Оглавление:

Растаможка электромобиля в Республике Беларусь

До 1 сентября 2017 года таможенная пошлина на растаможку электромобилей не действует, однако ставка НДС остается в силе. Для физических лиц доплата на надбавленную стоимость на автомобиль до 3 лет с момента выпуска будет составлять 54% от таможенной стоимости электромобиля, а на авто возрастом от 3 до лет – 20%. При стоимости свыше 8,5 тысяч евро ставка НДС составит 48% таможенной стоимости. Для юридических лиц размер выплат несколько иной – 20% от таможенной стоимости вне зависимости от года выпуска и утилизационный сбор в размере 851,4 белорусских рубля за электромобиль младше трех лет и 5,247 белорусских рублей за автомобиль старше трех лет.

Утилизационный сбор для физических лиц при растаможке авто: размеры и условия взимания

Для физического лица при приобретении и растаможке нового электрокара утилизационный сбор составит стандартные 50 евро. Для автомобиля возрастом до трех лет – 495 белорусских рублей, старше трех лет – 742,5 белорусских рубля. Так как таможенный специалист может сверяться со своими каталогами и справочниками, физическим лицам рекомендуется воспользоваться услугой независимой оценки для определения реального возраста автомобиля и размера утилизационного сбора при растаможке.

Отдельно стоит рассмотреть растаможку электромобилей, побывавших в ДТП и имеющих следы повреждений – без соответствующих документов утилизационный сбор и НДС будут оцениваться по возрасту автомобиля, поэтому необходимо пройти независимую экспертизу для выявления реальной таможенной стоимости авто – как правило, она существенно ниже стоимости нового автомобиля, а значит и НДС ощутимо снижается.

Какие документы необходимы для растаможки электромобиля

Для прохождения таможни необходимо иметь при себе:

  • Заявление о таможенной очистке электромобиля на специальном бланке.
  • Заполненную декларацию в двух экземплярах.
  • Договор купли-продажи, заверенный печатью. Если автомобиль не приобретался, а был получен в дар, в обмен или в наследство – необходимо предоставить соответствующие документы, заверенные нотариусом.
  • Чек, инвойс или счет-фактуру, подтверждающую стоимость автомобиля для расчета суммы НДС.
  • Документ, подтверждающий, что автомобиль застрахован.
  • Техпаспорт транспортного средства с заверенной ксерокопией.

Подготовить все необходимые документы, а также решить возникающие при оформлении вопросы вам поможет опытный декларант – с ним растаможка электромобиля пройдет максимально быстро и без проблем! Заказать услуги опытного декларанта вы можете у нас по телефонам, указанным на сайте.

Растаможку на электромобили снова обнулят, и снова — временно. Но останутся сборы

Совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить ввозные таможенные пошлины на электромашины со 2 сентября нынешнего года до сентября следующего, сообщает пресс-служба ЕЭК.

Это решение не касается автомобилей с гибридным двигателем и «плагин-гибридных» автомобилей.

Ставка таможенной пошлины на легковые электромобили снижается с 17 до 0%, а на грузовые с полной массой до 5 тонн — c 15 до 5%.

Напомним, с 1 февраля 2014 года до 31 декабря 2015 года на электромобили уже действовала нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. В 2015 году в страны ЕАЭС было ввезено 684 электромобиля преимущественно из США, Китая и Японии, а в январе-апреле 2016 года — только 28.

Рынок электромобилей в странах ЕАЭС пока еще крайне чувствителен к стоимости этих транспортных средств, и снижение пошлин призвано стимулировать использование электромобиля и создать условия для формирования рынка. А широкое использование легковых и грузовых электромобилей, в свою очередь, должно стимулировать развитие объектов зарядной инфраструктуры.

Пошлины снижаются на время — пока на год. Будет ли потом эта мера продлена, зависит от развития рынка электромобилей, инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах ЕАЭС запущено серийное производство электромобилей, пояснили в пресс-службе комиссии.

Пока же в Беларуси электромобили растаможиваются физлицами по ставке 17% от стоимости транспортного средства — вне зависимости от года выпуска и мощности двигателя.

Но напомним, что обнуление растаможки на ввозимые электрокары не исключает необходимости уплаты обязательных в Беларуси налогов и сборов.

Электромобили относятся к подакцизным товарам. Ставки акциза содержатся в Приложении 1 к Налоговому кодексу РБ и установлены в зависимости от мощности двигателя.

Будущее электромобилей в Беларуси невозможно без решения вопроса растаможки

Первый электромобиль был создан раньше, чем изобрели двигатели внутреннего сгорания. Он был сконструирован в 1841 году и имел вид тележки. Интересно, что, по данным Международного энергетического агентства (IEA), число электрокаров в мире превысило уровень 1912 года только в ноябре 2011 года. Однако за более чем полтора века электромобили успели стать действительно совершенным и надежным видом транспорта.

Современные электрокары обладают рядом очевидных преимуществ. Ключевое для городской среды — экологичность. Производство и обслуживание электрокаров потребляет существенно меньше природных ресурсов даже с учетом работы электростанций. Сюда же можно отнести и второе преимущество: электрический транспорт в разы эффективнее. Например, электрокар преобразует в механическую энергию около 60% электрической, тогда как машина на бензине использует топливо с эффективностью 17–20%. Это одна из причин, почему стоимость энергии на преодоление одного и того же расстояния будет меньше в случае использования электромобиля.

Если говорить об удобстве, стоит помнить, что в электромобиле не требуется переключение передач. Для управления таким транспортом достаточно только руля и двух педалей. В странах с развитой электротранспортной отраслью обслуживание электрокаров значительно дешевле, чем машин с ДВС, да и сервисные центры посещаются в среднем в 3–4 раза реже. А в случае аварии в автомобиле ничего не сможет взорваться или загореться. Последним по значимости плюсом стоит указать тихую работу двигателя, что создает дополнительный комфорт при движении.

