Оглавление:

Судебная практика дтп наезд

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Обобщения судебной практики
  • Административная ответственность за оставление водителем места ДТП. Обзор судебной практики

Оглавление обзора судебной практики:

I. Негативные для водителей примеры из судебной практики. Водитель, оставивший место ДТП впоследствии в судебном заседании приводит различные доводы в пользу своей невиновности. Однако в большинстве случаев данные доводы не производят желаемого впечатления на суд — стр. 2;

II. Отсутствует (не доказана) вина в форме умысла на совершение действий, направленных именно на оставление места ДТП, тогда как сам факт участия в ДТП привлекаемого к ответственности лица судом установлен. Суд соглашается с доводами «правонарушителя» о том, что он не знал, что стал участником ДТП, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Оставление места ДТП может быть только умышленным действием, а не в форме неосторожности — стр. 4;

III. Отсутствуют доказательства участия в ДТП именно привлекаемого к ответственности по п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ лица — отсутствует состав административного правонарушения — стр. 5;

IV. Постановление судьи о привлечении к ответственности отменено ввиду невыполнения требования норм КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела (При этом производство по делу, как правило, подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности) — стр. 5;

V. Малозначительность. Вина в действиях судом установлена, однако суд счел правонарушение малозначительным и производство по делу прекратил — стр. 6.

Введение

Обычно довольно сложно поверить в то, что водитель, поучаствовав в ДТП, не заметил этого и продолжил движение, а глазами очевидцев попросту скрылся с места ДТП. Однако такие ситуации тоже происходят, но об этом чуть ниже.

Напомним, что если вы «задели», «зецепили» или «въехали» в препятствие, как-то чей-то автомобиль, или любое иное имущество, или сбили человека, то вне зависимости от силы удара, количества повреждений, размера видимого ущерба и степени вреда здоровью, необходимо остановить транспортное средство, иначе санкция статьи 12.27 КоАП РФ обещает вам от года до полутора лишения водительских прав или до 15 суток ареста. При этом, нелишним будет напомнить и содержание п. 2.6. Правил дорожного движения, где указано, что «если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия».

Как правило, водитель, задев при выезде, например, со стоянки, чей-то автомобиль, все же рассчитывает, что его никто не заметил и ему удастся избежать ответственности. Тем более, некоторых неосторожных водителей не столько размер ущерба пугает, сколько мысль о том, сколько времени придется потратить в ГАИ и страховой компании прежде чем с выплатой потерпевшему все разрешится. Есть и случаи, когда водитель просто теряется и от потока негативных мыслей принимает самое неверное решение (особенно если речь идет о наезде на пешехода) — незамедлительно покинуть место ДТП, поскорее скрыться, привести мысли в порядок и потом уж что-то думать и что-то решать.
Однако напомним содержание пункта 2.5. Правил дорожного движения :

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Нарушение данного пункта Правил влечет ответственность, предусмотренную статьей 12.27 КоАП РФ , согласно ч. 2 которой, оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При этом не имеет значения кто из водителей скрылся (оставил место ДТП) — нарушитель Правил Дорожного движения или потерпевший, ответственность по ч.2 статьи 12.27 КоАП РФ наступает в независимости от вины в действиях того или иного водителя, ставших причиной дорожно-транспортного происшествия.

ДТП с велосипедистом — судебная ответственность

Велосипед – это экологически чистое средство передвижения, на нем не страшны пробки и не нужны парковки. Но отсутствие железного каркаса делает его весьма уязвимым, что хорошо видно по данным статистики.

Велосипедистов в России не обязывают сдавать на права, но при всем при этом они являются равноценными участниками дорожного движения и причисляются к транспортным средствам. А значит, тоже несут ответственность за свои действия на дороге.

Кто виноват при столкновении автомобиля и велосипеда? Что обязаны делать стороны в такой ситуации? А главное, какую ответственность возлагает законодательство России на участников ДТП?

