Государственная экологическая экспертиза проводится в любом случае использования земель с целью размещения отходов I — V классов опасности

Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов, внесенных в государственный реестр отходов в соответствии с первой частью формулировки ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» («проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности»).

В отношении земель не предназначенных, но фактически используемых для размещения отходов государственная экологическая экспертиза также должна проводиться в соответствии со второй частью формулировки ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» («проекты рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности»).

Государственная экологическая экспертиза проектов рекультивации земель

Федеральным законодательством определены особые требования к порядку проведения рекультивации нарушенных земель.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

С 01.07.2015 года в соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Старший помощник Тульского природоохранного прокурора младший советник юстиции С.В. Артасова

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 июля 2015 г. N 12-47/17563 «Об изменении требований ГЭЭ объектов размещения отходов»

Минприроды России рассмотрело обращение по вопросам, связанным с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», и сообщает.

Указанным федеральным законом «(статья 3)» внесены уточнения в наименование объекта государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), предусмотренного «подпунктом 7.2 статьи 11» Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон N 174-ФЗ).

В частности, к объектам ГЭЭ в том числе отнесены проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.

Согласно «статье 1» Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ):

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со «статьей 12» Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, в соответствии с терминологией Закона N 89-ФЗ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов), в связи с чем под первую часть формулировки вышеуказанного объекта ГЭЭ («проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности») подпадают только проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов в понимании «Закона» N 89-ФЗ. Остальная часть данной формулировки («проекты рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности») охватывает все остальные случаи использования земель в указанных целях, не соответствующие требованиям «Закона» N 89-ФЗ.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены «статьей 39» Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — закон N 7-ФЗ), в соответствии с которыми вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Требования к проектной документации определены «Положением» о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Согласно закону N 89-ФЗ («статьи 10» и «12») строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.

Смотрите так же:  Транспортный налог в самарской области 2012

По указанным выше основаниям проектная документация по выводу из эксплуатации объектов размещения и (или) обезвреживания отходов также являлась объектом ГЭЭ в соответствии с редакцией «подпункта 7.2 статьи 11» Закона N 174-ФЗ, действовавшей до 01.07.2015.

Обзор документа

Даны разъяснения по поводу изменившихся требований государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объектов размещения отходов.

В частности, с 1 июля 2015 г. к объектам ГЭЭ в том числе отнесены проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения этих отходов.

Разъяснено, что под проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов, подпадают только указанные проекты в понимании закона об отходах. Под проекты рекультивации земель, не предназначенных для размещения отходов, подпадают все остальные случаи использования земель.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством. Согласно закону об отходах строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения госэкспертизы.

Таким образом, строительство, реконструкция и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Поэтому до 1 июля 2015 г. проектная документация по выводу из эксплуатации объектов размещения и (или) обезвреживания отходов также являлась объектом ГЭЭ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Проект рекультивации экспертиза

В соответствии с п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения слоя почвы, устанавливаются органами, предоставившими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 7 указанного выше приказа, приемка‐передача некультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную Комиссию письменного извещении о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются, в том числе, проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы.

В связи с тем, что проекты рекультивации нарушенных земель могут быть объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня согласно ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» как проекты технической документации на новую технику и технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также как проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I‐V класса опасности, в соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 08.10.2014 № АА-08–01–31/15625 по вопросу принадлежности проекта рекультивации нарушенных земель к числу объектов государственной экологической экспертизы в каждом конкретном случае необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), приложив к обращению раздел проекта «Пояснительная записка» с детальным описанием принятых проектных решений в рамках заявленного проекта рекультивации нарушенных земель.

Экологическая экспертиза проекта рекультивации

Группа компаний «Специалист» — профессионал в сфере сопровождении экологической экспертизы проектов рекультивации в надзорных инстанциях. Согласно статистике, менее 40% таких проектов утверждаются контролирующими органами с первого раза.

