25. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА ИТАЛИИ

Президент избирается на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов. Срок его полномочий – 7 лет Президентом может стать любой человек, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими правами.

Правительство – Совет министров, который осуществляет высшую исполнительную власть в стране. Президент назначает Председателя (обычно это один из лидеров парламентского большинства) и по совету последнего – остальных членов Правительства. В Конституции не содержится полного перечня полномочий Правительства, хотя его компетенция весьма обширна. Фактически Правительство осуществляет руководство государством. Особенно широки полномочия Правительства в сфере управления государственным аппаратом.

Совет министров играет большую роль в законодательном процессе: пользуясь правом законодательной инициативы, Правительство вносит свои законопроекты на обсуждение в Парламент и благодаря поддержке парламентского большинства обычно добивается их принятия. В порядке делегированного законодательством оно осуществляет непосредственно законодательную функцию, издавая акты, имеющие силу закона. Глава Правительства направляет общую политику Правительства и несет за нее ответственность.

В соответствии с Конституцией Премьер-министр и министры несут ответственность перед Парламентом. Помимо этого Премьер-министр отвечает за общую политику Правительства, а министры несут коллегиальную ответственность за действия Правительства и индивидуальную ответственность – за действия своих ведомств. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Судебное решение по рекомендации следственной комиссии выносится Парламентом на совместном заседании палат.

Глава государства Италии. Порядок избрания, функции, полномочия

Президент Республики. Согласно Конституции Президент является главой государства и представляет национальное единство (ст. 87). Он избирается на совместном заседании палат парламента, в котором участвуют представители областей: по три делегата от каждой области (от Валле-д’Аоста – один). Представители от областей избираются областным советом с обеспечением представительства от оппозиционных партий. Поскольку число представителей от областей составляет лишь 58 чел., а парламентариев – 945, то избрание главы государства зависит от волеизъявления палат парламента.

За 30 дней до истечения срока полномочий председатель Палаты депутатов созывает парламент и делегатов от областей на совместное заседание. Президентом может быть избран гражданин Италии, достигший возраста 50 лет и обладающий гражданскими и политическими правами.

Выборы осуществляются тайным голосованием. В первых трех турах для избрания необходимо получить две трети голосов, в четвертом и последующих – более половины. При вступлении в должность Президент приносит перед парламентом на совместном заседании палат присягу на верность Республике и соблюдение Конституции.

Срок полномочий Президента составляет семь лет. Число переизбраний не ограничено. Резиденцией Президента Республики является Квиринальский дворец. Пост главы государства несовместим с выполнением какой-либо иной должности.

Джорджио Наполитано родился в Неаполе в 1925 г. Будучи студентом университета, он в 1942 г. вступил в нелегальную студенческую организацию и принимал участие в подпольной антифашистской борьбе. С 1945 г. – член Коммунистической партии. Прошел многие ступени профессионального партийного работника. В 2005 г. его предшественник на президентском посту К. А. Чампи назначил Наполитано пожизненным сенатором. Многие полагали, что на этом его многолетняя политическая карьера завершится. Но вышло иначе. Сам К. А. Чампи занял кресло Дж. Наполитано, став пожизненным сенатором.

Полномочия Президента Италии весьма значительны по сравнению с обычными полномочиями главы государства в парламентской республике.

• В сфере нормотворчества Президент: санкционирует представление палатам правительственных законопроектов, подписывает законы, обладая при этом правом суспензивного вето, издает декреты, имеющие силу закона, а также постановления, назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией.

• В сфере государственного строительства Президент: назначает выборы палат и определяет день первого их заседания, направляет палатам послания о положении в стране, назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства, председательствует в Высшем совете магистратуры (Высший совет магистратуры – высший орган судебной иерархии, к компетенции которого относятся вопросы зачисления в магистратуру, назначения и перемещения судей, их повышения по службе, применения к судьям дисциплинарных мер (ст. 105 Конституции).).

• В сфере международных отношений, обороны и безопасности Президент: аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры (в случаях, определенных законом, – с предварительного разрешения палат), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны и председательствует в Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

Важным полномочием Президента является роспуск одной или обеих палат по предложению главы правительства. Перед роспуском Президент должен заслушать мнения председателей обеих палат, но принимать их во внимание он не обязан. Это правомочие не может быть использовано в последние шесть месяцев президентских полномочий, если этот срок не совпадает с последними шестью месяцами срока полномочий парламента (ст. 88 Конституции). Парламент распускается также перед очередными парламентскими выборами.

