Оглавление:

Учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему:
Комплекс упражнений при плоскостопии для детей дошкольного возраста

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Именно в дошкольном возрасте формируется физическое здоровье подрастающего поколения.

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделить профилактике данного заболевания. Подсчет числа движений у детей, воспитывающихся в детских коллективах, может быть критерием для оценки режима их жизни, а также является перспективным методом изучения состояния и развития детей, их формы стоп.

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕСК УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Следить за осанкой на протяжении всего занятия.

  1. Вводная часть: ходьба по кругу, по оборудованию на всей стопе

а) на носочках – по роликовому тренажеру, гимнастической лестнице, ребристой доске

б) на пяточках – по тому же оборудованию

в) на внешней стороне стопы – по тому же оборудованию

После каждого упражнения (а, б, в) выполняется перекат с носочка на пятку, поочередно каждой ногой.

а) на гимнастической палке – обхватить пальцами ног палку, сжать в «кулак», растопырить пальцы (до 20 раз)

б) на гимнастической палке – пятками, приподнимаясь на носочки и опускаясь на пятки «пристукивая» по палке, двумя ногами, поочередно каждой

в) на гимнастической палке – «ямочкой», пальцы и пятки на полу, ходьба приставным шагом боком

г) на гимнастической палке – прокатывание палки всей стопой, поочередно каждой ногой

д) на гимнастической палке – нога «косолапая» прокатывание палки ребром ноги, поочередно каждой ногой

е) поднятие гимнастической палки, каждой ногой поочередно, растопыривая и сжимая пальцы «в кулак»

ё) ходьба на гимнастических палках как на лыжах, пятка и носок не должны свисать с палки

Упражнения, сидя на стульчиках

а) поднимание свода стопы двумя ногами одновременно (поднятие на носочек – до 10 раз)

б) поочередное поднимание свода стопы (поднятие на носочек – до 10 раз)

в) сжимание в «кулак» и растопыривание пальцев ног, пятки плотно на полу, ноги вытянуты – до 15 раз

г) стопы ног сомкнуты «лодочкой», движение ног вперед назад не разжимая ног до максимального выпрямления – до 10 раз

д) ноги вытянуты вперед на пятках, оттягивание носочков ног от себя и на себя, не отрывая пяток от пола – до 15 раз

Упражнения с полотенцем

а) пятки на полотенце, пальцы растопыренные, собирание полотенца «в гармошку», расправить пальцами ног – до 6 раз

б) стоя на полотенце, взять полотенце пальцами ног, идти на пятках или ноги «косолапые», не выпуская полотенца – 3-4 метра

в) складывание полотенца по длине ногами, взять в руки, растирание им голени, поочередно каждую ногу

г) складывание полотенца ногами для завершения упражнений

Упражнения с ортопедическими мячами

а) стоя прокатывание мяча поочередно каждой ногой

б) сидя на полу, мяч зажат стопами, упор руками сзади, поднятие мяча вверх не сгибая колен и рук

в) сидя на полу, голени ног лежат на мяче, упор руками сзади, поднимаясь на руках продвижение корпуса вперед – назад прокатывая туловище от пяток до «хвостика»

Пособие при плоскостопии

В настоящее время проблема профилактики и лечения отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья [1]. Особое внимание заслуживает профилактика и коррекция нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплощением ее сводов. Различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но, и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции самого позвоночника, а так же на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [2, 5].

Формирование стопы происходит до 6-летнего возраста. Соответственно, чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. Именно до 6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия [3].

Следует отметить, что при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях деформация свода стопы не прогрессирует и является обратимым процессом [4]. Поэтому ранняя профилактика нарушения плоскостопия у детей заслуживают особого внимания.

Результаты исследования и их обсуждение

Целью настоящего исследования является оценка состояния свода стопы у детей дошкольного возраста.

Обследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 255 г. Волгограда. В исследовании приняли участие 18 девочек и 23 мальчика в возрасте 4-5-ти лет.

С помощью программно-аппаратного комплекса производилась регистрация и анализ 82 плантограмм. В основе компьютерной плантографии лежит прямое сканирование стоп с проведением дальнейшего анализа снимков. Плантограммы снимались в положении стоя, так, чтобы масса тела ребенка была равномерно распределена на обе ноги.

В результате обследования свода стопы у детей среднего и старшего дошкольного возраста выявлены отклонения от нормы в медиальной и латеральной части стопы, а так же в среднем и заднем ее отделах.

