Элементы и содержание договора контрактации

Стороны договора контрактации – продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (например, торговая организация, завод) или государственный орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

Предметом договора догвора контрактации могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники. Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  1. зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  2. в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Цель закупок:

  1. последующая переработка или продажа продукции;
  2. помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Порядок заключения договора контрактации и разрешения разногласий аналогичен договору поставки.

Обязанности продавца — произвести продукцию и передать заготовителю в согласованном количестве и ассортименте, предусмотренном договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить вывоз; принять сельхозпродукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором; оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой); возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции по цене, обусловленной договором.

Особенности ответственности сторон:

  1. производитель и заготовитель – государстенный орган, не исполнившие договор совсем либо исполнившие его ненадлежащим образом, освобождаются от гражданско-правовой ответственности, если докажут свою невиновность;
  2. заготовитель-предприниматель отвечает и при отсутствии вины, его освобождает от гражданско-правовой ответственности лишь наличие непреодолимой силы в процессе исполнения договора.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Гражданское право

Хозяйству предоставляется право по согласованию с контрактантом досрочно сдать продукцию, которая засчитывается в счет количества продукции, подлежащей сдаче по договору в следующем сдаточном периоде.

Количество продукции, не сданной хозяйством в установленные договором периоды (сроки), подлежит сдаче в сроки, согласованные сторонами, и зачету в период ее фактической сдачи, за исключением тех видов продукции, производство которых носит сезонный характер и восполнение несданного количества их невозможно.

Продукция к месту ее сдачи доставляется хозяйством своим или привлеченным транспортом.

Отгружаемая (доставляемая) хозяйством продукция сопровождается документами установленной формы, а при приемке контрактантом продукции непосредственно в хозяйстве составляется приемосдаточный документ установленной формы.

Днем исполнения хозяйством обязательств по договору контрактации считается дата составления приемосдаточного документа при сдаче продукции в хозяйстве или на приемосдаточном пункте заготовителя, а при отгрузке ее получателю — день сдачи продукции органу транспорта.

* См. п. 1 постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен».- СП Российской Федерации. 1992. № 1-2. Ст. 8.

Обязанности контрактанта и их исполнение. К основным обязанностям контрактанта относятся современная приемка или выборка (вывоз) предусмотренной договором контрактации продукции, оплата продукции и возмещение хозяйству транспортных и других расходов, предусмотренных договором.

В случае отказа от приемки предусмотренной договором продукции контрактант обязан заявить об этом хозяйству в письменном виде (отметить в товарно-транспортной накладной, сообщить по телеграфу, телефонограммой и т.д.). Если контрактант уклоняется от письменного заявления об отказе от приемки продукции, факт необоснованного отказа от приемки продукции удостоверяется актом, составленным с участием представителя государственной инспекции по закупкам и качеству продукции (государственной торговой инспекции, государственной хлебной инспекции).

Контрактант обязан оплатить хозяйству доставку сельскохозяйственной продукции за все расстояние от места отправки из хозяйства до места сдачи-приемки по установленным тарифам за фактически отправленную массу продукции, включая тару.

Погрузка продукции на транспортные средства при отправке на заготовительные пункты и разгрузка возвращаемой тары производится силами, средствами и за счет хозяйства, а выгрузка продукции и погрузка тары для отправки в хозяйство в пункте сдачи продукции — силами, средствами и за счет контрактанта,

Расчеты контрактантов с хозяйствами за сданную продукцию осуществляются, как правило, платежными поручениями, или чеками, не позднее пяти календарных дней после приемки продукции, если иное не предусмотрено в инструкциях по вопросам закупок сельскохозяйственной продукции.

Стоимость доставки продукции транспортом хозяйства оплачивается одновременно с оплатой стоимости сданной продукции. Стороны вправе определить в договоре другие формы и порядок расчетов за заготовляемую продукцию, не противоречащие законодательству. Споры по расчетам за принятую от хозяйства продукцию разрешаются арбитражным судом.

Контрактант обязан определить качество и вес закупаемой продукции. Разрешение возникающих при этом споров между хозяйством и контрактантом отнесено к компетенции государственной инспекции по заготовкам и качеству продукции; такие споры арбитражному суду неподведомственны.

