Оглавление:

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 29 января 2016 г. N 197 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 31 марта 2015 г. N 646»

В соответствии с пунктом 4 плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 1936-р, в целях организации в Минпромторге России работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности (далее — план).

2. Возложить на Департамент химико-технологического и лесопромышленного комплекса:

а) координацию работ по отбору предприятий, участвующих в реализации плана, и определение мер стимулирования на основе отраслевой специфики в соответствии с порядком, утверждаемым приказом Минпромторга России;

б) разработку проектов необходимых нормативно-правовых актов для реализации мер государственной поддержки импортозамещения;

в) мониторинг реализации плана;

г) доведение до потенциальных исполнителей проектов по выпуску импортозамещающей продукции, включенной в план, информации о возможных мерах государственной поддержки реализации плана, предусмотренных в том числе соответствующими государственными программами и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1388 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях внедрения наилучших доступных технологий и импортозамещения в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

3. Возложить на Департамент стратегического развития и проектного управления координацию работ по мониторингу, экспертно-аналитическому и методологическому обеспечению реализации плана.

4. Департаменту информационных технологий и общественных связей опубликовать план на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. N 646 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации».

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Цыба С.А.

Импортозамещение софта: закон, постановление, приказ по министерству

Минкомсвязь 1 апреля издала приказ №96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения». Смысл события – не инженерный, а бюрократический, он состоит в том, чтобы Минкомсвязь выполнила распоряжение правительства от 27 января №98-р, где приведён план первоочередных мероприятий по обеспечению экономического развития и социальной стабильности в 2015 году. П. 41 этого плана требует от Минкомсвязи к 1 апреля «утверждения и обеспечения реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения».

Десять лет с правом импортозамещения

Давайте посмотрим в прилагаемую к приказу таблицу, там написано, что, к какому сроку и в какой степени должно быть импортозамещено. Горизонт планирования впечатляет – целых 10 лет. Промежуточные результаты, правда, должны быть уже через пятилетку.

Обсуждать цифры не приходится, их надо обеспечить, и всё тут – приказ есть приказ. Через пять лет офисный софт в России должен быть на четверть нашим, а через 10 лет – наполовину. Отлично, почему нет, давайте сделаем это. Но в ответ на традиционное после отдания приказа «Вопросы?» следует поднять руку и кое о чём спросить.

Во-первых, в чём измеряются проценты импортозамещения? Хочется верить, что в деньгах. Представители отрасли (а мы с ними говорили последние две недели чуть ли не ежедневно, и в Госдуме, и на встрече руководителей софтверных компаний с министром Николаем Никифоровым), во всяком случае, другого измерителя не видят, и не худо было бы прямо сказать в приказе, что именно измеряется, и в каких единицах, чтобы «75%», «50%» и пр. намеченные цели были ясны даже журналисту.

Во-вторых, а что значит сноска по звёздочке в большинстве строк таблицы? Прежде всего, приведённая в этой сноске ссылка на п. 2.6 приказа вводит в заблуждение: нет такого пункта (на стилистическую ошибку в слове «соответствие» командиру между делом тоже укажем, пусть отругает начштаба, который приказ писал). То ли имелся в виду п. «б», то ли шестой по порядку пункт «е», поди пойми. Но не будем придираться, есть вопрос по существу: что значит – «при согласовании и финансовом обеспечении реализации проектов импортозамещения»? Это условие исполнения приказа? Но так не бывает. Не отдают приказы, не обеспечив возможность их исполнения. Иное выглядит как заранее оставленная лазейка для оправдания. Объясните, каковы эти условия, прежде чем посылать отрасль в бой.

Правильный ответ на эти вопросы состоит в том, что лучше их не задавать. Приказ министерства имеет, увы, лишь символический смысл. Минкомсвязь, как было сказано, исполняет поручение правительства, и делает это вполне формально. Важен не план как таковой, а то, что под него дадут деньги, льготы и иные важные вещи, вплоть, наверное, до орденов.

