Профессиональные качества учителя физической культуры

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить каждого учителя методиками изучения своего профессионального имиджа.

Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать. Следует подчеркнуть, что имиджелогия от этого переходит в разряд наук на стыке науки и искусства.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

2. Классификация имиджа

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Нам представляется, что рассмотрение их в некоторой степени будет полезным и при формировании составляющих педагогического имиджа.

Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания – по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Надо ли напоминать, что ваш кабинет – это ваше зеркало, что также основано на психологическом феномене генерализации установки. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваше авто должно быть чуть лучше, чем у большинства людей того же круга; ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства ваших коллег, как и ваша квартира или загородный дом. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Это означает, что лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании людей образовался вопрос: откуда это?

Габитарный имидж – это характеристика человека по его собственной внешности – по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

3. Рекомендации по созданию имиджа на каждый день

  1. Лицо учителя должно быть доброжелательно-заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
  2. Не одевать “маску” равнодушия и строгости на свое лицо. Вести себя надо естественно, движения тела должны быть спокойными, без резких движения, глаза должны “гореть” и “светится”. Ведь эффект первого впечатления – это показ своего образа. То, что ты преподаешь в первую минуту, то и получишь в процессе всего урока.
  3. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.
  4. Одна из главных особенностей имиджа учителя физкультуры – это манера поведения. От того как мы ходим, как следим за мимикой своего лица, как преподнесем свое настроение, зависит взаимопонимании учащихся. А отсюда главная составляющая учителя педагога – довести до ребенка все знания и умения, правильно использую свой имидж.
  5. Уважайте людей. Относитесь к ним так же, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейти говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника.
  6. Будьте смелым и решительным. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
  7. Не бойтесь рисковать. Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом.
  8. Сотрудничайте с людьми. Развивайте у детей желание охотно выполнять Ваши указания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами.
  9. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка при встрече со школьником говорит, что Вы рады ему. Улыбка при входе в класс – что предстоящая совместная работа с учениками приятна Вам. Чаше шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.
  10. Доверяйте школьникам. Опровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. Доказывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассматривайте недостатки его характера, имевшие место дисциплинарные поступки. Старайтесь описывать,а не оценивать его поведение
  11. Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвесьте все “за” и “против” и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков
  12. Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить школьников в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов.
  13. Не завывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллеги, ребенка. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте.
  14. Будьте принципиальным. Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность – это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям.
  15. Не будьте упрямым. Не бойтесь извиниться перед школьником, техническим работником, родителем, если были неправы.
  16. Укрепляйте у школьников веру в себя. Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие хорошие поступки трудного ученика.
  17. Не забывайте о контроле и самоконтроле. При контактах со школьниками не забывайте о самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности – это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата.
  18. Не забывайте о культуре одежды и помещения. Будьте опрятны. Выглаженый костюм, начищенная обувь, чистый носовой платок, галстук говорят об уважении к коллегам и школьникам.
  19. Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела школьников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим Вас, заискивающим ученикам. Ищите мотивы их действий.
  20. Будьте общительным. Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех общения, и общительность можно развивать. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми.
  21. Не ссорьтесь, дискутируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он закончит, вежливо приведите свои аргументы.
  22. Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными школьниками на темы, не имеющие отношения к учебе и дисциплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного школьника, за одинаково плохой – строже взыскивайте с лидеров коллектива, с лучших школьников.
  23. Поддерживайте добрые отношения с окружающими. Лучшее средство, помогающее укрепить желание овладеть общением подолгу и по возможности чаще, выпукло и ярко представлять себе какое удовольствие Вы будете получать, как многого сможете добиться в жизни, легко сходясь с интересными людьми и поддерживая с ними добрые отношения
  24. Благодарите за совет. Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечание или нет.
Смотрите так же:  Приказ об утверждении учебников на 2018-2018 учебный год

Для успешного создания своего имиджа, учитель должен уметь управлять своим психологическим состоянием организма. Релаксация — это снятие эмоционального негатива, освобождение от угнетающих душу человека переживаний, совестливое самоочищение. Психотравматирующие ситуации – спутники нашей жизни. Такие ситуации часто вызывают дистрессовые состояния, которые ведут к патологическим сдвигам в человеческом организме. Практическое значение релаксации — не прикрывать человека зонтиком от всего, что творится на “белом свете” а научить управлять своими эмоциями, жить в ладу со своей совестью. В конечном итоге, посредством релаксационных усилий осуществлятеся отладка сенсорного механизма, который является пусковым механизмов введения в оборот “внутренних ресурсов” человека. Релаксация – этот мощное средство активизации мыслительной деятельности людей, а потому их личностной самореализации.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характетики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества “идеального учителя”, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

“Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен”, — пишет В.М. Шепель.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.