Рекультивационный проект содержит этапы процедуры технической подготовки нарушенных земель и их натуральной биорегенерации. При отсутствии экспертного заключения по данному проекту руководящему звену предприятия грозит административная ответственность, а в случае представления опасности отходов для человека и природы — приостановка работы организации по решению Росприроднадзора.

Земли считаются поврежденными, если в процессе добычи полезных недр почва утратила изначальную ценность, а эксплуатируемая территория стала негативно влиять на экологию. Это может быть выражено через эрозию почвы, образование отвалов, загрязнение поверхностных и подземных вод мусором, вредными веществами и бактериями. Таким образом, проектом должна быть предусмотрена рекультивация породных отвалов карьеров и шахт, провалов на полях, открытых горных выработок, хранилищ отходов, золоотвалов и мест скопления шлаков.

Направления рекультивации нарушенных земель

Экспертиза проектов рекультивации рассматривает конкретные направления работ:

  1. Сельскохозяйственное — нарушенные земли должны быть засеяны сельхозкультурами.
  2. Лесохозяйственное — восстановление сильно эрозированных почв и лесных склонов, образовавшихся в результате механической разработки карьера.
  3. Рыбо- и водохозяйственное — восстановление территорий, заполненных водой.
  4. Рекреационное — восстановление территорий, расположенных недалеко от населенных пунктов.
  5. Санитарно-гигиеническое — восстановление земель, расположенных рядом с промышленными предприятиями и густонаселенными городами.
  6. Строительное — восстановление территорий возле населенных пунктов или транспортных магистралей.

Стратегия и план рекультивации территорий, нарушенных при размещении отходов I…V класса опасности, проходят специальную оценку и экспертный совет на федеральном уровне. В остальных случаях экоэкспертиза проводится в территориальном органе Росприроднрадзора.

Результаты прохождения государственной экологической экспертизы

Итогом экологической экспертизы проектов рекультивации нарушенных земель является письменное заключение ГЭЭ о соответствии или несоответствии предоставленной отчетной документации актуальным экологическим требованиям законодательства. Официальную бумагу выдает Росприроднадзор. Выбирая ГК «Специалист» в качестве сопроводителя экспертизы вы можете быть уверены в принятии положительного решения по вашей заявке.

Как правило, контрольный срок экспертизы составляет от 15 дней. Максимальная продолжительность аудита зависит от сложности объекта и составляет 90 дней. По желанию заказчика, в случае необходимости предоставления дополнительных бумаг, сроки могут быть увеличены еще на 30 дней. Тем не менее, сотрудники компании «Специалист» готовы использовать все возможные ресурсы, чтобы максимально сократить этот срок.

Квалифицированный специалист ждет Вашего обращения —

Проект рекультивации земель: экспертиза, проект, утверждение, реализация

Нередко возникают случаи, когда в результате коммерческой или иной деятельности наносится вред земельным ресурсам, которые по законодательству РФ должны быть рекультивированы, если территории не переведены в соответствующую категорию. Об этом и прочих подробностях вы сможете ознакомиться в данной статье.

Рекультивация земель — это комплекс работ, направленные на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, и также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения»
Постановление Правительства № 140 от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»

Основания для проведения рекультивационных мероприятий могут быть совершенно разными, однако все зависит от конкретной деятельности, которая планируется вестись на участке. Проект рекультивации должен быть предусмотрен в плане проведения строительных, земляных и прочих работ, связанных с нарушением почвенного слоя.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

  • Разработке месторождений полезных ископаемых подземным или открытым способом, а также добыче торфа;
  • Прокладке трубопроводов, проведении строительных, геологоразведочных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • Ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • Складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных видов отходов;
  • Строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (метрополитен, шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения и др.);
  • Ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • Проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Смотрите так же:  Средняя пенсия по инвалидности 2 группы в 2018 году

Потребность в проведении рекультивационных мероприятий может внепланово, но вполне прогнозируемо возникнуть как результат хозяйственной деятельности, вырубки лесов, организации свалок, испытании оружия. В остальных случаях, при проектировании дорог, сооружений и городов данный документ подготавливается заранее.

Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.

Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.

По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.

СП 11-102-97 » Инженерно-экологические изыскания для строительства» и СНиП 11-02-96.

Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.

Этапы проведения изысканий:

  1. Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
  2. Полевые исследования — непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
  3. Камеральная обработка полученных материалов — лабораторные исследования.
  4. Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.

Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.

Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.

Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.

Проект рекультивации земель

Составление проекта — ответственная работа, которая может составляться самостоятельно по существующим нормам и правилам, установленным в Положении о рекультивации земель. Последующее утверждение проекта производится в инстанциях, наиболее подходящих для конкретного участка. В каждом регионе России также есть свои особенности данного процесса, поскольку единого закрепленного порядка для данной операции не предусмотрено. Однако, имеется список инстанций, компетентных в вопросах утверждения проектов рекультивации:

  1. Федеральные органы исполнительной власти;
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ (природоохранные, санитарные, по охране памятников культуры, гидрометеорологические, мелиоративные, сельскохозяйственные и др.);
  3. Руководители соседствующих с участком организаций;
  4. Заинтересованные компании, обслуживающие территорию;
  5. Соседствующие с участком объединения граждан в лице руководителей объединений.

Конкретный же список заинтересованных лиц может быть составлен индивидуально к каждому отдельному участку.

В случаях, когда самостоятельное составление проекта рекультивации не представляется возможным, можно обратиться к организациям или частным лицам, компетентным в данном вопросе. Важно помнить, что каждый отдельный участок требует тщательного индивидуального подхода к учету всех особенностей и свойств.

Выполненный не по требованиям Положения о рекультивации проект не будет принят, а если неверно составленный проект будет реализован, то это может повлечь за собой негативные последствия для окружающей среды, земельных ресурсов и, как следствие, штрафные санкции со стороны государства в лице контрольно-надзорных органов в области экологии.

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 » О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы «

Для обеспечения рекультивации земель, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ постановило:

  1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юр. лицами и гражданами осуществляется за счет собственных средств этих лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В установленном порядке на эти цели возможно направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
  2. Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и другими заинтересованными министерствами, и ведомствами утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Инструктивно-методические документы и формы отчетности, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Утверждение проекта рекультивации земель

Составленный проект, как говорилось выше, необходимо утвердить. После выбора инстанции, нужно отнести в нее свой проект и оставить заявление.

Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 16.11.2011 N Д23-4729 статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.

Таким образом, утвердить проект рекультивации однозначно могут рассматривать к утверждению: федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, тогда как Росреестр не уполномочен согласовывать землеустроительную документацию. Однако, согласование проекта рекультивации с Росреестром необходимо.

Реализация мероприятий по рекультивации, согласно плана, должна проводиться под контролем заказчика или владельца земельного участка, либо по окончании работ произвести прием результатов работы уполномоченными органами в области землеустройства.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект рекультивации земель пишите нам — наши Контакты.

Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами: разработать и сдать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП и в области выбросов в атмосферный воздух: разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс.

Экспертиза проектов по рекультивации

– В ваше управление направляются все без исключения проекты рекультивации?

– Согласно федеральной и региональной нормативной базе, государственная экологическая экспертиза проектной документации по экологически значимым объектам регионального значения организуется и проводится органами государственной власти субъекта РФ. Полномочия в проведении государственной экспертизы по данным объектам переданы нашему управлению. Так что мы проводим не только строительную экспертизу, но и проверяем проектную документацию на соответствие экологическим нормам и требованиям. Объекты рекультивации относятся к экологически значимым, а в Кемеровской области рекультивация земель – это проблема номер один.

– Но государство сделало экологическую экспертизу во многом факультативной. Специалисты проводят ее чуть ли не на добровольных началах, понимая, что делать это все равно необходимо?

