ПРОВЕДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ ОПЕРАЦИЙ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

В развитой рыночной экономике государство становится од­ним из основных эмитентов ценных бумаг (чаще всего в лице казначейства). Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного ре­гулирования экономики (в широком понимании государственных ценных бумаг) и как рычаг воздействия на денежное обращение путем регулирования объема денежной массы, средство неэмисси­онного покрытия дефицита государственного бюджета, способ привлечения денежных средств юридических и физических лиц для решения конкретных государственных задач (в узком понимании сути государственных ценных бумаг). Для решения данных задач особое место занимают операции центрального банка на открытом рынке.

Суть операций на открытом рынке состоит в купле-продаже центральным банком ценных бумаг, в основном обязательств каз­начейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых центральным банком. Пред­посылкой роста значимости операций на открытом рынке являет­ся их близость традиционным методам регулирования. Обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.

В распространении и обращении государственных ценных бу­маг огромную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовом рынке. Поскольку коммерческие банки стремятся сократить свою потребность в привлечении ре­сурсов центрального банка, создаваемых за счет их обязательных резервов, то добиться этого они могут только путем уменьшения своего денежного пассива. Для этого им надо превратить депозиты в активы посредством выпуска ценных бумаг, можно также про­дать активы, например, на межбанковском кредитном рынке. Для того чтобы совершить эти операции, необходимо наличие рынка ценных бумаг, доступного для всех его участников. На данном рынке центральный банк проводит так называемую политику открытого рынка посредством покупки или продажи ценных бумаг. Любой другой банк совершать это же может, предлагая на этом рынке или изымая из него ресурсы центрального банка.

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, по­купка и продажа которых позволяют центральному банку воздей­ствовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возмож­ности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам.

В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредит­ного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кре­дитные возможности коммерческих банков и возникают благо­приятные условия для кредитной экспансии.

К государственным ценным бумагам, принятым в мировой практике, относятся:

• казначейские векселя — краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по ценам ниже номинала, по которому они пога­шаются (иногда продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала);

• среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны — казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного года до пяти лет и выпускаемые обычно с условием выплаты фик­сированного процента;

• долгосрочные казначейские обязательства — вид обяза­тельств казначейства со сроком погашения до десяти и более лет и по которым уплачиваются купонные проценты (по истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить за них наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги, а в некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т.е. за несколько лет до официального срока погашения);

• государственные (казначейские) облигации — обязательства, близкие по своей природе и назначению к средне- и долгосрочным казначейским обязательствам, а иногда не отличающиеся от них (отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыноч­ной основе).

Государственные ценные бумаги обладают такими критерия­ми, как надежность, ликвидность, доходность, Если у ценной бумаги высокие надежность и ликвидность, то доходность ее бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя названными критериями. Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от их размещения в банковские депозиты, поскольку надежность такого инвестирования весьма высока. Именно это привлекает инвесторов.

Таким образом, операции на открытом рынке сводятся к куп­ле-продаже государственных краткосрочных обязательств (госу­дарственных облигаций) центральным банком у коммерческих бан­
ков, предприятий или организаций. Если центральный банк осу­ществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увели­чение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. По­этому в результате покупки центральным банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже центральным банком государственных облигаций.

Операции на открытом рынке начали проводиться в США в 20-х гг. XX столетия. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам с целью сокращения их кредитных возможностей; в период же кризиса центральный банк, наоборот, создает возможности рефинансирования для коммерческих бан­ков и ставит их в такие условия, когда им выгоднее продавать центральному банку свои ценные бумаги. Путем изменения объе­ма купли-продажи ценных бумаг и уровня процентных ставок, по которым они продаются или покупаются, центральный банк мо­жет осуществлять гибкое и достаточно быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Политика открытого рынка изменяет не величину капитала банковской системы в реальном исчислении, а только ее состав в деньгах или ценных бумагах. Проведение операций на открытом рынке облегчает контроль над предложением денег коммерчес­кими банками. Поэтому свободная покупка и продажа ценных бумаг центральным банком облегчают процесс формирования бан­ковских резервов и, соответственно, регулирование общей де­нежной массы. В настоящее время операции открытого рынка превратились в определяющий рычаг воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Поэтому при умелом исполь­зовании операции на открытом рынке могут быть весьма гибким и достаточно мощным инструментом денежно-кредитной политики.

Использование операций на открытом рынке характерно для большинства центральных банков развитых государств. Из евро­пейских государств первыми стали их использовать в ФРГ и Гол­ландии. При этом экономической основой действенности опера­ций центрального банка на открытом рынке является его моно­польное положение в качестве создателя кредитных ресурсов в целом для банковской системы.

Особоая привлекательность для кредитных учреждений опе­раций на открытом рынке связана с высокой ликвидностью его инструментов. В частности, преобладающими являются операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства (например, операции с казначейскими векселями с трехмесячным сроком погашения), хотя могут проводиться операции с частными финансовыми инструментами и даже с валютой. В отличие от прямых форм регулирования операции центрального банка на открытом рынке предполагают непосредственный выход субъекта регулирования на денежный рынок, поскольку, во-первых, эти операции могут проводиться в тот момент и в таких количествах, которые вызовут требуемую реакцию рынка, во-вторых, операции на открытом рынке более предсказуемы и краткосрочны. Эти два момента определяют предпочтительное использование данного ме­тода воздействия на денежное обращение.

Операции на открытом рынке используются центральными банками разных государств не в одинаковых масштабах. Основные препятствия для их интенсивного применения состоят в неразви­тости вторичного рынка ценных бумаг и в недостаточности средств для проведения операций в необходимых масштабах. Однако воз­можность проведения операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения и в произвольных объемах делает этот метод денежно-кредитного регулирования удобным для поглоще­ния малых объемов избыточной денежной массы. Именно такое использование операций на открытом рынке преобладает в ряде государств. В других странах операции на открытом рынке про­водятся преимущественно для стабилизации долгосрочных госу­дарственных обязательств. Этой стратегии в большей мере соот­ветствует не прямое проведение операций с ценными бумагами, а регулирование условий, на которых центральный банк согласен проводить эти операции.

Операции центрального банка на открытом рынке предпола­гают возможность использования разнообразных форм, различа­ющихся несколькими признаками: условия сделки (прямая купля- продажа на срок с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу или так называемая обратная опе­рация); объекты сделок (государственные или частные ценные бу­маги); срочность объекта сделки (краткосрочные — до трех месяцев, долгосрочные — до одного года); направленность операции (при
исходной операции покупки происходит расширение ресурсов банковс­кой системы, при исходной операции продажи происходит сужение ресурсов банковской системы); сфера проведения операций (только банковский сектор рынка ценных бумаг или также включается небанковский сектор); ставки операций (устанавливаются центральным банком или определяются рынком); инициатор проведения операций (центральный банк или участники денежного рынка).