Контрактант обязан также помочь хозяйству в организации производства сельскохозяйственной продукции. Виды такой помощи определяются в примерных договорах контрактации отдельных видов продукции (например, продажа хозяйству сортовых семян сахарной свеклы и некоторых других культур, обеспечение шелководческих хозяйств гусеницами тутового шелкопряда и ядохимикатами для борьбы с их болезнями, инструктаж работников хозяйств по технологии обработки табака и махорки и др.).

Понятие, содержание и стороны договора контрактации

Договор контрактации — это разновидность купли-продажи: кто является сторонами такого договора, что продавец обязуется передать по договору

Если обратиться к ст. 535 Гражданского кодекса, понятие самого термина «контрактация» в ней не раскрывается. Расположение статьи в гл. 30 ГК РФ с заголовком «Купля-продажа» дает понять, что контрактация относится к сделкам по купле-продаже.

По смыслу текста статьи становится понятным, что ее целью является регулирование отношений в сфере сельскохозяйственных закупок. Очевидно, что и стороны рассматриваемого договора специфичны. Это:

  1. Продавец-сельхозпроизводитель. Он должен именно производить (выращивать) сельхозпродукцию, а не приобретать и перепродавать ее.
  2. Покупатель-заготовитель, чья коммерческая деятельность подразумевает закупку сельскохозяйственных товаров с целью их переработки и/или реализации.

Соответственно, под договором контрактации подразумевается договор купли-продажи или поставки между специальными субъектами (сельхозпроизводителем и заготовителем) и передачи права собственности на особую продукцию — сельскохозяйственную.

Стоит отметить, что суды могут квалифицировать как контрактацию по иному названный договор, если тому соответствует правовая природа последнего (например, непоименованное соглашение или договор инвестирования, см. постановления 8-го ААС от 17.04.2009 по делу № А46-20218/2008, 11-го ААС от 15.09.2016 по делу № А49-1305/2016).

Кратко о форме, существенных условиях и особенностях договора контрактации

Договор контрактации заключается в простой письменной форме. Его существенные условия вытекают из обязанностей сторон.

Так, ст. 537 ГК РФ накладывает на производителя обязательство по передаче произведенной (выращенной) им продукции в оговоренном количестве и ассортименте. А значит, указанные условия являются обязательными и существенными условиями договора контрактации, без наличия которых он может быть признан незаключенным.

Рекомендуется также прийти к соглашению по вопросам:

  • стоимости;
  • места производства продукции;
  • судьбы отходов.

Передаваемые товары не могут быть предназначены для личного или семейного пользования. Цель их приобретения законодатель определил однозначно: переработка и/или продажа.

Краткость специальных норм о закупках сельхозпродукции ГК РФ компенсирует субсидиарным применением правил о поставке, указанных в § 3 гл. 30 ГК РФ либо в законе «О закупках и поставках сельхозпродукции» от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ч. 2 ст. 535 ГК РФ). При отсутствии регулирования нормами о поставках можно применить и общие правила купли-продажи.

Товары, которые могут быть предметом контрактации

Отличительной чертой контрактации является ее специальный предмет.

Перечень продукции, которая относится именно к сельскохозяйственной, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

Предмет рассматриваемого договора — исключительно товары с собственного подворья производителя (продавца). К таковым относится продукция, которая:

  • непосредственно выращивается (зерновые, огородные, бахчевые культуры и т. п.);
  • производится (мясо, шерсть и кожа, молоко, яйца и т. п.).

Законодатель требует передавать товар заготовителю в неизменном виде. Такие товары, как, например, масло, кисломолочная продукция, сок, мука, являются продуктами уже переработанными, а потому быть предметом договоренностей о контрактации не могут.

Кроме того, предметом может выступать как продукция, уже существующая на момент заключения соглашения, так и та, которой в природе еще нет (например, урожай следующего года).

Защита интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя ГК РФ

Контрактация по сравнению с общими нормами о поставке и купле-продаже демонстрирует протекционизм по отношению к производителю-поставщику.

