Алгоритм действий судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом (Даутова Г.Р.)

Дата размещения статьи: 26.11.2016

В соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения должником требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

Предлагается следующий алгоритм действий судебного пристава.

1. При возбуждении исполнительного производства по исполнительным документам, являющимся судебными актами либо выданным на основании судебных актов и содержащим в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, требования, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке предупреждает должника о возможном установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

2. Судебный пристав-исполнитель принимает решение о временном ограничении на пользование должником специальным правом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя при соблюдении следующих условий:

— находящийся на исполнении исполнительный документ является судебным актом либо выдан на основании судебного акта и содержит в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, требования, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом;

— сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам, входящим в состав сводного) превышает 10 тыс. руб.;

— в материалах исполнительного производства имеется информация об извещении должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа (за исключением случаев объявления должника в розыск);

— должник предупрежден в постановлении о возбуждении исполнительного производства об установлении в отношении его временного ограничения при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. Кроме того, по исполнительным производствам, которые возбуждены до 15 января 2016 г., судебный пристав-исполнитель принимает меры по предупреждению должника о возможности установления в отношении его временного ограничения на пользование специальным правом в случае уклонения от исполнения требований исполнительных документов;

— отсутствуют основания для возможности применения в отношении должника временного ограничения на пользование им специальным правом:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам, входящим в состав сводного) не превышает 10 тыс. руб.;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

3. При наличии достаточных оснований судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом, в котором одновременно разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение по ст. 17.17 КоАП РФ, предусматривающей санкции в виде обязательных работ сроком до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года.

4. В соответствии с ч. 7 ст. 65 Закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю необходимо одновременно с вынесением постановления об исполнительном розыске должника устанавливать временное ограничение на пользование должником специальным правом в виде управления транспортным средством. При этом применение ч. 7 ст. 65 Закона об исполнительном производстве возможно только в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, исполнительных производств неимущественного характера, исполнительных производств, связанных с воспитанием детей.

5. Копия вынесенного постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом направляется взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.

6. При поступлении информации об исполнении требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня выносит постановление о снятии данного ограничения и незамедлительно направляет копию постановления должнику, взыскателю и в соответствующий орган исполнительной власти.

7. В рамках исполнения сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного должника, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом, при условии что в состав сводного исполнительного производства входят судебные акты, содержащие требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, требования, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, сумма задолженности по которым в совокупности превышает 10 тыс. руб.

В случае исполнения в полном объеме или частично требований исполнительных документов, входящих в состав сводного исполнительного производства, сумма задолженности по которым в совокупности не превышает 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снятии установленного ограничения и незамедлительно направляет копию постановления должнику, взыскателю и в соответствующий орган исполнительной власти.

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Методические рекомендации определяют сроки и последовательность совершения действий при реализации данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы и дознаватели Федеральной службы судебных приставов осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее — дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее — проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

Смотрите так же:  Требования к ответственному лицу по пожарной безопасности

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее — заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

3. Особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных, исполнительных или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости — с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие согласно ст. 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», обеспечивая безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя, сохранность служебной документации, изъятых денежных средств и имущества;

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме — незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее — отчет);

Смотрите так же:  Инсульт страховой случай или нет

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в «Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов».

5. Осуществление судебными приставами по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т.д.) на основании постановления о приводе.

5.2. Поступившее от судебного пристава-исполнителя или дознавателя постановление о приводе рассматривается старшим судебным приставом (или лицом, его замещающим), который обеспечивает его безотлагательное и своевременное исполнение.

Если в постановлении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, то старший судебный пристав незамедлительно извещает об этом инициатора привода.

Старший судебный пристав утверждает постановление о приводе и организует точное и своевременное исполнение. Постановления о приводе регистрируются в Журнале регистрации постановлений о приводе и выдаются старшему группы судебных приставов по ОУПДС для исполнения под роспись.

5.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется одним судебным приставом по ОУПДС или группой. Старшим судебным приставом назначается старший группы из числа наиболее опытных судебных приставов по ОУПДС (далее — старший группы, осуществляющей привод).

Старшим судебным приставом или его заместителем проводится инструктаж группы, убывающей для осуществления привода, о чем делается отметка в журнале.

В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства с соблюдением требований ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

5.4. По прибытии к указанному в постановлении месту жительства (нахождения) лица, подвергаемого приводу (далее — субъект привода), судебные приставы по ОУПДС:

называют свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявляют служебное удостоверение;

устанавливают по документам личность лица, подлежащего приводу (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иные виды документов);

разъясняют лицу, подлежащему приводу, его права, предупреждают его об ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о возможности применения к нему физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

устанавливают, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода (уважительные причины: наличие малолетних детей, при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта, болезнь и т.п.).

