Как научить ребенка считать

Давно хотела поделиться с вами нашим опытом освоения счета. На написание статьи меня вдохновила Людмила — автор блога Цветы жизни , на страницах которого проходит конкурс с чудесными призами от любимого издательства МИФ .

Усаживайтесь поудобнее и читайте.

Как научить ребенка считать

Когда родился наш старший сын Владик, я с головой окунулась в раннее развитее, не задумываясь нужно ли ребенку в три месяца читать книги или показывать карточки с животными, делать гимнастику и включать музыку. Но все это я делала с большой любовью и удовольствием.

Влад все очень хорошо воспринимал. Он рано научился держать кисточку, а я не переживала из-за разлитых красок. Стал лепить из соленого теста, когда другие наши знакомые ребятишки еще и не пробовали. Время шло, я стала задумываться о счете и чтении.

Как и многие другие малыши, Владик вместе со мной считал все вокруг: ступеньки, качания качелей, деревья, пуговицы. Когда на один месяц у почти уже трехлетнего Владки появилась новая няня, то они даже на английском считали ступеньки. Не скажу, что все было гладко — ребенок категорически пропускал семь и тринадцать, но счет органически вписывался в обыденную жизнь.

Я сделала для себя вывод, что не нужно гнаться за ранним развитием, стараться успеть все. Развитие — это и есть жизнь, и все должно быть гармонично!

Чтобы легко научить чему-то ребенка, это нужно делать в игре. Это касается и счета.

Как научить ребенка считать до 100

Хочу поделиться с вами интересным журналом, который помог непринужденно научить нашего ребенка считать до 100 и дальше. Журнал этот называется «Рисование по точкам».

Много заданий в которых, соединив последовательно цифры от 1 до 100, а иногда и больше, получаются картинки.

Почти каждый вечер в течение очень длительного времени Владик пыхтя соединял точки 😉 Я готовила ужин, а ребенок рядышком осваивал счет, спрашивая, если что-то было не понятно.

Почти параллельно с журналом была приобретена небольшая книжка по обучению счету, рекомендованная для центров раннего развития » Я считаю до 100 «. Сразу обращу внимание, что в ней все иллюстрации черно-белые. Влад с большим интересом выполнял задания в свои четыре с половиной года.

В книге много заданий на прямой и обратный счет, счет десятками, пятерками и т.д.

Как научить ребенка считать до 1000

Следующим этапом для нас стало освоение дальнейшего счета в пределах 1000. В этом очень нам помог и помогает сейчас набор плакатов от Н. Зайцева » Тысяча и еще «. В огромной картонной коробке находятся плакаты и карточки, а еще замечательная методичка, в которой очень подробно описаны варианты занятий с ребенком.

С помощью этого пособия можно научиться представлять число. Например, на фото с правой стороны представлены сотни в виде объемных фигур, десятки и единицы.

Есть плакаты для автоматизации сложения, вычитания, умножения и возведения в квадрат.

В пособии есть чудесная идея создания комнаты мер и весов. Конечно, весь масштаб реализовать в квартире не получится, но предоставить ребенку различные линейки, гибкие сантиметровые ленты, песочные часы мы вполне смогли.

А когда моя мечта о создании детского клуба превратится в цель и будет достигнута, то я обязательно сделаю такую комнату. В ней будет фанерный куб с гранью 1 метр, в который можно будет забраться и ощутить на себе такую меру, как кубический метр

Еще из этого пособия я узнала для себя, что гугол — это не только поисковая система.

А Вы знаете, что такое гугол?

Здорово, что благодаря нашим детям мы узнаем что-то новое. И это происходит практический каждый день.

Обычно обучение счету и чтению проходят параллельно. Если вам интересна эта тема, то можно ознакомиться с нашим опытом обучения чтению в статье «Как маме научить ребенка читать».

Предлагаю посмотреть видео, в котором я демонстрирую журнал и пособие в полном объеме.

Легкого обучения!

Как научить ребенка считать: 4 самых эффективных метода

Дата: Май 27, 2015

Многих родителей интересует вопрос: «Как научить ребенка считать?». Казалось бы, в счете нет ничего сложного, но как объяснить малышу, что после 2 идет 3, а после 29 – 30, а не «двадцать десять», как я услышала однажды от одного замечательного карапуза?

Часто родители не могут правильно обучить малыша счету и приходят к выводу – пусть играет пока в игрушки, а счету научится в школе. Но чем раньше вы приступите к занятиям по обучению счету с малышом, тем быстрее он его усвоит, и тем более разовьется детский интеллект, причем не только в математическом плане, ведь счет – отличная «зарядка» для мозга!

Способы обучения счету

Есть много разных способов, как научить ребенка быстро считать. Среди них:

  1. обучение на линеечке,
  2. обучение на примере окружающего мира,
  3. использование считалок, песенок и обучающих мультиков,
  4. занятия с помощью карточек с точками.