Но не обошлось и без отрицательных моментов. Пожалуй, в этом случае наиболее значимым минусом является дальность поездки на одном заряде. В современных электромобилях эта проблема частично решена. Например, Tesla Model S проезжает без подзарядки 270 миль (494 км), тогда как для большинства других моделей максимальная дистанция не превышает 300 км. Кроме того, супербыстрые зарядки Tesla зарядят аккумулятор электрокара на 80% за полчаса.

Однако зарядные устройства установлены далеко не везде. Если в Америке вполне можно ездить между штатами, не боясь остаться без заряда, то у нас в этим возникнут проблемы.

Два года назад на Всебелорусском собрании Александр Лукашенко уже говорил о планах перехода к электротранспорту: «Посмотрите на Америку, где очереди стоят за электромобилями». По его словам, в нашей стране запасов нефти и газа не так много, поэтому необходимо ориентироваться на электричество. Его будет довольно много, когда запустят работу АЭС, считает президент. Тогда же обсуждались планы по созданию собственного производства электромобилей на базе завода «БелДжи».

Национальная программа развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта предусматривает появление к 2025 году в Беларуси 262 зарядных станций. Теперь стало ясно, кто ими будет заниматься. Государственным оператором по созданию и развитию зарядной сети для электромобилей выступит «Белоруснефть», гласит указ. У них уже есть несколько зарядных станций на АЗС.

В этом году государство плотно взялось за развитие сферы электротранспорта в Беларуси. С 1 мая 2018 года введен тариф на электроэнергию, которая используется на специальных станциях для зарядки электромобилей. Сам тариф будет регулировать государство, а вот стоимость услуги будет складываться на свободной основе. Пока тариф установлен льготный — на 48% ниже общего тарифа для организаций, работающих в сфере услуг.

Государство освободило от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, а также налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси зарядных устройств, не производимых на территории Беларуси.

Исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк комментирует эти нововведения:

Это только одна из составных частей, которые сегодня мешают развитию электромобиля. Сегодня во многих странах, где идет активное внедрение электромобилей, принимается целый комплекс мер. Им дают возможность ездить по полосе с общественным транспортом, и бесплатные парковки, и льготные тарифы на энергию для подзарядки. А мы все шагаем малыми шагами. Нужен комплексный подход, причем сразу, тогда можно будет рассчитывать на то, что как-то активизируется процесс. Человеку, который хочет использовать электромобиль, нужно создать такой комплекс преференций, чтобы он видел, что ему это экономически выгодно.

Государственное стимулирование продаж и развития электротранспортной ветки срабатывает в опыте других стран, поэтому хорошо иллюстрирует, что может ожидать нас в дальнейшем.

Например, в Великобритании, чтобы увеличить количество «зеленых» авто, правительство предоставляет британцам грант на покупку электромобиля в размере 35% от стоимости машины и освобождает от налога на собственность. По состоянию на конец 2017 года 5% из всего транспорта в Британии заменено электрическим. Во Франции электрокаров больше 100 тысяч, или 1,2% всего рынка. Покупателям таких авто правительство компенсирует €10 тыс. Эти страны уже заявили о переходе на электрокары к 2040 году. К этому времени там будет введен запрет на автомобили с ДВС.

В Нидерландах обещают переход на электрокары к 2025 году. Вместо правительства людей стимулируют покупать электромобили местные власти. Покупателя электрокара освобождают от налога на регистрацию и налога на собственность. Германия и вовсе предлагает ЕС узаконить запрет на уровне Союза с 2030 года. Пока страна ввела стимулы для покупки электрокаров: освобождение на 10 лет от налога на собственность, грант на покупку «зеленой» машины в размере €4000 и низкие проценты по кредиту.

Лидером здесь по праву является Норвегия. Каждый третий автомобиль в стране — электрический. Экологические авто здесь не облагаются НДС в 25% и налогом на автомобиль, а собственник электромобиля платит сниженный дорожный сбор. В 2025 году Норвегия максимально повысит ограничение выбросов углекислого газа автомобилями до 0%, тем самым запретив авто с ДВС.

Также о переходе на электрокары заявили Индия и Китай. Стремление перейти на электромобили в Индии объясняют высоким уровнем загрязнения воздуха. По данным Greenpeace, в стране из-за выбросов ежегодно умирают 2,3 млн человек. Индия планирует запретить продажу новых авто на бензине и дизеле к 2030 году. Правительство намерено субсидировать покупку электрокаров два-три года, пока машины не станут доступными.

Сегодня 90% электромобилей в Беларуси — это б/у техника, доставленная из США по полному комплексу таможенного оформления. Цена на электромобили все еще высокая, если сюда добавить и растаможку, то позволить себе это смогут считаные люди.

Электрокары станут дешевле автомобилей с ДВС уже через 10 лет, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance. Сейчас батарея составляет примерно половину стоимости электрокара. К 2030 году стоимость аккумулятора упадет примерно на 70%. Через восемь лет цены на «зеленые» авто будут на уровне машин на бензине и дизеле. В 2030-м электрокары будут на 10–20% дешевле и продолжат снижаться в цене. А к 2040 году больше 50% автомобилей на рынке новых авто будут электрическими, подсчитали аналитики Bloomberg NEF.

Растаможка электромобилей в рб

Недавно стало известно, что владельцев электромобилей в Беларуси освободят от уплаты пошлины за выдачу допуска к участию в дорожном движении. Кроме того, освобождается от НДС импорт зарядных устройств, не производимых на территории страны. Как эти меры повлияют на интерес к электромобилям в Беларуси? Этот вопрос мы адресовали экспертам.