В случае выявления правонарушений при осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, в соответствии с обстановкой и создавшейся ситуацией, на основании ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В случае воспрепятствования совершению привода со стороны лица, подлежащего приводу, или иных лиц судебный пристав по ОУПДС обязан пресечь противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, в котором необходимо указать место, время и характер правонарушения, принятые к этому лицу меры, фамилии, имена, отчества и иные установочные данные свидетелей. После этого следует доставить субъекта привода к судебному приставу-исполнителю, по определению (постановлению) которого осуществляется привод. При необходимости судебный пристав по ОУПДС имеет право обратиться за помощью в органы внутренних дел.

После доставления лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС передает его судебному приставу-исполнителю или дознавателю, который на постановлении делает письменную отметку об осуществлении привода.

5.5. Старшему судебному приставу о произведенном приводе или о причинах недоставления лица, подлежавшего приводу, судебный пристав по ОУПДС составляет подробный отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие невозможность осуществления привода (объяснения, справки, копия листка временной нетрудоспособности или его реквизиты, выписки и др.).

Копии отчета и прилагаемых документов в обязательном порядке приобщаются к материалам исполнительного производства, уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В случае совершения правонарушения в ходе исполнения привода к отчету прикладывается протокол об административном правонарушении.

5.6. Доставленное в структурное подразделение (территориального органа) ФССП России лицо по требованию судебного пристава-исполнителя, дознавателя может находиться под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончательного выполнения исполнительных или процессуальных действий.

5.7. Если лицо, подлежащее приводу, находится на территории другого структурного подразделения (территориального органа) ФССП России, по месту нахождения данного лица в это структурное подразделение может быть направлено поручение об осуществлении привода (далее — поручение). Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом.

Поручение, поступившее в канцелярию структурного подразделения (территориального органа) ФССП России из его другого структурного подразделения, после соответствующей регистрации передается для рассмотрения и организации исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, который при соответствии реквизитов и содержания поступившего поручения установленным требованиям утверждает постановление о приводе.

В случаях несоответствия поручения предъявляемым требованиям старший судебный пристав в установленном порядке направляет об этом информацию в структурное подразделение (территориальный орган) ФССП России, направившее поручение.

6. Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей при выявлении преступлений

6.1. Старший судебный пристав непосредственно организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей, дознавателей и судебных приставов по ОУПДС на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных ФССП России.

6.2. Особенности взаимодействия судебных приставов по ОУПДС и дознавателей при выявлении преступлений.

Старший судебный пристав не реже одного раза в месяц запрашивает у председателей судов и мировых судей следующие сведения:

о планируемом рассмотрении уголовных дел, расследованных дознавателями ФССП России;

о планируемых судебных разбирательствах, в ходе которых возможно возникновение конфликтных ситуаций между участниками процесса, для решения вопроса об участии в них судебных приставов по ОУПДС;

о наличии конфликтных ситуаций, имевших место в ходе проведенных судебных заседаний.

При выявлении таких фактов судебному приставу по ОУПДС необходимо тщательно выяснить обстоятельства их совершения. При наличии признаков преступления в процессе судебного слушания необходимо добиться отражения этого события в протоколе судебного заседания. Дознаватель обязан оказывать методическую помощь судебному приставу по ОУПДС.

Вариантами обнаружения преступления, предусмотренного ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неуважение к суду»), могут быть:

сообщение судебного пристава по ОУПДС, процессуально оформленное рапортом;

заявление потерпевшего о преступных действиях.

В случаях получения информации о совершении преступления либо выявления преступления при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС обязан:

составить на имя старшего судебного пристава рапорт об обнаружении признаков преступления;

при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксировать его в протоколе об административном правонарушении.

6.3. Взаимодействие при проверке сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел.

Судебный пристав по ОУПДС, судебный пристав-исполнитель при обнаружении признаков преступления составляет рапорт, в котором должны содержаться сведения о лице, в действиях (бездействии) которого усматриваются признаки состава преступления, данные о времени, месте и способе совершения преступления, а также указание на возможную квалификацию деяния в соответствии с уголовным законодательством.

Рапорт или заявление о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются необходимые документы (или их копии, заверенные надлежащим образом), подтверждающие изложенные в рапорте обстоятельства, указывающие на наличие состава преступления.

Дознаватель проводит проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ. При наличии оснований в срок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ, дознаватель получает копии иных документов, не приобщенных к рапорту или заявлению взыскателя (представителя взыскателя) и требующихся для принятия процессуального решения и проведения предварительного расследования.

В связи с тем, что в процессе осуществления таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, нередко обнаруживается имущество, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, информация о таком имуществе незамедлительно доводится до судебного пристава-исполнителя.

