Оглавление:

Налог на имущество юридических лиц в 2018 году: изменения

Отчитаться по налогу на имущество за 2017 год надо не позднее 30 марта. Узнайте, какие изменения произошли в отчетности и порядке исчисления налога.

Налог на имущество организаций: изменения в 2018 году

Организации обязаны платить налог с имущества, числящееся на балансе как основное средство. Причем под объект налогообложения подпадают, как движимые, так и недвижимые активы. К примеру, оборудование, здания, офисы, сооружения и т.д.

Сам по себе налог считается региональным. Несмотря на то, что основные правила федерального значения, и они записаны в кодексе. Это следует из статьи 372 НК РФ.

К плательщикам налога относятся все компании, без исключений. Разница лишь в том, есть для их налогового режима льготы или нет. К примеру,в налоговый период на ЕНВД и УСН не платят налог с недвижимости, база по которым исчисляется исходя из среднегодовой стоимости (ст. 346.11, 346.26 НК РФ).

Отчитаться за прошлый налоговый период по енвд можно не позднее 30 марта. Но прежде учтите основные изменения, которые касаются оформления отчетов. Поскольку ФНС приказом от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] обновила бланки авансовых расчетов и годовых деклараций. Служба разрешила применять эти формы еще в прошлом году, но обязательными они стали только сейчас.

Бланки отчетности изменились незначительно. И все же подготовить отчетность нужно с учетом поправок. Иначе она не пройдет форматно-логический контроль, если высылаете ее электронно.

Среди основных поправок это новый раздел 2.1. Его требуется заполнить, если есть объекты, база по которым считается исходя из среднегодовой стоимости. По строке 010 внесите кадастровый номер недвижимости, а условный номер запишите в строчке 020. Его нужно брать строго по выписке ЕГРН, это правило пункта 6.2 Порядка (утв. приказом № ММВ-7-21/[email protected]). Если же реквизитов для строк 010 и 020 нет, то понадобится отразить инвентарный номер объекта – это строка 030.

Остаточную стоимость недвижимости на 31 декабря запишите в строке 050. Причем если в инвентарной карточке у вас записана общая первоначальная стоимость сразу нескольких объектов, но блоки строк 010-050 заполняйте на каждый отдельно. Об этом сообщила ФНС в своем письме от 17.01.2018 № БС-4-21/[email protected] Кроме того, не забудьте внести в строку 040 код ОКОФ. Его заполняют по классификатору ОК 013-2014, принятым приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Поправки в отчетности также затронули раздел 3. Его заполняют для объектов, налог с которых платите по кадастровой стоимости. Теперь здесь есть новая строка 001 «Код вида имущества». Напомним, что такая же строчка есть и в раздел 2, поэтому реквизиты внести потребуется дважды. А вот инвентаризационную стоимость вносить больше не нужно, строки 030 и 035 оформляются лишь в исключительных случаях. В частности, если вы владеете помещением либо его частью, по которым не утверждена кадастровая стоимость. Тогда базу предстоит посчитать как кадастровую стоимость, умноженную на вашу долю. Такой порядок следует соблюдать по правилам статьи 378.2 НК РФ.

Формат отчетности также видоизменился, теперь используйте версию 5.04.

В части движимых объектов изменения затронули правила предоставления льгот. О них подробнее мы расскажем ниже в статье. Но в любом случае, поправки действуют с 2018 года. Поэтому на годовой отчетности это не отразится, учтите их в расчете за 1 квартал уже этого года. Сдать его нужно не позднее 3 мая, а не 30 апреля (таблица 1). Срок сместился из-за переноса выходных и праздников в 2018 году (постановление Правительства от 14.10.2017 № 1250).

Налог на имущество организаций в 2018 году

Главные изменения в 2018 году коснулись федеральной налоговой льготы налога на имущество организаций в отношении движимого имущества со сроком полезного использования свыше 3-х лет, принятого к учету с 01 января 2013 года.

С 1 января 2018 года вступила в силу статья 381.1 30 главы НК РФ.

Данная статья гласит, что налоговые льготы, указанные в пункте 25 статьи 381 НК РФ (объекты основных средств, принятые к учету с 01 января 2013 г.), применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона региональными органами власти.

Также могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы на движимое имущество с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.

Исключениями являются объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми.

Максимальная налоговая ставка, которую вправе установить региональные органы власти, составляет 1,1% в случае отмены налоговой льготы на движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года.

