Глава 28 НК РФ Транспортный налог

Транспортный налог

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.

Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:

  • объекты налогообложения;
  • протяжённость налогового периода;
  • способ расчёта транспортного налога;
  • льготные категории граждан и транспортных средств

Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.

Ставки и сроки уплаты транспортного налога

Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:

  • региональная фиксированная ставка
  • количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
  • количество месяцев владения, разделённое на 12

Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.

Особенности льготы по транспортному налогу

Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.

Как используется властями транспортный налог

Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.

Транспортный налог для физических лиц

Порядок налогообложения физических лиц, владеющих транспортными средствами, соответствующим налогом, так же, как и для организаций – установлен положениями Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, указанных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Транспортный налог необходимо уплатить, если на Вас зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, а именно:

  • автомобили,
  • мотоциклы,
  • мотороллеры,
  • автобусы,
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,
  • самолеты,
  • вертолеты,
  • теплоходы,
  • яхты,
  • парусные суда,
  • катера,
  • снегоходы,
  • мотосани,
  • моторные лодки,
  • гидроциклы,
  • несамоходные (буксируемые суда),
  • другие* водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

*Согласно п.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ» (утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003г. №БГ-3-21/177), перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства.

В соответствии с положениями п.1 ст.362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений предоставляемых ГИБДД.

Таким образом, если автомобиль был продан, но не снят с учета в ГИБДД и не перерегистрирован на нового владельца (например – продан по доверенности), то платить налог по этому автомобилю должен тот гражданин, на которого эта машина зарегистрирована, а не новый водитель.

Уплачивается транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляется владельцу транспортного средства налоговой инспекцией (п.3 ст.363 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год в соответствии с п.1 ст.360 НК РФ.

Обратите внимание:Направление налогового уведомления допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году его направления (п.3 ст.363 НК РФ).

Получить информацию о задолженности по транспортному налогу можно, воспользовавшись интернет-сайтом ФНС России (www.nalog.ru) и УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru) с помощью online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», выбрав в меню опцию «Узнай свою задолженность».

Для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо заполнить форму запроса – в ней указывается ИНН, фамилия, имя, отчество и система предоставит сведения о наличии (отсутствии) задолженности в любом регионе РФ по транспортному, земельному налогам или по налогу на имущество физических лиц.

Одним из плюсов системы является возможность формирования и распечатки платежных документов для оплаты задолженности по налогам, штрафам, пени.

Кроме того, жители Москвы могут оплатить задолженность пластиковой картой прямо с сайта. Минус такой оплаты – у налогоплательщика не остается никаких документов, ее подтверждающих, кроме выписки с банковского счета.

В статье будут рассмотрены особенности действующего законодательства, касающегося расчета суммы транспортного налога для физических лиц и льгот по налогу, установленных законом города Москвы.

Когда транспортный налог платить не нужно

Согласно п.2 ст.358 НК РФ, не облагаются транспортным налогом:

  • Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
  • Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
  • Промысловые морские и речные суда.
  • Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
  • Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
  • Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

При этом, к сельскохозяйственным производителям относятся, в том числе и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Об этом напоминает Минфин РФ в своем Письме от 28.07.2008г. №03-05-04-04/07:

«В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 января 2007 года признаны, в частности, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Федеральный закон №112).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона №112 личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, при совместном осуществлении ведения личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в собственности данного гражданина, соответствующие транспортные средства, зарегистрированные на гражданина или членов его семьи, не являются объектом налогообложения согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса.»

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести вышеуказанное письмо Минфина до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС РФ от 04.08.2008г. №ШС-6-3/[email protected]

Порядок расчета транспортного налога

Сумма транспортного налога, которую нужно будет заплатить в бюджет, зависит:

  • От того, сколько месяцев в году транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД.

Например, если автомобиль был приобретен (или продан) в середине года, то и сумма транспортного налога будет меньше, чем за целый год.

Согласно п.3 ст.362 НК РФ, в случае регистрации, снятия транспортного средства с регистрации* в течение календарного года, исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента, определяемого как:

  • отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

*Снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.

  • От налоговой базы (для автомашин – от мощности двигателя в лошадиных силах).

Согласно положениям ст.359 НК РФ, налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству следующим образом:

  • В отношении транспортных средств, имеющих двигатели* — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

*За исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

  • В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
  • В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.
  • От налоговой ставки.

Согласно ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от:

  • мощности двигателя,
  • тяги реактивного двигателя, или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя,
  • один килограмм силы тяги реактивного двигателя,
  • одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Транспортный налог: общие положения и особенности

Транспортный налог обязаны платить все владельцы транспортных средств независимо от организационно-правовой формы собственности. Однако ряд граждан или организаций могут претендовать на льготы по его уплате. Об этом, а также о порядке расчета и сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики.

