Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Смотрите так же:  Smm услуги договор

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Развод по требованию жены

В каких случаях женщина может требовать развод?

Как выйти из затруднительной ситуации для представителей ханафитского мазхаба в том случае, когда между супругами нет согласия и с инициативой о расторжении брака выступает супруга, а муж не желает развода?

Хазрати имам Мухаммад в книге «Китабуль-асар» пишет: «В том случае, когда на муже лежит очень большая вина и потому его жена требует развода, при этом муж категорически против этого, кадий обязан оформить развод и это будет означать безвозвратный талак».

Кроме того в книге «Хидайя» в главе, посвященной вопросу об импотенции читаем: «В случае, когда супруга настаивает на разводе, а муж отказывается дать его, кадий может выступить в качестве представителя мужчины и узаконить развод. Потому как по Корану надлежит жить супругам в мире и согласии и разводиться по-доброму и кадий вправе предотвратить предполагаемое насилие. Данный развод будет означать безвозвратный талак». В данном случае речь идет об импотенции, но вопрос можно рассматривать и по шире, ведь не секрет не во всех семьях царят мир и согласие, однако, несмотря на это каждый развод должен совершаться по-доброму.

Суть исламского Шариата и его превосходство в справедливости, стремлении сеять добро и взаимопонимание между людьми и предотвращать несправедливость и зло. Шариат наставляет супругов, состоящих в никахе-браке, жить в мире и согласии. В 19 аяте суры «ан-Ниса» Священного Корана говорится «Живите с вашими женами достойно». В 231 аяте суры «аль-Бакара» сказано: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного». Приведенные здесь аяты являются доказательством к разрешению обсуждаемого вопроса.

Более того в Благородном Коране указан выход из ситуации когда между супругами нет согласия и трудно установить кто из них повинен. В 35 аяте суры «ан-Ниса» читаем: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то…» Иными словами, в данном аяте говорится о том, что необходимо поручить двум ответственным лицам-судьям как с той, так и с другой стороны сделать все возможное, чтобы уладить отношения между супругами. Когда же выяснится, что достигнуть согласия невозможно, необходимо попытаться установить на чьей стороне вина. В том случае, когда вина лежит на муже, то развод объявляет судья, предложенный с его стороны.

И данный развод будет иметь безвозвратную основу, а вопросы махра и материального обеспечения разведенной будут возложены на мужа и это будет считаться ваджибом для него. Когда будет установлено, что вина лежит на жене, то соответственно развод будет объявлять судья, предложенный с ее стороны. Данный развод будет называться как «хульг» или развод с мужем из расчета суммы махра, полученного во время бракосочетания. Причем, сумма этого «хульга» будет ваджибом для данной женщины. Достижение согласия между двумя сторонами и улаживание конфликта между бывшими супругами и их развод совершается в соответствии с хукмами упомянутых выше аятов.

«Согласие, достижение мира и покоя» суть понятия характерные аятам и сурам Священной Книги, а «развод» — обратная сторона этих понятий и он является вердиктом судьи, выносящим данное решение. Потому что в основе его деяния стоит задача объявить хукм, чтобы покончить с конфликтом, противостоянием между противоборствующими сторонами. Ведь в этом и состоит обязанность судьи.

Выработка хукма на основе приведенных выше благородных аятов не противоречит ханафитскому мазхабу и является истинным признаком данного мазхаба. Ведь и сам хазрати имам Абу Ханифа любил повторять: «Суры Священного Корана, хадисы, а также высказывания сахаба ставьте превыше, чем мои слова».

Развод по требованию жены

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Хотелось бы напомнить, что жена не должна спешить с разводом, а должна предпринять все меры для сохранения брака, и для этого можно обратиться к знающим, праведным людям, к которым прислушается ее муж. Они призовут его не чинить ей вред, не ущемлять ее права, которыми ее наделил Всевышний, сказав (смысловой перевод): «Обращайтесь с вашими женами достойно» (4:19).

Из этого благородного аята вытекает, что жена имеет право на хорошее обращение, право на не причинение ей страданий, на обходительность в общении с ней. Если эти права попираются мужем, то он не выполняет возложенную на него обязанность и является ослушником Аллаха и Его посланника, ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Поистине у вас есть права по отношению к вашим жёнам, но они также имеют права по отношению к вам. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощницы» Муслим №1218, Абу Дауд №1905, «Маджма’ аз-Зауаид» 3/269.

Муж должен помнить, что основа брака это любовь и милосердие, успокоение и удовольствие от общения и близости, как сказал об этом Всевышний Аллах (смысловой перевод): «Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).

