Технические требования гост 34

Чем отличается Техническое задание от технических требований?
Нигде не могу найти четкий ответ. Видел 2 документа — тех. требования и ТЗ. ДОкументы практически на 100% идентичны.

Про ГОСТ 34 серии знаю. Но там только ТЗ :((

Откуда: Москва
Сообщений: 162

Откуда:
Сообщений: 666

Откуда: Helsinki
Сообщений: 1364

Откуда:
Сообщений: 27

Откуда: Москва
Сообщений: 278

Чем отличается Техническое задание от технических требований?
Нигде не могу найти четкий ответ. Видел 2 документа — тех. требования и ТЗ. ДОкументы практически на 100% идентичны.

Про ГОСТ 34 серии знаю. Но там только ТЗ :((

Скорее всего кто-то просто чтобы не втягиваться в формализм ГОСТ (типа говорим ТЗ подразумеваем ГОСТ), обозвал документ (по сути являющийся ТЗ) «Техническими требованиями» :-).

Откуда:
Сообщений: 2

Откуда: Moscow
Сообщений: 865

Откуда: Moscow
Сообщений: 865

Откуда:
Сообщений: 2

Откуда: Moscow
Сообщений: 27376

Откуда:
Сообщений: 206

Откуда: Москва
Сообщений: 278

Начнем с того, что для начала неплохо бы определиться с тем, что ПРИМЕНИТЕЛЬНО К Автоматизированным системам или программным изделиям (по ГОСТ 34 и 19 серий соответственно) понимается под «техническими требованиями» . Например ГОСТ 34.602 ничего про такой вид требований не знает :-). А ГОСТ 34.201-89 такого документа тоже не знает. Так что сравнивать «ТЗ и ТТ», не вполне корректно, по определению.
Далее, ГОСТ не дает шаблонов документов, он определяет требования к содержанию документа. С этой т.з. IEEE 830 (вы опечатались видимо, написали «IEEE 803-1998») даже более конкретен, чем ГОСТ 34.602. Хотя сравнивать их можно с определенной натяжкой, ибо ГОСТ 34 это про Автоматизированные системы, а IEEE 830 — про требования к ПО.

Откуда: Красноярск
Сообщений: 317

Имхо, ТТ можно формально трактовать как раздел ТЗ (ГОСТ 34) «Требования к системе»

Т.е. ТТ являются базисом для создания более формального ТЗ

Откуда:
Сообщений: 6

Откуда:
Сообщений: 469

Имхо, термин «Технические требования» более применим к продукции промышленного производства, нежели к сфере информационных технологий.

Технические задание (ТЗ) — это набор требований (в том числе и технических ), которые должны быть реализованы при изготовлении образца изделия.
После того как опытный образец изготовлен, он передается заводу-изготовителю для массового (серийного) производста вместе с документом «Технические требования» (ТТ), в котором и отражены требования в выпускаемому изделию.
Cамо ТЗ заводу-изготовителю не передают.
Естественно, часть технических требований ТЗ (а может и все!) попадает в ТТ.
Т. е. подводя итог, можно сказать:
ТЗ — технические требования, предъявляемые на стадии разработки (проектирования),
ТТ — технические требования, предъявляемые на стадии изготовления.

ГОСТ 34. Разработка автоматизированной системы управления (АСУ)

Далее мы рассмотрим в отдельности каждую стадию и перечень документов согласно ГОСТ 34, который должен фиксировать результаты проведенных работ.

Жизненный цикл процесса создания АСУ согласно ГОСТ 34 (ГОСТ 34.601-90) включает следующие стадии:

  • Формирование требований к АС
  • Разработка концепции АС
  • Техническое задание
  • Эскизный проект
  • Технический проект
  • Рабочая документация
  • Ввод в действие
  • Сопровождение АС

Далее мы рассмотрим в отдельности каждую стадию и перечень документов согласно ГОСТ 34 (ГОСТ 34.201-89), который должен фиксировать результаты проведенных работ.

Формирование требований к АС

На начальном этапе создания АС согласно требованиям ГОСТ 34 необходимо проведение обследования объекта автоматизации. В рамках обследования происходит сбор и анализ данных об организации, производственной структуре и функционировании объекта автоматизации. Источником для получения данных сведений могут послужить устав и регламенты организации, а также общегосударственные законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.

Обследование также должно провести анализ автоматизированных систем, уже функционирующих в рамках объекта автоматизации. На данном этапе необходимо также определить степень интеграции создаваемой АС с существующими системами. Кроме того должен быть проведен сбор и анализ сведений о зарубежных и отечественных аналогах, создаваемой АС.

На базе полученных данных необходимо выявить основные функциональные и пользовательские требования к АС.

В результате проведенных исследований должен быть составлен аналитический отчет (в качестве основы для создания документа взят ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о НИР»), который должен содержать следующую информацию:

  • Объект, цели исследования и методология проведения исследовательских работ
  • Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики
  • Основные требования пользователя к АС
  • Степень внедрения и рекомендации по внедрению АС
  • Область применения АС
  • Обоснование экономической эффективности создания АС
  • Прогнозы и предположения о развитии объекта исследования.

Разработка концепции АС

Исходя из результатов, проведенных исследований объекта автоматизации, согласно ГОСТ 34 разрабатывается несколько вариантов концепций АС, удовлетворяющих требованию пользователей. Концепции АС могут быть представлены заказчику в виде отчета о выполненных работах, или отдельного документа «Концепция АС», или стать частью аналитического отчета.

Техническое задание (ТЗ)

Ключевая роль при создании АС отводится именно разработке и согласованию технического задания, так как он должен определять требования и порядок разработки, развития и модернизации системы. В соответствии с данным документом должны будут проводиться работы по испытанию и приемке системы в эксплуатацию. Техническое задание может быть разработано как на систему в целом так и на ее части.

Стандартом для разработки данного документа является ГОСТ 34.602-89, регламентирующий содержание разделов и стиль изложения в ТЗ.

Итак, согласно ГОСТ 34 техническое задание должно включать следующие разделы:

  1. Общие сведения
  2. Назначение и цели создания (развития) системы
  3. Характеристика объектов автоматизации
  4. Требования к системе
  5. Состав и содержание работ по созданию системы
  6. Порядок контроля и приемки системы
  7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие
  8. Требования к документированию
  9. Источники разработки.

