Обзор судебной практики по ДТП

По статистике за последние несколько лет количество дорожных происшествий хоть и снижается, но остается на достаточно высоком уровне. Основными причинами ДТП являются нарушение правил движения и принятие алкоголя.

В некоторых ситуациях выяснять виновность того или иного участника движения необходимо через суд, так же как и взыскивать компенсацию полученного ущерба, что привело к наличию множества примеров принятых решений, чему и посвящена данная статья.

Итак, рассмотрим какие решения были приняты судом в спорных ситуациях на проезжей части.

Обоюдная вина при ДТП

Обоюдная вина устанавливается правоохранительными органами, если оба участника столкновения нарушили какие-либо правила движения в той или иной степени ставшие причиной аварии.

Обоюдная вина может быть:

В первом случае ни один участник столкновения не имеет права на получение страхового возмещения, то есть ремонт поврежденного автомобиля производится каждым участником аварии самостоятельно.

Во второй ситуации водитель, менее виновный в столкновении имеет возможность получить страховую компенсацию в сниженной сумме (пропорционально степени виновности).

Именно по этой причине чаще всего водители, которым вменяется обоюдная вина, обращаются в судебные органы.

В начале 2018 года подобное дело рассматривалось Ленинским районным судом города Санкт-Петербурга.

Столкновение между автомобилями А и В произошло 12 марта 2018 года. Для оформления происшествия на место аварии был вызван экипаж ГИБДД.

Сотрудник автоинспекции Иванов А.А вынес постановления:

  • о нарушении водителем автомобиля А скоростного режима (статья 12.9 часть 1 КоАП);
  • о нарушении водителем транспортного средства В правил пересечения перекрестков (статья 12.13 КоАП).

В происшествии установлена обоюдная вина. Однако водитель автомобиля А считает. Что менее виновен в столкновении, так как по вине второго участника аварии был затруднен проезд по перекрестку.

Исковое заявление с копиями документов, составленных сотрудниками автоинспекции, были поданы в суд.

В ходе рассмотрения дела, проведения экспертиз и определения возможностей обеих сторон было выявлено, что водитель автомобиля А в равной степени, как и водитель автомобиля В имел возможность предотвратить столкновение.

Таким образом, суд оставил иск без удовлетворения, то есть вина была признана за обоими водителями в равной степени.

Взыскание морального и материального ущерба

В случае установления виновности водителя автотранспортного средства можно взыскать:

  • материальный вред;
  • моральный вред.

Материальный вред, то есть вред, причиненный имуществу пострадавшей стороны, взыскивается с виновника на основании статьи 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Если у водителя – виновника столкновения есть действующий полис ОСАГО, то компенсация ущерба будет произведена страховой компанией, с которой заключен соответствующий страховой договор.

Если полис не действителен (например, просрочен) или отсутствует, то ущерб на основании решения суда взыскивается непосредственно с виновника аварии.

Кроме этого виновная в дорожной аварии сторона на основании Гражданского Кодекса (статья 1100), как владелец источника повышенной опасности (автомобиля) обязан выплатить пострадавшей стороне и моральный вред.

В октябре 2018 года дело о взыскании материального и морального ущерба было рассмотрено районным судом в г. Киров.

Столкновение между транспортными средствами произошло на регулируемом перекрестке. Причиной аварии стало игнорирование сигнала светофора одним из водителей. При проведении расследования оказалось, что у виновника аварии отсутствует автогражданка.

После получения всех документов пострадавший обратился в суд для взыскания компенсации, необходимой для ремонта автомобиля, в размере 123 600 рублей и морального вреда в размере 100 000 рублей.

Основание для компенсации морального ущерба стало медицинское заключение, в котором указывалось, что сильнейший стресс, вызванный ДТП привел к нарушению в работе нервной системы.

Суд, рассмотрев предоставленные документы, постановил:

Бесконтактное происшествие

Под бесконтактным ДТП понимается ситуация, когда столкновение с автомобилем, пешеходом или иным имуществом, принадлежащим третьему лицу, произошло в результате действий водителя, создавшего помеху виновнику аварии.

Например, ситуация может быть следующей:

  • водитель автомобиля 1 поворачивает на право с левой полосы, что создает помеху автомобилю 2;
  • чтобы избежать столкновения водитель автомобиля 2 резко поворачивает вправо и сталкивается с ограждением, пешеходом, киоском и так далее.

Такая авария оформляется исключительно сотрудниками автоинспекции. В документах необходимо указать, что причиной столкновения стали противоправные действия водителя 1 (статья 12.14 КоАП).

Получить компенсацию от страховой компании в данной ситуации практически невозможно, поэтому в большинстве случаев пострадавшая сторона обращается в суд.

Для проведения корректного расследования и установления виновности необходимо предоставить суду:

  • оформленные правоохранительными органами документы;
  • показания свидетелей;
  • записи с видеорегистраторов или видеокамер.