Налог на транспорт: общие положения

Транспортный налог введен в России в 2003 году. Экономический смысл данного налога — компенсация владельцами автомобилей и иных ТС вреда, наносимого окружающей среде и дорожному полотну. Аналогичную функцию выполняют:

  • акцизы на топливо и производство машин;
  • дорожные сборы;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемая с организаций и предпринимателей.

В связи с этим неоднократно поднимался вопрос об отмене транспортного налога. Однако в 2018-2019 годах он по-прежнему действует. Последние изменения по нему собраны в этой публикации. Планируется ли отмена транспортного налога в 2018-2019 гг., узнайте здесь.

Существует несколько точек зрения, как можно реформировать порядок взимания транспортного налога и сделать его более справедливым. Об одной из них мы рассказывали в статье «Включен ли транспортный налог в стоимость бензина».

Транспортный налог регулируется гл. 28 НК РФ, поступления от взимания налога направляются в бюджеты субъектов РФ. НК РФ определяет:

  • объект налогообложения;
  • алгоритм расчета налоговой базы и самой суммы налога к уплате;
  • налоговый период и максимальный размер ставок.

В ведении законодательных органов субъектов РФ согласно положениям ст. 363 НК РФ находятся:

  • определение размера ставок – их увеличение (уменьшение) в пределах, установленных ст. 361 НК РФ;
  • сроки уплаты;

Для крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне устанавливается отдельный порядок подачи декларации (ст. 363.1 НК РФ).

Транспортным налогом облагаются:

  • автомобили, мотоциклы, автобусы;

О транспортном налоге на автомобили в России в 2018-2019 годах рассказывает эта статья.

  • самолеты, вертолеты;
  • воздушные, морские, речные, буксируемые суда;
  • прочий транспорт, указанный в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу зависит от типа ТС:

  • Для автомобилей и иного транспорта, мощность которого измеряется в лошадиных силах, налоговая база будет равна числу лошадиных сил согласно данным ПТС. Если мощность объекта обложения измеряется в киловаттах, то для расчета налога 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы.
  • Для самолетов налоговая база — килограммы тяги.

Подробнее о том, как считать налоговую базу для целей уплаты транспортного налога в разных случаях, читайте в этой статье.

ВАЖНО! В некоторых субъектах РФ (например, Калужской области) налог не взимается с электромобилей, а владельцы машин на гибридном двигателе (бензиновом плюс электрическом) заплатят налог только с «бензиновых» лошадиных сил.

Налоговый период по транспортному налогу — календарный год. Как считать налоговый период в случае продажи автомобиля или его угона, читайте в нашей статье «Налоговый период при оплате транспортного налога (нюансы)».

Кто освобождается от оплаты транспортного налога

Прежде чем уточнить, кто освобождается от уплаты транспортного налога, напомним перечень лиц, которые платят данный налог. Это и физические, и юридические лица, и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Смотрите так же:  Приказ о гельминтозе

По каким ТС предусмотрена возможность не платить налог:

  • Налог может не платить владелец весельной лодки.
  • Сегвей, велосипед и скутер также не являются объектом обложения транспортным налогом.
  • Сельхозпроизводители не платят налог с техники, используемой в животноводстве и растениеводстве.
  • Не облагаются транспортным налогом самолеты и вертолеты санитарной и медицинской службы, как и морские буровые установки и суда, стационарные и плавучие платформы.
  • Если компания осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки, то не платит налог за принадлежащие ей ТС.
  • Корабли из перечня Российского международного реестра судов также не являются объектом обложения транспортным налогом.

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет список лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога. Как правило, в перечень льготников входят:

Подробнее о том, кто может претендовать на льготы по транспортному налогу, читайте в нашей публикации.

Региональные законодатели также могут предусмотреть послабления по уплате транспортного налога для организаций. Для компаний, расположенных в свободных экономических зонах, чиновники предусматривают каникулы по налогу на транспорт.

Когда не нужно платить транспортный налог, узнайте здесь.

Расчет транспортного налога в 2018-2019 годах

Физические и юридические лица считают размер налога за транспорт по-разному:

1. Для физлиц и предпринимателей транспортный налог рассчитывают налоговые инспекторы, рассылая уведомления об уплате налога «Почтой России» или размещая их электронные версии в личных кабинетах налогоплательщиков – физических лиц на сайте ФНС.

Чтобы проверить, правильно ли ИФНС рассчитала сумму налога за ваш автомобиль к уплате, вы можете использовать калькулятор на сайте ФНС или рассчитать налог вручную. Для расчета можете воспользоваться нашими подсказками.