Если региональным законом не установлено продление льготы или не определена налоговая ставка, то в данном субъекте РФ будет действовать максимальная налоговая ставка в размере 1,1%.

На сегодняшний день не по всем регионам изданы нормативные акты, регулирующие порядок применения льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. В таблице приведены некоторые регионы, установившие льготы или налоговые ставки в 2018 году.

Налог на движимое имущество в России для юридических лиц в 2018 году: последние новости/изменения

Изменения налогообложения, касающиеся движимого имущества (ДИ), фактически сводятся к упразднению безусловного характера налоговой льготы на движимость, поставленную на баланс с 2013 года. Ранее она налогом не облагалась, а теперь придётся платить.

То есть, в Россию возвращается налог на движимое имущество (НДИ). Платить нужно будет и со старых балансовых средств, поставленных на учёт в соответствии с п. 25 ст. 381 НК, и с новых, принятых в 2018 году. Об этом говорят ст. 346.11 (п.2), ст. 346.26 (п.4), ст. 346.1 (п.3) НК РФ.

С начала 2018 года НДИ становится обязательным, если в конкретном регионе не принят соответствующий закон о продлении льготы.

Это значит, что НДИ утрачивает федеральное значение и приобретает статус регионального. Субъекты федерации теперь сами решают, подтвердить ли привычную льготу, применить ли установленную ставку (максимальная = 1,1%), или выбрать промежуточное значение для налогообложения ДИ.

С 2019 года ставка НДИ удвоится, станет равной 2,2%, но право на применение льготы останется за регионами. Разъяснения по этому поводу даёт Минфин в письме от 22.12.2017 за № 03-05-04-01/85757.

В чём смысл нововведения

Налог на имущество является прямым, это плата государству за то, что оно разрешает владеть собственностью. Налог этот местный, и региональные власти самостоятельно устанавливают порядок его уплаты и ставки, не выходя за пределы, определённые федеральным законодательством.

Различают два вида собственности, облагаемой налогами.

  1. Недвижимость – это имущество, которое не может быть перемещено, поскольку привязано к земельному участку. Это сам участок и расположенные на нём стационарные строения. Налог на недвижимость платят все, как физические лица, так и юридические.
  2. Движимость – это имущество, которое способно перемещаться вслед за владельцем: деньги, ценные бумаги, средства передвижения и вся прочая собственность, не являющаяся недвижимостью.

Налог на движимость обязаны платить только предприятия, поскольку такой вид собственности может быть использован владельцем для получения прибыли.

Лица физические платят исключительно налог на недвижимое имущество, руководствуясь главой 32 НК РФ. Что касается организаций, то они обязаны платить налоги на оба вида собственности, все тонкости налогообложения для них регламентируются главой 30 НК РФ.

Новым ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 предусмотрено, что с 2018 года НДИ определяется местным законодательством. Причём освобождение от налога или снижение его ставки делается исключительно посредством принятия соответствующего законодательного акта данного субъекта РФ.

Льготы по налогообложению движимых объектов

Для плательщиков НДИ всё зависит от того, введена ли льгота в конкретном регионе на законодательном уровне, как указано в п. 1 ст. 381.1 НК РФ.

Региональным законом льгота на НДИ вводится не обязательно огульно, она может применяться выборочно, не для всех видов движимости и (или) не для всех налогоплательщиков. Значение ставки налога может колебаться от 0 до 1,1% (в 2019 году – до 2,2%).

Ст. 381 НК РФ приводит перечень организаций, которые не обязаны платить НДИ в местный или федеральный бюджет.

Понижение ставки НДИ допустимо, в соответствии с п. 2 ст. 381.1 НК РФ, для объектов не старше 3 лет и для оборудования, относящегося к разряду инновационного и высокоэффективного.

Как рассчитывается налог на движимое имущество

НДИ платят организации, в которых задействована общая система налогообложения. Если компания работает в условиях ЕНВД или УСН, то она не платит НДИ. Там в сфере налогообложения имущества действует ст.378.2 НК РФ, в частности, так работают торговые и деловые центры.

Правила расчёта НДИ изложены в ст.382 НК РФ. Они составляют последовательность простых шагов.

  1. Выделяются объекты, подлежащие налогообложению.
  2. Определяется налоговая база (НБ), это среднегодовая стоимость.
  3. Уточняется, можно ли применить льготу.
  4. Выбирается ставка (СТ).

НДИ платится за год, в соответствии со ст. 379 НК РФ. Практикуются авансовые платежи (АП) для каждого квартала. Их всего 4.

