Приказ Минфина РФ от 25.05.2017 N 78Н

Зарегистрировано в Минюсте России 21 июня 2017 г. N 47091

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ
от 25 мая 2017 г. N 78н


О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 МАРТА 2012 Г. N 42Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЧИСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ПОРЯДКА РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ДОСТАТОЧНОСТИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ЛИКВИДНОСТИ ДЛЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ВИДЕ ЗАЙМОВ»

В целях приведения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации приказываю:

1. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2012 г., регистрационный N 24300).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г.

Приказ Минфина России от 12 апреля 2018 г. № 78н «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров»

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252) приказываю:

1. Установить, что таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, указанных в приложении № 1 к настоящему приказу.

2. Установить, что таможенные органы:

1) указанные в приложении № 2 к настоящему приказу, обладают компетенцией по обеспечению импортеров акцизными марками;

2) не указанные в приложении № 2 к настоящему приказу, не обладают компетенцией по обеспечению импортеров акцизными марками;

3) указанные в приложении № 3 к настоящему приказу, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, классифицируемых в товарной позиции 3403 и подсубпозициях 2710 19 710 0 — 2710 99 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 июля 2012 г.) (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), за исключением:

товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушных, морских (речных) судов;

товаров, не являющихся основным предметом внешнеэкономической сделки, входящих в комплект запасных частей или в состав оборудования и перемещаемых для целей проведения пусконаладочных, ремонтных либо регламентных работ;

неподакцизных товаров, декларируемых с применением электронной формы декларирования;

4) указанные в приложении № 3 к настоящему приказу, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, классифицируемых в товарной группе 24 ТН ВЭД ЕАЭС;

5) указанные в пункте 1 настоящего приказа, за исключением Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, и приложении № 4 к настоящему приказу, обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию и (или) которые подлежат маркировке акцизными марками, неподакцизной спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, оборот которой подлежит лицензированию, а также пива (в том числе безалкогольного), сидра, пуаре (грушевого сидра) и медовухи (медового напитка);

6) не указанные в пункте 1 настоящего приказа и приложении № 4 к настоящему приказу, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, указанных в подпункте 5 настоящего пункта;

7) указанные в пункте 1 настоящего приказа, за исключением Дальневосточного специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, и приложении № 5 к настоящему приказу обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 к настоящему приказу;

8) не указанные в пункте 1 настоящего приказа и приложении № 5 к настоящему приказу, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, указанных в приложении № 6 к настоящему приказу, за исключением проведения по поручению таможенных органов, указанных в пункте 1 настоящего приказа и приложении № 5 к настоящему приказу, таможенного контроля в форме таможенного досмотра и таможенного осмотра в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, на которые подлежат выдаче паспорта самоходных машин, а также таможенных операций, связанных с осуществлением процедуры временного хранения.

3. Установить, что компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию автомобилей определенных марок, указанных в приложении № 7 к настоящему приказу, обладают исключительно таможенные посты, указанные в пункте 1 настоящего приказа, а также Дзержинский таможенный пост Нижегородской таможни (10408040), Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни (10502090), Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни (10609030), таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни (10702030), Калининградский акцизный таможенный пост Калининградской областной таможни (10012210).

4. Не применять настоящий приказ:

1) при осуществлении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров в Российскую Федерацию, с применением таможенной процедуры таможенного транзита;

2) при помещении товаров под таможенные процедуры беспошлинной торговли, реимпорта (в целях завершения предыдущей таможенной процедуры), уничтожения, перемещения товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, а также перемещении товаров Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) между таможенными органами Российской Федерации через территорию другого государства и перемещении товаров через Государственную границу Российской Федерации между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на территории Российской Федерации и за пределами этой территории, а также при перемещении припасов через таможенную границу ЕАЭС;

3) в отношении товаров, прибывших в Российскую Федерацию, находящихся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, а также убывающих из Российской Федерации из указанного пункта пропуска;

4) в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

5) в отношении товаров, перемещаемых иностранными физическими или юридическими лицами отдельных категорий, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 47, ст. 6843);

6) в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях;

7) в отношении выставочных образцов и образцов для проведения сертификационных испытаний (с учетом количественных ограничений товаров соответствующей категории);

8) в отношении товаров, указанных в приложении № 6 к настоящему приказу, в случае, если данные товары предназначены для обеспечения деятельности аэропорта (аэродрома), авиаперевозчиков и авиаремонтных предприятий, расположенных в регионе деятельности таможенного органа, осуществляющего таможенные операции в отношении указанных товаров;

9) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию без таможенного декларирования;

10) в отношении товаров, указанных в приложении № 6 к настоящему приказу, временно ввозимых для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых в целях продажи ввезенных товаров), в отношении которых правом ЕАЭС предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) в отношении ввозимых до 23 июля 2018 года в Российскую Федерацию транспортных средств специального назначения, оснащенных телевизионным оборудованием, и других подобных транспортных средств, классифицируемых в товарной группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, помещаемых под специальную таможенную процедуру и предназначенных для организации и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 при совершении таможенных операций таможенными постами, указанными в приложении № 8 к настоящему приказу;

12) при осуществлении таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском ввозимых в Российскую Федерацию иностранных подакцизных товаров (за исключением подакцизных товаров, которые подлежат маркировке акцизными марками, пива (в том числе безалкогольного), сидра, пуаре (грушевого сидра) и медовухи (медового напитка), а также определенных видов товаров, указанных в приложении № 1 к настоящему приказу (за исключением товаров, указанных в пункте 7 приложения № 1 к настоящему приказу), помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами территорий опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной таможенной службы В.И. Булавина.

6. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2018 г.
Регистрационный № 51180

Приложение № 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 12.04.2018 № 78н

Перечень определенных видов товаров

1. Товары одного с подакцизными товарами наименования и (или) товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

2. Товары, указанные в приложении № 6 к настоящему приказу, самоходные машины с электрическими двигателями, а также шины, покрышки пневматические резиновые.

3. Товары, являющиеся сырьем, комплектующими, отходами производства подакцизных товаров и товаров, указанных в пункте 2 настоящего перечня, а также используемые в производстве данных товаров и при их эксплуатации.

4. Товары, используемые для целей организации, ведения, модернизации производства и оборота подакцизных товаров и товаров, указанных в пункте 2 настоящего перечня, а также способствующие такому обороту.

5. Товары, являющиеся или используемые в качестве запасных частей, материалов для ремонта, доработки и реализации подакцизных товаров и товаров, указанных в пункте 2 настоящего перечня.

6. Товары, ввозимые в одной товарной партии с подакцизными товарами или товарами, указанными в пункте 2 настоящего перечня, и предназначенные для совместного доведения до потребителя или использования в технологическом процессе производства совместно с подакцизными товарами.

7. Драгоценные металлы, драгоценные камни, природные алмазы и бриллианты, а также другие товары, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, отнесено к исключительной компетенции специализированных таможенных органов (только для Северо-Западного акцизного (специализированного), Смоленского акцизного и Дальневосточного специализированного таможенных постов Центральной акцизной таможни).

8. Неподакцизная спиртосодержащая пищевая и непищевая продукция, оборот которой подлежит лицензированию.

Приложение № 2
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 12.04.2018 № 78н

Acquaintances and communication on interests.

Comment reported successfully.

Post was successfully added to your timeline!

You have reached your limit of 5000 friends!

File size error: The file exceeds allowed the limit (46 MB) and can not be uploaded.

Unable to upload a file: This file type is not supported.

Документы Министерства финансов Российской Федерации

(Введите номер и/или часть названия или дату документа.

ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг»)

«Об утверждении Порядка присвоения государственного регистрационного номера выпускам облигаций Центрального банка Российской Федерации»

«О внесении дополнения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 70н»

«О ведении бухгалтерского учета гаражно-строительными кооперативами»

«О признании утратившим силу письма Министерства финансов Российской Федерации»

«О передаче с 2001 года в собственность средств федерального бюджета на формирование региональных продовольственных фондов»

«О Порядке проведения предварительной компенсации гражданам Российской Федерации по их вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года, являющимся гарантированными сбережениями» (вместе с Соглашением Минфина РФ, ОАО «Росгосстрах» от 01.08.2001 N 01-01-06/05-489)

«О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций»

«Об амортизационных отчислениях по объектам основных средств, полученных в оперативное управление»

«Об отмене «Положения о порядке отчислений в фонд пожарной безопасности от сумм страховых премий (страховых взносов) по противопожарному страхованию, осуществляемому страховщиками», утвержденного Приказом от 16 августа 2000 г. N 79н» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.09.2001 N 2920)

«О продлении действия Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. N 114н «О порядке осуществления финансирования в 2000 году расходов государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» на реализацию мероприятий по реструктуризации кредитных организаций за счет средств, поступающих от погашения задолженности по налоговым и иным обязательным платежам кредитных организаций в федеральный бюджет, включая пени и штрафы, а также по неисполненны

