Оглавление:

Прокуроры должны уведомлять органы и организации о проведении проверок исполнения ими российских законов не позднее дня начала проверки

В середине февраля 2015 года КС РФ признал неконституционными ряд норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в части порядка проведения проверок НКО. Например, подчеркивается, что наделение прокуроров широкими полномочиями в сфере проведения проверок в отсутствие нормативно закрепленной процедуры их проведения создает препятствия для нормальной деятельности проверяемых организаций. В связи с этим Суд считает необходимым законодательно определить предельные сроки проведения прокурорских проверок и сроки исполнения требований прокурора проверяемыми организациями.

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом указанной правовой позиции КС РФ приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. № 265 урегулирован порядок проведения прокурорских проверок в части соблюдения органами и организациями законов РФ на период до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

В частности, прокурорам при организации и осуществлении надзора за исполнением законов предписано исходить из принципа разумности при определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий. Установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день допускается в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, ЧС природного и техногенного характера.

Кроме того, при организации и проведении проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения российских законов решение о проведении проверки необходимо доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа или организации не позднее дня начала проверки. Сам срок проверки при этом не должен превышать 20 рабочих дней (этот срок может быть продлен по решению прокурора или его заместителя один раз не более чем на 20 рабочих дней, а принять решение о последующем продлении срока может только вышестоящий прокурор или его заместитель). О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки уведомляется руководитель или уполномоченный представитель проверяемого органа (организации). Также руководители или уполномоченные представители могут ознакомиться с актом проверки в течение 10 дней после ее завершения.

Что касается органа или организации, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению такого органа или организации.

Также прокурорам предписано последовательно добиваться от проверяемых органов и организаций своевременного предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований. В каждом случае неисполнения законных требований прокурора виновные лица должны быть привлечены к ответственности.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2017 г. № 172 “О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

В связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций руководствоваться положениями Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

2. При реализации полномочий осуществлять учет и вести реестр решений о проведении проверок, расширении предмета проверок, а также их результатов.

3. Утвердить типовые формы решения о проведении проверки (приложение № 1), мотивированного решения о расширении предмета проверки (приложение № 2), акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона (приложение № 3).

4. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией разрешать вопрос о продлении срока проверки согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признать утратившим силу.

6. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приложение № 1
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 17.03.2017 № 172

О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

«___» ________________ г. № ____________________

прокурор (заместитель прокурора)

классный чин, фамилия, инициалы

1. Провести проверку ____________________________________________________

наименование проверяемого органа (организации)

5. Установить срок проведения проверки с ______________ по ______________

6. Поручить проведение проверки:

фамилии, имена, отчества, занимаемые должности

7. Довести настоящее решение до сведения руководителя (иного

уполномоченного представителя) __________________________________________

наименование проверяемого органа (организации)

Прокурор (заместитель прокурора) _____________________

Приложение № 2
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 17.03.2017 № 172

О РАСШИРЕНИИ ПРЕДМЕТА ПРОВЕРКИ

«___» ________________ г. № ___________________

прокурор (заместитель прокурора)

классный чин, фамилия, инициалы

материалы, послужившие основанием для расширения

1. Расширить предмет проверки, проводящейся в

наименование проверяемого органа (организации)

мотивированное основание расширения предмета проверки

3. Довести настоящее решение до сведения руководителя (иного

уполномоченного представителя) __________________________________________

наименование проверяемого органа (организации)

Прокурор (заместитель прокурора) __________________

Приложение № 3
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 17.03.2017 № 172

ПРОВЕРКИ, В ХОДЕ КОТОРОЙ

НЕ ВЫЯВЛЕНО НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА

«___» ________________ г. ______________________

Комиссией (должностным лицом) ______________________________________

наименование органа прокуратуры

должность, классный чин, фамилия, инициалы

с участием специалистов _________________________________________________

должности, фамилии, инициалы представителей иных

государственных органов, привлеченных в целях осуществления

на основании решения ____________________________________________________

должность, фамилия, инициалы прокурора

от ____________ № ____________ в период с ____________ по _______________

проведена проверка исполнения законов в

наименование органа (организации)

цель, основание, предмет проверки

В ходе проведения проверки нарушений законов за период с ___________

по ____________, относящихся к предмету проверки, не выявлено.

