Входят ли годы обучения в высшем военном летном училище в трудовой стаж для начисления пенсии?

С 1987 г по 1991 г я обучался в Высшем военном летном училище, входят ли годы обучения в трудовой стаж для начисления пенсии?

Ответы юристов (1)

Так как период обучения в военном училище приравнен к военной службе, то он будет включаться и в страховой стаж, и в выслугу лет (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации»).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

«Гражданская» пенсия военнослужащим и зачет службы в стаж

Военнослужащие имеют право на одновременное получение «военной» пенсии и страховой, если заработали право на нее. Но немалое количество офицеров, служивших в армии по контракту «ушли на гражданку», не выслужив требуемого срока. Их интересует вопрос: в каком порядке засчитывается военная служба при назначении страховой пенсии по старости?

Две выплаты: по «выслуге» плюс страховая

Пенсии военнослужащим по выслуге (инвалидности) назначаются на основании специального закона (№ 4468-1 от 12.02.1993). Эти документом регулируется не только армейская, но и служба в органах МВД, ФСБ, военной разведки, противопожарной обороны, других ведомств, приравненных к военному. В каждом из них есть специальные отделы, которые занимаются вопросами пенсионного обеспечения.

Тем, кто уже получает «военную», может быть назначена одновременно и страховая пенсия по старости при выполнении следующих условий:

  1. имеется страховой стаж — не менее 5 лет ;в 2018 он состовляет 9 лет .
  2. наступление возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

К страховому стажу приравнен трудовой стаж до 1 января 2002 года. Заявитель, обращаясь за «гражданской» пенсией, представляет справку с места службы, где указана дата назначения «военной» и перечислены все периоды, которые были включены при ее расчете. Начиная с 2002 года, работа засчитывается только при условии уплаты страховых взносов.

Главное правило: в страховой стаж включаются только периоды работы, которые не были учтены при назначении пенсии по выслуге.

Все установленные законом льготы по снижению пенсионного возраста, полагаются и «военным» пенсионерам, если для этого есть основания:

  1. подземный, «горячий» стаж (список 1), работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — до 10 лет;
  2. «северный», тяжелые условия труда («малые списки») — до 5 лет;
  3. проживание на территории радиоактивного загрязнения — до 5 лет;
  4. инвалидам военной травмы при наличии страхового стажа 25 лет5 лет.

Вопросы, касающиеся права на «военную» пенсию — решаются соответствующим ведомством. Нужно помнить о том, что некоторые виды работы учитываются при ее установлении . Поэтому заранее нужно убедиться, что имеются необходимые 5 лет работы, ранее не включенные в стаж «службы».

ПФР назначает только страховую пенсию. Ее размер определяется по общим правилам, для расчета необходима справка о зарплате. Если подтверждающих документов нет, сумма будет небольшая.

Учет службы без полной «выслуги»

Кто не приобрел права на пенсию по выслуге, инвалидности — может рассчитывать только на обычную страховую пенсию. Периоды военной службы (и приравненной к ней) называются «иными» или «нестраховыми» периодами. Они учитываются наравне с работой, независимо от основания: по призыву или контракту.

Служба по призыву

Такие периоды всегда приравнивались к работе и учитывались при определении права на пенсию. Но на размер пенсии оказывает влияние только стаж, заработанный до 2001 года. С 2005 года — было введено страховое возмещение за срочную службу в армии. Его размер невелик, но имеет значение для тех, кто служил по призыву с 2002 года и позже.

Пенсия назначена мужчине в 2012 г. Стаж работы составляет 33 года, 2 г. —срочная служба в армии: 1970-1972 гг. С 2002 по 2011 гг. работал, средняя зарплата была примерно 23 тыс. рублей, с нее уплачивались страховые взносы.

При включении двух лет армии в стаж, размер пенсии составил: 11 393 руб. Если не учитывать их в стаж, а включить в пенсионный капитал страховое возмещение за этот период — размер пенсии составил бы 11 262 руб.

В большинстве случаев, выгоднее включать службу в стаж. Но, если зарплата была очень маленькой или пенсия назначена вообще без нее (например, не смогли представить справку) — то может быть целесообразным второй вариант. Размер возмещения за 2 года в общем размере пенсии составляет примерно: 150 — 170 рублей.

