Разрешение на временное проживание – это бланк, позволяющий иностранному гражданину находиться на территории чужой страны. Документ приобрел юридическую силу в 2002 году. Он является промежуточным шагом между временным пребыванием и постоянным нахождением на территории РФ.

Следующая ступень, которая следует после получения разрешения на проживание – вид на жительство и получение гражданства РФ. Необходимость в получении РВП не относится к следующим гражданам:

  • жители республики Беларусь;
  • высококвалифицированные работники, которые приехали в РФ из-за рубежа.

Разрешение на временное проживание можно получить только в рамках квоты, которая исчисляется по каждому региону и размеры которой меняются каждый год. Если квоты больше нет, а иностранный гражданин по-прежнему хочет получить РВП, он может обратиться с документами либо в другой регион, либо ждать следующего года.

Описание федерального закона 115

Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был принят Госдумой 21 июня 2002 года. Одобрен законопроект был 10 июля того же года. Вступил в силу ФЗ-115 25 июля 2002 года. Последние поправки в закон вносились 29 июля 2017 года. Федеральный закон включает в себя 7 глав и 38 статей.

С так же номером существует 115 ФЗ о противодействии легализации доходов. Последняя редакция закона по ссылке:

Краткое содержание Федерального закона №115:

  • Глава 1 – включает в себя 15 статей и перечисляет общие положения, которые содержит настоящий Федеральный закон;
  • Глава 2 – состоит из 4 ст и регламентирует порядок, с помощью которого оформляются документы на въезд в РФ;
  • Глава 3 – утратила силу и описывала процедуру регистрации на территории РФ;
  • Глава 4 – перечисляет должностных лиц, которые учитывают иностранных граждан, пересекших границу РФ;
  • Глава 5 – Описывает метод регистрационного учета иностранных граждан;
  • Глава 6 – Определяет ответственность за нарушение Федерального закона;
  • Глава 7 – Описывает заключительные положения.

Настоящий закон описывает правовое положение заграничных жителей, которые находятся на территории Российской Федерации. Законом регулируются отношения, которые появляются между иностранными гражданами и органами гос власти.

Последние изменения в законе о временном проживании иностранных граждан в
РФ

Как уже говорилось выше, последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В частности, были дополнены две статьи.

Статья 13

Пункт 4.13 статьи 13 был дополнен. В нем говорится о том, что иностранные граждане могут трудиться на территории Российской Федерации, включая принятие участия в научных проектах.

Статья 13.2

Статья 13.2 описывает понятие высококвалифицированный специалист. Подобным специалистом может быть иностранный гражданин, который имеет навыки, опыт работы, а также достижения в определенной области. Основное условие для обеспечения трудовой деятельности иностранному гражданину – получение вознаграждение или заработной платы.

Не менее важной статьей настоящего Федерального закона является статья номер 6.

Статья 6: Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

В статье номер 6 ФЗ-115 говорится о том, на каких условиях можно получить временное разрешение на проживание. Условия установлены Правительством Российской Федерации, а также международными договорами. Срок действия временного проживания может длиться в течение трех лет.

Прежде чем утвердить квоту, Правительство Российской Федерации смотрит на демографическую ситуацию в конкретном регионе исходя из данных статистики. Если субъект сможет обустроить иностранных граждан, то им выдается соответствующая квота.

В ст 6 прописаны категории иностранцев, которые без квоты могут получить разрешение на проживание в РФ:

  • обладающие гражданством, полученном в СССР;
  • признанные судом недееспособными и у которых есть дети с российским гражданством;
  • поступившим на военную службу в РФ;
  • инвестирующим в предприятия, находящиеся на территории России;
  • иные категории, предусмотренные Правительством РФ.

Справка о праве на временное проживание содержит:

  • ФИО;
  • пол;
  • место рождения;
  • наименование страны, в которой было получено гражданство;
  • дата и номер решения;
  • срок действия разрешения.

Иностранному гражданину выдается разрешение на временное проживание, сроком до трех лет. По истечению предусмотренного законом срока пакет документов рассматривается повторно.