2. Организации считают транспортный налог самостоятельно. Также они должны заполнять декларацию по налогу и фиксировать в бухгалтерском учете начисление и уплату авансовых платежей и самого налога за год. Какими проводками отразить начисление и оплату транспортного налога, расскажет вам статья «Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)».

А как заполнить декларацию, мы подскажем в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».

Дополнительную возможность уменьшения транспортный налог получил с 03.07.2016. Его величину, начисляемую по большегрузным автомобилям за периоды 2015–2018 годов, можно было уменьшать на суммы уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Такой вычет помогал снизить величину начисленного по большегрузам транспортного налога до нуля. Однако в 2019 году действие этой льготы заканчивается.

Если организация неверно посчитала налог на транспорт, нужно сделать перерасчет и сдать уточненную декларацию. Читайте об этом в нашей статье.

В нашей рубрике «Транспортный налог» мы собрали ряд типовых ситуаций по расчету данного налога, с которыми чаще всего сталкиваются налогоплательщики. Пример расчета транспортного налога при продаже автомобиля вы найдете здесь.

Если у вас возникает вопрос: кто должен платить налог за тот месяц, в котором состоялась купля-продажа авто, ответ на него мы даем в публикации.

От чего еще зависит размер транспортного налога по автомобилю? От повышающих коэффициентов. Подробнее о правилах их применения вы можете прочесть по ссылке.

Повышающий коэффициент по дорогим автомобилям должен публиковаться не позднее 1 марта того года, на который он устанавливается (закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ). Перечень на 2018 год вы найдете на официальном сайте Минпромторга.

К сожалению, в вашей жизни может произойти такое неприятное событие, как кража. Если у вас угнали автомобиль, налог на него вы можете не уплачивать. И с недавних пор сделать это стало проще. Об этом читайте здесь.

Срок уплаты транспортного налога

Периоды, в течение которых фирма или гражданин должны заплатить налог за транспорт, различаются:

  • для физических лиц установлены отдельные сроки перечисления транспортного платежа в бюджет;
  • организация же заплатит авансы (если это предусмотрено региональным законодательством) и сам годовой налог.

Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в данной публикации.

Физические лица, в том числе предприниматели, платят налог по данным писем, ежегодно рассылаемых ФНС. Как выглядит уведомление об уплате транспортного налога и как проверить содержащуюся в нем информацию, расскажет статья «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».

Получив письмо, где сообщается об обязанности заплатить транспортный налог, гражданин должен выбрать способ его оплаты. Наиболее современным, быстрым и наглядным способом является оплата через сайт госуслуг. В этой статье мы подробно расскажем, как пользоваться этим сайтом для оплаты налогов.

Как оплатить транспортный налог юридическому лицу

Юридические лица перечисляют транспортный налог по данным бухгалтерского учета ТС. Подробнее о том, как рассчитывают данный налог организации, расскажет наш материал.

НК РФ устанавливает отчетный и налоговый период по данному налогу. Чем они различаются и в какие сроки наступают, читайте в нашей статье.

В течение года организация должна платить авансы по налогу на транспорт. Возможно, в вашем регионе этого делать не нужно. А если нужно платить авансы, прочтите нашу статью «Авансовые платежи по транспортному налогу».

Порядок расчета и уплаты транспортного налога для «упрощенцев» такой же, как и для фирм на ОСН. Убедитесь в этом с помощью нашего материала «Транспортный налог при УСН».

О том, как платить транспортный налог ИП на УСН, узнайте здесь.

Как и любой другой бюджетный платеж, организация платит транспортный налог строго на определенный КБК. Проверьте, правильно ли вы уплачиваете налог, с помощью нашей публикации «КБК по транспортному налогу в 2018-2019 годах для организаций».

Сотрудники ИНФС отслеживают порядок сдачи отчетности и уплаты транспортного налога в автоматическом режиме. Как происходит проверка деклараций и платежей за транспорт, читайте в статье «Камеральная проверка по транспортному налогу».

Как узнать задолженность по транспортному налогу

Если у гражданина есть долг по любому налогу, это может привести к определенным сложностям, например, к запрету покидать страну или отказу в выдаче кредита. В нашей публикации мы расскажем, как узнать задолженность по транспортному налогу.

Размер задолженности можно узнать не только по номеру автомобиля, но и по ИНН. Как это сделать, описано в статье.