Подписи членов комиссии

(должностного лица), проводивших проверку

отметка о направлении акта руководителю или иному уполномоченному

представителю проверяемого органа (организации)

Обзор документа

В законодательство о прокуратуре внесены изменения в части проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора. В связи с этим даны новые указания по некоторым вопросам организации прокурорского надзора.

Установлены типовые формы решения о проведении проверки, мотивированного решения о расширении предмета проверки и акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

Органам прокуратуры поручено вести учет решений о проведении проверок, расширении предмета проверок, а также их результатов.

Согласно изменениям срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум на столько же. Разрешать вопрос о дальнейшем продлении срока проверки уполномочены заместители Генпрокурора России в соответствии с установленной компетенцией.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Распоряжение прокурора о проведении проверки

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Требование прокурора о проведении проверки

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Смотрите так же:  Требования восстания пугачева

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

В настоящей статье отражен способ реализации прокурорами положений ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре РФ), предусматривающей право прокурора требовать от руководителей поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Федеральный закон 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) возложил в свое время на органы прокуратуры вопросы согласования внеплановых выездных проверок контрольно-надзорных органов и аккумулирования планов проведения такими органами плановых проверок на предстоящий период. И не случайно уже весной 2010 г. законодатель распространил согласовательный порядок для внеплановых выездных проверок не только субъектов малого и среднего предпринимательства, но и всех хозяйствующих структур.

Очередным этапом модернизации законодательства явилось включение в Закон № 294-ФЗ положений, определяющих характер взаимоотношений органов прокуратуры и контрольно-надзорных органов. В частности, в следующей редакции п. 3 ч. 3 ст. 1 установил, что положения названного законодательного акта не применяются «при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора). ». В свою очередь с приведенной нормой корреспондирует дополнение, внесенное в п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, согласно которому новым основанием для проведения внеплановой выездной проверки с 01.08.2011 (дата вступления в силу названного законодательного акта) выступает требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Следует отметить, что указанные изменения не создали для прокуроров каких-либо новых полномочий, однако таким образом законодательным путем разрешена одна весьма неоднозначно трактуемая ранее проблема, связанная с реализацией органами прокуратуры положений п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, который среди полномочий прокурора по надзору за исполнением законов выделяет его право требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как видим, положения Закона о прокуратуре и Закона № 294-ФЗ корреспондируют друг с другом и этим создается предпосылка для более эффективного использования прокурорами соответствующих полномочий, а также исключаются противоречивые ситуации, которые были на практике.

Немаловажно иметь представление о круге органов контроля (надзора) и должностных лицах, которым может адресоваться требование о проведении проверки. Пункт 1 ст. 22 Закона о прокуратуре условно-определенно говорит о структурах, которые являются поднадзорными прокурору. То есть адресатами априори могут выступать любые органы контроля (надзора) федерального, регионального или муниципального уровней, деятельность которых охватывается предметом надзора за исполнением законов. При этом не следует принимать во внимание упомянутые положения Закона № 294-ФЗ, которые распространяются только на те направления контрольно-надзорной деятельности, которые охватываются этим законодательным актом. Статья 22 Закона о прокуратуре имеет универсальный характер и распространяется на все поднадзорные прокурору структуры.

