Закрываем ОП и сообщаем куда следует

Кого, когда и как нужно уведомить о закрытии обособленного подразделения

Руководство организации может закрыть обособленное подразделение по разным причинам, например подорожала аренда склада (офиса) или не пользуется спросом продукция. И как только решение принято, на бухгалтера сваливается куча забот: надо известить госорганы о ликвидации ОП, рассчитаться с работниками подразделения, подать заключительные декларации по налогам и расчеты по страховым взносам, завершить все расчеты с инспекцией и фондами по месту нахождения ОП.

Мы решили подготовить несколько статей на эту тему, и в первой расскажем, как сообщить контролирующим органам о ликвидации ОП.

Какие документы нужны налоговикам

Их два вида: одни нужны для снятия с учета, а другие — для правильного исчисления налога на прибыль (для применяющих общий режим налогообложения).

Документы для регистрационных целей

Документы, которые нужно представить в ИФНС как регистрирующий орган, различаются в зависимости от того, является ли закрываемое подразделение филиалом (представительством) или нет.

Закрываем ОП, не являющееся филиалом или представительством

Закрываем филиал (представительство)

За не вовремя представленное сообщение по форме № С-09-3-2 налоговики могут оштрафовать организацию на 200 руб. п. 1 ст. 126 НК РФ , а ее руководителя — на 300— 500 руб. ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ За непредставление (несвоевременное представление) уведомления по форме № Р13002 могут оштрафовать руководителя на 5000 руб. или вынести ему предупреждени е ч. 3 ст. 14.25, ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ .

Документы для налоговых целей

Для целей правильного исчисления налога на прибыль при закрытии ОП в налоговые органы подаются еще и другие документы. И здесь не имеет никакого значения, что закрывается — филиал (представительство) или обычное ОП. А важно, является ли ликвидируемое ОП ответственным за уплату налога на прибыль в региональный бюджет или нет.

Напомним, что если организация имеет несколько ОП в одном субъекте РФ, то она может уплачивать налог на прибыль в бюджет регион а п. 2 ст. 288 НК РФ :

  • через каждое ОП в отдельности (прибыль распределяется по всем ОП, самостоятельно уплачивающим налог в бюджет субъекта РФ);
  • централизованно через одно ответственное ОП (определяется доля прибыли, приходящаяся на все ОП в регионе, а налог уплачивается через одно подразделение).

Если закрываются все ОП на территории субъекта РФ, то в ИФНС по месту нахождения ответственного ОП надо представить уведомление в произвольной форме, а не по форме № 1 приложение № 3 к Письму ФНС от 30.12.2008 № ШС-6-3/986 .

Срок представления в инспекции всех указанных в схеме уведомлений зависит от того, когда закрыто ОП п. 2 ст. 288, п. 6 ст. 6.1 НК РФ; Письмо ФНС от 30.12.2008 № ШС-6-3/986 :

  • ликвидация ОП произошла в IV квартале (для организаций, у которых отчетными периодами являются I квартал, полугодие, 9 месяцев) или в декабре (для организаций, у которых отчетными периодами являются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года) — до 31 декабря текущего года;
  • ликвидация ОП произошла в каком-либо отчетном периоде — в течение 10 рабочих дней после окончания этого отчетного периода.

За каждое уведомление, представленное позже срока, организации грозит штраф 200 руб. п. 1 ст. 126 НК РФ , а ее руководителю — 300— 500 руб. ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Какие документы отправить фондам

В течение 1 месяца со дня закрытия любого ОП организация должна сообщить об этом ПФР и ФСС, где она состоит на учете, направив письмо в произвольной форм е п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) . Причем неважно, было ли это ОП выделено на отдельный баланс, был ли у него расчетный счет, начисляло ли оно вознаграждения работника м п. 4 ст. 2 Закона № 212-ФЗ ; Письмо Минздравсоцразвития от 09.09.2010 № 2891-19 . Если вы этого не сделаете или сообщите о закрытии ОП позже, то сотрудники каждого фонда могут оштрафовать организацию на 200 руб. ст. 48 Закона № 212-ФЗ , а руководителя — на 300— 500 руб. ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ

Если же закрывается ОП, которое было выделено на отдельный баланс, имело расчетный счет и начисляло вознаграждения работникам, то одним сообщением о закрытии ОП вы не обойдетесь. В ПФР и ФСС по месту нахождения этого ОП надо сняться с учета и представить дополнительные документы.