Наибольшее развитие операции на открытом рынке получили в странах с максимальным развитием различных сегментов де­нежного рынка. Если центральные банки ориентируются на ис­пользование этого метода денежно-кредитного регулирования, то правительства также стимулируют развитие рынка краткосрочных ценных бумаг. Такая мера рассматривается как важная предпосылка увеличения масштабов и эффективности операций центрального банка на открытом рынке.

Различия в проведении операций на открытом рынке зависят от некоторых факторов, во-первых, институционального (струк­туры кредитной системы, определяющей состав участников рын­ка), во-вторых, законодательного (налоговое законодательство может ускорять или тормозить развитие операций).

Прямые операции[9] с ценными бумагами исторически являются первой формой такого рода операций, используемых центральны­ми банками для денежно-кредитного регулирования. В настоящее время во многих государствах развиваются прямые операции с долгосрочными государственными ценными бумагами. В наибольших объемах они осуществляются в США специальным органов Федеральной резервной системы — Комитетом по операциям на открытом рынке. Эти операции преимущественно концентрируются на рынке краткосрочных государственных ценных бумаг (казначейских векселей). Основная масса заказов на проведение операций размещается у дилеров с указанием типа и срока государственных ценных бумаг, а условия определяются на рыночной основе (по наиболее выгодной цене предложения).

Обратные операции[10] на открытом рынке характеризуются бо­лее мягким воздействием на денежный рынок. Поскольку такие операции являются более гибким методом денежно-кредитного ре­гулирования, то их использование центральными банками в на­стоящее время возрастает.

При незначительных абсолютных и относительных масштабах операций на открытом рынке они оказывают прежде всего каче­ственное, нежели количественное воздействие на ликвидность бан­ковской системы. Однако по мере развития и совершенствования данного метода денежно-кредитного регулирования появляется возможность перехода от воздействия на структурные характери­стики к воздействию на количественные параметры денежного рын­ка. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является их способность относительно быстро реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, а также оказывать стабилизирующее влияние на состояние денежного обращения и экономику в целом.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой относительная независимость централь­ного банка от правительства?

2. В чем состоят общие и конкретные цели центрального банка?

3. Какие задачи решает центральный банк при проведении денеж­но-кредитной политики?

4. В чем состоят функции и операции центрального банка?

5. От чего зависит выбор того или иного инструмента денежно-кре­дитного регулирования?

6. По каким критериям можно разделить инструменты денежно- кредитного регулирования?

7. В чем состоит суть применения метода минимальных резервных требований?

8. В чем проявляются недостатки и преимущества применения норм обязательных резервов по отношению к пассивам или активам банковс­кого учреждения?

9. На что направлено использование метода минимальных резерв­ных требований?

10. К каким последствиям приводит длительное использование норм обязательных резервов?

11. В каких направлениях идет работа по совершенствованию исполь­зования норм обязательных резервов?

12. Что представляет собой учетная ставка центрального банка и какие факторы определяют ее уровень?

13. Каким путем дестимулируется использование кредитов централь­ного банка?

14. Что представляют собой операции на открытом рынке?

15. Каким образом центральный банк посредством операций на от­крытом рынке может воздействовать на кредитную активность коммер­ческих банков?

16. Что мешает широкому проведению операций на открытом рынке?

17. Какие существуют формы операций центрального банка на от­крытом рынке?

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Пожалуй, самым главным направлением масштабной деятельности Центрального Банка Российской федерации является операции с ценными бумагами и прочими экономическими инструментами. Как известно, в самом начале формирования рыночных законов немаловажную роль играл Банк Российской федерации, в некоторых моментах его функция была определяющей. Центральный Банк играл много ролей на экономическом рынке- Эмитент, Регулятор, Дилер. С помощью кредитно-денежной политики Банк Российской федерации мог управлять стоимостью кредитов, их количеством, объемом денежных ресурсов. По приказу Правительства РФ Центральный банк производил установление долговых обязательств, в размере проведения балансовых операции. Естественно, такая политика оказывала прямое и косвенное воздействие на рыночную конъюнктуру в целом, на протяжении разных периодов, как долгосрочных так и краткосрочных.

Одним из средств управления Центральный Банк Российской федерации устанавливает эмиссию ценных бумаг и долговых обязательств кредитными учреждениями, с помощью регламентации нормативно- правовой основы, таким образом влияя на структуру активов организации на рынке, из этого следует, что меняется и количество средств, из за которых банки привлекают и устанавливают ценные бумаги в целом.

Так же Центральный банк Российской федерации управляет количеством ценных бумаг Российских организации, поступающих в иностранной валюте, помогает зафиксировать приход иностранных капиталовложении на экономический рынок, плюс ко всему интеграцию отечественных капиталообладателей на иностранный рынок. Данные действия требуют тонкого подхода и скрупулезного изучения. Ведь одной из самой главной задач Банка России является четкая и продуктивная кредитно-денежная политика, которая является одним из главных экономических звеньев нашей страны.

Задача и научный объект нашего исследования –изучить политику и деятельность Центрального Банка Российской федерации на рынке ценных бумаг, изучить эффективность основных инструментов воздействия на данный сегмент и проанализировать их свойство, изучить основные задачи и проблемы Банка России.

Основные задачи для научного решения и исследования:

— аналитическая работа над ролью Банка России в рождение и становление экономического рынка в России.

-изучение основных операции банковского сектора ЦБ на рынке бумаг.

И нашим научным объектом, является Российский рынок ценных бумаг.

Предмет- экономические, правовые, финансовые отношения, образующиеся в процессе ведения кредитно-денежной политики Центральным банком РФ.

1. Операционная деятельность ЦБ Российской федерации на рынке ценных бумаг.

Одним из главных задач Центрального банка РФ является правильное ведение и управление денежными инструментами в кредитно-денежной политики, чья роль в жизни многих мировых банков является однои из самых главных. С учетом развитием новых сегментов, Центральный банк и Правительство РФ формируют правовую базу, расширяет возможности ценных бумаг в процессе рефинансирования банковского сектора, изменение объема денежного предложения на рынке, учет золотовалютных резервов, качеством составления платежного баланса и перемещением иностранных капиталов.

Далее публикуются виды операции банковского сектора с использованием ценных бумаг, которые Банк России проводит с местными кредитными организациями и иностранными.

Получение кредитов на срок не больше одного календарного года под гарантию ценных бумаг или другими ликвидными активами,в случае установления иных федеральными законами.

