Приказ о почасовой оплате труда ппс

Версия для слабовидящих

Наука и Инновации

Система почасовой оплаты труда

В соответствии с Положением об оплате труда работников ТГУ в университете предусмотрена почасовая оплата для лиц профессорско-преподавательского состава.

В соответствии с Постановлением Комитета по высшей школе от 14.11.1992 № 108 ставки почасовой оплаты труда могут быть установлены университетом самостоятельно в соответствии с научно-педагогической квалификацией работников в пределах почасового фонда.

Почасовой фонд оплаты формируется по структурным подразделениям университета с учетом учебной нагрузки в часах и стоимости часа. Стоимость часа учебной нагрузки устанавливается приказом ректора.

Почасовой фонд оплаты факультетов может быть увеличен за счет фонда оплаты по вакантным должностям. В этом случае он рассчитывается исходя из фонда заработной платы по вакантным должностям профессорско-преподавательского состава и количества часов, установленного данному подразделению по имеющимся вакансиям.

Лицам, зачисленным на условиях почасовой оплаты, доплаты за наличие ученой степени кандидата наук и доктора наук не устанавливаются.

Прием работников на почасовую оплату осуществляется на основании приказа ректора по заявлениям установленной формы.

Оплата за фактически отработанное время производится ежемесячно на основании карточки учета учебной нагрузки.

Заявления о приеме на работу с почасовой оплатой принимаются до 10 числа отчетного месяца,

карточки учета выполненной учебной нагрузки – до 15 числа отчетного месяца.

КТО ТАКОЙ ПРЕПОД—ПОЧАСОВИК?

Почасовая оплата труда для преподавателя вуза

Многие преподаватели бюджетных и негосударственных вузов ― это преподаватели-почасовики, то есть преподы, получающие за свой труд почасовую оплату (работающие на условиях почасовой оплаты труда). И именно трудовым правам этой категории научно-педагогических работников вузов посвящается данная заметка.

Работа на основе почасовой оплаты может осуществляться на основании трудового договора; дополнительного соглашения к трудовому договору о совмещении должностей или выполнении дополнительного объёма работ; гражданско-правового договора, а именно договора возмездного оказания услуг. На работу с условиями почасовой оплаты могут быть приняты как штатные работники, так и граждане со стороны.

«Почасовики» бывают штатные и внештатные. «Внутренними» почасовиками являются преподаватели кафедр и научные сотрудники университета, привлекаемые заведующими кафедрами к проведению учебных занятий по различным образовательным программам университета, для которых работа в университете является основным местом работы, либо совместительством. «Внешними» почасовиками являются преподаватели, специалисты предприятий, организаций и учреждений, привлекаемые заведующими кафедрами к проведению учебных занятий по различным образовательным программам университета, для которых работа в университете не является основным местом работы, либо совместительством.

«Почасовики», как правило, работают в вузах на основе гражданско-правового договора об оказании услуг. Однако, при желании работодателя, почасовики могут быть оформлены в штат. Впрочем, есть и частные говновузики, в которых все штатные сотрудники — почасовики. По договору почасовику надо отчитать определённое количество лекций по определённому предмету, провести какое-то количество часов практических занятий, проверить сколько-то контрольных, курсовых (дипломных) работ, и т.д. и т.п. Проверка контрольных, курсовых и т.п. оцениваются исходя из нормы отведённого на них времени ― доля часа (академического) или количество минут.