Компьютерная обработка данных обследования детей 4-х-5-ти лет показала, что наличие вышеперечисленных отклонений имеет место у всех испытуемых без исключения.

Обследование свода стопы детей 4-х лет выявило следующие отклонения от нормы. Нарушения в медиальной части левой стопы выявлены у 35% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – у 10%, плоскостопие III степени – у 15% .

Нарушения в медиальной части правой стопы выявлены у 20 % детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – 5%, плоскостопие III степени – у 5% испытуемых.

На рисунке 1 наглядно представлены выявленные нарушения в медиальной части правой и левой стопы.

Рис. 1. Нарушения в медиальной части правой и левой стопы

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 50% испытуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 20%, плоскостопие II степени – 20%, плоскостопие III степени – 10%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены у 50% обследуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 30% испытуемых, плоскостопие II степени – у 5%, плоскостопие III степени – 15%.

Выявленные нарушения в латеральной части представлены на рис.2.

Рис. 2. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 80% обследуемых детей, в частности 60% имеют полую стопу, 15% – стопу с пониженным сводом, 5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части представлены на рис.3

Рис. 3. Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 55 % обследуемых детей;

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 35 % обследуемых детей.

Следует отметить, что 35% детей имеют незначительное отклонение от нормы и при проведении специальных профилактических мероприятий, направленных на укрепление сводов стопы, приведет в дальнейшем к правильному ее формированию.

Наличие значительных отклонений от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) выявлено у 65% детей. Целенаправленная и своевременная работа над укреплением сводов стопы позволит предотвратить развитие плоскостопия.

Обследование свода стопы детей 5-и лет выявило следующие отклонения от нормы:

Нарушения в медиальной части левой стопы, а именно плоскостопие I степени выявлено у 14,2% детей.

Нарушения в медиальной части правой стопы не выявлены.

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 37,2% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 23% испытуемых, плоскостопие II степени – у 9,5%, плоскостопие III степени – у 4,7%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены 47,5%, из них плоскостопие I степени наблюдается у 42,8%, плоскостопие II степени – у 4,7%.

На рисунке 4 наглядно представлены выявленные нарушения в латеральной части правой и левой стопы.

Рис. 4. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела левой стопы зафиксированы у 70,9% обследуемых детей, в частности 52% имеют полую стопу, 9,5% – стопу с пониженным сводом, 4,7% плоскостопие II степени, 4,7% имеет плоскостопие III степени.

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 90,2 % обследуемых детей, в частности 57% имеют полую стопу, 19% – стопу с пониженным сводом, 4,7% – плоскостопие I степени, 9,5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части стопы представлены на рис.5.

Рис. 5 Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 57% обследуемых детей.

Смотрите так же:  Экспертиза вин кузова

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 57% обследуемых детей.

Выводы

Анализ полученных результатов на наличие отклонений свода стопы от нормы показал, что у 62% детей данные отклонения незначительны, и при соблюдении профилактических мер приведут к нормальному формированию сводов стопы.

38% детей имеют значительные отклонения от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) и требуют своевременного лечения.

Плантографическое обследование, в основе которого лежит сканирование стопы, является одним из перспективных методов диагностики патологии стопы и позволяет выявить различные деформации стопы на ранних стадиях, подобрать оптимальные средства, направленные на коррекцию выявленных нарушений и провести эффективные профилактические мероприятия.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г.Волгоград;

Анцыперов В.В., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.

Плоскостопие 2-3 степени

Плоскостопие 2-3 степени

Здравствуйте!
В данный момент нахожусь в процессе призывной комиссии. Проходил медицинскую комиссию — хирург направил на рентген стоп с диагнозом продольное плоскостопие 2-3 степени.

По результатам рентгена рентгенолог написала в заключении: правая стопа 155 градусов и 24 мм высота — 2 степень, левая стопа 160 градусов и 22 мм высота — 3 степень.

Когда относил снимки, главврач комиссии начал кричать, что цитата:
[B]«левая стопа не соответствует третьей степени, т.к. высота не меньше 17 мм, а значит угол посчитан неправильно».[/B]
Хотя он сам сначала открыл последнее постановление правительства РФ о Военно-врачебной экспертизе, но там был указан только угол.

Заседание военно-призывной комиссии в середине декабря, на котором и будет вынесено решение по заключению хирурга.