  • в отличие от общих правил ГК о безвиновной ответственности предпринимателя, сельскохозяйственный товаропроизводитель отвечает за нарушение договора контрактации только при наличии вины;
  • по умолчанию на заготовителя возлагается обязанность вывезти сельхозпродукцию из места ее производства;
  • Указом Президента РФ «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22.09.1993 № 1401 предусмотрены пени в размере 1% за просрочку оплаты полученной продукции заготовителем.

ВАЖНО! Указанные пени могут быть снижены по правилам ст. 333 ГК РФ (постановление ФАС МО от 26.08.2011 по делу № А41-45495/10).

Как видно, договор контрактации выделен с целью защиты интересов производителя в области сельского хозяйства и регулирования специфики производства, когда отходы бывают не менее важны, чем основной продукт, а сделки заключаются зачастую на отсутствующий в настоящем товар.

28.5. Понятие и содержание договора контрактации

С точки зрения общей характеристики гражданско-правового обязательства, вытекающего из данного договора, договор контрактации относится к обязатель­ствам консенсуальным, возмездным, взаимным.

Договор контрактации регулируется § 5 главы 30 ГК (ст. 535—538) и феде­ральными законами от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»[9], от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной коопе­рации»[10], от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»[11], от 11 ию­ня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»4, от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»[12] и др.

Смотрите так же:  Работник сменил фамилию трудовой договор

К отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным этими нормами, применяются правила § 3 главы 30 ГК о договоре поставки (ст. 506—524), а при отсутствии соответствующих норм — общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30). При закупках сельскохозяйственной продукции для государствен­ных нужд применяются правила § 4 главы 30 ГК и специальные федеральные за­коны, например от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельско­хозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»[13]и от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Сторонами договора контрактации являются продавец (производитель сель­скохозяйственной продукции) и заготовитель (контрактант).

В качестве продавца в договоре контрактации может выступать непосредствен­но сельскохозяйственный товаропроизводитель: хозяйственное товарищество и общество, сельскохозяйственный производственный или потребительский коопера­тив и индивидуальный предприниматель (чаще всего глава крестьянского или фермерского хозяйства), а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

В качестве заготовителя в договоре контрактации выступает предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо переработки. В первом случае это лицо, занимающееся профессиональной заготовкой (покуп­кой, закупкой) сельскохозяйственной продукции, во втором — промышленная организация и индивидуальный предприниматель (например, мясоперерабаты­вающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти).

Предметом контрактации являются вещи, определенные родовыми призна­ками, причем в большинстве случаев это вещи ограниченного рода (не вино­град вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы), не предназначенные для личного, семейного или иного подобного использова­ния, это всегда будущий товар, т.е. такой, который подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства после заключения договора. Про­дукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для после­дующей переработки или продажи, а также согласно Федеральному закону «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд» — для хранения в государственном фонде — резерве.

По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляю­щие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйст­венной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фрукто­вые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам по­ставки.

При определении предмета договора контрактации должны быть указаны наименование, количество, ассортимент, качество сельскохозяйственной про­дукции.

Условия договора контрактации о количестве определяются в порядке, преду­смотренном ст. 465 ГК, об ассортименте — ст. 467 ГК. Однако при этом должны учитываться особенности предмета договора. Так, количество сельскохозяйствен­ной продукции различных наименований, подлежащее передаче, может быть оп­ределено не в точных размерах (тоннах и др.), а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и наибольшей, т.е. «от и до», и оговорено, что заготови­тель (покупатель) — контрактант не вправе отказаться от принятия наибольшего количества, а производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре. Такое согласова­ние количества («от и до») не противоречит ст. 465 ГК, допускающей определе­ние количества не только в единицах измерения или в денежной сумме, но и пу­тем согласования порядка его определения[14].

Условие об ассортименте передаваемой сельскохозяйственной продукции яв­ляется для договора контрактации существенным (ст. 537 ГК). Следовательно, если условие об ассортименте в договоре контрактации не определено, договор не считается заключенным. В этом случае производитель не вправе ссылаться на п. 2 ст. 467 ГК и определять ассортимент в одностороннем порядке.