Эскизный и технический проект

В данной статье мы объединяем два этапа жизненного цикла разработки АС по ГОСТ 34 всвязи с аналогичностью проводимых работ. На данных этапах происходит разработка проектных решений АС и создание технической документации:

  • Пояснительная записка к техническому (эскизному) проекту
  • Схема организационной структуры
  • Схема комплекса технических средств (КТС)
  • Схема функциональной структуры
  • Схема автоматизации
  • Перечень входных и выходных сигналов и данных
  • Описание автоматизированных функций
  • и т.д.

Полный перечень документации, разрабатываемый на данных этапах создания АС приводится в ГОСТ 34.201-89.

Зачастую создание полного пакета документов эскизного и технического проекта, представленного в стандартах ГОСТ 34 является нецелесообразным. Поэтому минимальный комплект документации согласовывается с заказчиком и фиксируется в техническом задании на создание АС.

Рабочая документация

Данный этап подразумевает разработку рабочей документации на АС или ее части. Данный пакет документов также согласовывается с заказчиком в индивидуальном порядке и фиксируется в ТЗ. Зачастую пакет рабочей документации ограничивается следующими документами:

  • Руководство пользователя (администратора)
  • Инструкция по эксплуатации КТС
  • Общее описание системы (в случае присутствия документа «Пояснительная записка к техническому (эскизному) проекту» данный документ нецелесообразен так большинство разделов дублируются)
  • Программа и методика испытаний

Ввод в действие

Стадия ввода в действие АС согласно ГОСТ 34 включает подготовку комплекса технических средств, проведение пусконаладочных работ и обучение персонала.

Перед вводом АС в эксплуатацию производятся предварительные испытания, по результатам которых формируется «Протокол испытаний». Протокол фиксирует все замечания к системе, порядок и сроки их устранения, и подтверждает ее готовность к вводу в опытную эксплуатацию.

Во время проведения опытной эксплуатации персоналу рекомендуется вести журнал, где должны фиксироваться все ошибки, сбои и отказы системы.

По завершению опытной эксплуатации проводятся приемочные испытания, результаты которых также должны быть зафиксированы протоколом. По результатам приемочных испытаний принимается решение о передаче АС в промышленную эксплуатацию.

После полной передачи системы обе стороны подписывают «Акт выполненных работ».

Сопровождение АС

Этап сопровождения АС подразумевает выполнение работ по гарантийному и послегарантийному обслуживанию системы.

ГОСТ 19 и 34 СЕРИИ при оформлении документации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ 19 и 34 СЕРИИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТАЦИИ В IT-ПРОЕКТАХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР

Введение

Современный мир невозможно себе представить без средств автоматизации, которые со стремительной скоростью повсеместно внедряются в коммерческих и государственных структурах, что обеспечивает более эффективную работу бизнеса и государственного сектора. Внедрение тех или иных средств автоматизации как правило, предполагает разработку документации на различных стадиях, таких как: формирования требований к информационной системе; на стадии технического проекта; стадии разработки рабочей документации.

При этом, бывают ситуации, когда разработчики документации и заказчик не всегда имеют одинаковое представление о количестве, структуре и содержании разрабатываемых документов. Это приводит к тому, что результаты работ не устраивают заказчика, приходится дополнительно тратить ресурсы на доработку документов. Использование требований ГОСТ при разработке документации позволяет избежать подобных ситуаций, т.к. несмотря на бытующее мнение об отставании стандартов от современных технологий, ГОСТ предоставляет четкую структуру разрабатываемой документации, обладает свойствами полноты и непротиворечивости, а также снимает спорные вопросы между исполнителем и заказчиком к результатам работ. Тем более, что в большинстве государственных организаций разработка документации по ГОСТ является обязательным условием. Далее мы попробуем разобраться в тонкостях разработки документации по требованиям ГОСТ.

При разработке автоматизированных систем (АС) по ГОСТ 34 в IT-проектах для госструктур зачастую возникает вопрос: по каким ГОСТам оформлять документацию? В ГОСТ 34 нет явных указаний на то, по каким стандартам оформлять конкретные документы, разрабатываемые в рамках создания АС, кроме требований к оформлению ТЗ. Попробуем выяснить, какие ГОСТы используются при оформлении документов в случае отсутствия точных указаний в государственном контракте или конкурсном техническом задании (ТЗ). Данный материал в первую очередь, предназначен для IT-специалистов, желающих разобраться, как оформляются документы в IT-проектах по требованиям ГОСТ.

Определение стандартов оформления документации

Оформление документов в ГОСТ 34 зависит от вида документа (конструкторский или программный), и стадии создания АС, на которой готовится документ.

Перечень документов, разрабатываемых на различных стадиях создания АС приведен в ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем». В нем приведены следующие требования:

  • На стадии «Техническое задание» разрабатывают ТЗ на создание АС по ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
  • Виды программных документов, разрабатываемых на различных стадиях создания АС определяются по ГОСТ 19.101-77 «Единая система программной документации. Виды программ и программных документов». К ним относятся различные руководства, например, руководство пользователя.
  • Виды конструкторских документов, разрабатываемых на различных стадиях создания АС определяются по ГОСТ 2.102-2013 «Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов». Например, к ним относятся ведомости эскизного и технического проекта, ведомость покупных изделий, пояснительные записки к эскизному, техническому проектам.

Теперь разберем подробнее, как определить стандарты оформления в различных проектах.

Оформление ТЗ

С ТЗ всё достаточно ясно: в ГОСТ 34.602-89 приведен стандарт его оформления: п.3.2. гласит, что «ТЗ на АС оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 на листах формата А4 по ГОСТ 2.301 без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней».

Оформление программной документации

С программными документами, разрабатываемыми в рамках ИТ-проекта, также есть чёткое указание использовать ГОСТ 19 серии в части оформления: вышеприведённый ГОСТ 19.101-77 входит в серию ГОСТов 19-й серии «Единая система программной документации» (ЕСПД). ЕСПД — комплекс государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.

Документация в ЕСПД оформляется по ГОСТ 19.104-78 «Единая система программной документации. Основные надписи», ГОСТ 19.105-78 «Единая система программной документации. Общие требования к программным документам», ГОСТ 19.106-78 «Единая система программной документации. Требования к программным документам, выполненным печатным способом».

Оформление конструкторской документации

Теперь рассмотрим ГОСТ 2.102-2013. Этот стандарт входит в серию ГОСТов 2-й серии «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). ЕСКД — межгосударственный комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные нормы и правила по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте и др.)

Документация в ЕСКД оформляется по нескольким стандартам. Наиболее часто используемыми из них (применительно к ИТ-сфере) являются ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 2.106-96 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы».

