Оглавление:

Лишение прав за разворот на перекрестке по малому радиусу: новые правила

Как правильно совершать разворот на перекрестке без выезда на встречную полосу?

Значительное количество изменений в Правила дорожного движения и Кодекс об Административных правонарушениях в ноябре 2010 выявило спорный момент. Проблема сложилась с разворотом на перекрестке с разделительной полосой. За разворот по малому радиусу теперь грозит лишение прав.

После появления разъяснения ДОБДД РФ опубликованное в Российской газете (в ноябре 2010 года), а так же после вступления изменений в КоАП РФ, участились случаи массового составления протоколов за разворот на перекрестке с несколькими пересечениями проезжих частей по (кратчайшему) малому радиусу. В протоколах об административном правонарушении указывают, что водитель при развороте совершил выезд на встречную полосу при развороте и нарушил п. 8.6 ПДД, ответственность лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч. 4 ст.12.15 КоАП РФ

Изображен разворот на перекрестке по кратчайшей траектории. Согласно разъяснениям Российской газеты а так же ДОБДД РФ такой маневр разворота необходимо квалифицировать по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ (лишение прав от 4 до 6 месяцев).

В сложившейся ситуации, сейчас каждый инспектор ГИБДД трактует выезд на встречную при развороте по своему усмотрению. Уже известны случаи, когда инспектора составляют протоколы по ч.4 ст.12.15 за разворот на перекрестке, где вообще отсутствует разметка.

На первый взгляд ситуация кажется просто абсурдной, давайте разберемся более подробно:

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Перекресток же, согласно п.1.2 ПДД РФ является пересечением дорог, каждая из которых по определению имеет одну или несколько проезжих частей. Каждая проезжая часть, соответственно, имеет одну или несколько полос для движения.

  • П. 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Данный пункт правил является указывающим, каким образом должен осуществляться поворот, про разворот на перекрестке ничего не говорится.

  • п.8.11 ПДД, разворот запрещен: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м. в местах остановок маршрутных транспортных средств, а также при наличии дорожного знака 3.19 «Разворот запрещен».

Иных запретов для разворота транспортных средств ПДД не содержат.
Получается, что никакого прямого указания в правилах дорожного движения как совершать разворот на перекрестке не содержится, при таких обстоятельствах мы считаем, что вменять водителям встречу при развороте нельзя.

Почему за разворот по малому радиусу возможно лишение прав?

По мнению законодателей, выезд на встречную при развороте происходит при первом повороте налево, транспортное средство выезжает с одного пересечения проезжих частей и оказывается на встречной полосе.

выезд с пересечения проезжих частей обозначен красным цветом

Инспектора ГИБДД стараются убедить водителей, что разворот — это два левых поворота.

Мы считаем что в рамках одного перекрестка можно выполнить либо маневр поворот либо маневр разворот, а лишать водителей прав за непонятные аналогии нельзя.

В данной ситуации перед тем как совершать разворот на перекрестке по кратчайшему радиусу советуем каждому водителю подумать, сможете ли Вы доказать инспектору ГИБДД, а далее судье, что разворот – не два левых поворота?

Если на вас составили протокол за выезд на встречную при развороте по малому радиусу позвоните нам (812) 715-00-26 и запишитесь на консультацию

Список перекрестков в Санкт-Петербурге на которых уже составляют протоколы за «разворот по кратчайшей траектории»

  • Перекресток Измайловского пр. — Троицкий пр., место нарушения Измайловский проспект д. 9
  • Перекресток Замшина и Бестужевской
  • Перекресток Богатырского и Стародеревенской
  • Перекрёсток Оптиков и Шуваловского
  • Светлановский пр. — пр. Просвещения
  • Перекресток Кубинская – Дунайский пр.
  • Перекресток Дунайский — Пулковское ш.
  • Перекресток пр.Шаумяна — Заневский пр.
  • Пр. Сизова — Парашютная ул. при развороте по Сизова.

Читайте другие, полезные статьи:

Как развернуться на лишение прав

Излюбленная ловушка ГИБДД в действии

Разворот, за который вменяют лишение прав — одна из тех ситуаций, которые проще избежать, чем отстаивать потом свою правоту. Несмотря на многолетние дебаты о так называемом «развороте по малому радиусу», и признании его допустимым многими экспертами, ГИБДД и суды нередко наказывают водителей по всей строгости.

Как развернуться безопасно

Разворот — маневр сам по себе коварный. У автомобилей есть поворотник, но нет «разворотника», поэтому зачастую стоящие позади вас водители не могут понять, хотите ли вы развернуться или повернуть налево. Поэтому, когда вы разворачиваетесь по широкой траектории, нет-нет да и найдется человек, который захочет опередить вас слева, полагая, что вы тоже поворачиваете.