Право на получение РВП

Иностранный гражданин может получить разрешение на временное проживание только в том случае, если у него будет документ на квоту. Без нее получить разрешение на временное проживание очень трудно.

В случае, если заявление на получение квоты было отклонено или аннулировано, гражданин может подать новое через год после отказа.

Для получения квоты необходимы соответствующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • квитанция об уплате гос пошлины. Размер государственной пошлины за подачу заявления — 1500 рублей.

Документы подаются в территориальный орган ФМС по месту проживания или через единый сайт государственных услуг. В случае, если заявитель нарушил порядок сбора информации, он может быть привлечен к административной ответственности.

Если иностранный гражданин не достиг совершеннолетнего возраста, то у него нет прав на подачу заявления.

Заявление на получение квоты должно содержать следующую информацию:

  • цель подачи заявления;
  • ФИО заявителя;
  • данные о месте рождения;
  • пол;
  • удостоверение личности;
  • сведения о работе;
  • данные о составе семьи;
  • судебная справка об отсутствии судимостей и так далее.

Полученные данные анализируются комиссией и органы ФМС принимают решение о том, нужна ли квота иностранному гражданину.

Заявление на квоту должно подаваться иностранным совершеннолетним гражданином. Документ предоставляется в территориальные органы по месту жительства.

Если человек находится за границей и хочет получить временное разрешение на проживание на территории Российской Федерации, он может подать выше перечисленные документы в консульство или дипломатическое представительство РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию Федерального закона №115, перейдите по ссылке.

Права иностранных граждан, имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание, при оформлении на работу в Российской Федерации. Налогообложение, фонды, запрет работы в торговле и другие вопросы.

Давайте разберемся. На этот раз коснемся мигрантов, получивших разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВЖ).
Разберемся со статусом.
Итак. Читаем ст. 1 Федерального закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»)
В целях указанного закона применяются следующие основные понятия:
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;
Первая причина отказа, как правило касается ограничения количества иностранной рабочей силы, квоты, запрета иностранцам работать в торговле.
Однако, если вчитаться в ст. 13 вышеуказанного закона
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации
Что касается сферы торговли, имеет смысл рассмотреть повнимательнее Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 683 «Об установления на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации (с разъяснениями)»
В пункте 4 разъяснений читаем: «В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранными работниками понимаются иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность.
В свою очередь, временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане — это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.»
Учитывая изложенное выше, положения данного Постановления распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем и не требующем получения визы, и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство.
То есть в торговлю иностранцев с РВП и ВЖ можно смело брать!
Теперь ещё ряд вопросов.
Разрешение на работу.
Если иностранный гражданин/апатрид (лицо без гражданства) получил в России разрешение на временное проживание или вид на жительство, то получать разрешение на работу ему не нужно, точно также как не нужно получать разрешение на привлечение к труду иностранца и работодателю (пп.1 п.4 ст.13 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»)
Цитирую:
“Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)”
Для временно проживающих (РВП) установлено ограничение (п. 5 ст. 13 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Цитирую:
«Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.», для постоянно проживающих иностранцев (ВЖ) таких ограничений нет.
Уведомление о приеме на работу ФМС
Также относительно иностранных граждан/апатридов с РВП или ВЖ для работодателя не установлено обязанности по уведомлению органов ФМС и службы занятости, поскольку лица, временно и постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 9 ст. 6, п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Формы и порядок уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Для работников с РВП (Цитирую):
Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
9. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
10. В указанное в пункте 9 настоящей статьи уведомление вносятся следующие сведения:
1) имя иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания данного иностранного гражданина;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание;
4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда).
(п. 10 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
Для работников с ВЖ (Цитирую):
Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
6. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания данного иностранного гражданина;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;
4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
Таким образом, уведомление ФМС о приеме на работу иностранного гражданина/апатрида имеется только в случае приема на работу лица, работающего по патенту.
Необходимые документы при приеме на работу лица с РВП или ВЖ.
При приеме на работу иностранного работника необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ). Иностранец/апатрид должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:
— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
— разрешение на работу (для временно пребывающих иностранцев), или разрешение на временное проживание/отметку в паспорте о разрешении на временное проживание (для временно проживающих), или вид на жительство (для постоянно проживающих);
— трудовую книжку — если работник предоставляет трудовую книжку образца 1974 года, то заводить новую не нужно, поскольку данная форма трудовой книжки до сих пор применяется на территории РФ, но в случае отсутствия трудовой книжки разрешенного образца работодатель должен завести на работника новую (Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.), сторонами которого являются Российская Федерация, Украина и Беларусь, каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Если документ оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа;
— свидетельство ПФ РФ — предъявляют временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы.
— документы воинского учета иностранцы/апатриды при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ.
Недавно в Трудовой кодекс была введена новая глава 50.1, регулирующая труд иностранных работников в России.
В статье 327.1 ТК РФ установлено, что на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные российским трудовым законодательством.
Если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.
Трудовой договор между иностранным гражданином и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников-иностранцев.
Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, – срочный трудовой договор.