На основании заявки дознавателя судебные приставы по ОУПДС могут быть привлечены к обеспечению его безопасности при проведении следственных действий. В этом случае судебные приставы по ОУПДС выезжают на место совершения следственных действий совместно с дознавателями.

К обеспечению безопасности следственных действий рекомендуется привлекать судебных приставов по ОУПДС групп быстрого реагирования территориального органа ФССП России (в соответствии с требованиями гл. V «Организация работы группы быстрого реагирования» Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 09.03.2011 № 84 «Об утверждении Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов»).

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

Управление организации обеспечения
исполнительных действий и установленного порядка
деятельности судов

Управление организации
исполнительного производства

Смотрите так же:  Типовой договор на проектирование образец

Управление организации дознания
и административной практики

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., № 1

Обзор документа

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) взаимодействуют с судебными приставами-исполнителями и дознавателями ФССП России в ходе осуществления процессуальных действий и привода лиц, уклоняющихся от явки. Определены сроки и последовательность реализации данных полномочий.

Задачей судебных приставов по ОУПДС является пресечение посягательств на жизнь и здоровье приставов-исполнителей и дознавателей. Они обеспечивают сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

Для обеспечения безопасности при совершении исполнительных или процессуальных действий судебному приставу-исполнителю или дознавателю необходимо подать заявку. В ней указываются Ф.И.О. должностного лица, планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, сведения о лице, в отношении которого они проводятся, и др.

Определены особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных исполнительных или процессуальных действий.

Привод лица, уклоняющегося от явки, осуществляется по месту фактического нахождения этого лица (жительства, работы, учебы и т. д.) на основании постановления о приводе.

Кроме того, судебные приставы по ОУПДС и дознаватели взаимодействуют при выявлении преступлений.

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы) составляет отчет о выполненных мероприятиях.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Алгоритм действий судебного пристава, что делать если пристав исполнитель не работает как надо?

Передача исполнительного листа приставам не всегда означает завершение процессуальных действий и получение заявителем суммы долга. В представленной статье мы подробно рассмотрим, что можно сделать, если приставы не хотят действовать оперативно, как можно на них повлиять и каким образом оформлять свое обращение.

○ Регламентация деятельности ССП.

Судебные приставы — государственные работники, осуществляющие деятельность по изъятию долгов. Их деятельность полностью регламентируется на законодательном уровне. Порядок работы судебных приставов, а также все особенности исполнительного производства указаны в Федеральном законе «О судебных приставах» от 21.07.1997 №118-ФЗ.

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
(ст.2 №118-ФЗ).

Помимо Конституции и данного закона, приставы в процессе изыскания долгов, ориентируются на целый ряд законодательных актов:

  • ГК РФ.
  • ГПК РФ.
  • КоАП РФ.
  • ФЗ №229 «Об исполнительном производстве».
  • ФЗ №135 «Об оценочной деятельности».
  • Положением о Федеральной службе судебных приставов.
  • Нормативно-правовыми актам Министерства юстиции РФ.

○ Работа судебных приставов по взысканию долгов.

Судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации (далее — судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
(п.1 ст. 4 №118-ФЗ)

Алгоритм действий по поиску ответчика и изъятию его долгов производится по строго установленному законом порядку.

✔ Принятие исполнительного листа.

Исполнительный лист – это документ, на основании которого приставы начинают исполнительное производство. В большинстве случаев это решение суда, в котором содержится указание действий. Также, согласно п.1 ст. 12 №229 ФЗ, в качестве исполнительного листа может выступать:

  • Алиментное соглашение или иной договор, заключенный сторонами в том случае, если происходит прямое обращение в службу судебных приставов без судебного рассмотрения вопроса.
  • Судебный приказ.
  • Удостоверение, выданное в результате решения трудового спора.
  • Акт, составленный надзорным органом по результатам проверки.
  • Постановление судебного пристава-исполнителя.
  • Исполнительная надпись нотариального работника.
  • Исполнительный документ, выданным органом иностранного государства.

Исполнительный лист направляется приставам почтой либо истец самостоятельно осуществляет его передачу. Документ принимается начальником службы судебных приставов, который в течение 3 дней рассматривает его и передает в производство одному из сотрудников.

✔ Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства — это начало процедуры взыскания долгов. Сюда входит направление уведомления должнику о его начале и предложение добровольного погашения задолженности.

✔ Срок на добровольное погашение задолженности.

Должнику дается 5 дней на самостоятельную оплату долга. Отсчет ведется с момента получения им уведомления. Если должник не идет на контакт с приставом или отказывается платить, начинается принудительное взыскание долга.

✔ Осуществление запросов в различные органы по поводу должника.