Зачастую для разворота удобнее так называемый «малый радиус», когда вы не объезжаете центр перекрестка, а поворачиваете сразу после выезда на него. Это и короче, и в некотором смысле безопаснее.

Если обе пересекаемые дороги не имеют разделительной полосы, то правила не оговаривают траекторию движения в пределах пересечения, поэтому разворот по малому радиусу не возбраняется. Однако ситуация меняется, если вы разворачиваетесь на дороге, имеющей разделительную полосу.

Фактор разделительной полосы

И начинается казуистика. Наличие разделительной полосы, которая подступает вплотную к пересечению проезжих частей, фактически, дробит перекресток на два пересечения. Да, так бывает: перекресток один, а пересечения два или, например, четыре.

В промежутках между пересечениями появляются зоны шириной с разделительную полосу, на которых есть четкое направление движения. И в этом случае при развороте по малому радиусу вы некоторое время (иногда крайне незначительное) движетесь по встречной полосе. Проще говоря, в апексе разворота ваш автомобиль смотрит в лоб машинам, которые стоят на пересекаемой проезжей части.

И вот эту часть маневра сотрудники ГИБДД и суды нередко трактуют, как незаконный выезд на полосу встречного движения.

Тонкости разворота «по малому»

Есть две однозначные ситуации, которые трактуются всеми одинаково. Первая — это когда разделительная полоса не доходит до пересечения проезжих частей, образуя промежуток, достаточный для разворота. Если в данном месте нет пешеходного перехода, то разворот без выезда на пересечение разрешен. Более того, чаще всего разделительную специально «оттягивают» от перекрестка, чтобы обеспечить место для разворота, или делают в ней разрыв, обозначенный соответствующими знаками.

Вторая однозначная ситуация — когда на перекрестке есть сплошная линия разметки. В этом случае разворот по малому радиусу будет трактоваться как однозначная езда по встречной полосе там, где это запрещено разметкой. Поэтому на таких перекрестках при развороте необходимо огибать фрагмент сплошной линии по широкой траектории.

Неоднозначный разворот

А если сплошной линии нет или ее не видно? В этом случае мнения экспертов расходятся, и трактовок такого маневра несколько. Например, одно время его пытались представить как два следующих друг за другом поворота налево, в результате которых на выезде с пересечения проезжих частей вы оказываетесь на встречной полосе (запрещено п. 8.6.). При развороте на дорогах с четырьмя и более полосами одно время вменяли нарушение п. 9.2., который, правда, в нынешней формулировке запрещает на таких дорогах выезд на встречную полосу лишь для обгона и объезда. Наконец, некоторые инспекторы пытаются обосновать, что разворот по малому радиусу противоречит п. 1.4 ПДД, который устанавливает правостороннее движение на территории России, хотя подобная трактовка подвергается критике многими автоюристами.

Как бы ни было, разворот по малому радиусу — это как минимум повод для споров с сотрудниками ГИБДД, и мы со своей стороны рекомендуем по возможности избегать такого маневра на дорогах с разделительной полосой. Особенно если разделительная широкая, ведь в этом случае вы некоторое время в самом деле будете ехать «против шерсти». И если, например, вы не успеете завершить маневр, а поперечный поток, в нарушение правил, поторопится стартануть, ситуация может стать патовой.

Как доказать правоту

Часто ситуация искушает развернуться «по малому». Скажем, разделительная полоса может иметь незначительную ширину, а порой она выполнена не в виде барьера или газона, а лишь горизонтальной разметки, что делает ее плохо видимой в снегопад. Кроме того, инспекторы ГИБДД нередко проявляют излишнюю ретивость, и тормозят даже тех водителей, кто развернулся до пересечения проезжих частей (при этом они иногда нарушают запрет разворачиваться на пешеходных переходах, но на встречку все же не выезжают).

Наказание по ч.4 ст. 12.15 КоАП (незаконный выезд на встречку) — это штраф 5000 рублей или лишение прав на 4−6 месяцев, а за повторное нарушение — лишение прав без альтернатив. Определяет наказание суд, поэтому, если инспектор непреклонен, вашей задачей является собрать максимум доказательств в свою пользу и отразить позицию в протоколе. Например, если вы развернулись до перекрестка, то указывайте, что не выезжали на пересечение проезжих частей, подкрепляя свои доводы фотографиями и схемой перекрестка, из которых видно, что подобный маневр возможен. Привлекайте на свою сторону свидетелей, подчеркивайте, что не создали аварийной ситуации и помех другим участникам движения, если разметка отсутствует или плохо видима — делайте соответствующие фото.