Смотрите так же:  Приказ 815 в рк

Статья 327.2 ТК РФ устанавливает особенности заключения трудового договора с работником-иностранцем.
Наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником-иностранцем, указываются сведения о:
разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно пребывающим в России иностранным гражданином;
разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно проживающим в России иностранным гражданином или лицом без гражданства;
виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с постоянно проживающим в России иностранным гражданином.
Статьей 327.3 ТК РФ определены документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу. Помимо перечня ст. 65 ТК РФ поступающий на работу иностранный гражданин с РВП или ВЖ предъявляет работодателю:
разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство, – в зависимости от статуса иностранца
Предъявление документов воинского учета поступающими на работу иностранцами не требуется, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Новой главой ТК РФ также установлены особенности временного перевода работника, отстранения его от работы, прекращения трудового договора с работником и выплаты ему выходного пособия.
Таким образом, теперь процедура заключения трудового договора с иностранными работниками (включая лиц без гражданства) регламентирована нормами трудового законодательства.
Налогообложение лица с РВП или ВЖ.
НДФЛ
Бытует мнение, что на иностранцев огромные налоги. И это в корне неверно. При налогообложении мы рассматриваем вопрос является ли лицо резидентом РФ или не является. Непосредственно сегодня столкнулась с аутсорсинговой компанией, которая развернула иностранного гражданина с РВП, находящегося в РФ 10 месяцев, заявив ему, что он не резидент. Мотивировкой послужило отсутствие «прописки». Промочу, что институт «прописки» отменен уже много-много лет. Имелась ввиду постоянная регистрация. Моё предложение открыть Налоговый Кодекс не возымело действия. Девушка ответила, что ей инструкцию спустили, она по ней и работает.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ не только резиденты РФ, но и физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, в том числе иностранные работники.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
И хотя нормами НК РФ не установлен перечень документов, на основании которых может определяться период нахождения лица в России, по мнению налоговиков это можно сделать на основании документов, подтверждающими фактическое нахождение на территории РФ, к примеру, справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ ( смотрим письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 апреля 2012г. N 03-04-05/6-557). Таким образом, заработная плата, выплачиваемая иностранным работникам, является их доходом, подлежащим обложению НДФЛ, а организация, в которой они работают обязана исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога.
Обращаем Ваше внимание, что до момента приобретения статуса налоговых резидентов РФ применяется ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Также, лицам, которые не являются налоговыми резидентами РФ, не предоставляются стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 НК РФ. Однако лица, имеющие РВП и ВЖ, как правило находятся на территории РФ более не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, а значит являются резидентами, соответственно к ним применима налоговая савка НДФЛ 13 %. А гражданин РФ, который находится в РФ менее 183 дней в год, вполне может оказаться нерезидентом и налоговая ставка тогда на него 30%. Таким образом при исчислении налога отталкиваемся не от гражданства а от срока законного пребывания в РФ.
Страховые взносы лица с РВП или ВЖ.
Взносы на социальное страхование
ПФР: Начисляются, как на граждан, если заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев в течение календарного года, либо несколько срочных трудовых договоров общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года (п. 15 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-Ф).
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации (временное пребывание в соответствии с нормами законодательства — пребывание менее 6 месяцев), кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Смотрите так же:  Приказ 271 минздравсоцразвития

