Попавший в ДТП пассажир имеет право получить двойные компенсации: он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция указала, что автомобиль относится к источнику повышенной опасности и ответственность за попадание в ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виноват. Таким образом, при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, поясняет ВС РФ.

Суть дела

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Позиция ВС

Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.

Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.

Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».

В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.

«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.

Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.

Добровольные компенсации

Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.

«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.

Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.

Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.

Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.

Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.

«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.

Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.

Оглавление:

Является ли ДТП при открытии двери пассажиром страховым случаем?

Добрый день. Двигался в населенном пункте , впереди идущий а/м (такси) остановился на встречной полосе дороги и когда я поравнялся с этой машиной , пассажир открыл дверь, произошло ДТП. Сотрудники ДПС указали, что вина пассажира т.к. он нарушил правила ПДД 5.1 Скажите является ли данный случай страховой?

Ответы юристов (5)

Нет, это не страховой случай. Взыскивать необходимо непосредственно с пассажира. Страховая откажет если установлена вина конкретно пассажира. Если нарушены ППД водителем (неправильная парковка допустим) то возможно вина будет усановлена в равных долях ( исходя из существующей судебной практики) и половину суммы можно будет получить от страховой

Есть вопрос к юристу?

Да указанный случай является страховым и подлежит возмещению по ОСАГО.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО»

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;
использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

17. Страховой случай — это наступившее событие, в результате которого возникает гражданская ответственность страхователя и иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования за причинение вреда жизни, здоровью и/или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства (абзац одиннадцатый статьи 1 Закона об ОСАГО).
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве,но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т.д.).

Является страховым. т.к. связан с использованием ТС -ДТП произошло в момент остановки ТС для высадки пассажира. Хотя в судебной практике — вопрос спорный.

Постановление Президиума Верховного суда
Республики Карелия от 19.08.2015 по делу N 44-г-22/2015 Решение суда и
апелляционное определение отменены, дело по иску о возмещении ущерба направлено
на новое рассмотрение в суд, поскольку выводы о том, что причинение вреда
автомобилю истца совершено не в процессе эксплуатации автомобиля и не является
страховым случаем, ошибочны, так как остановка, стоянка автомобиля являются
элементами дорожного движения транспортных средств, таким образом, повреждение
автомобиля истца произошло в результате ДТП по вине ответчика, что является
страховым случаем.

Постановление Президиума Томского областного
суда от 24.06.2015 N 44г-18/2015 Требование: О взыскании материального ущерба.
Обстоятельства: Ответчица при выходе из своего автомобиля не удержала дверь
из-за сильного порыва ветра, дверь ударила рядом припаркованный автомобиль,
принадлежащий истице на праве собственности, в результате чего на автомобиле
возникли механические повреждения в виде множественных царапин с вмятиной,
отслоения лакокрасочного покрытия. Решение: Дело передано на новое
рассмотрение, поскольку, установив, что гражданская ответственность ответчицы
застрахована, суд не привлек в качестве ответчика страховую компанию.

Апелляционное определение Ульяновского
областного суда от 26.08.2014 по делу N 33-2767/2014 В удовлетворении исковых
требований о возмещении материального ущерба, неустойки, штрафа, морального
вреда, понесенных расходов отказано, так как в момент ДТП автомобиль истца
стоял, эксплуатация автомобиля (открывание двери) не была связана с его
движением, в связи с чем ДТП нельзя признать страховым случаем.

Смотрите так же:  Наказание за управление без осаго

Федеральный
закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные
понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства,
связаннаяс его движением в пределах
дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для
движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на
стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).
Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и
непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном
движении, не является использованием транспортного средства;

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств
по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы
транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые
установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать
риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие
причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Практика говорит об обратном.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зарубина В.Ю.,
судей Карпинской А.А., Панфиловой Л.И.,
при секретаре Захаровой Ю.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Косякова Е. В. к ООО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика на заочное решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.08.2015.
Заслушав доклад председательствующего, объяснение третьего лица Хаматовой А.Г., судебная коллегия

Косяков Е.В. обратился в суд с указанным иском к ООО «Росгосстрах», в обоснование которого указал, что 13.11.2014 в г. Каменск-Уральский на ул. Лермонтова у дома № 117 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца «Митсубиси Лансер». При движении истца мимо автомобиля «ВАЗ-311183», пассажир автомобиля «ВАЗ-311183» Хаматова А.Г. при выходе из машины, открыла дверь и допустила столкновение двери с автомобилем истца.
Виновником дорожно-транспортного происшествия является Хаматова А.Г.