Штрафы за неуплату транспортного налога

Нарушение НК РФ и региональных законодательных актов, регулирующих взимание транспортного налога, недопустимо ни для организации, ни для частного лица. Какие санкции ждут вас, если вы не заплатите налог вовремя, читайте в публикациях нашего сайта:

Граждане, являющиеся собственниками транспортных средств, могут подвергнуться санкциям, если скроют факт приобретения транспортного средства. С начала 2017 года вступил в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ (сокрытие гражданами факта приобретения транспортного средства приводит к штрафу в размере 20% от суммы транспортного налога).

Порядок расчета и уплаты транспортного налога за последние годы изменился незначительно:

  • согласно закону от 23.11.2015 № 320-ФЗ крайний срок уплаты налога для физлиц перенесен на 1 декабря;
  • законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ утвержден срок, до которого должен быть опубликован список дорогостоящих автомобилей;
  • законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ устранено несправедливое налогообложение авто в месяце его продажи: теперь налог платят не оба собственника ТС (предыдущий и нынешний), а только 1 их них;
  • закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ установил возможность применения в 2016-2018 годах вычета по налогу, величина которого зависит от платы за вред дорогам, причиняемый большегрузными авто.

Планируется ли отмена в России транспортного налога? Узнайте об этом здесь.

Какие еще изменения внесут чиновники в расчет данного налога, узнайте первыми из материалов рубрики «Транспортный налог».

Транспортный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

cтавки транспортного налога в Ленинградской области на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Москве на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Московской области на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Нижегородской области на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Санкт-Петербурге на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Свердловской области на 2017 — 2018 год

дополнительный коэффициент для дорогих автомобилей с 2014 года

Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

Как уплатить налоги через интернет

Транспортный налог — понятие и элементы налога

Понятие транспортного налога

Транспортный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов, самолетов, яхт, катеров, снегоходов, гидроциклов и других транспортных средств).

Налог с транспортных средств является региональным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании главы 28 Налогового кодекса РФ и законов субъектов РФ транспортном налоге.

Региональные законодательные органы определяют:

ставки налога в пределах, которые установлены Налоговым кодексом РФ;

порядок и сроки его уплаты;

могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Узнать о ставках и льготах по транспортному налогу можно на официальном сайте ФНС.

Объект налогообложения транспортным налогом

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.

Уплата транспортного налога если автомобиль угнан

Достаточно часто нам задают следующие вопросы: «А как быть, если автомобиль угнан, находится на штрафстоянке или просто стоит в гараже и не используется? Признается ли он в этом случае объектом обложения транспортным налогом?»

Согласно статье 357 НК обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобилем никто не пользуется, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться.

Что же касается угнанных автомобилей, то по правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

12.07.2018 ФНС выразила следующее мнение:

чтобы не уплачивать налог, угнанное транспортное средство необходимо снять с регистрационного учета;

не облагается налогом транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом (к таким документам может относиться, в частности, справка об угоне (краже) транспортного средства, справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном, справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности);

если розыск прекращен, транспортное средство не нашлось, а владелец не снял его с регистрационного учета, налогообложение возобновляется.

10.10.2018 ФНС разъяснила следующее:

по новым правилам владельцы авто, находящихся в розыске, смогут в упрощенном порядке прекратить их регистрацию в органах ГИБДД;

Налоговый кодекс РФ освобождает такие автомобили от налогообложения, если факт угона (кражи) разыскиваемого транспортного средства подтверждается документом, который выдан уполномоченным органом. Исчерпывающий перечень таких документов не установлен ни Налоговым кодексом РФ, ни иными нормативными актами. В частности, к ним могут относиться выданные правоохранительными органами справки об угоне (краже) транспортного средства, о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном (кражей), вступившие в силу судебные акты или постановление о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) автомобиля из-за истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности;

так как транспортный налог начисляется ежегодно, факт розыска транспортного средства в связи с его угоном (кражей) необходимо подтвердить для соответствующего налогового периода;

теперь регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины достаточно подать об этом заявление в органы ГИБДД. Это позволит им передать необходимые сведения в налоговые органы, чтобы исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства было прекращено независимо от периода розыска автомашины.

Налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Плательщики транспортного налога

На основании статьи 357 НК плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Данное положение является спорным, т.к. из буквального толкования статьи 357 НК следует, что круг налогоплательщиков в ней не определены (а другой федеральный закон, в котором были бы определены налогоплательщики транспортного налога, отсутствует), следовательно, налог не считается законно установленным, а это значит, что обязанности по его уплате нет.

Не смотря на положение статьи 357 НК налогоплательщики в ней не определены законом, т.к. вопросы регистрации ТС регулируются приказами МВД, а это означает, что налогоплательщики определяются не законодательной властью, а исполнительной, что противоречит положениям статьи 57 Конституции РФ.