Данный этап подразумевает поиск источников дохода должника, который не хочет самостоятельно платить. Заключается в направлении запроса по месту работы и банковские организации с целью обнаружения средств, которые можно взыскать для погашения задолженности.

✔ Постановление о мерах принудительного взыскания.

Если получить деньги с должника мирным путем не получается, выносится постановление о мерах принудительного взыскания. Оно выносится приставом-исполнителем на основании отказа ответчика от исполнения своих обязательств в добровольном порядке.

Заключается в принудительном изъятии денежных средств с банковского счета либо перевода заработной платы должнику в размере, превышающем прожиточный минимум. В случае их отсутствия накладывается арест на имущество, которое подлежит последующей оценке и реализации. Если сумма долга меньше стоимости имущества, разница возвращается должнику после торгов.

Также должник оплачивает 7% от суммы долгов в качестве исполнительного сбора. Сумма не может быть меньше 1 тысячи рублей для физлиц и менее 10 тысяч рублей для юридических лиц.

✔ Постановление об окончании исполнительного производства.

В соответствии с п.1 ст. 47 №229-ФЗ, исполнительное производство заканчивается приставом-исполнителем, если:

  • Осуществлено фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе.
  • Исполнительный лист возвращен взыскателю (физлицу, суду или иному органу, предъявившему его).
  • Произошла ликвидация или банкротство должника.
  • Произведено удержание с доходов посредством направления исполнительного листа в организацию.
  • Истек срок давности судебного акта или иного документа, служащего основанием для исполнительного листа.

Постановление выносится приставом-исполнителем. Об окончании производства сообщается лицу ил органу, инициировавшему его.

✔ Постановление о снятии мер принудительного исполнения.

Это документ, удостоверяющий, что процесс принудительного изъятия долга завершен. Выносится приставом-исполнителем на основании исполнения ответчиком своих обязательств либо истечения срока давности исполнительного производства.

○ Как заставить пристава работать?

Несмотря на то, что действия приставов строго регламентированы, они зачастую не стремятся исполнять свои обязательства. Поэтому надо знать законные меры воздействия на них, чтобы правильно их использовать.

✔ Заявление об инициации исполнительного производства.

Срок исполнительного производства считается оконченным с момента вынесения постановления о его окончании. Если дело решается через суд, нужно знать, что срок исковой давности составляет 3 года. Поэтому, если приставы вернули исполнительный лист обратно в суд, вы должны знать, что можете повторно возбудить дело, направив соответствующее заявление еще раз до истечения 3-летнего срока. Оно составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:

  • Реквизиты органа-получателя.
  • Данные о заявителе.
  • Просьба об открытии исполнительного производства с указанием документа, являющего основанием.
  • Сведения о должнике.
  • Требования о принятии конкретных мер к ответчику (арест, изъятие денежных средств и т.д.).
  • Предмет взыскания и сумма долга.
  • Перечень приложений.
  • Дата, подпись.

✔ Жалоба на бездействие.

Данный документ также составляется в свободной форме и должен содержать исчерпывающие сведения об обстоятельствах дела:

  • Описание ситуации.
  • Указание на бездействие пристава-исполнителя (конкретное перечисление действий, которые он не произвел).
  • Права и интересы, которые были нарушены данным бездействием.
  • Требование о принятии мер по осуществлению исполнительного производства надлежащим образом.

✔ Направление жалобы.

Жалоба на действия (бездействие) пристава исполнителя подается начальнику отделения ФСПП либо в прокуратуру. При отсутствии реакции по решению вопроса, можно обратиться также в суд с исковым заявлением о принятии соответствующих мер.

Таким образом, даже если приставы не совершают нужные действий по исполнительному производству, у вас всегда есть законное право обжаловать порядок проведения процедуры. Важно учитывать, что перед подачей жалобы необходимо удостовериться в наличии достаточных оснований для нее.

✔ Как правильно составить жалобу, если судебный пристав не принимает документы для возбуждения исполнительного производства?

Вам нужно направить свое заявление начальнику отделения, указав на незаконность действий сотрудника. Если данная мера не будет эффективной, можно обратиться в прокуратуру или суд.

✔ Как привлечь пристава к ответственности, если он намеренно задерживает перевод денежных средств на счет кредитора?

На проведение исполнительного производства отводится два месяца, в течение которых заявитель должен получить свой долг. Если у вас есть основания подозревать, что пристав намеренно тянет сроки и хочет закрыть дело, вы можете пожаловаться начальнику ФСПП, прокуратуру или написать исковое заявление в суд, в котором изначально рассматривался ваш вопрос.

Видеоканал «Pravda» в своем ролике подробно рассказывает, как работают судебные приставы.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Приставы алгоритм действий