Служба по контракту

Время службы офицером или рядовым-контрактником также приравнивается к работе и включается в стаж. Но после 2002 года —расчет страховой пенсии производится от суммы уплаченных взносов. За военнослужащих их уплата не производится.

Поэтому в связи с реорганизацией, массовым сокращением состава МВД, военного ведомства приняли закон, учитывающий эти обстоятельства (№ 126-ФЗ от 04.07.2011).

Периоды службы с 1 января 2002 — возмещаются федеральным бюджетом в том же порядке, какой предусмотрен для военнослужащих-срочников.

Здравствуйте.Мне 28 сентября исполняется 55 лет.Проживаю и работаю в г.Братске, Иркутская область. Местность приравнена к районам Крайнего севера. Трудовую деятельность начал 07.08.1981 года. по сей день. Постоянно проживаю и работаю в Братске. Обратился в пенсионный фонд в связи с наступлением пенсионного возраста -55 лет. На приеме мне сообщили, что период службы в органах МВД по месту жительства — почти 11 лет в северный стаж не входят, а только в общий трудовой стаж и поэтому мне придется еще четыре месяца работать, чтобы заработать полный -20 лет северный стаж. Прошу вас разъяснить мне почему и на каком основании у меня не засчитывают в северный стаж годы службы в МВД и есть ли варианты. Объяснить в пенсионном фонде мне не смогли. Сказали что служба и работа разные вещи.

Ответы юристов (5)

Статья 28 ФЗ «р трудовых пенсиях» Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностяхи имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

Статья 90 ФЗ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж

Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Смотрите так же:  Председатель комитета кредиторов полномочия

Следовательно, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По сути, Вам необходимо получить письменный отказ от ПФР и обжаловать его суд.

Есть вопрос к юристу?

Прошу вас разъяснить мне почему и на каком основании у меня не засчитывают в северный стаж годы службы в МВД и есть ли варианты. Объяснить в пенсионном фонде мне не смогли. Сказали что служба и работа разные вещи.

Дело в том, что у ПФ РФ есть соответствующие разъяснения о том, чтобы в подобных ситуациях отказывать, что и произошло в Вашем случае. Однако данный отказ неправомерен, Вам нужно получить от ПФ РФ письменный отказ и обратиться в суд, обжаловав отказ:

Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 21.11.2011, с изм. от 30.12.2012) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Кроме того, есть соответствующие разъяснения Верховного суда:

Решение Верховного Суда РФ
от 10 января 2001 г.
N ВКПИ 00-86
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