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль истца получил механические повреждения. Истец обратился с заявлением о выплате страхового возмещения в страховую компанию ООО «Росгосстрах», однако страховщик выплату страхового возмещения не произвел. Истцом самостоятельно организована независимая экспертиза определения размера причиненного ущерба, в соответствии с выводами которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа составляет 43 828 руб. За проведение экспертизы истец понес расходы в размере 8 700 руб.
Просил взыскать с ООО «Росгосстрах» сумму страхового возмещения в размере 43 828 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 10 000 руб., нотариальные расходы в размере 1 000 руб., расходы на оплату услуг эксперта в размере 8700 руб., а также штраф.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Истец, представитель ответчика, третьи лица Хаматов Г.Н., Хаматова А.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, уважительных причин неявки суду заблаговременно не представили.
Заочным решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.08.2015 исковые требования Косякова Е.В. удовлетворены частично, с ООО «Росгосстрах» в пользу Косякова Е.В. взысканы страховое возмещение в размере 43 828 руб., штраф в размере 8 000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг 7000 руб., по оплате услуг нотариуса в размере 1 000 руб., расходы по оплате услуг эксперта в размере 8700 руб., компенсация морального вреда в размере 1000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ООО «Росгосстрах» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1814 руб. 84 коп.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, настаивая на том, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения. Кроме того, истцом поврежденный автомобиль не был представлен на осмотр.
Истец, ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Свердловского областного суда www.ekboblsud.ru. Об уважительности причин неявки до начала судебного заседания лица, участвующие в деле, не сообщили, об отложении дела не просили. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Положениями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено обязательное страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.
В силу п. 1 ст. 14.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при удовлетворении судом требований потерпевшего — физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ( / / ) в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств был поврежден автомобиль «Митсубиси Лансер», госномер №, принадлежащий истцу. Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине пассажира автомобиля «ВАЗ-11183», госномер №, Хаматова А.Г., которая в нарушение п. 1.5 Правил дорожного движения создала опасность для движения и причинения вреда другим участникам дорожного движения, открыла дверь и допустила столкновение двери с автомобилем истца.
Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия лицами, участвующими в деле, не обжалуются.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страховой выплаты, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Как следует из материалов дела, истец обратился к страховщику с заявлением о страховом случае с приложением необходимых для прямого возмещения убытков документов, почтовое отправлением с которым, согласно информации с сайта Почты России, находящемся в общем доступе в сети Интернет, получено адресатом (ООО «Росгосстрах») 23.03.2015. Позднее, 30.04.2015, истец обратился к страховщику с претензией, которая получена ООО «Росгосстрах» 06.05.2015. В этой связи, судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе заключение независимой автоэкспертизы № от 05.12.2014, согласно которой стоимость материального ущерба с учетом износа составляет 43828 руб., учитывая, что страховщик в добровольном порядке законные требования истца не выполнил в полном объеме, пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика суммы причиненного истцу ущерба в размере 43828 руб., а также расходов по составлению экспертизы в размере 8700 руб., которые в силу п. 14 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», включаются в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Установив, что страховщик требования истца о выплате суммы ущерба в добровольном порядке не выполнил, суд, принимая во внимание заявление представителя ответчика о применении положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал в пользу потерпевшего штраф, предусмотренный п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в размере 8000 руб., а также компенсацию морального вреда, судебные расходы.
Согласно п. 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» непредставление поврежденного транспортного средства или иного поврежденного имущества на осмотр и/или для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) либо выполнение их ремонта или утилизации до организации страховщиком осмотра не влекут безусловного отказа в выплате потерпевшему страхового возмещения (полностью или в части). Такой отказ может иметь место только в случае, если страховщик принимал надлежащие меры к организации осмотра поврежденного транспортного средства (оценки иного имущества), но потерпевший уклонился от него, и отсутствие осмотра (оценки) не позволило достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению (пункт 20 статьи 12 Закона об ОСАГО ).
В этой связи, учитывая, что материалы гражданского дела не содержат доказательств выполнения страховщиком своей обязанности по организации осмотра поврежденного транспортного средства, судебная коллегия довод апелляционной жалобы относительно не предоставления истцом поврежденного автомобиля на осмотр отклоняет.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства на основании представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Смотрите так же:  Губернаторское пособие на ребенка кострома

заочное решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика — без удовлетворения.