В связи с этим у меня несколько вопросов:
1) Чем руководствоваться в определении степени плоскостопия? Только углом или же углом и высотой свода? И какими документами, кроме постановления правительства РФ о Военно-врачебной экспертизе?
2) Не могли бы объяснить методику рассчёта/измерения углов и высоты стоп? Не нашёл никакой информации в интернете. Но как человек с высшим техническим понимаю, что угол свода зависит не только от высоты свода.

Как лечить детское плоскостопие

Профилактика и лечение плоскостопия у детей

Плоскостопием страдают приблизительно 45% взрослого населения. Врожденные деформации стоп достаточно редки и диагностируются в самом раннем возрасте. Чаще всего заболевание носит приобретенный характер. Как же уберечь ребенка от детского плоскостопия?

Что такое плоскостопие?

Плоскостопие – это недуг, при котором в разной степени неправильно формируется свод стопы. В самых сложных случаях совершенно плоская стопа не позволяет равномерно распределять вес тела при ходьбе. Это повлечет за собой:

  • неправильную осанку и искривление позвоночника;
  • деформацию суставов и нарушение мышечного развития;
  • защемление внутренних органов и мягких тканей.

Запущенные формы недуга ведут к значительному уменьшению амортизации ступни, увеличению нагрузки на кости и суставы нижних конечностей, артрозу, артриту и сколиозу, вплоть до появления межпозвоночных грыж.

Причины плоскостопия у детей

Стопа формируется до 14 лет. На протяжении этого срока причиной заболевания могут стать:

  • нездоровая наследственность;
  • травмы стоп;
  • избыточная нагрузка (лишний вес);
  • слабость и деградация связочных мышц стопы;
  • рахит;
  • неудобная и тесная обувь;
  • чрезмерные занятия видами спорта, связанными с поднятием тяжестей.

Позже причиной деформации детских ступней может стать профессиональная деятельность, подразумевающая длительное время стояния в одном положении.

Виды плоскостопия

Существует несколько разновидностей заболевания.

  1. Поперечное плоскостопие характеризуется уплощением поперечного свода ступни. При этом уменьшается ее длина, а большой палец заметно отклоняется наружу.
  2. При продольном плоскостопии свод стопы уплощается в продольном направлении, смещается пяточная кость и ступня удлиняется.
  3. Травматическое плоскостопие ослабляет связочный аппарат стопы. Характерным признаком является разведение носков в стороны.
  4. При рахитическом плоскостопии ослабевают связки мышц, и костная ткань стопы становится хрупкой.
  5. Статическое плоскостопие характеризуется отечностью голени, болевыми ощущениями на нижней поверхности ступни, голени, коленных и тазобедренных суставах.

Профилактика детского плоскостопия. На что стоит обратить внимание

Самостоятельно диагностировать плоскостопие у ребенка до 5 лет почти невозможно.

Основными признаками заболевания является быстрая утомляемость ног и болезненные ощущения в стопах и икрах. Если ребенок отказывается играть в подвижные игры и регулярно жалуется на боли в ногах, обязательно покажите малыша детскому ортопеду.

Обратите внимание на отпечатки босых ног ребенка. Нанеся слой краски на стопы, поставьте его на чистый лист ватмана. Если внутренняя часть отпечатка не имеет характерного изгиба, скорее всего у ребенка есть нарушения в процессе формирования ступни. Но учтите, что такой «дедовский» метод самостоятельной диагностики не является абсолютно верным, а может быть лишь косвенным подтверждением ваших подозрений по поводу возможного плоскостопия.

Методы профилактики и лечения детского плоскостопия

Для правильного формирования ступни ребенка необходим здоровый режим физических нагрузок. С раннего детства приучайте ребенка к правильному образу жизни и физкультуре. Не допускайте чрезмерных нагрузок. Иногда дети в пылу азарта могут не обращать внимания на усталость ног. Объясните ребенку необходимость отдыха стоп в случае длительных занятий спортом или активных игр.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Простые упражнения могут стать действенным оружием в борьбе с коварным заболеванием. Они способствуют укреплению всех мышц ступни и ее правильному формированию. Вот некоторые из них.

  1. В положении «сидя» поочередно отрывайте от пола носки и пятки.
  2. Пальцами ног захватывайте и перекладывайте на другое место мелкие предметы.
  3. Ходите на пятках, на носках, на наружных сторонах ступней.