Смотрите так же:  Фмс по россии госпошлина

Но все же лучше взять за правило на дорогах с разделительной полосой разворачиваться с объездом центра перекрестка, убеждаясь при этом, что никто не норовит опередить вас слева.

Необязательно делать лишние траты при покупке машины через банк

3 серьезные ошибки при покупке подержанного автомобиля

Штраф или лишение за: обгон, разворот, поворот, пересечение двойной сплошной?

Каждому будущему автомобилисту ещё во время обучения в автошколе разъясняют Правила дорожного движения. И одним из основных требований, которое, по идее, должно быть намертво вбито в сознание каждого водителя является следующее: «Двойную сплошную пересекать нельзя». Однако что конкретно грозит тому, кто всё-таки нарушит это правило?

○ Наказание и штраф за пересечение двойной сплошной.

Прежде всего нужно отметить: законодательство само по себе устанавливает штраф не за пересечение одинарной или двойной сплошной линии, а за выезд на встречную полосу там, где это запрещено, занятие запрещённого места на проезжей части и другие подобного рода право нарушения. Соответственно самостоятельного наказания за то, что водитель переехал через двойную сплошную нет: неважно, какую сплошную линию пересёк автомобилист – двойную или одинарную – наказание во многих случаях будет одинаковым.

Сама же по себе двойная сплошная, в соответствии за с п. 1.3 ПДД и ГОСТ Р 51256-99 разграничивает встречные потоки движения. Пересечение её в абсолютном большинстве случаев совершенно недопустимо.

Виновного ждёт как довольно солидный штраф (до 5 тысяч рублей), так и возможное лишение прав.

А теперь посмотрим, в каких случаях может применяться наказание.

Разворачиваться через двойную сплошную нельзя. Виновного в этом случае ждёт штраф в соответствии с ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Она указывает, что при повороте придётся заплатить государству от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Однако, к счастью, нарушителя здесь не ждёт лишение прав – за такое нарушение КоАП такого наказания просто не предусматривает. Поэтому если при таком развороте вас задержал инспектор ГИББД и угрожает именно тем, что отберут права – смело можно на такого рода угрозы не реагировать.

Обгон через двойную сплошную линию тоже наказуем – однако здесь наказание будет более суровым. При обгоне происходит выезд на встречную полосу движения – и ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает здесь два вида наказания:

  • Штраф в сумме 5 тысяч рублей.
  • Лишение прав на срок не менее 4 и не более 6 месяцев.

Какой конкретно вид административного наказания будет применён, зависит от конкретных обстоятельств дела и условий, при которых было совершено правонарушение.

Надо отметить, что обгон не допускается даже в ситуации, когда впереди движется исключительно тихоходное транспортное средство. Но даже если то, что находится впереди, тащится со скоростью примерно в 5 км/ч, это не даёт водителю права обгонять, пересекая двойную сплошную.

Кодекс предусматривает наказание для водителя тихоходного автомобиля или иного транспорта, который не уступает дорогу тем, кто пытается его обогнать – но наказание это не даёт водителю права нарушать ПДД.

Кроме того, выезд при обгоне на встречную полосу может происходить и без объезда препятствия в лице тихоходного транспортного средства. Сам по себе выезд на встречную через двойную сплошную наказывается, согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, либо штрафом в 5 тысяч рублей, либо лишением прав от 4 до 6 месяцев.

Если же в первый раз удалось отделаться штрафом – нарушать второй раз категорически не стоит.

Повторное наказание в этом случае составит уже год без прав. Если же повезёт, и нарушение заметит не человек-инспектор, а камера – то удастся отделаться лишь штрафом в 5 тысяч рублей.

Поворот через двойную сплошную разметочную линию карается так же, как и поворот налево. Здесь должна применяться ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Как уже было сказано, виновного в этом случае ждёт только штраф в размере, составляющем от тысячи до полутора тысяч рублей.

Объезд препятствия, имеющегося на дороге, должен проводится с соблюдением ПДД. Поскольку пересечение двойной сплошной запрещено, в этом случае водитель должен попытаться обогнуть возникшее препятствие справа – что обычно не практикуется.

Но даже в том случае, когда объехать справа нет возможности, пересекать двойную сплошную всё равно нельзя. Единственным исключением является ситуация, когда объезд был совершён в ситуации, когда иного выхода не было (например, чтобы избежать наезда на пешехода или столкновения). В этом случае есть возможность на основании ст. 2.7 КоАП РФ избежать наказания в связи с тем, что правонарушение было совершено в состоянии крайней необходимости.

○ Камеры фиксации.