Об этом говорил Николай Никифоров на упомянутой встрече с программистами две недели назад: Минпромторг под импортозамещение получит средства, надо и нам это сделать. Об этом же как о наиболее вероятном мотиве издания приказа говорят и представители индустрии, с которыми «Экспертному центру электронного государства» удалось поговорить накануне.

Президент РУССОФТ Валентин Макаров говорит, что, во-первых, до тех пор, пока у государственных потребителей не определены критичные технологии, важные для безопасности и технологической независимости страны, не выделены ресурсы и не составлены планы по замещению критичного ПО, составление планов разработки ПО для импортозамещения не имеет большого смысла. Во-вторых, насколько известно президенту РУССОФТ, у Минкомсвязи на импортозамещение нет бюджета, все средства сконцентрированы в Минпромторге и, скорее всего, большая их часть уйдет в госкорпорации на нерыночные проекты вроде разработки инженерного софта парой вузов вместе с «Ростехнологиями» – с невысокой вероятностью успеха и без надежды на коммерциализацию программного продукта.

За день до опубликования приказа Минкомсвязи на IT-саммите в Ереване тоже обсуждалось импортозамещение. По словам заместителя гендиректора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Павла Гудкова, ведущая роль – у Минпромторга, там уже готовы целых 18 планов, они с грифом «ДСП», публике не посмотреть. И Минпромторг на софтверную индустрию смотрит как на обеспечивающую эти планы, а не как на объект государственной заботы (не дословно, но смысл таков – А.А.). Минкомсвязь же решает «локальные задачи импортозамещения».

Желающих поучаствовать в импортозамещательном движении вообще немало. Это и Роснано во главе с неувядающим Чубайсом, и «Росатом» с его проектом операционной системы, и Рогозин с Фондом перспективных исследований (его, как и Минпромторг, заботит инженерный софт). Открытый министр Михаил Абызов тоже старается не оставаться в стороне. У Минобороны «научные роты», опять же, надо думать, что-то программируют. И Минэкономразвития тоже стейкхолдер, вносит свой вклад.

Инновации в приказе

Приказ для отрасли стал пусть не самой большой (не сравнить с осенней идеей создания спецфонда для разработки софта за счёт поборов с производителей софта), но всё-таки неожиданностью. В тексте документа – два существенных новшества.

Речь не о п.п. 2.б и 2.в, где закреплено ожидаемое отраслью намерение регулятора обеспечить преференциями отечественного производителя программного обеспечения. Это-то как раз обсуждалось с отраслью, она давно этого ждёт.

Смотрите так же:  Как платить налог на имущество в простом товариществе

Но что такое «автономная некоммерческая организация, деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки программного обеспечения для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения» (Ну и стиль! я бы заставил начштаба прочесть Нору Галь и лично сдать мне зачёт – А.А.), о которой говорится п. 2.г, и которую предполагается создать аж постановлением правительства?

Министр на встрече с отраслью вскользь об этом, т.е. о новой отраслевой ассоциации, говорил. У части присутствующих создалось впечатление, что это в его планах не главное, есть же отраслевые партнерства, и не одно, регулятор с ними и будет, наверное, сотрудничать, как иначе.

Но случилось неожиданное. В добавление к РУССОФТ, АРПП, РАСПО, АПКИТ подготавливается ещё одно объединение, государственное. С какой идеей – непонятно. В ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» об этом ничего не знают, сказала нам исполнительный директор Евгения Василенко.

Валентин Макаров придерживается того же мнения. По его словам, то, что Минкомсвязь ведёт диалог с отраслью – хорошо, и в приказе учтено мнение специалистов, которые предлагали стимулировать внутренний спрос, требуя у госзаказчика мотивировать закупки импортного софта при наличии отечественного аналога. Что же касается намерения министерства создать «автономную некоммерческую организацию», то это неочевидная затея – такая структура не станет тратить выделенные ей государственные деньги с той эффективностью, которую обеспечивают опытные отраслевые ассоциации: «Они за 5 миллионов проведут одно мероприятие, а мы на те же деньги проводим 10».