Детский массаж при плоскостопии

После упражнений очень хорошо провести короткий сеанс самомассажа. При этом следует размять всю поверхность стоп. Это способствует притоку крови и укреплению мышц. Для этих же целей можно использовать массажный детский коврик от плоскостопия, по которому лучше ходить босиком. Выезжая на природу, разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве, предварительно убедившись в отсутствии колющих и режущих предметов на выбранном участке.

Правильный выбор обуви. Ортопедическая обувь для детей

Выбирая детскую обувь, обращайте внимание на то, чтобы подошва была умеренно мягкой. Недопустимо ношение детьми обуви с каблуком выше 1-1,5 сантиметров. По назначению ортопеда могут применяться стельки-супинаторы, которые снимают боли и формируют правильную геометрию ступни.

Регулярные осмотры ортопеда

Если вы хотите быть уверены в правильном развитии стопы вашего ребенка, осмотры детского ортопеда должны стать ежегодными. Диагноз «плоскостопие» у ребенка может быть поставлен только после рентгеновского снимка в двух проекциях обоих ног в положении стоя. Приобретенное заболевание может быть излечено до 12-14 лет. Чем старше ребенок, тем меньше вероятность того, что вам удастся избавиться от плоскостопия. В дальнейшем возможна лишь частичная коррекция подъема ступни и снятие болевых синдромов, связанных с ним.

Выполняя нехитрые рекомендации, изложенные выше, вы сохраните стопы ребенка здоровыми и обеспечите правильное развитие детского организма.

Где лечат плоскостопие у ребенка в Москве?

И где в Москве можно вылечить плоскостопие и каким образом? лечили в обычной детской поликлинике по ОМС: ЛФК, массаж, физиопроцедуры и правильная обувь, босиком в помещении нельзя ходить, надо ходить босиком по песку, земле, траве как-то так, улучшения на лицо.

Плоскостопие у детей.

Мне тоже лечили, и плоскостопие и осанку: супинаторы, гимнастика, плавание, месяца в каком-то специализированном санатории (?) с опять же плаванием, гимнастикой, массажами. Массаж, гимнастика и стельки нужны обязательно. Это помогает достичь компенсации.

Жизнь с плоскостопием — «из первых рук»

Проблема плоскостопия в том, что болит с возрастом не только стопа, а и вся нога — особенно колено. Лечебную гимнастику, массаж ребенку делаете? Здесь, в Канаде, ничего не назначают при плоскостопии. Я, собственно, поэтому и спрашиваю, что здесь плоскостопие .

Не взяли в балетную студию((

Раздел: — посиделки (балетная гимнастика поможет при косолапости девочке пяти лет). Плоскостопие (никогда ортопед не говорил), косолапие (надо носить обувь на разных ножках), спина плохо гнется в одном месте, да еще и мелкая (не может понять что такое ритм).

Освобождение от физкультуры

Освобождение от физкультуры. Школа. Ребенок от 7 до 10. Освобождение от физкультуры. Кто-нибудь знает, существует ли какой-то перечень заболеваний, позволяющий перманентно освободить ребенка от занятий школьной физкультурой ?

ЛФК при плоскостопии (длинно)

ЛФК при плоскостопии (длинно). Болезни. Детская медицина. ЛФК при плоскостопии (длинно). Извиняюсь перед всеми, кому обещала. Закрутилась. Но вот теперь пишу здесь более-менее развернуто сразу для всех.

сколиоз и плоскостопие

сколиоз и плоскостопие. Врачи, поликлиники, болезни. При плоскостопии важен массаж, упражнения с мячом. А про массаж я так и подумала, что это долгая история через поликлинику, просто мы все равно на следующей неделе идем туда к местному ортопеду, я.

А сколько лет дочке-то?

Сколиоз — поддаeтся коррекции в детстве. Пусть занимается спортом. Найдите врача и тренера, кот. будут обращать внимание именно на коррекцию осанки.

У меня у самой плоскостпие, и я согласна с соседкой о том, что оно не лечится. Да и не факт, что оно есть еще 🙂 . Стельки можно отправить на фиг — на них часто ходить невозможно. Просто всю обувь покупайте дочке на небольшом каблучке. Пусть занимается плаванием, летом ходит босиком по возможности. Да и все. Даже если у нее плоскостопие разовьется — ничего такого уж страшного нет.