Президент обладает и традиционными для главы государства полномочиями: правом помилования, награждения государственными наградами.

Все акты Президента подлежат контрасигнации соответствующим министром, принимающим на себя ответственность за его исполнение. Акты, имеющие силу закона, и некоторые другие контрасигнуются также председателем Совета министров (ст. 89 Конституции).

Президент обладает неприкосновенностью. В то же время он несет ответственность за совершение государственной измены или посягательство на Конституцию (ст. 90). В этом случае парламент абсолютным большинством голосов на совместном заседании палат принимает решение о предании Президента Конституционному суду (ст. 90 и 134). Дело рассматривается Конституционным судом при участии 16 членов, избираемых по жребию из списка граждан, имеющих право избираться в сенаторы. Такой список составляется парламентом каждые девять лет.

Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки или когда он не в состоянии их выполнять. В случае досрочного прекращения полномочий Президента (смерть, отставка, длящееся препятствие) его функции осуществляет председатель Сената, а председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента Республики в течение 15 дней или более длительного срока, если палаты распущены или осталось меньше трех месяцев до истечения срока их полномочий.

Президент Италии предложил сформировать «нейтральное правительство» до досрочных выборов

Президент Италии Серджо Маттарелла провел в понедельник последние политические консультации по вопросу формирования правительства. Этого не удалось сделать на протяжении более чем 60 дней после парламентских выборов 4 марта, по итогам которых ни одна из политических сил не получила достаточного числа голосов для обладания поддержкой большинства, которая необходима для доверия итальянскому правительству.

Подводя итоги консультаций, Маттарелла констатировал то, что в парламенте сложились три полюса, альянсы между которыми оказались невозможны. Лидерами считаются правоцентристская коалиция в составе партий «Лига» Маттео Сальвини, «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони и «Братья Италии», набравших в сумме 37% голосов. При этом «Лига» впервые обогнала партию Берлускони, заняв главенствующую позицию.

«Движение «5 звезд» при этом набрало 32%, выступая вне коалиций, и совершенно справедливо претендует на управление в стране. Однако ее попытки разбить правоцентристскую коалицию, уведя «Лигу», или привлечь к сотрудничеству Демократическую партию (ДП) не увенчались успехом. ДП, правившая последние пять лет, считается проигравшей, хотя ее результат немного лучше, чем у «Лиги» (вне общего коалиционного счета) — 19% и 17% соответственно.

«Движение 5 звезд», готовое к союзу с «Лигой», категорически отказывалось сотрудничать с партией Берлускони. В свою очередь Берлускони называет «Движение» «главной угрозой демократии», «компанией некомпетентных неудачников». Сальвини, не желающий отрываться от союзников, благодаря которым он претендует на пост премьера, ничего не хочет слышать о ДП (партии премьеров Паоло Джентилони и Маттео Ренци), демократы в свою очередь, следуя линии экс-секретаря Ренци, ушли в оппозицию и отказались кого-либо поддерживать.

«Нейтральное правительство»

Маттарелла описал предполагаемый кабинет, как «нейтральный» по отношению ко всем политическим партиям. Это означает, что в него должны входить не политики, а специалисты, поддержанные партиями. При этом этот кабинет должен быть готов уйти в отставку немедленно в случае, если в парламенте удастся создать коалиционное большинство. Члены этого правительства не будут потом участвовать в выборах.

Как предполагается, президент в ближайшие дни предложит кандидата в премьеры, который в свою очередь соберет профессиональную команду. Среди возможных глав такого «президентского правительства» давно называется беспартийный прокурор Раффаэле Кантоне, глава Управления по борьбе с коррупцией. Его кандидатура может устроить и правый центр, и ДП, и «Движение «5 звезд». Однако как «Лига», так и «Движение» после предложения Маттареллы подтвердили, что не намерены выражать доверие «нейтральному правительству», настаивая на проведении досрочных выборов в кратчайшие сроки.

Смотрите так же:  Полномочия старшего судебного пристава-исполнителя

Досрочные выборы

Серджо Маттарелла ясно дал понять, что не приветствует проведение досрочных выборов в кратчайшие сроки, поскольку это связано с конкретными рисками. «Впервые в истории республики избранный созыв парламента будет распущен, не начав работу. А волеизъявление народа не приведет ни к каким результатам», — сказал президент, намекнув на попрание принципов демократии.