Кроме того, согласно пункту 2 Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» почасовая оплата труда, без оформления внутреннего совместительства на основании дополнительного соглашения к трудовому договору о выполнении дополнительного объёма работ возможна в следующих случаях:

[…] не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Положение о том, что «размеры ставок почасовой оплаты труда устанавливаются учреждением самостоятельно» содержится в пунктах 36-37 Приказа Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 г. № 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности». Однако данный приказ не содержит пояснений в отношении порядка определения размера почасовой оплаты труда. При этом, для почасовиков, работающих на основании трудового договора, согласно ст. 132 ТК РФ:

запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Кроме того, в ст. 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя по обеспечению работникам равной оплаты за труд равной ценности. И, согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями от 11 ноября 2009 г.):

для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Относительно проблемы включения «отпускных» в почасовую оплату труда, ст. 114 ТК РФ сохраняет данное право за штатными почасовиками:

работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Словом, ТК РФ определяет единый порядок оплаты отпускных для всех работников без исключения. В статье 139 ТК РФ установлено, что:

для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В соответствии с этим правовыми нормами вузы при определении ставки почасовой оплаты труда должны в неё включать и оплату за отпуск. Следовательно, изменение порядка выплаты отпускных и невключение в расчёт средней заработной платы для отпускных сумм почасовой оплаты труда является нарушением прав и гарантий, установленных ТК РФ для работников.

Если штатный преподаватель вуза узнал о нарушениях своих прав как почасового работника, то согласно ст. 392 ТК РФ:

работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

А согласно ст. 395 ТК РФ:

при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Если работники, выявив такие нарушения, в том числе и за длительный период, обратятся в суд, вузу придётся не только изыскивать средства на оплату той части почасовой оплаты, которая была не доплачена в соответствии с трудовым законодательством, и отпускные с почасовой оплаты труда, но и на прочие расходы: проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от невыплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ) и индексацию задержанных сумм в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N63). Рекомендации по расчету денежной компенсации приведены в письме Роструда от 07.12.2006 N2042-6-1. [источник: Левковская Т.Н., Курочкина Л.П., Актуальные вопросы почасовой оплаты в вузе // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. — №14.]

Однако, когда преподаватель-почасовик заключает с вузом не трудовой, а гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг, то нормы трудового права на данный договор не распространяются. И зачастую внештатным преподавателям вуза с почасовой оплатой оплачиваются только часы проведения занятий в вузе. А методические разработки УМКД, подготовка к занятиям и прочие «радости жизни» не оплачиваются. В итоге почасовики при равной или даже большей аудиторной нагрузке, получают значительно меньше, чем их коллеги.

При этом, работа преподавателя в вузе по гражданско-правовому договору в вузе включается в научно-педагогический стаж при условии соответствия занимаемой должности одной из должностей раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011г. №1н. Однако, когда преподаватель заключает гражданско-правовой договор о возмездного оказания образовательных услуг, в котором он фигурирует просто «исполнителем», то по окончанию «халтуры» рекомендуется брать справку в канцелярии или в отделе кадров с печатью заведения и исходящим номером:

Смотрите так же:  Пенсия для ггс

Справка
Дана преподавателю / старперу / всё ещё не доценту говновузика ХYZ Hulio в том, что он в первом/втором семестре такого-то года от Р.Х. вёл XXX предметы студентам X курса объёмом 333 академических часов, руководил 3 курсовыми и 2 дипломными работами по специальности 000000 «YYY» (квалификация «историк, преподаватель истории»)…

Включается ли работа внештатным почасовиком в вузе в педагогический стаж? Ответ на это вопрос дают «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений», направленные письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96:

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(Приложение к письму Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 N АФ-947/96)
IX. Порядок определения стажа педагогической работы
9.1. Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе, и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.

Далее, согласно пункту 7 Приложений к данным Рекомендациям:

7. Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.
При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ от 7 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. от 3 декабря 2011 г.) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Согласно пункту 1 (подпункт 2) статьи 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (с изм. и доп.) застрахованными лицами являются также работающие по договору гражданско-правового характера. Таким образом, в страховой стаж будет включаться выполнение работы по гражданско-правовому договору, если уплачивались взносы в ПФР.

Телефон: +7 495 250 6623; +7 495 250 6781; кабинет 214 (гл.корп.)

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ВНИМАНИЕ! ДОКУМЕНТЫ для оформления ВСЕГДА берите с сайта!