«О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 46н «Об утверждении Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства»

«Об утверждении Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства»

«Об отмене письма Минфина РФ от 04.10.1995 N 3-Е1-5 и методических указаний Минфина РФ от 11.01.1995 N 3-А2-1»

«О соответствии пункта 47 Инструкции Минфина РФ N 107н статье 43 Бюджетного кодекса РФ»

«О признании утратившим силу Временного порядка взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации на региональном уровне (республики, края, области, района)»

«Об отмене «Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2001 N 2882)

«Об утверждении Порядка финансирования за счет средств федерального бюджета Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 году» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.08.2001 N 2833)

«О почтовом адресе страховых организаций, страховых брокеров, ассоциаций (объединений) страховщиков, обществ взаимного страхования»

«О применении пункта 8 Постановления Правительства РФ от 30.03.2001 N 255»

«Об уточнении норм расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2000 N 2123)

«О генеральных разрешениях на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности получателями средств федерального бюджета»

«Об эмиссии государственных краткосрочных бескупонных облигаций»

«Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.07.2001 N 2799)

«Об определении процентной ставки по второму купону облигаций государственного займа тридцать второй серии»

«О доведении лимитов бюджетных обязательств на субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями АПК»

«О бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью»

«О Порядке проведения аукционов» (вместе с «Порядком проведения аукционов с целью реализации на внутреннем рынке из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации необработанных природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.07.2001 N 2790)

«О введении в действие Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 106н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета»

«Об установлении параметров выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций»

«Об утверждении формы реестра налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате таможенных платежей, предоставленных таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности в 2001 году»

«О порядке финансирования за счет средств федерального бюджета предприятий единого производственно — технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»

Смотрите так же:  Алименты на жену размер

«Об отражении в бухгалтерском учете имущества, приобретаемого за счет сметы некоммерческой организации»

«Об утверждении единой формы бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1 и указаний по ее заполнению»

«О постановке на учет обществ взаимного страхования в Департаменте страхового надзора Минфина РФ»

«О приостановлении операций по счетам бюджетных учреждений, не представивших в органы Федерального казначейства утвержденные лимиты бюджетных обязательств»

«О применении минимальной ставки платы за древесину, отпускаемую на корню»

«О порядке учета средств бюджета Союзного государства на счетах, открываемых органам Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в подразделениях расчетной сети Банка России»

«Об определении процентной ставки по второму купону облигаций государственного сберегательного займа тридцать первой серии»

«О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 процентов»

«О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета»

«О признании утратившей силу Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования»

«Об утверждении Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования»

«О составлении и представлении годовой бухгалтерской отчетности об исполнении федерального бюджета за 2000 год территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации»

«О неприменении некоторых актов Госналогслужбы РФ и Минфина РФ»

«О предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг»

«О порядке учета доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации»

«Об отчетности по формам 14-бюдж, 14-св, 14бюдж-краткая, 14св-краткая»

«О порядке и сроках уплаты налогов и сборов и их распределении в бюджеты разного уровня»

«О заключении государственного контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд»

«Об утверждении Порядка расчета денежной компенсации за производимые за пределами Российской Федерации или снятые с производства легковые автомобили, указанные в облигациях государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевых расчетных чеках на приобретение легковых автомобилей и на счетах по действующим целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей»

Проводим инвентаризацию активов и обязательств правильно

Гмызина Людмила, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения
компании «Что делать Консалт»

При подготовке годовой бухгалтерской отчётности проведение инвентаризации обязательно. Это необходимо для обеспечения достоверности отчётности. Напомним в данной статье основные моменты проведения инвентаризации.

Сплошная проверка на 31 декабря может не понадобиться

Все организации обязаны провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Инвентаризация проводится, чтобы установить фактическое наличие проверяемых активов и обязательств и сравнить полученную информацию с данными, отражённым в бухгалтерском учёте 1 .

По имуществу в годовой отчётности могут быть отражены данные инвентаризации, проведённой в четвертом квартале отчётного года. Повторная проверка по состоянию на 31 декабря в этом случае не нужна. Основные средства закон разрешает инвентаризировать один раз в три года. Однако инвентаризацию обязательств необходимо провести по состоянию на 31 декабря включительно 2 .

Этапы большого пути: как пройти их правильно, какие оформить документы?