С 2008 года для того, чтобы фиксировать нарушения ПДД (в том числе и проезд через двойную сплошную) используются технические средства – в том числе и фото- и видеокамеры.

Действующие нормативы требуют, чтобы камеры отвечали следующим условиям:

  • Они были сертифицированы, прошли поверку и калибровку. Если нет документов о поверке конкретной камеры, её использование не допускается, и доказательства, полученные с её помощью, не могут быть использованы при вынесении постановления по административному делу. Первоначально инспекторы ГИБДД пытались использовать бытовые видеокамеры, но сейчас это абсолютно недопустимо: применяться могут только специализированные комплексы для видео- и фотосъёмки, прошедшие процедуру утверждения.
  • Они должны фиксировать не только факт правонарушения, но и модель транспортного средства, а главное – номера машины. Без этого нет возможности доказать, что правонарушение совершил конкретный водитель.

Сейчас для того, чтобы фиксировать пересечение двойной сплошной, используются два типа камер:

  1. Мобильные устройства, монтируемые на патрульные автомобили ГИБДД, либо устанавливаемые вручную на трассе и управляемые из ближайшего поста ГИБДД.
  2. Стационарные, крепящиеся на столбы, стойки виадуков и другие высотные объекты, находящиеся вдоль улицы или автострады.

В настоящий момент на вооружении у служб, следящих за порядком на дороге, состоит множество разнообразных типов камер. Они различаются условиями применения (к примеру, комплекс «Арена» может работать в тёмное время суток, в то время как «Рапира» обычно ночью, в туман и во время дождя даёт недостоверные результаты), возможностями (современные комплексы, к примеру, имеют функцию съёмки в ИК-диапазоне), качеством снимков и другими техническими деталями. Однако какая бы камера не использовалась, обычно сам факт её применения означает, что она прошла технический допуск, поверку и лицензирование.

○ Где и как можно пересекать двойную сплошную?

Тем не менее, есть ситуации, когда пересечение двойной сплошной не является правонарушением. Об одном из них мы уже упомянули: если нужно избежать наезда или столкновения, выезд на встречную допустим – и уж во всяком случае является смягчающим обстоятельством.

Однако этим перечень обстоятельств не исчерпывается. Пересечение также допускается в следующих ситуациях:

  • Когда знаки (пусть даже временные) разрешают обгон или разворот. Согласно ПДД знаки имеют преимущество перед нанесённой на дорожное полотно разметкой – и водитель должен руководствоваться в первую очередь ими.
  • Когда обгон начался на участке дороги, где была прерывистая линия – а завершиться должен уже там, где нанесена двойная сплошная. В этом случае главным является требование ПДД о том, что после обгона водитель должен в любом случае вернуться на свою полосу движения. Соответственно в этой ситуации наказания быть не должно (что на практике не совсем так).

○ Возможно ли смягчение наказания или штрафа.

Что делать водителю, которого привлекают к ответственности за нарушение ПДД, касающегося двойной сплошной? Конкретные действия зависят от того, в какой именно ситуации произошло нарушение, однако есть несколько общих советов:

  1. Решив обжаловать штраф, необходимо настаивать на плохой видимости разметки. Подтверждать свои слова можно с помощью показаний свидетелей, фото- и видеосъёмки (в том числе и с видеорегистратора автомобиля), а также других доказательств. Если разметка окажется не соответствующей ГОСТ Р 51256-2011, вполне можно добиться отмены штрафа или лишения прав.
  2. Примите меры против возможной фальсификации доказательств. Для этого, если вас остановил инспектор, зафиксируйте время и место составления протокола. Наилучший вариант здесь – это самому сделать снимок таким образом, чтобы в кадр попали ваш автомобиль, автомобиль инспектора ГИБДД и участок дорожной разметки, где якобы произошло нарушение.
  3. Не пропускайте срок. Закон даёт 10 дней с момента вынесения постановления на то, чтобы обжаловать его вышестоящему начальнику ГИБДД, либо в суд. Закон в ряде случаев допускает возможность восстановления – но проще соблюсти срок изначально.
  4. Если в ходе судебного обжалования судья или вторая сторона предлагает согласиться и принять меньшее наказание (не лишение прав, а штраф) – соглашаться не стоит. Если признать себя виновным, то обжаловать потом решение, каким бы оно ни стало, уже не выйдет.

Ну а главное – не надо нарушать правила. И тогда не потребуется платить штраф или обжаловать его в суде.

Почему нельзя пересекать двойную сплошную? Разбираем с Юрием Красновым.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение?