в составе: председательствующего — судьи Верховного Суда Российской Федерации — генерал-майора юстиции Хомчика В.В.
при секретаре — старшем лейтенанте юстиции Безнасюке
А.С., с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело по жалобе гражданина Гуминского Юрия Владимировича о признании незаконным
абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого
служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных
условиях,
установила:
Заявитель Гуминский Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ
с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Закон РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон РФ «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установили для
указанных районов исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж в
льготном, полуторном размере, без установления срока, с которого такой зачет
производится. Вместе с тем, указывает Гуминский, в абзаце 5 раздела 2
Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1993 года N 941 определено, что Республика Коми отнесена к отдаленной
местности, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных основаниях
с 1 января 1988 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит
закону и нарушает его права, поскольку на ее основании выслуга лет для
назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитана ему на льготных
условиях с 1988 по 1993 год, а не с момента начала его службы на территории
республики Коми, то есть с 1983 года.
Заявитель Гуминский Ю.В. в судебное заседание не
явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Председателя Правительства Российской
Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел
Российской Федерации Горностаев А.В. с жалобой заявителя не согласился и просил
об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что Закон Российской
Федерации «О государственной пенсиях в Российской Федерации» N 340-1
от 20 ноября 1990 года регулирует общий порядок пенсионного обеспечения граждан
и на военнослужащих не распространяется. На военнослужащих также не
распространяется и Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных у ним местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом, каковым
является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» N 4468-1 от 12
февраля 1993 года. Оспариваемое постановление Правительства Российской
Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года издано в соответствии с указанным
Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 года и не противоречит действующему
законодательству Российской Федерации. Пенсионное обеспечение военнослужащих
существенно отличается от пенсионного обеспечения иных граждан как порядком и
условиями его выплаты, так и его размерами.
Выслушав объяснения представителя Председателя
Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками
Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаева А.В., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым отказать
заявителю в удовлетворении жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
жалобу Гуминского Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Единая система республиканских государственных пенсий
в Российской Федерации установлена Законами РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» N 340-1 от 20 ноября 1990 года и «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» N 4468 от 12 февраля 1993 года.
Пенсии, назначенные в соответствии Законом РФ «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем, как правильно отмечает заявитель,
правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и
выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий имеют существенные
различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с
военной службы.
В частности, статья 88 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», устанавливает, что пенсии
назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности
трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового
стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности
(службы).
В соответствии со ст.14 этого Закона назначается
пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера (специальным трудовым
стажем), перечень этих местностей утверждается Правительством Российской
Федерации, а при подсчете трудового стажа, согласно ст.94 того же Закона и
ст.28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года, периоды работы в этих
районах исчисляются в льготном, полуторном размере.
Согласно действующему в настоящее время Перечню
районов Крайнего Севера от 3 января 1983 года, Республика Коми (за исключением
некоторых ее районов) отнесена к районам Крайнего Севера.
В свою очередь, для назначения пенсии в соответствии с
Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» статья 18 указанного закона определяет понятие
выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней
службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для
назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и
время начала льготного исчисления) лицам, проходившим военную службу, в
соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную
компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях,
явилось Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, а также
Приложения к нему N 1 и N 2.
Как видно из Приложения N 1, в Перечень местностей РФ,
в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу
лет для назначения пенсии, включена Республика Коми.
При этом, служба в Республике Коми в местностях
севернее Полярного круга согласно абзаца 6 раздела 1 Перечня: для
военнослужащих и лиц рядового состава органов внутренних дел (кроме милиции) — с 25 июня 1949 года, а для личного состава милиции — с 1 января 1970 года,
засчитывается на льготных условиях — один месяц службы за два месяца, а в
других местностях Республики Коми согласно обжалуемого заявителем абзаца 5
раздела 2 Перечня с 1 января 1988 года — один месяц службы за полтора месяца.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных
актов позволяет прийти к выводу, что установление срока, с которого служба на
территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не
нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный
акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых
условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения
пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не
противоречит Законам РФ «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» и «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях», так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных
условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок
исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное
обеспечение на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя,
Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии
со ст.7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей» и ст.5 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», лица, имеющие право на
различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
Согласно части 3 статьи 2 Закона РФ «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на
условиях и по нормам, установленным Законом РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» могут назначаться пенсии проживающим в Российской
Федерации лицам, проходившим военную службу, по их желанию.
Таким образом, заявитель при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Закону РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» имеет право выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.

На основании изложенного и руководствуясь
ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Гуминскому Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы
о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части
установления срока, с которого служба на территории Республики Коми
засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.Хомчик

Смотрите так же:  Налоговая декларация по усн доходы за 2018 год бланк

Игорь Васильевич, добрый день.

Отказ ПФР не основан на Законе, попробуйте обратиться к вышестоящему руководству ссылаясь на ниже приведенные статьи, если не поможет, то только суд. Обращайтесь лучше письменно, чтоб было что в суде предъявить.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами
разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере
указанного отношения заработков принимается последний по времени
получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной
плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных
лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем
понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно
полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации воинских
формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых
Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел
Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной
службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в
которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной
безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной
безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в
периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в
партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной
войны;

Добрый день! По существу вашего вопроса могу пояснить
следующее, что данные правоотношения регулируются пенсионным законодательством Российской Федерации, и для решения вопроса рекомендую: Подать письменное заявление в адрес ПФР по месту жительства о включении данного периода для расчёта вашей пенсии с сылками на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в частности на ст. 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. И соответственно просить назначить вам пенсию с учётом указанных периодов службы в МВД. Ждите ответ и если он будет отрицательным то можете обратиться в прокуратуру с письменным заявлением в котором подробно всё укажите с приложением копии ответа ПФР и просите осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц ПФР в вашем отношении и осуществить защиту ваших прав в том числе в судебном порядке. Ждите ответа и реакции и если это не поможет — то соответственно подавайте иск в суд. С уважением…

Здравствуйте, Игорь Васильевич!