Качество продукции должно соответствовать стандартам, техническим усло­виям, требованиям правил ветеринарного и санитарного надзора, экологической чистоты продукции. Договором контрактации может быть установлено условие о более высоком уровне качества по сравнению со стандартами. Так, при установ­лении условий по качеству в договор могут быть включены вопросы о химиче­ском составе продукции, т.е. о неиспользовании определенных химических доба­вок, ускоряющих выращивание (производство) продукции, но отрицательно влияющих не только на вкусовые качества, но и на полезность и безопасность сельскохозяйственной продукции для потребителя.

Сроки передачи сельскохозяйственной продукции являются существенным ус­ловием договора и предусматриваются в договоре с учетом времени созревания культур, условий производства, переработки и хранения продукции. Поскольку сельскохозяйственная продукция зачастую бывает скоропортящейся, то сдача за­готовителю или приемка ее непосредственно в хозяйстве производителя осущест­вляется по графикам, являющимся неотъемлемой частью договора. Сроки или периоды передачи продукции устанавливаются в договоре в соответствии со ст. 457 ГК.

Цена договора. В § 5 главы 30 ГК, посвященной договору контрактации, не упоминается об обязанности заготовителя оплатить полученную им сельскохо­зяйственную продукцию. Поэтому применительно к общему договору контракта­ции следует руководствоваться диспозитивной нормой ст. 516 ГК о расчетах за поставляемые товары по договору поставки и ст. 458 и 486 ГК о договоре купли- продажи. Таким образом, цена в договоре контрактации не относится (как и для договора купли-продажи) к существенным условиям (ст. 485 ГК). Оплата произ­водится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предоставления аванса[15].

Договор контрактации должен быть заключен в письменной форме, несоблю­дение которой влечет недействительность договора контрактации.

Содержание договора контрактации. Сельскохозяйственному товаропроизво­дителю и заготовителю, закупающему сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо переработки, в соответствии с гражданским зако­нодательством предоставляется возможность приобретать и осуществлять при­надлежащие им гражданские права своей волей (п. 2 ст. 1 ГК) и по своему ус­мотрению (п. 1 ст. 9 ГК), поэтому любой из них имеет право на заключение договора контрактации.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан произвести с соблю­дением определенных технологических, агротехнических и экологических требо­ваний определенную в договоре контрактации сельскохозяйственную продукцию и осуществить ее передачу заготовителю (контрактанту) в определенных догово­ром количестве и ассортименте с соблюдением условий о качестве.

Производитель обязан соблюдать агротехнические требования при выращива­нии сельскохозяйственных культур и все ветеринарные и иные требования при откорме скота и птицы, при производстве молока и т.д.

Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специ­альными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождествен­ны обязанностям покупателя по договору поставки и состоят в оплате закупае­мой продукции и ее приемке. Поскольку в данных правоотношениях слабой сто­роной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя возлагаются дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обя­зан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее на­хождения и обеспечить ее вывоз.

Это правило о выборке товаров заготовителем-покупателем предусмотрено для снижения расходов производителя по исполнению договора контрактации и может быть изменено по соглашению сторон.

Если стороны отступили от общего правила, предусмотренного п. 1 ст. 536 ГК, и предусмотрели обязанность производителя доставить продукцию по месту нахождения заготовителя (или иное указанное им место), последний обязан ее принять. Основаниями отказа от принятия поставленной продукции могут слу­жить ее несоответствие условиям договора либо нарушение производителем усло­вия о сроке передачи продукции.

В договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществ­ляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию произво­дителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п. 3 ст. 536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязатель­ство либо ненадлежащим образом исполнивший его, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК).

В качестве диспозитивной нормы ГК (п. 3 ст. 401) устанавливает, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие не­преодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Однако законом или договором может быть предусмотрено на­ступление ответственности только при наличии вины. Такое основание ответст­венности, т.е. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств только при наличии вины, установлено для производителя сельско­хозяйственной продукции как стороны в договоре контрактации.

Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйст­венной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, ес­ли докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанно­стей по договору.

Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответст­венности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение яви­лось результатом непреодолимой силы.

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора кон­трактации наступает в форме возмещения потерпевшей стороне убытков или уп­латы неустойки.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательств в натуре, если иное не предусмотрено договором контрактации.