Как конкретно кльций относитится к плоскостопию и сколиозу вашего конкретно ребенка — никто не скажет (разве что гениальный гомеопат — да где ж его найти?).

Массаж, различные упражнения из простых, катание мячика стопой, поднимать пальцами ног карандаши и пр. мелкие предметы, ходить на К проблеме плоскостопия лучше подходить комплексно: физкультура, обувь, массаж, может быть, супинаторы и спецупражнения.

Смотрите так же:  Просрочил договор купли продажи 2018

У моей дочки тоже плоскостопие. Диагностировал рядовой хирург в муниципальной детской поликлинике в возрасте, когда дочке был годик. Она стала ходить, я увидела, что она косолапит, пришла к нему и говорю «у нее косолапие?», он отвечает «нет, плоскостопие». До 5 лет максимум, на что я сподобилась, это 1 консультация у ортопеда в полуторагодовалом возрасте и курс массажа после него. Далее — обувь с супинаторами, беготня летом босиком.
В прошлом году на фабрике обуви (м.Кантемировская) сделали дочке стельки. Вроде оп индивидуальному заказу (компьютерный снимок ноги делали), но ужас. Она так и не смогла в них ходить. Во-первых, вставить их можно было только в обувь на 2 размера больше, чем тот размер, на который они рассчитаны. Во-вторых, они такие жесткие, что дочка не смогла ходить. Так и провалялись.

Сейчас, когда ей 5, моя мама заставила меня взглянуть на этот вопрос серьезнее. Во-первых, ноги дочка ставит ужасно, что для будущего не очень хорошо. Во-вторых, почитайте книжки доктора Очерета А.А. на тему, что такое плоскостопие, как оно влияет на позвоночник и как с ним жить. Мало того, она нашла этого доктора и отвела нас к нему на прием (совсем недавно). Он посмотрел Дашу, сказал, что будет лечить. Опять же стельками :-(, но уже другими, чем те, что мы не использовали (показывал образцы). Стоят они недешево (200 долларов), заказываются на фабрике в Америке (он сделал гипсовый слепок дашиных ног). Как он объяснял, эти стельки фиксируют правильное положение стопы. Ну и массаж на повторном приеме покажет. Поживем — увидим, будут ли результаты. Самое интересное, что ни в моей родне, ни в папиной плоскостопия на пару поколений назад нет 🙁

ортопедическая гимнастика

описание массажа и гимнастики могу выслать на мыло. Но помните, что гиманстика и массаж должны назначаться индивидуально для каждого вида плоскостопии и скалеоза. А уж тем более что делать из рекомендаций или не делать это должна решить только мама, доверяясь своей.

Опять зациклило (плоскостопие).

Так вот какие собственно упражнения ( массаж ) имеются проив плоскостопия (уж лучше перестраховаться). Лечебная физкультура при плоскостопии. Лечебную физкультуру назначают при всех формах пло — скостопия, обеспечивая нормализацию двигательной сферы.

Научная электронная библиотека

Величко Т И, Лоскутов В А, Лоскутова И В,

2.6. Плоскостопие

Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую (рис. 14, 15). Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных ощущений в стопе и голеностопном суставе. Наблюдается их повышенная утомляемость. В последующем возникает искривление большого пальца. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке.

Рис. 15. Формы стопы:
а – нормальная; б – уплощённая; в – плоская

Помимо осмотра можно получить отпечатки стопы (плантография). Смочив с помощью ватного тампона штемпельной мастикой лист бумаги, кладем его на пол чистой стороной и сверху прикрываем другим чистым листом.

Теперь необходимо встать на него босыми ногами, и опорная часть стопы отпечатается внутри верхнего листа бумаги. На полученных отпечатках проводим линии (рис. 16): линия АБ является касательной к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы; линия ВГ проводится от середины пятки; прямая ДЕ перпендикулярна линии ВГ и делит ее пополам. Теперь необходимо измерить линейкой отрезок ДЕ (ширину отпечатка стопы) и ЕЖ.

В норме значение индекса колеблются от 0 до 1, величины от 1 до 2 характеризуют уплощенную стопу, более 2 – плоскую.