Операции по покупке и продаже государственных долговых обязательств на мировом открытом рынке

Покупка и продажа облигации, эмитированные Банком России плюс депозитные сертификаты.

Сделки купли-продажи иностранной валюты, плюс платежные обязательства, номинированные в иностранной валюте, эмитированные российскими и зарубежными кредитными учреждениями.

Продавать, хранить, драгоценные металлы и прочие валютные ценности и сбережения.

Проводить депозитные, расчетные, кассовые операции, брать на сохранение и управление ценные бумаги и прочие ценности.

Выпускать поручительства и банковские гарантии.

Операции с денежными инструментами, которые нацелены на управление финансовыми рисками.

Выдавать чеки и векселя в любой располагаемой валюте.

Осуществление других банковских операции и сделок от собственного имени в связи с обычаями делового оборота, сделанными в международной банковской практике.

Существует три основных группы проведения банковских операции денежно кредитной политики

Прямые операции с ценными бумагами- Купле-продажа, эмиссионная деятельность

Операционная деятельность РЕПО и ломбардное кредитование, учет векселей

Операции управления, связанные с золотовалютными резервами.

1.1Прямые операции с Ценными бумагами

Изучая операции Банка России, следует обратить внимание на историю становления данного сегмента на рынке. Ведь история рынка ценных бумаг в Российской федерации имело очень специфическую и интересную историю зарождения. Как известно в 90-х годах, Россия вышла из состава СССР, это привело к перестройке экономики, кардинально новой системе-Рыночная экономика. Переход к тотальной приватизации, создание и укрепление частного сектора на рынке, увеличение объема кредитования, появление на рынке профессиональных игроков, привлечение иностранных инвесторов и изменение в самой структуре ценных бумаг.

Смотрите так же:  Не дает развод ребенку год

Таким образом можно отметить основные этапы эволюции отношении:

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью прямого кредитования Центральным банком Правительства РФ- 1992 г-1994г.

Плановое финансирование дефицита бюджетной системы РФ с помощью приобретения государственных ценных бумаг на первичном рынке

Изменение выданных Центральным Банком РФ кредитов на дела Правительства и центральных кредитов данные предприятиям -1997г.

Косвенное воздействие на первичном сегменте рынка ценных бумаг через Сберегательный банк РФ.

Использование совместно Правительством РФ мероприятии, поставленных на повышение инвестиционной деятельности, ценных бумаг РФ, находящихся в портфеле Банка Российской федерации и их плодотворное использование.

К прямым операциям центрального банка РФ можно отнести и операции с иностранными ценными бумагами.

Результат структуры государственного портфеля зависит от добросовестного ведения кредитной деятельности Банка РФ, относительности его балансового фона, а также от динамичности внутренней и внешней экономики и спроса на деньги.

Так же к прямым операциям относится эмиссия Банком России облигации, относимые к инструментам стерилизации излишних наличных средств в экономической системе страны.

Но выпуск и эмиссия ценных бумаг может и негативно воздействовать на сам центральный банк РФ. Прямые же закупки или продажи иностранных ценных бумаг и иностранной валюты центральным банком в этом случае будут оказывать непосредственное влияние на курс национальной валюты.1.2 Облигации Банка РоссииВ соответствии со статьей 44 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86-ФЗ Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.Объемы данных операций в 2010 году, как и в предыдущие годы, оставались небольшими относительно общего масштаба операций Банка России по предоставлению/изъятию банковской ликвидности. В 2010 году в условиях формирования устойчивого профицита банковской ликвидности Банк России использовал только операции по продаже на открытом рынке ценных бумаг из собственного портфеля (увеличившегося в кризисный период в результате проведения Банком России покупок ценных бумаг, выступавшего одним из каналов предоставления банковской ликвидности). Основной объем операций в 2010 году пришелся на операции с государственными облигациями (23,9 млрд. рублей), однако Банк России также реализовывал муниципальные и корпоративные ценные бумаги, попавшие в его портфель в результате недобросовестного выполнения обязательств кредитных организаций по сделкам прямого РЕПО (1,6 млрд.рублей). Доля собственного портфеля государственных ценных бумаг Банка России в общем объеме рынка в 2010 году заметно снизилась, что в большой мере определялось ростом данного сегмента.

1.3 Ломбардные кредиты и операции РЕПО

В основном на рынке ценные бумаги употребляются центральным банком в операциях РЕПО, а также с целью обеспечения по ломбардным кредитам. Они не могут быть торговым предметом, и используются как имущественный залог, в случае если не возвращают заемные средства центральному банку.

Центральные банки совершают более рисковые операции с менее ликвидными активами используя ценные бумаги. Это помогает рассказать, зачем центральные банки пользуются операциями РЕПО и ломбардными кредитами чем прямыми операциями.

В принципе операции РЕПО равняются процентному договору займа, под переход права собственности на владение ценными бумагами кредитору до возвращение заемных средств и процентов по ним.

В ломбардном кредитовании рефинансирование коммерческого банка обустраивается на основе генерального кредитного договора, но не более чем один год между главным территориальным управлением Банка России и коммерческим банком. Ценные бумаги используемые в качестве залога для ломбардного кредита это – Ломбардный список, он принимается советом директоров Банка России.Ломбардный кредит – это орудие, увеличивающее ликвидность на рынке. Как итог из-за большой ликвидности всей банковской системы которая продолжается довольно долго (в коммерческих банках на корреспондентский счетах, остатки составляют 70 – 90 млрд. руб.) ломбардный кредит на сегодняшний день не востребован. Парадокс заключается в том, что большая ликвидность на рынке остается при малых инвестициях реального сектора экономики. Это обусловлено рядом факторов и на первом месте – слишком малой развитостью институтов финансового посредничества, комплексом взаимосвязанных обслуживающих структур рынка ценных бумаг, управления предприятий данного сектора, и «здоровьем» защиты прав собственности, зависящих от перемещения капиталов.

Еще одним видом рефинансирования на короткий срок Банком России будут операции РЕПО.

К таким операциям с оперированием ценных государственных бумаг, выпускающихся на условиях рынка, Банк России хотел приступить во второй половине 1995 года.

Используемый Банком России механизм Для проведения прямого РЕПО основан на аукционе по закрепленной ставке.