Также следует отметить, что за неисполнение законных требований прокурора ст. 17.7 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №433 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 «О реализации ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и . «

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в связи с принятием федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ и от 25.06.2012 № 93-ФЗ, предусматривающих внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями, внесенными приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 30.04.2009 №136, от 12.05.2010 № 200) (далее — приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93) следующие изменения:

1) подпункт 1.2 пункта 1 после слов «ежегодного сводного плана проведения плановых проверок» дополнить словами «, принятию решений по заявлениям органов контроля (надзора) и муниципального контроля о согласовании», после слов «определить механизм» дополнить словами «взаимодействия при осуществлении вышеуказанных»;

2) подпункт 1.3 пункта 1 после слов «ежегодного сводного плана проведения плановых проверок» дополнить словами «, внесению в него изменений», после слов «федерального законодательства» дополнить словами «, обеспечение электронного документооборота — на подразделения информационно-технической поддержки соответствующих прокуратур.»;

3) пункт 1 дополнить подпунктом 1.3.1 следующего содержания:

«1.3.1. В целях упорядочения прокурорских проверок и поручений прокуроров в контролирующие органы, избежания дублирования функций органов контроля (надзора) вносить последним предложения о включении в их проекты ежегодных планов проведения плановых проверок проверочных мероприятий, обусловленных надзорной деятельностью органов прокуратуры.»;

4) подпункт 1.4 пункта 1 после слов «в пределах соответствующих территорий» дополнить словами «и (или) компетенции соответствующей прокуратуры»;

5) в подпункте 1.5 пункта 1 слово «Организовать» заменить словом «Осуществлять»;

6) пункт 1 дополнить подпунктом 1.5.1 следующего содержания:

«1.5.1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур проверять организацию работы подчиненных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь в организации деятельности по вопросам реализации Федерального закона № 294-ФЗ.»;

7) подпункт 1.7 пункта 1 после слов «об осуществленных» дополнить словами «плановых и»;

8) в пункте 3 слова «(приложение 1-3)» заменить словами «, требования о проведении внеплановой проверки (приложения № 1- 4)»;

9) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. В случае направления требования о проведении проверки -поручения о проведении проверочных мероприятий в отношении юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя (конкретного объекта проверки) по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, содержащим достоверные сведения о нарушении закона, давать оценку необходимости и обоснованности проведения мероприятий по контролю органом контроля (надзора).

Исключить случаи направления требования о проведении проверки в неуполномоченные органы и организации.

В каждом конкретном случае прокурорам, вынесшим требование, контролировать поступление информации о результатах мероприятия по контролю в прокуратуру, а также оценивать достаточность и обоснованность принятых органом контроля (надзора) мер.

В целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя прокурорам учитывать ранее проведенные внеплановые и плановые проверки.

Установить следующий порядок направления требований:

начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах либо их заместителям направлять требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора), поднадзорные этим управлениям;

прокурорам субъектов Российской Федерации или их заместителям направлять требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и территориальные подразделения федеральных органов контроля (надзора) в субъектах Российской Федерации; прокурорам городов и районов, другим территориальным прокурорам — в органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поднадзорные городским и районным (межрайонным) прокуратурам;

транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) и их заместителям направлять требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) регионального уровня и в поднадзорные межрегиональные органы контроля (надзора); транспортным прокурорам (на правах районных) — в органы контроля (надзора) районного (городского) уровня.

Аналогичным образом организовать работу прокурорам иных специализированных прокуратур.

Исключить случаи направления требований о проведении проверок руководителям федеральных органов контроля (надзора) прокурорами районов, городов, субъектов Российской Федерации, минуя Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Организовать учет требований о проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля на бумажном носителе и в электронном виде.

Ответственность за выполнение данных требований возложить на начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.»;

Смотрите так же:  Должен ли пенсионер платить пенсионные взносы

10) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур о результатах работы по надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного и муниципального контроля и соответствием региональных (муниципальных) нормативных правовых актов требованиям Федерального закона № 294-ФЗ информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.».