На первый взгляд из ГОСТ 34 серии непонятно, как оформлять документацию на АС. Нередко в рамках ИТ-проекта, особенно для государственных заказчиков, в ТЗ бывают требования по оформлению документации согласно ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96. Но следует ли оформлять документы по этим ГОСТам в случае, если в явном виде требования к оформлению отсутствуют?

Как правильно оформить?

В ГОСТ 2-й серии приведены требования к назначению каждого стандарта и обозначена отрасль его применения: ГОСТ 2.102-2013 – стандарт устанавливает виды и комплектность конструкторских документов на изделия всех отраслей промышленности.

Если ГОСТ 2.102-2013 распространяется на изделия всех отраслей, в том числе и ИТ-сферу, давайте разберёмся, а что является конструкторским документом?

Согласно ГОСТ 2.001-2013 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие положения»:

А) «3.1.2 конструкторский документ: Документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет конструкцию изделия и имеет содержательную и реквизитную части, в том числе установленные подписи»

Б) «3.1.5 конструкторская документация: Совокупность конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации изделия»

На этом можно было бы и остановиться, логически сопоставив требования к составу документов нашего ИТ-проекта с положениями, приведенными выше, и определив, относится ли каждый из документов к конструкторским или нет и выполнив оформление по стандартам ГОСТ 2-й серии.

Основные ГОСТы 2-й серии для ИТ-проекта в части оформления

Теперь посмотрим на основные ГОСТы 2-й серии, наиболее часто применяемые для оформления документов в ИТ-проекте. Как правило, в части оформления используют:

ГОСТ 2.105-95 – стандарт устанавливает общие требования к выполнению текстовых документов на изделия машиностроения, приборостроения и строительства;

ГОСТ 2.106-96 – стандарт устанавливает формы и правила выполнения конструкторских документов изделий машиностроения и приборостроения.

У читателя может возникнуть вопрос, можем ли мы применять эти ГОСТы для АС, если они предназначены для изделий машиностроения и приборостроения?

Согласно определению «Большой Советской энциклопедии», «Приборостроение -отрасль машиностроения, выпускающая средства измерения, анализа, обработки и представления информации, устройства регулирования, автоматические и автоматизированные системы управления; область науки и техники, разрабатывающая средства автоматизации и системы управления», то есть всё, что нужно по нашей теме современных информационных технологий.

Смотрите так же:  Студенческий билет льготы на проезд на автобусе

Кроме этого, если заглянуть в ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения», этот стандарт определяет АС как «систему, состоящую из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующую информационную технологию выполнения установленных функций».

Таким образом, АС относится к отрасли приборостроения и, следовательно, конструкторские документы АС оформляются по ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96.

Теперь давайте рассмотрим основные моменты оформления проектной документации по ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96.

Основные моменты при оформлении по ГОСТ 2. 105

Рассмотрим основные параметры оформления по ГОСТ 2-й серии.

Согласно ГОСТ 2.105-95 расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк должно быть не менее 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти ударам пишущей машинки (15 — 17 мм).

В ГОСТ 2.105-95 не определены параметры для оформления текста в электронном виде: название шрифта, высота шрифта, межстрочный интервал. Поэтому параметры оформления документов в электронном виде это, как правило, предмет договоренности с заказчиком.

В начале работы по оформлению в электронном виде определяются параметры для форматирования:

  • Формат абзацев текста – используемый шрифт, высота шрифта, размер межстрочного интервала;
  • Формат для каждого заголовка по уровням (1, 2, 3) – используемый шрифт, высота шрифта, отступ в см, размер межстрочного интервала;

Таблица — используемый шрифт текста, межстрочный интервал, толщина границ таблицы, ширина таблицы, отступ в ячейке, название размещается над таблицей. Форматирование названия Таблицы выполняется таким же образом, как у основного текста документа. По ГОСТ 2.105-95 высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Высота шрифта строк таблицы также может быть согласована с заказчиком.

Иллюстрации в документе следует располагать по центру. Название размещается непосредственно под иллюстрацией. Форматирование названия – как у текста документа.

Правила оформления таблиц

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Например: «Таблица 1».

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: «Таблица В.1».

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например, в разделе 4 номер будет «Таблица 4.3».

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название состоит из слова «Таблица», номера таблицы и текста. В ГОСТ 2.105-95 не определено использование в названии таблицы дефиса или тире. На практике может использоваться тире, по аналогии использования в названии рисунка тире. Например, «Таблица 5 – Выполняемые работы, содержание и сроки». Точка в конце названия не ставится. Название размещают над таблицей слева.

В ГОСТ 2.105-95 в п.п 4.4.3 приведено следущее требование: «На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера». На практике слово «таблица» склоняется в тексте по правилам русского языка. Например: «Краткое описание назначения и основных характеристик подсистем ИС МП второй очереди представлено в таблице 1».

Если таблица размещается на нескольких страницах, следует отобразить ее заголовок в начале каждой страницы.

В ГОСТ 2.105-95 есть необязательное требование в п.4.4.7: «если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, допускается не проводить.». На практике нижнюю горизонтальную линию, проводят, так ее отсутствие ухудшает восприятие таблицы пользователем.

Правила оформления иллюстраций

К иллюстрациям относятся графические изображения (схемы, графики, фотографии, рисунки).

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Например: «Рисунок 3».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: «Рисунок В.6».

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, в разделе 5 номер будет «Рисунок 5.2».

Допускается не нумеровать мелкие иллюстрации (мелкие рисунки), размещенные непосредственно в тексте и на которые в дальнейшем по тексту нет ссылок.

Требования ГОСТ 2.105-95 к расположению: «иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его».

В ГОСТ 2.105-95 в п. 4.3.1 указано следующее: «при ссылках на иллюстрации следует писать «. в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «. в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела».

Название пишется под иллюстрацией в формате «Рисунок 1 – Детали прибора».

Интересный факт: если ошибку в бумажном документе замазать и поверх написать исправление черными чернилами, это будет по ГОСТу. ГОСТ 2.105-95 допускает исправления документов в бумажном виде. Об этом гласит п.3.7: «Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графика) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются».

То есть, если вы что-то распечатали и нашли ошибку, то её можно исправить вручную приведенным выше способом.

Оформление по ГОСТ 2. 106-96

ГОСТ 2.106-96 устанавливает формы и правила выполнения конструкторских документов. Для каждого типа документа в ГОСТ 2.106-96 приведен шаблон оформления рамок документа.