Такие аукционы проводятся Банком России сроком на 1 день (каждый день по 2 аукциона с переводом в тот же день средств), сроком 7 дней (каждую неделю по вторникам с переводом средств в день после аукциона) и сроком в 3 месяца (каждый месяц в третий понедельник, с переводом средств на второй день после аукциона) Такие аукционы организовываются как процентные конкурсы заявленные от кредитных организаций на составлении с Центральным Банком сделок прямого РЕПО. На них участникам разрешено подавать исключительно конкурентные заявки. В сентябре 2008 Центральный Банк стал каждый день регулировать максимальные средства на аукционах прямого РЕПО, а с февраля следующего года стал устанавливать наименьшую ставку процента средств которые предоставляются на аукционе (но не ниже минимальных ставок процента). Эти параметры устанавливаются Центральным Банком на основании текущей ситуации на денежном рынке России и развитием ликвидности банковского сектора.

1.4 Управление Банком России золотовалютными резервами

Очередным значимым фактором, формирующим актив национальных банков, конечно, служит объем золотовалютных резервов, формирующихся центральным банком. Ясно, что большую силу на формирование денежного спроса и денежно-кредитную политику прилагает состояние торгового баланса, тенденция цен основных экспортных товарах страны на мировом рынке, и обслуживание внешнего долга. Благодаря этому данные Российской внешней торговли, золотовалютные резервы стали главными факторами описывающими правильность ведения ДКП ее задачам и целям.У многих центральных банков наибольшей частью резервов являются ценные бумаги, эмитируемые правительствами других стран, нац. агентствами и эмитентами-частниками, их ценные бумаги инициативно продаются и покупаются на фондовых рынках мира и имеют высокий кредитный рейтинг. Центральный Банк РФ не исключение.

Соответственно целям и по порядку, который установлен ФЗ, Центральный Банк использует полномочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом и золотовалютными резервами.

По факту, восполняющим источником резервов валюты считаются операции Центрального Банка РФ на валютном рынке. Прибавка иностранной валюты является основным фактором прибавки золотовалютных резервов, это может быть следствием благоприятной обстановки для экспорта, активное торговое сальдо, поток инвестиций из других стран.

2. Анализ деятельности Банка России как регулятора движения капиталов на рынке ценных бумаг 2.1 Регулятивная роль Банка России на рынке ценных бумаг

Деятельность Центрального банка обуславливающая его участником рынка ценных бумаг проводится по двум направлениям

Проведение операций на фондовом рынке

Функции надзора за выпуском ценных бумаг являются контролем за соблюдением норм и законов о выпуске ценных бумаг банками. ФЗ «О Центральном банке РФ» гласит, что Банк России «регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами» Для становления системы регистрации выпуска акций банками являющимися коммерческими на государственном уровне, учрежденных в виде открытых акционерных обществ, а также облигаций, Центральный Банк РФ выпустил Инструкцию 102 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ» Управление деятельностью связанной с инвестициями банков Центральным Банком РФ стремится к стабильности всей банковской системы, защите эмитентов и инвесторских интересов. С полномочиями данными ему, Центральный Банк РФ регулирует ограничения для коммерческих банков:

Регулирует обязательные экономические нормы, устанавливает правила расчета рисков кредитных организаций и их величину;

Устанавливает правила сделок с ценными бумагами, их распределения по бухгалтерским счетам, отчетные формы по нынешнему законодательству

Регулирует переоценку вложений в ценные бумаги и учреждения рисковых резервов по операциям с ними.

Регулирует требования к внутреннему контролю банков

Центральный Банк РФ предложил методику кредитным организациям при расчете активов, ее основа лежит в разделении рисков по инструментам связанных с финансами. Центральный банк, не устанавливает жестких мер расчета рыночных рисков связанных со бухгалтерскими счетами.

Кроме ограничения рисков по ценным бумагам размерами собственного капитала, Банк России через установление обязательных экономических нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги.Согласно Инструкции Банка России «Об обязательных нормативах банков» 110-И, общий объем вложений банка в акции, приобретенные для инвестирования (за исключением вложений, уменьшающих показатель собственного капитала банка), а также части вложений банка в акции, приобретенные для перепродажи (за исключением вложений, которые составляют менее 5% зарегистрированного уставного капитала организации-эмитента), не должен превышать 25% собственного капитала банка (норматив Н12).Вложения банков в ценные бумаги какого-либо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 – максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретенные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета.

2.2 Регулирование Банком России операций резидентов с ценными бумагами нерезидентовВ данной сфере задача банка России практически сводится лишь к одной цели: предотвратить утечку из страны капиталов, принявшую колоссальные масштабы. По различным оценкам за десять лет реформ из страны было вывезено капиталов на сумму от 100 до 250 млрд. долларов. Косвенным образом параметры утечки капиталов из страны характеризуют официальные данные, представленные в составе отдельных статей платежного баланса

Привнесении инвестором взноса в уставный капитал оффшорной компании, финансовой компании — нерезидента, кредитной организации за границей (при условии, что инвестор не является кредитной организацией) инвестиционные операции на сумму свыше 1 млн. долл. США регулируются Положением ЦБ РФ от 20.07.99 г. № 82-П «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала», а также Положением ЦБ РФ от 21.12.2000 г. № 129-П «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешении юридическим лицам — резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала».Ко всем остальным операциям, связанным с инвестициями, применяются положения, содержащиеся в письме ЦБ РФ от 06.10.95 г. № 12-524 «О перечне документов, представляемых для получения лицензий на операции, связанные с движением капитала», которое предусматривает лишь перечень документов, необходимых для получения разрешения ЦБ РФ на совершение конкретной валютной операции. Порядок предоставления документов и совершения операции, не подпадающей под действие названных положений, письмом № 12- 524 или иными актами комплексного характера не регламентирован.Особо следует сказать об операциях, связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ. Эти операции подпадают под действие Положения ЦБ РФ от 05.07.2001 г. № 142-П «О порядке проведения юридическими лицами — резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств» (далее — Положение № 142-П). Данное письмо содержит перечень документов, которые необходимо представить в ЦБ РФ для получения разрешения на совершение валютной операции, связанной с движением капитала. В нем называются десять основных документов, необходимых для совершения практически любой валютной операции, а применительно к прямым и портфельным инвестициям — еще четыре.Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положение Банка России № 39, утвержденное приказом Банка России от 24.04.1996 года № 02-94 (в редакции от 20.08.2002года) не содержат каких-либо ограничений по видам ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте (в т.ч. в отношении акций), приобретаемых физическими лицами — резидентами на основании вышеуказанных нормативных актов независимо от доли участия физического лица — резидента в уставном капитале.Физическое лицо — резидент вправе приобретать ценные бумаги через брокера (посредника) — нерезидента. При этом перевод иностранной валюты в оплату ценных бумаг со счета физического лица — резидента на счет посредника (брокера) — нерезидента по договору, предусматривающему приобретение ценных бумаг в иностранной валюте на финансовых рынках, осуществляется без разрешения Банка России.Перевод физическим лицом — резидентом иностранной валюты в оплату услуг посредника (брокера) — нерезидента по вышеуказанному договору осуществляется без разрешения Банка России на основании подпункта 1.1.24 Положения Банка России № 39.Уполномоченный банк осуществляет контроль за тем, чтобы сумма переводимой физическим лицом — резидентом иностранной валюты на цели покупки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, со счетов в этом уполномоченном банке не превышала 75 тысяч долларов США в течение календарного года в случаях, когда:- перевод осуществляется единовременно;- переводы осуществляются в течете календарного года физическим лицом — резидентом через данный банк.