Что же делать в таких случаях? Некторые авторы (например, — Королева А.Н.) для тех, кто не боится смелых экспериментов, в такой ситуации предлагают обращаться в ФНС с письмом следующего содержания:

В ИФНС ______
от Иванова И.И. проживающего по адресу: ____

Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как «транспортный налог».

Требование об уплате данного налога является незаконным.

Согласно ст. 357 НК РФ «налогоплательщиками… признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства…».

  • к законодательству (гражданскому, налоговому и т. д.) относятся Кодексы и федеральные законы (ст. 3 ГК РФ, ст. 1 НК РФ). В соответствиями с положениям законов «О введении в действие части первой/второй Гражданского/Налогового кодекса…» при отсутствии закона временно могут применяться или указы Президента Российской Федерации, или постановления Правительства (принятые, соответственно, до введения в действие соответствующих Кодексов);
  • согласно части первой НК РФ налогоплательщики любого налога могут быть (должны быть) определены исключительно законодательными актами.

Необходимость установления налогоплательщика прямым федеральным законом (актом законодательства) неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 04.04.1996 № 9-П, от 11.11.1997 № 16-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 30.01.2001 № 2-П).

Смотрите так же:  Можно ли прервать срочный трудовой договор по инициативе работодателя

В настоящее время законодательные акты (или принятые до введения в действие части первой НК РФ указы Президента/постановления Правительства), в соответствии с которыми определяются налогоплательщики указанного налога («лица, на которых…»), отсутствуют.

Существующие правовые акты по вопросам регистрации транспортных средств не могут определять и не определяют налогоплательщиков данного налога:

  1. Приказы МВД РФ о регистрации транспортных средств являются недопустимыми НПА по данному вопросу, ибо не относятся к «законодательству».
  2. В постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 не содержится ответа на вопрос о круге налогоплательщиков, ибо:
    • пункт 3 постановления говорит о том, кто обязан зарегистрировать – но не говорит, на кого регистрируется ТС;
    • первый абзац пункта 4 говорит, на основании каких документов производится регистрация – но не определяет круг лиц, на которых может быть зарегистрировано ТС.

На запрос, направленный в Министерство финансов, указанное министерство не смогло указать акты соответствующей юридической силы, в которых определялись бы налогоплательщики данного налога. Одновременно в ответе от 30.11.2004 г. № 03-06-04-05/36 Минфин признал, что в постановлении Правительства РФ № 938 круг налогоплательщиков не определен.

По данному налогу действующим законодательством не определены налогоплательщики. Налог не может считаться установленным.

Довожу до сведения налогового органа, что в отношении уплаты транспортного налога возник спор о праве. Мои аргументы основаны на Конституции Российской Федерации, обязательных для всех постановлениях Конституционного Суда, действующем налоговом законодательстве.

Полагаю, что о позиции, изложенной в настоящем заявлении и о возникновении спора о праве налоговый орган обязан поставить в известность суд. В случае подачи в суд заявления о взыскании с меня какой-либо недоимки по транспортному налогу настоящее заявление должно быть приложено к направляемому в суд заявлению.

Копия настоящего заявления выслана в суд заказной корреспонденцией «___» _______ 20__ года.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Налоговый период по транспортному налогу согласно статье 360 НК — календарный год. Отчетными периодами, которые могут быть отмены законами субъектов РФ, являются I, II и III кварталы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2015 года срок уплаты транспортного налога: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

С 01.01.2016 — срок уплаты еще раз изменен — сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налога обязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало. С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки транспортного налога (статья 361 НК)

(по состоянию на 15.10.2018)

Статей 361 Налогового кодекса РФ установлены следующие ставки налога (которые могут быть увеличены или уменьшены региональным законом не более чем в 10 раз):

Глава 13 ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

налог на реализацию горючесмазочных материалов;

налог на пользователей автомобильных дорог;

налог на владельцев транспортных средств;

налог на приобретение автотранспортных средств.

Однако в рамках реформирования бюджетной и налоговой

систем была проведена отмена налогов с оборота. С 1 января 2001 г. был упразднен Федеральный дорожный фонд РФ. Одновременно отменялись налоги на реализацию ГСМ и на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей автомобильных дорог был отменен поэтапно: с 1 января 2001 г. его ставка снижена до 1%, а с 1 января 2003 г. он отменен окончательно.

Одновременно в целях совершенствования системы финан-сирования дорожного хозяйства и частичной компенсации потерь доходов региональных бюджетов было предусмотрено преобразовать налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог, изменить размер доли распределения налога на прибыль организаций в пользу субъектов РФ, проиндексировать ставки акцизов на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо и автомобильные масла), а также ставки земельного налога и арендной платы за землю.