Можно предположить, что государственная «автономная некоммерческая организация» для регулятора просто удобнее. С объединениями, созданными отраслью снизу и существующими уже много лет, договариваться сложно, а проводить через них свою отраслевую политику и вовсе высший министерский пилотаж, не всякий сумеет (хотя, как показывает предшествующий опыт, отрасль к такому сотрудничеству открыта, даже с программистской вольницей из ISDEF государство может продуктивно работать).

Ключевой вопрос – кто эту «автономную некоммерческую организацию» будет финансировать. Получим на него ответ – и всё сразу станет ясно.

Пункт 2.д приказа, предполагающий закрепить постановлением правительства роль ОАО «Росинфокоминвест» в финансировании разработок программного обеспечения, обсуждать по горячим следам не возьмёмся. Заметим только, что отрасль просила у государства не финансировать разработку (на это она сама готова тратиться), а обеспечить внутренний спрос.

Гамбургский счёт

Если оставить за скобками мнение «у Минкомсвязи нет ни бюджета, ни власти влиять на программу импортозамещения софта, поэтому не важны ни указанные в приказе сроки, ни проценты» и попытаться рассмотреть план по существу, обнаружатся критические уязвимости документа.

Главное – время. Пять и тем более 10 лет – прекрасный срок, за это время можно на Марс слетать, не то что офисный пакет отладить. Хотелось бы всё же обоснования. Например, почему за пять лет доля отечественных продуктов на внутреннем рынке антивирусов повысится только до 60% против нынешних 50%, а к 2025 году – ещё на 10%.

Своей СУБД, равной импортным, у нас нет, и едва ли она за пять лет появится – ситуация кардинально отличается от того, что мы имеем на рынке антивирусов и систем безопасности. Однако Минкомсвязь хочет заместить импорт СУБД к 2020 году сразу на 16%.

Мнения экспертов из софтверной отрасли по поводу сроков расходятся кардинально. Есть те, что считают намеченные планы нереалистичными, рискованными. Есть и другие, кто полагает неоправданным намечать результаты на пять лет вперёд, хотя бы потому, что к этому времени импортозамещать надо будет уже не ОС и не СУБД, а что-то другое.

Так или иначе, нужны обоснования. Расчёты. Судя по тому, что с отраслью авторы министерского плана проценты импортозамещения и сроки не обсуждали, таких обоснований не существует.

Импортозамещение

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Политика импортозамещения в Пермском крае реализуется в соответствии с принципами, установленными Законом Пермского края от 3 марта 2015 г. № 440-ПК «О промышленной политике в Пермском крае».

В целях реализации политики импортозамещения приказом Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 4 апреля 2016 г. № СЭД-03-01-03-53 утвержден региональный план по импортозамещению.

План согласован с Минпромторгом и Минэкономразвития России, а также синхронизирован с отраслевыми планами импортозамещения Минпромторга России на уровне шифров продукции для повышения эффективности работы по привлечению федеральных средств для развития импортозамещающих производств в Пермском крае.

Результаты политики импортозамещения в Пермском крае в 2014-2017 годах:

За последние годы предприятиями, получившими государственную поддержку, запущен целый ряд новых производств:

ООО «Инкаб», производство оптического кабеля, встроенного в грозотрос

ЗАО «Лысьвенский металлургический завод», производство стального проката с полимерными покрытиями

ООО «Сода-хлорат», создание производства кали едкого чешуированного

ЗАО «Медисорб», запуск нового цеха для производства лекарственных средств в соответствии с требованиями GMP

ОАО «Новые фитинговые технологии», создание производства соединительных деталей трубопроводов»

ГК «Чайковский текстиль», открытие нового цеха для производства высокотехнологичных тканей со специальными защитными свойствами для спецодежды.

Приказ импортозамещения

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 марта 2015 года N 653

Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности Российской Федерации

(с изменениями на 30 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минпромторга России от 30 ноября 2016 года N 4229.
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 4 Плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 1936-р, в целях организации в Минпромторге России работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации,

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности Российской Федерации (далее — План).