Пассажир имеет право получить компенсацию с обоих водителей: Верховный суд

С какого водителя пассажиру требовать компенсации после ДТП: объяснение Верховного суда

Попавший в ДТП пассажир имеет право получить сразу две компенсации. То есть он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия. Об этом рассказали в Верховном суде РФ.

Как отмечает ВС в определении «Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 9-КГ18-9», автомобиль, относясь к источнику повышенной опасности, подразумевает разделение ответственности при ДТП между обоими водителями, даже если один из них в столкновении не виноват. При ДТП имеет место быть не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, пояснили в суде.

Краткая суть истории

Жительница Нижегородской области, согласно материалам дела, в декабре 2016 года в качестве пассажира попала в аварию. Виновником столкновения с машиной марки Lada, в которой находилась женщина, был признан водитель МАЗа, выехавший на полосу встречного движения. Женщина-пассажир, получив серьезные травмы, обратилась в суд с обязательством к ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Будучи застрахованной в «Росгосстрах», клиентка обратилась в страховую за компенсацией в надежде получить компенсационные выплаты за обоих водителей. Тем не менее компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187.750 рублей только за виновника ДТП – водителя автомобиля МАЗ. В компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой в районный суд, а после того как отказали в нем, подала апелляцию. В апелляционном суде также рассмотрели дело не в пользу истицы. Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО. Тогда женщина пошла до конца – в Верховный суд РФ. Последний с решением нижестоящих судов не согласился и вот почему:

Позиция ВС по вопросу о компенсации для пассажира

Верховный суд отметил: 1. Страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причиненный ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

Важно! Пункт 3 статьи 1079 КоАП: «Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т. п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи».

Также приводятся нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», – делает вывод Верховный суд в своем постановлении, добавляя, что «… поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО».

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно. То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правового значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет.

Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права. ВС РФ отменил апелляционное определение по делу и направил материалы на новое рассмотрение. ВС: «Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 ноября 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции».

Травмы на дороге: всё про выплаты за вред здоровью

Часто дорожные аварии приводят к травмам разной степени тяжести. Пострадавшие нередко вынуждены самостоятельно оплачивать услуги медицинских учреждений. Впоследствии такие расходы можно возместить в рамках ОСАГО. Куда обращаться за возмещением, чтобы гарантированно получить выплату?

Стандартная ситуация

Если у виновника происшествия есть действующий договор ОСАГО, следует предъявлять финансовые претензии его страховщику. Вместе с заявлением о страховом событии необходимо передать менеджерам медицинские документы, подтверждающие факт получения травмы.

Даже если виновник аварии грубо нарушил условия договора, все равно нужно обращаться за выплатой в его страховую компанию.

В частности, сюда можно отнести случаи, когда водитель:

  • Скрылся с места аварии, но впоследствии был найден.
  • Нарушил период эксплуатации машины.
  • Не был включен в список водителей.
  • Находился в состоянии опьянения.

Страховая компания не может отказать в выплате при наличии вышеуказанных обстоятельств. Если страховщик пытается убедить потерпевшего в обратном, следует направить заявление на выплату и все сопутствующие документы заказным письмом. При этом нужно непременно составить опись вложенных бумаг.

Возмещение имущественного ущерба в рамках «Европротокола» не лишает потерпевшего права на выплату за вред здоровью. Если пострадавший обнаружил травму уже после оформления аварии, он может обратиться за возмещением в компанию виновника происшествия.

Конечно же, для урегулирования убытка потребуется заключение врача, поэтому не стоит медлить с обращением в лечебное учреждение. Если травмированный участник ДТП не сможет предоставить медицинские документы, страховая компания точно откажет в возмещении.