ГОСТ 2.106-96 определяет не только форму рамок, но и основную надпись в рамке. Пример из ГОСТ 2.106-96: «ПЗ составляют на формах 9 и 9а приложения А, а необходимые схемы, таблицы и чертежи в бумажной форме допускается выполнять на листах любых форматов, установленных ГОСТ 2.301, при этом основную надпись и дополнительные графы к ней выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104 (форма 2а)».

Резюме

В дополнение к вышесказанному можно сказать, что при разработке АС по ГОСТ 34 в IT-проектах для государственных структур в случае отсутствия точных указаний в государственном контракте или конкурсном ТЗ программная и конструкторская документация должна оформляться по следующим ГОСТам:

  • Программные документы, разрабатываемые на различных стадиях создания АС оформляются по ГОСТ 19.104-78, ГОСТ 19.105-78, ГОСТ 19.106-78;
  • Конструкторские документы, разрабатываемые на различных стадиях создания АС оформляются по ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96. При этом требования к содержанию регламентируются РД 50.34-698-90.

Необходимо проверять ГОСТы на актуальность и использовать последнюю редакцию стандартов, поскольку они, хотя и редко, но всё же обновляются. Надеюсь, статья поможет вам лучше ориентироваться в требованиях ГОСТ, а в случае необходимости вы всегда можете обратиться к специалистам.

Техническое задание по ГОСТ 34 — разделы 1-3

ГОСТ 34.ххх на создание технического задания: .

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы» (далее — ТЗ на АС).

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
1) полное наименование системы и ее условное обозначение;
2) шифр темы или шифр (номер) договора;
3) наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;
4) перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы;
5) плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы;
6) сведения об источниках и порядке финансирования работ;
7) порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.

1.1 Полное наименование системы и ее условное обозначение

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Полное наименование системы: Единая автоматизированная система учета кадров всех государственных предприятий «АС Кадры».
Краткое наименование системы: АС Кадры.

1.2 Номер договора (контракта)

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Шифр темы: АИС-КА-ФА-07
Номер контракта: №1/11-11-11-001 от 11.11.2007.

1.3 Наименования организации-заказчика и организаций-участников работ

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Заказчиком системы является Федеральное агентство «Государственные Кадры».
Адрес заказчика: 111000 г. Москва, Красная площадь, д.1.
Разработчиком системы является ООО «Крупнософт».
Адрес разработчика: 222000 г. Москва, Лубянка, д.1.

1.4 Перечень документов, на основании которых создается система

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ (берется из технических требований на конкурс):
Основанием для разработки АС «Кадры» являются следующие документы и нормативные акты:
– Государственный контракт №1/11-11-11-001 от 11.11.2007 года на выполнение работ по выполнению первого этапа работ по созданию Единой автоматизированной системы учета кадров всех государственных предприятий «АС Кадры»;
– Федеральный закон от 01 июля 2006 г. N 555-ФЗ «Управление государственными кадрами»;
– Постановление Правительства РФ от 01 января 2000 г. N 11.11 «О федеральной целевой программе «Электронные кадры (2002 — 2009 годы)»;
– Концепция информатизации федерального агентства «Государственные кадры» на 2000-2010 годы.

1.5 Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ (берется из технических требований на конкурс):
Плановый срок начала работ по созданию Единой автоматизированной системы учета кадров всех государственных предприятий «АС Кадры» – 01 апреля 2007 года.
Плановый срок окончания работ по созданию Единой автоматизированной системы учета кадров всех государственных предприятий «АС Кадры» – 15 декабря 2007 года.

1.6 Источники и порядок финансирования работ

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ (берется из технических требований на конкурс):
Источником финансирования является бюджет Российской Федерации.
Порядок финансирования определяется условиями Госконтракта.

1.7 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Система передается в виде функционирующего комплекса на базе средств вычислительной техники Заказчика и Исполнителя в сроки, установленные Госконтрактом. Приемка системы осуществляется комиссией в составе уполномоченных представителей Заказчика и Исполнителя.
Порядок предъявления системы, ее испытаний и окончательной приемки определен в п.6 настоящего ЧТЗ. Совместно с предъявлением системы производится сдача разработанного Исполнителем комплекта документации согласно п.8 настоящего ЧТЗ.

1.8 Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при разработке ТЗ

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (берется из технических требований на конкурс):
При разработке автоматизированной системы и создании проектно-эксплуатационной документации Исполнитель должен руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
– ГОСТ 19.201-78. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ;
– ГОСТ 34.601-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания;
– ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплексность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;
– РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
— т.д.

1.9 Определения, обозначения и сокращения

2 НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
1) назначение системы;
2) цели создания системы.

2.1 Назначение системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Назначение системы» указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации (объектов), на которых предполагается ее использовать.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
АИС «Кадры» предназначена для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов федерального агентства «Государственные Кадры», в части исполнения следующих процессов:
— планирование структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик;
— произведение расчета заработной платы;
— оперативного учета движения кадров;
— ведение административного документооборота по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение квалификации) работников;
— рекрутинг персонала на вакантные должности;
— ведение архивов без ограничения сроков давности;
— публиковать открытую часть информации системы гражданам Российской Федерации.
АИС «Кадры» предполагается использовать в Федеральном агентстве «Государственные кадры», и в его территориальных органах, задействованных в исполнении вышеперечисленных процессов.

2.2 Цели создания системы

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Цели создания системы» приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы.

Обычно данный подраздел содержит как формальное, так и реальное описание достигаемых целей.
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Основными целями создания АИС «Кадры» являются:
— Замещение существующей информационной системы, которая не предоставляет возможность комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов, перечисленных выше, измененных в связи с вводом новых правил управления кадрами в марте 2007 года. Существующая информационная система является морально устаревшей, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к информационным системам (разработана под ОС DOS), в связи с чем, ее дальнейшее развитие нецелесообразно.
— Повышение эффективности исполнения процессов, перечисленных выше, путем сокращения непроизводительных и дублирующих операций, операций, выполняемых «вручную», оптимизации информационного взаимодействие участников процессов.
— Повышение качества принятия управленческих решений за счет оперативности представления, полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации;
— Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов Федерального агентства «Государственные кадры», повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) физических и юридических лиц при получении информации о деятельности агентства, и его услугах.