Рис. 16. Формы отпечатков стопы:
а – полая; б – нормальная; в – уплощенная; г – плоская; д – обработка плантограммы

Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты её продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего свода отдела стопы. Иногда плоскостопие совмещается с вальгусным положением стопы (отклонение пятки кнаружи). Такое сочетание называется плосковальгусной стопой и характеризуется тем, что одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стопы, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают также продольное и поперечное плоскостопие. По происхождению выделяют врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Лечение плоскостопия более трудный процесс, чем его предупреждение. Поэтому большое внимание следует уделять профилактике плоскостопия. С детского возраста необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата стоп. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, песку, так как происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы – так называемый «рефлекс щажения». Большую роль в предупреждения деформации стопы играет рациональная обувь. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную обувь. В детском возрасте наилучшим видом обуви является нерантовая с твердой подошвой, небольшим каблуком и шнуровкой.

При начинающемся плоскостопии рекомендуется строго соблюдать гигиенические меры: обратить внимание на подбор обуви и уменьшение нагрузки на стопы при стоянии и ходьбе; применять массаж и лечебную гимнастику. В более тяжелых случаях использовать супинаторы – часть ортопедической стельки для поддержания внутренней зоны стопы и поднятия внутреннего края пятки; носить специальную индивидуально-зготовленную ортопедическую обувь.

Лечебная физическая культура при плоскостопии

Лечебная физическая культура назначается при всех формах продольного и поперечного плоскостопия как одно из средств комплексной терапии. Основные задачи лечебной физической культуры при этом заболевании сводятся к нормализации двигательной сферы, повышению общей и силовой выносливости мышц (в первую очередь мышц нижних конечностей), физической работоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Ведущее место в числе лечебных задач занимают специальные задачи – исправление деформации стоп и закрепление результатов лечения. Под исправлением деформации стопы надо понимать уменьшение степени уплощения сводов и пронаций пятки [5; 10].

Упражнения в начале лечебного курса выполняют из исходных положений сидя и лежа, исключающих влияние веса тела на свод стопы. Наиболее невыгодны исходные положения стоя и особенно стоя с развернутыми стопами, когда сила тяжести максимально приближена к внутреннему своду стопы.

Вводный период лечебного курса включает упражнения для мышц голени из облегчающих исходных положений в чередовании с расслаблением. Статическая нагрузка на мышцы голени и стопы противопоказана. Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп. На этом этапе необходимо добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшения координации движений, повышения физической работоспособности больного.

В основном периоде лечебного курса главная задача состоит в коррекции положения стопы и закреплении достигнутого положения. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, сопротивлением, нагрузкой на стопы и с предметами – захват пальцами камешков, шариков, карандашей, перекладывание их, катание подошвами ног, палками и т.д.

При этом необходимо постоянно учитывать полученную коррекцию. Для закрепления коррекции используются специальные виды ходьбы: на носках, пятках, наружной поверхности стопы с параллельной постановкой стоп. Для усиления корригирующего эффекта таких упражнений могут применяться некоторые подсобные предметы – ребристые доски, скошенные и наклонные поверхности и т.п.

Все специальные движения следует проводить в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями. Благоприятные результаты лечения проявляются в уменьшении или полном исчезновения неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, в нормализации походки и положения стоп. Повышению эффективности лечения способствует сочетание описанной выше методики применения физических упражнений с массажем нижних конечностей. Упражнения выполняются в исходных положениях сидя, стоя, в процессе ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку определенных мышц голени и стопы.

В положении сидя рекомендуется выполнять следующие упражнения:

● приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев;

● захватывание обеими стопами снаряда (мяча) и поднятие его с пола;

● подгребание пальцами матерчатого коврика;

● захватывание и приподнимание пальцами соответствующего снаряда;

● максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

● разведение коленных суставов при установке стоп на наружный край с максимальным сжатием пальцев;

● подъем, опираясь на тыльную поверхность стоп, из исходного положения сидя «по-турецки» с упором кистей в пол.

В положении стоя выполняются упражнения, дающие возможность, кроме тренировки мышц, корригировать свод стопы. К таким упражнениям можно отнести:

● приподнимание на носках с упором на наружный край стопы;

● поворот корпуса при фиксированных стопах;

● упражнение «ласточка» с поворотом корпуса в сторону опорной ноги;

● полуприседания и приседания с выносом рук вперед в стороны из положения, когда стопы расположены сверху поперек палки;

● захват пальцами стопы и приподнимание с пола соответствующего снаряда.

Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы:

● по двусторонней наклонной плоскости;

● с приведением переднего отдела стопы и подъемом на носки при каждом шаге.