Транспортный налог является региональным налогом: право его установления и введения на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон о введении в действие этого налога.

Известно, что при установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы обложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы устанавливаются непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов могут также предусматриваться льготы и основания для их использования плательщиком.

Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные в главе 28 НК РФ, в отношении иных элементов налогообложения.

Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Налоговые органы признают физических и юридических лиц плательщиками на основании сведений (по установленной форме) о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, выданной до вступления в действие главы 28 НК РФ лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства, также являются плательщиками.

Учет транспортных средств, признаваемых объектом обложения, и лиц, признаваемых плательщиками транспортного налога, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств.

Плательщики ставятся на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств. При этом место нахождения имущества в целях постановки на налоговый учет определяется в зависимости от вида имущества по-разному:

местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место нахождения организации (место государственной регистрации), на которую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица — место жительства физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано);

местом нахождения наземных транспортных средств (авто- мототранспортных средств и другой самоходной техники) является место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта РФ);

• местом нахождения транспортного средства для физических лиц, пользующихся транспортными средствами по до-веренности, выданной до 29.07.02 г. на право владения или распоряжения транспортным средством, признается место жительства указанного физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, в соответствии с НК РФ обязано сообщить налоговому органу по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств другому физическому лицу, которое будет считаться плательщиком. Если уведомление о передаче не поступило, то физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно признаваться плательщиком транспортного налога.

Объектом обложения является юридический факт государственной регистрации транспортного средства. Она осуществляется в соответствии со следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 12.08.94 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»;

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России от 16.01.95 г.;

Приказ Минобороны от 23.06.97 г. № 246 «О государственных регистрационных и опознавательных знаках, надписях и обозначениях на транспортных средствах Вооруженных Сил РФ»;

Государственная регистрация в отношении водных транспортных средств осуществляется в соответствии со ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания РФ. Порядок государственной регистрации водных транспортных средств установлен приказами Минтранса России от 26.09.01 г. № 144 и от 29.11.2000 г. № 145, а также Приказом Минобороны от 04.12.2000 г. № 570.

Государственная регистрация в отношении воздушных транспортных средств осуществляется согласно ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 г. № 60-ФЗ в порядке, определенном Приказом Минтранса России от 12.10.95 г. № ДВ-110, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 74.

Предметом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (табл. 13.1).

Следует иметь в виду, что приведенный в таблице перечень не является исчерпывающим и может толковаться расширительно, а также что НК РФ не дает специального (собственного) определения терминам, используемым в этом Кодексе. В связи с этим при решении вопроса о том, следует ли включать в объект налогообложения те или иные транспортные средства, налогоплательщикам следует обратиться к иному законодательству, регламентирующему порядок включения тех или иных объектов в состав транспортных средств.

В практике налогообложения используются следующие понятия.

Транспортное средство (наземные транспортные средства) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2 Феде-рального закона от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорож-ного движения»). Это — автомототранспортные средства и другие виды самоходной техники с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепы к ним, а также не предна-значенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрация которых производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 г. № 938.

Воздушное транспортное средство (судно) — летательный ап-парат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 Воздушного кодекса РФ).

Гражданское воздушное судно — воздушное судно, исполь-зуемое в гражданской авиации (для перевозки пассажиров и грузов, выполняющее другие авиационные работы, а также выполняющее организационно-мобилизационные задачи в мирное время) и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности (Приказ Минтранса России от 12.10.95 г. № ДВ-110).

Воздушное судно авиации общего назначения (АОН) — летательный аппарат, предназначенный для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкий летательный аппарат, воздушный шар, восстановленное воздушное судно старого образца (исторический единичный экземпляр, построенный по самостоятельному проекту), а также любой другой летательный аппарат, находящийся во владении, пользовании или распоряжении субъекта авиации общего назначения, используемый им в некоммерческих целях и не связанных с выполнением авиационных работ (Приказ Минтранса России от 10.04.96 г. № ДВ-44).

Сверхлегкое воздушное судно — сверхлегкий летательный аппарат (СЛА) класса параплан, дельтаплан, мотодельтаплан, мотопараплан, дельталет, микросамолет, автожир со взлетной массой менее 450 кг в сухопутном варианте (менее 450 кг — в гидроварианте или амфибии) и минимальной скоростью полета, не превышающей 65 км/ч (Приказ Минтранса России от 10.04.96 г. № ДВ-44).

Экспериментальное воздушное судно — летательный аппарат, используемый для проведения опытно-конструкторских, экспе-риментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники (ст. 23 Воздушного кодекса РФ).