Дата 8 июля впервые прозвучала в качестве возможной для проведения выборов еще в ходе консультаций Маттео Сальвини и главы «Движения «5 звезд» Луиджи Ди Майо. Назначение точной даты могло стать точкой примирения между партиями. Маттарелла же указал на «риски летнего голосования», связанные с естественными причинами — летние отпуска.

При этом президент оставил за партиями право выбора, призвав к ответственности. Он отметил, что досрочное голосование в октябре также кроет в себе некоторые опасности, которые связаны с финансовой политикой и бюджетными вопросами. В частности, в случае голосования в октябре новый созыв не успеет принять бюджет до конца года, что необходимо, согласно нормам ЕС. По словам итальянского президента, возникает реальная угроза увеличения НДС (с 22% до 24%), поскольку решение о его сдерживании также должно быть принято до декабря.

Маттарелла при этом указал срок действия «нейтрального правительства» — до конца года в случае, если парламентское большинство не возникнет раньше. При этом глава государства не сказал ни слова об избирательном законодательстве. Несовершенства этого закона, принятого после провала конституционной реформы об упразднении избранного Сената, привели к нынешнему распределению мест в парламенте. Совершенно очевидно, что досрочные выборы в июле или осенью пройдут по тем же правилам, что сохраняет риск повторения нынешнего безвыходного положения и невозможности формирования правительства.

Риски для Италии

Италия оказалась, возможно, впервые в республиканской истории (с 1946 года), без правительства. Маттарелла объявил о том, что срок полномочий действующего кабинета Паоло Джентилони истек. На самом деле этот кабинет, не обладающий более поддержкой большинства, подал в отставку еще 5 марта, однако продолжил выполнять «текущие обязанности» до формирования нового кабинета.

Президент особо отметил необходимость полноценного правительства для Италии. В июне страна должна быть представлена на международной арене — на саммите Группы семи в Канаде, а также саммите ЕС, на котором ожидается принятие важных решений, в том числе о продлении антироссийских санкций. И «Лига» с союзниками по коалиции, и «Движение «5 звезд» всегда выступали против санкций в отношении РФ и обещали их отмену в случае прихода к власти.

Обозреватель, публицист, общественный и политический деятель Джульетто Кьеза убежден, что Италия с этим кризисом теряет авторитет и влияние на международной арене. В беседе с корреспондентом ТАСС он предсказывал, что ни Сальвини, ни «Движение «5 звезд» не получат мандат на формирование правительства, и президент будет искать нейтральную фигуру. «Разумеется, такое полуправительство не будет иметь никакого веса. Его позиция абсолютно предсказуема: следование североатлантической линии, устраивающей ЕС, мы это видели на последней фазе правительства Джентилони — материально-техническая поддержка операции США в Сирии», — сказал Кьеза.

«Со стороны Европы будет давление, Брюссель уже указал, что Италия делает недостаточно для сокращения госдолга. И, безусловно, наиболее подвержены этому давлению будут те силы, которые высказываются критически о ЕС, в частности, «Лига» и ее лидер Сальвини. Италия рискует передачей под чрезвычайное управление извне», — считает Кьеза.

Корреспондент ТАСС Вера Щербакова

Конституционный статус президента Италии

Конституционный статус президента определяется парламентской формой правления Итальянской Республики. Конституцией предусмотрен непрямой порядок избрания президента. Он избирается парламентом на совместном заседании палат с участием представителей областей, избираемых областными советами. От одной малочисленной области Валле д’Аоста направляется один делегат, от остальных — по три делегата. Избрание проводится тайным голосованием, квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Главой государства становится, как правило, популярный политик общенационального уровня, пользующийся доверием парламента и общественности.

Президентом может быть избран любой гражданин, которому исполнилось 50 лет (по новым конституционным поправкам — 40 лет, но они еще не вступили в силу) и который обладает гражданскими и политическими правами. Пост главы государства несовместим с какой-либо другой должностью. Срок его полномочий — семь лет. Допускается неоднократное переизбрание.

По Конституции Италии президент «является главой государства и представляет национальное единство» (ст. 87). Помимо выполнения обязательных церемониально-представительных функций президент наделен значительными полномочиями. Он является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны и Высшем совете магистратуры. Функции президента, когда он не в состоянии их выполнять, осуществляются председателем сената.