Компенсационная выплата

В некоторых случаях пострадавшему необходимо обращаться за выплатой в РСА. В ведении этой организации находится фонд компенсационных выплат, и именно оттуда берут средства на возмещение вреда здоровью или жизни потерпевших при наличии следующих обстоятельств:

  • Страховщик виновника аварии лишен лицензии.
  • Виновник происшествия не имеет действующего полиса.
  • Авария спровоцирована неустановленным лицом.

Пострадавший в любом случае вправе получить компенсационную выплату. При этом размер возмещения определяется по единой таблице травм, применяемой при рассмотрении стандартных страховых событий. Естественно, для получения возмещения необходимо представить в РСА документы, выданные медицинским учреждением.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Максимальная сумма выплаты за вред здоровью по договору ОСАГО не может превышать полмиллиона рублей на каждого заявителя вне зависимости от количества пострадавших. При определении размера возмещения используется специальная таблица с перечнем травм.

За каждую травму потерпевший получает определенный процент от страховой суммы. Например, при переломе бедра пострадавший получит десять процентов от пятисот тысяч рублей, то есть пятьдесят тысяч. При расчете итоговой суммы выплаты все травмы суммируются.

Дополнительные расходы

Если в аварии пострадали люди, страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, подобные затраты должны быть подтверждены документально, например, чеком таксомоторного предприятия.

Законом не оговорена максимальная сумма транспортных расходов, потому логично руководствоваться в этом вопросе здравым смыслом. Конечно же, страховая компания откажет в выплате, когда состояние пострадавшего позволяло дождаться приезда скорой помощи, но он решил добираться до больницы самостоятельно.

Общественный транспорт

Нередко автовладельцы прибегают к услугам общественного транспорта, в частности если гараж располагается слишком далеко от дома. Следовательно, стоит рассмотреть ситуацию, когда автолюбитель стал участником аварии в качестве пассажира автобуса или иного транспорта.

Вред, полученный во время поездки общественным транспортом, не компенсируется по ОСАГО. Однако это не означает, что потерпевший вовсе останется без страховой выплаты.

Вред здоровью пассажира общественного транспорта подлежит возмещению по полису ОСГОП.

Такая страховка должна быть у любого транспортного предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, за исключением такси. Соответственно, следует обращаться за выплатой к страховщику транспортной компании.

При этом пассажир может рассчитывать на существенную выплату. Максимальный размер возмещения по такой страховке составляет два миллиона рублей, то есть пострадавшему выплатят в четыре раза больше, чем по договору ОСАГО .

Добровольная страховка

Возмещение за вред здоровью в рамках любого из обязательных видов страхования никак не отражается на возможности получить выплату по добровольной страховке. Конечно же, если автовладелец позаботился о страховании своего здоровья.

Если заходит речь о возмещении вреда вследствие несчастного случая, страховщики чаще всего предлагают клиентам следующие страховые продукты:

  • Расширение к полису КАСКО.
  • Стандартная страховка от несчастного случая.
  • Полис страхования здоровья и жизни на случай ДТП.

Механизм расчета суммы выплаты может сильно отличаться в зависимости от особенностей страховой компании и условий договора. Однако в любом случае итоговый размер возмещения зависит от страховой суммы: чем она больше, тем существеннее выплата.

При наличии добровольной страховки потерпевший вправе получить выплату и по такому полису, и по договору обязательного страхования, будь то ОСАГО или ОСГОП. Соответственно, у пострадавшего будет больше денег на восстановление подорванного здоровья.

Что делать пострадавшему в ДТП пассажиру и какое предусмотрено наказание водителю

Во время дорожно-транспортных происшествий травмы могут получить как водители и пешеходы, так пассажиры автомобилей. Если пострадавший в ДТП пассажир получил увечье легкой, средней тяжести или более тяжкие, водитель несет ответственность и подлежит наказанию по закону.

Рассмотрим что делать пассажиру получившему при столкновении травму и как пострадавшие пассажиры могут требовать компенсацию материального и морального вреда.

Отягчающие вину обстоятельства

Отягчающими фактами при выборе меры наказания за ДТП, при котором пострадали пассажиры, являются:

  • нахождение водителя под воздействием алкоголя, а также наркотических средств и психотропных;
  • совершение ДТП намеренно;
  • предварительный сговор;
  • совершение ДТП с привлечением малолетних лиц;
  • сокрытие с места аварии и оставление пострадавших пассажиров в опасности.

