Я работник Сбербанка. Как получить справку о выплаченном мне пособий, если я нахожусь в другом городе?

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 года № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 – 2019 годах. » с 01.07.2015 года Самарская область участвует в реализации пилотного проекта по переходу на прямые выплаты пособий.

Справка о выплаченном пособии (о доходах) выдается только по заявлению застрахованного лица, с Вашим согласием на обработку персональных данных.

Согласно п.1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Также на основании статьи 7 вышеуказанного закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку в справке содержатся сведения конфиденциального характера не подлежащие распространению, передать информацию по электронной почте не представляется возможным, так как данный вид связи не обеспечивает безопасную передачу информации.

Таким образом, в случае невозможности получить справку застрахованным лицом лично, она может быть отправлена заказным письмом по адресу, указанному в заявлении, либо выдана представителю по доверенности, оформленной в соответствии с требованиями ст. 185, ст.185.1 Гражданского кодекса РФ.

За получением справки Вы вправе обратиться в филиал Самарского регионального отделения по месту регистрации Вашего работодателя лично или через представителя, с надлежаще оформленной доверенностью, либо путем направления запроса в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, либо с письменным заявлением по почте. Адрес Филиала № 7 Самарского регионального отделения: 443001, г. Самара, ул. Ленинская, 206, т. 8 (846) 242-77-03; 242-68-41; 242-77-45; E-mail: [email protected]

На официальном сайте Самарского регионального отделения: http://r63.fss.ru – вкладка «Пилотный проект» размещен образец заявления о предоставлении соответствующей справки.

В то же время, необходимо разъяснить, что органы социальной защиты и поддержки населения, действуя в Ваших интересах, вправе самостоятельно запросить вышеуказанную справку, необходимую для предоставления субсидий, сделав запрос по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Справка о доходах физического лица или о выплаченных пособиях будет подготовлена по возможности в день обращения, но не позднее пяти дней с даты обращения.

Дополнительно сообщаем, что справочные данные о доходах, полученных до 01.01.2017г. (до вступления организации в пилотный проект «прямые выплаты»), Вы можете получить у Вашего работодателя.

Адрес:
443010 г. Самара, ул. Шостаковича д. 3
Схема проезда

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:

— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

— обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

— обязательных страховых взносов страхователей;

— взыскиваемых штрафов и пени;

— капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в 2018 году и в плановый период 2019 и 2020 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2 до 8,5%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые устанавливаются страхователям в соответствии классом профессионального риска осуществляемого ими основного вида экономической деятельности.

Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, который определяется как отношение общей суммы расходов на обеспечение по страхованию в истекшем календарном году, к сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц за истекший календарный год, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с пунктом 2 приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) (далее – ОКВЭД) с 1 января 2017 года подлежит замене на Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее – ОКВЭД2).

В связи с изложенным, начиная с 01.01.2017 года, отнесение страхователей – юридических лиц, зарегистрированных в территориальных органах Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к основному виду экономической деятельности производится согласно заявленному страхователем при государственной регистрации коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанной в Едином государственном реестре юридических лиц, а страхователя — физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 30.12.2016 г. № 851н. В Классификации, сформированной на основе кодов по ОКВЭД2, виды экономической деятельности распределены по 32 классам профессионального риска.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 г. № 524.

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 г. № 39н .

Размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему году, и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года, и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается. При наличия у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю устанавливается надбавка с учетом количества погибших.

Смотрите так же:  Пособие вместо алиментов 2018

В соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно не позднее 1 июня текущего года рассчитываются и утверждаются значения основных показателей по видам экономической деятельности.

Индивидуализация размеров страховых тарифов производится за счет установления дифференцированного страхового тарифа структурным подразделениям предприятий, осуществляющим виды экономической деятельности, отличные от основного вида экономической деятельности, осуществляемого предприятием в целом и при условии соблюдения требований пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. № 55.

Вопросы, связанные с внесением страховщику ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами — страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, регулируются Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. № 863.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 05.12.2017г. № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Фонд в пределах бюджетных ассигнований вправе принимать в 2018 году решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждены Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приказ Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде:

а) пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;

б) страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности):

— единовременной страховой выплаты;

— ежемесячных страховых выплат;

г) оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в 2018 году — 289 161,6 руб. (72 290,4 руб. х 4).

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо могут быть назначены лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

В 2018 году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 94 018,0 рубля, которая подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.