Сроки, в которые надо представить заявления о снятии с учета этих ОП, ни ПФР, ни ФСС не установили. Логично это сделать в тот же срок, в который подается сообщение, — в течение месяца со дня закрытия ОП.

ПФР снимет организацию с учета по месту нахождения ОП в течение 5 дней со дня представления этих документо в п. 18 Порядка № 296п , а ФСС — в 14-днев ­ный срок со дня подачи документо в п. 2 ч. 2 ст. 2.3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ .

В одном из следующих номеров мы расскажем, как правильно отчитаться перед фондами и ИФНС по уволенным работникам подразделения.

Консультант пульс

всегда в курсе событий

Закрытие обособленного подразделения

Наша организация будет закрывать обособленное подразделение. Какое заявление подать в налоговую ? Надо ли подавать в ПФ РФ и ФСС ? В какие сроки ?

Для закрытия организации необходимо подать в налоговую сообщение по форме ф орме N С-09-3-2 . Сообщение должно быть направлено в течении 3-х рабочих дней со дня выхода приказа о ликвидации ОП.

Смотрите так же:  Минсельхоз приказ 46 от 11022018

В течении 10 рабочих дней налоговая высылает Уведомление о снятии с учета по форме N 1-5-Учет. За не вовремя представленное сообщение по форме N С-09-3-2 налоговики могут оштрафовать организацию на 200 руб., а ее руководителя — на 300 — 500 руб.

В течение 1 месяца со дня закрытия любого ОП организация должна сообщить об этом в ПФР и ФСС, где она состоит на учете, направив письмо в произвольной форме. Причем неважно, было ли это ОП выделено на отдельный баланс, был ли у него расчетный счет, начисляло ли оно вознаграждения работникам. Если вы этого не сделаете или сообщите о закрытии ОП позже, то сотрудники каждого фонда могут оштрафовать организацию на 200 руб., а руководителя — на 300 — 500 руб.

Если же закрывается ОП, которое было выделено на отдельный баланс, имело расчетный счет и начисляло вознаграждения работникам, то одним сообщением о закрытии ОП вы не обойдетесь. В ПФР и ФСС по месту нахождения этого ОП надо сняться с учета и представить дополнительные документы.

Более подробно вопрос закрытия обособленного подразделения освящался в одноименной статье — «Закрытие обособленного подразделения»

Штраф за отсутствие регистрации обособленного подразделения

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Как поступить, если не было своевременно подано заявление о закрытии обособленного подразделения ООО на ЕНВД?

С юридическим лицом, постановкой на учёт в качестве плательщика ЕНВД и обособленным подразделением следует учесть следующее.

Для начала нужно разделить две вещи. Первое — переход на ЕНВД предполагает отдельную постановку на учёт в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. Второе — уведомление об открытии и закрытии обособленных подразделений это отдельная обязанность юридического лица, не связанная с режимами налогообложения.

Первое — ЕНВД. Если юридическое лицо начинает деятельность, переводимую на ЕНВД, то оно обязано встать на учёт в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. После осуществления такой постановки организации присваивается отдельный КПП вида ХХХХ45УУУ, где ХХХХ — код налогового органа, где осуществлена постановка, 45 — код причины постановки на учёт — постановка на учёт в качестве плательщика ЕНВД, а УУУ — порядковый номер постановки на учёт по этой причине. При прекращении деятельности, переводимой на ЕНВД, юридическое лицо снимается с учёта в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. Для этих постановок и снятий установлены сроки пять дней с момента начала или прекращения такой деятельности.

