Подборка наиболее важных документов по запросу Ремонт кровли (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Ремонт кровли

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ремонт кровли

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Ремонт кровли

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Приказ на ремонт помещения, которое организация планирует арендовать

Добрый день.
Почему будущего арендуемого помещения ? Договор уже подписан? Что за ремонт? Какие объемы?
Если договор аренды подписан , то в нем должен быть пункт об обязанности проведения капитального и текущего ремонта, т.е на кого эта обязанность возложена и на каких условиях.
Если затраты на ремонт арендованного помещения, понесенные арендатором согласно договору аренды, соответствуют п. 1 ст. 252 НК РФ, то данные затраты включаем в состав расходов. Это значит данные расходы на ремонт должны быть подтверждены первичными документами :
1. Приказ директора на проведение текущего ремонта и какими силами.
2. Дефектный акт, где указать какие виды работ.
3. Смета какие материалы и их количество для ремонта.
4. Акт на списание материалов
5. Акт приемки-передачи выполненных работ
6. Договор аренды

О проведении ремонтных работ в помещении

1. Провести ремонтные работы в помещении по адресу: . с привлечение сторонней организации (ООО) ( или собственными силами).

Капитальный ремонт

Москва, Белореченская улица, дом 11

от м.Люблино (последний вагон из центра, выход к ТЦ «Москва») пешком 300 метров вниз до светофора, поворот направо на улицу Белореченская, далее до светофора 480 метров, повернуть налево во двор и пройти ещё 200 метров

от м.Люблино (первый вагон из центра) дойти до светофора, перейти дорогу, спуститься по железной лестнице вниз, идти прямо, перейти ещё раз дорогу, далее прямо во двор (общая протяженность 750 метров)

О некоторых вопросах, связанных с проведением ремонтных работ

Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности учреждения силовых ведомств в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленных за ними зданий и сооружений осуществляют текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждениям при проведении ремонтных работ.

Понятийный аппарат

Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств.

Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий.

В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В ходе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Например, частичный ремонт кровли с учетом незначительности материальных и трудовых затрат будет являться текущим ремонтом, а сплошная смена или замена всех видов кровли – капитальным.

Согласно п. 3.4 МДС 81-35.2004 при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

  • расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
  • строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
  • строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.

Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.

Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.

В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:

  • здания и сооружения для объектов, обслуживающих население;
  • здания объектов по обслуживанию общества и государства (в частности, здания судов и прокуратуры, а также правоохранительных организаций (полиция, таможня)).

Обратите внимание: перечень дополнительных работ, проводимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р).

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, представлен в приложении 4 к ВСН 58-88(р).

Обоснование проводимых работ

Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.

При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).

Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Смотрите так же:  Чп жалоба

Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:

  • идентификационные данные объекта основных средств (инвентарный номер, краткую характеристику объекта, место его расположения и т. д.);
  • выявленные дефекты и недостатки;
  • перечень необходимых работ для приведения объекта основных средств в рабочее состояние;
  • подписи членов комиссии, проводящих осмотр.

Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно утвердить формы документов в учетной политике учреждения. В качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, который составляется по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Обратите внимание: формы указанных документов не утверждены. Значит, эти документы могут быть составлены в произвольной форме.

Ремонтные работы могут проводиться как силами работников учреждения (в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Проектная и разрешительная документация

После того, как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается государственный контракт на основании процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Напомним, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.

Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Обратите внимание: следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость работ.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также при проведении этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безо­пасности объектов.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Оформление выполненных работ

Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.

Обратите внимание: в том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносится только имеющаяся в документах информация.

Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.

Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:

  • акты выполненных работ по форме КС-2, где отражены виды и стоимость проведенных работ;
  • акты на скрытые работы.

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии он подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

На практике встречаются случаи, когда необходимо провести изначально не предусмотренные дополнительные работы. Следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются установленные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на установленное в контракте количество такого товара.

Итак, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%.

Что касается возникновения необходимости выполнить работы, не предусмотренные контрактом, для их проведения учреждению нужно осуществить новую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе.

Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее – акт (ф. 0504103)).

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.

Первый экземпляр акта остается в учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Обратите внимание: если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.

Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:

  • расход материалов – актом о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • затраты на оплату труда – табелем учета использования рабочего времени (ф. 0504421), расчетными и платежными ведомостями (ф. 0504401, 0504403).
Смотрите так же:  Договор возмездного оказания услуг с физическим лицом образец заполнения

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции № 157н).

Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.

В заключение еще раз отметим, что в ходе проведения ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же проведения реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования. Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.

Документальное оформление текущего ремонта (договор на ремонт с физлицом)

По факту выполнения работ — акт приема-передачи ф. КС-2. Физлицо — простой гражданин или ИП?

Изначально хотелось бы уточнить, что в данном случае речь идет о договоре на выполнение работ (не услуг) по ремонту:
согласно НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ), услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Далее: действительно ли эти работы являются текущими, а не капитальными?

Дело в том, что на текущие работы не нужен допуск СРО, в случае же осуществления видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, эти работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

Перечень работ по текущему ремонту утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392. Определения понятий «текущий» и «капитальный ремонт зданий» содержатся в Ведомственных строительных нормах ВСН 61-89 (р) (утв. приказом Госстроя СССР от 26 декабря 1989 г. № 250).
Так, к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Согласно п. 13 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, работы по устройству кровель требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать указанные в данной норме обязательные реквизиты.
Таким образом, если для какого-либо документа предусмотрена унифицированная форма, именно ее и необходимо использовать при оформлении хозяйственных операций. Использование документа произвольной формы квалифицируется как нарушение законодательства. То же самое относится к случаю, когда в документе, форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, отсутствуют обязательные реквизиты.
Форма N КС-2 (акт о приемке выполненных работ), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что подрядчик при выполнении строительно-монтажных работ должен представить заказчику акт по форме N КС-2.

В заключение: в интересах заказчика иметь сметы на выполнение работ, иные документы, подтверждающие необходимость проведения ремонта, что позволило бы квалифицировать затраты по договору как расходы на ремонт или работы капитального характера. Кроме того, отсутствие вышеуказанных документов, как и отсутствие в необходимых случаях свидетельств о допуске СРО не позволит отнести указанные суммы на расходы в целях налогообложения прибыли.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление), для получения налоговой выгоды недостаточно лишь представления всех предусмотренных законом документов, необходимо, чтобы перечисленные документы отвечали критерию достоверности, полноты и непротиворечивости, а действия налогоплательщика — критерию экономической целесообразности и осмотрительности. При возникновении спора с налоговыми органами велика вероятность, что налогоплательщик, который не проверил в необходимых случаях свидетельство о допуске СРО (лицензию) партнера, проиграет. В частности, эту позицию подтверждает Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.10 г. № А55-9448/2009. См. также Письмо Минфина РФ от 06.10.2009 г. N 03-03-06/2/188.

2.5. Расходы на ремонт

В противном случае доказать обоснованность произведенных расходов будет трудно.
Как мы уже отмечали, расходы на ремонт признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на ремонт.
Пример 12
Гостиница заключила договор подряда на проведение ремонта помещений ресторана и холла первого этажа. На каждый из объектов была составлена отдельная смета. Стоимость ремонтных работ в ресторане составила 305 000 руб. (в том числе НДС — 46 525,42 руб.), стоимость ремонта холла гостиницы составила 115 000 руб. (в том числе НДС — 17 542,37 руб.). В январе 2005 года была произведена 60%-ная предоплата. В марте работы были сданы гостинице. По каждому объекту были составлены Акты по формам N КС-2 и N КС-3.
В бухгалтерском учете гостиницы сделаны следующие записи (табл.9).
Таблица 9
Корреспонденция счетов по операциям, связанным с проведением ремонта