Водное транспортное средство — самоходное или несамоходное плавучее сооружение (судно), используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Судно смешанного (река — море) плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Водное торговое транспортное средство (судно) — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (п. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Судно рыбопромыслового флота — обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (п. 2 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ).

При определении состава транспортных средств и видов деятельности организаций, на которых зарегистрированы транспортные средства, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) от 06.08.93 г. № 17, а также Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) от 06.11.2001 г. № 454-ст.

Это принципиально важно, поскольку существует специальный список наземных, водных и воздушных средств, не подлежащих налогообложению (табл. 13.2).

Налоговая база по региональным налогам, к которым относится и транспортный налог, устанавливается НК РФ и не может быть изменена правовыми актами субъектов РФ. Она определяется в зависимости от вида транспортного средства.

Различный порядок определения налоговой базы предусмотрен для следующих видов транспортных средств:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели. В этом случае налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, базой является валовая вместимость в регистровых тоннах. Согласно ст. 10 Кодекса торгового мореплавания РФ валовая вместимость судна определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. Валовая вместимость судна в регистровых тоннах указывается в мерительном свидетельстве судна, которое выдается органами технического надзора и классификации судов;

в отношении других водных и воздушных транспортных средств налоговой базой является единица транспортного средства.

Указанная налоговая база установлена для всех плательщиков (юридических и физических лиц) и для всех транспортных средств независимо от марки и страны происхождения.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, и водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, а в отношении других водных и воздушных транспортных средств, для которых налоговой базой является единица транспортного средства, — в совокупности в зависимости от их количества.

К каждой налоговой базе применяются различные налоговые ставки.

Организации определяют налоговую базу по итогам каждого налогового периода самостоятельно.

Налоговые органы рассчитывают налоговую базу по итогам налогового периода по каждому транспортному средству, зарегистрированному на физическое лицо, на основании полученных в установленном порядке сведений.

Смотрите так же:  Образец приказа на материальную помощь пенсионеру

Налоговые льготы могут устанавливаться для определенной категории организаций (например, от транспортного налога могут быть освобождены организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров, кроме такси) либо для определенной категории физических лиц (например, от налога могут быть освобождены Герои Советского Союза, Герои РФ и т.п.).

При этом органы законодательной власти субъектов РФ могут установить льготы, а могут их и не устанавливать. В Москве, например, от уплаты транспортного налога освобождаются:

Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

граждане, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 л. с. (до 51,49 кВт) включительно, — по этим автомобилям;

организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим пе-ревозки пассажиров (кроме такси). В этом случае к транспортным средствам, освобождаемым от обложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд.

Налоговым периодом признается календарный год. В отношении транспортного налога отчетные периоды не установлены, что означает, что налог следует уплачивать раз в год. Ранее аналогичный налог (налог с владельцев транспортных средств) уплачивался при прохождении техосмотра, т. е. раз в два или три года.

Известно, что, если имущество, являющееся предметом обложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности плательщика.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц его снятия с регистрации принимаются за полный месяц.

Обложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (но не выше установленных НК РФ). В НК РФ установлены базовые ставки (табл. 13.3).

В законах субъектов РФ может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным в НК РФ. Кроме того, ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз по сравнению с базовой, а это означает, что в отношении каждой категории транспортного средства ставки могут различаться в 25 раз.

Налоговые ставки установлены в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л. с./кВт), валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В указанных пределах допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства, мощности двигателя, валовой вместимости), а также срока полезного использования транспортного средства. При установлении ставок в зависимости от возраста транспортного средства, определяемого в календарных годах от года выпуска транспортного средства, возраст транспортного средства определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, следующих за годом выпуска транспортного средства.

Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных плательщиков.

Порядок исчисления налога различается в зависимости от ста-туса плательщика.

организации обязаны самостоятельно исчислять сумму налога;

за физических лиц обязанность по исчислению возложена на налоговые органы .

Налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Налоговый орган сможет исчислить сумму налога, подлежащую уплате физическим лицом, только при наличии сведений, представленных органами ГИБДД, органами Гостехнадзора, государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, а также капитанами речных портов, расположенных в устьях рек (для судов смешанного (река — море) плавания), капитанами морских рыбных портов соответствующих государственных администраций морских рыбных портов, капитанами морских торговых портов, Главной инспекцией по безопасности полетов гражданских воздушных судов. Указанные сведения должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.

Кроме того, регистрирующие органы до 1 февраля текущего календарного года обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Формы для представления указанных сведений утверждаются ФНС.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. При этом учитываются налоговые льготы, а также количество календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение календарного года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, к числу 12.