Плавание при плоскостопии

Используемые стили плавания зависят от степени деформации стопы. Плавать можно любым стилем. Только при глубокой деформации плавание ногами стилем «брасс» следует исключить или тщательно дозировать, так как сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. В то же время чередование напряжения и расслабления мышц стопы при этом способе плавания способствует повышению мышечного тонуса и укреплению внутреннего свода стопы (что особенно наглядно при использовании большой паузы в скольжении). Полезны движения ногами кролем на груди и на спине; для усиления воздействия на мышцы стопы можно плавать в ластах [5; 10].

Смотрите так же:  Договор оказания услуг по взысканию долгов

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемешается на область поперечного свода, который не выдерживает несвойственной ему перегрузки, и начинается формирование поперечного плоскостопия. Известную роль при этом играет также мышечная недостаточность – ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др.

Отсюда в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре общеобразовательных школ и вузов в достаточной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. То есть совершенно необходимо в начале, середине и конце физкультурных занятий использовать два-три специальных упражнения, таких как захват предметов пальцами ног, ходьба по различной поверхности, передвижение вперед за счет пальцев ног. Следует также обращать внимание на правильную осанку, параллельную установку стоп при стойках и ходьбе. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к деформации.

По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам ? у 32%, к шести годам ? у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.

Плоскостопие ? это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия ? все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

10 факторов развития плоскостопия:

Недоразвитие мышц стопы;

Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита;

Большие физические нагрузки;

Длительное пребывание в постели (в результате болезни);

Ношение неправильно подобранной обуви;

Х-образная форма ножек;

Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

Стопа ? это наша опора. До 5?6 лет стопы ребенка представляют собой своего рода каркас, состоящий из мышц и хрящей, которые со временем окостенеют. Например, ладьевидная кость, которая находится на своде стопы, сформируется только к 5 годам. Да и сам свод еще не виден ? в области стопы находится жировая подушечка, которая исчезает постепенно по мере роста скелета и увеличения нагрузки на ноги.

Именно эта жировая подушечка зачастую вводит в заблуждение родителей при домашнем диагностировании плоскостопия. Если намазать стопу ребенка краской и сделать отпечаток на чистом листе бумаги (при этом лист бумаги положите на пол и следите, чтобы ребенок опирался на ногу всей массой тела, как при ходьбе), то вы получите наглядную картинку стопы со всеми ее изъянами. Таким образом, с помощью специальной ?копирки? проводят предварительную диагностику плоскостопия детям школьного возраста и взрослым. Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть стопы с пальцами ? все в порядке. А если на рисунке вся стопа или лишь ее средняя часть ? это плоскостопие.

В более раннем возрасте такой тест может показать ошибочные результаты: жировая подушечка вызывает ?плоскостопный? контур. Так что до 5?6 лет диагностировать плоскостопие может только детский врач ? ортопед. Естественно, тест не ставит окончательный диагноз, и даже если у вас получился идеальный отпечаток, ребенка необходимо 1?2 раза в год показывать ортопеду.

Признаки плоскостопия

Быстрая утомляемость ног;

Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии;

К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь;

Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы;

Страдающие плоскостопием дети ходят широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях;

Стопа становится шире

Профилактика и лечение плоскостопия

Плоскостопие не простое неудобство, как думают некоторые родители. Неправильная постановка стопы со временем ?откликнется? не только болями в ногах и в спине, но может привести и к серьезным нарушениям в развитии скелета. Так что, чтобы в будущем избежать проблем и не допустить плоскостопия нужно только придерживаться некоторых правил:

Лучше меньше, чем больше

Все мамы ревностно следят за тем, как малыш набирает вес. И если показатели отстают от нормы, начинают волноваться и принимать экстренные меры. При этом, если малыш опережает норму ? мамы радуются и продолжают кормить кроху еще больше. Но избыточный вес может вызвать куда большие проблемы, чем недостаточный. Детский организм не способен переваривать огромное количество пищи, и система дает сбой. Скелет еще очень слабый и не в состоянии выдерживать нагрузки излишнего веса.

Перекормленный ребенок отстает в физическом развитии: позже садится, позже начинает ходить. Практически у каждого ребенка с диагнозом ожирение присутствует целый букет болячек, в том числе и плоскостопие. Причем, пока вы не избавите чадо от избыточного веса, вылечить плоскостопие практически невозможно.