Доказательства наличия одного или нескольких отягчающих ситуацию факторов собираются судом. Если при ДТП пострадали пассажиры, что будет водителю, зависит от совокупности отягчающих обстоятельств.

Меры наказания водителя

В зависимости от степени тяжести полученных при дорожно-транспортном происшествии повреждениях могут быть приняты следующие меры наказания:

  • лишение водительского права управления автомобилем;
  • лишение свободы;
  • ограничение свободы;
  • обязательные работы;
  • штраф.
Смотрите так же:  Просрочил договор купли продажи 2018

К виновному может быть избрана одна мера наказания или несколько. В зависимости от обстоятельств конкретного дела возбуждается административное дело или уголовное.

Не существует четко установленных сроков наказания за причинение вреда здоровью пассажиру. В каждом конкретном случае судом учитываются все обстоятельства дела, детали и нюансы. Полная или частичная ответственность водителя при ДТП с пострадавшим пассажиром определяется административными нормами или нормами уголовного права.

Классификация тяжести полученного вреда

Полученные травмы классифицируются в зависимости от степени тяжести по следующим группам:

  • телесные повреждения легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Легкими считаются повреждения, при которых не были получены серьезные травмы и повреждения частей тела. В данном случае заводится административное дело. Водитель выплачивает штраф, обычно он не превышает 10 тысяч рублей. В случае если потерпевшему понадобилось лечение, то протокол составляется после абсолютного его выздоровления. При легких телесных повреждения срок лечения обычно не превышает 21 дня. В данном случае дело подлежит рассмотрению в администартивном порядке. Пострадавший пассажир в ДТП с легкими повреждениями имеет право на компенсацию понесенного материального ущерба, даже если сумма незначительна. Ему не требуется объяснять свое материальное положение, важно предоставить чеки на приобретение лекарства.

Средними признаются повреждения, которые повлекли долговременное ухудшение здоровья при неопасных для жизни травмах. При получении таковых продолжительность лечения составляет не более 4 недель. К средним относится легкое сотрясение мозга. В данном случае водитель лишается прав управления автотранспортом до 2 лет и выплачивает штраф в сумме до 30 тысяч рублей. Если при ДТП пострадал пассажир и получил повреждения средней тяжести, материальная компенсация также осуществляется согласно предъявленным доказательствам.

Мера причиненного физического вреда здоровью не определяется со слов пострадавшего пассажира. Степень тяжести телесных повреждений определяется строго судебно-медицинской экспертизой.

К тяжким повреждениям здоровья относятся те, которые угрожают жизни пострадавшего и влекут за собой полную утрату трудоспособности или ее утрату на срок более 4 недель. Это: нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, прерывание беременности, а также психические расстройства и др. При перечисленных обстоятельствах дело классифицируется как уголовное.

Водителю грозит лишение прав более чем на 2 года, может быть назначено ограничение или лишение свободы до 3 лет, а также штраф. В некоторых случаях ограничение (лишение) свободы может быть заменено на наказание в виде работ принудительного характера на 2 года. Материальная компенсация пострадавшему пассажиру при ДТП с тяжкими последствиями для здоровья осуществляется на основании предъявленных медицинских документов, а также на основании проведенной судебно-медицинской экспертизы. Первичная проводится бесплатно. Повторные по желанию пострадавшего оплачиваются им же.

При наличии отягчающих обстоятельств сроки применяемого наказания увеличиваются. В случае наступившей после госпитализации потерпевшего лица смерти, сроки также увеличиваются. Если при ДТП пострадали пассажиры более одного, то сроки наказания также более длительные. Подробно, об ответственности водителя.