Наезд на велосипедиста — что делать

Период с мая по сентябрь включительно, представляет для автомобилистов повышенную опасность, потому что начинается сезон велосипедов.

С каждым годом этот двухколесный транспорт становиться все популярнее, многие жители больших и маленьких городов выбирают велосипеды, не только для занятий спортом, но и для поездок на работу. Элементарная невнимательность часто приводит к опасным ситуациям на дорогах.
Нужно знать что, так как велосипед не является источником повышенной опасности, в отличие от автомобиля, то зачастую именно на человека управляющего машиной возлагается максимальная ответственность.
При столкновении с велосипедом водитель обязан совершить определенный ряд действий:

  • определить состояние водителя двухколесного транспорта и при необходимости отвезти его в травмпункт, предварительно огородив место аварии, чтобы впоследствии вернуться на него, до приезда ГИБДД;
  • если никто не пострадал, то главное не убирать транспортные средства с места аварии;
  • включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки;
  • сфотографировать место происшествия;
  • взять контактные данные свидетелей, присутствовавших при столкновении;
  • дождаться приезда ГИБДД;
  • после составления протокола можно приступать к обсуждению урегулирования по вопросам полученных повреждений.

У водителя байка нет полиса ОСАГО, поэтому стребовать с него возмещения ущерба можно только через суд.

О том, что делать, если сбили человека на пешеходном переходе сегодня, читайте в статье:

ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом

Если ДТП случается на пешеходном переходе, то ситуация всегда трактуется однозначно. По правилам дорожного движения водитель байка, для пересечения проезжей части по пешеходному переходу, обязан спешиться и совершать движение в роли пешехода. Если во время движения по пешеходному переходу он попал под машину, то такая авария классифицируется как наезд на пешехода, где 100% ответственности возлагается на водителя.

Смотрите так же:  Заявление для регистрации куро днр

Когда водитель байка пересекает дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, то он заведомо нарушает ПДД. В этом случае виновником аварии становится водитель двухколесного транспорта, хотя полная ответственность с водителя также не снимается.

Что должен делать велосипедист который попал в ДТП

Нередки ситуации, когда автомобиль, совершив наезд на велосипед, пытается скрыться с места происшествия. Что должен в таком случае делать водитель двухколесной машины?

Сначала велосипедист должен уйти с опасного участка дороги (если он там находился) сам, не трогая при этом велосипед. Обязательно нужно максимально зафиксировать данные второго участника ДТП, записать или сфотографировать. Затем следует вызвать сотрудников ГИБДД и опросить возможных свидетелей, записав их контактные данные.

Главное ничего не трогать до приезда ГИБДД и подойти к ситуации со всей ответственностью.

Судебная практика ДТП с участием велосипедиста

Иски по ДТП, с участием велосипедистов, нередко рассматриваются в суде, о чем свидетельствует статистика. Так как урегулировать вопрос между страховыми компаниями невозможно, а водитель автомобиля считает, что водитель велосипеда обязан возместить ему ущерб. Вот несколько примеров рассмотрения таких дел из судебной практики в России:

Ситуация 1 из судебной практики.
Заезжая во двор автомобиль наехал на велосипедиста, двигавшегося ему на встречу. При этом существенного урона имуществу причинено не было, в результате чего водитель велосипеда предложил разъехаться по домам. Автомобилист уже к утру был вызван в ГИБДД. Так как тем же вечером велосипедист попал в больницу с травмой брюшной полости, в результате чего был вынужден проходить длительное лечение.
Автомобилист признан виновным, и кроме моральной компенсации, которую ему присудил суд, был лишен еще и прав, за то, что покинул место аварии и не оказал помощь пострадавшему.
Ситуация 2 из судебной практики.
На нерегулируемом пешеходном переходе, автомобиль наехал на водителя двухколесного транспорта, пересекавшего пешеходный переход на велосипеде, со скоростью 30 км/ч. В результате аварии велосипед восстановлению не подлежит, авто получило значительные повреждения, велосипедист получил травмы средней тяжести. (Узнайте все о наказании за превышение скорости здесь: )
Водитель авто смог доказать свою невиновность в ДТП с его участием, так как велосипедист нарушил ПДД. Суд постановил компенсировать расходы на ремонт авто за счет пострадавшего водителя велосипеда.