Теперь давайте поподробнее расскажем о каждой методике.

Обучение по линеечке

В последнее время популярным становится метод обучения деток счету по линеечке или шкале. Для этого способа берется линейка, ребенок считает по шкалам линеечки «1,2,3,4,5 – вышел зайка погулять». Потом по шкалам изучают сложение и вычитание – находим на шкале 2, отсчитываем пальчиками еще 3 деления – получилось 5!

Как научить ребенка счету на «яблоках»

Этот способ очень хорош на начальном этапе обучения малыша счету. Здесь в качестве подсчитываемого материала подойдет что угодно – можете считать ступеньки, количество вагонов в паровозике, скамеек в парке! С помощью этого способа еще удобно научить ребенка понятиям «больше» и «меньше», например, красных машинок больше, чем синих, мальчиков на площадке меньше, чем девочек и т.п.

Считалочки для обучения счету

Еще один увлекательный вариант, как научить ребенка считать. Любой материал, представленный в стихах, гораздо легче запоминается малышу, чем просто текст. А когда это еще и интересный мультик – тут уж ваш ребенок точно не заскучает и не захочет пропустить занятие! Вспомните, какие мультики про счет вы смотрели в своем детстве, например, замечательный мультфильм «Козленок, который считал до десяти», поищите в интернете математические считалки и развивающие мультики про счет – их сейчас, к счастью, огромное количество, и занимайтесь с радостью!

Математические карточки

На последнем способе я хочу остановиться подробней. Именно его мы используем со своим сыночком при изучении чисел. В этом нам очень помогла замечательная книга, которая так и называется «Моя первая книга. Самая любимая» – наша любимая с самого детства! В ней на последней обложке нарисованы квадраты с точками – от 0 до 10. В данной методике предлагается показывать ребенку картинку с точками и называть число, за одно занятие показывая не более пяти чисел.

Так как книга «залюбленная» с детства, то, конечно, немного потрепана.

Изготовление учебного материала

Такие карточки можно изготовить и самостоятельно, не ограничивая себя числом 10, а сделать даже до 100! Для этого всего-то надо:

  1. 101 квадратная карточка, желательно из белого картона.
  2. Красный фломастер, а если найдете штампик кружочком – вообще замечательно.
  3. Красная бумага и дырокол. Можно не рисовать кружочки, а сделать их из красной бумаги дыроколом, затем приклеить на квадраты.

Мы с сыном тоже сделали себе такое недорогое и универсальное пособие, чтобы научить ребенка счету:

Вначале вырежьте квадратные карточки из белого картона или ватмана в количестве 101 шт. для чисел от 0 до 100. Мы решили делать карточки постепенно по ходу обучения и для начала сделали 11 карточек от 0 до 10. Вы можете сделать их все сразу или тоже постепенно.

Затем или нарисуйте красным фломастером на каждой карточке кружочки, или сделайте их дыроколом из красной бумаги и приклейте на картон.

На обратной стороне карточек напишите число, которое они обозначают, чтобы самим не приходилось долго считать количество точек.

Теперь ваши математические карточки готовы, и вы с малышом можете приступать к интеллектуальным играм по обучению счету!

Занятия с карточками: пошаговая инструкция

  1. Для первого занятия возьмите карточки от 0 до 5. Покажите одну карточку и назовите число. Делайте это достаточно быстро, чтобы ребенок не устал от занятий. Поверьте, он усвоит все числа без долгих рассуждений о них и многочисленных повторов, поэтому показали карточку, назвали и отложили в сторону. В течение дня еще 2-3 раза покажите первые 6 карточек и просто назовите цифры.
  2. На следующий день сделайте вчерашние упражнения, затем отдельно проведите 3 занятия с промежутками уже с цифрами от 6 до 10.
  3. Далее после изучения чисел от 0 до 10 по порядку начинайте перемешивать карточки и показывать их в случайном порядке, например, 3,8,0,7,4. Когда поиграете с карточками вперемешку, можно приступать к изучению новых чисел.
  4. Для продолжения занятий изготовьте новые карточки с числами от 11 до 20 и постепенно добавляйте их вместо прежних карточек.
  5. Продолжайте изучать карточки, пока не дойдете до числа 100. Сделайте ваши занятия нескучными, если малыш начинает скучать – вы сильно затягиваете упражнения и показываете карточки медленно.
  6. Не пытайтесь тестировать и проверять знания ребенка, он сам продемонстрирует вам свои способности в жизни, назвав, например, на прогулке количество стоящих машин или сидящих на ветке птиц. Главное — доверяйте своему малышу!

Как правильно научить ребенка считать – выбирайте сами из описанных способов, а может быть, вы придумаете свой уникальный и интересный метод обучения ребенка счету! Напишите об этом в комментариях!

Смотрите так же:  Отчетность и сроки сдачи для ооо

Автор: Татьяна Карева, Клуб Увлеченных Мам, специально для «Успевай с детьми!»