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»Статья 7. Застрахованные лица
1. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:
(в ред. Федеральных законов от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ)
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

ФСС: взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются (ч. 1 ст. 2 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 407-ФЗ)

Что касается страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то их следует начислять на доходы иностранного работника, независимо от его статуса (временно пребывающий, временно или постоянно проживающий) (статья 5 ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ).

ФОМС: обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ и работающие в организации по трудовым договорам.
Статья 10. Застрахованные лица
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 390-ФЗ)
1) работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

Временно пребывающие иностранцы/апатриды данному виду страхования не подлежат, исключение составляют лица, получившие статус беженцев (ст. 10 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ). Такие граждане имеют право на получение:
— пособия по беременности и родам;
— единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Таким образом, прием на работу иностранных граждан,апатридов, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство мало чем отличается от приема на работу российских граждан. Единственное ограничение касается работников с РВП, имеющих право работать только в регионе проживания и отсутствие требования о предъявлении военного билета, так как иностранные граждане и апатриды не являются военнообязанными РФ. В остальном, как при приеме на работу иностранцев с РВП и ВЖ, так и с отчётностью по ним, налогообложению, страховым взносам лица с РВП и ВЖ не отличаются от граждан РФ.

Разрешение на временное проживание фз 115

Разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Оформляется в виде отметки в документе,удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации.

Кто вправе обратиться с заявлением на предоставление РВП

  1. Иностранный гражданин (или лицо без гражданства), законно находящийся на территории РФ, достигший 18 лет и обратившийся в ГУВМ МВД с заявлением и необходимыми документами;
  2. Иностранный гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации, достигший 18 лет, лично обратившийся в дипломатическое представительство или консульство Российской Федерации в своей стране с заявлением о выдаче разрешения
  3. Гражданин РФ или иностранный гражданин, проживающий на территории РФ с РВП или ВНЖ, обратившийся в ГУВМ МВД по месту жительства с заявлением о выдаче разрешения в отношении иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, или признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности, родителем, усыновителем, опекуном или попечителем которого он является.

РВП может быть выдано в пределах квоты, а также без ее учета. Внимание! В 2015 году квота установлена в количестве 2000 человек. Какие основания существуют, чтобы получить РВП вне установленных квот, можно узнать на сайте ГУВМ МВД России по г.Москве.

Также вы можете узнать полный перечень документов, необходимый для подачи заявления на получение РВП (как в рамках квоты, так и без ее учета) на сайте ГУВМ МВД России по г.Москве.

Заявление с комплектом соответствующих документов подается лично иностранным гражданином в бумажном виде в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции по предполагаемому месту жительства.

РВП выдается сроком на 3 года, его нельзя продлить. Если срок РВП истек, а иностранный гражданин все еще не получил вид на жительство, то ему придется выехать за пределы РФ.

О многих других нюансах и «подводных камнях» вам расскажут специалисты юридического центра «Единый миграционный центр». Юристы компании много лет оказывают содействие иностранным гражданам в получении РВП, поэтому могут помочь собрать все нужные документы. Кроме того, мы всегда в курсе последних изменений в процедуре подачи документов и в законах миграционного законодательство – это служит гарантией качественного оказания услуг и скорейшего получения РВП.

Внимание. С 01.01.2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, в части, касающейся обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при обращении с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание предоставлять документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории Российской Федерации и основ законодательства Российской Федерации.

С 01.01.2015 года размер государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание будет составлять 1 600 рублей.