——————T———————————T——-T———T———T———————
¦ Период ¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма ¦ Первичный документ ¦
¦ ¦ ¦ счета ¦ счета ¦ (руб.) ¦ ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Январь ¦Произведена предоплата подрядчику¦ 60.1 ¦ 51 ¦ 252000 ¦Счет поставщика,¦
¦ ¦в размере 60% от общей стоимости¦ ¦ ¦ ¦договор, сметы ¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Отражена стоимость работ по¦ 44 ¦ 60-2 ¦252474,60¦Акт по форме N КС-2,¦
¦ ¦ремонту ресторана ¦ ¦ ¦ ¦справка по форме¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N КС-3 ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Отражена стоимость работ по¦20, 26 ¦ 60-2 ¦97457,63 ¦Акт по форме N КС-2,¦
¦ ¦ремонту холла гостиницы ¦ ¦ ¦ ¦справка по форме¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N КС-3 ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Зачтен уплаченный аванс ¦ 60-2 ¦ 60-1 ¦ 252000 ¦Те же документы ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Отражена сумма НДС со стоимости¦ 19 ¦ 60-2 ¦64067,80 ¦Счет-фактура ¦
¦ ¦ремонтных работ ресторана и холла¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Оплачены остальные 40% ремонтных¦ 60 ¦ 51 ¦ 168000 ¦Счет поставщика,¦
¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦договор, акт по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦форме N КС-2,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦справка по форме¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦N КС-3 ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Принят к вычету НДС со стоимости¦ 68 ¦ 19 ¦97457,63 ¦Счет-фактура ¦
¦ ¦ремонтных работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————-+———————————+——-+———+———+———————
Проведение ремонтных работ собственными силами также не является редкостью для гостиниц, особенно если речь идет о мелком ремонте. Как правило, проведением таких работ занимаются сотрудники технической службы гостиницы.
Основанием для проведения ремонта является дефектная ведомость с выявленными недостатками. При наличии дефектной ведомости инженерно-техническая служба гостиницы (например, главный инженер, отдел капитальных ремонтов и т.п.) выписывает наряды-заказы по данным дефектной ведомости. Форма нарядов-заказов не является унифицированной, поэтому как правило, гостиницы самостоятельно разрабатывают указанный документ. В наряде-заказе указывается место проведения ремонта и какие виды работ должны быть проведены. Кроме того, в наряде-заказе указывают материалы, которые используются при проведении ремонта, их наименование и количество. Первый экземпляр наряда-заказа передается ремонтной службе, второй — в бухгалтерию, третий остается в инженерно-технической службе для контроля над сроками выполнения ремонтных работ. В конце месяца на основании нарядов-заказов составляется общий акт на списание материалов, израсходованных в течение месяца, на основании которого в бухгалтерском учете гостиницы осуществляется списание стоимости израсходованных материалов на расходы по обычным видам деятельности.
Пример 13
Маляру (сотруднику службы эксплуатации) был выдан наряд-заказ на проведение малярных работ в номерном фонде третьего этажа (комнаты N 310 и N 315). Со склада на основании наряда-заказа маляру было выдано 2 кг краски, кисточки и валик для малярных работ. Стоимость выданных со склада материалов составила 3000 руб. В конце месяца начальником службы эксплуатации (материально ответственное лицо) был составлен акт на списание израсходованных на ремонт материалов.
В бухгалтерском учете гостиницы сделаны следующие записи (табл. 10).
Таблица 10
Корреспонденция счетов по операциям, связанным с проведением ремонта

Смотрите так же:  Управление физической защиты следственного комитета

——————————————-T———T———T———T—————————
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма ¦ Первичный документ ¦
¦ ¦ счета ¦ счета ¦ (руб.) ¦ ¦
+——————————————+———+———+———+—————————+
¦Отражена передача материалов под отчет ¦ 10-2 ¦ 10-1 ¦ 3000 ¦Наряд-заказ ¦
+——————————————+———+———+———+—————————+
¦Отражена стоимость израсходованных¦ 23 (20, ¦ 10-2 ¦ 3000 ¦Акт на списание материалов¦
¦материалов в составе затрат ¦ 26) ¦ ¦ ¦ ¦
+——————————————+———+———+———+—————————+
¦Списана стоимость ремонтных работ,¦ 20, 26 ¦ 23 ¦ 3000 ¦Акт на списание материалов¦
¦проведенных хозспособом на расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L——————————————+———+———+———+—————————
Последняя проводка возможна только при учете расходов на ремонт на счете 23 «Вспомогательные производства».
Теперь о налоговом учете расходов на ремонт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 НК РФ и статьей 260 НК РФ расходы на ремонт рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. При этом указанные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, и в размере фактических затрат с учетом положений статьи 272 НК РФ.
Статьей 324 НК РФ установлен порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств. В аналитическом учете гостиницы формируется сумма расходов на ремонт основных средств (зданий, помещений, сооружений) с учетом их группировки, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами. Кроме того, учитываются затраты на оплату работ, выполненных сторонними силами.
Достаточно распространенной ситуацией для многих гостиниц является проведение ремонтных работ силами подрядчика, но из материалов заказчика.
Статьей 713 ГК РФ предусмотрено, что в случае выполнения работ с использованием материалов заказчика подрядчик обязан использовать предоставленные заказчиком материалы экономно и расчетливо. После окончания работы представить заказчику отчет о расходе материалов, а в случае наличия неизрасходованных материалов возвратить остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающихся у подрядчика неиспользованных материалов.
В бухгалтерском учете гостиницы операция по передаче подрядчику собственных материалов будет отражаться по дебету счета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» и кредиту счета 10-8 «Строительные материалы». Основанием для такой передачи будет служить накладная на отпуск материалов на сторону по унифицированной форме N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а. По окончании ремонтных работ подрядчик обязан отчитаться о расходе материалов. Наличие записи в Акте по форме N КС-2 об использованных материалах заказчика с указанием реквизитов накладной будет являться достаточным основанием для списания стоимости израсходованных материалов с подрядчика на расходы.
Пример 14
Гостиница заключила с подрядчиком договор на проведение ремонтных работ (замена дверей на всех этажах здания гостиницы). Подрядчику по накладной от 1 февраля 2005 года N 12 были переданы материалы (алюминиевые порожки под двери) в количестве 50 штук на общую сумму 21 300 руб. Акт по форме N КС-2 был составлен подрядчиком 31 марта 2005 года.
В бухгалтерском учете гостиницы сделаны следующие записи (табл. 11).
Таблица 11
Корреспонденция счетов по операциям, связанным с проведением ремонта