Статистика ДТП с участием велосипедистов в России

Статистика ранних годов по России показывает снижение уровня количества ДТП с участием велосипедов. И хотя в процентном соотношении эта цифра не велика, но в живых людях статистика радует.
За 2016 год в России в результате ДТП получило травм 159 860 человек, погибло 14 567 человек.
Статистика показывает, что пик аварий приходится на пятницу и субботу, в промежуток между с 17.00 до 20.00.

Виновник ДТП велосипедист взыскание ущерба

Управляющий двухколесным транспортом не имеет прав и полиса ОСАГО, поэтому при виновности в ДТП на него налагается административная ответственность, с обязательной выплатой штрафа.
Градация штрафных санкций такова:

  • 800 рублей – ДТП без отягчающих обстоятельств;
  • 1 000- 1 500 рублей – велосипедист был в нетрезвом состоянии;
  • 1 500 рублей если был нанесен вред средней или легкой тяжести.

В судебном порядке могут взыскиваться суммы ущерба по ремонту автомобиля или моральной компенсации.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе — ответственность в 2018 году

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе – ответственность еще больше усугубляется. Если некоторые водители были невнимательны при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП на зебре с наездом на пешехода, рекомендуем восстановить пробелы в знаниях. Предоставленная в этой статье информация прибавит внимательности на дорогах в целом и в зонах пешеходных переходов в частности.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Согласно ПДД, пешеходный переход – это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе – дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель автомобиля (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Вследствие этого в зависимости от тяжести ущерба, законодательство предусматривает такие виды ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут иметь существенные различия, стоит подробнее рассмотреть, что грозит водителю, который сбил человека на пешеходном переходе.

Гражданская ответственность

Выражается компенсацией материального и морального урона, нанесенного пострадавшему человеку. Это указывается в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), ст. 1079:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно: если водитель не виновен в аварии, он все равно обязан возместить пострадавшему гражданину нанесенный ущерб. Причем материальное наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2018 году по статье 1083 ГК РФ может быть отменено, если будет доказано, что пешеход сам спровоцировал происшествие:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Административная ответственность

Данная ответственность прописана в Кодексе об административных правонарушениях ОФ (КоАП РФ), в ст. 12.24, и предусматривает:

  • ДТП, причинившее небольшой ущерб здоровью: штраф 2,5 – 5 тыс. руб. или лишение прав на 1 – 1,5 года;
  • наезд на человека, закончившийся уроном здоровья средней тяжести: штраф 10 – 25 тыс. руб. или изъятие водительского удостоверения на 1,5 – 2 года.

Легкий вред здоровью квалифицируется при кратковременном (не дольше 21 дня) его ухудшении, средний вред – при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Уголовная ответственность

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного урона здоровью вплоть до летального исхода. Меры наказания регулируются ст. 264 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за урон здоровью, причиненную водителем как в абсолютно трезвом виде, так и в состоянии алкогольного опьянения:

  • если виновный водитель был трезв, применяется одна из следующих мер:
    • ограничение свободы до 3 лет,
    • принудительный труд до 2 лет,
    • арест до полугода,
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД был пьяным:
    • принудительный труд до 3 лет,
    • тюремное заключение до 4 лет.

Самая жесткая санкция, предусмотренная УК РФ, применяется при причинении смерти потерпевшего.

Какое наказание, если сбил прохожего насмерть

Если в результате указанного ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено максимальное наказание, которое прописано в УК РФ. Ст. 264 УК РФ, в том числе, дифференцирует наказание в зависимости от наличия алкоголя в крови виновного водителя.