ВО ИЗБЕЖАНИИ ОШИБОК ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ОБРАЗЦАМИ И КОММЕНТАРИЯМИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

В служебной записке указывается фактическая причина оформления преподавателя на условиях почасовой оплаты труда.

1. Договор гражданско-правового характера. Заключают преподаватели, не имеющие трудового договора в РГГУ

Договор на оказание образовательных услуг на условиях почасовой оплаты

2. Дополнительные соглашения. Заключают преподаватели и сотрудники, имеющие в РГГУ трудовой договор.

Договор работника на совмещение должности преподавателя

Дополнительное соглашение с преподавателем на увеличение работ по этой же кафедре

Дополнительное соглашение с преподавателем на совмещение должности преподавателя по другой кафедре

Каждое из соглашений заключается в трех экземплярах, к которым прикладывается заявление на оформление в одном экземпляре.

Акт приема-сдачи образовательных услуг на условиях почасовой оплаты

Заявление о приеме на работу на условиях почасовой оплаты

Отчет о выполнении почасовой нагрузки

По прочтении курса или ежемесячно (до 15 числа) сдается отчет о выполнении почасовой нагрузки

Для сокращения сроков оформления документов к Акту приема-сдачи образовательных услуг необходимо прикладывать расписание учебных занятий.

  • в расписании количество часов и даты проведения занятий должны полностью совпадать с Актом.

Претендентам на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава на условиях почасовой оплаты необходимо пройти процедуру оформления в Учебно-методическом управлении РГГУ:

  1. Представить документы ведущему документоведу Учебно-методического управления Протасовой Галине Леонидовне в 214 кабинет (корп. 6) согласно перечню;
  2. После оказания образовательных услуг по договору необходимо составить АКТ приема-сдачи образовательных услуг на условиях почасовой оплаты (почасовка) по образцу (см. КОММЕНТАРИИ по оформлению Акта).

Перечень документов для неработающих в РГГУ по основному месту трудовой деятельности* преподавателей (п.п.4-9 представляется единовременно):

  1. Служебная записка на имя ректора РГГУ (в произвольной форме обоснование для принятия на работу преподавателя по оказанию образовательных услугна условиях почасовой оплаты) с визой начальника Учебно-методического управления ;
  2. Договор в 3-х экземплярах ( с визой заведующего кафедрой/руководителя подразделения (в правом нижнем углу договора));
  3. Учебная работа (нагрузка), подписанная деканом факультета/руководителем подразделения, заведующим кафедрой и преподавателем;
    • См. Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки. (Приказ от 24.10.2014 № 01-260/осн «О внесении частичных изменений в Положение «О порядке планирования индивидуальной нагрузки ППС РГГУ»);
  4. Копия диплома о высшем образовании;
  5. Копия диплома об ученой степени и/или звании;
  6. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  7. Копия ИНН;
  8. Копия паспорта гражданина РФ (стр. 2-3; 5 «Место жительства»);
  9. Заверенная копия трудовой книжки.

При оформлении договора на следующий семестр представляется:

  1. Служебная записка на имя ректора РГГУ (в произвольной форме обоснование для принятия на работу преподавателя по оказанию образовательных услуг на условиях почасовой оплаты) с визойначальника Учебно-методического управления ;
  2. Договор в 3-х экземплярах ( с визой заведующего кафедрой/руководителя подразделения (в правом нижнем углу договора));
  3. Учебная работа (нагрузка), подписанная деканом факультета/руководителем подразделения, заведующим кафедрой и преподавателем;
    • См.Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки.(Приказ от 24.10.2014 № 01-260/осн «О внесении частичных изменений в Положение «О порядке планирования индивидуальной нагрузки ППС РГГУ»);
  4. Справка с основного места работы.