Смотрите так же:  Какой пакет документов необходим для заключения договора с ип

«Пока льготы несопоставимы с затратами»

Член правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода высказал мнение, что ситуация со спросом на электромобили в стране вряд ли существенно изменится в ближайшее время.

— Это связано не только с дороговизной электромобиля как такового, но и с высокой стоимостью владения им. Затраты на обслуживание и замену пока никак себя не оправдывают при тех технических характеристиках электромобилей и батарей, которые мы видим на сегодняшний день, — считает эксперт.

В этой связи льготы выглядят слишком незначительными на фоне общих затрат.

— Что такое дорожный сбор? Упрощенно говоря, это порядка 100 долларов в год. Эта льгота несопоставима с затратами, о которых идет речь, — говорит Сергей Варивода. — Если говорить о льготах, то мы надеемся, что, возможно, строительство БелАЭС даст возможность предоставить нулевой тариф на электроэнергию хотя бы в ночное время. Я думаю, что при ввозе и таможенный тариф должен быть обнулен. Понятно, никакого утилизационного сбора. То есть существует целый комплекс мер. Конечно, этим будут заниматься не ради импорта электромобилей, а в том случае, если в Беларуси будет налажено производство с приемлемым уровнем локализации — скажем, процентов 30%. Тогда будут основания ожидать каких-то более серьезных мер. Пока же это скорее символический шаг для того, чтобы обратить внимание на эту тему.

«Это сигнал, что белорусский рынок готов к переменам»

Импортер BMW и MINI в Беларуси считает, что льготы могут стать стимулом для развития рынка и инфраструктуры.

— Изменения могут предвосхитить наступление «эпохи электромобилей» в Беларуси. На цене электрокаров это никак не отразится, но покупатели смогут ощутимо экономить при получении разрешения на допуск к участию в дорожном движении, — пояснили эксперты.

Куда бóльшую роль для электрификации авторынка, по их мнению, сыграет освобождение от НДС при импорте зарядных станций.

— Это очень важный шаг для развития инфраструктуры. Многие организации устанавливают станции для зарядки электромобилей, а их владельцам становится проще приобрести оригинальное зарядное устройство. Мы ожидали положительных тенденций по развитию этого направления и полагаем, что это только начало, — отметил импортер.

Не исключено, что в скором времени можно ожидать большей активности от автопроизводителей на белорусском рынке.

— Для мировых автопроизводителей принимаемые меры — это сигнал, что белорусский рынок готов к переменам. Поэтому в ближайшие годы это может привести к появлению новых моделей с электродвигателями и гибридными установками, — пояснили представители авторынка.

Сегодня, кстати, стало известно, что в Белорусско-Российском университете с сентября начнут готовить специалистов по обслуживанию электромобилей. Об этом БЕЛТА сообщил заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» Геннадий Леневский.

Для этого в учреждении образования создана специальная учебная лаборатория, для которой приобретен автомобиль с электрическим двигателем. Лаборатория оснащена двумя комплексами для диагностики электрооборудования и зарядным устройством.

— Ведущие автокомпании заявляют о существенном росте в ближайшее время производства электромобилей. Их уже немало в Беларуси, есть несколько десятков в Могилевской области. Но ситуация стремительно меняется, скоро их станет больше. А для их обслуживания понадобятся специалисты, которые смогут не только ремонтировать и обслуживать такие автомобили, но и создавать их, — отметил Геннадий Леневский.

По его словам, на кафедре выпускают специалистов-инженеров, которые умеют и знают, как работать с электроприводами. Но это больше касается специализированной техники для промышленности, станков и другого оборудования.

— У легкового автомобиля на элетроприводе есть свои нюансы и особенности. Здесь нужна специальная подготовка, для чего мы сейчас работаем над переформатированием учебных планов и программ, — сказал заведующий.

На кафедре также собираются открыть платные курсы для всех желающих, которые хотят научиться обслуживать, узнать больше про электромобили и, возможно, в будущем пересесть на авто с электрическим двигателем.

Tesla с доставкой за $42 000 — сколько будет стоить пересесть на электрокар в Беларуси

Не секрет, что в последние годы все чаще мировое сообщество говорит о будущем автомобилестроения и перспективах создания совершенных электрокаров.

9 июля 2017 года вышел с конвейера первый «бюджетный» автомобиль Tesla Model 3, который может существенно изменить картину привычного нам мира двигателей внутреннего сгорания.

Будущее создается уже сегодня.

Вопрос: как долго еще электрокары будут оставаться экзотикой в Беларуси?

Электромобилями принято считать авто, приводимые в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии. Согласно историческим сведениям, первые электрокары начали проектироваться в одно время с первыми двигателями внутреннего сгорания в середине 19 века. Поэтому кто знает, на каких устройствах мы бы сейчас передвигались, если бы электричество взяло верх над горючим топливом.

На самом деле существует прямая зависимость между ценами на нефть и ростом спроса на автомобили с электродвигателями. В период роста цен на нефть состоятельные люди предпочитают переходить на альтернативные и более прогрессивные средства передвижения. Таким образом, сегодня многие состоятельные граждане из числа бизнесменов, программистов и артистов готовы заплатить один раз много и потом экономить на постоянных расходах на ТО и топливо.

Плюсы электрокаров:

Высокие показатели КПД (90-95%), то есть почти вся вырабатываемая энергия идет на приведение автомобиля в движение;
Экологичность работы при условии, что «топливо» добывается из альтернативных источников энергии;
Малые затраты на обслуживание и перезарядку;
Низкий уровень шума, пожароопасности и взрывоопасности.