Как глава государства президент назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает выборы обеих палат парламента, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции парламента, обладает нравом помилования.

В законодательной области президент промульгирует (обнародует) принятые парламентом законы, издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона. Следует обратить внимание на прямое указание в Конституции Италии (ст. 89) об обязательности контрасигнатуры актов президента, т.е. все акты, издаваемые главой государства, должны быть подписаны соответствующими министрами, ответственными за этот акт.

В отношении парламента у него две основные прерогативы — право роспуска одной или обеих палат парламента и право требовать повторного рассмотрения законопроектов.

В соответствии с конституционными нормами законопроект может быть отвергнут только на стадии его рассмотрения палатами. Президент не вправе отказаться промульгировать законопроект, одобренный обеими палатами парламента, а лишь может потребовать его повторного рассмотрения. Однако это отлагательное вето преодолевается простым большинством голосов.

В области функционирования исполнительной власти президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров (председателя правительства), назначает по представлению последнего министров и государственных секретарей.

В сфере регулирования вопросов регионального развития президент наделен правом роспуска представительных органов областей — областных советов при условии вынесения соответствующего постановления совместной комиссией представителей обеих палат парламента.

В соответствии со ст. 90 Конституции Италии президент Итальянской Республики не ответственен за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей. Президент несет ответственность только в случае государственной измены или посягательства на Конституцию Республики.

16.5. Конституционный статус Президента Итальянской Республики

Конституцией предусмотрен непрямой порядок избрания Президента. Он избирается Парламентом на совместном заседании палат с участием представителей областей, избираемых областными советами.

Президентом может быть избран любой гражданин, которому исполнилось 50 лет и который обладает гражданскими и политическими правами. Пост главы государства несовместим с какой-либо другой должностью. Срок его полномочий — семь лет. Допускается неоднократное переизбрание.

По Конституции Президент «является главой государства и представляет национальное единство» (ст. 87). Помимо выполнения обязательных церемониально-представительных функций и полномочий Президент наделен значительными полномочиями.

Президент является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны и Высшем совете магистратуры. Функции Президента, когда он не в состоянии их выполнять, осуществляются председателем Сената.

Как глава государства, Президент назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает выборы обеих палат Парламента; ратифицирует международные договоры с предварительной санкции Парламента; обладает правом помилования.

В законодательной области Президент промульгирует (обнародует) принятые Парламентом законы; издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона. Следует обратить внимание на прямое указание в Конституции (ст. 89) обязательности контрасигнатуры актов Президента, т. е. все акты, издаваемые главой государства, должны быть подписаны соответствующими министрами, ответственными за эти акты.

В отношении Парламента у него две основные прерогативы — право роспуска одной или обеих палат Парламента и право требовать повторного рассмотрения законопроектов.

В соответствии с конституционными нормами законопроект может быть отвергнут только на стадии его рассмотрения палатами. Президент не вправе отказаться промульгировать законопроект, одобренный обеими палатами Парламента, а может лишь потребовать его повторного рассмотрения. Однако это отлагательное вето преодолевается простым большинством голосов.

В области функционирования исполнительной власти Президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров (председателя правительства), назначает по представлению последнего министров и государственных секретарей.

В сфере регулирования вопросов регионального развития Президент наделен правом роспуска представительных органов областей — областных советов при условии вынесения соответствующего постановления совместной комиссией представителей обеих палат Парламента.

В соответствии со ст. 90 Конституции Италии Президент не ответствен за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей. Президент несет ответственность только в случае измены или посягательства на Конституцию

Смотрите так же:  Типовой договор повара

16.6. Правовой статус правительства

Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти.

Президент Италии назначает председателя Совета министров и по его предложению — министров. Глава государства учитывает при этом расстановку политических сил и итоги парламентских выборов. Италия — парламентская республика, поэтому правительство должно получить доверие обеих палат Парламента: Палаты депутатов и Сената. Абсолютное большинство послевоенных правительств было образовано на коалиционной основе.

Не позднее 10 дней после сформирования Совета министров его правительственная программа представляется палатам получения вотума доверия. Существенной особенностью Италии является то, что верхняя палата непосредственно участвует в формировании правительства.

Совет министров широко использует право законодательной инициативы в Парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия Парламента.