Смотрите так же:  Как оформить отгрузку товара в 1с

НДИ = НБ х СТ – (все 4 АП, уже оплаченные)

С имущества, которое пребывает в аренде, налог платит арендатор; при продаже ДИ фигурирует налог на прибыль, то есть, НДИ в этой операции не участвует.

Объекты, принадлежащие к 1-й и 2-й амортизационным группам, не облагаются НДИ. Под налогообложение подпадают объекты ДИ, срок эксплуатации которых составляет более 3 лет. Это 3-10 группы по Классификатору амортизационных групп.

Какую политику приняли в регионах по налогу на движимое имущество

Местное руководство регионов в своей массе предпочло отказаться от льготы, тем более, что делать для этого ничего не надо. Закон принимается только для осуществления льготного налогообложения, а если он в данном регионе не принят, то работает ставка 1,1%.

Правда, некоторые субъекты федерации всё-таки решили привычные льготы по НДИ оставить. Этот круг регионов постепенно расширяется, потому что на местах идёт процесс согласования между чиновниками и производственниками.

Предусмотрено, что утряска интересов может растянуться во времени, и соответствующие законы будут приняты в некоторых субъектах РФ с опозданием, задним числом.

В случае отсутствия местного законодательного акта компании в 2018 году платят НДИ по ставке 1,1%. Если в течение года примут решение, что льгота по НДИ всё-таки остаётся, или будет понижена ставка, то переплаченные суммы вернут налогоплательщикам.

На сегодня можно назвать такие регионы РФ, которые не отказались от льготы на НДИ в 2018 году: это Ивановская область, Липецкая, Московская, Чеченская республика.

Многие субъекты РФ пошли по пути снижения ставки НДИ. Так поступили Еврейская автономная область (0,5%), Камчатский край (0,6%), области Пензенская, Тюменская, Тульская (0,55%).

Другие оставляют льготу только для некоторых предприятий, а для остальных вводят предельную ставку в 1,1%. Такой избирательный метод применили в Чукотском автономном округе, Астраханской области и некоторых других регионах.

Кого задевает возобновлённый налог на движимое имущество

На местах отмену льготы по НДИ встретили неоднозначно. Бизнес разочарован, но руководство регионами выражает удовлетворение, поскольку за счёт дополнительного налога пополнится местный бюджет.

Среди промышленников, окрестивших нововведение «налогом на модернизацию», недовольство проявилось особенно сильно. И это понятно.

Благодаря тому, что с 2013 года компании были избавлены от фискальных сборов, им удалось существенно осовременить технопарк и обновить оборудование. Однако процесс этот требует постоянного продолжения, что на фоне расширяющихся санкций делать совсем не просто.

И тут как раз возобновляется налог на движимое имущество! Он не только увеличивает налоговую нагрузку, но и напрямую затрудняет модернизацию.

Надо сказать, что правительство согласилось на такую меру в основном под давлением руководителей регионов. Льгота на НДИ их никак не устраивала, поскольку из-за неё местные бюджеты изрядно оскудели. Получается, что кабмин пошёл по пути снятия с себя ответственности, переложив бремя решения судьбы льготы на местные власти.

Известно, что на местах руководство с неохотой идёт на подтверждение льгот. Предвидя недовольство предпринимателей, одновременно им дали возможность уменьшать налог на прибыль, если проводятся мероприятия по реконструкции оборудования, модернизации, технического перевооружения и прочего.

Это так называемый «инвестиционный налоговый вычет», который очень уместно смотрится на фоне процессов «импортозамещения». Но пока трудно сказать, насколько он послужит противовесом в вопросе потери льготы на НДИ.

Некоторые высокопоставленные специалисты полагают, что не стоило бы именно сейчас отменять льготу по НДИ, лучше бы подождать год-другой. Такое мнение высказал Андрей Клепач, зампредседателя Внешэкономбанка. Он считает, что бизнес сегодня не в том состоянии, чтобы обременять его дополнительными налогами. Тем более, что не так давно было обещано этого не делать.

Эксперты говорят, что особенно пострадают от нововведения сферы бизнеса, у которых в основных средствах числится дорогостоящее современное оборудование. Такие, как машиностроение, энергетика, добывающие отрасли, сервисные компании, работающие в условиях высоких технологий.

Однако можно рассматривать нововведение не просто как ещё один налог, а как своеобразное средство привлечения новых инвестиций.

Федеральный центр мотивирует регионы с помощью этого инструмента к самостоятельному поиску инвесторов, к гибкому применению налоговых льгот и других мер, ведущих к благоприятным последствиям для своего региона.