Перечень документов для работающих в РГГУ по основному месту трудовой деятельности преподавателей
(представляется единовременно) :

  1. Служебная записка на имя ректора РГГУ (в произвольной форме обоснование для принятия на работу преподавателя по оказанию образовательных услуг на условиях почасовой оплаты) с визойначальника Учебно-методического управления ;
  2. Договор в 3-х экземплярах ( с визой заведующего кафедрой/руководителя подразделения (в правом нижнем углу договора));
  3. Учебная работа (нагрузка), подписанная деканом факультета/руководителем подразделения, заведующим кафедрой и преподавателем.
    • См. Положение о порядке планирования индивидуальной нагрузки.(Приказ от 24.10.2014 № 01-260/осн «О внесении частичных изменений в Положение «О порядке планирования индивидуальной нагрузки ППС РГГУ»).

* Для оформления расчетной (зарплатной) банковской карты необходимо обратиться в кабинет 121а (гл.корп.), телефон: +7(499)973-4329 к ведущему инженеру (по оформлению платиковых карт) Лейпи Светлане Леонидовне;

заполнить Анкету клиента – физического лица на получение расчетной банковской карты,
представить копию паспорта,
представить копию Страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

Положение и приказы об оплате труда

«О внесении изменений в приказ ГУАП от 29.12.2017 № 05-484/17»

«О размерах стимулирующих выплат работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников и преподавателей факультета среднего профессионального образования»

«О внесении изменений и дополнений в Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»»

«О размере и порядке расчета стимулирующих выплат за интенсивность и высокие резулыагы работы по итогам участия в конкурсах в сфере научной и научно-технической деятельности и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основедоговоров с юридическими лицами»

«О размере стимулирующих выплат за интенсивиость и высокие результаты рабогы, выплачиваемых единовременно при достижении работниками из числа профессорско-преподавательского состава, научными работниками и преподавателями факультета среднего профессионального образования отдельных дополнительных показателей и (или) критериев оценки эффективности их деятельности»

«Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

«О размере стимулирующих выплат работникам из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников»

Смотрите так же:  Трудовой договор с директором-учредителем по совместительству

«О порядке расчета авторского вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности»

«О размерах выплат за один балл при определении стимулирующих выплат работникам из числа профессорско-преподавательского состава и преподавателей факультета среднего профессионального образования»

«О размере стимулирующих выплат работникам из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников»

«Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

«О повышении оплаты труда работников ГУАП»

«О размерах ставок почасовой оплаты труда»

«Об утверждении форм трудовых договоров и форм отчетов о достижении показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников ГУАП»

«Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения»»

«О размерах ставок почасовой оплаты труда»

«О повышении оплаты труда научно-педагогических работников ГУАП»

«Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»»

«О размерах ставок почасовой оплаты труда»

«О повышении оплаты труда научно-педагогических работников ГУАП»

Нормирование труда в вузах: анализ норм труда профессорско-преподавательского состава

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ВУЗАХ: АНАЛИЗ НОРМ ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

В статье представлен анализ расчета и применения норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений: нормы учебной и внеучебной работы, норма учебной нагрузки для дополнительной (почасовой) оплаты труда, норма соотношения численности ППС и студентов. На основе анализа системы нормирования труда ППС в различных российских вузах даны рекомендации по изменению содержания и структуры трудовых функций ППС в связи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения.

Переход российской системы высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, переориентация стратегий наращивания объема знаний у студентов на стратегии развития компетенций в заданных профессиональных направлениях подготовки, значительное сокращение количества специальностей подготовки (с 535 до 107), потеря значительной части объема образовательного контента, сокращение объема учебной нагрузки для преподавателей вузов, введение новой системы оплаты труда для работников бюджетных организаций — все это, безусловно, влияет, с одной стороны, на изменение содержания и структуры трудовых функций и компетенций преподавателей вузов, а с другой стороны, на изменение их мотивации. Многие европейские, азиатские страны, США в числе своих приоритетных стратегических задач развития выделяют стратегию всеобщего высшего образования и создания системы непрерывного образования в течение всей жизни. Очевидно, что и в современной России роль преподавательского труда является особенно значимой в условиях выбора стратегии построения экономики знаний.

