветовали. Не надо спорить с начальством перед конкурсом.

    Спасибо. Это точно!

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Помогите разъяснить ситуацию. От нас требуют в заключительной части НОД давать предпосылку на следующий вид деятельности. Должно ли так быть?

    Евгения, не совсем поняла вопрос. Видимо, от Вас требуют мотивировать детей на самостоятельное освоение различных способов той деятельности, по которой было занятие? Напишите, пожалуйста, подробнее.

    Сейчас попробую объяснить. В заключительной части НОД мы должны задать мотивацию на следующий вид деятельности. Например, проходит у нас нод по изодеятельности , где в начальной части есть проблема, а в конце мы должны задать проблему или мотивацию на следующее занятие или прогулку, или другую деятельность. У нас это называют «предпосылки на следующий вид деятельности». Я искала, но нигде не нашла в интернете ни «термина» такого, ни чего-то подобного. Нам ст.воспитатель сказала, что это и есть существенное отличие НОД по ФГОС от обычного занятия. Но, на сколько я понимаю, в заключительной части НОД мы должны подтолкнуть ребёнка на рефлексию. Вот мне и не понятно, как должно заканчиваться занятие, если оно переходит в следующее занятие. И ещё есть вопрос: является ли «сюрпризный момент» мотивацией к деятельности в младшей группе (3-4 года)? Помогите разобраться, пожалуйста.

    Евгения, ну я примерно так и поняла Ваш первоначальный вопрос. Старший воспитатель у Вас молодец, грамотный (говорю без иронии). Это всё элементы развивающего обучения и системно-деятельностного подхода. И Вы тоже правильно поняли эту задачу (мне же Вы объяснили, что именно требуют, значит — поняли). Это не так сложно, педагоги часто делали это и до ФГОС. Простой пример с ИЗО:
    — рисовали дерево, говорили, что листочки зеленые. В конце занятия, после рефлексии, Вы можете сказать: «Мы сейчас пойдем на прогулку и посмотрим, есть ли что-то на улице, кроме деревьев и травки, зеленого цвета». А на улице увидели зеленую скамейку или детскую лопатку и «разобрали» их на свойства и предназначение.
    Сюрпризный момент является мотивацией к деятельности, особенно для раннего и младшего возраста.

    Спасибо большое за помощь и объяснения.

    Прочитала Ваши рекомендации по составлению ООД. Хотелось бы уточнить, вы опрались на какие — нибудь ссылки научных работников по разработке данной методики или это из личного опыта?

    Елена, так я и есть научный работник – доцент, кандидат наук. А опиралась я на общепринятые в развивающем обучении дидактические принципы и методические правила.

    Белла Геннадьевна — Вы просто СУПЕР. Низкий ВАМ поклон от педагогов воспитателей-небезразличных за терпение, Ваши знания которыми Вы не жадничаете поделиться и особенно — Ваше личное время. А самая большая благодарность за ПОЗИТИВ.

    Наталья, спасибо за такие добрые слова! Мне очень приятно! Буду стараться)))

    Спасибо за полезные советы

    Помогите составить конспект ОД для детей 1 младшей группы «Пейте ,дети, молоко — будете здоровы. Начиная с цели и задач.

    Наталия, я конспекты не разрабатываю. Может быть, кто-нибудь из коллег поможет, прочитав Вашу просьбу.

    Белла Геннадьевна, здравствуйте!Вот придумываю конспект НОД в 1 младшей группе по речевому развитию. Тема. «Рукавичка» (русская народная сказка)
    Не могу правильно придумать цель и задачи. Мотивация-находим рукавичку, помогаем вернуть её в свою сказку. Читаем сказку. Обсуждаем кто потерял рукавичку, кто первый нашёл, второй… Составляем эту сказку по картинкам (мнемотехника). Самостоятельно в игре находим одинаковые пары рукавичек. Подводим итог- чья была рукавица? из какой сказки? Помогли её вернуть? Вообщем планирую как-то так.

    Ирина, очень хорошее будет занятие. Пишу коротко: цель – ознакомление со сказкой. Задачи: формировать умение отвечать на вопросы; побуждать к речевому взаимодействию; знакомить с животными посредством сказки; способствовать эмоциональному отклику на художественное произведение.

    Спасибо. а какие развивающие и воспитательные задачи можно написать?

    Белла Геннадьевна, развивающие — это , наверное «побуждать к речевому взаимодействию» и » способствовать эмоциональному отклику»? Тогда остаются воспитательные. И ещё нет интеграции… Интеграцию может что-то с игрой связать «Найди пару»? (Здесь дети находят одинаковые рукавички, повторяют цвет)

    Ирина, интеграция у вас будет с познавательным развитием, с физическим (вставьте физминутку или подв игру), социально-коммуникативным. Игру «Найди пару» возьмите.
    Развивающая задача: развивать восприятие художественных произведений. Воспитательная: воспитывать добрые чувства к животным.