Согласно Конституции (ст. 76) актами делегированного законодательства являются законодательные декреты. Конституцией установлены определенные рамки для передачи полномочий Парламента. Во-первых, адресатом делегирования может быть только правительство; во-вторых, передача законодательных полномочий Парламента ограничена во времени и определенным кругом вопросов; в-третьих, Парламент определяет руководящие критерии и принципы, которым должно следовать правительство в своей деятельности.

Совет министров не может издавать декреты-законы по конституционным и избирательным вопросам, ратификации международных договоров, установлению бюджета и сметы расходов. На практике декреты-законы довольно часто использовались для осуществления серьезных реформ организационного характера: создания министерства природного и культурного достояния, регламентации государственной службы, упразднения и введения штатных должностей преподавателей университетов.

Правительство издает многочисленные подзаконные акты в сфере компетенции органа публичной администрации и подлежащие регистрации в установленном порядке. Для данных актов характерна определенная субординация: правительственные документы обладают верховенством по отношению к аналогичным актам, изданным другими субъектами.

Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально — за деятельность своих ведомств. Голосование в Парламенте одной или обеих палат против какого-либо правительственного предложения необязательно влечет его отставку.

Правительство в своей работе учитывает расстановку сил в Парламенте, общественное мнение. Непопулярная политика или ошибки в деятельности исполнительной власти приводят правительственным кризисам, утрате доверия со стороны Парламента. Так, в гг. в Италии было 53 правительственных кризиса, в результате чего сменилось 48 правительств.

Полномочия председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств.

По законодательству существует ограниченный иммунитет членов правительства.

В 1988 г. был принят закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру правительства, полномочия министров.

Президент Италии: реальные масштабы полномочий итальянских лидеров

Современная Италия представляет собой образец демократического государства, в котором существует четкое разделение функций и полномочий всех ветвей власти. Это сегодня в Итальянской Республике главой государства является президент Италии, работает Кабинет министров и заседает двухпалатный парламент. Каждый орган государственной власти занимается своим делом в рамках отведенных Конституцией страны полномочий, а еще 74 года назад о такой демократизации системы государственной власти в стране, где долгие годы существовал властный тандем монарха и премьер-министра, не могло быть и речи. Итальянскому государству пришлось пройти долгий и мучительный путь, прежде чем удалось достичь такого баланса государственных и властных полномочий в высших эшелонах власти.

Италия на пути от монархии к Итальянской Республике

После окончания Второй мировой войны Италия оказалась в положении проигравшей стороны. В стране, ставшей ареной ожесточенных сражений союзнических войск с немецкой армией, царил экономический и политический хаос. Экономика страны была доведена фашистским режимом до бедственного положения. В политической жизни Италии шла ожесточенная борьба либерально настроенных сил с консерваторами, с социалистами и с коммунистами. Власть короля Италии была значительно ослаблена предыдущим правящим режимом Бенито Муссолини, а новое переходное правительство Бадольо не обладало серьезным политическим весом.

Все заинтересованные политические игроки искали пути преодоления острого политического кризиса. Попытка действующего монарха Виктора Эммануила III сохранить в стране монархию своей отставкой не увенчалась успехом. После отставки короля его место занял сын Умберто, став главой государства на полтора месяца. Конец королевской власти в Италии ознаменовал общенациональный референдум, проведенный в Италии 2 июня 1946 года. По результатам голосования Италия становилась парламентской республикой, монархия была отменена как институт государственной власти.

Вся власть в стране переходила в руки премьер-министра Де Гасперо, возглавлявшего переходное правительство, и Энрико де Никола, который стал временным главой государства. Первый продолжал выполнять полномочия премьер-министра, данные ему коалицией антифашистских сил еще в декабре 1945 года. Что касается поста главы государства, то Энрико де Никола был избран на эту должность Конституционной ассамблеей. За него проголосовало более 80% депутатов.

В новой истории Италии Энрико де Никола так и значится как временный глава государства, занимавший свой пост с 28 июня 1946 по 31 декабря 1947 года.

Пост временного главы государства оставался таковым до ноября 1947 года, когда Италия получила новую Конституцию. В соответствии с ней в стране устанавливалось парламентское правление, а занимаемая Энирико де Никола должность временного главы государства получала официальный статус – пост президента Итальянской республики.

Первый Президент страны Энрико де Никола продолжал занимать свой пост до следующих президентских выборов, которые были назначены на май 1948 года. Отказ действующего главы государства баллотироваться в президенты на следующих выборах связан с ухудшением его здоровья.