Закон об РВП в Российской Федерации с изменениями

Разрешение на временное проживание является для многих иностранных граждан, желающих в будущем стать законными россиянами, этапом, предваряющим получение вида на жительство. В настоящей статье мы разберем основные моменты закона о правах иностранных граждан в РФ и рассмотрим содержание статьи 6 ФЗ-115 об РВП.

Описание 115 ФЗ

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ был принят в 2002 году.

Закон регулирует права иностранных граждан и отношения между иностранцами и российскими органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами органов и учреждений, возникающие в связи с временным проживанием граждан других стран в России и осуществлением ими различной деятельности (работа, предпринимательство, обучение и др.)

Изменения того или иного масштаба вносились в текст закона 90 раз. Последние из них датированы декабрем 2017 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ 25. Подробности по ссылке:

Закон состоит из 7 глав, включающих 38 статей. Тезисно структура закона выглядит следующим образом:

  • Общие положения: область регулирования, термины, профильное законодательство, временное и постоянное проживание в РФ, трудовая деятельность, отношение иностранцев к государственной, муниципальной, военной службе и др. деятельности;
  • Приглашение на въезд в РФ: порядок оформления, приглашение на учебу, регулирование рынка труда иностранных работников, трудовые патенты и гос. пошлина;
  • Миграционный учет: учет иностранных граждан, гос. надзор в сфере миграции, контроль за пребыванием, проживанием, трудовой деятельностью иностранцев в России, последствия нарушения сроков пребывания в стране;
  • Реадмиссия: передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами России, порядок проведения процедуры и др. аспекты;
  • Ответственность: обязанности иностранных граждан, ответственность за нарушение закона, административное выдворение из страны;
  • Содержание иностранца в спец. учреждениях (тюрьмах, колониях);
  • Заключение.

Федеральный закон о статусе судей. Подробности по ссылке:

Наиболее актуальными для широких масс являются следующие статьи закона:

  • Статья 5 о временном пребывании, описывающая схему «90/180 суток»;
  • Статья 6 о временном проживании (РВП), которую мы рассмотрим ниже;
  • Статья 8 о постоянном проживании иностранца в РФ — о порядке получения вида на жительство (ВНЖ);
  • Статья 13 о трудовой деятельности иностранных граждан в России;
  • Статья 15.1 о подтверждении знаний русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации;
  • Статьи 17 и 18 о приглашении на обучение в российском ВУЗе или на работу в РФ;
  • Статьи 29.1 и 31 о порядке постановки на миграционный учет и наказании за его несоблюдение;
  • Статьи 33, 34 и 35 об ответственности иностранных граждан (в т.ч. за нарушение ФЗ-115) и об административном выдворении из России.

Федеральный закон о занятости населения читайте тут:

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в законе о временном проживании иностранных граждан в РФ датируются декабрем 2017 года. Также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробности тут:

5 декабря 2017 в пункт 1.1 статьи 11 о передвижении иностранцев по России было внесено изменение. Иностранцы, которые прибыли в РФ по электронным визам через пропускные пункты российской государственной границы, которые расположены на территории свободного порта Владивосток и территории Особой экономической зоны в Калининградской обл., имеют право свободно передвигаться по соответствующему субъекту (с учетом ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 11 ФЗ-115).

31 декабря того же года ФЗ N 493 внес изменения в текст статей 5 и 17 закона о правовом положении иностранных студентов в РФ.