Предприятия Москвы освобождаются от налога на движимое имущество

Мосгордума приняла Закон «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций». Документ продлевает на 2018 год действие нулевой ставки налога на движимое имущество . Эта мера направлена на поддержку реального сектора столичной экономики и коснется более 43 тысяч городских предприятий.

Законопроект «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» на заседании Мосгордумы представил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Владимир Ефимов :

« В соответствии с действовавшей до ноября прошлого года редакцией Налогового кодекса Российской Федерации применялась норма, позволявшая освободить компании от уплаты налога на движимое имущество организаций, принятого на баланс в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Однако в ноябре прошлого года в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым применение указанной льготы с 1 января 2018 года возможно только в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона. В этой связи в адрес Правительства Москвы поступило множество обращений от представителей бизнеса и объединений предпринимателей с просьбой и в дальнейшем сохранить нулевую ставку налога на имущество организаций, поскольку она носит, в первую очередь, инвестиционный характер и позволяет бизнесу более активно обновлять основные фонды и заниматься модернизацией производства. Поправки в городской Закон «О налоге на имущество организаций» стали результатом этого обсуждения, предлагается сохранить в нынешнем году нулевую ставку налога на движимое имущество».

Председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и финансам Людмила Гусева , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«С учетом того, что движимое имущество организаций – это не только транспортные средства, но и все основные фонды промышленных предприятий, законопроект направлен, прежде всего, на поддержку всего реального сектора столичной экономики и коснется, по самым общим оценкам, более 43 тысяч организаций. Это мера, которой ожидает от нас московская индустрия. Введение нулевой ставки налога на движимое имущество не приведет к выпадению доходов бюджета, но зато позволит московской промышленности активнее модернизировать производство, приобретать новое оборудование, внедрять современные технологии. Данный законопроект еще раз показывает, что власти города внимательно относятся к интересам предпринимательского сообщества и создают условия для развития экономического потенциала столицы».

Председатель комиссии Мосгордумы по науке и промышленности Леонид Зюганов , фракция «КПРФ»:

«В столичной обрабатывающей промышленности в настоящее время занято более 650 тысяч человек, и данный законопроект напрямую затрагивает их интересы. Еще существует 750 крупных столичных предприятий, которые крайне заинтересованы в модернизации своего оборудования. С учетом того, что общий инвестиционный климат у нас в стране еще далек от идеала, данная мера очень своевременна. И наоборот: отмена действующей льготы, которая неизбежно последует, если мы не примем соответствующий столичный закон, негативно скажется на работе столичной промышленности и транспорта».

Член комиссии Мосгордумы по экономической политике и финансам, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«С просьбой принять этот законопроект обращались многие предприниматели, данный документ подробно обсуждался в Московской торгово-промышленной палате. Дело в том, что с 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти. Субъект РФ может принять свой закон, и тогда на его территории будет применяться федеральная льгота. Общее мнение бизнеса – закон нужный и важный».

Председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов , фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Сомнений в том, что принятие данного законопроекта необходимо, нет. В противном случае мы автоматически увеличим нагрузку на реальный сектор столичной экономики, в то время как его поддержка – один из приоритетов нашей страны».

После обсуждения депутаты Мосгордумы приняли закон в окончательной редакции.

21.02.2018. Заседание Московской городской Думы. ФОТОГАЛЕРЕЯ.

Налог на имущество организаций – новшество 2018 года

Главным нововведением 2018 года в порядке расчёта налога на имущество организаций является отмена федеральной льготы для движимых объектов (ст. 381.1 НК РФ). Данные изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ. С 1 января 2018 года налоговые льготы по налогу на имущество организаций, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ. При этом ставка налога по движимому имуществу в 2018 году не может быть выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом вторым. С введением этого пункта субъекты РФ наделены правом принимать закон в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет, а также в отношении имущества, отнесённого законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, и устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. При этом регионы решают сами, какое оборудование относится к названной категории.

Также с 1 января 2018 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ, которыми, в частности, определено, что, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3 или 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта), была определена в течение налогового (отчётного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определённой на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Смотрите так же:  Представительство в суде понятие виды и полномочия

Пример. Кадастровая стоимость жилого дома определена во II квартале 2018 г., а внесена в ЕГРН только в III квартале, например, 5 августа. Объект начнёт облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости начиная с августа 2018 г. (п. 5 ст. 382 НК РФ).