Для реализации поставленных целей система должна решать следующие задачи:
— Ввод данных реестров;
— Редактирование данных реестров;
— Построение аналитических отчетов и выписок;
— Интегрироваться с существующими АИС других государственных органов;
— т.п.;

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ

УКАЗАНИЯ ГОСТ:
1) краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию;
2) сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Объектом автоматизации являются процессы по управлению государственными кадрами, а также контроль эффективности выполнения указанных процессов.
Процессы управления государственными кадрами включают в себя:
— планирование структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик;
— произведение расчета заработной платы;
— оперативного учета движения кадров;
— ведение административного документооборота по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение квалификации) работников;
— рекрутинг персонала на вакантные должности;
— ведение архивов без ограничения сроков давности;
— публикация открытой части информации системы населению.

Данные процессы осуществляются следующими специалистами:
— Экономистами планово-экономического отдела или отдела труда и заработной платы;
— Инспекторами отделов кадров и менеджерами по персоналу;
— Руководителями различного уровня, в т.ч. и высшим руководством;
— Табельщиками и сотрудниками табельных бюро;
— Бухгалтерами расчетной части и главными бухгалтерами предприятий.

Смотрите так же:  Собственность трейлер на русском

Основные задачи, функции и полномочия Федерального агентства определены Положением, утвержденным постановлением от 01 января 2000 года № 333.

Также в этом разделе можно описать «Существующее программное обеспечение»:
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
В настоящий момент в федеральном агентстве в области управления государственными кадрами и смежных областях разработаны и внедрены следующие информационные системы:
— Система расчета заработной платы;
— Система документооборота;
— Реестр сотрудников.

Система расчета заработной платы
Система реализована сотрудниками Федерального агентства.
Система используется бухгалтерами расчетной части и главными бухгалтерами предприятий.
Система реализует следующие функции: .

Система документооборота
Система реализована сотрудниками Федерального агентства.
Система используется экономистами планово-экономического отдела.
Система реализует следующие функции: .

Реестр сотрудников
Реестр сотрудников ведется инспекторами отделов кадров и менеджерами по персоналу.
Реестр реализует следующие функции: .

Также в этом разделе можно описать «Существующее техническое обеспечение»:
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Телекоммуникационная инфраструктура развернута на базе оборудования, принадлежащего Федеральному агентству «Государственные кадры».
Каждый районный отдел агентства имеет выделенный сервер БД.
Все серверы БД объединены в единую телекоммуникационную сеть по выделенным линиям с пропускной способностью 1 Мб/сек.

Также в этом разделе можно описать «Существующее нормативно-правовое обеспечение»:
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Существующее нормативно-правовое обеспечение составляют следующие федеральные и областные нормативные правовые акты:
– Конституция Российской Федерации;
– Гражданский кодекс Российской Федерации;
— т.д.

Также в этом разделе можно добавить «Описание процессов федерального агентства»:
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Участники процесса 1: Процесс приема сотрудника на работу

Корпоративные хранилища данных. Интеграция систем. Проектная документация.

ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Комплекс стандартов на автоматизированные системы

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

Information technology. Set of standards for automated systems. Technical directions for developing of automated system

Дата введения с 01.01.1990г.

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы» (далее — ТЗ на АС).

Рекомендуемый порядок разработки, согласования и утверждения ТЗ на АС приведен в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации — далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

1.2. ТЗ на АС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы.

Дополнительно могут быть разработаны ТЗ на части АС:

  • на подсистемы АС, комплексы задач АС и т. п. в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
  • на комплектующие средства технического обеспечения и программно-технические комплексы в соответствии со стандартами ЕСКД и СРПП;
  • на программные средства в соответствии со стандартами ЕСПД;
  • на информационные изделия в соответствии с ГОСТ 19.201 и НТД, действующей в ведомстве заказчика АС.

Примечание. В ТЗ на АСУ для группы взаимосвязанных объектов следует включать только общие для группы объектов требования. Специфические требования отдельного объекта управления следует отражать в ТЗ на АСУ этого объекта.

1.3. Требования к АС в объеме, установленном настоящим стандартом, могут быть включены в задание на проектирование вновь создаваемого объекта автоматизации. В этом случае ТЗ на АС не разрабатывают.

1.4. Включаемые в ТЗ на АС требования должны соответствовать современному уровню развития науки и техники и не уступать аналогичным требованиям, предъявляемым к лучшим современным отечественным и зарубежным аналогам. Задаваемые в ТЗ на АС требования не должны ограничивать разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений.

1.5. ТЗ на АС разрабатывают на основании исходных данных в том числе содержащихся в итоговой документации стадии «Исследование и обоснование создания АС», установленной ГОСТ 24.601.

1.6. В ТЗ на АС включают только те требования, которые дополняют требования к системам данного вида (АСУ, САПР, АСНИ и т. д.), содержащиеся в действующих НТД, и определяются спецификой конкретного объекта, для которого создается система.

1.7. Изменения к ТЗ на АС оформляют дополнением или подписанным заказчиком и разработчиком протоколом. Дополнение или указанный протокол являются неотъемлемой частью ТЗ на АС. На титульном листе ТЗ на АС должна быть запись «Действует с . ».

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ

2.1. ТЗ на АС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

  • 1) общие сведения;
  • 2) назначение и цели создания (развития) системы;
  • 3) характеристика объектов автоматизации;
  • 4) требования к системе;
  • 5) состав и содержание работ по созданию системы;
  • 6) порядок контроля и приемки системы;
  • 7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
  • 8) требования к документированию;
  • 9) источники разработки.

В ТЗ на АС могут включаться приложения.

2.2. В зависимости от вида, назначения, специфических особенностей объекта автоматизации и условий функционирования системы допускается оформлять разделы ТЗ в виде приложений, вводить дополнительные, исключать или объединять подразделы ТЗ.

В ТЗ на части системы не включают разделы, дублирующие содержание разделов ТЗ на АС в целом.

2.3. В разделе «Общие сведения» указывают:

  • 1) полное наименование системы и ее условное обозначение;
  • 2) шифр темы или шифр (номер) договора;
  • 3) наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;
  • 4) перечень документов, на основании которых создается система, кем

2.4. Раздел «Назначение и цели создания (развития) системы» состоит из подразделов:

  • 1) назначение системы;
  • 2) цели создания системы.

2.4.1. В подразделе «Назначение системы» указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации (объектов), на которых предполагается ее использовать.

Для АСУ дополнительно указывают перечень автоматизируемых органов (пунктов) управления и управляемых объектов.

2.4.2. В подразделе «Цели создания системы» приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы.

2.5. В разделе «Характеристики объекта автоматизации» приводят:

  • 1) краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию;
  • 2) сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.

Примечание: Для САПР в разделе дополнительно приводят основные параметры и характеристики объектов проектирования.