Действия ПФР очевидно связаны со следующим. ПФР ссылается на то, что период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Приведу ссылки на два подобных решения. Решение Братского городского суда Иркутской области: http://bratsky.irk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=208

В любом случае, Вам следует обратиться в ПФР и потребовать письменное обоснование отказа. Возможно проанализировав его, можно найти ошибки ПФР. Дело в том, что ПФР всеми «правдами и неправдами» старается уменьшить количество льготников — работа у них такая. Поэтому, при требовании такого отказа работники ПФР более внимательно и обоснованно подходят к исчислению периодов, так как понимают, что лицо готовится обжаловать их действия в суд. Гораздо сложнее написать незаконные требования, чем просто устно отказать гражданину. При наличии письменного отказа, ошибки ПФР можно найти и обжаловать.

С уважением, С.Сергеев

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Приравнен трудов стаж

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Социальное обеспечение и здравоохранение (обязательное и добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги) ›
  • Пенсионная система Российской Федерации ›
  • Как определяется стаж для исчисления пенсии по старости?

Как определяется стаж для исчисления пенсии по старости?

Очень важным показателем для исчисления страховой пенсии является страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 3 Закона № 400-ФЗ).

В страховой стаж (ст. 11 Закона № 400-ФЗ) включаются периоды рабо-

ты и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Рос-сийской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и упла-

чивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, в соответствии со ст. 12 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравнен-

ной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от

12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхо-

ванию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достиже-

ния им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Смотрите так же:  Документы необходимые для получения пособия по уходу за ребенком

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 284, но не более пяти лет в общей сложности. При этом стоит отметить, что периоды работы, перечисленные ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ, засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 Закона № 400-ФЗ.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке (ст. 13 Закона № 400-ФЗ). В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 Закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

При этом, в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом в постановлении Правительством Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 (далее – Правила).

Какие периоды включают в стаж для начисления пенсии

В трудовой стаж, дающий право на получение страховой пенсии, включают не только время непосредственной работы по найму, но и некоторые другие периоды, которые прописаны в законодательстве.

Общие сведения и понятия

Трудовой стаж – это период работы, который используется для начисления гражданам страны пенсионных выплат.

Этот термин используют в основном для расчета отработанного времени до 2002 года, то есть до того момента, когда произошли основные пенсионные реформы.

После 2002 года уже действует страховой стаж, в него включают время, когда за гражданина выплачивались страховые взносы. Его используют не только для начисления пенсии, но и для расчета больничного.

В настоящее время одним из оснований для получения права на начисление страховой пенсии является минимальный стаж. При его отсутствии увеличивается пенсионный возраст, а сам пенсионер может претендовать только на социальную пенсию.

В трудовой стаж будут включены следующие периоды, когда гражданин был трудоустроен:

  • он трудился на территории страны и за него работодатель перечислял взносы в Пенсионный фонд;
  • гражданин трудился за пределами государства, но страховые взносы за него все равно уплачивались в Пенсионный фонд РФ.

В сумму трудового стажа можно также включить периоды, когда человек официально не работал и не платил страховые взносы. Их перечень можно увидеть в ст. 12 ФЗ-400 от 28.12.2013 года.

Какие периоды входят в общий трудовой стаж

Что входит в трудовой стаж при начислении пенсии помимо периодов официальной работы?

Иные периоды, которые входят в трудовой стаж для начисления пенсии

Иные периоды могут быть включены в общую продолжительность стажа только при выполнении одного из следующих условий:

  • перед началом вышеуказанного периода человек работал или осуществлял деятельность к ней приравненную;
  • человек работал после периодов официальной работы, которые могут включаться в стаж.

В страховой стаж можно включить не только периоды, когда гражданин находился на срочной службе в армии или служил по контракту в вооруженных силах РФ. Сюда приравнен еще ряд категорий граждан, которые осуществляли службу:

  • в Государственной противопожарной системе;
  • в организациях уголовно-исполнительной системы;
  • в системе наркоконтроля;
  • в системе органов внутренних дел.