На зарядку становись

Для того, чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку. Ежедневная гимнастика, способствует укреплению мышц стопы. Делать простой комплекс упражнений необходимо несколько раз в день. Кстати, большинство из них вы можете незаметно использовать во время игры.

Комплекс гимнастики ?Стоп-плоскостопие?:

Разминка. Пусть ребенок несколько минут походит по комнате то на пятках, то на носочках. Сначала медленно, постепенно увеличивая темп.

Посадите малыша на стул и попросите попеременно сгибать и разгибать пальцы на ногах и вращать ступнями.

Положите на пол тонкий лист бумаги или старую газету. Пусть кроха хорошенько помнет ее босыми ножками, а потом пальцами ноги поднимет с пола.

Научите малыша с помощью ног поднимать с пола предметы разных размеров: карандаши, резиновые игрушки, детали конструктора. Начинайте с больших предметов и постепенно переходите к совсем маленьким. Сначала пусть ребенок выполняет это упражнение, сидя на стуле, одновременно двумя ногами. Затем постепенно усложняйте задачу ? пусть поднимает предметы стоя, пальцами одной ноги.

Положите небольшую досточку на пол, и пусть кроха ходит по ней. Затем подложите под края доски несколько книг и попросите его пройти по ней. Когда малыш освоит ходьбу по приподнятой доске, потихоньку усложняйте упражнение и поднимайте только один конец доски, образуя горку. Пусть ребенок, ни на что не опираясь, забирается на нее и спускается.

Положите на пол мяч и попросите ребенка покатать его сначала одной ногой, а затем другой. Следите, чтобы ребенок учился мышцами стопы удерживать мяч на одном месте. Для этого на полу можно мелом начертить круг, за который мяч не должен выкатываться. Желательно при выполнении этого упражнения чередовать мячики разной формы (от совсем маленьких шариков до больших надувных мячей).

Пусть малыш подошвой одной ноги погладит голень другой ноги (снизу вверх), и наоборот.

Спорт — не навреди

Отдавая ребенка в спортивную секцию, позаботьтесь о том, чтобы комплекс занятий соответствовал возрасту, весу и росту малыша. Для этого поговорите с педиатром и врачом по лечебной гимнастике (ЛФК). Постоянные перегрузки могут стать причиной серьезных проблем. Если у ребенка плоскостопие, ему до выздоровления не стоит заниматься ритмической гимнастикой, бегом и прыжками.

При плоскостопии малышу трудно смягчить удары при приземлении на пол, они приходятся на стопу и отдаются в позвоночнике. Это может привести к серьезным травмам скелета. Из всех видов спорта для профилактики и лечения плоскостопия лучше всего подходит плавание, когда мышцы стопы работают особенно эффективно.

Профилактический массаж

Массаж улучшает кровообращение и тонизирует мышцы. Кстати, на стопе находится большое количество нервных окончаний, которые посылают импульсы головному мозгу. И их возбуждение полезно не только для профилактики плоскостопия, но и для организма в целом. Особенно полезен массаж при длительных болезнях, когда ребенку прописан постельный режим. Ежедневно перед принятием ванны поглаживайте, растирайте, разминайте ладонью ножку от голени до косточек, а затем и саму стопу ? от пятки до пальцев. Не забудьте помассировать каждый пальчик отдельно и внешний свод стопы.

При желании можно приобрести специальные массажеры для ног. Желательно отдавать предпочтения моделям, изготовленным из натурального сырья, например, всевозможные деревянные шарики-ежики. В запущенных случаях необходим лечебный массаж, который может выполнять только специалист.

Для профилактики и лечения плоскостопия очень полезны ежедневные теплые ванны (35-36 градусов) с морской солью. Если позволяют средства, можно разориться на ножные массажные ванны со специальными насадками.

Да здравствуют босоножки!

Для того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Основная задача детских ботиночек ? защищать ногу от ударов, придавать устойчивость и не препятствовать естественному развитию мышц стопы.

Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и небольшим каблуком. Обязательной деталью любой детской обуви (и уличной, и домашней) должен быть супинатор. Этот маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки. А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 6?7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.

Консультанты: Врач-ортопед ? Екатерина Андреевна Ильина.

Врач-невропатолог Андрей Максимович Свиридов.

Опубликовано в журнале «Няня», 2003 год ? 2

Дата написания текста 18.07.2007
Дата создания страницы 18.07.2007
Дата последнего обновления 03.09.2018

Пособие при плоскостопии