Статус главы государства в соответствии с положениями Конституции Италии

Итальянский Основной Закон 1948 года устанавливал четкие границы полномочий всех государственных органов Республики. Президенту Республики в этом ансамбле отводилась достаточно интересная роль. Как глава государства он являлся гарантом Конституции Итальянской Республики, обеспечивал единство итальянской нации и суверенитет государства. Баллотироваться в президенты страны мог каждый гражданин Италии, возрастом не моложе 50 лет, репутация которого никак не была связана с фашистским режимом.

Выборы главы государства осуществляются коллегией выборщиков, состоящей из депутатов и сенаторов обеих палат итальянского парламента. На заседании коллегии обязательно присутствуют представители всех провинций, которым предоставляется право давать консультации своим выборщикам. Каждая из провинций направляет на выборы по три представителя. Только одна небольшая область Валле-д`Аоста представлена в коллегии одним делегатом.

Голосование проходит в несколько туров. Для избрания кандидата на должность достаточно получить 2/3 голосов, в противном случае для принятия окончательного решения потребуется собрать абсолютное большинство голосов. Выборы назначаются председателем парламента за месяц до окончания полномочий действующего президента, о чем ставятся в известность делегаты от областей.

При отсутствии парламента или до истечения полномочий депутатов остается менее трех месяцев, полномочия действующего главы государства автоматически продлеваются до избрания нового парламента.

В ситуациях, когда действующий президент не в состоянии выполнять свои функции и обязанности, полномочия главы государства переходят к председателю Сената – верхней палаты итальянского парламента. Инаугурация нового президента Итальянской Республики и вступление в должность проходят в стенах парламента, после принятия присяги. Срок полномочий новоизбранного главы государства составляет 7 лет.

Политическая подоплека президентской должности

Следует отметить, что новая итальянская конституция не позволяет совмещать пост президента Италии с любой другой должностью. Что касается политических пристрастий, то главой государства может стать член политической партии, пользующейся доверием у депутатов и делегатов коллегии выборщиков. Из всех двенадцати президентов Итальянской Республики, которые занимали высший государственный пост в период с 1946 по 2018 год, только один был независимым кандидатом. Все остальные представляли правящие на тот момент политические силы. Президентами Италии становились представители христианских демократов, социал-демократов, социалисты и левые демократы. Наибольшее представительство в высшем эшелоне власти в Италии имеют христианские демократы.

После окончания президентского срока президенты автоматически получают звание Почетного президента Итальянской Республики и пожизненный статус сенатора. Официальная резиденция всех президентов Италии – Квиринальский дворец. Комплекс задний был построен еще в 1573 году и использовался до XX века в качестве летней папской резиденции. В первой половине XX века здесь находился дворец приемов короля Виктора Эммануила III.

Полномочия президента Итальянской Республики

Парламентская форма правления, которая установилась в Италии после 1946 года, характеризуется четким разделением властных полномочий. Вся исполнительная власть в стране отдана на откуп Кабинету министров, который возглавляет премьер-министр. Что касается представительских функций, то здесь прерогатива права президента страны. В соответствии с Конституцией Итальянской Республики глава государства имеет следующие полномочия:

  • назначать очередные и внеочередные парламентские выборы;
  • представлять на обсуждение обеим палатам парламента правительственные законопроекты;
  • право подписи на принимаемых законах, собственное участие в законотворческой деятельности;
  • указы, акты и декреты президента, санкционированные премьер-министров и профильными министрами, имеют законную силу по всей территории страны;
  • объявлять общенациональный референдум в случаях, предусмотренных Основным Законом;
  • назначать на государственные должности в рамках своей компетенции;
  • принимать иностранных послов и представителей;
  • представлять страну на международной арене с правом заключать договоры и соглашения, не противоречащие интересам государства;
  • принимать решение о начале мобилизации и объявлять состояние войны;
  • осуществлять награждение почетными званиями и государственными наградами;
  • выносить помилование и объявлять амнистию.
Смотрите так же:  Приказ о выговоре за оскорбление

Президент Италии ввиду недееспособности законодательного органа страны выполнять свои функции вправе распустить одну или сразу обе палаты парламента. Главе государства предоставляется право назначать треть судей Конституционного Суда Италии. Президент Итальянской Республики является Верховным главнокомандующим и Председателем Верховного Совета обороны страны.