Что представляет собой труд преподавателя на современном этапе развития экономики и общества? Как можно измерить субъективно-творческую составляющую труда преподавателей вузов? Каковы легитимные основы для исследования и установления научно обоснованных норм преподавательского труда? К сожалению, в отечественной литературе эти вопросы еще не стали предметом всеобщего обсуждения и осмысления. В научных публикациях, на научно-практических конференциях, круглых столах по большей части ведутся обсуждения вопросов по поводу уровня подготовки специалистов и бакалавров, соответствия их компетенций требованиям современного рынка труда и бизнеса, внедрения отраслевых систем оплаты труда, перспектив студенческой и преподавательской мобильности, в то время как вопросы расчета научно обоснованных норм труда, формирующих базисную основу для расчета основной части оплаты труда профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов, проблемы стимулирования труда остаются без внимания. Именно эту проблему предлагают обсудить авторы материала.

Классификация норм труда

К профессорско-преподавательскому составу высших учебный заведений относят должности, представленные в табл. 1.

Классификация должностей ППС

1-й квалификационный уровень

2-й квалификационный уровень

3-й квалификационный уровень

4-й квалификационный уровень

5-й квалификационный уровень

6-й квалификационный уровень

Следуя общепризнанной классификации норм труда, представим классификацию норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (рис. 1).

Нормы труда профессорско-преподавательского

│Норма рабочего времени│

│┌────────┤ Нормы затрат труда │ │┌──>│ фонд рабочего времени│

││ │ Нормы ├┘│┌─>│ на единицу ППС в год │

│││Нормы затрат├┘ │ Нормы ├──┘│ │ в год │

││ └─>│ Норма численности ППС│

││ │ Норма │ │ Концентрация часов │

││ │ напряженности │ │ учебной и внеучебной │

││ ┌>│ (интенсивности)├────>│ нагрузки по дням │

│ └>│ Норма занятости├────>│ аудиторной к │

│ │ работников ├─┐ │внеаудиторной нагрузке│

│ профессорско — ├────────────┐ │ │ Норма соотношения │

│преподавательского│ │ └──>│ учебной к внеучебной │

│ состава вузов │ \│/ │ нагрузке │

│ │ │ ┌────────┤ трудового процесса │ │ Норма структуры │

│ │ │ └─────────────┤ Норма │ │ Норма соотношения │

│ │ └─────────>│ Нормы оплаты труда ├──────>│ соответствии с │

│ └───────────>│ Нормы результатов ├──────>│ Ключевые показатели │

│ │ труда │ │ эффективности ППС │

└─────────────>│ Нормы условий труда ├──────>│ гигиенические нормы. │

Затраты труда ППС: норма длительности трудового процесса

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — Приказ N 2075) регламентируется только продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы остается вне поля зрения. В Приказе Минобрнауки от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее — Приказ N 69) 36-часовая неделя определяется с учетом выполнения учебной (педагогической) работы, научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Например, как распределяется общий фонд рабочего времени ППС в Южном федеральном университете, показано на рис. 2.

Распределение рабочего времени ППС

в Южном федеральном университете

│ Учебная ││ Учебно — ││Организационно-││ Научно — ││Воспитательная││ Повышение │

│ работа ││ методическая││ методическая ││исследовательская││ работа ││ квалификации│

│ (нагрузка ││ работа ││ работа ││ работа ││ (2-я половина││(2-я половина│

│1-й половины││(2-я половина││ (2-я половина ││ (2-я половина ││ рабочего дня)││рабочего дня)│

│ рабочего ││рабочего дня)││ рабочего дня) ││ рабочего дня) ││ ││ │

Как правило, в высших учебных заведениях устанавливаются 6-дневная рабочая неделя и, соответственно, 6-часовой рабочий день. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени ППС, показано в табл. 2.