2.6. Раздел «Требования к системе» состоит из следующих подразделов:

  • 1) требования к системе в целом;
  • 2) требования к функциям (задачам), выполняемым системой;
  • 3) требования к видам обеспечения.

Состав требований к системе, включаемых в данный раздел ТЗ на АС, устанавливают в зависимости от вида, назначения, специфических особенностей и условий функционирования конкретной системы. В каждом подразделе приводят ссылки на действующие НТД, определяющие требования к системам соответствующего вида.

2.6.1. В подразделе «Требования к системе в целом» указывают:

  • требования к структуре и функционированию системы;
  • требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;
  • показатели назначения;
  • требования к надежности;
  • требования безопасности;
  • требования к эргономике и технической эстетике;
  • требования к транспортабельности для подвижных АС;
  • требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;
  • требования к защите информации от несанкционированного доступа;
  • требования по сохранности информации при авариях;
  • требования к защите от влияния внешних воздействий;
  • требования к патентной чистоте;
  • требования по стандартизации и унификации;
  • дополнительные требования.

2.6.1.1. В требованиях к структуре и функционированию системы приводят:

  • 1) перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
  • 2) требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
  • 3) требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматически, пересылкой документов, по телефону и т. п.);
  • 4) требования к режимам функционирования системы;
  • 5) требования по диагностированию системы;
  • 6) перспективы развития, модернизации системы.

2.6.1.2. В требованиях к численности и квалификации персонала на АС приводят:

  • требования к численности персонала (пользователей) АС;
  • требования к квалификации персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков;
  • требуемый режим работы персонала АС.

2.6.1.3. В требованиях к показателям назначения АС приводят значения параметров, характеризующие степень соответствия системы ее назначению.

Для АСУ указывают:

  • степень приспособляемости системы к изменению процессов и методов управления, к отклонениям параметров объекта управления;
  • допустимые пределы модернизации и развития системы;
  • вероятностно-временные характеристики, при которых сохраняется целевое назначение системы.

2.6.1.4. В требования к надежности включают:

  • 1) состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистем;
  • 2) перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей;
  • 3) требования к надежности технических средств и программногообеспечения;
  • 4) требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

2.6.1.5. В требования по безопасности включают требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы (защита от воздействий электрического тока, электромагнитных полей, акустических шумов и т. п.), по допустимым уровням освещенности, вибрационных и шумовых нагрузок.

2.6.1.6. В требования по эргономике и технической эстетике включают показатели АС, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы персонала.

2.6.1.7. Для подвижных АС в требования к транспортабельности включают конструктивные требования, обеспечивающие транспортабельность технических средств системы, а также требования к транспортным средствам.

2.6.1.8. В требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению включают:

  • 1) условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств (ТС) системы с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания ТС системы или допустимость работы без обслуживания;
  • 2) предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и ТС системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т. п.;
  • 3) требования по количеству, квалификации обслуживающего персонала и режимам его работы;
  • 4) требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;
  • 5) требования к регламенту обслуживания.

2.6.1.9. В требования к защите информации от несанкционированного доступа включают требования, установленные в НТД, действующей в отрасли (ведомстве) заказчика.

2.6.1.10. В требованиях по сохранности информации приводят перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе — потеря питания) и т. п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе.

2.6.1.11. В требованиях к средствам защиты от внешних воздействий приводят:

  • 1) требования к радиоэлектронной защите средств АС;
  • 2) требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям (среде применения).

2.6.1.12. В требованиях по патентной чистоте указывают перечень стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота системы и ее частей.

2.6.1.13. В требования к стандартизации и унификации включают: показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемых программных средств, типовых математических методов и моделей, типовых проектных решений, унифицированных форм управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1, общесоюзных классификаторов технико-экономической информации и классификаторов других категорий в соответствии с областью их применения, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов.

2.6.1.14. В дополнительные требования включают:

  • 1) требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала (тренажерами, другими устройствами аналогичного назначения) и документацией на них;
  • 2) требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;
  • 3) требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации;
  • 4) специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика системы.

2.6.2. В подразделе «Требование к функциям (задачам)», выполняемым системой, приводят:

  • 1) по каждой подсистеме перечень функций, задач или их комплексов (в том числе обеспечивающих взаимодействие частей системы), подлежащих автоматизации;

при создании системы в две или более очереди — перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1-й и последующих очередях;

  • 2) временной регламент реализации каждой функции, задачи (или комплекса задач);
  • 3) требования к качеству реализации каждой функции (задачи или комплекса задач), к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов;
  • 4) перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.

2.6.3. В подразделе «Требования к видам обеспечения» в зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другие видам обеспечения системы.

2.6.3.1. Для математического обеспечения системы приводят требования к составу, области применения (ограничения) и способам, использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.

2.6.3.2. Для информационного обеспечения системы приводят требования:

  • 1) к составу, структуре и способам организации данных в системе;
  • 2) к информационному обмену между компонентами системы;
  • 3) к информационной совместимости со смежными системами;
  • 4) по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
  • 5) по применению систем управления базами данных;
  • 6) к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;
  • 7) к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
  • 8) к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных;
  • 9) к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ 6.10.4).

2.6.3.3. Для лингвистического обеспечения системы приводят требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, языкам манипулирования данными, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), к способам организации диалога.

2.6.3.4. Для программного обеспечения системы приводят перечень покупных программных средств, а также требования:

  • 1) к независимости программных средств от используемых СВТ и операционной среды;
  • 2) к качеству программных средств, а также к способам его обеспечения и контроля;
  • 3) по необходимости согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.

2.6.3.5. Для технического обеспечения системы приводят требования:

  • 1) к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе;
  • 2) к функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам средств технического обеспечения системы.

2.6.3.6. В требованиях к метрологическому обеспечению приводят:

  • 1) предварительный перечень измерительных каналов;
  • 2) требования к точности измерений параметров и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
  • 3) требования к метрологической совместимости технических средств системы;
  • 4) перечень управляющих и вычислительных каналов системы, для которых необходимо оценивать точностные характеристики;
  • 5) требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств, встроенного контроля, метрологической пригодности измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и испытаниях системы;
  • 6) вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.

2.6.3.7. Для организационного обеспечения приводят требования:

  • 1) к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;
  • 2) к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АС и персонала объекта автоматизации;
  • 3) к защите от ошибочных действий персонала системы.

2.6.3.8. Для методического обеспечения САПР приводят требования к составу нормативно-технической документации системы (перечень применяемых при ее функционировании стандартов, нормативов, методик и т. п.).