В Основном Законе указаны четкие рамки ответственности главы государства. В случаях установления факта государственной измены или посягательства на конституционный строй судить действующего президента может только парламент Республики.

С какими президентами жила и живет Италия

Начиная с 1946 года, когда страну возглавил Энрико де Никола, Италия знала двенадцать президентов. Практически все главы государства, кроме одного Антонио Сеньи, находились на своем посту отведенный законом семилетний срок. За этот период не было ни политических заговоров, ни актов политического террора. Президентская вертикаль власти в Италии оставалась вне ожесточенной борьбы, которая в основном разворачивалась между политическими силами и движениями. Основным объектом политического давления были премьер-министры Италии, тогда как президенты страны считались номинальным главой государства.

Список глав государства выглядит подобным образом:

  • Энрико де Никола находился на посту президента Италии с 1 июля 1946 по 12 мая 1948 года;
  • Луиджи Эйнауди, годы правления 1948-1955;
  • Джованни Гронки стал президентом страны в мае 1955 года и оставался на посту до октября 1962;
  • Антонио Сеньи пробыл главой государства всего 31 месяц с мая 1962 по 6 декабря 1964 года;
  • Джузеппе Сарагат занимал пост главы государства в 1964-71 годах;
  • Джованни Леоне, годы правления 1971-78;
  • Алессандро Пертини вступил в должность в июле 1978 года и оставался на посту президента до 29 июня 1985 года;
  • Франческо Коссига был президентом Италии в 1985-92 годах;
  • Оскар Луиджи Скальфаро стал президентом страны в мае 1992 года и оставался на этом посту до мая 1992 года;
  • Карло Адзелио Чампи вступил в должность президента страны в мае 1999 года. Занимал пост президента Италии до мая 2006 года;
  • Джорлжио Наполитано избирался в 2006 году и оставался в должности до 14 января 2018 года;
  • Серджо Маттарелла — действующий президент Итальянской Республики, избран на этот пост в январе 2018. Вступил в должность 3 февраля того же года.

Из всех перечисленных глав государств в современной истории Италии наибольшее вес имел Франческо Коссига. Ему пришлось в очередной раз сглаживать острые углы, возникшие на внутренней политической арене. При нем Италия окончательно закрепилась в большой семерке, став в один ряд с ведущими мировыми державами.

Действующий президент Италии является представителем Демократической партии, которая вместе с левыми демократами в новом тысячелетии сумела потеснить Христианских демократов с политического Олимпа.

Любопытно выглядит имеющаяся информация о финансовых расходах, которые несет итальянское правительство на содержание аппарата президента страны.

С 2001 года размер ассигнований на содержание главы государства вырос на одну треть и составляет на сегодняшний день 217 млн. евро в год. В эту сумму включается не только зарплата действующего главы государства, но и пожизненные пенсии экс-президентов. Большая часть расходов связана с содержанием резиденций главы государства и с представительскими расходами.

Для сравнения, расходы на содержание аппарата президента Франции ежегодно составляют 500 млн. евро. Что касается статьи расхода Министерства финансов США на содержание госдепа и президента, то эта сумма гораздо больше – около 900 млн. долларов.

Президент Италии сможет сформировать стабильное правительство, считают в ЕК

БРЮССЕЛЬ, 5 мар – РИА Новости, Владимир Добровольский. Еврокомиссия считает, что президент Италии Серджо Маттарелла сможет сформировать стабильное правительство по итогам состоявшихся в воскресенье парламентских выборов, заявил официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас.

«Насколько мы понимаем, официальные результаты будут объявлены позже в течение дня. Мы верим, что президент Маттарелла может сформировать стабильное правительство в Италии. Сейчас в Италии есть правительство премьер-министра (Паоло) Джентилони, с которым мы тесно сотрудничаем», — сказал Схинас журналистам.

Парламентские выборы в Италии прошли в воскресенье. По итогам обработки более 90% бюллетеней, в обеих палатах парламента лидирует правоцентристская коалиция, неожиданно высокий результат показало и антисистемное «Движение 5 звезд».

В соответствии с конституцией Италии, президент республики с учетом итогов голосования сможет решить, кому поручить формирование нового национального правительства. Ему принадлежит право провести консультации с представителями всех попавших в парламент партий, после чего объявить о своём выборе и наделить этого политика полномочиями по формированию Совета министров.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Президент италии полномочия