– Так и есть. Процентов пятьдесят работы осуществляется на энтузиазме и понимании важности рассматриваемых проблем. Но и в разрез с нормативными и законодательными требованиями это не идет. В Градостроительном кодексе Российской Федерации и Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» оговаривается проведение экспертизы объектов экологической направленности в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. « 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Я знаю, что и коллеги из других регионов – Москвы, Волгограда, Томска, Алтая – тоже принимают на рассмотрение проекты по рекультивации, очистки, регулирования русел рек – т.е. все проекты, связанные с экологически значимыми объектами, обязательно отслеживаются в регионах.

Смотрите так же:  Бланк пошлина загранпаспорт

– Сколько проектов в среднем вы рассматриваете за год?

– За вторую половину 2007 г. нами рассмотрено 23 проекта по объектам с экологической направленностью. Из них только 10 проектов получили положительную оценку. За 8 месяцев 2008 г. на экспертизу представлено 26 проектов по экологически значимым объектам, из них 12 получили положительное заключение. В среднем за месяц поступает 3-4 проекта по рекультивации земель.

– На что в содержании проектов по рекультивации вы обращаете внимание в первую очередь?

– Прежде всего смотрим на то, как будет восстанавливаться ландшафт по поверхностным отметкам и на качество почвенного слоя. Если речь идет об открытой горной выработке, то большое внимание уделяем вопросам технологии, т.е. как будет происходить заполнение выемки, выполаживание откосов, каким материалом – его класс опасности, токсичность и степень воздействия на окружающую среду. В части биологического этапа рекультивации обязательно отслеживаем состав зеленых насаждений, целесообразность использования тех или иных растений именно в наших природных условиях, и, конечно, предпочтительно, чтобы проект предусматривал посадку таких растительных культур, которые восстанавливают плодородность почвы для следующего применения. Если речь идет о рекультивации под сельхозугодья, плодородный слой почвы должен наноситься мощностью не менее 0,3 м и обязательно соответствовать стандартам. Есть ГОСТы по требованиям к землеванию и качеству плодородного слоя почвы при рекультивации земель разных направлений. На основании этих документов после проведения агрохимического анализа почвы для рекультивации в каждом проекте должно быть принято и проработано решение о дополнительном внесении удобрений, их количестве и составе. Конечно, обращаем внимание и на организационную сторону дела – состояние дорог, вопросы техники безопасности, организацию условий труда для людей, которые будут заняты на рекультивационных работах, задействованность машин и механизмов.

– Какой нормативно-методи­ческой базой вы пользуетесь для оценки эффективности проектов? Используете ли в работе рекомендации по лесной рекультивации нарушенных угледобычей земель, одобренных для использования администрацией области?

– Основной рабочий документ – федеральные методические рекомендации по рекультивации нарушенных земель, утвержденные в 1991 году, и обновленные в 2002 году требования к технологическим решениям при проведении рекультивации нарушенных земель именно для предприятий угольной промышленности, ГОСТы по рекультивации земель и сохранению ПСП. Есть и областная нормативная база, в том числе рекомендации, о которых вы спрашиваете. Они, в основном, относятся к биологическому этапу рекультивации.

– Среди проектантов много представителей других регионов?

– В основном проекты наши, кузбасские. По-моему, был только один проект из Новосибирска, причем довольно слабый. Для того чтобы разработать проект рекультивации качественно, необходимо знать все специфические особенности местности. А это возможно только при тщательном обследовании нарушенной территории, что для разработчиков из других регионов очень часто экономически не выгодно. Конечно, разработчики разработчикам рознь. Есть два-три ведущих проектных бюро, проектные решения которых обоснованы, представлена вся необходимая исходная информация, проведены дополнительные инженерные изыскания по данной территории, выполнена агрохимическая характеристика грунтов – словом, все то, на основе чего и должны подбираться технологические решения. Но есть и такие авторы, которых приходится заставлять получать исходную информацию уже на стадии экспертизы проекта, что в принципе недопустимо: исходная информация должна быть первичной и базовой.