Как показывает практика, суд достаточно часто признает виновность водителя, создавшего помеху и взыскивает компенсацию полученного ущерба в полном объеме.

Например, в январе 2018 года подобное происшествие было рассмотрено в Волгограде. Водитель автомобиля А, двигавшегося на перекрестке по главной дороге, ушел от столкновения с автомобилем В, который проигнорировал знак «Уступи дорогу» и не пропустил транспортное средство А.

Для избегания столкновения водитель автотранспорта А принял решение перестоится на второю полосу движения, но не рассчитав расстояние и скорость столкнулся с автомобилем С.

Приехавшие на место происшествия сотрудники автоинспекции установили, что виновником столкновения является водитель автомобиля В. однако суд, приняв во внимание запись с видеорегистратора, установленного на автомобиле С, принял решение о виновности водителя машины А и выплате компенсации собственникам обоих пострадавших автомобилей.

Со смертельным исходом

В апреле 2018 года на равнозначном перекрестке в городе Сочи произошло ДТП, в результате которого погиб пассажир одного из автомобилей – участников столкновения.

При рассмотрении обстоятельств случившегося была установлена вина водителя автомобиля А, который существенно превысил установленную на данном участке дороги скорость.

По страховому полису ОСАГО сын погибшего получил страховую выплату в размере 500 000 рублей. Однако через неделю после смерти отца попал в больницу с диагнозом сильнейшее нервное расстройство.

Медицинская помощь была оказана в полном объеме. Для получения компенсации с виновника сын погибшего обратился в суд, предоставив все документы.

Суд постановил:

Нередко аварии на загородных участках трассы происходят по причине столкновения с животными.

Данный случай не является страховым по полисам ОСАГО, то есть получить денежные средства на ремонт авто со страховой компании не получится.

При наличии полиса полного КАСКО получить возмещение не составляет проблем, так как данная ситуация является страховым случаем.

Что делать собственнику пострадавшего автомобиля при отсутствии КАСКО? В первую очередь на место аварии необходимо вызвать экипаж ГИБДД и егеря. Далее оформить столкновение по всем правилам.

Если на участке дороги, на котором произошло ДТП, не установлен знак «Дикие животные», то взыскать компенсацию можно с компетентной организации, занимающейся обслуживанием данной дороги и расстановкой предупреждающих знаков.

Подобный случай произошел в Архангельской области. В результате столкновения с лосем автомобиль получил повреждения на сумму 235 000 рублей.

Для взыскания средств на ремонт автомашины водитель обратился в суд, который в силу отсутствия знака обязал обслуживающую компанию выплатить компенсацию в полном размере.

О причинении вреда здоровью средней тяжести при ДТП читайте здесь.

Оставление места аварии, в т.ч. неумышленное

Достаточно большое количество исковых заявлений поступает в суды по причине сокрытия участника аварии с места столкновения.

Ситуации могут различными:

  • участник ДТП умышленно покинул место аварии, например, по причине алкогольного опьянения. В этой ситуации судом однозначно будет установлена виновность скрывшегося водителя и человек будет обязан оплатить причиненный ущерб. Кроме этого водитель будет наказан по статье 12.27 КоАП (невыполнение обязанностей в связи с ДТП) и если будет доказано, что водитель был пьян по статье 12.8 этого же документа;
  • участник аварии не заметил столкновения с другим авто. Неумышленное оставление места происшествия доказывается в суде свидетельскими показаниями, например, пассажира автомобиля или записями с камер видеофиксации.

Судебная практика по ДТП по ОСАГО в данной ситуации неоднозначно. Если получится доказать неумышленное оставление места происшествия, то никаких наказаний не последует. Причиненный ущерб будет оплачен страховой компанией.

С участием мотоциклиста или велосипедиста

Участниками движения могут быть не только водители автомобилей, но и мотоциклов или велосипедов.

Столкновения с этими транспортными средствами так же считаются дорожными авариями, на которые распространяются все правила оформления и получения страхового возмещения.

Например, при столкновении с мотоциклистом устанавливается виновность того или иного водителя правоохранительными органами или участниками аварии самостоятельно (при наличии у обеих сторон ОСАГО).

Компенсация будет взыскана со страховой компании виновника ДТП или с водителя (при отсутствии полиса). В случае с велосипедистами вопрос о компенсации решается через суд.

Например, в Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и велосипедистом на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей велосипедист при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.

Смотрите так же:  Госпошлина на международное водительское удостоверение стоимость

По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.

По полисам ОСАГО и КАСКО страховая компания, выплатившая компенсацию пострадавшей стороне, имеет право покрыть ущерб, взыскав всю выплаченную сумму с виновника аварии (суброгация).

Для этого необходимо подать на виновника в суд. Подобный случай недавно произошел в Костроме.