Расчет максимально-возможного фонда рабочего времени ППС

при 36-часовой рабочей неделе/6-дневной рабочей неделе

Календарный фонд рабочего
времени (дней)

Выходные, праздники (дней)

Среднее значение за
период 2009 — 2012 гг.
(70 + 67 + 69 + 67) / 4

Продолжительность рабочего
дня

36 часов / 6 дней

Табельный фонд рабочего
времени (дней) при 6-дневной
рабочей неделе

Строка 4.1 + стр. 4.2

В том числе дней
продолжительностью 6 часов

В том числе предпраздничных
дней продолжительностью
5 часов

5 часов x 6 дней

Очередные отпуска
(календарные дни)

Максимально возможный фонд
рабочего времени (с учетом
п. 4.2)

Строка 4 — стр. 5

Для ППС предоставляется ежегодный основной удлиненный (56 календарных дней) оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009).

Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2?

Объем учебной работы (нагрузка 1-й половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

Пример. Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 [1] для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента (1-й, 2-й квалификационные уровни) составляет не более 800 ч в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) — не более 700 ч, для профессора (4-й квалификационный уровень) — не более 600 ч.

В рамках расчета максимально возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель — продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2 — 3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 ч), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например в группах бакалавров и магистров.

Смотрите так же:  Возврат подоходного налога по месту работы при покупке квартиры

В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1), норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.

Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

Распределение учебной работы (1-я половина рабочего дня)

до введения ФГОС третьего поколения

Консультации Контроль Практика Руководство, Аудиторные

студентов в том числе знания

Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя — от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

Распределение учебной работы (1-я половина рабочего дня)

Почасовая оплата труда в 2018 году

Почасовая оплата труда предполагает четкий подсчет отработанного времени и оплату в соответствии с ним.Читайте о том, в каких случая она применяется и как ее рассчитать

Читайте в нашей статье:

Почасовая оплата по ТК РФ

Статья 100 ТК РФ позволяет работодателю устанавливать на предприятии ту систему оплаты труда, которая наиболее экономически оправдана в данной ситуации. В том числе и оплату почасовую. Выбранная система обязательно должна быть описана в локально-нормативном акте работодателя (Положение об оплате труда).

Скачать документы из статьи:

Часовая оплата труда является частным случаем суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ). Важнейшая черта системы — скрупулезный учет рабочих часов для каждого сотрудника, так как оплата труда производится исходя из отработанного времени.

Кроме того, применение такой системы ограничивает максимальное число часов, которые может отработать сотрудник за учетный период. Остальное же отработанное время будет считаться переработкой. Учетным периодом может быть выбрана неделя, месяц, квартал. Максимальная продолжительность учетного периода составляет 1 год.

Статья 133 ТК РФ устанавливает требования к минимальному размеру часовой оплаты. О том, как она рассчитывается, мы расскажем ниже.

Так как оплата труда ее принципы и размер являются существенным условием трудового договора, то часовая тарифная ставка также должна найти отражение в соответствующем разделе договора (ст. 57 ТК РФ).

Заработная плата, получаемая работником, может состоять только из оплаты отработанных часов или с применением стимулирующей премиальной части. Также она может зависеть от нормы, выполняемой в единицу времени, с соответствующей надбавкой за продуктивный труд.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Организация работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно скачать и оставить себе для работы

Минимальная почасовая оплата в 2018 году в России

Минимальная почасовая оплата труда в 2018 году в России не регламентирована законодательно. Она является величиной расчетной и зависит от уровня МРОТ, установленного на текущий год. Законодательство запрещает назначать работникам заработную плату ниже установленного уровня. За несоблюдение этой нормы предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.

В текущем 2018 году уже было увеличение МРОТ до 9489 руб. в январе, однако с 1 мая 2018 его величина составила 11 163 руб. В дальнейшем планируется постепенное его повышение до 100% от прожиточного минимума. Соответственно, необходимо и планомерно индексировать стоимость часа работы для сотрудников-почасовиков.