Второе — обособленное подразделение. Обязанность по уведомлению налогового органа об открываемых и закрываемых обособленных подразделениях установлена в пп. 3 и 3.1 п. 2 статьи 23 НК РФ. Срок для этого действия — месяц со дня создания, три дня со дня закрытия. Обособленное подразделение — территориально обособленное подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места.

Исходя из этого, при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, следовало подать заявление о снятии с учёта в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней с момента прекращения деятельности. И отдельно следует сообщить о закрытии обособленного подразделения.

Закрытие обособленного подразделения

Цитата: Вопрос: Организация с нарушением срока (через два месяца) подала в налоговую инспекцию сообщение о закрытии обособленного подразделения. Может ли налоговая инспекция привлечь организацию к административной ответственности?

Ответ: За нарушение срока представления в налоговый орган сообщения о прекращении деятельности через обособленное подразделение возможно привлечение должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства); в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения). Пункт 7 указанной статьи закрепляет, что сообщения, предусмотренные п. п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории Российской Федерации через отделение снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства), иностранной организации налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через это отделение осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения. На основании п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ. В силу ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Таким образом, законодательством о налогах и сборах установлена обязанность организаций предоставлять сведения о закрытии обособленных подразделений в течение трех дней со дня принятия решения. При этом субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, являются должностные лица юридического лица, следовательно, налоговый орган не может привлечь организацию к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ за нарушение срока (через два месяца) представления заявления о закрытии обособленного подразделения.
Е.Д.Носкова Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения 20.05.2013

Смотрите так же:  Договор с бригадой работников

Каковы налоговые последствия подачи сообщения о закрытии обособленных подразделений после 3-х лет после фактического закрытия?

Добрый день.
Прошу объяснить налоговые последствия в следующей ситуации:
ООО на ЕНВД имеет несколько обособленных подразделение. 4 их них фактически закрыты (договора аренды расторгнуты и акта передачи помещения подписаны) но не сняты с налогового учета.
Если сейчас подать сообщение о закрытии к ООО применят штраф в размере 200 рублей, наложат штраф на директора в размере 500 рублей. И самое главное могут потребовать сдать отчеты и до начислить ЕНВД за все предыдущие квартала до момента подачи заявления или до момента расторжения договора аренды?
Как правильно поступить- подавать сообщения или не обращать на них внимания так же как и предыдущие 3 года?

Спасибо всем, заранее.

Цитата (Дедека): Добрый день.
Прошу объяснить налоговые последствия в следующей ситуации:
ООО на ЕНВД имеет несколько обособленных подразделение. 4 их них фактически закрыты (договора аренды расторгнуты и акта передачи помещения подписаны) но не сняты с налогового учета.
Если сейчас подать сообщение о закрытии к ООО применят штраф в размере 200 рублей, наложат штраф на директора в размере 500 рублей. И самое главное могут потребовать сдать отчеты и до начислить ЕНВД за все предыдущие квартала до момента подачи заявления или до момента расторжения договора аренды?
Как правильно поступить- подавать сообщения или не обращать на них внимания так же как и предыдущие 3 года?

Спасибо всем, заранее.

Ситуация не совсем ясна.

Организация стояла на учете в качестве плательщика ЕНВД по местонахождению рассматриваемых обособленных подразделений (ОП)?
Если стояла, то при подаче заявления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД по местонахождению данных ОП придется доплатить ЕНВД за весь период до даты снятия с учета, пени, штрафы и подать декларации (Письмо Минфина России от 24.10.2014 N 03-11-09/53916; п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157). Отбиться от всего этого можно в суде (например, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 N А12-15103/2014), но без гарантии успешного завершения процесса.