Минусы электромобилей:

Утилизация аккумуляторов;
Долгая зарядка и относительно малый пробег на одной зарядке;
Начальная стоимость выше аналогов с двигателями внутреннего сгорания.

Что же могут себе позволить прогрессивные белорусы?

До 31 августа 2017 года таможенная пошлина на ввоз электромобилей снижена по всему Евразийскому экономическому союзу до 0%, однако обнуление растаможки на ввозимые электрокары не исключает оплату обязательных в Беларуси налогов и сборов. После выплат всех таможенных взносов цена на машину значительно возрастет (НДС 20% + Ставка акцизов + Таможенный сбор)

Городской хэтчбек Mitsubishi i-MIEV 2012 года выпуска в Беларуси стоит от $11 500. Один из самых массовых электромобилей в мире — Nissan Leaf 2013 года выпуска стоит $14000. Ford Focus Electric 2013 года выпуска можно купить примерно за 22 тысяч долларов, VW E-Golf 2014 года выпуска – за 26 тысяч долларов.

Как видно, сегодня большинство крупных автопроизводителей создают электромобили и гибридные автомобили, но передовые позиции имеет компания Элона Маска Tesla Motors. Она практикует прямые продажи через свой сайт, но если вы захотите сами купить новую Tesla, придется ждать несколько месяцев и заплатить ввозную пошлину и 20% НДС (после 31 августа таможенная пошлина вернется на прежний уровень в 17%).

В Беларуси появились коммерческие организации, которые могут доставить Tesla автомобиль из Европы за 2-3 недели. При этом покупателю придется заплатить вместо всех пошлин только 5% комиссии сверх цены, так как для юридических лиц существуют другие условия растаможки.

В случае такого сотрудничества базовая комплектация Tesla Model S будет стоить примерно 80 тысяч долларов. За кроссовер Model X придется отдать порядка 110 тысяч долларов. В виду последних новостей с завода Tesla, новый серийный автомобиль Tesla Model 3 можно будет приобрести за $42 000 в Москве или в Европе. Столько же стоит новый Volkswagen Touareg или Land Rover Discovery Sport SE.

Более того, в начале 2017 года появились первые инициативы от белорусских банков по финансированию покупки электромобилей. Так БНБ-Банк предлагает юридическим лицам обновить свой автопарк по средствам кредита с процентной ставкой от 7% до 9% годовых на срок до 60 месяцев.

Мало купить, надо где-то зарядить .

Не стоит забывать, что для нормального использования любых автомобилей, расходующих горючее топливо или электричество, важно иметь хорошо развитую сеть заправочных или зарядочных станций. И здесь существует главная загвоздка. Если обычные автомобили можно заправить на любой автозаправочной станции, сеть которых достаточно обширна на территории нашей страны, то со станциями подзарядки для электромобилей существуют проблемы.

Подзарядку аккумуляторов можно производить несколькими способами. В первую очередь зарядка может производиться от обычной домашнее электросети. В таких условиях время зарядки занимает 7 часов. Можно установить у себя дома дополнительные накопительные элементы, которые смогут «подпитываться» энергией солнца или брать электричество из сети в менее нагруженное время, что немного сократит затраты на зарядку.

На белорусских АЗС и СТО можно пользоваться станциями европейского стандарта, на которых подзарядка с нуля до 100% занимает 1,5 — 2 часа. Такого заряда на автомобилях Tesla хватает на 400 километров поездки или чтобы доехать из Минска до любого областного центра.

Для владельцев электрокаров создано приложение PlugShare. Оно показывает не только зарядочные станции на СТО и АЗС, но также и станции у владельцев частных домов. В Минске мы насчитали 8 таких станций зарядки, которых сейчас вполне может хватить для не многочисленного автопарка электрокаров в Беларуси.

Однако самыми прогрессивными и выгодными является сеть бесплатных заправок Supercharger для электромобилей Tesla. Согласно данным официального сайта компании, она планирует в ближайшие годы значительно расширить эту сеть, подзарядка на которых длится 20 минут до 80% емкости батареи. Чашка кофе и сэкономленные 10-15 долларов.

Однако компания не планирует проникать на территорию Беларуси и наша страна оказывается в пустом центре кольца сети станций подзарядки.

Какой русский не любит быстрой езды?

Чтобы не заканчивать наш обзор на плохой ноте, упомянем о техническом обслуживании таких автомобилей. Как говорят владельцы электрокаров, за два-три года использования им приходилось менять только колодки, дворники и салонный фильтр, потому что ломаться в автомобиле нечему. На батареи, привод и электродвигатели дается гарантия 8 лет без ограничения пробега.

Если у вас есть деньги и желание быть на гребне прогресса, тогда электромобили лучший вариант для вас. Но наша страна в целом вряд ли в ближайшем будущем сможет стать аналогом «Кремниевой долины», даже если рассмотреть такой показатель, как проникновение передовых технологий на нашу территорию. Писать код может быть белорусы научились на высоком уровне, но вот ездить нам по-прежнему придется на «отсталых» бензиновых и дизельных автомобилях.

Лукашенко предоставил ряд льгот владельцам электромобилей

МИНСК, 10 июл — Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ, направленный на стимулирование использования электромобилей в республике, об этом Sputnik сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Соответствующий документ под номером 273 глава государства подписал во вторник. Указ вводит некоторые льготы для владельцев электрокаров.

«В частности, предусмотрено освобождение от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении», — говорится в сообщении пресс-службы.

Также преференции предоставлены и импортерам в республику зарядных станций. К примеру, организации, которые будут ввозить станции, не производящиеся в Беларуси, будут освобождаться от НДС на этот вид товара.