ДТП между автомобилями произошло по вине водителя А, который нарушил правила проезда перекрестков. В ходе выяснения обстоятельств случившегося обнаружилось в момент столкновения водитель – виновник аварии был пьян, что позволяет страховой организации воспользоваться правом на суброгацию.

Пострадавшей стороне была выплачена компенсации в размере 320 000 рублей, что доказывается документами и показания получателя.

Суд постановил:

  • взыскать затраченные страховой компанией средства в полном объеме;
  • получить с виновника ДТП сумму в размере 4 850 рублей, которая была потрачена страховой компанией на ведение дела о дорожной аварии;
  • лишить водителя прав на срок 1 год 6 месяцев;
  • взыскать в пользу государства штраф в размере 30 000 рублей (по статье 12.8 КоАП).

По вине дорожных служб

Если причиной дорожного происшествия стало плохое дорожное покрытие, отсутствие предупреждающих знаков о проведении ремонт работ и так далее, то взыскать средства на ремонт автомобиля можно с дорожной службы, которая обслуживает (ремонтирует) данный участок проезжей части.

Аналогичное было рассмотрено в Ярославле. Водитель легкового автомобиля попал в яму, которая по габаритным размерам превышала установленные нормы.

В результате были получены следующие повреждения:

  • пробито колесо;
  • поврежден передний бампер;
  • потекла стояка стабилизатора.

Сумма для ремонта, определенная результатом независимой экспертизы составила 54 000 рублей.

Собственником автомобиля было подано заявление в суд, который, рассмотрев дело, постановил взыскать всю сумму ущерба с дорожной службы, которая во время не провела ремонт дороги и не установила ограждения на опасном участке.

Повреждение груза

В результате ДТП ущерб может быть причине не только транспортным средствам и людям) водителям, пассажирам, пешеходам, третьим лицам), но и перевозимому грузу.

При повреждении груза так же можно рассчитывать на получение компенсации с виновника аварии, так как страховой полис ОСАГО таких расходов не покрывает.

В октябре 2018 года в Саратове в результате ДТП пострадал автомобиль А, который использовался интернет магазином для развозки заказов. По данным ГИБДД виновником аварии был признан водитель автомобиля Б.

Поскольку у обоих участников ДТП были действующие автогражданки, то ремонт автомобиля А был произведен за счет средств страховой компании.

Однако владелец интернет магазина обратился в суд с иском о взыскании с виновной стороны суммы в 278 000 рублей за повреждение товаров.

Суд удовлетворил иск пострадавшей стороны.

Утраченный заработок

Кроме морального и материального вреда с виновника аварии в некоторых ситуациях можно взыскать сумму утраченного заработка.

Например, после ДТП, произошедшего в Ульяновске, водитель пострадавшего автомобиля вынужден был проходить лечение в стационаре в течение 3 месяцев. Кроме этого пострадавшему требовался курс реабилитации в санатории.

Обратившись в суд после полного выздоровления, пострадавший сумел взыскать с виновника происшествия:

Судебная практика по делам ДТП

Следующая статья: Штраф за ДТП

Количество аварий с каждым годом на Российских дорогах растет. Виной тому можно называть большое число причин. Однако самое значимое действие, что приводит к происшествиям – это нарушение правил дорожного движения.

Здесь не говорится о вине водителя, имеется в виду комплексное непослушание закона как со стороны собственников транспортных средств та и пешеходов.

Соблюдая участники дорожного движения ПДД, число аварий сократилось бы больше чем в 10 раз. Технические неисправности агрегатов и условия дороги значительно уступают в процентном соотношение общего количества причин аварий.

Ссылаясь на статистику аварий можно смело сказать, что судебных дел и разбирательств по ДТП у нас накопилось очень много. Все случаи индивидуальны и требуют своеобразного подхода.

Ведь для определения виновника, степени его вины, ответственности и объема наказания, что понесет граждан нужно учесть все факты, документы, свидетелей и нюансы.

После чего делать общие выводы. Давайте рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, и попытаемся понять логику, по которой судят виновников ДТП. Ведь часто теоретические знания не дают нам явной картины происходящего и на практике все далеко не так.

Что бы разобраться какие наказания грозят участникам ДП при обоюдной вине и как происходит судебный процесс, давайте обратимся к судебной практике г. Санкт-Петербург.

Обоюдной виной может признаться ДТП, в случае, когда оба человека, находившиеся за рулем нарушали правила или совершали противоправные действия. То есть определить одно виновника закон не может.

Пример решения Ленинского районного суда СПБ:

По выводу экспертов нет возможности определить виновника аварии. При рассмотрении дела было выяснено, что оба участника не придерживались правил движения. Эти противоправные действия и стали причиной столкновения.

Выходя из этого, определения виновника ДТП в лице одного человека не может считаться адекватным выводом и решением. Поэтому данное дело расценено по обоюдной вине.

Бывают случаи, когда один собственник автотранспорта не полностью разделяет равнозначность вины. По его мнению, водитель менее виноват, чем другой человек.