Пункт 2 статьи 5-ой о временном проживании иностранцев в России был дополнен. В статье говорится о том, что иностранец, временно проживающий на российской территории, должен покинуть ее до того, как истечет его виза или иной срок, отведенный настоящим законом или положениями имеющегося у Российской Федерации международного договора — для граждан конкретной страны. Также статья предусматривает перечень обстоятельств, при которых после истечения визы иностранный гражданин имеет право не покидать Россию:

  • Виза или срок временного проживания были продлены;
  • Выдана новая виза, РВП или вид на жительство;
  • У гражданина были приняты документы на РВП, ВНЖ или была принята заявка на выдачу уведомления о том, что данный гражданин, признанный носителем русского языка, имеет право быть принят в гражданство России (на основании ст. 33.1 закона N62-ФЗ о гражданстве РФ);
  • Ходатайство работодателя или заказчика работ о выдаче разрешения для трудоустройства иностранного гражданина в качестве специалиста высокой квалификации или заявление о продлении разрешения, выданного специалисту ранее;
  • Запрос образовательного учреждения, в котором иностранный студент обучается очно либо очно-заочно по профессиональному направлению, аккредитованному государством.
Смотрите так же:  Системные требования торрент

Перечень существовавших ранее оснований, дающих иностранцу право продолжить находиться в России по истечении срока действия визы, пополнился. Срок может быть продлен, если подразделение МВД по вопросам миграции приняло от ВУЗа запрос о продлении срока временного проживания иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном курсе, готовящем зарубежных абитуриентов к освоению образовательных программ на русском языке.

Изменения также были внесены в первые три абзаца п. 7 статьи 5-ой:

  1. Срок временного нахождения иностранца-студента подготовительного курса федерального образовательного учреждения продлевается до окончания очного или очно-заочного обучения по основному профессиональному направлению, аккредитованному государством;
  2. Если в процессе обучения студент очной или очно-заочной формы перевелся на другое профессиональное направление, также аккредитованное государством, либо по окончании бакалавриата (специалитета) продолжил обучение в магистратуре или аспирантуре, срок его нахождения в России продлевается до окончания обучения по соответствующей специальности либо по программе соответствующего образовательного уровня;
  3. Если студент-иностранец, обучающийся по очной или очно-заочной форме по проф. направлению, аккредитованному государством, переводится в другое образовательное учреждение для обучения по той же форме по аккредитованной специальности, срок временного проживания продлевается до окончания соответствующего ВУЗа.
    Абитуриент, окончивший подготовительный факультет в одном образовательном учреждении и перешедший в другой ВУЗ для очного или очно-заочного обучения по основному профессиональному направлению, аккредитованному государством, также получает право находиться в России до вручения диплома об окончании.

Пункт 4 статьи 17 о приглашении на въезд в Россию иностранца-абитуриента был дополнен новым абзацем. Если по окончании подготовительного факультета федерального ВУЗа студент был принят на очное или очно-заочное обучение в другое образовательное учреждение по направлению, аккредитованному государством, принимающая сторона берет на себя все обязательства, связанные с приемом на обучение студента-иностранца:

  • Предоставляет в местное подразделение МВД по вопросам миграции письменные гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения на период проживания лица в России (п. 5 ст. 16 закона N115-ФЗ)
  • Подает одновременно с этим ходатайство о продлении срока проживания студента в РФ — в этом случае продление возможно без выезда за пределы страны;
  • Берет на себя обязательства, тесно связанные с образовательным процессом (п. 3 ст. 17):
    • гарантирует право получения образования в данном образовательном учреждении, осуществляет своевременно постановку лица на миграционный учет, ходатайствует о продлении срока временного проживания, контролирует выезд студента из России в случае, если тот окончил учебу или был отчислен;
    • в трехдневный срок с момента зачисления сообщает информацию об этом в орган, осуществляющий гос. управление в сфере образования в рамках субъекта (министерство, департамент и т.п.);
    • в течение трехдневного периода с момента, когда был установлен факт, что студент-иностранец самовольно отбыл из учреждения (съехал из студенческого общежития, не сообщив об этом, не появляется на занятиях и не выходит на связь), ВУЗ направляет соответствующее сообщение в орган исполнительной власти в сфере образования, подразделение МВД по вопросам миграции и ФСБ.

ФЗ о ФСБ читайте подробнее по ссылке:

Содержание 6 статьи

Статья №6 закона 115-ФЗ регулирует вопросы правового положения в связи с временным проживанием иностранных граждан в России.

Разрешение на временное проживание действует 3 года.