Стоит обращать внимание на то, что в зависимости от региона размер МРОТ может варьироваться. Это связано не только с применением районных коэффициентов для северных областей и территорий к ним приравненных, но и с наличием в регионе тройственного соглашения.

В Новосибирской области районный коэффициент составляет 25%. Соответственно размер МРОТ будет равен 13 953,75 руб.

Для расчета стоимости часа необходимо подсчитать максимальное число рабочих часов в месяц при 40-часовой рабочей неделе. А затем величину МРОТ разделить на количество часов.

Максимальное число часов, которое может быть в месяце — 184.

Текущее значение МРОТ для России — 11 163 руб.

Минимальная оплата труда в час в России с 1 мая 2018 года равна 11 163/184= 60,66 руб. Данная цифра актуальна для августа и октября. В другие же месяцы, когда рабочих часов по норме меньше — часовая ставка выше.

Справочник кадровика в подарок!

В каких случаях применяется

Применение почасовой оплаты выгодно для работодателя по ряду причин:

  • возможность оплаты только тех часов, которые сотрудник фактически трудился, а не проводил время на рабочем месте, что часто происходит при 8-часовом рабочем дне;
  • более удобный расчет заработной платы для персонала с гибким графиком работы, для совместителей, для работающих неполный день;
  • экономическая заинтересованность. Экономия средств на заработной плате в связи с оплатой только ограниченного числа часов;
  • мотивация персонала.

Однако, для работодателя существуют и “минусы” при ее применении. Они связаны с низкой эффективностью без дополнительных доплат (премий) и необходимость скрупулезного подсчета рабочих часов.

Почасовая оплата труда — это такая система, которая удобна к применению для персонала трудящегося:

  • неполный день;
  • в режиме гибкого рабочего времени;
  • по совместительству;
  • в режиме неравномерного распределения рабочих задач в расчетном периоде;
  • с отсутствием возможности точного нормирования их работ.

Расчет зарплаты при почасовой оплате

Как мы уже писали выше, минимальный размер часовой ставки зависит от величины МРОТ. В последнее время минимальный размер оплаты труда постоянно меняется, поэтому использование конкретно этой цифры нецелесообразно. Стоит установить ставку немного выше, во избежание нарушения закона и постоянного издания дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Заработная плата при почасовой работе рассчитывается путем умножения числа отработанных часов на тарифную ставку.

Бухгалтер, работающий по совместительству, отработал в апреле 67 часов. Часовая тарифная ставка составляет 235 руб. Заработная плата за апрель составила 67*235 = 15 745 руб.

Вариант оформления зависит прежде всего от того, в какой момент вводится эта система оплаты труда. Если система уже действует у работодателя при трудоустройстве нового сотрудника, то это условие просто прописывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу.

Образец приказа о приеме на работу с почасовой оплатой труда

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Введение почасовой оплаты в процессе работы требует соблюдения определенной процедуры.

Шаг 1. Издание приказа о введении суммированного учета рабочего времени.

Шаг 2. Уведомление работника о существенном изменении условий трудового договора за 2 месяца до предполагаемой даты.

Шаг 3. Подписание дополнительного соглашения к трудовому договору о введении почасовой оплаты.

Обращаем ваше внимание, что на подобные изменения необходимо получить согласие от работника. В противном случае он подлежит увольнению.

Неиспользованные отпуска сгорают. Или нет. Вы можете составить график отпусков так, что его не придется переделывать. Все новости и лайфхаки.

Плюсы и минусы почасовой оплаты

Бесспорным плюсом применения тарифной ставки является значительная экономия денежных средств на ФОТ. Оплате подлежат только часы работы, а не пребывания на территории работодателя.

Минусом же является сложность подсчета часов, для чего возможно придется ввести новую штатную единицу — табельщик.

Приказ о почасовой оплате труда ппс