Рассмотрим случай, когда гражданин, считая, что был виновен на 25 % не смогу убедить в этом суд, который дал четко понять, что водитель так же могу предотвратить столкновение.

Непризнание обоюдной вины

Гражданин К.В. пишет апелляционную жалобу и хочет отмены постановления суда, который, по его мнению, неправильно распределил степень вины водителей в состоявшейся аварии.

В споре были предоставлены доказательства обеими сторонами. Суд и эксперты провели оценку возможностей и техническую экспертизу и установили, что гражданин, который претендует только на 25 % вины имел все способы и технические привилегии для предотвращения аварии в равной степени, как и его противник.

Жалобы истца не содержат доказательств, опираясь на которые можно было снизить степень вины гражданина. Поэтому судом принято решение о признании ДТП, причиной которого стало столкновение машин нарушением ПДД в обоюдной вине.

Взыскание материального и морального ущерба со смертельным исходом

Рассмотрим пример:

В суд обратилась сестра пешехода, которого сбил водитель транспортного средства. Брат после истечения нескольких дней умер в больнице. Девушка затребовала 10 миллионов рублей. Водитель автотранспорта ехал по дороге, навстречу которому шло два человека.

Гражданин совершил по ДТП наезд на пешеходов, что направлялись вдоль проезжей части напротив водителя. В отношении виновника сначала возбудили уголковое дело, а потом закрыли, мотивируясь отсутствием состава преступления в действиях.

Сестра обратилась с иском и сказала, что у нее в результате потере брата и полученного морального ущерба начало ухудшаться здоровью. Были доводы о том, что девушка переживает, у нее нервный срыв, нестойкое эмоциональное состояние, появились болезни.

Сестру погибшего направили в больницу и назначили курс лечения.

Согласно 1083 ст. Гражданского кодекса РФ причиненный моральный ущерб оплачивается водителем транспортного средства в случае наезда на пешехода. Ведь человек был за рулем источника повышенной опасности.

После проведения расследования, опроса свидетелей, разбирательств судом первой инстанции было установлена частичная компенсация в размере 2.8 миллиона рублей.

Все доводы виновника по поводу непричастности его к болезням истицы не были приняты во внимание, так как это были предположения без фактов. Так же само не удовлетворили требования водителя в освобождении его от обязательств выплаты морального ущерба.

Как оформить европротокол при ДТП в 2018 году, смотрите образец.

Возмещение по ОСАГО за причиненный вред здоровью и утраченный заработок

Получить компенсационный выплаты пострадавший человек в ДТП имеет возможность, обратившись к страховой компании виновника по ОСАГО.

Максимальное количество денег, что может получить потерпевший, воспользовавшись обязательным полисом – это 160 тыс. рублей.

Водитель, что причинил вред здоровью гражданина, путем наезда на человека обязан выплатить компенсационные суммы на лечение.

Ведь согласно ст. 1083 Гражданского кодекса РФ, автовладелец – это собственник источника повышенной опасности. Совершивший наезд человек может быть освобожден от обязательных выплат только тогда, если сможет доказать, что совершенным действиям сопутствовала непреодолимая сила при ДТП.

Процесс работает по такой схеме. Пострадавший первым делом обращается к виновнику происшествия, а точнее, к его страховому полису.

Когда он покрывает все затраты на лечения, то вопросов больше не возникает. В случае, когда компенсационных выплат не достаточно для полной оплаты лечения страховкой, то потерпевший имеет право взыскать оставшеюся сумму денег у самого виновника.

В сумму объема возмещения тяжелого вреда здоровью входит две составляющие:

  • утраченный заработок;
  • стоимость лечения.

Зачастую, пострадавшие отказываются от бесплатного лечения, и начинают платить за услуги. К примеру, купив протез и отказавшись от бесплатного. В таком случае страховщик может отказаться в оплате стоимости протеза, ссылаясь на ст. 1085 гражданского кодекса РФ.

Если у виновника ДТП нет страховки, то всю сумму придется платить из своего кармана.

Рассмотрим примеры судебной практики по возмещениям ущерба на здоровье через ОСАГО и утраченного заработка.

Пример 1

Требования истца были удовлетворены по типу возмещения ущерба причиненного здоровью.

Потерпевший гражданин нуждался в современных технологиях и конструкциях. Предлагаемые программой ОСМ бесплатные услуги не могли в должной мере восстановить здоровье гражданина.

Пример 2

Дело № 2-134/2 котором говорится, что суд отказал взыскание гражданина. Причиной тому тало пользование человеком посторонними приспособлениями, которые не входят в программу ОСМ, что полностью могла обеспечить профессиональное лечение и комфортный уход за больным.

Смотрите так же:  Претензия контрагентами за невыполнение договорных обязательств

Не заметил ДТП и уехал

Большинство автовладельцев, что совершили аварию, пытаются уехать с места происшествия, таким образом, уйдя от ответственности.