Особо регулируются отношения контрактации для государственных нужд. За­купка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд — это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последую­щей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгод­ных договорных условиях (ст. 1 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государствен­ных нужд»). В Российской Федерации существует два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия. Первый уровень — для федеральных государственных нужд (феде­ральный фонд) и второй — для региональных государственных нужд (региональ­ные фонды).

При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приоб­ретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под поставкой — дого­ворные отношения между товаропроизводителями (поставщиками) и покупате­лями (потребителями) готовой для использования сельскохозяйственной продук­ции и продовольствия.

Государственные нужды определяются исходя из потребностей Российской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продо­вольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государст­венных нужд осуществляются для выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных про­грамм, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных ре­зервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для формирования федеральных и региональ­ных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия опреде­ляют на конкурсной основе государственных заказчиков с заключением в после­дующем с победителем конкурса договора о наделении правами государственного заказчика.

Смотрите так же:  Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства рк

В соответствии с договором о наделении правами государственного заказчика государственный заказчик принимает на себя обязательства от своего имени, но по поручению и за счет Российской Федерации (субъекта Федерации) заключить государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции в госу­дарственные продовольственные фонды, а также совершать юридические дейст­вия в связи с их исполнением, а Российская Федерация (субъект Федерации) уп­латить государственному заказчику вознаграждение за выполнение принятых на себя обязательств.

Размещение государственного заказа среди сельскохозяйственных товаропро­изводителей и согласование существенных условий государственного контракта осуществляются государственным заказчиком в пределах объемов, по ценам и в соответствии с существенными условиями, устанавливаемыми исполнительным органом Российской Федерации (субъектом Федерации).

В целях формирования федерального и региональных фондов сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия Правительство Российской Федера­ции и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации опреде­ляют объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года и доводят их до государственных заказчиков.

Исходя из федеральных и региональных потребностей государственные заказ­чики не позже чем за три месяца до начала каждого года доводят до сельскохо­зяйственных товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Правительство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей- поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия по гарантированным ценам. Доведенные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.

Государственный контракт заключается государственным заказчиком от сво­его имени, но в интересах и за счет бюджетных средств Российской Федерации (субъекта РФ), в нем определяются объемы, ассортимент, качество, порядок за­купки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественная ответственность сторон. Обязанной стороной перед това­ропроизводителями по государственному контракту является государственный заказчик.

Заключение договора на закупку сельскохозяйственной продукции для госу­дарственных нужд, как правило, проводится путем проведения открытого кон­курса. Ему предшествует квалификационный отбор товаропроизводителей, в ходе которого дается оценка квалификации и надежности каждого участника. Целью проведения конкурса является не квалификационный отбор поставщиков, а ус­ловия (о количестве закупаемой продукции, ее ассортименте, качестве, ценах,

сроках закупки, порядке расчетов) предлагаемого к заключению договора на за­купку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению сторон, и не может быть расторг­нут в последующем одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и по­ставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для госу­дарственных нужд индексируются с учетом инфляции. При этом Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции расте­ниеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства — выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства (п. 4 ст. 6 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд»).

Расчеты юридических лиц (заготовителей с производителями), находящихся на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы, если иной порядок не предусмотрен в договорах контрактации.

Нарушение обязательств со стороны товаропроизводителя может выражаться в непоставке продукции, просрочке поставки, а также в передаче продукции, не соответствующей условиям договора.

Ответственность государственного заказчика наступает за просрочку аванси­рования закупаемой сельскохозяйственной продукции, несвоевременное приня­тие продукции, несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохо­зяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Законодатель устанавливает достаточно жесткий режим ответственности сто­рон по договору на закупку сельскохозяйственной продукции для государст­венных нужд, предусмотрев в императивных нормах ст. 8 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд» высокие размеры штрафных санкций, следующее: • за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства по­требители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2% суммы несвоевременно оплаченной продук­ции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном по­рядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5% суммы взысканной пени (п. 7 ст. 8). Названные меры имущественной ответственности носят штрафной характер и подлежат взысканию сверх причиненных убытков, кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено государственным контрактом.

Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неис­полнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвы­чайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные об­стоятельства) , которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.

Таким образом, договор на закупку сельскохозяйственной продукции для го­сударственных нужд — это договор, заключаемый в целях формирования госу­дарственных продовольственных фондов на основе заказа государственного за­казчика, по которому сельскохозяйственный товаропроизводитель обязуется про­извести сельскохозяйственную продукцию и передать ее государственному заказ­чику, а государственный заказчик обязуется оплатить поставляемую продукцию, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства — винов­ная сторона возмещает другой стороне убытки и несет иную ответственность.

Договор контрактации. — Ответы. Гражданское Право

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Договор контрактации – договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностью данного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.

Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности: нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы ГК РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях договора купли-продажи

Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют..

Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам:

• специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;

• субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;

• особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;

• на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;

• особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен

отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК);

• законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

ЭЛЕМЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

Стороныпродавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (напр., торговая организация, завод) или гос. орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

Предметом договора могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники.

Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

1) зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);

2) в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

1) последующая переработка или продажа продукции;

2) помещение закупленной продукции на хранение в гос. фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Порядок заключения договора и разрешения разногласий аналогичен договору поставки.

Обязанности продавца – произвести продукцию и передать заготовителю в согласованном количестве и ассортименте, предусмотренном договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить вывоз; принять сельхозпродукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором; оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой); возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции по цене, обусловленной договором.

Особенности ответственности сторон:

1) производитель и заготовитель – гос. орган, не исполнившие договор совсем либо исполнившие его ненадлежащим образом, освобождаются от гражданско-правовой ответственности, если докажут свою невиновность;

2) заготовитель-предприниматель отвечает и при отсутствии вины, его освобождает от гражданско-правовой ответственности лишь наличие непреодолимой силы в процессе исполнения договора.

Смотрите так же:  Исковое заявление об отмене уплаты алиментов образец

Договор контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию заготовителю (контрактанту), осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи, контрактант обязуется принять и оплатить ее. Легально определение договора контрактации дается в статье 478 ГК РК.

Договор контрактации, как и договор поставки, характеризуется тем, что сельскохозяйственная продукция передается контрактанту в основном для осуществления предпринимательской деятельности, соответственно он очень близок по своим характеристикам к договору поставки. В современных условиях производители сельскохозяйственной продукции редко налаживают ее через розничную сеть или самостоятельно ее перерабатывают. Причин этому много. Чрезвычайно возрос уровень специализации субъектов рынка. Сельскохозяйственный производитель может оказаться в незнакомой для него стихии чисто коммерческой деятельности, со своей конъюнктурой, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой. Требуются нала­женные каналы реализации, проведение маркетинговых исследований. При крайне бедственном положении агропромышленного комплекса в целом и отдельных сельских товаропроизводителей это практически невозможно, не хватает средств даже на посев и уборку урожая.

Не секрет, что зная эти проблемы сельчан, различные коммерческие структуры навязывают самые различные виды «сотрудничества», облекаемые в форму кабальных сделок, далеких по содержанию от подлинно предназначенных для регулирования отношений, связанных с распределением выращенной, произведенной сельскохозяйственной продукции договора контрактации. Учитывая, что Республика Казахстан это аграрная страна, роль указанного договора следует признать чрезвычайно важной.

В нем учитывается специфика сельскохозяйственного производства. Производитель сельскохозяйственной продукции имеет сильную зависимость от погодных условий, состояния сельскохозяйственной техники, наличия пестицидов, удобрений, нашествия вредных насекомых и т. д. В этой связи договор контрактации может применяться как гибкий правовой инструмент, позволяющий в условиях бездотационного сельскохозяйственного производства хоть как-то выживать фермеру. Например, договор контрактации может закрепить обязанность контрактанта, предварительно оплатить часть товара, что в свою очередь, поможет фермеру или другому сельхозпроизводителю своевременно решить насущные проблемы. В целом договор контрактации нацелен на усиление правовой защиты продавца (производителя сельхозпродукции), хотя механизм его действия требует совершенствования. В ходе правового развития, в конечном итоге, должны определиться единообразные параметры договорной практики в данной области.