——————T———————————T——-T———T———T———————
¦ Период ¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма ¦ Первичный документ ¦
¦ ¦ ¦ счета ¦ счета ¦ (руб.) ¦ ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Февраль ¦Отражена передача материалов¦ 10-7 ¦ 10-8 ¦ 21 300 ¦Накладная от¦
¦ ¦подрядчику ¦ ¦ ¦ ¦01.02.2005 N 12 ¦
+—————-+———————————+——-+———+———+———————+
¦Март ¦Списана стоимость переданных¦20, 26 ¦ 10-7 ¦ 21 300 ¦Акт по форме N КС-2 ¦
¦ ¦подрядчику материалов, в связи с¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окончанием работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————-+———————————+——-+———+———+———————
Как мы уже отмечали выше, зачастую проводимые гостиницами ремонтные работы на самом деле оказываются либо с элементами реконструкции и модернизации, либо полностью состоят из работ капитального характера. Такие выводы делаются на основании анализа смет, а так же Актов выполненных работ по форме N КС-2.
Среди наиболее часто встречающихся работ, связанных с реконструкцией и модернизацией, при проведении капитального ремонта можно отметить следующие:
перенос электрических сетей и устройство внутреннего электроосвещения;
демонтаж сантехники с последующей установкой большего ее количества;
устройство новых вентиляционных каналов;
пробивка стен под дверные проемы;
прокладка трубопроводов и др.
Кроме того, по результатам проведенного «ремонта» иногда выясняется, что была произведена перепланировка помещений с изменением их служебного назначения. Например, помещения склада были переоборудованы в тренажерный зал, при этом в результате «ремонтных» работ площадь склада изменилась с 45 кв. м до 80 кв. м. А из помещений подвала была сделана рабочая столовая.
Не случайно в качестве примера мы привели ситуацию, когда происходит демонтаж одного количества оборудования, а впоследствии монтируется другое количество. Как правило, это означает, что помещение, в котором осуществлялся «ремонт», изменило свою площадь.
Для правильной квалификации тех или иных работ, указанных подрядчиком в сметах и формах N КС-2, гостиницы должны руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, в пункте 4.2 которой определены виды строительных работ. Кроме того, можно воспользоваться письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 года N 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
Отметим, что понятия «реконструкция» и «модернизация» содержатся в статье 257 НК РФ. Согласно этой статье к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Техническое перевооружение — это комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В то же время Налоговый кодекс РФ не дает определения ремонта. Таким образом, если работы, выполненные в ходе ремонта, нельзя квалифицировать как достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию или техническое перевооружение, то в таком случае их нужно рассматривать как ремонтные и учитывать для целей налогообложения в составе прочих расходов.
Зачастую в одном Акте выполненных работ по форме N КС-2 указываются как ремонтные работы, так и виды работ, относящиеся к реконструкции. В этом случае вся стоимость работ, указанных в Акте, должна быть отражена в составе внеоборотных активов по дебету счета 08 «Капитальные вложения». А при принятии работ гостиницей указанная стоимость должна быть отнесена на увеличение первоначальной стоимости «ремонтируемого» объекта в дебет счета 01 «Основные средства» (п. 14 ПБУ 6/01). В дальнейшем эти расходы включаются в расходы по обычным видам деятельности через аморти
зацию.

Приказ на ремонт крыши