Таким образом, с 2018 года факт отсутствия на 1 января налогового периода утверждённой в установленном порядке кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения не освобождает налогоплательщиков от обязанности по уплате в отношении них налога на имущество (авансовых платежей) за весь налоговый период, если кадастровая стоимость определена в течение налогового (отчётного) периода.

Теперь рассмотрим, какие изменения коснулись региональных законов о налоге на имущество организаций в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Москва

Изменения, внесённые в Закон города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», касаются налоговых льгот, в том числе налоговых льгот в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Так, освобождаются от уплаты налога управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, сформированных в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», паспорт которого утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в отношении включённых в состав этих закрытых паевых инвестиционных фондов нежилых помещений и (или) машино-мест, предназначенных для использования физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такая налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Это изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Что касается льготы по налогу на движимое имущество организаций, то в Москве она не установлена. Таким образом, начиная с расчёта авансовых платежей за первый квартал 2018 года организациям-москвичам необходимо включать в налоговую базу имущество, не относимое к недвижимому.

Также из ст. 4 Закона города Москвы исключены налоговые льготы для автономных, бюджетных и казённых учреждений города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство автомобилей, в отношении имущества, используемого ими в этих целях.

В то же время статья 4 дополнена пунктом, в соответствии с которым право на применение налоговых льгот возникает (прекращается) с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором выполняются (прекращаются) условия их применения.

В отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, не переданной в аренду или наём третьим лицам и используемой налогоплательщиком для выполнения своих уставных задач, с применением коэффициента 0,75 (пп. 2.4 ст. 4-1).

Московская область

В отличие от Москвы в Московской области региональные власти продлили льготу по налогу на движимое имущество на 2018–2020 годы.

Также снижена ставка налога на в 2018 году в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования в 2018 году – до 1,3 %;
  • в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи – до 1,9%;
  • в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость 1,5%.

​Санкт-Петербург

Льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет (Закон от 29.11.2017 № 785-129). С остального льготного имущества нужно заплатить налог по ставке 1,1%.

Ставка налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, в 2018 году осталась на уровне 2017 года и составила 1% (п. 5 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.03 № 684-96 (в ред. от 26.12.17)).

П. 7 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга предоставляется льгота на устройства наружного освещения и подсветки общественных туалетов, а также водных устройств, включая фонтаны, фонтанные комплексы, питьевые фонтанчики, бюветы. При этом исключён ранее действовавший пункт 8 об освобождении от налога на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы.

Дополнительно переформулирован пункт об освобождении от уплаты налога на имущество объектов культурного наследия регионального значения. Теперь пункт 23 (ранее – пункт 16) гласит, что для получения освобождения в отношении указанных объектов необходимо осуществить капитальные вложения, имеющие своей целью сохранение объекта культурного наследия, в сумме более 500 млн рублей начиная с 1 января 2016 года.

Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, приведён в соответствие статье 378.2 НК РФ. При этом ставка налога на имущество по этим объектам в 2018–2019 годах составит 1%.

  • для организаций, осуществляющих деятельность в области связи (ОКВЭД 61.1, 61.2, 61.9);
  • для организаций – в отношении имущества, расположенного на территории ОЭЗ;
  • для организаций, осуществивших в течение не более одного любого календарного года, начиная с 1 января 2015 года, вложения на территории Санкт-Петербурга на общую сумму не менее 50 млн рублей.

Согласно дополнению, внесённому в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций», в частности, отчётными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1091).

Ленинградская область

В Ленинградской области, так же как и в Санкт-Петербурге, региональные власти сохранили льготу на движимые объекты, с даты выпуска которых прошло не больше трёх лет, но только на 2018 год (пп. «я» п. 1 ст. 3-1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-ОЗ (ред. от 29.12.2017)).

К организациям, уплачивающим налог в размере 50% от установленной ставки, добавлены организации, осуществляющие оптовую торговлю топливом и розничную торговлю моторным топливом в специализированных магазинах.

Налоговая отчётность по налогу на имущество организаций

Новая форма декларации по налогу на имущество была утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] ещё 31.03.2017, но подлежит применению начиная с представления декларации за 2017 год. Организациям нужно использовать новую форму декларации, расчёта по авансовому платежу, новый порядок заполнения отчётности и форматы подачи документов в электронном виде.

Одно из изменений в форме декларации заключается в добавлении раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В нём предусмотрены следующие строки для внесения:

— остаточной стоимости объекта недвижимого имущества.