Чтобы покинуть место ДТП у вас должны быть веские причины. Разрешается оставлять место аварии, если вы на своем автомобиле увозите пострадавшего гражданина в больницу, но при условии, что вернетесь назад.

Часто случается так, что ДТП просто не замечают. В этом случае вас вызовут в суд, куда обязательно нужно придти. Ведь не явись в зал, вас 100 % лишат водительских прав.

В суде придется доказать, что не могли видеть момент столкновения. К примеру, сдавая задом, поцарапали машину. Но тут могут не на вашу пользу сыграть свидетели, что подтвердят обратное, как, будто вы вышли и осмотрели место аварии.

Пример лишения прав:

Водитель, совершивший аварию, дал свой номер телефона и покинул место происшествия, мотивируясь тем, что опаздывает на важную встречу. Тем более у человека в агрегате находилась маленькая дочь, которой 2 года.

Гражданин, спустя 3 часа вернулся на место аварии и все задокументировали. Однако суд вынес решением о том, что действия не соответствовали крайне необходимым и лишили водителя прав.

По вине дорожных служб в гололед

Часто случается так, что совершенное ДТП происходит в результате плохого качества дороги или виновниками выступают сами дорожные службы.

В таком случае водитель транспортного средства имеет полное право требовать компенсацию материального ущерба с государства. Вред, что был нанесен владельцу автомобиля, должен быть возмещен в полном размере, теми же службами.

Это касается всех государственных инстанций и даже ГИБДД. То есть даже сотрудники ГАИ могут нанести вашему автомобилю или вам вред, к примеру, толкнув ваше авто. Соответственно их структура будет нести ответственность за произошедшее.

Пример:

Гражданин А.В. двигался по дороге в зимнюю пору времени и не заметил на своем пути образовавшейся выбоины. Вследствие чего было нанесено материально ущерба транспортному средству размером в 135 тыс. рублей.

Гражданин подал иск на структуру, отвечающую за состояние дороги, и выиграл суд, который присудил компенсацию в размере тех же 135 тысяч рублей.

Судебная практика показывает, какие различные происшествия и аварии бывают на дорогах.

Чтобы разобраться в происходящем, необходимо оценить много факторов и нюансов, а потом уже делать определенные выводы, ссылаясь на конкретные статьи законов, к примеру, Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наказание, если полицейский совершил ДТП на служебной машине, читайте здесь.

Что должно быть указано в схеме ДТП, рассказывается на этой странице.

Видео: Взыскание морального вреда. Размер компенсации морального вреда

Судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП без осаго

Дорожно-транспортные происшествия не редкость на наших дорогах, поэтому большинство водителей сталкивается с проблемой выплат по ОСАГО, а также возмещения ущерба причиненного в результате ДТП. Судебная практика по делам о возмещении ущерба в результате ДТП идет по пути полного удовлетворения требований пострадавших, если истец (потерпевший) собирает все необходимые доказательства и обосновывает свои требования, ссылаясь на действующие нормативно-правовые акты.

Виды правовой защиты при взыскании ущерба с виновника ДТП

Судебная практика по возмещению ущерба при ДТП с виновника предусматривает следующие способы правовой защиты:

  • обращение с претензией к виновнику дорожного происшествия, с требованием полностью выплатить материальный и моральный ущерб добровольно;
  • подача иска непосредственно на страховую компанию, которая отказывается осуществлять страховые платы, либо проводить ремонт автомобиля;
  • подача иска на виновника ДТП, если у него нет страхового полиса, либо выплаты меньше, чем реальный ущерб.

Кроме этого судебная практика по возмещению ущерба от ДТП, нормы Гражданского кодекса, Закона об ОСАГО, предусматривают следующие материально – правовые требования, которые удовлетворяются в ходе рассмотрения дел данной категории.

  1. Материальный ущерб. Он состоит из двух частей. Первая это средства, которые необходимы на ремонт, восстановление автомобиля. Вторая это деньги, что потратил потерпевший на лечение (если ему были причинены телесные повреждения). Кроме этого практика судов допускает перерасчет определенного ущерба в сторону увеличения, если с момента его оценки и взыскания произошла инфляция.
  2. Моральный ущерб. Судебная практика по взысканию ущерба по ДТП с виновника, говорит о том, что пострадавшие имеют право также требовать с виновного лица моральный ущерб. Он не имеет прямую связь с материальным. Его сумма зависит от физических и психологических страданий, полученных потерпевшим при ДТП.

Нужно знать, что судебная практика по таким делам формируется в основном Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом РФ. Они дают обязательные рекомендации судам низших инстанций в виде пленумов и решений, как правильно применять те или иные правовые нормы.

Изменения к закону об ОСАГО

До марта 2017 года судебная практика по ДТП и взыскание ущерба с виновника ДТП шла по пути того, что с ответчиков (виновных лиц или страховых компаний) взыскивался материальный и моральный ущербы, положенные в виде обязательных выплат и компенсаций.