В.А. Кан-Калик отмечал: “Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации”. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Очень остро профессиональный имидж учителя проявляется и открывается на открытом уроке с учащимися другой школы. Когда на тебя сконцентрировано внимание десяток глаз посторонних взрослых и детей. Вот тут по-настоящему и раскрывается твой имидж. После первой минуты начала урока, скованность уходит, ты видишь только детей, которым полностью “отдаешься” весь и без остатка, отдавая знания и получая моральное удовлетворение от того что тебя поняли, схватили “материал”, и у них все получилось.

Вот после этого начинаешь осознавать и понимать, что свой имидж ты преподнес, построил и выдал правильно.

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 2005.
  3. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2004.
  4. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
  5. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  6. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2004, №1.
  9. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2006.

Современные требования к учителю физкультуры

Проведенные нами научные исследования и анализ результатов реализации различных целевых программ по здоровьесбережению школьников и требований ФГОС, возможности большинства школ в оздоровлении учащихся, особенно относящихся к специальной медицинской группе (далее — СМГ), реализуются недостаточно эффективно. Одной из причин этого является, с одной стороны, при формальном наличии фактическое отсутствие уроков физической культуры для этой категории детей, с другой — неготовность учителей физической культуры к работе с учащимися данной группы.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что большинство учителей физической культуры общеобразовательных школ получает образование в педагогических колледжах, несмотря на то что профессиональная подготовка по этой специальности осуществляется и в вузах. Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки учителей физической культуры в педагогическом колледже к работе с учащимися СМГ требует обоснования соответствующих научных подходов к ее содержанию и организации, разработки не только отдельных специальных методик обучения, но и построения теоретической модели профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в условиях педагогического колледжа.

При этом должны быть учтены специфические особенности подготовки учителей физической культуры, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 015041 «Физическая культура», в том числе к такому виду профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей. Анализ содержания данного стандарта показывает, что, несмотря на то что в нем определена такая область профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей, ФГОС СПО не выделяет общие и профессиональные компетенции, необходимые для ее осуществления. Очевидно, что определение таких компетенций и их составляющих (дескрипторов), а также разработка педагогической технологии их освоения студентами является актуальной и необходимой. При этом данную проблему целесообразно рассматривать в контексте формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности как всеобъемлющей проблемы педагогической теории и практики (В.К. Бальсевич [2], К.М. Дурай-Новакова [3], М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [4], Л.И. Лубышева [5], В.А. Сластенин [7] и др.). Необходимость данного подхода объясняется тем, что подготовка к работе с учащимися СМГ затрагивает все стороны профессионального становления студента как будущего специалиста, учителя физической культуры.

Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать теоретическую модель, содержание и педагогическую технологию профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже.

В ходе теоретического исследования мы убедились в необходимости разработки теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ (рис. 1). При разработке данной модели был использован опыт, накопленный учеными в области педагогического моделирования. Так, Л.Ф. Мещерова определяет модель как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования, при этом модель какого-либо объекта может быть или точной копией этого объекта, или отражать некоторые характерные свойства объекта в абстрактной форме [6]. В.Н. Ашихмин утверждает, что модель может рассматриваться как материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [1].

Рис. 1. Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.

Мы предположили, что реализация разработанной нами теоретической модели подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ обеспечит положительную и достоверную динамику уровня готовности учителей физической культуры к данному виду деятельности, если будет апробирована и проверена в условиях реального образовательного процесса.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого бюджетного образовательного учреждения СПО «Алтайский государственный колледж» (КБОУ СПО «АГК»), Государственного бюджетного образовательного учреждения «Спортивно-педагогический колледж» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБОУ СПО «СПК» Москомспорта).

На основе созданной модели было определено содержание экспериментальной деятельности по профессиональной подготовке студентов к работе с учащимися СМГ, которое реализовывалось последовательно в рамках четырех взаимосвязанных между собой этапов: I этап — пилотажный эксперимент, проводимый в целях выявления проблем учителей физической культуры, бывших выпускников педагогического колледжа, по работе с учащимися СМГ; II этап — констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в изучении фактического состояния подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; III этап — формирующий эксперимент, основной целью которого было внедрение разработанной теоретической модели профессиональной подготовки студентов к работе с учащимися СМГ, формирование и реализация содержания и технологии подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; IV этап — контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключается в осуществлении оценки эффективности предложенной теоретической модели.