Размер ежемесячной страховой выплаты, которая компенсирует застрахованному заработок, утраченный в связи с трудовым увечьем (профессиональным заболеванием), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Платим страховые взносы за себя и работников: инструкция для ИП, в т.ч. применяющих «упрощенку»

Вам предстоит:

  • узнать, какие страховые взносы надо платить за себя и работников,
  • понять нюансы,
  • выяснить, куда и как переводить деньги.

Страховые взносы за себя

Страховые взносы индивидуального предпринимателя за себя состоят из двух частей:

Фиксированная. В 2017 году — 27 990 рублей. Каждый год сумма увеличивается: по сравнению с 2016 годом она выросла почти на 5 000 рублей. Большую часть денег —— 23 400 рублей — забирает Пенсионный фонд (ПФР), а оставшиеся 4 590 рублей идут в Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Дополнительная. ПФР также требует 1% с годовых доходов свыше 300 000 рублей (необлагаемая сумма), но не более чем 187 200 рублей. Так, если в 2017 году ИП получит доход 1 млн. рублей, дополнительная часть страховых взносов составит 7 тыс. руб. (1 млн руб. — 300 тыс. руб.): 100). При исчислении дополнительной части учитываются все доходы предпринимателя, независимо от применяемой системы налогообложения. Сумма фиксированной и дополнительной частей страховых взносов не может превышать 191 790 рублей.

Фиксированная часть взносов уплачивается до 31 декабря текущего года, дополнительнаядо 1 апреля следующего. Часто выгоднее платить страховые взносы частями, раз в три месяца, перед тем как переводить налоги (их платят ежеквартально), — чтобы применить налоговый вычет, то есть легально уменьшить налог на сумму страховых выплат. У нас есть инструкция о том, как всё провернуть.

Страховые взносы «за себя» предприниматели платят по реквизитам управления Федерального казначейства соответствующего субъекта РФ с указанием своей налоговой инспекции, за исключением взносов на страхование от несчастных случаев, когда указывается отделение ФСС. По фондам взносы распределяются автоматически. Платить можно с расчетного счета ИП через онлайн ­банк или через сервис налоговой — с банковской карты физлица или наличными в кассе банка.

Очень важно указать правильный КБК — код бюджетной классификации, иначе ваши деньги будут зачислены в счет иных платежей, по которым у вас образуется переплата, а по нужному платежу — задолженность, и вам начислят штрафы и пени. Ошибку можно исправить, но это отнимает немалое время. Код надо вписать в поле «КБК» или, если его нет, в графу «Получатель».

  • 182 1 02 02140 06 1110 160 — страховые взносы в ПФР (и фиксированные 23 400 рублей за 2017 год, и дополнительные +1% с дохода выше 300 000 рублей),
  • 182 1 02 02103 08 1013 160 — страховые взносы в ФФОМС (в 2017 году — 4 590 рублей).

Если вы открылись в этом году, то заплатите не 27 990 рублей, а меньше — по количеству календарных дней с даты регистрации ИП до 31 декабря. Так, если вы стали предпринимателем 6 марта 2017 года, фиксированная часть страховых взносов составит 22 948 рублей 79 копеек: 19 185 рублей 48 копеек в ПФР и 3 763 рублей 31 копейка — в ФФОМС.

Страховую часть взносов надо платить, даже если нет доходов.
От взносов в ФСС «за себя» освобождаются предприниматели в случае временной нетрудоспособности или в связи с материнством.
От взносов в ПФР и ФФОМС «за себя» освобождаются предприниматели:

  • проходящие военную службу по призыву,
  • ухаживающие за ребёнком до 1,5 лет, ребенком-инвалидом или лицом старше 80 лет;
  • супруги военнослужащих, проживающие совместно в отдалённой местности,
  • супруги дипломатических работников, проживающие совместно за границей.

О таких ваших обстоятельствах нужно письменно сообщить в региональные отделения ПФР, ФСС и ФФОМС, где вы зарегистрированы как предприниматель, и приложить подтверждающие документы. Вас освободят от уплаты взносов.
Быть ИП «про запас» невыгодно. Когда дело не приносит денег, лучше подать в налоговую инспекцию заявление о прекращении деятельности (пошлина — 160 рублей). Снова открыть ИП можно в любой момент, цена вопроса — три дня ожидания и 800 рублей пошлины.