Муж должен понять, что женщины не могут достичь полного совершенства во всём, поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Обходитесь с женщинами достойно, ведь женщина была создана из кривого ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь, так оно и останется кривым, поэтому обходитесь с женщинами достойно». аль-Бухари №3331, Муслим №1468.

Возможно, что жена может небрежно выполнять свои семейные обязанности или сделать что-либо ненавистное мужу, но он должен терпеть это в целях сохранения семейной жизни. Если муж видит в своей жене какие-либо недостатки, то он должен видеть и её достойные качества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». Муслим №1469.

Муж должен достойно и дружелюбно относиться к жене, ласкать и любить её. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». Хадис достоверный см. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №284.

Если увещевания не помогают, и муж все также притесняет, обижает, и чинит несправедливость в отношении жены, то она может потребовать у него развод. Ибо плохое отношение к ней и ущемление ее прав являются веской причиной, по которой ей дозволенно требовать развод. Нельзя требовать развода, без причины, как об этом сказано в хадисе: «Любая женщина, попросившая развод у мужа без причины, не ощутит благоухания Рая!» Абу Дауд 2226. Имам Альбани в «Сахих Абу Дауд» подтвердил достоверность хадиса.

Право требовать развод в выше упомянутом случае оговорено в Коране, в следующем аяте (смысловой перевод): «И если вы опасаетесь, что они (муж и жена) не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229).

То есть, в случае если жена опасается, что не сможет должным образом повиноваться Аллаху во взаимоотношениях с мужем, по причине неприязни к нему, или отвращения к внешнему виду своего мужа, или его нравственному облику, или его беспечному отношению к религиозным предписаниям, то как сказали ученые комментаторы Корана, этот аят свидетельствует о законности развода по требованию жены (хуль’), если сложившиеся обстоятельства носят такой характер. В этом случае жена выплачивает мужу материальную компенсацию или возвращает ему брачный дар (махр). См. «Тафсир ас-Са’ади» 1/102.

Также данное право оговорено и в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а именно в истории передаваемой ибн ’Аббасом (мир ему и благословение Аллаха), что однажды жена Сабита бин Кайса пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: «О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не выношу его [в другой версии передается, что она сказала: однако мне ненавистно неверие в Исламе!] 1 » Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад? 2 » Она сказала: «Да». Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Сабиту: «Прими от неё свой сад и дай ей развод! 3 » аль-Бухари №5273, №5275.

Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) в комментариях к этому хадису, сказал: «Требовать развод у мужа является дозволенным и в случае когда жене неприятна совместная жизнь с мужем, даже если сам муж не испытывает той же неприязни, и не видел с ее стороны ничего, чтобы могло послужить причиной для развода» См. «Фатх аль-Бари» 9/312-313.

Смотрите так же:  Адвокат повинен бути

Заключение:
Плохое отношение к жене и всяческое ущемление ее прав, которыми ее наделил Всевышний, сказав (смысловой перевод): «Обращайтесь с вашими женами достойно» (4:19), а также чувство неприязни к мужу и бессилие далее жить с ним. Все это является уважительной причиной для требования развода.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
Прошу Всевышнего наладить отношения всех семейных пар, и даровать им терпение и выдержку!

_______________________________________________________________________________________
1 — То есть она испытывала неприязнь к мужу и не желала продолжать жить с ним притворяясь, так как опасалась, что неприязнь к нему, может подтолкнуть ее на поступок, который приведет ее к неверию.

Также смысл этих слов может быть в том, что она опасалась, что сильная неприязнь к мужу, может заставить ее притворно проявить неверие, для того чтобы расторгнуть брак с ним. См. «Фатх аль-Бари» 9/311.

2 — Имеетя в виду сад, который подарил ей муж, в качестве брачного дара.

3 — Некоторые ученые исходя из этого хадиса, сказали, что жена возвращает махр, только если требует развода без вины со стороны мужа, а если вина мужа очевидна, например плохое отношение, притеснение и т.п., то она не возвращает ему махр, и шариатский судья расторгает брак по инициативе жены.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, разъясняя причины, когда женщина может просить развод, сказал : «Если женщине ненавистен нрав мужа: его суровость, вспыльчивость, горячность, быстрый гнев, порицание за малейшее дело и упрёк за малейший недостаток, то она может просить развод (аль-хулуг) .

Во-вторых. Если ей неприятен его внешний вид: у него есть какой-либо недостаток, или уродливость, или изъян в органах чувств, то она может просить развод (аль-хулуг) .

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

О правилах развода (с женой) в Исламе.

111 записей предложить новость

Уберите слово «развод» из вашей речи.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

То, что будет написано далее, касается женского пола. Показать полностью…

Есть некоторые сестры, которые при чуть ли не каждой соре с мужем говорят: ну тогда дай мне развод!