Ответственность за несвоевременное сообщение о прекращении деятельности

Вопрос-ответ по теме

ООО на УСН было открыто обособленное подразделение, деятельность данным подразделением не ведется уже год, рабочих мест нет. Какие санкции могут применить ИФНС если сейчас подать сообщение о закрытии? И как нам лучше сделать, чтобы избежать санкций?

Ответственность за несвоевременное сообщение о прекращении деятельности через обособленное подразделение предусмотрена ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. Рекомендация: Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством

Чтобы закрыть (ликвидировать) обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:

  • принять и оформить решение о закрытии обособленного подразделения;
  • подготовить подразделение к закрытию и расформировать штат сотрудников подразделения;
  • уведомить налоговую инспекцию;
  • уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.*

Как уведомить налоговую инспекцию о закрытии простого обособленного подразделения

О том, что юридическое лицо прекращает работать через простое обособленное подразделение, необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это имеет смысл сделать в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест, оборудованных в подразделении.*

Закон устанавливает, что сообщение о закрытии простого обособленного подразделения нужно представить в инспекцию «в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации» через подразделение (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Смотрите так же:  Нулевая налоговая декларация за 2018

Приведенное положение сформулировано довольно расплывчато и требует надлежащего толкования. Важно разобраться в следующих вопросах:

  • что законодатель понимает под термином «прекращение деятельности через подразделение»;
  • как исчисляется трехдневный срок.*

Прекращение деятельности через обособленное подразделение

Закон устанавливает, что основанием для уведомления инспекции о закрытии обособленного подразделения является не принятие решения о ликвидации такого подразделения (как в случаях закрытия филиала или представительства), а факт прекращения работы через подразделение.

Считается, что юридическое лицо действует через обособленное подразделение, если выполняются два условия (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):

1. Подразделение территориально обособлено от организации, то есть расположено по адресу, отличному от юридического адреса компании.

2. В подразделении оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

Следовательно, организация прекратит вести деятельность через подразделение тогда, когда хотя бы одно из указанных условий выполняться не будет. Например, когда будет расторгнут договор аренды помещения, в котором расположен офис, или когда все сотрудники офиса будут уволены (переведены на другую работу).*

Предпочтителен второй вариант, то есть ликвидация стационарных рабочих мест. Во-первых, именно факт наличия либо отсутствия таких рабочих мест имеет определяющее значение при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения простого обособленного подразделения (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Во-вторых, во избежание трудовых споров имеет смысл сначала решить кадровый вопрос, а уже затем прекращать отношения с арендодателем. К тому же бывают ситуации, когда организация, имеющая простое обособленное подразделение, не арендует недвижимость под офис, а владеет недвижимым имуществом на праве собственности либо ведет деятельность по месту нахождения движимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347). В таких ситуациях деятельность через подразделение будет считаться прекращенной только в одном случае – при ликвидации стационарных рабочих мест.

Порядок исчисления срока

По общему правилу (т. е. если нормы НК РФ прямо не предусматривают иное) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.

Организации имеет смысл сообщить о прекращении деятельности через простое обособленное подразделение в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.

На практике это выглядит следующим образом. Сначала руководитель подразделения (иное уполномоченное лицо) проводит комплекс мероприятий, связанных с закрытием подразделения. Затем (или одновременно с проведением мероприятий) работодатель расформировывает штат сотрудников подразделения. Как правило, в последнюю очередь увольняют либо переводят (перемещают) на другую работу руководителя подразделения. В течение трех рабочих дней с момента расторжения (изменения) трудового договора с руководителем генеральный директор организации (иное уполномоченное лицо) представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.

В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимает организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).

Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов

Юридическое лицо, закрывшее простое обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).

Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):

  • Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и его территориальные органы.

Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о закрытии обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня прекращения деятельности через это подразделение. При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о закрытии обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату фактического прекращения деятельности через подразделение и дату уведомления об этом налоговой инспекции, а также наименование и место нахождения подразделения.*

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях

«Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.*

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей».

Штраф за не закрытие обособленного подразделения