Страховые взносы за работников

Фиксированных взносов нет — платежи привязаны к доходам каждого работника. ИП, в т.ч. применяющие «упрощенку», платят по общему тарифу: в ПФР — 22% к зарплате, премиям и другим вознаграждениям работника, в ФФОМС — 5,1%, в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9% и туда же — взносы на травматизм: 0,2% или более, максимум 8,5% (зависит от основного вида деятельности).

Смотрите так же:  Приказ 107н от 30 августа 2012

Есть исключения. Если предприниматель использует «упрощенку», имеет доход не более 79 млн. руб. в год, занимается каким-либо видом деятельности из широкого перечня подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса и доля доходов от этих видов деятельности составляет не менее 70%, то он отчисляет в ПФР 20% вместо 22%, в ФСС — только на травматизм, а в ФФОМС — ничего.

Взносы в ФСС перестают начисляться с момента, как доход вашего работника в течение года перевалил за 755 000 руб. Если доход достиг 876 000 рублей, с того, что сверх этой суммы, ПФР просит меньше — 10%.

За работников надо платить по итогам каждого месяца — до 15-го числа следующего. Например, взносы за ноябрь придется перечислить до 15 декабря.
Тем, кто не соблюдает эти сроки, начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ в день (с 27.03.2017 г. — 9,75% годовых).
Если предприниматель ошибочно занизил сумму страховых взносов, то он штрафуется в размере 20% от неуплаченной суммы, а если умышленно — то в размере 40%.

Взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5%) надо отправлять по реквизитам отделения ФСС, к которому вы прикреплены как работодатель.

  • КБК — 393 1 02 02050 07 1000 160.

Все остальные взносы за работников предприниматели платят по реквизитам своей налоговой инспекции, так же, как «за себя»: из онлайн­ банка с расчетного счета ИП или через сервис налоговой — с банковской карты физлица или наличными в кассе банка.

  • 182 1 02 02010 06 1010 160 — в ПФР на пенсионное страхование,
  • 182 1 02 02090 07 1010 160 — в ФСС на социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • 182 1 02 02101 08 1013 160 — в ФФОМС на обязательное медицинское страхование.

Да, сотрудники обходятся дорого. Но мы нашли способы снизить эти расходы.

Подготовлено при поддержке юридической компании «Шеховцов и партнеры»

Декретные пособия: когда ФСС отказывает в возмещении

Статья 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» прямо говорит о том, что если сумма пособия, выплаченного сотруднице, превышает сумму взносов, которые компания должна уплатить в ФСС, то фонд полностью компенсирует работодателю все понесенные расходы.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Работодатели вправе рассчитывать на зачет выплаченных пособий по беременности и родам в счет уплаты страховых взносов в ФСС.

2. Если сумма пособия, выплаченного сотруднице, превышает сумму взносов, которые компания должна уплатить в ФСС, то фонд полностью компенсирует работодателю все понесенные расходы.

3. ФСС вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона.

4. Наиболее частая претензия к работодателям со стороны ФСС — прием сотрудниц на работу незадолго до выхода в отпуск по беременности и родам.

5. Для получения возмещения работодателю обычно следует доказать всего несколько моментов: наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая, факт выплаты пособия и его размер. Все остальное доказывается ФСС.

Однако, зачет и возмещение декретных пособий не всегда возможен. Согласно статье 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона. Это могут быть неверно оформленные или поддельные документы, создание искусственной ситуации для возмещения средств из ФСС в завышенном размере и иные нарушения.

ФСС может отказать в возмещении понесенных расходов также и при наличии сомнений в добросовестности организации и ее сотрудников. Поводом для таких сомнений могут послужить самые различные обстоятельства от момента трудоустройства до соответствия сотрудницы занимаемой должности.

Страховщик исходит из того, что возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя. Поэтому само по себе наступление страхового случая (беременность и роды) еще не является достаточным основанием для получения возмещения. Работодателю необходимо будет доказать свою добросовестность. По крайней мере, еще до возникновения проблем с ФСС и обращения в суд необходимо позаботиться о том, чтобы не навлечь на себя немилость контролеров.

Трудоустройство беременной сотрудницы

Пожалуй, наиболее частой претензией к работодателям со стороны ФСС является прием сотрудниц на работу незадолго до выхода в отпуск по беременности и родам. С одной стороны ФСС вполне можно понять. Трудоустройство женщин за несколько месяцев, а то и недель до декрета всегда подозрительно. На сегодняшний день общая практика трудоустройства в нашей стране такова, что работодатели с неохотой берут на работу не только беременных женщин, но и молодых женщин вообще. Все потому, что велика вероятность скорого ухода такой сотрудницы в декрет.