Некоторые из них это произносят в порыве эмоций, когда они становятся как безумные, этих еще можно оправдать сумасшедший во время сумасшествия не понимает, что он делает!

Есть те, кто в своем разуме, но произносят это чтобы задеть мужа, типа они в нем не нуждаются и не видят проблем, если он разведет их, при этом они не хотят развода, а пытаются такими действиями как то подействовать на мужа.

Я вам весьма порочная и никчемная тактика вами выбрана, поверьте мне этим вы лишь усугубляете положение.

Более того иногда получается так что муж воспринимает эти слова в серьез и дает им развод, а потом они сидят и плачу, а что плачешь ты же сама спровоцировала мужа на эти слова?

Ведь бывает так что у мужа бывают проблемы на работе, или еще где или с кем-то поссорился, он приходит домой и там ищет душевное спокойствия а в доме его жена тоже начинает пилить этого нет того нет, ты это обязан мне ты то обязан мне. Все это накапливается в голове у мужа, и в этот момент жена ему говорит: «ну тогда дай мне развод», и он на эмоциях уже говорит ну и получай тогда: ты разведена!

В итоге ни муж ни жена не хотели развода, но получился развод, а если бы они сели на трезвую голову все обсудили и взвесили то возможно бы развода не было.

Поэтому я советую сестрам вообще это слово забыть и выкинуть его из своего лексикона, это не шутки, если тебе действительно дорог твой брак, то не надо при каждой соре требовать развод, я понимаю, во время эмоций вы становитесь безумны. Однако если вам действительно дорог ваш брак, то поверьте мне требовать у мужа развода чтобы как то повлиять на него это не выход из положение и не является причиной для сохранения брака, а наоборот является прямым путем для разрушения брака.

Когда ты говоришь, дай мне развод, ты как бы говоришь мне наш брак не так и важен поэтому дай мне развод. Если задуматься то именно этот смысл заключается в слове «дай мне развод».

И это хорошо, если муж понимает что жена не хочет развода а просто хочет уколоть мужа в порыве ссоры, или ищет другие цели говоря эти слова по мимо самого развода. Однако что если ваш муж не далеко понимающий? А что если ваш муж так же эмоциональный, и так же в порыве ссоры скажет вам, ну раз хочешь развода, то и получи его!

Это самое печальное, что браки мусульман разрушаются по тем причинам, которые можно было урегулировать на трезвую здравую голову.

Поэтому я советую и сестрам и братьям исключить слово развод из вашего лексикона и из ваших мыслей. Развод это не шутка, и решение о нем принимают на трезвую голову, обдумав все за и против, приложив усилия для исправления тех причин, которые толкают к разводу, так поступает мусульманин согласно шариату Аллаха.

Развестись вы всегда успеете, но вот дороги назад после третьего развода не будет.

Поэтому я говорю сестрам, если вы в действительности не хотите развода, то не надо проводить эксперименты над мужем, требуя у него развод, имея при этом другие цели. Типа проверяя его любовь к вам и т.д. и т.п. Это все может плачевно кончиться для вас обоих и произойдет то о чем вы оба пожалеете но будет уже очень поздно.

Все благо в следовании шариату Аллаха, но проблема в том что многие следуют своим страстям, но в итоге сами потом жалеют.

В вопросе сохранения брака надо свою гордость засунуть куда по глубже и делать причины для сохранения брака если между мужем и женой еще есть любовь и симпатия.

Смотрите так же:  Можно ли вернуть затирку для плитки

Особенно это касается тех пар у которых есть дети, ведь детям трудно жить без отца или матери в семье, обычно в таких семьях в итоге дети получаются хулиганами и дурными людьми, потому что нет всестороннего контроля родителей за такими детьми.

В таких случаях просьба жены о разводе у мужа, в то время как она этого не хочет, выглядит настолько эгоистично и мерзко, ставить под удар свой брак, и будущее своих детей, это сравнимо с гулянием по лезвию ножа.

Надеюсь то, что я написал, поможет некоторым сестрам задуматься над своим поведением и сохранит хоть один брак.

Просто печально, когда разрушаются те браки, которые могли быть сохранены, но разрушены по высокомерной глупости жены.

Я тут ни чуть не оправдываю братьев, однако моя статья направлена именно в адрес сестер которые провоцируют своих мужей дать им развод, но при этом сами не желают развода. Это просто возмутительная глупость заигрывать с такими вещами как развод, надеясь добиться каких-то своих целей, да даже если ваши цели благие, путь для их реализации вы выбрали дурной!