2.7. Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы» должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию системы в соответствии с ГОСТ 24.601, сроки их выполнения, перечень организаций — исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающие согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющую ответственного (заказчик или разработчик) за проведение этих работ.

В данном разделе также приводят:

  • 1) перечень документов, по ГОСТ 34.201-89, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;
  • 2) вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация-эксперт);
  • 3) программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности разрабатываемой системы (при необходимости);
  • 4) перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения и организаций-исполнителей (при необходимости).

2.8. В разделе «Порядок контроля и приемки системы» указывают:

  • 1) виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
  • 2) общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
  • З) статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).

2.9. В разделе «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие» необходимо привести перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие.

В перечень основных мероприятий включают:

  • 1) приведение поступающей в систему информации (в соответствии с требованиями к информационному и лингвистическому обеспечению) к виду, пригодному для обработки с помощью ЭВМ;
  • 2) изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации;
  • 3) создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ;
  • 4) создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб;
  • 5) сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.

Например, для АСУ приводят:

  • изменения применяемых методов управления;
  • создание условий для работы компонентов АСУ, при которых гарантируется соответствие системы требованиям, содержащимся в ТЗ.

2.10. В разделе «Требования к документированию» приводят:

  • 1) согласованный разработчиком и Заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, соответствующих требованиям ГОСТ 34.201-89 и НТД отрасли заказчика;
    перечень документов, выпускаемых на машинных носителях;
    требования к микрофильмированию документации;
  • 2) требования по документированию комплектующих элементов межотраслевого применения в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД;
  • 3) при отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, дополнительно включают требования к составу и содержанию таких документов.

2.11. В разделе «Источники разработки» должны быть перечислены документы и информационные материалы (технико-экономическое обоснование, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы.

2.12. В состав ТЗ на АС при наличии утвержденных методик включают приложения, содержащие:

  • 1) расчет ожидаемой эффективности системы;
  • 2) оценку научно-технического уровня системы.

Приложения включают в состав ТЗ на АС по согласованию между разработчиком и заказчиком системы.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

3.1. Разделы и подразделы ТЗ на АС должны быть размещены в порядке, установленном в разд. 2 настоящего стандарта.

3.2. ТЗ на АС оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 на листах формата А4 по ГОСТ 2.301 без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней.

Номера листов (страниц) проставляют, начиная с первого листа, следующего за титульным листом, в верхней части листа (над текстом, посередине) после обозначения кода ТЗ на АС.

3.3. Значения показателей, норм и требований указывают, как правило, с предельными отклонениями или максимальным и минимальным значениями. Если эти показатели, нормы, требования однозначно регламентированы НТД, в ТЗ на АС следует приводить ссылку на эти документы или их разделы, а также дополнительные требования, учитывающие особенности создаваемой системы. Если конкретные значения показателей, норм и требований не могут быть установлены в процессе разработки ТЗ на АС, в нем следует сделать запись о порядке установления и согласования этих показателей, норм и требований:

При этом в текст ТЗ на АС изменений не вносят.

3.4. На титульном листе помещают подписи заказчика, разработчика и согласующих организаций, которые скрепляют гербовой печатью. При необходимости титульный лист оформляют на нескольких страницах. Подписи разработчиков ТЗ на АС и должностных лиц, участвующих в согласовании и рассмотрении проекта ТЗ на АС, помещают на последнем листе.

Форма титульного листа ТЗ на АС приведена в приложении 2. Форма последнего листа ТЗ на АС приведена в приложении 3.

3.5. При необходимости на титульном листе ТЗ на АС допускается помещать установленные в отрасли коды, например: гриф секретности, код работы, регистрационный номер ТЗ и др.

3.6. Титульный лист дополнения к ТЗ на АС оформляют аналогично титульному листу технического задания. Вместо наименования «Техническое задание» пишут «Дополнение № . к ТЗ на AC . ».

3.7. На последующих листах дополнения к ТЗ на АС помещают основание для изменения, содержание изменения и ссылки на документы, в соответствии с которыми вносятся эти изменения.

3.8. При изложении текста дополнения к ТЗ следует указывать номера соответствующих пунктов, подпунктов, таблиц основного ТЗ на АС и т. п. и применять слова: «заменить», «дополнить», «исключить», «изложить в новой редакции».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЗ НА АС

1. Проект ТЗ на АС разрабатывает организация-разработчик системы с участием заказчика на основании технических требований (заявки, тактико-технического задания и т. п.).

При конкурсной организации работ варианты проекта ТЗ на АС рассматриваются заказчиком, который — либо выбирает предпочтительный, вариант, либо на основании сопоставительного анализа подготавливает с участием будущего разработчика АС окончательный вариант ТЗ на AC.

2. Необходимость согласования проекта ТЗ на АС с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями определяют совместно заказчик системы и разработчик проекта ТЗ на АС.

Работу по согласованию проекта ТЗ на AC осуществляют совместно разработчик ТЗ на АС и заказчик системы, каждый в организациях своего министерства (ведомства).

3. Срок согласования проекта ТЗ на АС в каждой организации не должен превышать 15 дней со дня его получения. Рекомендуется рассылать на согласование экземпляры проекта ТЗ на АС (копий) одновременно во все организации (подразделения).

4. Замечания по проекту ТЗ на АС должны быть представлены с техническим обоснованием. Решения по замечаниям должны быть приняты разработчиком проекта ТЗ на АС и заказчиком системы до утверждения ТЗ на АС.

5. Если при согласовании проекта ТЗ на АС возникли разногласия между разработчиком и заказчиком (или другими заинтересованными организациями), то составляется протокол разногласий (форма произвольная) и конкретное решение принимается в установленном порядке.

6. Согласование проекта ТЗ на АС разрешается оформлять отдельным документом (письмом). В этом случае под грифом «Согласовано» делают ссылку на этот документ.

7. Утверждение ТЗ на АС осуществляют руководители предприятий (организаций) разработчика и заказчика системы.

8. ТЗ на АС (дополнение к ТЗ) до передачи его на утверждение должно быть проверено службой нормоконтроля организации — разработчика ТЗ и, при необходимости, подвергнуто метрологической экспертизе.

9. Копии, утвержденного ТЗ на АС в 10-дневный срок после утверждения высылаются разработчиком ТЗ на АС участникам создания системы.

10. Согласование и утверждение дополнений к ТЗ на АС проводят в порядке, установленном для ТЗ на АС.

11. Изменения к ТЗ на АС не допускается утверждать после представления системы или ее очереди на приемо-сдаточные испытания.