Разворот через сплошную

Раздел 9 ПДД регламентирует сразу несколькими пунктами, в какой ситуации нам запрещено совершать манёвр поворота налево и оказываться на «встречке». Проблема заключается в том, что сразу две статьи Административного кодекса предусматривают санкции за это: одна за движение во встречном направлении (лишение прав), а вторая — за пересечение сплошной (в том числе двойной). Но как быть, если мы совершаем разворот и поворот через сплошную — какой штраф или лишение прав на какой срок за это могут быть предусмотрены на 2018 год? Ответ на этот вопрос не так прост, но мы разберёмся.

Смотрите так же:  Требования кредиторов общества

К слову, в ПДД есть отличие между одинарной и двойной сплошной — это разные виды разметки. В любом случае размер привлечения к ответственности за пересечение как одинарной, так и двойной сплошной, одинаковое, вопреки расхожему мнению.

Разворот или поворот налево через сплошную — штраф или лишение?

Итак, часть 4-я статьи 12.15 КоАП предусматривает солидное денежное взыскание по ставке 5 000 рублей или лишение права управления на период от 4 до 6 месяцев за движение по встречке в нарушение нормативно-правового акта ПДД. В то же время часть 2-я статьи 12.16 КоАП предписывает владельцу права управления штраф от 1 000 до 1 500 рублей за разворот и поворот налево через запретную сплошную или двойную сплошную разметку или вопреки дорожным знакам.

Какую санкцию применят в случае, если совершается поворот налево или разворот, ведь в данном случае присутствуют составы сразу обоих правонарушений?! На самом деле, всё не так сложно, и для понимания правильного наказания следует немного углубиться в логику ПДД, лежащую на поверхности.

Лишение прав за выезд на встречную полосу назначают чаще всего при выполнении обгона или опережения пробки по встречке. А вот за разворот или манёвр поворота налево применяется именно статья 12.16. Почему? Всё очень просто!

Во время поворота налево или разворота встречная полоса для Вас уже не является встречной, Вы её просто пересекаете, совершая манёвр. А при развороте она и вовсе становится попутной.

Данную логику подтверждает тот факт, что если было бы иначе, то при совершении манёвров поворота налево на перекрёстках, Вы бы тоже оказывались на встречной полосе.

Судебная практика по рассмотрениям дел о лишении за поворот налево или разворот

Но ещё больший вес для подтверждения имеет, конечно же судебная практика по переквалификации части 4 статьи 12.15 в часть 2 статьи 12.16. Такая практика практически повсеместна, и можно смело указать, что около 90% судебных решений выносятся в пользу статьи 12.16, предусматривающей штраф. Тем не менее, всё, конечно же, зависит от конкретных обстоятельств.

Итак, судебная практика по таким решениям основывается на той же логике о том, что часть 4 статьи 12.15, предусматривающая лишение прав, назначается именно за движение по встречной полосе, а не за пересечение сплошной при повороте и развороте:

При таких обстоятельствах, учитывая, что Чучвага А.А. при повороте налево по встречной полосе не следовал, а лишь пересёк её и дорожную разметку 1.1, в его действиях отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, которой установлена ответственность за выезд в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, однако в его действиях усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.16 КоАП РФ, которой установлена ответственность за поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

Из показаний инспектора полка ДПС ГИБДД УВД по муниципальному образованию «город Екатеринбург» И. данных им мировому судье следует, что автомобиль под управлением Маркина М.В. начал разворот, пересекая сплошную линию разметки. Согласно имеющейся схеме не усматривается, что Марков М.В. на автомобиле двигался по полосе встречного движения.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу, что совокупность приведенных доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях Маркина М.В.. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.12.15 Кодекса.

В действиях последнего усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.16 Кодекса, то есть несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги.

Таким образом, по закону за поворот налево или разворот через двойную и одинарную сплошную в 2018 году предусматривает наказание, квалифицируемое по ч.2 ст. 12.16 КоАП — штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.

Проблема лишь в том, что далеко не все сотрудники ГИБДД считают также и упорно навязывают лишенческую статью за такие манёвры. Более того, даже некоторые камеры автофиксации нарушений отправляют штраф в размере 5 000 рублей (лишение прав по камере по закону не положено) за них.

Однако, районные судьи, как правило, однозначны в своём отношении к такому нарушению, как поворот налево или разворот через двойную сплошную — штраф за это назначается по 12.16 в размере 1 000-1 500 рублей.

Можно ли вообще отменить штраф за поворот и разворот через сплошную?

Ответ на этот вопрос — да. И есть даже две «уважительные причины» для отмены штрафа.

Малозначительность

Одной из таких является малозначительность правонарушения, предусмотренная статьёй 2.9 КоАП. Суть её заключается в том, что судья или сотрудник ГИБДД, рассматривающие дело, могут отменить наказание по соответствующей такому нарушению статье, а вынести Вам лишь устное замечание.