2. В приложение № 1 к приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 внести следующие изменения:

1) подпункт 1 и абзац первый подпункта 2 пункта 4 после слов «окружающей среде,» дополнить словами «объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,»;

2) абзац первый пункта 9 после слов «окружающей среде,» дополнить словами «объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,», после слов «таких нарушений» дополнить словами «, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами,»;

3) пункт 9 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«В случае отсутствия основания для согласования проведения внеплановой проверки прокурор принимает меры по недопущению нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.».

3. В приложениях № 2 и 3 к приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 после слов «в отношении» под чертой слова «наименование, адрес проверяемого объекта, ИНН» заменить словами «наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации и фактического осуществления деятельности проверяемых лиц (объектов), ИНН, ОГРН».

4. Приложение № 3 к приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 после слов «(при необходимости — дополнительная мотивировка отказа в согласовании)» дополнить абзацем следующего содержания:

«Порядок обжалования решения об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки разъяснен.».

5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 дополнить приложением № 4 (прилагается).

6. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

7. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Прокуратура Камчатского края

Список органов прокуратуры Камчатского края

Календарь новостей

Разъяснения прокурора

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Как правильно писать исковое заявление

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок выдачи разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок получения знака «ИНВАЛИД»

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Новое в порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Кто из предпринимателей обязан регистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Права предпринимателей при проведении проверки

  • 01.02.2018 24.02.2018 Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 491

Гарантии прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля установлены Федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно статье 21 названного Федерального закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, при проведении проверки имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от контролирующего органа их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

— знакомиться с документами и (или) информацией, полученными контролирующими органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, а также с результатами проверки;

— представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в контролирующий орган по собственной инициативе;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

За несоблюдение должностными лицами контролирующих органов требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении по указанной статье принимает прокурор.

Таким образом, в случае нарушения контролирующими органами при проведении проверок прав хозяйствующих субъектов, юридические лица, индивидуальные предприниматели, вправе обращаться в прокуратуру края с соответствующими заявлениями.

Начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства
прокуратуры Камчатского края
старший советник юстиции Н.Б. Симак

Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Хабаровском крае

Главная / Требование прокурора о проведении внеплановой проверке предпринимателя

Календарь событий

Какие действия нарушили Ваши права и законные интересы?

Результаты опроса: Какие действия нарушили Ваши права и законные интересы?

    нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий

С 1 января 2019 года зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и юридического лица можно будет .
Читать далее

30.11.2018 19:11

Подходы к развитию частной системы здравоохранения в Хабаровском крае обсудили на заседании совета по предпринимательству .
Читать далее

28.11.2018 13:52

На сайте ФНС России появился новый сервис, благодаря которому пользователи Интернета могут получить по электронной .
Читать далее

Требование прокурора о проведении внеплановой проверке предпринимателя

Одним из полномочий органов прокуратуры, закрепленных в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), является выдача требования о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 294-ФЗ, порядок организации и проведения проверки, инициированной по требованию прокурора, урегулирован указанным законом, в отличие от прокурорского надзора в целом, при осуществлении которого в силу этой же статьи положения Закона № 294-ФЗ не применяются.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ требование прокурора о проведении внеплановой проверки хозяйствующего субъекта является основанием для инициирования органом контроля (надзора) такой проверки и издания им соответствующего приказа (распоряжения). Дополнительного согласования с органом прокуратуры проведения такой проверки законодательство м не предусмотрено.

Этой же нормой закона закреплено, что требование выдается в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, однако более детально порядок выдачи требования урегулирован в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – приказ Генерального прокурора РФ № 93), принятым в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что при определении вопроса о необходимости выдачи требования органу контроля (надзора) прокурор учитывает следующие обстоятельства:

1) Определяет компетенцию соответствующего органа контроля (надзора), уполномоченного на принятие мер в отношении нарушений законодательства , содержащихся в поступивших в орган прокуратуры материалах и обращениях.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

2) Определив компетенцию, в дальнейшем прокурор оценивает возможность направления поступившей в органы прокуратуры информации, жалобы (обращения) в орган контроля (надзора), в том числе в порядке, установленном ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Получив такую информацию, жалобу (обращение), орган контроля (надзора) самостоятельно принимает решение о необходимости проведения внеплановой проверки хозяйствующего субъекта при наличии оснований для ее проведения, установленных Законом № 294-ФЗ или иным специальным законом, регулирующим осуществление конкретной надзорной деятельности.