Еще раз поймите решение о разводе должно приниматься на здравую голову, ведь не просто так шариат Аллаха запретил давать развод во время менструации, и после очищения когда был уже половой акт, все это Всевышний Аллах установил для того чтобы развод не давали на скорую руку.

Тот кто боится Аллаха не спешит с разводом, например муж и жена поссорились и мужа в порыве эмоций пришла идея о разводе, шайтан приукрасил ему это дело, пообещав ему что то, но муж боится Аллаха и вспоминает что у жены сейчас женские дни, а шариат Аллаха запрещает давать развод в это время, и он удерживается от развода. А потом его эмоции проходят и женские дни у жены проходят, а он уже передумал давать развод, и восхваляет Аллаха, что последовал шариату Аллаха и не дал развод!

Ну разве этот шариат Аллаха не прекрасен? Прекрасен, однако, многие не следуют ему, а следуют своим страстям. Поэтому все благо в следованию шариату Аллаха, во всех вопросах. Спешка же от шайтана. Так не следуйте по пути шайтана, трезво оценивайте ситуацию. Да бывают иногда ситуации когда лучшим выходом из положения является развод, если бы такого не было то шариат Аллаха вообще бы не узаконил развод, а раз шариат Аллаха узаконил это, значит шариат Аллаха признает что бывают ситуации когда реально развод самый лучший выход из положения.

Однако многие разводы в наше время происходят на эмоциях из-за гордыни и прочих никчемных причин и вопросов, которые можно было бы решить если бы супруги пошли на встречу друг другу, и опережали друг друга в вопросе урегулирования проблемы в браке, а ни ждали что супруг сделает первым шаг, а они это не позволят потому что им гордость не позволяет.

Наущения /уасуаса/ и способы избавления от них

Вопрос: Если у меня начались наущения, и я не отвечу своей жене, когда она говорит со мной, из-за наущения или из-за того, что я считаю, что она причина наущений, то является ли это разводом? Показать полностью… Когда я говорю с ней в гневе и с нетерпимостью, то считается ли это разводом?

Ответ:
Хвала Аллаху.

Отсутствие ответа жене не считается разводом, как не считается таковыми и гневный, непримиримый тон в разговоре с ней.

Сколько бы Вы не думали о разводе и размышляли об этом про себя, и даже если Вы вознамерились и твердо решили дать жене развод, он не состоится, пока Вы не скажете слова о разводе. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах простил моей общине наущения и те мысли, которые рождаются в их сознании, если они не станут воплощать их в поступках или в словах» [Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 6664; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 127].

Таким образом, как говорят ученые, если мужчина думает о разводе, то развод не считается состоявшимся, пока он не произнесет слова развода.

И более этого, развод человека, которого очень часто посещают наущения, который страдает от постоянных сомнений, как считают некоторые ученые, в случае отсутствия намерения развести не будет действительным, даже если он скажет его.

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Развод человека, страдающего от наущений, не считается состоявшимся, даже если он произнес слова о разводе, но при этом он не намеревался действительно дать развод. Потому что человек, страдающий от наущений, может говорить слова непреднамеренно и без действительного желания (их произнести). Его разум затуманен, а он находится под принуждением этой подавляющей силы, которой он может мало противостоять.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет развода в состоянии закрытости» (состояние, при котором у человека «закрыты двери» понимания и осознания происходящего – прим. пер.). Поэтому, его развод считается действительным только в случае, когда он в спокойном состоянии, и действительно желает развестись. А в случае, когда человек не имеет самостоятельности, не имеет намерения (дать развод), развод не считается состоявшимся».
[Источник: Фатауа аль-исламийа. Т. 3. С. 277].

Мы советуем Вам не обращать внимания на наущения, избегать их, действовать противоположно тому, к чему они призывают, потому что наущения – от шайтана, который желает печалить верующих.

Лучшим лечением этого состояния будет большое количество поминания Всевышнего Аллаха и прибегание к Нему за защитой от проклятого шайтана, отдаление от грехов и прегрешений, посредством которых иблис овладевает человеком, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа» [Коран. Сура «Пчелы» 16:99].

Здесь также очень уместно привести слова Ибн Хаджара аль-Хайтами, да помилует его Аллах, об избавлении от наущений, которые он привел в своем труде «аль-Фатауа-ль-фикхийату-ль-кубра»:

«(Ибн Хаджар аль-Хайтами) был спрошен о лечении наущений, и есть ли какое-то средство избавления от них?

Он ответил:
«От наущений есть действенное средство, и это — отдаление и полное оставление сомнений, какими бы они не были. Если человек не будет обращать на них внимание, и они не укрепятся в его сердце, то через некоторое время они исчезнут сами, как это произошло у тех, кому помог Аллах.