Получение страховки пострадавшим пассажиром

Жертва автокатарстофы имеет право на получение следующих страховых выплат, если таковые имеются:

  • обязательная медицинская страховка, которая оформляется в поликлинике по месту прописки; она дает право на приобретение лекарственных средств и обеспечивает прохождение платных процедур;
  • страхование собственно человека (его жизни и здоровья) от несчастного случая; выплачивается страховой компанией в денежном эквиваленте, согласно условиям страхования;
  • перед тем как получить страховку при ДТП пострадавшему пассажиру, необходимо собрать для этого требуемые документы: подтверждение факта ДТП, медицинские документы;
  • страхование владельцев автотранспорта своих пассажиров от несчастных случаев; выплачивается в сумме, согласно условиям страхования (может быть фиксированная сумма на количество пострадавших человек, если таковой один, то вся сумма выплачивается ему);
  • ОСАГО страхование является обязательным для водителей и также предполагает выплату фиксированных сумм на количество потерпевших лиц; чтобы получить выплаты по ОСАГО, необходимо обратиться в страховую компанию виновного водителя.

Если пострадали пассажиры общественного транспорта, то страховые компенсационные выплаты будет осуществлять страховая фирма компании, оказывающей услуги перевозок.

Существуют дополнительные виды страхования здоровья. Страховые выплаты пострадавшим пассажирам в ДТП могут быть востребованы к возврату в случае получения медицинских документов обманным путем и преднамеренного завышения степени тяжести своего состояния.

Обстоятельства совершения ДТП

Дорожно-транспортное происшествие происходит либо по вине водителя, либо по независящим от него обстоятельствам. Например, во избежание более масштабной аварии, при которой могло погибнуть несколько людей или дети, водитель принял решение свернуть в сторону и столкнулся с препятствием. Правоохранительные органы проводят расследование, собирают информацию, доказательства и факты вины или невиновности водителя. В ситуации, когда пострадал пассажир в ДТП, могут быть привлечены для более тщательного расследования дела специалисты смежных отраслей. Проведение дополнительных действий по расследованию и привлечение по желанию одной из сторон дополнительных независимых экспертов, оплачивается заявителем.

Действия водителя после ДТП

Незамедлительно после дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадали пассажиры, водитель обязан:

  • полностью остановить автомобиль;
  • установить согласно законодательству аварийные знаки;
  • включить аварийные сигнальные огни;
  • вызвать скорую помощь (при необходимости);
  • вызвать полицию и сотрудников ДПС;
  • оказать незамедлительную помощь пострадавшему (пострадавшим);
  • при необходимости отвезти пострадавшего пассажира в ближайший медицинский пункт для оказания помощи;
  • обеспечить проезд для скорой помощи.

Ожидая прибытия сотрудников ДПС, водитель может опросить возможных свидетелей (если он собственно не является виновником случившейся аварии для защиты себя в будущем), собрать имеющиеся видео доказательства, фото доказательства. Когда при ДТП пострадал пассажир, что делать ему и водителю для сохранения жизни – самый главный вопрос, который регулируется не только нормами закона, но и нормами морали.

Действия пассажира после ДТП

Жертва автокатастрофы в первую очередь должна получить необходимую медицинскую помощь. При незначительных телесных повреждениях потерпевшее лицо может добраться самостоятельно в медицинское учреждение, либо его туда доставляет прибывшая на место ДТП скорая помощь. В исключительных случаях, когда медицинская бригада не успевает или не может пробраться к месту аварии, потерпевшего в лечебное учреждение доставляет виновный водитель, или другой, имеющий возможность это сделать. Когда пассажир пострадал в ДТП, что делать водитель может и не знать, но законодательно прописан порядок действий водителя на месте аварии. Незнание водителем своих обязанностей определяет его некомпетентность, что только больше усугубляет его вину в последствиях и не освобождает от ответственности.

После получения медицинской помощи пострадавший должен дать показания, которые будут внесены в Протокол. Если он в тяжелом состоянии, допрос переносится на другое время. При выписке из больницы в случае госпитализации или на следующий день при отсутствии необходимости длительного стационарного лечения пассажир может обратиться за выплатой страховки в соответствующую организацию. Куда обращаться пострадавшему в ДТП пассажиру могут подсказать юристы или судебные работники.

Права пассажира

Жертва автокатастрофы вне зависимости от того, в чьей машине непосредственно он находился (виновного или потерпевшего) имеет следующие права:

  • требовать от виновника аварии возмещения материального вреда;
  • требовать от виновника аварии возмещения морального вреда;
  • возмещения физического ущерба.