Но с 1 января 2018 года в Федеральный нормативный акт об ОСАГО были внесены некоторые изменения, согласно которым судебная практика по возмещению ущерба при ДТП по ОСАГО пошла по другому пути.

Главное изменение в Закон об ОСАГО состоит в том, что теперь страховики не обязаны производить компенсационные выплаты потерпевшим автомобилистам. Они должны проводить восстановительный ремонт поврежденной машины на специально аккредитованных СТО, с которыми у них должен быть заключен договор.

При этом страховые организации не могут заключать договора с теми СТО, которые не соответствуют определенным законодательным требованиям (например, техническое оснащение, наличие конкретных специалистов).

Если у виновника происшествия нет ОСАГО, тогда судебная практика взыскания ущерба с виновника ДТП без полиса ОСАГО, идет на общих условиях.

Случаи, когда выплачиваются страховые выплаты

Но, несмотря на то, что теперь страховщики должны ремонтировать автомобили, Федеральный Закон об ОСАГО предусмотрел также и случаи, при которых пострадавшим предусмотрена материальная компенсация:

  • в случае если станция технического обслуживания и ремонта автомобилей не подходит под технические критерии установленные Законом об ОСАГО для ремонта конкретных автомобилей, и потерпевший отказывается ехать на другое СТО, предложенное страховиком;
  • если транспортное средство получило такие повреждения, которые не предусматривают его восстановление (полное уничтожение автомобиля);
  • когда потерпевший от полученных травм скончался;
  • при получении пострадавшим средних или тяжких телесных повреждений;
  • в случаях, когда предположительный ремонт стоит больше, чем автолюбителю положена страховая компенсация по ОСАГО или европротоколу;
  • если потерпевшим является инвалид (независимо от группы), и он желает получить именно страховую компенсацию (для этого ему нужно написать заявление);
  • когда все участники дорожного происшествия признаны виновными, и они отказываются произвести доплаты за ремонт пострадавших автомобилей;
  • в случаях, когда прямым договором ОСАГО между автолюбителем и страховой компанией предусмотрено проведение компенсационной выплаты, а не ремонт транспортного средства.

Исходя из этого, возмещение ущерба от ДТП с виновника, и судебная практика теперь отталкивается от вышеуказанных новшеств законодательства об ОСАГО.

Нужно запомнить, что условия страховых договоров (полисов) ОСАГО, которые не соответствуют Закону, считаются недействительными. Поэтому автолюбители, прежде чем купить страховой полис, должны внимательно его прочитать, и по возможности проверить на подлинность. Если автолюбитель купит недействительный или поддельный страховой полис, в случае ДТП он и будет возмещать весь ущерб, если будет признан виновником.

Решение Конституционного Суда РФ

В марте (10 числа) 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации, по обращению некоторых автомобилистов, принял решение, которое внесло некоторые изменения в судебную практику возмещения ущерба при ДТП без учета износа.

Раньше суды придерживались такой правовой позиции, по которой с виновника дорожного происшествия взыскивалась сумма равная восстановительной стоимости транспортного средства без его износа.

Эта практика также касалась и ситуаций, когда материальный ущерб взыскивался с автомобилистов, у которых вообще не было ОСАГО.

Многие пострадавшие были недовольны таким расчетом, но ничего поделать не могли. Это было на руку автомобильным хулиганам, и другим нерадивым водителям.

Несколько автомобилистов, как было указано выше, обратились в Конституционный Суд РФ, с исковым заявлением на трактовку некоторых положений Закона об ОСАГО, Конституции РФ, норм Гражданского кодекса, с целью разъяснения судебной практики по взысканию ущерба с виновника ДТП без учета износа.

Конституционный Суд РФ, внимательно изучив все законодательные акты, принял следующее решение.

Пострадавшая сторона, имеет право требовать полного возмещения восстановительных (ремонтных) работ своего автомобиля, со страховой компании и виновника ДТП.

Взыскание ущерба от ДТП без учета износа (судебная практика 2017 год) происходит со страховой компании, которая выдала полис, на основании методики утвержденных расчетов Центробанком России.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО, а также разницы между реальной стоимостью восстановительных работ машины, и коэффициента износа, происходит с человека, который нарушил ПДД и допустил причинение вреда транспортному средству пострадавшего.

То есть, главное, на чем нужно акцентировать внимание, это на то, что теперь автолюбители наконец получили право на полное возмещение затрат, необходимых для восстановления транспортного средства.

Судебная практика по взысканию материального вреда по ДТП если у виновника нет ОСАГО

К сожалению не все автолюбители имеют полис ОСАГО, поэтому бывают ситуации, когда пострадавшая сторона не может рассчитывать на выплаты страховика, поскольку виновник не имеет полиса ОСАГО.

Поэтому возникает резонный вопрос, кто оплачивает ущерб при ДТП если у виновника нет ОСАГО.