Указом возлагается ответственность за создание и развитие сети «зарядок» для электромобилей на РУП ПО «Белоруснефть», которое выступит государственным оператором такого вида услуг.

Глава государства в последнее время интересуется «электромобилизацией» страны. Недавно был выпущен опытный образец электрокара на базе седана Geely, планируется сборка кроссоверов Zotye на электротяге. А электробусы «Белкоммунмаша» уже эксплуатируются на маршрутах Минска.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Смотрите так же:  Закончился срок действия карты детская

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

«Я уже наелся этого электричества»: Минчане на электромобилях жалуются на инфраструктуру

8 студзеня ў 15:53

The Village Беларусь побеседовал с тремя владельцами электромобилей и выяснил, «сколько жрет и сколько прет» электрокар летом и зимой, какой помощи они ждут от государства и не устали ли от электричества.

Александр Лычавко

Евгений Ерчак

«Зарядиться в ТЦ Galleria – это танцы с бубном!»

Алексей, Mitsubishi i-MiEV

Справка The Village Беларусь

Электромобиль Mitsubishi i-MiEV начали продавать в Японии летом 2009-го по цене около 33 тысяч долларов, а осенью 2011-го продажи стартовали в России. Но из-за высокой цены (1 799 000 рублей, или примерно 58 тысяч долларов) продажи шли плохо, и за пять лет смогли реализовать лишь 267 электромобилей. Модель все еще продается в некоторых странах, общие продажи за 8 лет составили около 40 тысяч экземпляров.

— Я купил ее летом 2014 года, привез из США. Почему именно ее? Всегда интересно что-то новое попробовать. До этого у меня уже был гибрид, один из первых в Беларуси: Toyota Prius. Все на нее смотрели, как на диковинку. Спрашивали: а как чинить, а где запчасти брать? Но я этого не боюсь, все новое для меня интересно. Если бы покупал первый автомобиль, то электрический бы не брал.

Выбора тогда большого не было: либо эта модель, либо Nissan Leaf. Но «Ниссан» стоил очень дорого, и модели до 2011 года имели очень маленький запас хода: зимой можно было выжать лишь 40–50 километров. У нас в Беларуси немало «Лифов», но многие из них могут оказаться «утопленниками» после ураганов в США.

Так что выбор фактически был всего из двух моделей. Собственно, и Mitsubishi стоила недешево: бесплатную растаможку отменили. По тем временам она мне обошлась где-то в 12–13 тысяч долларов, а у новой была совсем неадекватная цена для городского автомобиля.

Это городской автомобиль, в котором достаточно места и для двоих пассажиров на заднем сиденье. Когда его покупал, понимал, что придется себя ограничивать, что в пару к нему должна быть и машина на топливе — для дальних поездок. Самое главное, конечно: иметь возможность заряжаться дома или на работе. Кто-то говорит: я не покупаю электромобиль, потому что нет сети заправок. Но на самом деле при городских поездках такая сеть и не нужна — была бы зарядка дома.

Я живу в частном доме в Заславле, заряжаться проще. Еще желательно, чтобы был теплый гараж, потому что на морозе емкость батареи сильно падает. А проблему отопления я решил просто: поставил Webasto. В самые лютые морозы уходит пять литров солярки в неделю. Потому что если пользоваться встроенными ТЭНами, то максимальный пробег уменьшится километров до восьмидесяти, а без них можно проехать до 130 км.

Впрочем, 130 км — это максимум, который можно выжать летом, и то, если ездить очень аккуратно. Для надежности лучше рассчитывать на 100 километров. Каждый день я езжу в Минск, и мне почти всегда для всех моих дел одного заряда хватает. Конечно, надо следить за скоростью: если «топить» сто километров в час, то далеко не уедешь. На трассе я держу 80 км/ч. И за день накручиваю не больше сотни километров. Впрочем, если мне надо только до Каменной Горки и обратно, могу и 130 км/ч вкрутить.

Многие говорят: да что такое сто километров, это ничто! Но вы замерьте, какой километраж наматываете по городу, и у 90 % людей он не превысит сотни. Если вы не таксист, конечно. Под конец дня, когда счетчик приближается к ста километрам, какого-то психоза и волнений, что сейчас машина замрет, у меня не возникает. Я даже как-то ставил опыт: когда батареи разряжены и лампочки на панели светятся, как новогодняя елка, предупреждают о разряде, еще спокойно можно проехать 20 километров.

Хотелось бы съездить в Вильнюс: на трассе есть две заправки с быстрой зарядкой, около 80 % емкости можно набрать за 15 минут. Ради спортивного интереса я ездил на одну такую заправку в Дорах.

Если разрядился и стал на трассе — то все: ведь ни «прикурить», ни поделиться энергией нельзя. У знакомого такая же машина, и дочь однажды застряла, разрядилась, пришлось вызывать эвакуатор. Будешь ехать на веревке, включится генератор, выработает немного энергии. За час езды на буксире можно километров на 20 пути зарядиться. Надо просто рассчитывать свои планы. Если я чувствую, что придется за день накрутить больше сотни, сажусь на «Приус».

Машина проехала 50 тысяч миль (около 80 тысяч километров), но я не припомню, чтобы что-нибудь приходилось менять. Даже колодки не менял. И не замечаю, чтобы емкость упала.

Когда спрашивают, на чем я приеду, отвечаю: «Я еду на белой электричке». Потому что объяснить, что это «Мицубиси аймиев», или как это правильно произнести, тяжело. Еще пару лет назад люди оглядывались и смотрели сумасшедшими глазами. На стоянках подходили и задавали вопросы: а что это, а что с этим делать, а где ремонтировать и так далее. Сейчас все успокоились.