Порядок проведения инвентаризации и перечень подлежащих оформлению документов изложен в «Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). Внутренний порядок проведения инвентаризации организация утверждает в своей учётной политике для целей бухгалтерского учёта, там же закрепляет формы первичных учётных документов по учёту результатов инвентаризации 3 . Компания может использовать унифицированные формы 4 , которые с 2013 года не обязательны для применения, или разработать на их основе собственные формы документов 5 .

Для проведения инвентаризации создаётся инвентаризационная комиссия, в её состав включаются сотрудники администрации, бухгалтерии, а также обязательно специалисты технических, инженерных и иных служб, деятельность которых связана с проверяемыми объектами 6 .

На момент начала инвентаризации бухгалтер определяет остатки имущества и обязательств с учётом всех имеющихся документов по движению материальных ценностей, денежных средств, расчётов. Эти документы ответственные лица передают в комиссию до начала проверки 7 . Имущество, поступившее в период проведения инвентаризации, принимается к учёту уже по её окончании, по отдельной описи 8 .

Комиссия проверяет всё имущество и обязательства, которые числятся по бухгалтерскому учёту на балансовых и забалансовых счетах, а также объекты, которые не поставлены на учёт по каким-либо обстоятельствам 9 . Проводится осмотр, подсчёт, измерение, взвешивание, оценка состояния и сохранности проверяемых объектов, проверка наличия необходимой документации 10 . Результаты заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации 11 и проводится сопоставление фактических данных с данными учёта. Если будут обнаружены расхождения между реальной ситуацией и данными учёта, то по суммам излишков и недостач составляются сличительные ведомости, производится анализ причин отклонений, устанавливаются виновные лица. Сводным итоговым документом является ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией. Она содержит данные по всем проверенным активам и обязательствам и по всем суммам расхождений. Корректировка в бухгалтерском учёте производится после принятия решения руководителем организации 12 .

Отражение результатов инвентаризации

Выявленные суммы расхождений бухгалтер должен отрегулировать до составления годовой бухгалтерской отчётности 13 .

В случае выявления излишков следует оприходовать неучтённые объекты по рыночной стоимости (определяемой с учётом положений ст. 105.3 НК РФ). Коммерческая организация отразит в учёте финансовый результат, некоммерческая – увеличение доходов.

В случае выявления недостач надо списать с учёта фактически отсутствующее имущество. Суммы недостач в пределах норм естественной убыли отражаются как издержки производства или обращения, а сверх установленных норм – как подлежащие возмещению виновными лицами. Если виновное лицо не найдено или решением суда отказано в возмещении этим лицом убытков, то коммерческая организация спишет убытки на финансовый результат, а некоммерческая – на увеличение расходов 14 .

Нюансы инвентаризации расчетов

Порядок проведения инвентаризации расчётов изложен в разделе 3 методических указаний. Рассмотрим его более подробно.

Проверка охватывает балансовые счета расчётов 60-79 и забалансовый счёт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» 15 : расчёты с покупателями, поставщиками, банками, налоговыми органами и фондами, сотрудниками по зарплате и подотчётным суммам, выделенными на отдельный баланс подразделениями организации, иными контрагентами. Проверяется задолженность по каждому контрагенту в разрезе счетов, аналитических счетов, договоров, поставок, платежей, документов. Ставится задача проконтролировать обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, наличие всех необходимых документов для подтверждения остатков 16 . Также проверяется, все ли имеющиеся документы отражены в учёте и корректность их отражения, выявляются ошибки бухгалтера.

С целью исключить необоснованное завышение или занижение задолженности, искажение статей баланса, особенно внимательно следует проверить:

  • Авансы оплаченные и полученные. Проверяется своевременность их списания при принятии к учёту оплаченных авансом ценностей и при отгрузках в счёт предоплат. Одновременно контролируется восстановление «авансового» НДС.
  • Контрагентов, в отношении которых были созданы резервы по сомнительным долгам. Проверяется наличие поступлений в счёт погашения сомнительных долгов, своевременность восстановления соответствующих резервов.
  • Полноту отражения в учёте документов по неденежным расчётам: актов зачёта, соглашений о переуступке прав требования, о новации обязательств.

По окончании проверки составляются акты инвентаризации 17 . Данные в них отражаются отдельно по каждому счёту бухгалтерского учёта, дебитору и кредитору.

На основании анализа результатов инвентаризации:

  • своевременно формируются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте 18 в соответствии с критериями, утверждёнными в учётной политике;
  • рассчитывается сумма резерва по сомнительным долгам в налоговом учёте 19 ;
  • принимается решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим на момент завершения проверки сроком исковой давности 20 .