    Бэлла Геннадьевна, каким должен быть алгоритм написания обобщения опыта по формированию ценности ЗОЖ?

    Людмила, алгоритм один и тот же, независимо от темы. Можно примерно так: актуальность, цель, задачи, содержание (формы взаимодействия, методы, технологии), взаимодействие с коллегами и родителями.

    Бэлла Геннадьевна, спасибо за помощь.

    Огромное спасибо за помощь.

    Белла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, какая должна быть структура НОД по математике. мы работаем по программе Детство. а может подскажете какую-то литературу по данному вопросу.
    Спасибо

    Евгения, структура современной образовательной деятельности одинакова по всем образовательным областям: 1. Вводная часть (мотивационный этап). 2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап). 3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
    Если насчет литературы, то мне нравится книга В.Ф. Петровой «Методика математического образования детей дошкольного возраста. Краткий конспект лекций». Её можно скачать в Интернете.
    У меня, здесь на сайте, есть статья, может она Вам пригодится:
    Как разработать развивающее занятие. Вот ссылка:
    http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-razvivayushhee-zanyatie/.html

    Огромное спасибо, если можно буду обращаться за советом.

    Евгения, конечно обращайтесь.

    Добрый день, Белла Геннадьевна. Случайно наткнулась на ваш сайт.
    Удивлена, обрадована и поражена вашим умением так просто рассказывать о сложных и не всегда понятных рядовому педагогу вопросах современного дошкольного образования. Спасибо за консультации, материалы, что есть на сайте. Думаю, что буду постоянным посетителем вашего сайта.Всего Вам доброго!

    Татьяна, спасибо вам за такой отзыв! Мне очень приятно! Заходите на сайт почаще! Я пишу статьи примерно раз в 7-10 дней. Тематику статей обязательно соотношу с актуальными сейчас направлениями по ФГОС или на основе вопросов, которые задают педагоги. Коллеги каждый день присылают свои статьи. Так что сайт обновляется практически ежедневно (особенно в течение учебного года).

    Помогите составить отчет о проделанной работе по самообразованию на тему «Методика проведения НОД в соответствии с ФГОС.

    Елена, я написала Вам на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста что такое зона ближайшего развития? Заранее спасибо.

    Гульнара, конечно, лучше, чем Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития никто не скажет. Поэтому в Интернете потом посмотрите его работы. А я вам объясню совсем по-простому (без научных терминов). Пример такой: Сегодня, во время рисования, Вы показали ребёнку, как стряхивать с кисточки о край пластмассового стаканчика лишнюю воду. После Вашего показа ребёнок это действие выполнил сам. Завтра Вы ему покажете, как рисовать мазками. Ребёнок также после Вашего показа сможет рисовать мазками. Вот так потихоньку он, с Вашей помощью, будет приобретать новые знания и умения. Вы ему давали посильные (выполнимые) задания (не просили сразу нарисовать портрет или пейзаж), то есть Вы ориентировались на его зону БЛИЖАЙШЕГО развития.
    Зона ближайшего развития – та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.

    Смотрите так же:  Приказ об увеличении объема работ работнику

    Белла Геннадьевна, подскажите, какие типы занятий в детском саду сейчас по ФГОС. Интернет выдает типы уроков в школе или формы занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные (или коллективные, групповые, индивидуальные и самостоятельная работа).

    Марина, да такие же они и остались. Подходы изменились: деятельностный, личностно-ориентированный. Сами занятия стали развивающими.

    Нашла разные варианты и совсем запуталась.

    Типы занятия:
    1 вариант
    1. занятия усвоения новых знаний и умений
    2. занятия закрепления ранее приобретённых знаний
    3. занятия творческого применения знаний и умений
    4. комбинированные занятия
    2 вариант
    1. обучающее (направленное на приобретение новых знаний)
    2. закрепляющее (применение полученных знаний на практике)
    3. итоговое занятие
    4. комбинированное
    3 вариант
    1. занятие с целью овладения новыми знаниями
    2. занятие с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков:
    4. занятие с целью обобщения знаний, умений и навыков
    5. занятие с целью повторения
    6. занятие комбинированное
    4 вариант
    1. НОД ознакомления с новым материалом
    2. НОД проверки и коррекции знаний и умений
    3. НОД закрепления изученного
    4. НОД применения знаний и умений
    5. НОД обобщения и систематизации знаний
    6. интегрированноя ОД

    А еще по содержанию знаний:
    1. Тематические
    2. Комплексные
    3. Интегрированные

    Марина, такая классификация и такие варианты тоже могут быть. Но это знаниевый подход, он больше подходит к школьным урокам (и то в былые годы). В ДОУ знаниевый подход тоже применялся. ФГОС — это деятельностный подход.