Если водитель был трезв, то согласно 264 статьи УК РФ, наезд на пешехода со смертельным исходом влечет следующее наказание:

…наказывается принудительными работами на срок до четырех лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Пьяный виновник ДТП, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ:

…наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Меры воздействия ужесточаются, если в результате аварии погибли два и больше человек. Максимальное наказание для трезвого водителя – заключение до 7 лет, для пьяного – до 9 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения представители закона подразумевают не только наличие в крови этилового спирта, но и результат воздействия наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

ДТП по вине пешеходов

Случается, что ДТП на переходе происходит по вине пешехода. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить урон, причиненный пешему гражданину, а тот должен компенсировать ущерб, нанесенный ТС. Об этом говорится в ч. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Смотрите так же:  Транспортный налог возраст машины

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Что делать, если сбил человека

Алгоритм действий при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • огородить пострадавшего от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если же таковых навыков у водителя нет, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить еще больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Наезд на пешехода задним ходом

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому, когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, исходя из тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской ответственности: либо административной, либо уголовной. Более детально об этом – в начале данной статьи.

Причины и статистика аварий с пешеходами

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильнейшее утомление, как следствие – отсутствие адекватных реакций;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололед.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Очевидно, что фактор случайности присутствует как при виновности водителя, так и пешехода. Но, по статистике, процент таковых ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Статистика автокатастроф на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД):

  • количество ДТП – 19591, из них:
    • по вине водителей – 16871,
    • по вине пешеходов – 1733;
  • число погибших – 1076 человек;
  • число раненых – 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • ДТП – 18498, из них:
    • по вине водителей – 15573,
    • по вине пеших людей – 1639;
  • погибшие – 1024 человек;
  • раненые – 18498.

Анализ приведенных данных показывает неутешительную тенденцию роста ДТП на пешеходных участках. Процентное соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне.

Судебная практика

ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно во всех уголках нашей страны, поэтому судебная практика по таким делам весьма разнообразна. Рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещенном переходе, но успел затормозить в последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки. Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех деталей ДТП, суд приговорил гр. Петрова, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе — ответственность в 2018 году

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе – ответственность еще больше усугубляется. Если некоторые водители были невнимательны при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП на зебре с наездом на пешехода, рекомендуем восстановить пробелы в знаниях. Предоставленная в этой статье информация прибавит внимательности на дорогах в целом и в зонах пешеходных переходов в частности.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Согласно ПДД, пешеходный переход – это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе – дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель автомобиля (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Вследствие этого в зависимости от тяжести ущерба, законодательство предусматривает такие виды ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут иметь существенные различия, стоит подробнее рассмотреть, что грозит водителю, который сбил человека на пешеходном переходе.

Гражданская ответственность

Выражается компенсацией материального и морального урона, нанесенного пострадавшему человеку. Это указывается в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), ст. 1079:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно: если водитель не виновен в аварии, он все равно обязан возместить пострадавшему гражданину нанесенный ущерб. Причем материальное наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2018 году по статье 1083 ГК РФ может быть отменено, если будет доказано, что пешеход сам спровоцировал происшествие:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Административная ответственность

Данная ответственность прописана в Кодексе об административных правонарушениях ОФ (КоАП РФ), в ст. 12.24, и предусматривает:

  • ДТП, причинившее небольшой ущерб здоровью: штраф 2,5 – 5 тыс. руб. или лишение прав на 1 – 1,5 года;
  • наезд на человека, закончившийся уроном здоровья средней тяжести: штраф 10 – 25 тыс. руб. или изъятие водительского удостоверения на 1,5 – 2 года.