Смотрите так же:  Осаго премиум

Судебная практика в данном случае идет по следующему пути.

Автолюбитель обязан зафиксировать факт дорожного происшествия (вызвать полицию), и полностью записать контактные данные виновника. Для оценки причиненного ущерба лучше сделать профессиональную оценку машины, либо провести ее автотовароведческую экспертизу.

После сбора всех документов, автолюбитель может составить претензию, к которой нужно приложить все документы (копии), и должен направить ее по месту жительства (нахождения) виновника.

Если виновник не отреагирует, тогда остается подавать исковое заявление в суд

При обращении в судебные органы, нужно учесть одну особенность. Если сумма ущерба не превышает 50 тысяч, тогда обращаться придется к мировому судье. В случаях, когда ущерб переваливает за 50 тысяч, такие дела правомочен рассматривать только районный судебный орган.

В исковом заявлении помимо нормативного обоснования потерпевший имеет полное право просить не только компенсацию материального ущерба, но и моральный вред.

К исковому заявлению должны быть приложены все копии документов, подтверждающие материальный ущерб (оценка транспортного средства), чеки с медицинских учреждений, если пострадавший проходил лечение.

Важно запомнить, что главным доказательством в судах по таким категориям дел всегда выступает решение органа о признании гражданина виновником ДТП и административном наказании его за нарушение Правил дорожного движения.

Вот такая судебная практика по возмещению ущерба при ДТП, если у виновника нет ОСАГО.

Взыскание морального вреда

Если страховые компании практически не возмещают свои клиентам морального ущерба, который получил пострадавший в результате ДТП, то суды это делают, только при условии правильного составления иска, и предоставления необходимых доказательств.

Под моральным ущербом подразумевается вред, который был причинен психике человека путем его физических и психологических страданий, полученных в результате неправомерных действий третьих лиц.

В любом случае виновник ДТП совершает неправомерные действия (нарушает ПДД), которые приводят к таким последствиям, как повреждение транспортного средства потерпевшего, а также получение им физических травм и увечий, что вызывает психологические страдания и внутренний дискомфорт.

Но получение моральных страданий нужно доказать, поэтому о том, как взыскать с виновника ДТП моральный ущерб будет рассказано ниже.

  1. Для начала потерпевший обязан зафиксировать факт причинения ему телесных повреждений. Для этого сначала нужно обратиться в медицинское учреждение, и пройти там курс лечения.
  2. После того как на руках будут медицинские документы, автолюбитель может обратиться в специальное учреждение для проведения судебной — медицинской экспертизы. Это не обязательная процедура, но она фиксирует факт получения телесных повреждений.
  3. Далее нужно подать иск в суд, и ждать первого судебного заседания.
  4. На судебном заседании нужно детально рассказать, какие моральные страдания получены (плохой сон, невозможность заниматься спортом, и другие причины), и во сколько они оцениваются (в денежном эквиваленте).

Если судом будут учтены все доводы истца, тогда он может рассчитывать на то, что в его пользу будет взыскан моральный ущерб.

Практика данной категории дел говорит о том, что суды не всегда полностью удовлетворяют требования по возмещению морального вреда, ссылаясь на его недоказанность, либо необоснованность.

Опытные юристы, которые уже имеют большой практический стаж в таких делах, рекомендуют потерпевшим проводить судебные – психологические экспертизы.

Нужно запомнить, что на сегодняшнее время в Российском законодательстве утверждена методика по определению причиненного морального вреда в денежном измерении.

Согласно процессуальному кодексу сторона, обратившаяся в суд, обязана доказать свои требования к ответчику. Поэтому проведение такой психологической экспертизы подтверждает не только факт причинения морального вреда пострадавшему, но и определяет его в денежном эквиваленте.

Судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП и страховых компаний претерпела некоторые изменения с марта 2017 года. В этом месяце Конституционный Суд РФ принял решение, на основании которого автолюбители теперь могут требовать коэффициент износа ТС, который не платят страховые компании с виновников ДТП.

ДТП со смертельным исходом — ответственность

Под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи людей, за 2016 года в РФ погибло 5 344 пешеходов. Эта цифра и сама по себе ужасна, а если взглянуть, что за ней стоят еще тысячи искалеченных судеб, вообще становиться не по себе.
Автомобиль признан средством повышенной опасности и по его вине происходят многие аварийные ситуации. Но статистика неумолима, почти 70% погибших были виновны в произошедшем ДТП.

Рассмотрим важнейшие вопросы, связанные с данным происшествием. Какова ответственность водителя в том или ином случае. Какое наказание влечет за собой ДТП со смертельным исходом. И что говорит о таких делах судебная практика.