12. Регистрация, учет и хранение ТЗ на АС и дополнений к нему проводят в соответствии, с требованиями ГОСТ 2.501.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ТЗ НА АС

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

ФОРМА ПОСЛЕДНЕГО ЛИСТА ТЗ НА АС

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное

ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО КОМПЛЕКСА СТАНДАРТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

1. Исходные предпосылки создания комплекса

1.1. Создание и внедрение автоматизированных систем различных классов и назначений ведется во многих отраслях промышленности по нормативно-технической документации, устанавливающей разнообразные организационно-методические и технические нормы, правила и положения, затрудняющие интеграцию систем и эффективное их совместное функционирование.

1.2. В период принятия Госстандартом СССР решения о совершенствовании межотраслевых комплексов стандартов действовали следующие комплексы и системы стандартов, устанавливающие требования к различным видам АС:

  • 1) единая система стандартов автоматизированных систем управления (24-я система), распространяющаяся на АСУ, АСУП, АСУ ТП и другие организационно-экономические системы;
  • 2) комплекс стандартов (система 23501); распространяющихся на системы автоматизированного проектирования;
  • 3) четвертая группа 14-й системы стандартов, распространяющаяся на автоматизированные системы технологической подготовки производства.

1.3. Практика применения стандартов на АСУ, САПР, АСУ ТП, АСТПП показала, что в них применяется одинаковый понятийный аппарат, имеется много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согласованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, различия по обозначению, составу, содержанию и оформлению документов и пр.

1.4. На фоне отсутствия единой технической политики в области создания АС многообразие стандартов не обеспечивало широкой совместимости АС при их взаимодействии, не позволяло тиражировать системы, тормозило развитие перспективных направлений использования средств вычислительной техники.

1.5. В настоящее время осуществляется переход к созданию сложных АС (за рубежом системы CAD — САМ), включающих в свой состав АСУ технологическими процессами и производствами, САПР — конструктора, САПР — технолога, АСНИ и др. системы. Использование противоречивых правил при создании таких систем приводит к снижению качества, увеличению стоимости работ, затягиванию сроков ввода АС в действие.

1.6. Единый комплекс стандартов и руководящих документов должен распространяться на автоматизированные системы различного назначения: АСНИ, САПР, ОАСУ, АСУП, АСУТП, АСУГПС, АСК, АСТПП, включая их интеграцию.

1.7. При разработке межотраслевых документов следует учитывать следующие особенности АС как объектов стандартизации:

  • 1) техническое задание является основным документом, в соответствии с которым проводят создание АС и приемку его заказчиком;
  • 2) АС, как правило, создают проектным путем с комплектацией изделиями серийного и единичного производства и проведением строительных, монтажных, наладочных и пусковых работ, необходимых для ввода в действие АС;
  • 3) в общем случае АС (подсистема АС) состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических комплексов (ПМК) и компонентов технического, программного и информационного обеспечений.
    Компоненты этих видов обеспечения, а также ПМК и ПТК должны изготовляться и поставляется как продукция производственно-технического назначения.
    Компоненты могут входить в АС в качестве самостоятельных частей или могут быть объединены в комплексы;
  • 4) создание АС в организациях (предприятиях) требует специальной подготовки пользователей и обслуживающего персонала системы;
  • 5) функционирование АС и комплексов обеспечивается совокупностью организационно-методических документов, рассматриваемых в процессе создания как компоненты правового, методического, лингвистического, математического, организационного и др. видов обеспечений. Отдельные решения, получаемые в процессе разработки этих обеспечений, могут реализовываться в виде компонентов технического, программного или информационного обеспечений;
  • 6) совместное функционирование и взаимодействие различных систем и комплексов осуществляется на базе локальных сетей ЭВМ.

Спецификации и соглашения, принятые для локальных сетей ЭВМ, обязательны для обеспечения совместимости систем, комплексов и компонентов.

2. Взаимосвязь ЕКС АС с другими системами и комплексами стандартов

2.1. Стандартизация в области АС является составной частью работ по обобщенной проблеме «Информационная технология».

2.2. Единый комплекс стандартов руководящих документов на автоматизированные системы совместно с другими системами и комплексами стандартов должен образовывать полное нормативно-техническое обеспечение процессов создания и функционирования АС.

2.3. ЕКС АС должен охватывать специфические для автоматизированных систем направления стандартизации и распространять традиционные направления стандартизации на программно-технические, программно-методические комплексы и автоматизированные системы в целом.

2.4. Направления и задачи стандартизации при нормативно-техническом обеспечении процессов создания и функционирования АС группируют следующим образом:

  • 1) установление технических требований к продукции;
  • 2) регламентация методов испытаний и правил аттестации и сертификации продукции;
  • 3) регламентация правил и порядка разработки;
  • 4) установление правил документирования;
  • 5) обеспечение совместимости;
  • 6) регламентация организационно-методических вопросов функционирования систем.

Направления 1-4 являются традиционными при разработке, изготовлении и поставке продукции. Направления 5, 6 являются специфичными и вытекают из особенностей, присущих АС.

2.5. Обеспеченность АС в целом и их составных частей нормативно-технической документацией в рамках принятых направлений и задач стандартизации различна.

Компоненты технического, программного и информационного обеспечений, как продукцию производственно-технического назначения, рассматривают, соответственно, как конструкторские, программные и информационные изделия. На эти изделия распространяются действующие комплексы стандартов ЕСКД, СРПП, ЕСПД, СГИП, УСД, классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации, комплексы стандартов вида «ОТТ», «Методы испытаний», «ТУ», а также ОТТ заказчика.

2.5.1. Весь жизненный цикл конструкторских изделий полностью обеспечен нормативно-технической документацией, действующей в машиностроении и приборостроении.

2.5.2. Программные изделия обеспечены НТД, входящей в ЕСПД и ОТТ заказчика. Однако область распространения этих НТД должна быть расширена с целью отражения вопросов, связанных с разработкой, созданием, распространением и эксплуатацией программных изделий.

2.5.3. Информационные изделия в настоящее время не обеспечены НТД, хотя отдельные вопросы проработаны в рамках УСД, классификаторах и кодификаторах технико-экономической информации.

2.6. Программно-технические и программно-методические комплексы рассматриваются как сложные изделия, не имеющие аналогов в машиностроении. Учитывая статус ПТК и ПМК как продукции производственно-технического назначения, правила и порядок их разработки должен быть аналогичен требованиям, установленным стандартами системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

Технические требования гост 34