Если налоговой базой является мощность двигателя, годовую сумму транспортного налога по каждому транспортному средству можно определить по формуле

где ТН —годовая сумма транспортного налога, руб.;

М — мощность двигателя транспортного средства, указанная в его техническом паспорте, л. с.;

С — ставка налога, установленная в законе субъекта РФ для данной категории транспортного средства, руб.

Если у организации в собственности будут находиться несколько транспортных средств, сумма налога исчисляется отдельно в отношении каждого транспортного средства. Имеются в виду транспортные средства, имеющие двигатели, и водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость.

Если налоговой базой является валовая вместимость, годовая сумма налога определяется в том же порядке, что и в случае, когда базой является мощность двигателя. При этом можно использовать следующую формулу:

где ТНгод —годовая сумма транспортного налога, руб.;

В — валовая вместимость транспортного средства, указанная в его техническом паспорте, т;

С — ставка налога, установленная в законе субъекта РФ для

данной категории транспортного средства, руб.; п — количество транспортных средств одного вида, облагаемых транспортным налогом по той же ставке, шт.

В НК РФ предусмотрен в ряде случаев специальный порядок исчисления налога. Например, если облагаемое имущество было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности плательщика. При исчислении транспортного налога эта норма применяется в случаях, когда регистрация или снятие с учета транспортного средства происходит в течение календарного года. Этот порядок зависит от того, сколько месяцев в течение календарного года транспортные средства фактически находились в собственности того или иного лица (были зарегистрированы на него).

В случае регистрации транспортного средства или снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на плательщика, к числу календарных месяцев в периоде.

При этом месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

В этом случае налог исчисляется следующим образом:

где ТН — сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, руб.; ТНгод — годовая сумма транспортного налога, руб.; К —коэффициент, определяющий продолжительность налогового периода исходя из времени фактического нахождения транспортного средства у плательщика.

При наличии у плательщика нескольких объектов обложения общая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных по каждому объекту.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится плательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом местом нахождения транспортных средств признается:

для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;

для иных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.

При наделении организацией своих филиалов транспортными средствами они подлежат регистрации по месту нахождения филиалов. Поскольку местом нахождения транспортных средств признается место их регистрации, местом уплаты транспортного налога будет являться соответствующий налоговый орган, в котором зарегистрирована организация по месту нахождения филиала.

Повторим еще раз, что в отношении транспортного налога НК РФ предусмотрен различный порядок уплаты налога для юридических и физических лиц. Организации, самостоятельно исчисляющие сумму налога, отражают полученные данные в налоговой декларации. На ее основании и производится уплата налога в бюджет в сроки, установленные региональным законом.

В законе субъекта РФ может быть предусмотрена как единовременная уплата налога по итогам календарного года, так и уплата авансовых платежей в течение года с последующим пе-ресчетом суммы налога по его окончании. Так, для московских организаций предусмотрена разовая уплата налога — не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если же в законе субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, в нем должны быть определены порядок расчета авансовых платежей, сроки их уплаты, а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансов) по окончании налогового периода.

Недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления плательщика. Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного техосмотра приведет к уплате налога один раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения осмотра. Кроме того, по водным и воздушным транспортным средствам установлены иные правила прохождения техосмотра, нежели для автомобилей.

Поскольку физические лица налог самостоятельно не исчисляют, то никакие декларации в налоговый орган не представляют. Они уплачивают транспортный налог на основании уведомления, выдаваемого налоговым органом.

Уведомление передается физическому лицу (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанные лица уклоняются от получения уведомления, оно направляется заказным письмом. В этом случае налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В уведомлении указывается сумма налога, приводится расчет налоговой базы, а также срок уплаты. Уведомление предоставляется плательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. У физического лица обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.

Форма налогового уведомления на уплату транспортного на-лога утверждена ФНС.

За просрочку платежа по налогу будут начисляться пени. Напомним, что пеней признается денежная сумма, которую плательщик или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налоговых платежей и независимо от применения других мер обеспечения выполнения обязанности по их уплате, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога до дня его фактической уплаты. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной У300 действующей в это время ставки рефинансирования. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С организаций пени могут быть взысканы принудительно в бесспорном порядке за счет денежных средств на их счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится только в судебном порядке. При неуплате налога в законодательно установленные сроки налоговые органы обязаны направить плательщику требование об уплате налога в виде письменного извещения, в котором должны содержаться следующие сведения: о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного налоговым законодательством; сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком.

Требование направляется плательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить налог. Требование об уплате налога направляется плательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование об уплате налога должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

По заявлению плательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать плательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению плательщика. В случае наличия у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат плательщику из-лишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки. Заявление о возврате либо зачете может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Транспортный налог объект налоговая база льготы