Статья УК РФ ДТП со смертельным исходом

В УК РФ есть статья №264, которая предусматривает наказание за ДТП со смертельным исходом. Статьей УК РФ руководствуются тогда, когда нет иного толкования, как смерть в результате столкновения с ТС. Рассмотрение таких дел основывается исключительно на УК РФ, здесь не могут применяться термины об административной ответственности. При рассмотрении дела суд учитывает мельчайшие обстоятельства произошедшего, как оправдывающие водителя, так и усугубляющие его вину.
УК РФ назначает такие наказания за ДТП со смертельным исходом:

  • Кончина одного человека предполагает тюремное заключение (ТЗ) до 5 лет, либо работы принудительного характера (РПХ) до 4 лет;
  • При тех же обстоятельствах, но находясь под действием алкоголя, можно получить ТЗ до 7 лет;
  • ДТП, повлекшее смерть 2-х и более человек, может повлечь за собой РПХ до 5 лет или ТЗ до 7 лет;
  • При 2-х и более погибших, но находясь в алкогольном дурмане, водитель приговаривается к РПХ до 5 лет или ТЗ до 9 лет.

При любом из оговоренных случаев происходит лишение прав на 36 месяцев.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Весомыми оправдывающими моментами, при ДТП со смертельным исходом, могут стать оказание своевременной помощи и содействие следствию. И наоборот, скрывшись с места ДТП, водитель автоматически подпадает под максимальные сроки наказания.

Возможно, избежать судебного разбирательства, а как следствие и уголовной ответственности, при достигнутой договоренности с родственниками погибшего. Такая договоренность может быть достигнута в результате возмещения морального ущерба родным умершего.

При доведении дела до суда, виновному грозит наказание в виде судимости. Срок ее будет зависеть от многих составляющих дела. Судебная практика имеет примеры и оправдательных дел, где невиновность водителя была доказана на 100%.

Водителя, по неосторожности сбившего человека насмерть, также будут судить за непреднамеренное убийство. Нюансы статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» рассматриваются по ссылке:

ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом

Пешеходный переход это выделенное место для пересечения человеком дороги. Пешеходный переход считается участком повышенной опасности, водитель обязан сбросить скорость перед ним, и, убедившись в отсутствии пешеходов, проследовать дальше.

Поэтому в происшествии со смертельным исходом на пешеходном переходе, виновен всегда автомобилист. Исключением может стать ситуация, когда человек умышленно бросился под колеса. Доказать это возможно собрав свидетельские показания или предоставив запись видеорегистратора.

ДТП со смертельным исходом — выплаты

Страховой полис ОСАГО гарантирует выплаты родным погибшего в ДТП со смертельным исходом. Так как сумма выплаты заложена в стоимость полиса. В каждом случае выплаты рассчитываются индивидуально. Получить выплаты могут не только иждивенцы погибшего, хотя они в первую очередь, но и другие близкие родственники умершего.
Максимальный размер выплат на 2018 год, составляет полмиллиона рублей. Эта сумма состоит из двух основных выплат:

  • 25 000 на похоронные нужды;
  • материальная помощь до 475 000 рублей.

Получить такие выплаты возможно при наличии полиса, оформленного после 1 апреля 2016 года.

Возмещение морального ущерба при ДТП со смертельным исходом

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение морального ущерба родственникам пострадавшего. Само понятие морального ущерба слишком эфемерно, под него может подпадать что угодно. А сумма, запрошенная на его возмещение, не имеет жесткого финансового основания.

Если сумма морального ущерба обсуждается в частном порядке, то ее величина зависит от договоренности сторон. При судебном рассмотрении, компенсация морального ущерба будет зависеть от причиненного вреда и возможностей ответчика.

ДТП со смертельным исходом — судебная практика

Судебная практика изобилует исками о моральных и материальных претензиях по отношению к водителям автомобилей, чьи машины участвовали в ДТП со смертельным исходом. Ниже, мы приведем примеры судебной ответственности.

Автомобилист сбил пешехода на пешеходном переходе. Превышения скорости не было. Пешеход стоял на тротуаре и принимал решение о движении через дорогу. Водитель решив, что пешеход не будет передвигаться, не остановился. Пешеход в надежде, что водитель остановиться в последнее мгновении вышел на дорогу, в результате чего произошло столкновение. Водитель виновник аварии, но суд учел то, что пешеход начал маневр неожиданно, это зафиксировал видеорегистратор. Кроме того водитель сразу доставил потерпевшего в больницу, где он впоследствии от полученных травм скончался. Все это было принято во внимание, и водитель получил наказание в виде одного года принудительных работ.

Машина с одним пассажиром на переднем сиденье и водителем за рулем, врезалась в бетонное ограждение. В результате чего не пристегнутая пассажирка погибла на месте. Родственники 25-летней девушки подали в суд на водителя. Данные видеорегистратора смогли помочь восстановить ход событий. Девушка в результате ссоры во время движения отстегнула ремень безопасности, и стал препятствовать вождению, в результате ее действий произошла авария. С водителя была снята ответственность за аварию.

Судебная практика по делам дтп