ЗаключениеПо мере развития финансовых рынков, институтов и инструментов операции центрального банка на рынке ценных бумаг становятся незаменимым и все более широко используемым инструментом денежно-кредитной политики в процессе рефинансирования банковской системы, регулирования структуры денежного предложения, управления золотовалютными резервами, состоянием платежного баланса и движением иностранных инвестиций.Специфика участия Банка России на рынке ценных бумаг проявляется двояко: с одной стороны он относится к числу регуляторов рынка, регламентируя деятельность, в том числе на рынке ценных бумаг, коммерческих банков, порядок инвестирования средств нерезидентами в российские ценные бумаги и резидентами в иностранные ценные бумаги, с другой стороны — он является участником рынка, поскольку к инструментам денежно-кредитной политики Центрального банка относятся банковские операции Банка России на рынке ценных бумаг.Банковские операции центрального банка с использованием ценных бумаг можно сгруппировать в три большие группы:- прямые операции с ценными бумагами: купля, продажа, эмиссия;- операции РЕПО и ломбардные кредиты;-операции с ценными бумагами, используемыми в процессе управления золотовалютными резервами — операции на международных финансовых рынках.Исследование показало, что с начала рыночных реформ Банк России применял в своей деятельности весь спектр используемых в международной практике банковских операций. Однако, за исключением прямых вложений в государственные ценные бумаги и привлечения депозитов, количество и качество большинства используемых инструментов имело несущественный характер. Основным инструментом денежно-кредитной политики сегодня выступают операции Банка России на валютном рынке. Вместе с тем, с точки зрения дальнейших перспектив, по мере развития отечественного фондового рынка, операции Банка России с использованием ценных бумаг в качестве инструментов денежно-кредитной политики, несомненно, будут приобретать весомое, если не приоритетное значение. В условиях либерализации валютного законодательства роль операций на валютном рынке как инструмента денежно-кредитной политики будет постепенно снижаться, это требует формирования новых механизмов регулирования рублевой ликвидности.Исследование роли Центрального банка РФ в становлении современного рынка ценных бумаг России позволяет утверждать, что Банк России внес ключевой созидательный вклад в формирование рынка государственных ценных бумаг, на базе инфраструктуры которого впоследствии сформировался полноценный рынок ценных бумаг с сегментами корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов. При этом с начала рыночных реформ формат финансовых взаимоотношений между Банком России и Правительством РФ эволюционировал от прямого кредитования дефицита государственного бюджета до осуществления Центральным банком РФ операций с государственными ценными бумагами в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики. То есть сегодня на первый план выходит построение Банком России отношений, способствующих выполнению функций, возложенных на него Конституцией РФ, по защите и обеспечению устойчивости рубля. Заинтересованность нерезидентов в инвестировании в российские государственные ценные бумаги обеспечивалась двумя основными факторами: высокой рублевой доходностью госбумаг и возможностью беспрепятственной конвертации рублевых доходов в иностранную валюту по выгодному курсу и немедленной репатриации валютной выручки. В настоящее время политика Банка России в отношении нерезидентов стимулирует последних к инвестициям в долевые ценные бумаги, предоставляя им возможность беспрепятственной репатриации дохода от таких вложений, тогда как для репатриации инвестиций в долговые ценные бумаги корпоративного сектора экономики требуется замораживание репатриируемых средств на годичный срок. Поскольку приток инвестиций в виде участия в капитале является более предпочтительным, чем в виде долгового финансирования, позиция Банка России может восприниматься как целесообразная, однако механизм ее реализации может оттолкнуть потенциальных инвесторов от рынка долговых ценных бумаг.

Смотрите так же:  Минимальные требования dirt 3

Операции на открытом рынке — это главный инструмент денежно-кредитной политики правительства и Центрального Банка

Здравствуйте, друзья. По личным вопросам часто приходится общаться с представителем Центрального банка.

Очень уж мне интересно было узнать, какой фронт работ этому человеку за годы трудового стажа поднадоел больше всего.

Оказалось, что открытый рынок уже стал, как кость в горле. Чтобы был понятнее масштаб существующего напряжения, расскажу вам, дорогие читатели, про операции на открытом рынке – что это и в чем заключаются главные особенности. Не проходите мимо такой занятной и полезной информации.

Что представляют собой операции на открытом рынке?

Открытый рынок — это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг на вторичном рынке. Покупки на открытом рынке оплачиваются Центральным банком увеличением резервного счета банка продавца.

Суммарные денежные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы.

Поскольку Центральный банк является крупнейшем дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг.

Следовательно, Центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Это самый лучший инструмент, однако его эффективность снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы.

Преимущества данного метода:

  1. Центральный банк может контролировать объем операций;
  2. операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;
  3. операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;
  4. рынок ликвиден и скорость проведения операций высока ине зависит от административных проволочек.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций:

  • прямые сделки — покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Покупатель становится собственником бумаг, которые не имеют срока погашения;
  • сделки репо — проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьировать.

По типам операции открытого рынка делятся:

  1. динамические операции — направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки;
  2. защитные операции — проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо.

Применение операций открытого рынка зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

Валютные интервенции — покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Они воздействуют на курс рубля по отношению к доллару.

Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка — к его понижению.

Если Центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег.

Валютные свопы — это операции купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Они позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Косвенные методы денежно-кредитной политики

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики.

Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке.

Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно обращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен.

Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируемые органами власти:

  1. долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Банк Испании, Европейский центральный банк);
  2. финансовые векселя (Банк Англии, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
  3. облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок.

При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО.

Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финансового кризиса 1998 года. Предметом сделок были государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ).

Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России.

То есть сделки заключались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств.

Предполагалось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Применение операций открытого рынка как инструмента денежно- кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

После финансового кризиса 1998 года Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле Центрального банка РФ государственных бумаг, пользующихся спросом.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит.

Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций.

Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от некоторых субъектов Российской Федерации.

Эти эмитенты обращаются в Центральный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно дает положительный результат.

Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации — список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО.

Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно.

При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг.

Во избежание такой ситуации на рынке ценных бумаг он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг Московского межбанковского центра.

Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует «операции РЕПО».

Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня.

Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

Open Market Operations

Операции на открытом рынке (Open Market Operations) — это депозитные и кредитные операции репо, операции по купле-продаже активов (ценных бумаг или валюты).

Операции на открытом рынке являются монетарными операциями, составляют в странах с активной процентной политикой операционную базу денежно-кредитной политики центрального банка страны.

Их применение наряду с механизмом обязательных резервных требований и постоянными депозитными и кредитными операциями овернайт позволяет эффективно регулировать денежно-кредитный рынок и реализовывать денежно-кредитную политику.

Операции на открытом рынке разделяют на следующие виды:

  • регулярные;
  • операции по рефинансированию или депонированию на более длительный срок (как правило 3 месяца, реже — 6, 9, 12 мес.);
  • операции корректировки;
  • структурные операции.

Регулярные операции на открытом рынке являются наиболее распространенными операциями центральных банков. Они проводятся регулярно на основе четко определенного графика.

Чаще всего это — депозитные или кредитные операции на открытом рынке с 7 или 14 дневными срокам.

Регулярные операции на открытом рынке является операционной основой денежно-кредитной политики центральных банков и используются для регулирования процентных ставок управления ликвидностью рынка и отражения состояния денежно-кредитной политики.

Регулярные операции на открытом рынке обеспечивают основной объем рефинансирования банков в условиях недостаточной ликвидности или стерилизации ликвидности банков в условиях ее избыточного уровня.

Процентная ставка по регулярным операциям на открытом рынке признается базовой ставкой центрального банка и является ориентиром стоимости денег для субъектов денежно-кредитного рынка.

Операции корректировки имеют целью быстрое корректирование неожиданного колебания ликвидности на рынке с целью сглаживания влияния на процентные ставки.

Они не имеют стандартизированных сроков и регулярности и проводятся преимущественно в виде обратных операций, реже — могут принимать форму прямых операций, свопов по обмену иностранной валюты и привлечения срочных депозитов путем быстрых тендеров или двусторонних процедур.

Структурные операции проводятся по инициативе центрального банка для структурного регулирования финансового рынка путем выпуска долговых сертификатов, обратных и прямых операций на регулярной или нерегулярной основе.

Что такое операции на открытом рынке?

Операции на открытом рынке – это своего рода сделки, совершаемые исключительно на официальном уровне только центральным банком определенного государства.

Операции на открытом рынке также могут быть использованы для стабилизации цен на государственные ценные бумаги, цель, которого вступает в конфликт с временной кредитной политикой центрального банка.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги на открытом рынке, эффект будет увеличивать резервы коммерческих банков, на основе которых они могут расширить свои кредиты и инвестиции.

Чтобы увеличить стоимость государственных ценных бумаг, что эквивалентно уменьшению процентных ставок и, чтобы уменьшить процентные ставки, как правило, таким образом поощряя инвестиции в бизнесе.

Наблюдатели расходятся во мнениях относительно целесообразности такой политики. Сторонники считают, что дело в обоих краткосрочных и долгосрочных ценных бумагах приведет к искажению структуры процентных ставок и, следовательно, выделение кредита.

Оппоненты считают, что это было бы вполне уместно, так как процентные ставки по долгосрочным ценным бумагам имеют более непосредственное влияние на долгосрочную тенденцию инвестиционной деятельности, которая отвечает за колебания занятости и доходов.

Федеральная резервная система

Операции на открытом рынке являются Федеральной резервной системой (ФРС) наиболее гибких и часто используемых средств для осуществления денежно-кредитной политики государства.

Федеральная резервная системы имеет в своем распоряжении несколько различных типов OMO, хотя наиболее часто используемыми являются РЕПО и покупка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке позволяют ФРС повлиять на поставку резервных остатков в банковской системе и тем самым влиять на краткосрочные процентные ставки и достижения других целей денежно-кредитной политики.

Помимо операций на открытом рынке, ФРС может повлиять на уровень резервных остатков либо реинвестирования доходов от созревания бумаг на счете открытой рыночной системы в новые ценные бумаги (резервные и нейтральные) или их погашением со сроком погашения ценных бумаг (резервным осушением).

Операции на открытом рынке являются одним из трех основных инструментов, используемых Федеральной резервной системой для достижения своих целей денежно-кредитной политики.

Регулируя уровень резервных остатков в банковской системе через операции на открытом рынке, ФРС может компенсировать или поддерживать постоянные, сезонные или циклические изменения в поставку резервных остатков и тем самым влияют на краткосрочные процентные ставки и расширения других процентных ставок.

Денежно-кредитная политика и эффективность использования резервных остатков

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, является верхней денежно-кредитной политикой органов Федеральной резервной системы.

Делегирует ответственность за осуществление денежно-кредитной политики США менеджеру открытого счета Market System в Федеральном резервном банке Нью-Йорке через авторизации. Это разрешение содержится в протоколе первого заседания каждого года.

После каждой встречи политики, которые происходят через каждые шесть-восемь недель, FOMC издает директиву SOMA Manager, в которой излагает подход к денежно-кредитной политики, что FOMC считает целесообразным в течение определенного периода времени между его заседаниями.

Директива содержит норму, по которой FOMC хотели бы получить средства для торговли за определенный период.

Федеральная резервная система проводит операции на открытом рынке с первичными дилерами, дилерами государственных ценных бумаг, которые имеют установленные торговые отношения с Федеральной резервной системой.

Эта структура работает, потому что первичные дилеры имеют счета в клиринговых банков, которые являются депозитными учреждениями.

Поэтому, когда Федеральная резервная система отправляет и получает денежные средства со счета дилера на его клирингового банка, это действие добавляет или сливает резервы в банковскую систему.

Благодаря этой корректировки на поставку резервных остатков, операции на открытом рынке влияют на федеральные средства и процентную ставку, что депозитарные учреждения платят, когда они заимствуют необеспеченные кредиты резервных остатков на срок друг от друга.

Банки могут заимствовать резервы на рынке федеральных фондов для удовлетворения резервных требований, установленных Федеральной резервной системы, а также для обеспечения надлежащих остатков на своих счетах в ФРС, чтобы покрыть чеки и электронные платежи, от их имени.

Изменения ставки по федеральным фондам часто оказывают сильное влияние на другие краткосрочные ставки.

Для того, чтобы наиболее эффективно влиять на уровень резервных остатков, Федеральная резервная система создала то, что называется «структурным дефицитом».

То есть, она создала постоянные дополнения в поставку резервных остатков, которые несколько меньше, чем объем от общей потребности. Затем на сезонной и суточной основе, все находится в таком положении, чтобы добавить балансы временно, чтобы добраться до нужного уровня.