3) В случае отсутствия возможности перенаправления обращения в уполномоченный орган контроля (надзора) в рамках Закона № 59-ФЗ (например, при рассмотрении жалобы, поступившей от депутата или иной контрольной жалобы (обращения)), прокурор принимает решение о выдаче требования соответствующему органу контроля (надзора) с учетом проведенной оценки необходимости и обоснованности проведения мероприятий по контролю.

В этой связи, в пункте 3.1 приказа Генерального прокурора РФ № 93 требуется от прокуроров учитывать результаты ранее проведенных внеплановых и плановых проверок в целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Аналогичным образом в п. 3.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, должны учитываться как результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, так и результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

В таком порядке принимается прокурором решение о выдаче контролирующим органам требований о проведении внеплановых проверок хозяйствующих субъектов.

Смотрите так же:  Портсмутский мирный договор сахалин

В свою очередь, необходимо отметить, что на практике нередко возникают ситуации, когда орган контроля (надзора) обращается самостоятельно с ходатайством о выдаче прокурором требования о проведении внеплановой проверки предпринимателя. Основанием для такого обращения, как правило, является отсутствие у органа контроля (надзора) законных оснований для самостоятельной организации мероприятий по контролю.

В данном случае такое ходатайство рассматривается как способ нивелировать установленные законом процедуры инициирования проверки, не позволяющие контролирующему органу самостоятельно организовать проведение проверки, в том числе требующей согласования с прокурором, или нередко как способ устранить существующие проблемы правоприменения. Требование прокурором в таком случае не выдается.

Вместе с тем, контролирующим органом в прокуратуру может быть направлена информация о нарушениях в действиях юридического лица, индивидуального предпринимателя, требующих принятия мер прокурорского реагирования, которая может послужить основанием для организации прокурорской проверки в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Официальный Интернет-ресурс Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае

Тел.: +7 (4212) 32-44-42, +7 (4212) 32-45-88, +7 (4212) 32-45-38

Проведение проверки контролирующим органом

Памятка для предпринимателей об организации и порядке проведения проверок контролирующими (надзорными) органами

Порядок организации и проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверки могут проводиться в форме документарных и (или) выездных и бывают плановые и внеплановые.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная — по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Основанием проведения плановых проверок является:

Ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).

Планы проверок размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет, либо доводится до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом. Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru и на сайте прокуратуры Свердловской области www.prokuratura.ur.ru.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;

2) окончания проведения последней плановой проверки хозяйствующего субъекта;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Плановые проверки, проводятся один раз в три года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, плановые проверки не проводятся.

Если Вы относитесь к субъекту малого предпринимательства, Вы вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Основанием проведения внеплановых проверок является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания;

1.1) поступление в орган контроля заявления от хозяйствующего субъекта о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) поступление в органы государственного надзора, органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (риск – ориентированный подход), параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2, пункта 2.1 после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Когда основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного надзора, органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов, в органы прокуратуры в течение 24 часов. Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Уведомление проверяемого о проверке

О проведении плановой (выездной, документарной) проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера уведомление юридического лица не требуется.

Как вести себя, если к Вам пришел контролер?

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.

Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись копию.

Перед проверкой Вас должны ознакомить:

— с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);

— с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Вы также вправе ознакомится с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Необходимо внимательно изучить выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения, даты начала и окончания, а также правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующими органами (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить контролерам в ходе проверки.

По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в ней экспертов, на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым грузам.

В случае, если при проведении проверки имели место нарушения, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.

Помощник прокурора города Краснотурьинска Р.П. Максимов

Распоряжение прокурора о проведении проверки