Трудоустройство же на поздних сроках беременности выглядит подозрительно вдвойне. Речь может идти буквально о нескольких днях работы, а ФСС придется возмещать из своего бюджета порой довольно крупные денежные суммы. Напомним, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам производится именно за счет средств Фонда социального страхования. Причем пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка (с некоторыми ограничениями).

С другой стороны, это является важнейшей правовой гарантией соблюдения трудовых и экономических прав женщин. Собственно, в этом, в том числе, и проявляется социальный характер государства, которое обязано обеспечивать незащищенные слои населения за счет создания системы социального страхования.

Но, выступая посредником между женщиной и системой соцстраха, работодатель оказывается как бы между двух огней. Закон требует от него выплату пособия (статья 183 ТК РФ), а ФСС, в свою очередь, может отказать в возмещении этого пособия со ссылкой на недобросовестность. Однако, надо отдать должное судам, арбитражная практика по этому эпизоду по большей части складывается именно в пользу работодателей.

Суды исходят из того, что само по себе трудоустройство беременной сотрудницы не свидетельствует о попытке незаконного получения средств из бюджета страховщика. Законодательство не содержит никаких запретов на этот счет. Более того, предусматривается ответственность за дискриминацию в сфере труда и занятости.

Работодатель попросту не вправе отказать женщине в приеме на работу по причине того, что вскоре она станет мамой (статья 64 ТК РФ). В силу же статьи 145 УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщине вообще образует состав преступления.

По этой же причине не может быть отказано в возмещении страхователю понесенных им расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию. В том числе ввиду незначительности суммы перечисленных им страховых взносов из-за небольшого размера заработной платы или непродолжительного периода работы беременной женщины. Об этом прямо говорится, например, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 года № А53-14892/2015, Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.04.2015 года № А72-7843/2014.

Гораздо труднее будет доказать свою добросовестность, когда к “интересному положению” трудоустраиваемой женщины добавляется и ряд других факторов. Скажем, несоответствие занимаемой должности.

Несоответствие занимаемой должности

В основном судьи сходятся во мнении, что в целях получения возмещения за счет средств ФСС женщина должна работать по своей, либо по смежной специальности (бухгалтер — экономист, юрист — исполнительный директор, повар – официант и т.п.). Как минимум, занимаемая женщиной должность не по специальности не должна требовать специальных навыков и познаний, получаемых в учебных заведениях. На это, кстати, неоднократно указывал ранее и Высший Арбитражный Суд РФ (Определение ВАС РФ от 09.08.12 года № ВАС-10757/12, Определение ВАС от 26.04.12 № ВАС-4427/2).

Если женщину-товароведа берут на должность программиста, то в большинстве случаев контролеры сочтут подобное трудоустройство схемой в целях получения необоснованной выгоды. Когда же дипломированного экономиста зачисляют в штат в качестве секретаря, то оснований для отказа в возмещении пособий не имеется. Если сотрудник может работать экономистом или юристом, то и обязанности секретаря выполнять у него получится.

Арбитражный суд Пермского края в Решении от 13.04.2016 года № А50-30985/2015 рассмотрел следующую ситуацию. В период беременности женщину трудоустроили на должность секретаря-референта. ФСС отказал в возмещении пособия, выплаченного в пользу этой сотрудницы. Основание — у нее отсутствовал опыт работы по этой специальности, и ранее она работала бухгалтером. Суд указал, что отсутствие предшествующего опыта работы в должности секретаря-референта при наличии опыта работы бухгалтером не свидетельствует о невозможности выполнять трудовые обязанности. Тот факт, что предусмотренная штатным расписанием должность секретаря-референта впоследствии стала вакантна, а функции были распределены между руководителем общества и юристом, не влечет отказа в возмещении пособия. Незначительный период работы (12 смен) при наличии реальных трудовых отношений также не свидетельствует о злоупотреблении заявителем правом на возмещение расходов. В итоге решение ФСС признали незаконным.

Частным случаем описанной проблемы является создание в организации новой должности специально “под сотрудницу”. Допустим, предприятие на протяжении нескольких лет обходилось без штатного юриста, и внезапно такая должность в компании появляется и занимает его именно вновь прибывшая беременная сотрудница.