Договор контрактации регулируется непосредственно нормами ст. ст. 478-481 ГК РК. Однако в них отношения по поставке сельскохозяйственной продукции урегулированы лишь в общих чертах. Контрактация, являясь разновидностью договора купли-продажи, безусловно, регулируется всеми нормами общего характера, посвященными купле-продаже, также нормами о поставках. На нее не распространяются некоторые специальные нормы, например, посвященные регулированию отношений розничной купли-продажи. Договор контрактации и договор поставки соотносятся не как частное и общее, они существуют на равных правах. Законодатель, мотивируя потребностями повышения эффективности праворегулирования, ввел норму отсылочного характера (п. 2, ст. 478 ГК РК). В той части, в которой отношения контрактации не урегулированы нормами указанных выше статей, к ним применяются правила о договоре поставки. Однако это ни в коей мере не означает, что контрактация «это слабая тень» договора поставки. Особенности его предмета, особенности циклов производства той или иной сельскохозяйственной продукции, климатических зон, в которых она выращивается, будут обуславливать выраженную специфичность договора контрактации.

В тех случаях, когда сельскохозяйственная продукция закупается для государственных нужд, помимо всех перечисленных норм применяется специальное законодательство о госзакупках. Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, правовое регулирование отношений основано на сложном конклаве норм, детальный анализ соотношения которых представляется делом весьма трудным. Пока нашей задачей является уяснение положений общего плана.

Как и договор купли-продажи, договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным. Он отличается от остальных разновидностей купли-продажи субъектным рядом, безусловно, отличается его предмет, имеются некоторые особенности содержания.

Элементы договора контрактации. Сторонами договора контрактации, продавцом (производителем продукции) и заготовителем продукции (контрактантом), практически во всех случаях выступают предприниматели. В отдельных случаях, посредством уполномоченных органов в отношении контрактации может выступать и государство. Министерства, ведомства, государственные комитеты для удовлетворения внутренних потребностей могут через систему го­сударственных закупок также выступить контрактантами. не может быть контрактантом физическое лицо, не обладающее статусом предпринимателя.

Продавцом также выступает лицо, которые непосредственно производит сельскохозяйственную продукцию. В условиях, когда правоспособность коммерческих юридических лиц носит не специальный, а общий характер, нет необходимости утверждать, что противоречие уставным целям препятствует тому, чтобы юридическое лицо продавало выращенную одним из его структурных подразделений продукцию. Другое дело, если та или иная организация, выращивая и реализуя сельскохозяйственную продукцию, попутно с основной деятельностью, нарушает какие либо специальные запреты, нормативы и т. д. Например, акционерное общество, первоначально ориентированное на выпуск и реализацию высокорентабельной продукции (деятельность с невысокой степенью риска), пытается осуществить эмиссию и размещение акций с целью финансировать сельскохозяйственный проект. Запрет в таком случае может исходить от общего собрания акционеров. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, не могут быть производителями сельскохозяйственной продукции. Ясно, что объективно продавцом скорее всего будут являться сельскохозяйственное предприятие либо крестьянское (фермерское) хозяйство (его глава). В отдельных случаях продавцом может выступать некоммерческое лицо, например, сельский потребительский кооператив, осуществляющий предпринимательскую деятельность ради достижения целей, для которых он был создан (п. 1, ст. 7 Закона Республики Казахстан «О сельской потребительской кооперации» от 21 июля 1999 года). Проведенная приватизация исключила из сферы сельскохозяйственного производства государственные юридические лица, они не могут быть производителями сельскохозяйственной продукции.

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства. Под ней, видимо, следует понимать выращенную, произведенную сельскохозяйственную продукцию как растениеводческую, так и животноводческую, звероводческую, продукцию грибного, рыбного хозяйства и другую, которая подверглась только требуемой договором начальной обработке, без добавления в ее состав каких-либо ингредиентов, которые бы существенно изменили ее качество, назначение и т.д.