2. Возложить на Департамент металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения:

а) координацию работ по отбору предприятий, участвующих в реализации планов, и мер стимулирования на основе отраслевой специфики в соответствии с порядком, утверждаемым Приказом Минпромторга России;

б) разработку проектов необходимых нормативно-правовых актов для реализации предусмотренных Планом мер поддержки импортозамещения;

в) мониторинг реализации Плана;

3. Возложить на Департамент стратегического развития и проектного управления координацию работ по мониторингу, экспертно-аналитическому и методологическому обеспечению реализации Плана.

4. Департаменту информационных технологий и общественных связей опубликовать отраслевой план мероприятий по импортозамещению в энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А.Цыба.

План мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минпромторга России
от 31 марта 2015 года N 653

Импортозамещение

«Импортозамещение само по себе не является панацеей. Но оно означает переоборудование производственной части нашей промышленности, сельского хозяйства, а значит — повышение производительности труда» Президент России Владимир Путин.

Целью политики импортозамещения Калининградской области является создание современных высокотехнологичных предприятий, продукция которых будет востребована не только на российском, но и на зарубежных рынках.

СПРАВОЧНО: На федеральном уровне, в том числе при участии Правительства Калининградской области, уже утверждены 20 отраслевых планов импортозамещения в системообразующих отраслях. В 2015 году вступил в силу Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике», который создал рамочные условия для обновления российской промышленности, в том числе реализации политики импортозамещения, созданы ряд институтов поддержки российских производителей, такие как Фонд развития промышленности и Российских экспортный центр.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 1936-р был утвержден «План содействия импортозамещению в промышленности», в соответствии с которыми федеральными органами исполнительной власти сформированы отраслевые планы мероприятий по импортозамещению.

В части обрабатывающей промышленности соответствующие планы утверждены приказами Минпромторга России от 31.03.2015 №№ 645-663.

Смотрите так же:  День увольнение после больничного

В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России, планами импортозамещения Минпромторга России, а также с учетом приоритетов, установленных в документах стратегического планирования
в сфере промышленной политики Российской Федерации и Калининградской области, приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области утвержден региональный план по импортозамещению в сфере промышленности Калининградской области от 18 апреля 2016 года № 28 (далее – региональный план импортозамещения).

Цель регионального плана импортозамещения — обеспечение координации действий региональных и муниципальных органов власти, делового сообщества, научных и экспертных организаций, направленных на:

организацию производств импортозамещающей продукции;

освоение предприятиями обрабатывающей промышленности выпуска новых видов продукции;

увеличение доли отечественных поставщиков в цепочках поставщиков регионального уровня, повышение конкурентоспособности производимых в Калининградской области товаров, работ и услуг

интеграцию производственных цепочек региональных производителей и производителей государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для эффективной коммуникации с бизнесом сообществом региона и научными организациями и транспорентности промышленной политики при Министерстве по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли создан создан экспертный совет по импортозамещению.

К компетенции совета отнесен широкий крут вопросов в сфере промышленной политики региона и реализации политики импортозмещения, а именно:

разработка мероприятий, направленных на снижение зависимости промышленности от импорта продукции, оборудования, комплектующих и запасных частей иностранных компаний, а также на социально-экономическое развитие Калининградской области;

разработка предложений по мерам поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в рамках региональных планов по импортозамещению;

подготовка рекомендаций о дополнительном включении инвестиционных проектов в соответствующие региональные планы по импортозамещению;

подготовка рекомендаций об исключении инвестиционных проектов из соответствующих региональных планов по импортозамещению.

Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения»

Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения»

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения

В целях реализации пункта 41 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности
в 2015 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. №98-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №5, ст. 866), формирования благоприятных условий для развития разработки отечественного конкурентоспособного программного обеспечения, учитывая предложения заинтересованных российских организаций отрасли информационных технологий и их объединений (ассоциаций),

1.Утвердить прилагаемый план импортозамещения программного обеспечения (далее — план).