    Белла Геннадьевна, дело в том, что я в настоящее время прохожу дистанционные курсы «Разработка занятия для дошкольников на основе технологии АМО в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании» на АНО ДПО «Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки «Мой университет». Одно из практических заданий — поставить цели к разным типам занятий и был предложен 4 вариант. Цели поставить было не сложно, но вот типы занятий …, я тоже решила, что это больше для школ (а курс для дошкольников), поэтому заинтересовалась и «пошла» в интернет. Ваш сайт постоянно просматриваю, рекомендовала специалистам в районе, вот решила уточнить.
    Я не методист и не воспитатель, я логопед. Мы пользовались раньше типами занятий по Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной — вариант 3.
    1 вариант — это по С.А. Козловой — доктор педагогических наук, профессор.
    2 вариант — не помню уже чей, но старалась источники отбирать. (Этот вариант, как логопеда меня больше устроил бы.)

    Марина, спасибо Вам за хорошие слова о сайте! Мне очень приятно!
    Насчет вашего вопроса. Если у Вас такое задание, то надо его выполнять. Все варианты в принципе идентичные (похожие): получение знаний, закрепление знаний и применение знаний. Поэтому можете выбирать любой вариант. Мне кажется более современным 4-й вариант (и то из-за того, что там написано не слово «занятие», а «НОД»).

    Задание я выполнила конечно, вообщем на курсе и поясняют, что с дошкольниками они начали работать недавно, но так как я решила поучиться, то хотела углубиться в материал.
    Белла Геннадьевна, спасибо за оперативность.Солнечного лета Вам и творческих идей!

    Марина, Вы молодец! Не так часто можно встретить педагога, который захотел бы знать больше, чем ему положено.
    Вам тоже удачи и хорошего лета!

    Добрый день, Белла Геннадьевна.Можно уточнить, насколько я права..1.Если идет речь об интеграция видов деятельности и образовательных областей, то о каком расписании НОД в раздевалке для родителей может идти речь?как того требуют проверяющие.
    2.Или развернутый конспект, чуть ли не с ответами детей, если мы должны дать ребенку возможность самому быть участником-конструктором образовательной деятельности?
    3. Разве можно писать в задачах:предъявить новые знания, расширить, углубить и т.д. мы совместно с ребенком или ребенок с нами получает первые представления?
    Исходя из этого, проверяющие невозмутимы: МЕТОДИКУ НИКТО НЕ отменял, а мне так хочется спросить, методику чего, обучения?

    Ольга, Вы умница, правда! И мыслите уже категориями будущего! Но, увы … спускайтесь на землю)))) Отвечаю на Ваши вопросы.
    1. Да, интеграция есть и должна быть. (По большому счету, интеграция была и в советское время). Но доминирующая область развития (направление) все-равно присутствует в занятии. Поэтому обозначить эту область в расписании нужно.
    2. А вот насчет развернутого конспекта Вы правы. Если уж требуют какой-то конспект, то это может быть алгоритм проведения НОД или технологическая карта.
    3. В любом случае, должно быть педагогическое сопровождение со стороны воспитателя. Оно подразумевает не только партнерское взаимодействие, но и элементы обучения. А как иначе передать опыт. Те задачи, которые Вы написали, писать можно, а вот глагол «учить» писать в планах уже нельзя! Правильнее писать так: способствовать, развивать, формировать умение и т.д.
    Да, методику никто не отменял. Но методика ИЗМЕНИЛАСЬ!