Пилотажный эксперимент был проведен в 2007-2009 гг. для предварительного исследования состояния и проблем учителей физической культуры, выпускников педагогического колледжа в работе с учащимися СМГ. Мы выяснили, что уровень овладения компетенцией методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ у большинства педагогов следует признать недостаточным. Результаты анкетирования показали, что многие из учителей физической культуры пренебрегают правилами здорового образа жизни, имеют скудные знания о нетрадиционных методах оздоровления и практически не владеют ими. Итоговые результаты тестирования знаний учителей физической культуры в области работы с учащимися СМГ показали, что 8% учителей физической культуры имеют предельный уровень компетентности, 69% учителей физической культуры имеют оптимальный уровень знаний в работе с учащимися СМГ и 23% учителей физической культуры обладают достаточным уровнем знаний в работе с учащимися СМГ. В рамках констатирующего эксперимента была осуществлена первичная диагностика уровня сформированности выделенных нами компонентов готовности студентов к данному виду деятельности. Обобщенные результаты диагностики уровня сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Смотрите так же:  Увольнение по 31 статье что это

Уровень сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися специальной медицинской группы

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989-208 с.

Гурін Р. С Підготовка майбутнього вчителя гуманітарного профілю до застосування нових інформаційних технологій у навчальному процесі загальноосвітньої школи : автореф. дис. на здобуття наук, ступеня канд. пед. наук : 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти». — О, 2004. -21 с.

Єрмаков С. С. Наукові інформаційні аспекти фізкультурної освіти .. Актуальні проблеми фізкультурної освіти : матеріали ІІ електронної наукової конференції (18 травня 2008 р. м. Харків) . Харьк. нац. пед. ун-т. Г. С. Сковороди. — Харків „ОВС», 2006. С. 3 — 6.

Куц О. С., Липчак І. А. Нові технології та моделювання підготовки вчителів фізичної культури .. Молода спортивна наука України: З6. наук. ст.- Львів: ЛДІФК, 2002. — Вип. 6. — Т 2. — С. 539-541.

Хомич Л. О. Система психолого-педагогічної підготовки вчителя початкових класів : автореф. дис. на здобуття наук, ступеня док-pa пед. наук : 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти». — К., 1999.-42 с.

Доклад по физической культуре «Современный учитель физкультуры»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от «Столичного учебного центра» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Современный учитель физкультуры

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии — медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…
11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы — учителя современной школы?
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Современный учитель физкультуры

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.

2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.

3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии — медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.

5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.

6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.

7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.

9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.

10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…

11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы — учителя современной школы?
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Смотрите так же:  Как уплачивается налог усн

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Через правильную поставленную систему физического воспитания в школе можно укрепить здоровье, воспитать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения уровня учебного процесса.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Учитель физической культуры – это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состояние учащихся [5]. Поэтому к учителю физической культуры предъявляются высокие требования. Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром [4]. Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося [3]. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Объектом данной работы является изучение педагогической деятельности учителей в школе.

Предмет изучения — учитель физической культуры в учебно-воспитательном процессе школы.

Цель – выявить особенности педагогической деятельности учителя по физической культуре.

Задачи:

1)Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2)Выявить особенности педагогической деятельности учителя по физической культуре в МКОУ Сокольской СОШ.

3) Анкетирование учащихся.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.

Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся изучения личности учителя физической культуры и физического воспитания.

Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения.

Метод интервьюирования служил средством проверки достоверности выводов, полученных в результате наблюдений и экспериментальных исследований.

Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. В данной работе применялся закрытый тип анкетирования, так как, позволяет получать информацию которую легче интерпретировать и представлять в виде таблицы.

Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические подходы к пониманию личности профессионала и состояния проблемы личности учителя-профессионала.

Разработать модель личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма.

Метод математически обработки данных служил для выведения процентного соотношения, чтобы сравнить показатели анкетирования между классами, выяснить, как дети относятся к уроку и учителю физической культуры.

Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Метод анкетирования использовался для того, чтобы определить отношение учащихся к предмету «физическая культура», занятиям спортом во вне учебное время.