Основным способом получения права на временное проживание в России для иностранца является «РВП по квотам». Их количество ежегодно пересматривается и утверждается Правительством РФ на основании рекомендаций властей субъектов страны.

Объем квот, выделяемых для разных регионов Российской Федерации зависит от:

  • Демографической обстановки: плотности населения, среднего возраста жителей, показателей миграции и др. факторов;
  • Возможности данного субъекта принять к себе на временное проживание то или иное количество иностранных граждан в зависимости от экономической, политической ситуаций;
  • Национальных особенностей региона, которые могут препятствовать выделению большого числа квот.

Наибольшее количество квот традиционно выделяется для наименее населенных регионов со средними экономическими достижениями.

Вторым способом получения права на временное проживание является наличие оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (рассмотрим ниже).

Ответ о предоставлении или об отказе в выдаче РВП по заявлению, поданному по месту проживания в России в подразделение МВД по вопросам миграции или дипломатическое представительство (консульское учреждение) РФ за рубежом, должен быть дан заявителю в течение полугода (п. 4 ст. 6).

Заявление, которое подается в России, лицо имеет право оформить в том числе в электронной форме, направив его по интернету, например, через портал госуслуг (п. 4 ст. 6).

с 30 июня 2018 года для получения РВП необходимо будет пройти дактилоскопическую экспертизу.

Если заявление будет подано на территории России, экспертиза будет проведена по месту подачи заявления. Человек, подавший заявление за рубежом, пройдет экспертизу по месту вручения разрешения на временное проживание (абзац 3 в пункт 4 статьи 6 вносится с 30.06.2018).

Подразделение МВД по вопросам миграции, получив заявление на выдачу РВП, через служебные каналы связывается другими государственными структурами с целью проверить заявителя на предмет наличия либо отсутствия обстоятельств, которые препятствуют выдаче лицу разрешения. Следующие органы обязаны дать ответ в течение 2-х месяцев с момента направления запроса:

  • Органы безопасности (ФСБ);
  • Полицию;
  • ФССП (служба суд. приставов);
  • Органы соц. обеспечения;
  • Органы здравоохранения и др. заинтересованные ведомства.

В случае отказа в предоставлении права на временное проживание или аннулирования выданного ранее РВП, спустя год иностранный гражданин имеет право вновь обращаться с заявлением и подавать документы в том же порядке.

В пункте 8 рассматриваемой нами статьи N6 указано, что порядок выдачи разрешений и перечень необходимых для этого документов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, коим является Главное управление МВД России по вопросам миграции. На официальном сайте ведомства можно найти исчерпывающую информацию по всем часто задаваемым вопросам.

Ежегодно в течение двух месяцев с даты получения РВП, иностранный гражданин обязан подтверждать свое проживание в Российской Федерации. Он имеет право сделать это очно или по интернету через портал госуслуг и другими предусмотренными ведомством способами. Подтверждение направляется в территориальное подразделение по месту получения документа, даже если человек проживает и трудится в другом городе.

Необходимо также подготовить один из следующих документов:

  • Справку о доходах;
  • Копию налоговой декларации;
  • Копию иного документа, подтверждающего размер и источник дохода иностранца, который был получен за очередной год со дня получения права на временное проживание в России.

Копия налоговой декларации может быть запрошена сотрудниками ведомства самостоятельно на основании уведомления гражданина о подтверждении своего пребывания в России. В каждом регионе устанавливается минимальный размер дохода, который должен получать человек, подтверждающий свое проживание по РВП.

Уведомление может быть подано позже, если на то есть веские и уважительные причины, но не позднее, чем в течение полугода с даты получения РВП. К уведомлению и сведениям о доходах должно быть приложено документальное подтверждение невозможности подачи уведомления в установленный законом срок (напр., справка о болезни).

Все перечисленные выше документы могут быть предоставлены в электронной форме. Никакие иные документы сотрудники органа не имеют права запрашивать! (п. 12 ст. 6).