2.Департаменту развития отрасли информационных технологий (Ковниру):
а)проработать с заинтересованными российскими организациями отрасли информационных технологий и их объединениями (ассоциациями) вопрос о необходимости мер государственной поддержки реализации плана и их обоснование;
Срок реализации — 1 июня 2015 г.

б)доработать с учетом замечаний федеральных органов исполнительной власти и результатов общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий предоставление отечественному программному обеспечению преференций при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создание реестра такого программного обеспечения, и обеспечить внесение данного проекта постановления в Правительство Российской Федерации в установленном порядке;
Срок реализации — 15 мая 2015 г.

в)проработать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями вопрос о предоставлении отечественному программному обеспечению преференций при осуществлении закупок юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с учетом положений внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 750892-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
Срок реализации — 1 июля 2015 г.

г)с привлечением заинтересованных российских организаций отрасли информационных технологий и их объединений (ассоциаций) разработать и обеспечить внесение в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекта распоряжения Правительство Российской Федерации о создании автономной некоммерческой организации, деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки программного обеспечения для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения;
Срок реализации — 1 июня 2015 г.

д)разработать и обеспечить внесение в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекта постановления Правительства Российской Федерации, направленного на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе;
Срок реализации — 1 июня 2015 г.

е)с привлечением заинтересованных российских организаций отрасли информационных технологий и их объединений (ассоциаций) разработать паспорта проектов импортозамещения по направлениям реализации плана.
Срок реализации — 1 июля 2015 г.

3.Департаменту координации информатизации (Яцеленко) учитывать мероприятия плана при осуществлении координации информатизации органов государственной власти в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов».

4.Департаменту внешних коммуникаций (Осадчей) разместить настоящий приказ на официальном сайте Минкомсвязи России в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

5.Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приказ ФТС России от 15.08.2016 N 1585 «Об утверждении Концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

от 15 августа 2016 г. N 1585

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

В целях осуществления единой политики при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция).

2. Главному управлению информационных технологий ФТС России (Д.В. Данилин), региональным таможенным управлениям, специализированным региональным таможенным управлениям, таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, при планировании и проведении мероприятий по импортозамещению информационно-технических и программных средств руководствоваться положениями Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.

к приказу ФТС России

от 15 августа 2016 г. N 1585

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

В сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологии становится одной из важнейших для современной России. Особенно это актуально для высокотехнологичной продукции, которая применяется в области информационно-коммуникационных технологий.

Широкое применение в деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы) информационно-коммуникационных технологий способствует развитию внешнеэкономической деятельности и дальнейшему повышению качества таможенного администрирования. Их применение обеспечивает автоматизацию процесса поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности.

С начала 90-х годов и по настоящее время в связи с отсутствием общесистемного программного обеспечения российского производства программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС ТО) разрабатываются и эксплуатируются на аппаратных платформах операционных систем компаний Microsoft, IBM и Oracle. Доля используемых таможенными органами маршрутизаторов, коммутаторов и оборудования видеоконференцсвязи иностранного производства составляет 98%. Сохраняется импортозависимость в части инспекционно-досмотровых комплексов (далее — ИДК).

Основной причиной возникновения такой ситуации явилось отсутствие в последние десятилетия отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий, способных конкурировать с зарубежными аналогами.

Концепция импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) определяет единую политику при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства, а также цели, задачи, основные принципы и объекты импортозамещения в таможенных органах в среднесрочной перспективе.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, правом Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Цель, задачи и основные принципы импортозамещения

в таможенных органах

Зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических и программных средств зарубежного производства (далее — импортозависимость) остается основным проблемным вопросом информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.