Причем, как правило, после ухода в декрет вновь созданная должность сама собой упраздняется, а обязанности сотрудницы распределяются между другими работниками. Конечно, такая ситуация повлечет за собой ряд резонных вопросов. В первую очередь контролеры проверят, была ли вообще необходима в штате новая сотрудница.

Смотрите так же:  Управленческая отчетность для банка образец

ФАС Уральского округа в Постановлении от 17.02.2016 года № А60-26050/2015 рассмотрел ситуацию, когда ФСС отказал индивидуальному предпринимателю в возмещении пособия на основании отсутствия необходимости в создании новой должности. Беременная сотрудница была принята на должность заместителя директора, а должность самого директора отсутствовала как таковая (им являлся сам ИП). Суд учел, что ИП доказал факт трудоустройства сотрудницы и осуществления ею трудовых обязанностей. Кроме того, была доказана и уплата в ФСС всех необходимых взносов. На основании этого решение об отказе в возмещении пособия было признано незаконным.

Повышенная зарплата и премирование

Величина пособия напрямую зависит от средней заработной платы женщины за два календарных года, которые предшествуют году, в котором женщина уходит в декрет. Соответственно, чем выше были зарплата и премии, тем больше пособие. Поэтому, если женщина в течение 2014 и 2015 года занимала должность бухгалтера, а в середине 2015 года, допустим, на втором месяце беременности ее повысили до финансового директора и удвоили оклад, то такая ситуация, естественно, вызовет со стороны ФСС множество вопросов.

По общему правилу высокий уровень зарплаты не влечет отказа в возмещении пособия. Равно как и повышение зарплаты во время беременности. Согласно статье 129 ТК РФ, должностной оклад — это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

По закону работодатель вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств дела, возмещение расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.

Зарплата беременной сотрудницы на должности бухгалтера не может в два-три раза превышать зарплату ее коллег-бухгалтеров. В противном случае, высокая зарплата привлечет только лишнее внимание проверяющих и станет дополнительным плюсом в копилку доводов ФСС (Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2016 года № 306-КГ16-10153).

Для получения права на возмещение пособия из ФСС работодатель обязан доказать, что прием на работу беременной сотрудницы был вызван производственной необходимостью, а сама сотрудница действительно выполняла трудовую функцию. Причем заработок сотрудницы должен соответствовать (хотя бы приблизительно) среднему уровню заработков в компании по такой же специальности и за выполнение такого же объема работ.

Если эти условия соблюдаются, повышенная зарплата сотрудницы не станет поводом для отказа в возмещении расходов. Это, в частности, подтвердил и Арбитражный суд Краснодарского края в Решении от 12.08.2016 года № А32-15862/2015. Здесь речь шла о повышении беременной сотруднице зарплаты в два раза – с 9 до 18 тысяч рублей. Суд указал, что в силу статей 132 и 135 ТК РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя. Причем ФСС не вправе влиять на уровень зарплат. В законе таких полномочий страховщика не содержится.

При этом само по себе увеличение оклада сотрудницы в период беременности не доказывает недобросовестность работодателя при подтверждении выплаты им зарплаты и начисления взносов.

Еще одно обстоятельство, которое может привлечь к себе нежелательное внимание ФСС – выплата пособия сотруднице, совмещающей должности в одной или даже сразу в нескольких организациях. Заработок таких сотрудниц будет больше. Соответственно, и пособие будет выплачиваться в повышенном размере. Отказывая в возмещении пособия, ФСС в большинстве случаев настаивает на том, что женщина, особенно беременная, просто физически не может одновременно исполнять обязанности и по основному месту работы, и по совместительству.

По закону заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей. При этом, заключение трудовых договоров о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей допускается при соблюдении положений части 1 статьи 284 ТК РФ.

Причем продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать в совокупности четырех часов в день. Если судом будет установлено, что данное ограничение не соблюдалось, а заработная плата работнику уплачивалась и учитывалась полностью, а не пропорционально отработанному времени, суд откажет в возмещении пособия.

Один из таких случаев был рассмотрен Восьмым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от 10.06.2016 года № А70-11765/2015. Сотрудница устроилась на работу по совместительству, продолжительность которой, как мы уже отмечали, в силу трудового законодательства не должна превышать четырех часов в день. Но при этом она была принята на работу на условиях полного рабочего дня — с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., с перерывом на обед с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. Соответственно, заработная плата ей выплачивалась в размере полного оклада. При таких обстоятельствах в возмещении работодателю было отказано.