Уведомление включает следующие сведения:

  • ФИО иностранного гражданина;
  • Место проживания;
  • Места работы, которые человек занимал за отчетный год, с указанием дат принятия на работу и увольнения;
  • Если за последний год человек покидал границы Российской Федерации, указывается страна выезда, длительность поездки и точные даты.

Лицевая сторона уведомления. На оборотной стороне указываются источники и размер доходов лица, а также перечень предоставленных документов.

Очный прием уведомления и сопутствующих документов осуществляется по предъявлении лицом документа, удостоверяющего личность и РВП (в качестве отметки либо выданного на отдельном бланке). При подаче уведомления через интернет все электронные документы должны быть оформлены в соответствии с правилами, утвержденными правительством.

Право на получение РВП по закону

Минуя систему распределения квот, иностранный гражданин может рассчитывать на получение права на временное проживание при следующих обстоятельствах:

  • Заявитель был рожден в РСФСР, в прошлом имел советское гражданство либо был рожден на территории современной Российской Федерации;
  • Есть дети-граждане России, а сам человек признан нетрудоспособным;
  • Один из родителей-граждан РФ является нетрудоспособным;
  • Кандидат на получение РВП состоит в законном браке с гражданином(кой) России, который(ая) имеет постоянное место жительства на территории нашей страны;
  • Заявитель является иностранным инвестором, вложившим в российскую экономику (бизнес) определенный объем средств (устанавливается Правительством РФ);
  • Состоит на контрактной военной службе (РВП выдается на соответствующий срок);
  • Участвует в гос. программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Одновременно с этим РВП выдается членам семьи, которые переселяются в РФ совместно с заявителем;
  • Имеется ребенок, являющийся гражданином России;
  • Заявитель имеет совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, который был признан недееспособным либо ограниченным в дееспособности по решению суда, вступившему в законную силу;
  • Несовершеннолетнее лицо получает право на временное проживание в России вместе с родителем (опекуном, попечителем. (ФЗ об опеке с последними изменениями на 2018 год здесь:), который указан в одном из предыдущих пунктов;
  • Совершеннолетний иностранный гражданин, который признан в своей стране недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получает право на временное проживание в России вместе с родителем (опекуном, попечителем), который указан в одном из предыдущих пунктов;
  • Ребенок, не достигший совершеннолетия, получает РВП по заявлению родителя (опекуна, попечителя), состоящего в российском гражданстве;
  • Человек старше 18-ти лет, признанный в своей стране недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получает РВП по заявлению родителя (опекуна, попечителя), являющегося российским гражданином;
  • Российское законодательство может предусматривать иные основания, дающие право на получение разрешения на временное проживание.

Заявление на получение РВП по основаниям, перечисленным выше, подается в учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации. Для их рассмотрения и принятия решения о выдаче разрешения либо об отказе отводится также до полугода.

Список необходимых документов значительно варьируется в зависимости от оснований, дающих право на получение РВП, и сводится к следующим основным категориям:

  • Удостоверяющие личность иностранного гражданина (паспорт, свидетельство о рождении);
  • Подтверждающие соответствующие обстоятельства (справки, выписки, решения суда, свидетельства о браке, о рождении детей и др.);
  • Свидетельствующие о знании государственного языка: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, диплом советского образца либо диплом об окончании российского образовательного учреждения и др.).

Скачать 115 ФЗ в последней редакции

Предлагаем вам скачать Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

Сведения, которые должны быть указаны в разрешении на временное проживание, прописаны в п. 7 статьи 6 ФЗ-115.

Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца. Этот документ должен признаваться РФ. В противном случае РВП может быть оформлено в виде отдельного документа по формам, утвержденным в Приказе МВД России от 27.11.2017 N 891.

В приказе также содержатся бланки заявлений, подробно расписан порядок действий сотрудников и другие нюансы процедуры вплоть до расписания приема заявлений. Советуем ознакомиться с документом, чтобы знать обязанности сотрудников подразделения и не допустить нарушения собственных прав.

Разрешение на временное проживание фз 115