Физический ущерб это причиненный здоровью вред. В данном случае удостоверяющими факт документами являются медицинские справки, больничный, чеки на покупку лекарств, чеки на оплату медицинских услуг и т. д. Дополнительно проводится бесплатная медицинская экспертиза для установления степени тяжести состояния пострадавшего. Когда пассажир пострадал в ДТП, страховые выплаты – это первый гарантированный источник его материальной гарантии дальнейшего лечения и реабилитации, вне зависимости от степени тяжести повреждений, но при наличии доказательств нарушения здоровья и причинения вреда.

Материальный вред подразумевает порчу имущества пострадавшего, находящегося при нем на момент ДТП в автотранспортном средстве. Это могут быть часы, одежда, телефон, планшет и прочее. Для того, чтобы получить компенсацию необходимо выполнить следующие действия:

  • доказать принадлежность конкретных вещей конкретному лицу (пассажиру);
  • доказать факт порчи имущества именно во время ДТП.

Единовременная компенсация пассажиру пострадавшему в ДТП и ее размер определяются в судебном порядке, кроме случаев страхования лично здоровья. В последнем случае выплаты производятся на основании договора страхования.

Возмещение морального вреда самая сложная из имеющихся позиций. Пострадавшему необходимо доказать, что вследствие аварии он душевно страдает. Фактически доказать, а тем более оценить такой вред достаточно сложно. Как получить страховку пострадавшему пассажиру при ДТП обязаны проконсультировать работники страховых компаний и государственные служащие специальных учреждений (судебных).

Случаи летального исхода

В случае летального исхода на месте ДТП или при последующей смерти доставленного пострадавшего пассажира в медицинское учреждение действия виновного водителя квалифицируются по нормам уголовного права. Наказание в данном случае усиливается.

В случаях с летальным исходом виновный задается вопросом: когда пассажир пострадал в ДТП, что будет водителю, если пострадавший скончался в больнице через некоторое время? В таком случае возбуждается уголовное дело по новой квалификации. С момента смерти пострадавшего права на возмещение материального и морального вреда переходят к его близким родственникам. За смерть одного человека в результате ДТП следует наказание в виде лишения свободы до 8 лет, лишение прав на 3,5 года. За смерть более двух человек сроки увеличиваются.

При свершившемся ДТП водитель вне зависимости от наличия и тяжести вины имеет права:

  • защищать свои права на месте аварии;
  • активно участвовать в сборе информации, касаемой ДТП;
  • обжаловать действия сотрудников ДПС на месте аварии;
  • опротестовать протокол;
  • подавать ответный иск третьим лицам, участвующим в ДТП и непосредственно повлиявшим на исход.

В случае, если у водителя возникла ситуация необходимости защиты своих прав, он имеет право воспользоваться помощью адвоката. Так же как и прописанные законодательно права пострадавшего пассажира в ДТП являются гарантом его защиты, так и права водителя – гарант его защиты.

Работа органов на месте ДТП

На месте свершения аварии с целью восстановления происходящих событий и для сбора информации и доказательств вины водителя работают специальные органы. К ним относятся: сотрудники ДПС, милиция, и др. в случае необходимости (например, криминалисты).

Мирное решение конфликта

При получении травм легкой степени тяжести пассажиром автотранспорта во время аварии, конфликт может быть урегулирован мирно между двумя сторонами. Это подразумевает: помощь виновного в доставке пострадавшего в медицинское учреждение, выплату компенсаций различного характера (лечение, проезд и т. д.), а также иные добровольные действия водителя по отношению к пассажиру. Важно помнить, что факт примирения лучше подтвердить распиской. Материальная компенсация пострадавшему в ДТП пассажиру в данном случае определяется в размере, согласно договоренности сторон.

Обязанности пассажиров в салоне автомобиля

Во избежание получения травм и увечий в салоне автомобиля во время движения пассажиры обязаны соблюдать правила безопасности:

  • быть пристегнутым;
  • не перемещаться по салону;
  • не отвлекать водителя;
  • не распивать спиртные напитки и не создавать помех водителю своим поведением.

Водитель имеет право прекратить движение в случае нарушения пассажирами правил безопасности.

Жертва автокатастрофы имеет достаточно прав и гарантий, на основании которых сможет пройти необходимое лечение и восстановление.

Страховой случай при дтп с пассажиром