Аналогичный раздел добавлен и в форму расчёта авансового платежа.

В Письме ФНС России от 24.08.2017 № БС-4-21/[email protected] разъяснено, что в случае заполнения раздела 2.1 декларации или расчёта по авансовым платежам по налогу на имущество в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по классификатору ОК 013-94 (по старому ОКОФ, действовавшему до 01.01.2017), рекомендуется заполнять строки с кодами «040» с учётом указанных положений п. 2.4 приложения № 3 к Приказу № ММВ-7-21/[email protected], без учёта разделителей в виде точек.

Нужно отметить, что льгота по движимым объектам «перекочевала» из разряда федеральных в региональные. Это нужно учесть при заполнении декларации: в разделе 2 расчёта авансовых платежей по налогу на имущество в строке 130 при заявлении права на льготу по движимому имуществу в 2018 году (в случае установления таковой в регионе пребывания) необходимо указывать код «2012000» в отличие от кода «2012057», указываемого по такому имуществу в 2017 году.

Также нужно отметить особенность заполнения данного расчёта в Московской области. При заявлении права на льготу по налогу на имущество организаций, установленную в Московской области, в расчёте авансовых платежей заполняется поле 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде снижения налоговой ставки)» и указывается код «2012400», так как движимые ОС в этом регионе не отнесли к числу освобождаемых от налогообложения, а установили пониженную ставку налога по такому имуществу на 2018–2020 годы в размере 0%.

Подводя итог изменениям, которые претерпело российское и региональное законодательство в области налога на имущество организаций, можно сказать, что общий порядок расчёта налога на имущество в 2018 не изменился. Изменились предоставляемые налогоплательщикам льготы по этому налогу. Полагаем, что информация, представленная в статье, позволит организациям своевременно воспользоваться этими льготами и сэкономить финансовые ресурсы организации.

Ставка налог на имущество юридических лиц в 2018 году изменения

С 1 января 2018 год в России введен налог на движимое имущество, который должны платить организации (юридические лица) по ставке 1,1 процента.

Напомним, с 2013 по 2017 годы в стране действовало полное освобождение движимого имущества от налогообложения при соблюдении определенных условий. В рамках принятого федерального закона № 355 от 27 ноября 2017 года с 1 января 2018 года данный налог начал действовать, и по нему установлена льготная ставка в размере 1,1 % от среднегодовой стоимости имущества. При этом субъектам РФ были предоставлены дополнительные возможности и механизмы определения налоговых льгот в региональном законодательстве.

Кузбасская ТПП дважды обращалась в Совет народных депутатов Кемеровской области с ходатайством по установлению такой льготы для местного бизнеса, особенно в части сельхозпроизводителей. Первый раз в августе 2017 года, когда стало известно о готовящемся решении по передаче полномочий по установлению льготы на уровень субъектов РФ. Тогда же был получен промежуточный ответ, в котором предлагалось дождаться окончательного решения на федеральном уровне. Второй раз — в декабре 2017 года, после соответствующих изменений, внесенных во вторую часть Налогового кодекса РФ.

В ряде регионов России пошли по пути снижения установленной на федеральном уровне налоговой ставки, либо полностью его отменили.

Кузбасская ТПП в феврале получила ответ по данному налогу с разъяснением позиции Совета народных депутатов Кемеровской области. В ответе указано, что в соответствии с законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в целях сокращения дефицита областного бюджета введен мораторий на установление льгот по уплате налогов и сборов. За исключением, как уточнено, тех, что были установлены и официально опубликованы до 1 января 2018. Таким образом, в 2018 году в Кемеровской области сохранится применение льготной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1 процента.

Смотрите так же:  Санитарно гигиенические требования к рыбе

Марина Шавгулидзе, генеральный директор Кузбасской ТПП, прокомментировала сложившуюся ситуацию: «Считаю, данное решение на федеральном уровне создает не совсем корректный прецедент, когда бизнес в стране попадает в неравные условия. Субъекты РФ поставлены в ситуацию выбора или даже «искушения»: или получить дополнительные средства для сбалансированности своих бюджетов, или дать послабление бизнесу. Мы не исключаем такую ситуацию, что, если наши регионы-соседи примут положительное решение по льготе, то наши производители будут «прописываться» именно там. Что, в свою очередь, влечет понижение инвестиционной привлекательности региона, «миграцию» бизнеса или же как альтернатива – увеличение цены выпускаемой продукции».