В ходе анкетирования учащихся были определены:

исходный уровень отношения к занятиям спортом и физической культурой среди 6,8,10-х классов;

различное отношение к спортивному образу жизни среди мальчиков и девочек;

проблемы у ряда учеников, связанные с малоподвижным образом жизни, которые в будущем необходимо решить, в том числе и учителю физической культуры.

Основной целью анкетирования было выявление отношения подрастающего поколения – обучающихся средней школы — к занятиям физической культурой и спортом, определение степени мотивации учеников и возможных проблем в преподавании предмета «физическая культура», с целью изучения личности учителя указанного учебного предмета как главного субъекта педагогической деятельности.

Анкетирование проводилось среди обучающихся Сокольской средней школы 6 (23 ученика, из них мальчиков – 12, девочек – 11) класса, 8 (24 ученика, из них мальчиков – 10, девочек — 14) класса и 10 (21 ученик, из них мальчиков – 8, девочек – 13) класса. В анкетировании приняли участие всего 68 человек, из них мальчиков — 30, девочек – 38. Эксперимент проводился в ноябре 2012 года. Анкета состоит из 20 вопросов, на которые ученикам предлагалось определиться с ответом по пятибалльной шкале (от 1 – совсем не согласен, до 5 – согласен полностью). По итогам анкетирования в школе проведен круглый стол с привлечением администрации школы, педагога – психолога, классных руководителей и учителей физической культуры, где были озвучены проблемы и даны рекомендации.

1. Я всегда с нетерпением жду уроков физической культу­ры, потому что они помогают укреплять мое здоровье.

Областной институт повышения квалификации педагогических работников

АДРЕС ИНСТИТУТА

679014, Дальневосточный федеральный округ, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, 53
(посмотреть на карте)

Режим и график работы:

Понедельник — Четверг:
с 9:00 до 17:15
Пятница: 9:00 -17:00
Выходные: Суббота, Воскресенье.

Приемная: тел.: +7(42622)60306

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

«Современные требования к уроку физической культуры в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования»

  • 20.11.2017 20.11.2017 Новости

17 ноября 2017 года реализована программа повышения квалификации учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования по теме «Современные требования к уроку физической культуры в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования» в объеме 36 часов.

По данной программе прошли обучение 29 учителей, педагогов дополнительного образования и преподавателей физического воспитания образовательных организаций области.

Слушатели познакомились с проектом Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, современными требованиями к организации преподавания физической культуры с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, требованиями ФГОС к результатам обучения физической культуре, организацией текущего контроля и промежуточной аттестации, проектно-исследовательской деятельности на уроках, методикой введения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, технологией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, особенностями организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС, дополнительным образованием детей, особенностями работы общеобразовательных организаций по новому Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне», который вступит в силу с 01 января 2018 года.

Из опыта работы Поткина С.А., педагога дополнительного образования МАОУ ДО «ЦДТ», слушатели познакомились с рекомендациями по соблюдению техники безопасности при организации урочной и внеурочной деятельности по разделу программы «Гимнастика с основами акробатики»; Бурлевой О.М., учителя филиала МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск ООШ № 20 п. Лондоко-завод, — с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, организацией релаксации на уроке; Михайличенко Р.М., учителя МКОУ ООШ с. Полевое, — со средствами и инструментами формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры в условиях ФГОС ООО; Рейн С.П., учителя МБОУ СОШ № 10 г. Биробиджана, — с организацией проектно-исследовательской деятельности на уроках физической культуры; Гурина Л.А., педагога дополнительного образования МАОУ ДО «Центр детского творчества», — с компьютерными программами в обучении спортивному ориентированию.

На базе МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с. Валдгейм» учителя провели открытые уроки: Рузанов Н.С. в 8 классе по разделу программы «Баскетбол»; Скубрий Л.А., учитель МКОУ «ООШ с. Желтый Яр», в 6 классе по разделу программы «Гимнастика с основами акробатики»; в МБОУ «СОШ № 11» г. Биробиджана Хроменко В.Г., старший преподаватель ПГУ им. Шолом-Алейхема, провел мастер-класс по самбо в 3 классе по теме «Техника падения. Страховка и самостраховка при падении».

Педагоги получили новую программу и методические рекомендации по обучению школьников разделу самбо на уровне начального, основного и среднего общего образования.

По итогам обучения слушатели сдали зачет по теории и методике преподавания предмета «Физическая культура».

Ленская Н.И.,
старший преподаватель кафедры
общего образования и воспитания ОГАОУ ДПО «ИПКПР»,
руководитель программы

Современные требования к учителю физкультуры