В дополнение к портфелю СОМА, общий портфель ФРС включает в себя долгосрочные РЕПО и краткосрочную книгу РЕПО. РЕПО называют также соглашения РЕПО или RPS, что является одной из форм кредита, обеспеченного залогом, где ФРС предоставляет деньги первичных дилеров, а также первичные дилеры дают высококачественные ценные бумаги ФРС в качестве общего залога по кредиту.

В то время как портфель СОМА компенсирует факторы, которые постоянно стекают или остатки от банковской системы, в виде банкнот Федеральной резервной системы, учет репо долгосрочно используется для компенсации сезонных перемещений в факторах.

Книга РЕПО краткосрочна, и состоит из операций РЕПО с более короткими, чем 14-дневного погашения, а также преобладают однодневные сделки РЕПО.

Эти операции, как правило, проводятся каждый день, чтобы точно настроить уровень банковских резервов, необходимых в этот день.

Хотя, как правило, эти операции будут добавлять балансы, иногда система должна иметь погашенные остатки, и в этом случае бюро будет проводить обратную операцию РЕПО.

РЕПО и обратный РЕПО могут проводиться на срок до 65 рабочих дней. Они, как правило, остановились на тот же день, хотя они могут быть решены и раньше.

Смотрите так же:  Штраф по почте не получил письмо

Для получения информации о приемлемых для обеспечения сделок РЕПО, следует изучить Федеральный закон о резерве, и внутреннем разрешении, которое существует в протоколе для первого ежегодного заседания.

Сбор информации, подготовка и проведение

Персонал начинает каждый рабочий день путем сбора информации о деятельности рынка из целого ряда источников.

Трейдеров ФРС обсуждают с первичными дилерами, как на следующий день может разворачиваться ход событий на рынке ценных бумаг и как задача дилерского финансирования своих позиций ценных бумаг, в этот момент прогрессирует.

Персонал также говорит с крупными банками о своих резервных потребностях и планах банков для их удовлетворения и о работе брокеров, а также их деятельности на этом рынке.

Сбор данных по банковским резервам за предыдущий день и прогнозы факторов, которые могут повлиять на резервы для будущих дней – задача для рабочего персонала.

Персонал также получает информацию от казначейства о своем балансе в Федеральной резервной системе, а также помогает в управлении казначейства. этот баланс и казначейские счета в коммерческих банках.

Этот план рассматривается с участием заинтересованных сторон вокруг системы во время телефонной конференции каждое утро.

Условия на финансовых рынках, в том числе внутренних ценных бумагах и денежных рынков, а также валютных рынках,рассматриваются в настоящее время.

Когда вызов конференции завершен, стол проводит любые согласованные операции на открытом рынке.

Для операции РЕПО объявление заявляет время и срок проведения аукциона, однако не определяет его размер. Размер операции обычно бывает объявлен позже, после завершения операции.

Предложения дилеров оцениваются по конкурсной, лучшей цене. Первичные дилеры, как правило, дают около 10 минут, чтобы представить свои предложения и уведомление о результатах примерно через минуту после закрытия аукциона.

Результаты аукциона также одновременно будут отправлены на внешний веб-сайт банка.

Эти операции, как правило, открыты около 30 минут. Дилеры совершают ставки по ценным бумагам, а Федеральная резервная система сравнивает относительное преимущество предложений через ценные бумаги, принимая лучшие относительно цены предложения, представленные участвующими сторонами.

Как правило, доходы реинвестируются, как и размер постоянного резерва. Время от времени, в связи с рекомендациями портфеля или потребностей резервов, доходы будут получены, что уменьшает размер портфеля и полностью истощает резервные остатки из банковской системы.

Операции Центрального Банка на открытом рынке

Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков.

Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг.

Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО).

В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка.

Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей.

Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов.

Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения.

Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев.

Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Операция РЕПО представляет собой сделку, состоящую из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене.

Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления денежных средств ценные бумаги, выступающие в качестве обеспечения, переходят в собственность к кредитору, что снижает кредитный риск по данному виду операций и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком.

В настоящее время операции РЕПО используются Банком России только для предоставления ликвидности коммерческим банкам.

По первой части сделок Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент – кредитная организация – в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение.

Операции РЕПО с Банком России проводятся на организованных торгах на Фондовой бирже ММВБ и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Московской Биржи и информационной системы Bloomberg.

Операции обратного модифицированного РЕПО, предусматривающие продажу Банком России ценных бумаг из установленного перечня с обязательством обратной покупки, применялись Банком России в качестве инструмента абсорбирования банковской ликвидности до 2004 года и в настоящее время не проводятся.

Пример. В начале 2014 года курс рубля стал стремительно падать. В связи с ростом инфляционных опасений такая ситуация перестала устраивать Банк России.

Как результат, коммерческие банки начали фиксировать прибыль по валютным позициям для восполнения провалов в ликвидности, рубль начал укрепляться.

Операции с облигациями Банка России

Выпуск центральными банками собственных краткосрочных облигаций достаточно широко распространён в мировой практике проведения денежно-кредитной политики.

Особенно активно данные операции используются в странах с развивающимися финансовыми рынками, для которых характерен систематический профицит ликвидности банковского сектора.

Собственные облигации, в частности, выпускают центральные банки Южной Кореи, Израиля, Бразилии, Чили, Южно-Африканской Республики.

Размещение облигаций центрального банка используется для стерилизации ликвидности, как правило, на сроки от нескольких месяцев до 1 года, однако возможно использование и более долгосрочных бумаг (со сроками до 3-5 лет).

Операции с облигациями центрального банка являются достаточно гибким инструментом регулирования банковской ликвидности, так как кредитная организация, являющаяся их держателем, при необходимости может использовать их в качестве обеспечения по операциям межбанковского кредитования и/или привлечения рефинансирования со стороны центрального банка.

Кроме того, кредитная организация также может реализовать данные бумаги на вторичном рынке, либо, если это предусмотрено, продать их центральному банку.

В периоды формирования устойчивого профицита банковской ликвидности операции с ОБР являются одним из рыночных инструментом стерилизации ликвидности (к данному типу операций также относятся депозитные аукционы).

Удобством использования операций с ОБР для кредитных организаций является возможность досрочной реализации ценных бумаг на вторичном рынке, а также возможность их использования в качестве обеспечения как по сделкам межбанковского кредитования, так и по операциям предоставления ликвидности Банка России.

ОБР включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России.

Право на выпуск Банком России собственных облигаций в целях реализации денежно-кредитной политики устанавливается ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Эмиссия ОБР осуществляется в соответствии со ст. 27.5-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением Банка России от 29.03.2006 № 284-П «О порядке эмиссии облигаций Банка России».