Основной целью импортозамещения в таможенных органах является устранение зависимости от зарубежных средств информационно-коммуникационных технологий. Достижение цели импортозамещения обеспечивается путем решения следующих задач:

Смотрите так же:  Развод беларусь несовершеннолетние дети

проведение системной аналитической работы по поиску новых отечественных информационно-коммуникационных технологий;

оценка затрат и планирование процессов внедрения в деятельность таможенных органов отечественных информационно-технических и программных средств;

организация и проведение тестовых испытаний отечественных информационно-технических и программных средств;

проведение систематического анализа единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и других реестров российских информационно-технических и программных средств;

прогнозирование эффекта от внедрения в деятельность таможенных органов импортозамещенных информационно-технических и программных средств;

проведение опытной эксплуатации образцов информационно-технических и программных средств, разработанных отечественными производителями-разработчиками в инициативном порядке, в реальных условиях на объектах таможенной инфраструктуры с выработкой предложений о целесообразности их доработки (модернизации);

участие в работах по созданию новых отечественных технологий, проводимых другими органами государственной власти;

распространение опыта импортозамещения среди государств — членов Евразийского экономического союза.

Реализация задач по импортозамещению в таможенных органах базируется на следующих принципах:

законность проведения мероприятий по замещению зарубежных информационно-технических и программных средств отечественными аналогами;

непрерывность, публичность и открытость мероприятий по поиску новых отечественных информационно-технических и программных средств;

обоснованность и экономическая целесообразность применения отечественных информационно-технических и программных средств вместо зарубежных аналогов;

поэтапность внедрения в таможенных органах отечественных информационно-технических и программных средств;

плановость и инновационный характер мероприятий по импортозамещению, их направленность на применение новых технических, технологических и архитектурных решений.

III. Основные объекты импортозамещения

Уровень импортозависимости информационно-технических и программных средств, применяемых при автоматизации деятельности таможенных органов, различен.

Для общесистемных программных средств, телекоммуникационного оборудования и ИДК импортозависимость составляет 98 — 100%. Для информационно-технических и программных средств, обеспечивающих защиту информации, этот показатель не более 8%.

В ближайшие годы переход на отечественные информационно-технические и программные средства может быть осуществлен в отношении следующих основных объектов импортозамещения:

технические средства таможенного контроля.

IV. Программные средства

Импортозамещение программных средств призвано обеспечить таможенные органы конкурентоспособными отечественными программными средствами, поддерживающими требуемый уровень полноты, оперативности, достоверности, безотказности и безопасности при реализации функций, возложенных на таможенные органы.

Все используемые в настоящее время в таможенных органах ведомственные программные средства, связанные с решением прикладных функциональных задач в рамках ЕАИС ТО и разработанные по заказу ФТС России, являются отечественными программными продуктами. В связи с тем, что программные средства ЕАИС ТО разрабатываются на языках программирования иностранного производителя, импортозамещение в направлении совершенствования прикладных программных продуктов таможенных органов может рассматриваться через смену платформы операционных систем при соответствующем технико-экономическом обосновании эффективности использования новых информационных технологий.

Эксплуатируемые в таможенных органах программные средства в части реализации мероприятий по импортозамещению условно можно разделить на два сегмента.

Первый сегмент — программные средства, в отношении которых уже имеется задел в виде конкурентоспособных отечественных программных продуктов с функционалом, аналогичным или превосходящим зарубежные аналоги. К данному сегменту относятся программные средства обеспечения информационной безопасности (в частности, антивирусное программное обеспечение), интернет-браузеры, программные средства и сервисы, реализующие обмен мгновенными сообщениями и электронной почтой, ряд общеотраслевых бизнес-приложений (например, бухгалтерские).

В таможенных органах в полной мере обеспечено решение задачи по импортозамещению антивирусного программного обеспечения и программного обеспечения информационной безопасности, а также бухгалтерских и консультационно-правовых программ.

Второй сегмент — программные средства, в отношении которых нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов (аналогичные отечественные продукты отсутствуют либо имеют серьезные ограничения по реализованному функционалу и/или условиям их использования). Это в основном клиентские, мобильные и серверные операционные системы, системы управления базами данных, офисное программное обеспечение.

ФТС России является одним из крупнейших среди федеральных органов исполнительной власти пользователей серверных операционных систем, систем управления базами данных, средств управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, офисного программного обеспечения.

К настоящему времени задача обеспечения пользователей конкурентоспособными отечественными продуктами находится в стадии технической проработки. При этом планирование работ осуществляется поэтапно, с учетом взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, а также специализированными учреждениями и организациями — носителями передового опыта разработки и внедрения отечественных программных продуктов.