– Получается, что некоторые авторы пытаются тиражировать клише без всякой привязки к местности?

– Бывает и такое, и, когда просматриваешь такой проект, понимаешь, что нет не только привязки к территории, но и данные в разных разделах проекта не совпадают в принципе. Такие проекты либо сразу получают отрицательное заключение, либо отдаются на доработку по замечаниям в процессе экспертизы. Но обычно, если на стадии приемки проекта на экспертизу нет всей необходимой исходно-разрешительной документации (есть утвержденный перечень, по которому принимается документация на госэкспертизу), мы возвращаем проект сразу без рассмотрения.

– Существует достаточно много технологий рекультивации, об эффективности которых спорят ученые. Наблюдается ли в проектах плюрализм в выборе технологий?

– В общем подходы достаточно стандартны. Если говорить о биологическом этапе рекультивации – это, обычно, посадки облепихи и сосны с дополнительным посевом трав. Последнее время при рекультивации все чаще начинают применять гидропосев трав, что положительно сказывается на сохранении почвенного слоя и приживаемости семян трав в первый год после рекультивации. На технологическом этапе разрабатывается обычный комплекс мероприятий: ликвидация очагов возгорания, если они есть, изоляция выходов угольных пластов на поверхность, засыпка породой или золошлаковыми отходами, выполаживание откосов и пр. В основном, все стараются соблюдать существующие методические рекомендации и нормативные требования к рекультивации земель. И если кто-то предлагает новый набор растений для зеленых насаждений, их эффективность и приживаемость в наших условиях оценивают специалисты-биологи. Но такие проекты редки, «велосипеда», в основном, никто не изобретает.

– Часто собственники, заказывая проект, руководствуются не эффективностью технологии, а вопросами экономии. Как колеблется стоимость рекультивации одного гектара?

– Не могу сказать, что рекультивация земель – недорогое удовольствие. Собственниками земель у нас являются субъекты РФ, т.е. администрации районов, городов и т.д. И как бы заказчик проекта по рекультивации, в аренде у которого находятся нарушенные земли, не хотел бы сэкономить – подешевле не получается. Все проекты в обязательном порядке согласовываются с администрацией, т.е. собственником земель, которая будет принимать рекультивированные земли по акту передачи и которая предварительно, перед разработкой проекта, выставляет технические условия на рекультивацию. Отступление от технических условий и технологии рекультивации влечет за собой отказ от согласования административными органами и, соответственно, получения отрицательного заключения по экспертизе проекта. А субъекты РФ в настоящее время заинтересованы в качественном восстановлении нарушенных земель и выставляют довольно жесткие (обоснованные) требования. Так что рекультивация одного гектара земли по текущим ценам составляет от 800 000 руб./га до 2 000 000 руб./га – это с учетом всех затрат. Стоимость колеблется в зависимости от направления – санитарно-гигиеническое – лесное – сельскохозяйственное (самое дорогостоящее). Хотя для заказчиков проектов (в основном это добывающие предприятия) затраты на рекультивацию компенсируются – если проектом предусмотрено проведение рекультивации с отсыпкой нарушенных земель отходами производства (порода, ЗШО, строительные отходы и т.п.) и проект утвержден и согласован, то за размещение объемов данных отходов предприятие не платит экологические платежи. А учитывая объемы вскрыши при разработке карьеров (основное направление при нарушении земель в Кузбассе), это немалые деньги, которые остаются у предприятия.

– Насколько обязательны для исполнения рекомендации, которые выдает ваше Управление?

– Рекомендательный характер могут носить только те замечания, которые мы делаем в устной форме на стадии прохождения экспертизы. Как правило, они касаются мелких деталей и не влияют на общий ход и решение экспертизы. А замечания и рекомендации по проекту, составленные в соответствии с требованиями нормативной документации и законодательства, естественно, носят обязательный характер.

Проект рекультивации экспертиза