Легкий вред здоровью квалифицируется при кратковременном (не дольше 21 дня) его ухудшении, средний вред – при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Уголовная ответственность

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного урона здоровью вплоть до летального исхода. Меры наказания регулируются ст. 264 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за урон здоровью, причиненную водителем как в абсолютно трезвом виде, так и в состоянии алкогольного опьянения:

  • если виновный водитель был трезв, применяется одна из следующих мер:
    • ограничение свободы до 3 лет,
    • принудительный труд до 2 лет,
    • арест до полугода,
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД был пьяным:
    • принудительный труд до 3 лет,
    • тюремное заключение до 4 лет.

Самая жесткая санкция, предусмотренная УК РФ, применяется при причинении смерти потерпевшего.

Какое наказание, если сбил прохожего насмерть

Если в результате указанного ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено максимальное наказание, которое прописано в УК РФ. Ст. 264 УК РФ, в том числе, дифференцирует наказание в зависимости от наличия алкоголя в крови виновного водителя.

Если водитель был трезв, то согласно 264 статьи УК РФ, наезд на пешехода со смертельным исходом влечет следующее наказание:

…наказывается принудительными работами на срок до четырех лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Пьяный виновник ДТП, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ:

…наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Меры воздействия ужесточаются, если в результате аварии погибли два и больше человек. Максимальное наказание для трезвого водителя – заключение до 7 лет, для пьяного – до 9 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения представители закона подразумевают не только наличие в крови этилового спирта, но и результат воздействия наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

ДТП по вине пешеходов

Случается, что ДТП на переходе происходит по вине пешехода. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить урон, причиненный пешему гражданину, а тот должен компенсировать ущерб, нанесенный ТС. Об этом говорится в ч. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Смотрите так же:  Пошлина в суд за расторжение договора

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Что делать, если сбил человека

Алгоритм действий при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • огородить пострадавшего от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если же таковых навыков у водителя нет, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить еще больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Наезд на пешехода задним ходом

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому, когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, исходя из тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской ответственности: либо административной, либо уголовной. Более детально об этом – в начале данной статьи.

Причины и статистика аварий с пешеходами

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильнейшее утомление, как следствие – отсутствие адекватных реакций;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололед.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Очевидно, что фактор случайности присутствует как при виновности водителя, так и пешехода. Но, по статистике, процент таковых ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Статистика автокатастроф на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД):

  • количество ДТП – 19591, из них:
    • по вине водителей – 16871,
    • по вине пешеходов – 1733;
  • число погибших – 1076 человек;
  • число раненых – 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • ДТП – 18498, из них:
    • по вине водителей – 15573,
    • по вине пеших людей – 1639;
  • погибшие – 1024 человек;
  • раненые – 18498.

Анализ приведенных данных показывает неутешительную тенденцию роста ДТП на пешеходных участках. Процентное соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне.

Судебная практика

ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно во всех уголках нашей страны, поэтому судебная практика по таким делам весьма разнообразна. Рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещенном переходе, но успел затормозить в последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки. Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех деталей ДТП, суд приговорил гр. Петрова, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

ДТП с участием пешехода переходящего дорогу в неположенном месте

Статистика таких транспортных происшествий в России далеко не самая успокаивающая. Так называемые наезды на переходящих дорогу в стране происходят ежедневно. В большинстве случаев причиной этого является переход дороги в неположенном месте. Но даже в таких случаях водителей ожидает определенная ответственность. В чем она выражается, и какие могут наступить последствия, будет разъяснено далее.

Следственный эксперимент при ДТП с участием пешехода

Перед тем, как говорить о последствиях наезда на человека, нужно упомянуть об обязательном следственном эксперименте, который проводится в каждом случае. Подобный следственный эксперимент проводится экспертами отдела ГИБДД в целях выявления причин наезда. Проводиться он должен в условиях, максимально приближенных фактическим. Как правило, его проведение проходит в том же месте, где было совершенно ДТП. На этом месте во время проведения полностью перекрывается любое движение.