Нужны ли акты сверки с поставщиками и подрядчиками?

Отсутствие подписанного контрагентом акта сверки не влияет на результаты инвентаризации, поскольку этот документ не может служить обоснованием суммы указанной в нём задолженности, а оформляется с иной целью – согласовать взаиморасчёты с контрагентом. Обоснованием суммы задолженности являются только непосредственно первичные документы. Если срок возникновения задолженности достаточно давний, целесообразно не инициировать проведение сверки. Подписание акта – это подтверждение признания долга должником, прерывающее течение срока исковой давности. Отсчёт срока придётся начать заново с даты подписания акта, а возможность списания задолженности по данному основанию отодвинется на три года 21 .

Однако сверка будет полезна бухгалтеру при инвентаризации расчётов по налогам и сборам. Выявленные расхождения не всегда свидетельствуют об ошибках бухгалтера, причиной может быть неверное отражение платежей или начислений в базе данных налогового органа или фонда.

Проведение инвентаризация в конце года – это залог достоверности данных, отражённых в годовой бухгалтерской отчётности. Это возможность своевременно исправить допущенные в учёте ошибки, оценить правильность оформления первичных документов и проверить их наличие. Поэтому проводите инвентаризацию своевременно и правильно.

1. Ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
2. П. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации».
3. П. 4 ч. II Приказа Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
4. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации».
5. П. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
6. П. п. 2.2, 2.3 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении ʺМетодических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»».
7. П. 2.4 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
8. П. 3.18 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
9. П. 1.3 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
10. П. п. 2.7, 3.2, 3.17 и др. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
11. П. 2.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
12. П. п. 5.1-5.6 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
13. П. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
14. П. 28 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
15. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
16. П. 3.44 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
17. П. 2.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
18. П. 70 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
19. П. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
20. П. п. 77, 78 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
21. Ст. 203 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н,

от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н,

от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н,

от 24.12.2010 № 186н,

с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»;

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 8 «О квартальной бухгалтерской отчетности организации».

3. Настоящий Приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.

Приказом Министерства финансов

от 29 июля 1998 г. № 34н

ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее — Положение) разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г» настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета

Требования к ведению бухгалтерского учета

9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Смотрите так же:  Купить техосмотр для осаго 2018 цена

10. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Документирование хозяйственных операций

12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгалтером понимаются также лица, ведущие бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

13. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

16. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Регистры бухгалтерского учета

19. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

21. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

22. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — государственной тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Оценка имущества и обязательств

23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

24. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

25. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации.

Инвентаризация имущества и обязательств

26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

27. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

28. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

III. Основные правила составления и представления

29. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

30. Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Абзац исключен. — Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н.

31. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

32. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

При составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется настоящим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

33. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

34. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

35. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).

Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

36. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

37. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

38. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

40. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами.

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

Незавершенные капитальные вложения

41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).

Абзац утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.

43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.

46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

Смотрите так же:  Документы на возврат 13 процентов с покупки квартиры 2018

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

48. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Абзац утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

Стоимость земельных участков, объектов природопользования не погашается.

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

50 — 53. Утратили силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

54. Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.

55. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации.

56. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:

линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Абзац утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации в полной сумме списывается на финансовые результаты организации как прочие доходы.

57. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

Сырье, материалы, готовая продукция и товары

58. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

абзац исключен с 1 января 2008 года. — Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 № 26н.

59. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

60. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте 58 настоящего Положения.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров.

61. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

62. Предусмотренные в пунктах 58 — 60 настоящего Положения ценности, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

63. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

64. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

65. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Капитал и резервы

66. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

67. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

68. Сумма дооценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

69. Созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

70. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Абзац утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

71. Исключен. — Приказ Минфина РФ от 24.03.2000 № 31н.

72. Утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

73. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

74. Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

75. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

76. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

77. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

78. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Прибыль (убыток) организации

79. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

80. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

81. Утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

82. В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

83. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности

84. Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

85. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в пункте 30 настоящего Положения.

Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

86. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в течение 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием.

Абзац утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

87. Утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н.

88. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

89. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства.

90. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности

91. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

92 — 94. Утратили силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

95. Утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н.

96. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

97. Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Хранение документов бухгалтерского учета

98. Организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

99. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

100. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

101. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Приказ минфина рф 78