Спикер подчеркнула, что, исходя из конкретной ситуации в нашей области, Кузбасская ТПП готовит обращения по решению данной проблемы именно на федеральном уровне, которые будут направлены в ТПП РФ, Госдуму и в предпринимательскую платформу «Единой России».

Как пояснил начальник департамента правовой работы Кузбасской ТПП Антон Мартюшев, плательщиками налога на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества, являются только юридические лица, находящиеся на общей системе налогообложения. Субъекты УСН, а также плательщики ЕСХН и ЕНВД в части имущества, используемого в деятельности, облагаемой в соответствии с данными специальными режимами, плательщиками налога на имущество не являются.

Налог на имущество организаций в 2018 году

Налог на имущество организаций – это один из обязательных налогов ОСНО для юридических лиц (в том числе иностранных). ИП, в свою очередь, платят налог на имущество, как физические лица (более подробно здесь).

Примечание: налог на имущество организаций – это региональный налог, вводимый в действие законами субъектов РФ. Власти регионов могут самостоятельно устанавливать ставку по налогу (в пределах установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты, льготы, особенности расчета базы по налогу.

Кто освобожден от уплаты налога на имущество организаций

Перечень организаций, освобождаемых от обязанности уплаты данного налога, перечислен в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

Объект налога на имущество организаций

Для российских организаций объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств (счет 01).

Не облагаются налогом на имущество:

  • Земельные участки, водные объекты и иные объекты природопользования.
  • Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
  • Ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, захоронения радиоактивных отходов.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в международном реестре судов.
  • Иные объекты, указанные в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Обратите внимание, что с 1 января 2018 года льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу (пп.8 п.4 ст. 374 НК РФ), прекращает свое действие. Решение о продлении срока льготы или установлении ставки налога передано во власть регионам, которые, в случае, отказа от продления льготы, смогут установить ставку по данному налогу в размере не более 1,1% (на данный момент ставка налога на имущество организаций не может быть более 2,2%).

Расчет налога на имущество в 2018 году

Налог на имущество организаций рассчитывается по следующей формуле:

Налог к уплате в бюджет = Налоговая база х Ставка налога – Авансовые платежи

По общему правилу, налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, определяемая из остаточной стоимости (за вычетом амортизации).

Среднегодовая стоимость рассчитывается по следующей формуле:

СГС = (ОстН + ОстК) : (КМ+1)

ОстН – остаточная стоимость имущества на 1 число каждого месяца;

ОстК – остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (года);

КМ – количество месяцев владения имуществом в налоговом периоде;

1 – коэффициент, на который увеличивается количество месяцев владения имуществом.

Пример расчета среднегодовой стоимости

Среднегодовая стоимость имущества:

(1 300 000 + 1 268 744 + 1 237 488 + 1 206 323 + 1 174 976 + 1 143 720 + 1 112 464 + 1 081 206 + 1 049 952 + 1 018 696 + 987 440 + 956 184 + 924 928) / (12м. + 1) = 1 112 471 руб.

Примечание: в отношении некоторых объектов недвижимости (перечисленных в ст. 378.2 НК РФ) налоговая база принимается равной их кадастровой стоимости на 1 января отчетного года.

Примечание: если недвижимость на 1 января отчетного года не была включена в специальный региональный перечень объектов, база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, или ее кадастровая стоимость не была установлена на 1 января отчетного года, база по налогу на имущество рассчитывается в общем порядке.

Налоговая ставка

Ставка налога на имущество организаций устанавливается региональными властями, но не может превышать – 2,2 % (на 2018 год).

Для имущества, по которому база определяется исходя из кадастровой стоимости, ставка налога также устанавливается властями региона и не должна превышать 2% (на 2018 год).

Для движимого имущества, поставленного на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, ставка по налогу на имущество не может превышать 1,1%

Примечание: если ставка не установлена, она принимается равной вышеуказанным значениям (2,2% и 2% соответственно).

Примечание: в отношении ряда объектов может применяться пониженная или вообще «нулевая» ставка налога. Перечень организаций, имеющих право на уплату налога по сниженным ставкам, указан в пп. 3-3.1 ст. 380 НК РФ.

Авансовые платежи

Авансы, подлежащие уплате по итогам каждого квартала, рассчитываются по следующей формуле:

Авансовый платеж = (Средняя стоимость имущества х Налоговая ставка) : 0,25

Примечание: не стоит путать среднегодовую и среднюю стоимость имущества. Среднегодовая нужна для расчета налога за год, а средняя для расчета ежеквартальных авансов.