Приезжаю домой, ставлю в гараж, подключаю к розетке, и за пять часов она у меня заряжается. Скоростную зарядку в домашних условиях нереально поставить: такая станция стоит тысяч двадцать евро. Где в городе стоят зарядки, даже и не знаю. Кроме, пожалуй, точки на улице Веры Хоружей, там можно бесплатно зарядиться.

В Минске заряжался из-за спортивного интереса. Недавно вот на парковке торгового центра Galleria. Но это такие танцы с бубном. Стоит зарядка, работает по карточке, рядом никого нет и телефона нет. Надо было пойти в администрацию, там кто-то куда-то позвонил, кто-то еще куда-то, и минут через двадцать пришел человек с карточкой.

Для владельца электромобиля зарядка в городе — это не главное. Главное — чтобы она была дома или на работе. Если живешь в многоэтажке — можно попробовать поставить зарядку и во дворе. Но это не гарантирует, что на этом месте никто другой не станет парковаться.

Расход электричества на 100 километров пути получается примерно равным по цене двум литрам бензина. По ночному тарифу — даже, наверное, и меньше. По виду, по классу машина — примерно как Daewoo Matiz, чуть больше. Но по динамике это как двухлитровый бензиновый автомобиль.

Чтобы развивать электромобили в Беларуси, нужна помощь государства: надо отменять растаможку. Процент электромобилей очень мал, и на этих пошлинах государство получит крохи. А так будет стимул пересаживаться на электромобили. Но сейчас, как я понимаю, помощи мы не дождемся: государство решило строить свои собственные электромобили. Сеть заправок развивать надо, делать доступные кредиты на такие машины. Все зависит от государства, сами мы ничего не сделаем.

Если бы электромобиль такого класса новым стоил тысяч 10 долларов — это было бы разумно, народ бы начал их покупать. Да, 9–10 тысяч. Примерно такого класса делают электромобили в Китае, там они стоят тысяч по 5 долларов, наверное.

Думаю, купить другой электромобиль, классом получше — Ford Focus, наверное. И запас хода больше, и качество отделки, и шумоизоляция, и опции, и динамика. Эта машина разгоняется максимум до 130 км/ч, потом электроника ограничивает. Но с шумоизоляцией надо что-то делать: и шум покрышек слышен, и вообще вся улица, все звуки. Хорошо, что сам двигатель очень тихий, это сейчас «вебасто» шумит, а так в салоне тихо. Мой друг обклеил такую же машину изоляцией — стало еще тише и теплее.

После покупки было, пожалуй, лишь одно небольшое разочарование: то, что вложенные деньги не вернешь никогда. За счет одного дешевого электричества такую машину не окупишь. Друзьям я рекомендую покупать электромобиль как вторую машину в семье. Впрочем, пока что моим советам, кажется, никто не последовал.

«Государство не должно смотреть на нас как на обычных автомобилистов»

Антон, Nissan Leaf SL

Справка The Village Беларусь

Nissan Leaf — самый популярный электромобиль в мире. Старт продаж начался осенью 2010 года, а к концу 2017-го компания преодолела отметку в 300 тысяч экземпляров. Осенью прошлого года компания представила второе поколение электромобиля.

— Моя машина 2011 года выпуска, первое поколение. Покупал я ее в Калифорнии в 2014 году. Сама машина стоила около 7 тысяч, доставка еще 2 тысячи, растаможка еще около 2 тысяч — все траты на приобретение составили примерно 12 тысяч долларов. Она обошлась так недорого из-за большого пробега и деградировавшей батареи. По моим подсчетам, ее емкость упала где-то на 20 %.

Я собирался целенаправленно покупать именно эту машину. Не хотел брать модель классом меньше, которую и за машину-то нормальную считать нельзя. Мне не нужен был самый дешевый электромобиль, я выбирал себе самый подходящий. Причем я трезво понимал, что это будет машина только для города. Я не хотел себе гибридный автомобиль, я сторонник чистых концепций. Конечно, электромобиль — это, в первую очередь, транспорт, но во вторую — это концепция «дакраніся да будучыні». Это не первый мой автомобиль: у меня есть и обычная топливная машина.

Я сознательно «топлю» за экологию, и, в конце концов, это единственная реальная причина, по которой я эту машину купил. Я не пытался экономить на электричестве, да вообще что угодно не пытался сэкономить. На машине в принципе трудно экономить: это средство передвижения, и за него нужно платить.

Я просто пользователь, мне нравится ощущение от езды. Я не автоманьяк, я не выжимаю из нее всю мощь. Мне нравится плавность. Она плавно стартует, передач у нее нет. И она поощряет плавное торможение: тогда вырабатывается электроэнергия и подзаряжается батарея. При этом на экране показывается елочка, этакий индикатор экологичности езды. Возникает гейм-эффект, игровой момент при вождении: машина тебя поощряет.

Как оказалось, с такой батареей машина предназначена только для маршрута дом — работа — дом, дом — магазин. У меня от дома до работы — 13 километров. Раз зарядил — и два дня можно ездить, а вот три дня уже не получится. Скататься на дачу — в принципе, не проблема. Но это не то, что ты будешь делать каждые выходные. Нужен полный заряд, причем за поездку он высаживается в ноль.

Смотрите так же:  Конфликт интересов приказ мвд

Летом можно проехать 60–70 километров на зарядке, зимой — 50–60 км. Дальность хода очень сильно зависит от пользователя. По кольцу я разгонялся до 120 км/ч, но это совсем не щадящий режим. Если батарея не новая, то при такой езде рискуешь попасть в режим черепахи: тут на экране загорается индикатор, машина принудительно снижает скорость примерно до 20 километров в час, лишь бы тебе хватило заряда съехать с дороги и присосаться к ближайшей розетке. На всякий случай вожу в багажнике провода: вдруг встречу зарядную станцию.