Плохая новость заключается в том, что по малозначительности наказание отменяют в очень редких случаях, а состав и событие нарушения не должны иметь следующих отягчающих обстоятельств (ст. 4.3 КоАП):

  • продолжение нарушение, несмотря на требования прекратить его,
  • повторное нарушение разворота или поворота налево через сплошную (в течение года после уплаты штрафа за первое),
  • совершение нарушения на фоне стихийных бедствий или ЧП.

Соответственно, должно присутствовать максимальное количество смягчающих обстоятельств (ст. 4.2 КоАП):

  • раскаяние нарушителя,
  • «явка с повинной»,
  • помощь в определении обстоятельств нарушения,
  • отсутствие вредных последствий,
  • нарушение в состоянии сильного волнения или же при тяжёлых обстоятельствах,
  • возраст нарушителя до 18 лет,
  • если нарушитель — беременная женщина или имеющая малолетних детей.

Но даже если у Вас будут присутствовать все эти смягчающие обстоятельства, а отягчающие — отсутствовать, всё равно ожидать отмены постановления по повороту налево или развороту через сплошную не стоит, так как оно применяется в 2018 году далеко не всегда.

Штраф или лишение за: обгон, разворот, поворот, пересечение двойной сплошной?

Каждому будущему автомобилисту ещё во время обучения в автошколе разъясняют Правила дорожного движения. И одним из основных требований, которое, по идее, должно быть намертво вбито в сознание каждого водителя является следующее: «Двойную сплошную пересекать нельзя». Однако что конкретно грозит тому, кто всё-таки нарушит это правило?

○ Наказание и штраф за пересечение двойной сплошной.

Прежде всего нужно отметить: законодательство само по себе устанавливает штраф не за пересечение одинарной или двойной сплошной линии, а за выезд на встречную полосу там, где это запрещено, занятие запрещённого места на проезжей части и другие подобного рода право нарушения. Соответственно самостоятельного наказания за то, что водитель переехал через двойную сплошную нет: неважно, какую сплошную линию пересёк автомобилист – двойную или одинарную – наказание во многих случаях будет одинаковым.

Сама же по себе двойная сплошная, в соответствии за с п. 1.3 ПДД и ГОСТ Р 51256-99 разграничивает встречные потоки движения. Пересечение её в абсолютном большинстве случаев совершенно недопустимо.

Виновного ждёт как довольно солидный штраф (до 5 тысяч рублей), так и возможное лишение прав.

А теперь посмотрим, в каких случаях может применяться наказание.

Разворачиваться через двойную сплошную нельзя. Виновного в этом случае ждёт штраф в соответствии с ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Она указывает, что при повороте придётся заплатить государству от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Однако, к счастью, нарушителя здесь не ждёт лишение прав – за такое нарушение КоАП такого наказания просто не предусматривает. Поэтому если при таком развороте вас задержал инспектор ГИББД и угрожает именно тем, что отберут права – смело можно на такого рода угрозы не реагировать.

Обгон через двойную сплошную линию тоже наказуем – однако здесь наказание будет более суровым. При обгоне происходит выезд на встречную полосу движения – и ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает здесь два вида наказания:

  • Штраф в сумме 5 тысяч рублей.
  • Лишение прав на срок не менее 4 и не более 6 месяцев.

Какой конкретно вид административного наказания будет применён, зависит от конкретных обстоятельств дела и условий, при которых было совершено правонарушение.

Надо отметить, что обгон не допускается даже в ситуации, когда впереди движется исключительно тихоходное транспортное средство. Но даже если то, что находится впереди, тащится со скоростью примерно в 5 км/ч, это не даёт водителю права обгонять, пересекая двойную сплошную.

Кодекс предусматривает наказание для водителя тихоходного автомобиля или иного транспорта, который не уступает дорогу тем, кто пытается его обогнать – но наказание это не даёт водителю права нарушать ПДД.

Кроме того, выезд при обгоне на встречную полосу может происходить и без объезда препятствия в лице тихоходного транспортного средства. Сам по себе выезд на встречную через двойную сплошную наказывается, согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, либо штрафом в 5 тысяч рублей, либо лишением прав от 4 до 6 месяцев.

Если же в первый раз удалось отделаться штрафом – нарушать второй раз категорически не стоит.

Повторное наказание в этом случае составит уже год без прав. Если же повезёт, и нарушение заметит не человек-инспектор, а камера – то удастся отделаться лишь штрафом в 5 тысяч рублей.