Аналитическая работа по поиску, оценке и выбору новых отечественных программных средств должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями Минкомсвязи России. При этом учитываются существующие тенденции по основным направлениям диверсификации используемых операционных систем и систем управления базами данных, а также применения программного обеспечения с открытым кодом и свободного программного обеспечения.

V. Телекоммуникационное оборудование

Переход на отечественную техническую базу в области телекоммуникационного оборудования обеспечит функционирование ВИТС ФТС России независимо от поставок зарубежного оборудования.

Проведение мероприятий по импортозамещению телекоммуникационного оборудования позволит существенно снизить сроки и стоимость проведения ремонтно-восстановительных работ на объектах ВИТС ФТС России, обеспечит проведение работ специалистами российских предприятий по гарантийному и авторскому надзору за состоянием телекоммуникационного оборудования.

Для принятия решения о переходе на новые модели телекоммуникационного оборудования проводится работа по поиску оборудования, которое по своим техническим характеристикам может максимально приблизиться к линейке оборудования зарубежного производства.

Аналитическая работа по поиску и тестированию телекоммуникационного оборудования должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями Минпромторга России.

Тестовые испытания являются основой для принятия решений о возможности применения в ВИТС ФТС России телекоммуникационного оборудования российского производства. В ходе тестовых испытаний, как правило, оцениваются заявленные характеристики телекоммуникационного оборудования и выявляются ограничения и особенности его эксплуатации на объектах таможенной инфраструктуры.

VI. Технические средства таможенного контроля

Различные типы эксплуатируемых в таможенных органах технических средств таможенного контроля существенно отличаются по уровню импортозависимости. Наиболее импортозависимыми являются досмотровая рентгенотелевизионная техника (более 85% эксплуатируемой техники зарубежного производства) и ИДК.

Проведение работ по импортозамещению ИДК должно осуществляться по двум основным направлениям:

постепенная замена отдельных систем и узлов, выработавших свой ресурс, на аналогичные российского производства;

оснащение таможенных органов отечественными ИДК по мере вывода из эксплуатации зарубежных ИДК со сроками службы более 15 лет.

Переход на ИДК российского производства обеспечит экономию бюджетных средств при сопровождении эксплуатации ИДК в таможенных органах, независимость от иностранных производителей ИДК при проведении ремонтных работ, а также возможность интеграции программного обеспечения ИДК с ЕАИС ТО.

При проведении тестовых испытаний ИДК российского производства в обязательном порядке должны оцениваться такие основные технические параметры, как проникающая способность, контрастная чувствительность, распознавание различных групп материалов и определение атомного номера материала, оценка веса груза и его отдельных частей.

VII. Планирование мероприятий и реализация Концепции

Планирование мероприятий по импортозамещению в таможенных органах должно производиться во взаимосвязи с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с ФСБ России, Минкомсвязью России, Минпромторгом России.

Реализация Концепции осуществляется на основе планов по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в деятельности таможенных органов, утверждаемых руководством ФТС России, а также планов информатизации таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период.

Основные риски при реализации Концепции связаны с недостаточным финансированием мероприятий по развитию информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах, а также необходимостью обеспечить непрерывное функционирование ЕАИС ТО при осуществлении мероприятий по импортозамещению. Снизить основные риски возможно за счет перераспределения бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие информационно-коммуникационных технологий, и обеспечения поэтапного перевода существующих программных средств на аналогичные российского производства.

Кадровые риски связаны с высокой текучестью кадров информационно-технического профиля и их квалификацией, что может затруднить процесс перехода на отечественные информационно-коммуникационные технологии. Снижение кадровых рисков достигается повышением квалификации должностных лиц и работников таможенных органов в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также использованием механизмов стимулирования оплаты труда и повышения престижа службы в таможенных органах.

Комплексная реализация Концепции обеспечит развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий с учетом перехода таможенных органов на отечественные информационно-технические и программные средства.

Приказ импортозамещения