Если же человек станет прислушиваться к сомнениям и действовать в соответствии с ними, то сомнения не перестанут усиливаться в нем, пока не доведут его до сумасшествия и хуже, как это мы наблюдали у многих тех, кто страдал от них, последовал за ними и за шайтаном, о котором упоминал и предупреждал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Остерегайтесь же наущающего (через) воду, которого называют Уаляхан», потому что это сильно отвлекает и приводит к чрезмерности, как я это разъяснил в «Шарху мишкяту-ль-анвар».

В двух достоверных сборниках хадисов пришло то, что подтверждает мои слова, а именно, что человек, который страдает от наущений, должен прибегать к Аллаху за помощью и оставить наущения. Поразмышляй над этим полезным лекарством, которому научил свою общину тот, кто не говорит по своей прихоти.

А также знай, что тот, кто лишился этого лекарства, лишился всего блага, потому что наущения – от шайтана, как гласит единогласное мнение ученых, а проклятый сатана желает лишь ввергнуть верующего в пучину заблуждения и затруднения, (желает сделать) жизнь тяжелой, душу темной и раздраженной, чтобы человек в итоге вышел из Ислама и не чувствовал, что «дьявол является врагом вашим, так относитесь же к нему как к врагу» (сура «Творец» 35:6). Другим путем передается предание о том, что тот, кто страдает от наущений, должен сказать: «Я уверовал в Аллаха и его посланников».

Нет сомнений в том, что тот, кто поразмышляет о пути посланников Аллаха, а особенно о пути нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обнаружит путь Пророка и его Шариат легким, ясным, понятным и нетрудным.

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Паломничество» 22:78).

И если человек задумается об этом и истинно уверует в это, то болезнь наущений покинет его, и он не станет больше прислушиваться к шайтану.
В книге Ибн Сунни передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Пусть тот, кто страдает от наущений, трижды скажет: «Я уверовал в Аллаха и его посланников», и это удалит их от него».

Аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салям и другие упоминали слова, похожие на те, что были сказаны мною выше, и сказали: «Средством избавления от наущений является убеждение (человека) в том, что наущения являются мыслями от сатаны, и что именно иблис подстрекает его, и он борется с ним, и за это человек получит награду сражающегося за свою веру, ведь он борется с врагом Аллаха».

Когда раб Аллаха прочувствует это, то сатана убежит от него. Иблисом были испытаны люди уже с первых времен, и Аллах сделал его испытанием для человека, чтобы утвердить истину и низвергнуть ложь, даже если это не по душе неверующим».

В хадисе Муслима (№ 2203) от ‘Усмана ибн Абу ‘Аса передается, что он сказал: «Воистину, шайтан препятствовал мне в моей молитве и чтении», и тогда (Пророк) сказал: «Этого шайтана зовут Ханзаб. Прибегай за защитой от него к Аллаху и трижды сплюнь слева». Я поступил подобным образом, и Аллах избавил меня от него».

Этим подтверждается верность того, что я сказал ранее, а именно, что наущения овладевают только тем, в ком укрепилось невежество, кто помешался и перестал отличать верное от неверного.

Тот, кто обладает истинным знанием и находится в здравом уме, не станет следовать этому и не станет склоняться к нововведению. Самые худшие приверженцы нововведений – это те, кто подвержен наущениям, и потому имам Малик, да помилует его Аллах, о своем учители и имаме того времени, о шейхе Раби‘а сказал: «Раби‘а был самым быстрым человеком в двух вещах: в очищении (себя после справления естественных потребностей) и омовении; и если бы это был другой человек, то я бы сказал о нем, что он не сделал этого (возможно, имеется в виду, что он не совершил омовение). Ибн Хурмуз был очень медлительным в омовении и очищении, и говорил: «Я испытан (этим), а потому не берите с меня пример».

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, передал от некоторых ученых, что людям, которые были испытаны наущениями в омовении или молитве, желательно говорить: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха» (ля иляха илля Ллах), потому что, воистину, шайтан, услышав поминание Аллаха, исчезнет и отдалится. Слова «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха» есть главное поминание. Самое полезное лечение от наущений состоит в обращении к поминанию Всевышнего Аллаха и увеличении этого поминания…».
[Источник: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Аль-Фатауа-ль-фикхийату-ль-кубра. Т. 1. С. 149.].

Просим Аллаха отдалить от Вас те наущения, что Вы чувствуете, увеличить Вашу и нашу веру, праведность и богобоязненность.

А Аллаху ведомо лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A фатва №62839

Развод по требованию жены