Если движение перекрыть не получается, то эксперты совместно с водителем должны полностью воспроизвести обстановку в максимально похожем месте. Основное назначение следственного эксперимента — уточнение реальных причин происшествия. В эксперименте должно так же участвовать и транспортное средство, на котором был сбит пешеход. В зависимости от ситуации, последствия могут быть различными, но главный вопрос, устанавливаемый экспертами — наличие или отсутствие вины самого водителя. Помимо этого перед экспертами ставятся еще некоторые вопросы.

Какие вопросы ставить перед экспертом при ДТП с участием пешехода

Основной вопрос — наличие вины водителя. Часто причинами происшествия являются нарушения ПДД. Реже причины могут выражаться в непринятии мер по предотвращению наезда, даже если пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Для установления причин и обозначения дальнейших последствий, эксперт должен ответить на следующие вопросы:

  • имелось ли со стороны водителя нарушение какого-либо правила;
  • действительно ли человек переходил дорогу в неположенном месте;
  • какие меры были приняты обоими участниками движения для предотвращения данного ДТП;
  • последствия для транспортного средства и самого пешехода (в обоих случаях последствия выражаются в степени вреда).

После ответа экспертом на эти вопросы, сотрудники должны будут вынести решение о последствиях. Но если пешеход переходил дорогу в неположенном месте, то ответственность обычно выражается в восполнении ему морального вреда. Судебная практика указывает именно на такой исход.

ДТП с участием пешехода ответственность

Если пешеход переходил дорогу именно в неположенном месте, и вины автолюбителя в этом не было, то последствия для него будут выражены в оплате лечение гражданину. И это независимо от степени вины. Судебная практика в таких случаях указывает именно на такой вид ответственности.

Если нарушение имело место, но признаков уголовного преступления не имеется, то ответственность будет выражена в заглаживании морального вреда участвующему пешеходу, лишении прав (возможно до 2-х лет) и штраф в размере 30-ти тыс. рублей. Последствия ДТП с участием пешего человека при вине уголовного характера выражаются в лишении свободы на срок до 3-х лет с лишением водительских прав на такой же срок.

Судебная практика по ДТП с участием пешехода

Судебная практика по такой категории дел указывает, что в большинстве случае инициаторами процессов являются вовсе не водители. Если наезд совершался в неположенном для перехода месте, то транспортное средство будет восстанавливаться по правилам ОСАГО. При этом статистика показывает, что автолюбители не торопятся заглаживать нанесенный участвующим в процессе пешеходам моральный вред, поэтому последние подают на них в суд.

Данные по судебной практики показывают, что в каждом из таких случаев суд обязывает автовладельцев полностью загладить вред по отношению к пешему. Это правило обязательное и обойти его не получится.

ДТП с участием пешеходов статистика

По данным базы ГИБДД ежегодно таких наездов в стране проходит более 2-х тысяч. Это примерные цифры, потому что в определенных случаях участники такого происшествия решают вопрос самостоятельно. Из указанного числа примерно в 1/3 случаев граждане-пешие гибнут. В остальных случаях им наносится вред здоровью различных степеней. Но 50% случаев происходит именно потому, что пешеходы переходят дорогу в неположенном месте.

Профилактика ДТП с участием пешеходов

Подобные профилактические меры в первую очередь возлагаются к проведению на органы ГИБДД. Несмотря на причины ДТП уже давно ясно, что в России необходимо повышать уровень знаний ПДД среди граждан. До 2020 года в школах даже планируется ввести новый факультативный предмет.

Также профилактика может выражена в повышении штрафов за переход дороги в неположенном месте. Сегодня такой штраф составляет 500 рублей. В течение нескольких лет данное значение планируется увеличить в 1,5-3 раза. По мнению законодателей это должно снизить количество таких ДТП в стране.

Подробнее о том что делать, если вы сбили человека на пешеходном переходе сегодня, читайте по ссылке:

Судебная практика дтп наезд