Откажет суд в возмещении и тогда, когда будет установлена явная диспропорция в размере заработной платы по основному месту работу и на дополнительной работе.

В качестве примера можно рассмотреть спор, разрешенный Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от 01.04.2015 года № А07-16176/2014. Из материалов дела следовало, что женщина была принята на должность администратора как основной работник с окладом 6 800 рублей. Кроме того, между предприятием и сотрудницей был заключен срочный трудовой договор на условиях совместительства. По нему женщина осуществляла работу на дому на должности менеджера проекта с окладом 50 000 рублей. Суд поддержал отказ ФСС в возмещении выплаченного пособия. По мнению суда, подобная диспропорция в заработке свидетельствует о намеренном завышении дохода в целях получения необоснованного возмещения из ФСС.

Выплата пособия самой себе

Много вопросов на практике вызывает ситуация, когда в декретный отпуск отправляется директор предприятия, являющаяся единственным учредителем и участником данного общества. С точки зрения ФСС, права на возмещение декретного пособия здесь вообще не возникает.

Логика у страховщиков примерно следующая: право на получение пособия возникает у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. В свою очередь, трудовой договор между обществом и директором, являющимся единственным учредителем и участником данного общества, не может быть заключен. Соответственно, и о праве на пособие в этом случае говорить не приходится.

Отметим, что подобные доводы ФСС были признаны несостоятельными еще в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2009 года № 6362/09. Суд разъяснил, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются именно как трудовые отношения на основании трудового договора (статья 16 ТК РФ).

В силу статьи 39 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества. При этом ТК РФ не содержит норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение статуса работника и работодателя в одном лице.

Следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Соответственно такой работник, состоящий с обществом в трудовых отношениях, имеет право на обязательное социальное страхование на общих основаниях.

Дополнительным аргументом в пользу отказа ФСС будет являться увольнение учредителем прежнего директора и назначение на его место самого себя непосредственно перед самими родами. Причем без обоснования причин смены руководства. Однако и в таких ситуациях суды встают на сторону страхователей. Если фонд не докажет, что женщина на должности руководителя ничего не делала, а назначенная ей зарплата значительно превосходит заработок предыдущего директора.

Одной из таких ситуаций посвящено Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2015 года № А76-15704/2015. Спор касался выплаты пособия директору общества, назначенному на должность за 3 месяца до родов. ФСС настаивал на экономической нецелесообразности назначения нового директора и создании искусственной ситуации для незаконного возмещения денежных средств из фонда. Суд подтвердил, что экономическая целесообразность любых действий юридического лица определяется самим юридическим лицом. В его же компетенции находятся и кадровые вопросы. ФСС не вправе диктовать организации ни кадровую политику, ни принятие каких бы то ни было стратегических решений.

Доказательств отсутствия или несоответствия у застрахованного лица образования, опыта работы объему требований к занимаемой должности, ФСС не представил. Не доказал он и то, что женщина на должности директора не выполняла никакой работы. При таких обстоятельствах суд решил, что оснований для отказа в возмещении пособия не имелось.

То же самое касается и ситуаций, когда сотрудница и директор общества находятся в родственных отношениях. И являются, скажем, супругами. Разрешая подобные споря, суды исходят из того, что действующим законодательством не установлено запретов на принятие на работу сотрудников при условии оформлении трудового договора и фактического осуществления трудовой деятельности.

Соответственно, назначение пособия лицам, состоящим с работодателем в родстве или свойстве, не влечет никаких неблагоприятных последствий для работодателя. На это обратил, внимание, в частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 августа 2014 года № А33-20918/2013.

Отказать нельзя возместить

Итак, анализ судебной практики показывает, что далеко не все претензии страховщиков могут повлечь за собой отказ в возмещении пособия. Отдельные признаки незаконного возмещения денежных средств – еще не нарушение. Для получения возмещения работодателю следует доказать всего лишь несколько моментов. Это:

  • наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом,
  • наступление страхового случая,
  • факт выплаты пособия и его размер.

Все остальное доказывается ФСС.

При этом следует учитывать, что законодательством запрещен необоснованный отказ в приеме на работу по мотивам, связанным с беременностью. Принятие на работу незадолго до выхода в декрет – тоже отнюдь не преступление, а гарантия соблюдения прав женщин. Родственные отношения между работником и руководителем предприятия не могут служить основанием в отказе в выплате пособия. Не может служить таким основанием и работа по совместительству, высокая заработная плата и иные подобные обстоятельства.

Субсидия работнику фсс