Заряжаюсь я в гараже: тут есть заземленная розетка, зарядка длится 6 часов. Пользовался и зарядными станциями, расположенными в городе. Заряжался на Толбухина до тех пор, пока зарядка не отрубилась. Но это было супернеудобно. Квест какой-то, неюзабельно совершенно. Скорость зарядки была очень низкой. Как можно на шесть часов оставить машину? Там нет ни охраны, ничего. Ты оставляешь кабель, который стоит сотню евро, — он торчит из машины, у всех на виду. Причем кабель должен быть особенный, вида «папа — папа». Мне пришлось одалживать его у друга, у которого электромобиль Opel Ampera. И, наконец, вишенка на торте: та зарядка не работала просто так. Нужно было звонить оператору, чтобы тот пришел, карточкой ее включил, а потом, когда зарядишься, выключил. В общем, бизнес непродуманный. Даже если услуга бесплатна — нужно, чтобы ею было удобно пользоваться. Я попользовался ей несколько раз, но удовольствия это никакого не приносило. Сидишь в машине и смотришь на этот провод — зарядка идет не быстрее, чем у меня в гараже. Причем работала она только с восьми утра до восьми вечера.

Но есть и более плачевная история с зарядкой возле офисного здания SkyTower, где я работал. Прямо возле строения поставили эту зарядную станцию, и я, выбирая машину, рассчитывал на нее. Я думал так: приеду на работу, поставлю машину заряжаться и тогда после работы смогу еще покататься, куда надо будет. Купил машину, приехал — а она не работает. И сколько я ни спрашивал — ну когда же включат? — внятного ответа не получил.

Добавлю оптимизма: знаю, что на площади Калинина один банк поставил две бесплатные зарядные станции. Но они работают только во время работы самого банка: на ночь калитку закрывают.

Чтобы электромобиль был универсальным, у него должен быть запас хода хотя бы 200 километров. Чтобы человек поехал в свой загородный дом и не обломался вернуться. Пока что электромобили стоят дорого. В идеале цена должна быть около 10 тысяч долларов, тогда их будут покупать обычные люди. Сейчас Tesla выводит на рынок бюджетную Model 3 — ее стоимость около 30 тысяч долларов, для новой электромашины это немного. А у нас в принципе люди новые машины не стремятся покупать: «Я лучше куплю старенькую «бэшачку», чем новый «Поло».

Государство не должно смотреть на электромобилистов так же, как на обычных автомобилистов. Ведь топливо — государственный ресурс — владельцы электрокаров потребляют совсем не так, как владельцы бензиновых машин. Поэтому электроводители нуждаются в привилегиях. В Европе, например, ты получаешь право на парковку в центре города, а зарядка — это уже бонус. Должны быть и субсидии для конечного покупателя.

У меня надежда, что с электрическим «Джили» и тем пиаром, который вокруг этого создается, государство начнет активнее развивать зарядные станции. Даже если наша держава начнет поощрять и субсидировать только тех, кто купит электромобили Geely, я это пойму. Меня устроит это решение, ведь государству все равно придется строить инфраструктуру, а она уже будет общей для всех.

Я считаю, что нужно «душить» ДВСников. Нужно забанить дизель. Вообще забанить, как это сделают через десяток лет в Европе. Есть проблема: колхозники сливают солярку с тракторов потребителям — водителям «пассатиков». И решения проблемы не видно. Стоимость дизтоплива подняли, но это все равно не повлияло на ситуацию. Когда ты сливаешь солярку с трактора или автобуса и толкаешь ее налево, ты формируешь черный рынок с черной ценой. А если запретим дизель в легковушках, то усилим контроль за топливом и снизим уровень его несанкционированного использования: некуда будет сливать.

Следующая моя машина будет электрической. Я нашел прикольный Nissan E–NV200. У этого минивэна почти такая же батарея, как в моем «Лифе», но с оптимизированным потреблением, поэтому он проезжает около 200 километров. Понимаю, что дорого, но она мне нравится, я ее видел вживую, можно брать.

Опять же в беларуских реалиях можно думать о метановых машинах. В Беларуси их мало, на рынке сложно найти. Но «Газпром» пытается популяризировать метан, говорит, что это экотопливо. Ну да, эко, но с поправками. По крайней мере, метан — лучше, чем бензин, дизель и другое горючее топливо.

«На девочку на “Тесле” могут смотреть косо»

Вадим, Tesla Model S 85

Справка The Village Беларусь

Tesla Model S впервые показали на автосалоне практически одновременно с Nissan Leaf: осенью 2009 года. Но первые продажи «Теслы» начались лишь летом 2012-го, спустя полтора года после старта продаж «Лифа». К осени 2017-го было продано чуть менее 200 тысяч электромобилей. Тогда Bloomberg сообщал, что компания терпит убытки со скоростью 480 тысяч долларов в час, а на каждом проданном электромобиле теряет по 19 тысяч долларов.

— Я уже три года занимаюсь электромобилями. Первым привез Opel Ampera, разобрал до винтика, с тех пор и началась электромобилизация. Сейчас дочка на нем ездит. На девочку на «Тесле» могут смотреть косо, а тут едет почти на обычном автомобиле, только у него динамика сумасшедшая и расходы на содержание минимальны.

«Тесла» у меня появилась в ноябре прошлого года. В Европе цены очень высокие, намного выгоднее взять из Америки даже аварийную. Я купил не слишком битую: крыло помято, подрамник. С доставкой-растаможкой обошлась меньше чем в 50 тысяч долларов. Сейчас у меня их три: две «восемьдесятпятки», одна «шестидесятка», но мы ей меняем батарею — и она станет «девяностой». Я их купил, чтобы перепродать, но машина не должна стоять без дела, вот и езжу то на одной, то на другой.