Политика открытого рынка

Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже центральным банком государственных ценных бумаг.

Это самый оперативный и действенный метод денежно-кредитной политики. Центральный банк, проводя операции на открытом рынке, увеличивает (при покупке ценных бумаг) или уменьшает (при продаже ценных бумаг) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что вызывает изменения стоимости кредита и спроса на деньги.

Желая затормозить эмиссию денег и ограничить кредитную экспансию банков, центральный банк продает на рынке ценные бумаги, списывая соответствующие суммы с резервных счетов коммерческих банков, купивших эти бумаги.

Вследствие чего происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Напротив, пытаясь стимулировать выпуск денег и предоставление кредитов, центральный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги, зачисляя стоимость этих бумаг на резервные счета банков, высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Центрального банка РФ.

Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. Однако успех политики открытого рынка зависит от ряда факторов.

Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также, когда центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных условиях для коммерческих банков, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  1. условий сделки — подразделяются на операции купли- продажи и операции с обратным выкупом (сделки РЕПО);
  2. достижения оперативных целей денежно-кредитной политики;
  3. объектов сделок — операции с государственными или частными бумагами;
  4. срочности сделки — краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  5. сферы проведения операций — охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  6. способа установления ставок — определяемые или центральным банком, или рынком.

Сделка РЕПО состоит из двух частей: сначала одна сторона продает ценные бумаги другой стороне и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию другой стороны), затем происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи.

Юридически договор между участниками сделки РЕПО — особый вид договора купли- продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они:

  • обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого не нужно вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу;
  • ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом.

Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от двух важнейших факторов: институционального — т.е. структуры кредитной системы, и законодательного — стимулирующего или сдерживающего осуществление операций с ценными бумагами.

В странах, где центральные банки ориентируются на использование данного инструмента регулирования (Япония, Франция, Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг.

При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение.

Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его воздействие на количественные параметры денежного рынка становится все более ощутимым.

Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является их способность реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

Инструменты кредитно-денежной политики в распоряжении правительства и Центрального банка

Основная цель кредитно-денежной политики правительства и Центробанка заключается в том, чтобы с помощью изменений в денежном предложении добиваться стабилизации национального производства, полной занятости, умеренной инфляции. О

Специфические приемы, которыми Центральнью банк воздействует на избыточные резервы, заслуживают отдельного рассмотрения.

Прежде всего назовем их:

  1. изменение резервной нормы;
  2. изменение учетной ставки;
  3. операции на открытом рынке.

Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает существенное влияние на возможности банков создавать новые деньги путем кредитования.

Увеличение нормы RR уменьшает банковский мультипликатор, избыточные резервы банковской системы и, следовательно, возможности увеличения денежного предложения.

Такие действия Центробанка квалифицируют как рестриктивную (сдерживающую) кредитно-денежную политику. Если же ЦБ, наоборот, снизит резервные требования, то избыточные резервы банков увеличатся.

Они смогут предоставлять кредиты в больших размерах, и потому предложение денег возрастет. Такая политика называется экспансионистской (стимулирующей).

Изменение RR — мощное оружие (во многом благодаря кумулятивному эффекту банковского мультипликатора), и потому к нему прибегают крайне редко. Нестабильность RR означала бы непредсказуемость кредитных ресурсов, что весьма нежелательно для денежного рынка.

Изменение учетной ставки

Учетная ставка это процент, под который Центробанк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Обычно они служат «последним средством» от банкротства, когда прочие способы помощи уже испробованы.

Получая ссуду, коммерческий банк выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным обеспечением: государственными краткосрочными облигациями и коммерческими векселями.

Устанавливая контроль за деятельностью «нуждающегося» банка, Центробанк стремится разобраться в причинах его затруднений. Часто выдача таких ссуд сопровождается назначением Центробанком новой временной администрации банка.

Повышая учетную ставку, ЦБ стремится снизить интерес коммерческих банков к его ссудам и тем самым ограничить предложение денег на рынке.

Поскольку суммы ссуд, которые ЦБ может предоставить коммерческим банкам, сравнительно невелики, то и изменения учетной ставки не играют серьезной роли в формировании денежного предложения.

Операции на открытом рынке

Это наиболее важный, буквально еженедельно применяемый способ контроля денежного предложения. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций, векселей) коммерческим банкам и населению.

Государственные краткосрочные ценные бумаги пускаются в оборот Центральным банком, чтобы покрыть ту часть государственных расходов, которая не покрывается за счет налогов.

Рассмотрим как конкретно купля и продажа государственных ценных бумаг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и, тем самым, на предложение денег.

Покупая казначейские обязательства у коммерческих банков, Центробанк тем самым увеличивает их избыточные резервы (ER). Действие банковского мультипликатора дает кумулятивный эффект роста денежного предложения: М3 = ER.

Тот же эффект срабатывает и в обратном направлении, когда ЦБ продает имеющиеся у него государственные ценные бумага. Т. е. сокращение предложения денег оказывается более значительным, чем сокращение избыточных резервов.

Единственное отличие заключается в том, что, продавая Центральному банку казначейские ценные бумаги или покупая их у него, население и фирмы изменяют свои текущие (расчетные) счета в коммерческих банках.

Учет полученных от населения обязательств Центробанка позволяет коммерческим банкам так же, как и в первом случае, увеличить свои избыточные резервы.

Операции на открытом рынке быстро и эффективно влияют на денежное предложение. Но что заставляет коммерческие банки фирмы и население участвовать в этих сделках с Центральным банком?

Ответить на этот вопрос не сложно, если вспомнить, что курсовая стоимость ценных бумаг и фактический процент дохода по ним находятся в обратной зависимости.

Когда ЦБ решает покупать государственные ценные бумаги, это увеличивает совокупный спрос на них. Их курсовая стоимость растет, процент дохода понижается, и держателям ценных бумаг становится выгодным их продавать.

Наоборот, продавая казначейские обязательства, ЦБ увеличивает их предложение на рынке, чем понижает их курсовую стоимость. Зато возрастает доходность. Ценные бумага станет выгодно покупать.

Помимо перечисленных инструментов существует еще ряд методов воздействия федеральной власти на денежное предложение:

  • во-первых, законодательно может быть установлена маржа при покупке ценных бумаг. Например, требуется при их покупке оплатить сразу не менее 50% стоимости, причем собственными, а не заемными средствами. Эта мера направлена против излишних спекуляций с ценными бумагами, способными вызвать крах фондовой биржи и экономический хаос;
  • во-вторых, могут быть введены определенные ограничения на потребительский кредит.
Требования к ценным бумагам используемым на открытом рынке