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна!Есть ли возможность у Вас в такой помощи?Нужно скорректировать конспект педагогического мероприятия «Еловая веточка» с позиции требований ФГОС ДО,вот данный конспект.
    Тема 7. Анализ мероприятий с детьми (вариант 2)
    «Еловая веточка» (старшая группа)
    Цель: способствовать формированию интереса к эстетической стороне
    окружающей действительности.
    Задачи.
    Обучающие:
    1. Способствовать расширению знаний детей об истории новогоднего
    праздника.
    2. Создавать условия для совершенствования умения работать в технике
    «бумагопластика».
    Развивающие:
    1. Развивать чувство композиции.
    2. Развитие мелкой моторики пальцев.
    Воспитательные: воспитывать желание доставлять радость близким людям.
    Материал: лист ватмана, цветная бумага (нарезанные полоски шириной 8 см),
    силуэты для украшения игрушки, ножницы, клей, карандаш, клеёнка,
    салфетки.
    Предварительная работа: загадывание загадок на новогоднюю тематику,
    разучивание стихов про елочку, рассматривание живых еловых веток и
    иллюстраций.
    Форма проведения: мастерская.
    Культурно-смысловой контекст: украшение помещения к празднику.
    1. Организационно-мотивационный этап.
    В: Ребята, давайте поиграем! (читает стихотворение Елены Благининой
    «Ёлка»)
    В: Ребята, а вы помните, какой зимний праздник к нам приближается?
    Д: Новый год!
    В: Правильно, скоро Новый год. Это очень весёлый и шумный праздник, а ещё
    волшебный. На Новый год многие люди загадывают самые сокровенные
    желания. И если очень верить, то желания непременно сбудутся. А кто знает,
    без чего не бывает Нового года?
    Д: Нового года не бывает без Снегурочки и Деда Мороза!
    В: Они всегда приходят к нам в гости на праздник с играми, шутками, и
    конечно, подарками. Но самая главная гостья на празднике – елочка! Ну какой
    же праздник без этой красавицы?! Разве можно представить Новый год без
    неё! Запах свежей хвои и смолы, замечательные игрушки, гирлянды, шары,
    серпантин, а на макушке – звезда. Вот такая елочка!
    А знаете ли вы, ребята, что елка на Новый год в России приходила не всегда.
    Эта традиция появилась при царе Петре1. Именно он издал указ, в котором
    велел всем жителям Москвы отмечать Новый год 1 января: зажигать в
    Новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга и
    украшать дом хвойными ветками. Мы видим на картинках, как богаты русские
    леса и ёлочку можно назвать хозяйкой русского леса. Поэтому каждый год мы
    встречаем вместе с ней.
    В: А вы знаете, почему именно елочку решили украшать в Новый год?
    В: Ребята, ель издавна играла огромную роль в традициях культуры России.
    Ель была символом верности, долголетия и даже бессмертия. С её
    природными свойствами были связаны представления о смелости, храбрости.
    А вся красота и величавость этого дерева говорила о надменности и царских
    достоинствах.
    В: вспомним, чем мы украшаем нашу елочку?
    Д: Шары, игрушки, гирлянды, мишура.
    В: в старину не было таких игрушек, и люди украшали елочки различными
    лакомствами. Это были орехи, конфеты, пряники, овощи. На ветках горели
    восковые свечи. Вы знаете, что раньше не было электричества и разноцветных
    гирлянд. Только свечи вечерами оживляли ёлочку. Блестящие шары
    появились более 100 лет назад.
    Я знаю, что все вы любите новогоднюю ёлочку и даже знаете о ней стихи.
    Давайте с вами прочитаем стихи о нашей красавице.
    Дети читают стихи по желанию.
    В: В Новый год все поздравляют друг друга с этим замечательным
    праздником. Кого мы поздравляем?
    В: Как мы можем поздравить всех родителей нашей группы?
    Дети предлагают варианты.
    2. Постановка цели.
    В: А давайте сделаем большую новогоднюю открытку для ваших пап и мам,
    бабушек и дедушек, сотрудников детского сада и всех. Кто зайдёт к нам в
    раздевалку в гости. А сделаем её на листе ватмана.
    В: показывает ватман с контуром еловой ветки.
    3. Подготовка и осуществление практической деятельности.
    В: что мы изобразим на открытке? Может, главный символ нового года?
    В: мы будем делать не обычную еловую веточку, а из бумажных петелек. Вот
    таких (показывает, как сделать петельку)
    В: Чтобы сделать елочку пушистой, нам надо много петелек из зелёной
    бумаги.
    Д: делают петельки.
    В: вот и готовы наши петельки. Сейчас мы наклеим их на ветку плотно друг к
    другу. Тогда еловая веточка будет пушистой. А затем сделаем игрушки и
    повесим на нашу елочку.
    В. Вместе с детьми выполняет коллективную работу, напоминая о том, как
    располагать иголки-петельки на елке.
    В: наши игрушки будут необычными. Сначала мы сложим бумажную полоску
    «гармошкой», будем перегибать ее плоскость вперед и назад. Будьте
    внимательны, складываем уголок к уголку, чтобы игрушки получились
    аккуратными и красивыми. Сложив гармошку, склеиваем не цветную сторону.
    У нас получается гофрированный цилиндр. Выберите себе для украшения
    цилиндра любой силуэт. Дети делают игрушку, а воспитатель – разноцветный
    серпантин и подписывает открытку.
    В: вот такие красивые у вас получились игрушки! Давайте наклеим их на нашу
    новогоднюю еловую веточку. Выбирайте место для своей игрушки. А я
    украшу серпантином.
    4. Рефлексивно-результативный этап.
    В: Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! Пусть наши родители
    порадуются! А вы, ребята, молодцы! Ну какой же праздник без угощения. Я
    приготовила для вас сладкие подарочки.

    Требования к конспектам занятий в доу по фгос