Электромобиль я решил купить для экономии. Жена и дочка ездили на «Ситроенах». Живем в деревне, в 15 километрах от кольцевой, ежедневно машины проезжали под сотню километров. Вроде бы немного, но в месяц это по 200 долларов. И по 600–800 долларов в год на расходники. А теперь у нас три электромобиля, и за прошлый месяц счет за свет составил всего 93 рубля. Сто километров пути мне обходятся в 1 рубль 60 копеек. И раз в два года надо масло в редукторе поменять.

Сегодня я проехал 80 километров, завтра проеду 400. Вчера вот из Литвы вернулся, месяц назад в Познань гонял. Летом мне хватает энергии, чтобы добраться до любого областного центра: запас хода до 400 километров. Зимой — не совсем. Точнее, даже до Бреста доеду, но при этом надо держать скорость 90 км/ч, тогда запас хода будет 350 километров. Однажды приехал под Воложин на заправку, а она не работает. Пришлось веревочкой тянуть машину. А месяца два назад поехал в Москву. Доехал до Орши, зарядился. На этой энергии дотянул лишь до Гагарина. Там подцепились к «головешке» — тягачу дальнобойщика без прицепа. Проехали 80 километров, в режиме рекуперации зарядились на 240 километров пути. Добрались до Сколково, там стоит «суперчарджер»: за 20 минут зарядились целиком, красота. В Москве зарядок тоже немного, но куда больше, чем у нас.

У всей семьи уже выработался рефлекс: домой приехал — машину к розетке подключил, как телефон. А в десять вечера, когда начинается льготный тариф, я иду и у всех трех машин включаю зарядку. А вообще, для Беларуси лучше всего подходят Chevrolet Volt и Opel Ampera, раз уж у нас нет зарядных станций. Ночью машина все равно стоит, можно дома зарядиться; закончилось электричество — включается бензиновый мотор, который вырабатывает энергию для электродвигателя. Суммарный запас хода больше 600 километров. Самая неприхотливая машина, в обслуживании идеальна.

Зарядными станциями в городе пользуюсь редко, но отслеживаю их появление. Ведь сейчас мне, чтобы быстро зарядиться, нужно проехать 30 километров за город. То есть 60 километров пробега уходит впустую. Те 10 кВт я бы мог потратить на важную поездку по городу. И при этом я трачу два часа времени. Чтобы не скучать, пока машина бесплатно заряжается, я пью кофе и съедаю гамбургер и трачу рублей восемь. Поставьте мне такую зарядную станцию в городе — я готов платить по восемь рублей за заправку, лишь бы не тратить два часа. Но эта новая зарядная станция стоит далеко за городом и при этом выдает всего 43 кВт, в то время как Tesla Supercharger 120 кВт, но у нас их нет.

Tesla не запрещает ставить «суперчарджеры». Вон в Сколково четыре штуки: три с европейским разъемом, один с американским. Но стоит такая суперзарядка около 120 тысяч долларов. Быструю зарядку можно и у себя в гараже поставить. Но будет ли она работать? У нас вон и атомную электростанцию строят, обещают завалить электричеством. А когда я включаю на зарядку три своих электромобиля, вижу, как меркнет свет в деревне. Или вот на работе: подключаю электромобиль, он берет 24 ампера (то есть всего около 5 кВт выбирает машина) — и в сети остается всего 204 вольта. Если поставить тут «суперчарджер» на 120 кВт — весь район останется без электричества. Очень плохие сети у нас.

А вот представьте: выпустят 60 тысяч электромобилей «Джили» — где их заряжать? Пусть даже каждая возьмет по 3 кВт, но если их у подъезда будет стоять 10 штук — они выберут 30 кВт, а к жилому дому всего 50 кВт подводится. Электромобили — хорошо, но инфраструктура никакая. И если даже сейчас всех обяжут пересесть на электромашины, то во что это превратится? Надо на каждом шагу ставить электрозарядки, чтобы энергия с АЭС не уходила впустую — пускай хотя бы эти «Джили» заряжаются.

От государства я много чего хочу. Хочу, чтобы отменили пошлину, хочу нормальных электросетей. Даже если у вас будет бесплатная парковка в центре города, выделенная полоса на дороге и бесплатная быстрая зарядка, но такая зарядка будет всего одна на весь город, никто электромобили покупать не станет. Таких как я, ненормальных, в стране немного. Если государство не пойдет навстречу владельцам электромобилей, люди уйдут от них и пересядут на обычные машины. Останусь я, моя семья и друзья, потому что я уже привык мучиться. Может быть, я чего-то не понимаю, но за три года я уже наелся этого электричества. До тех пор, пока не будет нормальных заправок, никакого развития электромобилей не будет.

Справка The Village Беларусь

Электромобили считаются экологически чистым транспортом. По крайней мере, при движении они не выбрасывают в атмосферу продуктов сгорания топлива, в том числе тяжелых металлов. Массовое использование электромобилей в городах способно значительно улучшить состав воздуха и снизить уровень шума. Но выработка электроэнергии для них происходит, в основном, на топливных электростанциях, которые сильно загрязняют атмосферу. Кроме того, производство и утилизация аккумуляторов — «грязные» процессы. Все это не позволяет говорить о полной экологичности электромобилей. Несмотря на радужные планы производителей и чиновников, весь мир на электромобили пересесть не может: мощность, вырабатываемая всеми электростанциями мира, сильно меньше того, что требуется для всего мирового автопарка, окажись он полностью электрическим.

Растаможка электромобилей в рб