Другая особенность предмета договора контрактации то, что его предметом являются вещи, определяемые родовыми признаками, также как и в договоре поставки, в момент исполнения соответствующим образом обособляемые от ссыльной товарной массы для целей договора. Причем эти вещи и в ряде случаев выступают вещами ограниченного рода, поскольку переработчик (контрактант), зачастую заинтересован в покупке определенных сортов сельскохозяйственной продукции, либо продукции, произведенной в определенных местах . Это может диктоваться самыми разными причинами. К примеру, в свое время, компания «Филип Моррис» приняла решение об инвестициях в табачную отрасль республики лишь после того, как было определено, что на землях табачных совхозов Алматинской области можно выращивать вирджинский табак. Естественно, это диктовалось стремлением сохранить престижность произво­димой ей из местного сырья табачной продукции.

Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи, кроме того, она может быть предназначена для государственного резерва.

Договор контрактации в большинстве случаев заключается в отношении «будущих вещей» -сельскохозяйственной продукции, которая должна быть произведена. Наряду с этим, в форму договора контрактации облекаются те сделки, которые заключаются относительно уже выращенной продукции. Это может быть «урожай на корню», собранный или переработанный урожай.

Цена договора купли-продажи является существенным (обязательным) условием договора контрактации, когда стороны оговорили применение к нему Положения о поставках продукции. В ином случае, цена не является существенным условием ни договора поставки, ни договора контрактации.

Сроки исполнения обязательств по договору контрактации имеют определенную зависимость от сферы его применения. В тех случаях, когда предметом контрактации является продукция бахчеводства, овощеводства или зернового хозяйства, эти сроки находятся в зависимости от природных циклов. Но, конечно, это не должно обусловливать жесткую привязанность к ним сроков по договору. Продукция может быть получена по договору в самые различные сроки, однако эти сроки должны оговариваться в договоре непосредственно, поскольку фермеры зачастую не имеют условий для сохранения товара и из существа обязательства может вытекать, что он должен исполняться сторонами в разумные сроки после того, как урожай созрел.

В тех случаях, когда договоры контрактации заключаются в отношении другой сельскохозяйственной продукции, например, поставки куриных яиц, договор может пре­дусматривать периодическое его исполнение, циклы производства здесь не имеют такого уж большого значения.

В целом договорная практика в сфере сельскохозяйственного производства должна быть более привержена к применению деловых обыкновений и обычаев делового оборота, причиной этому является то, что естественные циклы выращивания продукции существенно влияют на цикличность всей деятельности сельхозпроизводителей и субъектов, вступающих с ними в соответствующие отношения.

Форма договора контрактации в большинстве случаев является письменной. Порядок его заключения соответствует порядку заключения договора поставки.

Содержание договора контрактации. Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать обусловленную договором продукцию. Ее качество определяется непосредственно договором. В тех случаях, когда в самом договоре нет условия о ее качестве, она должна соответствовать государственным стандартам, поскольку продукты переработки дойдут в конечном счете до потребителя и вследствие этого должны быть безопасны для его жизни и здоровья. Продукция передается в предусмотренном договоре ассортименте. Наряду с качеством, ассортиментом существенным условием является условие о количестве продукции.

Договор контрактации предоставляет определенные привилегии производителю сельскохозяйственной продукции. Если иное не предусмотрено договором, он ограничивается передачей выращенной продукции в месте ее нахождения. С развитием уровня ведения сельского хозяйства в договорной практике должны сформироваться более определенные требования к тарированию сельскохозяйственной продукции, ее предпродажной подготовке, например, сорти­ровке, обработке специальными средствами, хранению и т.д. Производитель должен информировать контрактанта об оптимальных сроках выработки продукции.

Контрактант обязан оплатить продукцию, порядок исполнения этой его обязанности не отличается от порядка исполнения аналогичной обязанности по договору поставки. Помимо этого на него возлагается обязанность тщательной проверки получаемой продукции, он обязан обеспечить точное определение качества продукции в соответствии со стандартами.

Обязанность вывоза продукции в большинстве случаев (если иное не предусмотрено договором) лежит на самом контрактанте. Редко какой производитель сельхозпродукции в состоянии доставлять выращенную им продукцию. Заготовитель (контрактант) не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

Договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором. Безусловно, в таких случаях применим такой способ прекращения обязательств, как зачет (ст. 370 ГК РК).

Содержание договор контрактации