Средняя стоимость имущества рассчитывается по следующей формуле:

СРС = (ОстН1 + ОстН2) х (КМ + 1)

ОстН1 – остаточная стоимость на 1 число каждого из трех месяцев квартала.

ОстН2 – остаточная стоимость на 1 число месяца, следующего за прошедшим кварталом.

КМ – количество месяцев владения имуществом в квартале.

1 – коэффициент на который увеличивается количество месяцев владения имущество.

Пример расчета средней стоимости

Средняя стоимость имущества:

(1 300 000 + 1 268 744 + 1 237 488 + 1 206 323) / (3м. + 1) = 1 253 139 руб.

Пример расчета авансовых платежей

Среднемесячная стоимость имущества ООО «Ромашка» за 1 квартал 2018 года составила 1 253 139 руб.

Ставка по налогу на имущество – 2,2 % (Закон города Москвы «О налоге на имущество организаций» № 64 от 05.11.2003г.).

Сумма авансового платежа к уплате за 1 квартал 2018 года составит 6 892 руб.:

(1 253 139 х 2,2 %) х 0,25

Пример расчета авансового платежа для имущества с кадастровой стоимостью

Кадастровая стоимость ТЦ, принадлежащего ООО «Ромашка», на 01.01.2018 года составила 12 625 300 руб.

Ставка на налогу – 1,3 % (Закон города Москвы № 64 от 05.11.2003г.).

Сумма налога к уплате за 1 квартал 2018 года составит 41 032 руб.:

(12 625 300 х 1,3%) x 0,25

Пример расчета налога за год по среднегодовой стоимости имущества

Среднегодовая стоимость имущества ООО «Ромашка» 1 112 471 руб.

Ставка по налогу – 2,2%.

За квартал 6 892 руб.

За полугодие 6 376 руб.

За 9 месяцев 5 861 руб.

Сумма налога к уплате за 2018 год составит 5 345 руб.

1 112 471 х 2,2 % – (6 892 + 6 376 + 5 861)

Примечание: в случае если право собственности на то или иное имущество возникло или было прекращено в течение отчетного (налогового) периода расчет сумм авансов и налога по итогам года осуществляется с применением специального коэффициента.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

Количество полных месяцев владения имуществом : Количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде

Примечание: в случае если право собственности на имущество возникло после 15 числа месяца (или прекратилось до 15-го), то месяц берется как полный и наоборот, если право собственности возникло до 15 (или прекратилось после 15-го), то месяц не учитывается при расчете авансов и налога.

Пример расчета налога за год по кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость ТЦ, принадлежащего ООО «Ромашка», на 01.01.2018 года составила 12 625 300 руб.

Ставка на налогу – 1,3 %

За квартал 41 032 руб.

За полугодие 41 032 руб.

За 9 месяцев 41 032 руб.

Сумма налога к уплате за 2018 год составит 41 032 руб.:

12 625 300 х 1,3% – (41 032 + 41 032 + 41 032)

Примечание: налог рассчитывается и уплачивается отдельно по имуществу, расположенному по местонахождению организации, вне места ее расположения, отдельно, по имуществу обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, а также по имуществу, облагаемому иными ставками.

Налог на имущество к уплате

Отчетным периодом по налогу на имущество организаций является квартал, полугодие и девять месяцев.

Примечание: для имущества с кадастровой стоимостью отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

По итогам каждого квартала налогоплательщики самостоятельно рассчитывают и уплачивают авансовые платежи.

Сроки уплаты авансовых платежей и налога по итогам года, устанавливаются законами субъектов РФ. Например, в г. Москве, организации обязаны уплатить авансы в срок не позднее 30 дней с окончания квартала, а налог за год до 30 марта следующего года.

Более подробно о ставках налога, сроках уплаты и льготах по налогу на имущество организаций конкретно в вашем регионе можно узнать, воспользовавшись сервисом ФНС РФ «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Отчетность по налогу на имущество организаций

По итогам каждого квартала организация должна сдать в ИФНС авансовые расчеты в срок не позднее 30 дней с окончания квартала.

Налоговая декларация сдается по итогам года в срок до 30 марта следующего года.

Примечание: расчеты по авансам и налоговая декларация сдаются отдельно по каждому имуществу, расположенному по местонахождению организации, вне места ее расположения, отдельно по имуществу обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс – во все ИФНС на территории которых расположено указанное имущество.

Примечание: налогоплательщики, отнесенные к крупнейщим, сдают декларации по месту своего учета.

Ставка налог на имущество юридических лиц в 2018 году изменения