Поворот через двойную сплошную разметочную линию карается так же, как и поворот налево. Здесь должна применяться ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Как уже было сказано, виновного в этом случае ждёт только штраф в размере, составляющем от тысячи до полутора тысяч рублей.

Смотрите так же:  Страховка калькулятор в красноярске

Объезд препятствия, имеющегося на дороге, должен проводится с соблюдением ПДД. Поскольку пересечение двойной сплошной запрещено, в этом случае водитель должен попытаться обогнуть возникшее препятствие справа – что обычно не практикуется.

Но даже в том случае, когда объехать справа нет возможности, пересекать двойную сплошную всё равно нельзя. Единственным исключением является ситуация, когда объезд был совершён в ситуации, когда иного выхода не было (например, чтобы избежать наезда на пешехода или столкновения). В этом случае есть возможность на основании ст. 2.7 КоАП РФ избежать наказания в связи с тем, что правонарушение было совершено в состоянии крайней необходимости.

○ Камеры фиксации.

С 2008 года для того, чтобы фиксировать нарушения ПДД (в том числе и проезд через двойную сплошную) используются технические средства – в том числе и фото- и видеокамеры.

Действующие нормативы требуют, чтобы камеры отвечали следующим условиям:

  • Они были сертифицированы, прошли поверку и калибровку. Если нет документов о поверке конкретной камеры, её использование не допускается, и доказательства, полученные с её помощью, не могут быть использованы при вынесении постановления по административному делу. Первоначально инспекторы ГИБДД пытались использовать бытовые видеокамеры, но сейчас это абсолютно недопустимо: применяться могут только специализированные комплексы для видео- и фотосъёмки, прошедшие процедуру утверждения.
  • Они должны фиксировать не только факт правонарушения, но и модель транспортного средства, а главное – номера машины. Без этого нет возможности доказать, что правонарушение совершил конкретный водитель.

Сейчас для того, чтобы фиксировать пересечение двойной сплошной, используются два типа камер:

  1. Мобильные устройства, монтируемые на патрульные автомобили ГИБДД, либо устанавливаемые вручную на трассе и управляемые из ближайшего поста ГИБДД.
  2. Стационарные, крепящиеся на столбы, стойки виадуков и другие высотные объекты, находящиеся вдоль улицы или автострады.

В настоящий момент на вооружении у служб, следящих за порядком на дороге, состоит множество разнообразных типов камер. Они различаются условиями применения (к примеру, комплекс «Арена» может работать в тёмное время суток, в то время как «Рапира» обычно ночью, в туман и во время дождя даёт недостоверные результаты), возможностями (современные комплексы, к примеру, имеют функцию съёмки в ИК-диапазоне), качеством снимков и другими техническими деталями. Однако какая бы камера не использовалась, обычно сам факт её применения означает, что она прошла технический допуск, поверку и лицензирование.

○ Где и как можно пересекать двойную сплошную?

Тем не менее, есть ситуации, когда пересечение двойной сплошной не является правонарушением. Об одном из них мы уже упомянули: если нужно избежать наезда или столкновения, выезд на встречную допустим – и уж во всяком случае является смягчающим обстоятельством.

Однако этим перечень обстоятельств не исчерпывается. Пересечение также допускается в следующих ситуациях:

  • Когда знаки (пусть даже временные) разрешают обгон или разворот. Согласно ПДД знаки имеют преимущество перед нанесённой на дорожное полотно разметкой – и водитель должен руководствоваться в первую очередь ими.
  • Когда обгон начался на участке дороги, где была прерывистая линия – а завершиться должен уже там, где нанесена двойная сплошная. В этом случае главным является требование ПДД о том, что после обгона водитель должен в любом случае вернуться на свою полосу движения. Соответственно в этой ситуации наказания быть не должно (что на практике не совсем так).

○ Возможно ли смягчение наказания или штрафа.

Что делать водителю, которого привлекают к ответственности за нарушение ПДД, касающегося двойной сплошной? Конкретные действия зависят от того, в какой именно ситуации произошло нарушение, однако есть несколько общих советов:

  1. Решив обжаловать штраф, необходимо настаивать на плохой видимости разметки. Подтверждать свои слова можно с помощью показаний свидетелей, фото- и видеосъёмки (в том числе и с видеорегистратора автомобиля), а также других доказательств. Если разметка окажется не соответствующей ГОСТ Р 51256-2011, вполне можно добиться отмены штрафа или лишения прав.
  2. Примите меры против возможной фальсификации доказательств. Для этого, если вас остановил инспектор, зафиксируйте время и место составления протокола. Наилучший вариант здесь – это самому сделать снимок таким образом, чтобы в кадр попали ваш автомобиль, автомобиль инспектора ГИБДД и участок дорожной разметки, где якобы произошло нарушение.
  3. Не пропускайте срок. Закон даёт 10 дней с момента вынесения постановления на то, чтобы обжаловать его вышестоящему начальнику ГИБДД, либо в суд. Закон в ряде случаев допускает возможность восстановления – но проще соблюсти срок изначально.
  4. Если в ходе судебного обжалования судья или вторая сторона предлагает согласиться и принять меньшее наказание (не лишение прав, а штраф) – соглашаться не стоит. Если признать себя виновным, то обжаловать потом решение, каким бы оно ни стало, уже не выйдет.