Это дает возможность, добавить стаж, полученный в вышеуказанных случаях к обычному трудовому стажу, при достижении ими пенсионного возраста.

В настоящее время в федеральных законах, регулирующих страховой стаж, нет упоминаний об учебе в любом учебном заведении. На практике же есть несколько нюансов, когда учебу можно будет включить в продолжительность стажа.

Период, когда гражданин получал высшее образование, можно будет включить в стаж в следующих случаях:

  • Обучение в военных учебных заведениях.
    Согласно законодательству она приравнивается к военной службе, которая входит в перечень периодов, включаемых в стаж для пенсии. Основное условие – с учащимися должен быть заключен контракт уже во время обучения.
  • Учеба в остальных высших учебных заведениях, при условии, что гражданин осуществлял взносы в Пенсионный фонд самостоятельно.
  • Учеба в любом ВУЗе, для граждан, которые получили право выйти на пенсию до 2002 года.
    В этом случае действует правило, что в стаж включаются периоды, предусмотренные законом во время обучения гражданина.

Таким образом, обучение в высшем учебном заведении не сможет повысить стаж работы, если только человек одновременно с учебой не был официально трудоустроен.

В случае с учебными заведениями, дающими среднее специальное образование (техникум, колледж) либо начальное профессиональное (училище, ПТУ) дело обстоит также как с учебой в ВУЗах.

Она будет засчитана только для граждан, которым была начислена пенсия до 2002 года.

Прохождение практики

Прохождение практики по направлению учебного заведения любого профиля может быть засчитано работнику в стаж, только при условии, что на этот период он был официально оформлен на предприятии. То есть получал официальную плату за свою работу, с которой работодатель перечислял взносы в Пенсионный фонд.

В стаж, дающий право на получение страховой пенсии, можно включить декретный отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, но не более чем шесть лет стажа.

То есть, в стаж включают время ухода только за 4 детьми. Это период можно учитывать не только матерям, но и любому другому члену семьи, который ухаживал за ребенком и получал за это пособие.

Деятельность в ИП

Если гражданин не работал по найму, а был оформлен как частный предприниматель, то этот период будет засчитан ему в стаж, только при условии, что он перечислял за себя страховые взносы в Пенсионный фонд.

В настоящее время лица находящиеся в местах лишения свободы также включены в закон о пенсионном страховании. Поэтому этот период может быть включен в страховой стаж в случае, когда за гражданина трудоустроенного в местах лишения свободы перечислялись взносы в Пенсионный фонд.

Данные поправки в пенсионное законодательство были внесены только с 1 сентября 1992 года, соответственно включать в стаж можно только периоды заключения после этой даты.

Если человек состоял на учете в органах занятости населения, то он может включить в стаж следующие периоды:

  • время получения пособия в качестве официально признанного безработного;
  • время, когда центр занятости направляет безработных на общественные работы;
  • время, затраченное на переезд в другую местность, для трудоустройства по направлению центра занятости.

Это значит, что периоды, когда гражданина снимают с учета на бирже труда или он не получает пособие по каким-либо причинам нельзя включить в стаж.

При начислении пенсии

Для начисления страховой пенсии установлен минимальный порог стажа, который составляет 15 лет. Но вступит это положение в силу, только в 2024 году, а сейчас идет так называемый переходный период, когда каждый год обязательный минимум увеличивается на 12 месяцев.

При получении ветерана труда

На государственном уровне звание «Ветеран труда» присваивается только двум категориям:

  1. гражданам, которые имеют ведомственные награды и стаж достаточный для получения пенсии;
  2. граждане, которые начали трудовую деятельность в период ВОВ до достижения ими 18 лет и при этом имеют общий стаж 35 (женщины) и 40 (мужчины) лет.

Во всех остальных случаях порядок получения звания «Ветеран труда» устанавливается на региональном уровне. При этом в разных регионах условия могут существенно отличаться.

В среднем стаж, необходимы, для получения льготы составляет 25–35 лет. Но, например, в Смоленской области получить это звание могут только:

  • женщины, имеющие стаж не менее 40 лет;
  • мужчины, имеющие стаж не менее 45 лет.

В стаж включаются только периоды работы, подтвержденные документально, в отдельных случаях женщинам может засчитаться период по уходу за ребенком.

Приравнен трудов стаж