Ну а главное – не надо нарушать правила. И тогда не потребуется платить штраф или обжаловать его в суде.

Почему нельзя пересекать двойную сплошную? Разбираем с Юрием Красновым.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Лишение прав за выезд на встречку при развороте

разворот на перекрестке, разворот по кратчайшей траектории, разворот по малому радиусу
выезд на встречную полосу, части 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 года № 175-ФЗ)

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Разъяснения Департамента ОБДД МВД России в редакции от марта 2012 года.

см. также — http://www.rg.ru/2010/11/19/pravila.html, или «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5341 (262) от 19 ноября 2010 г.

Возьми с собой в дорогу
Полное собрание разъяснений ГИБДД — специально для «РГ» об изменениях в Правилах и новых штрафах

«Российская газета» — Федеральный выпуск № 5341 (262) от 19.11.2010г.

Разворот по неписаным правилам
Госавтоинспекция специально для «РГ» дала разъяснения по спорным маневрам на перекрестке

«Российская газета» — Столичный выпуск № 4917 (93)
26.05.2009, 07:00

Опасный поворот
Не надо преувеличивать тяжесть наказания за некоторые маневры на дорогах

«Российская газета» — Неделя № 4641
17.04.2008, 02:00

При выполнении разворота на перекрестке следует учитывать требования дорожных знаков и дорожной разметки, предусмотренных для регулирования движения на перекрестке и на пересечении проезжих частей.

В частности, если Вы совершили разворот на перекрестке по кратчайшей траектории («малому радиусу»), разворот на пересечении проезжих частей при наличии бульвара или широкой центральной разделительной полосы, напротив которых на пересекаемой проезжей части дороги нанесены дорожные разметки 1.1 или 1.3 (рис. 2, рис. 3 и рис. 5 — фактически на рисунках изображены два перекрестка, что подтверждается дорожной разметкой и дорожными знаками регулирования движения на перекрестках), разделяющие встречные потоки транспортных средств проезжей части участка дороги, на которую Вы выезжаете для разворота, Вас привлекут к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Действия водителя квалифицируются как выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, и движение по полосе встречного движения, аналогично тому, как представлено на рис. 9 и рис. 10.

Разворот на перекрестке при указанных выше обстоятельствах должен совершаться в соответствии с рис. 3.

При отсутствии запрещающих дорожных знаков и дорожной разметки по обстоятельствам, изложенным выше, административная ответственность не предусмотрена (рис. 1, 4, 6, 7, 8), так как Правилами дорожного движения маневр разворота по кратчайшей траектории («малому радиусу») не запрещен. Маневр разворота по кратчайшей траектории («малому радиусу») приведен на рис. 1 (ближняя к автомобилю траектория движения), 6 (ближняя к автомобилю траектория движения), 7 (ближняя к автомобилю траектория движения) и 8.

Существенным заблуждением при осуществлении защиты по соответствующим административным делам является тот факт, что при этом не уделяется должного внимания и зачастую не рассматриваются правила расположения транспортных средств на проезжей части дороги, и защитники зачастую ограничиваются лишь доводами по правилам разворота, намеренно «забывая» и игнорируя необходимость опровержения именно факта нарушения Правил дорожного движения при осуществлении водителем маневра разворота на перекрестке при выезде и движении по полосе, предназначенной для встречного движения. Отдельные «горе защитники-правозащитники» смешивают понятия поворот и разворот, утверждая, что «разворот не имеет никакого отношения к повороту, и наоборот«, пытаясь на собственной необразованности «слепить» защиту в суде.

Вместе с тем, проявив некоторую смекалку и правильно организовав защиту, Вы можете попытаться убедить судью, что имел место состав правонарушения не предусмотренный ч. 4 ст. 12.15 КоАП, а изложенный в ч. 2 ст. 12.16 КоАП, а именно поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками (пример — постановление Дмитриева от 21 ноября 2011 года № 4а-2262/11) или разметкой проезжей части дороги, или состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.16 КоАП, а именно несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 статьи 12.16 КоАП и другими статьями главы 12 КоАП.

Разворот лишение прав