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Итак, первые шаги в математической науке уже пройдены, и теперь родителям предстоит объяснить ребенку, как же складывать или вычитать числа в пределах 20-ти. Безусловно, самое главное в математике – понять все премудрости этой науки. Не подсмотреть у соседа по парте, не посчитать на палочках или пальцах (рук и ног), а именно понять, почему нужно поступать так, а не иначе.

Эта сложная наука – математика

Некоторым деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, например, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к предмету, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.

Некоторые родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на плечи педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить ошибки, анализировать их.

Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с ребенком дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, которые следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, очень быстро забудутся.

Как научить считать в пределах 20-ти

Педагоги с опытом рекомендуют использовать для объяснения азов вычитания и сложения в пределах второго десятка по уже разработанным алгоритмам. Это поможет детям понять и осмыслить, что представляет собой один и два десятка, как складывать числа или вычитать их, если они переваливает через десяток. Занимаясь с ребенком, каждый раз следует проверять, насколько хорошо он понял пройденный материал, закрепить его, и не перескакивать на следующие темы, если в предыдущей остались пробелы.

Прежде всего ребенок должен знать, как называются числа второго десятка и в каком порядке они идут друг за другом. После этого понадобится двадцать одинаковых деталей чего-либо: кубиков, счетных палочек, карточек от игр и прочее.

Разложите с ребенком кубики (карточки, палочки и прочее) в два ряда по 10 штук в каждом ряду. Первый ряд – это первый десяток, можете даже пронумеровать все кубики первого десятка. Второй ряд – это числа второго десятка. Выложите их один под другим, т.е. кубики с порядковыми номера «один» и «одиннадцать» должны располагаться один над другим, «два» над «двенадцать», «пять» над «пятнадцать» и так далее.

Запоминать названия чисел второго десятка так будет намного проще: 11 – к слову «один» прибавляет окончание «-дцать», лежит на нем «один», так и получает «один-на-дцать». Таким же образом получаем и другие числа «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее. Повторяйте с ребенком такое упражнение до тех пор, пока он не запомнит числа.

Вычисления без перехода через десяток

Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, ребенок должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на пальцах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, например, кубики.

Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода через десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Теперь попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на второй, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равно тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода через десяток.

Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток считаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими единицами.
Например:
10+5=15 16-6=10
10+8=18 17-10=7

После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к примерам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими действиями чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.

Вычисления с переходом через десяток

Математические примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток несколько сложнее, и поэтому ребенок долен быть готов к этому этапу обучения. Для этого ему необходимо выучить состав чисел первого десятка.

Например, состав числа 2 – то 1 и 1, а состав числа 3 – это две пары чисел: 2 и 1 или 1 и 2, а состав числа 5 – это следующие пары: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. И так для каждого числа первого десятка.

Для чего это необходимо? Выполняя арифметические действия ребенку придется сначала письменно, а затем и устно раскладывать прибавляемое или вычитаемое число так, чтобы оно дало десяток при сложении или вычитании с первым.

Вторым важным условием для перехода к этому этапу является быстрый устный счет в пределах первого десятка. Без этого, ребенку будет сложно удержать в голове видимые числа и те, на которые он раскладывает одно из видимых.

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на сложение с переходом через десяток.

Нужно прибавить к 8 число 6.
8+6=
Запишем этот пример так:
8+(2+4) =

Т.е. мы раскладываем второе слагаемое 6 на два числа, чтобы в сумме с первым слагаемым 8 получить десятку. После того, как мы складываем 8 и 2 и получаем десятку, нам видно, что при добавлении к нему числа 4 мы получим число 14

Значит 8+(2+4) = 14 или 8+6 = 14

Для закрепления рассмотрим еще несколько примеров на сложение.
6+9 =

Этот пример можно записать следующим образом:
6+(4+5) = 15

Записываем его в таком виде:
7+(3+5) = 15

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на вычитание с переходом через десяток.

Чтобы вычесть из одного числа другое с переходом через десятку, нужно разложить вычитаемое таким образом, чтобы у нас получилась десятка при первом отнимании.

В данном случае число 7 состоит из 5 и 2. Запишем этот пример так, чтобы в первом действии у нас получилась десятка
(15-5)-2 = 8

Ребенку легче будет решать такие примеры, если он запомнит, что при вычитании нужно раскладывать вычитаемое так, чтобы сразу же отнять у первого числа единицы.

Например:
14-6=
Раскладываем вычитаемое (6 состоит из 4 и 2)
(14-4)-2 = 8

16-9=
Раскладываем вычитаемое (9 состоит из 6 и 3)
(16-6)-3=7

Т.е. при вычитании какое бы число не нужно было разложить, сначала вычитаем единицы из первого числа, чтоб осталась десятка, а затем уже вычитаем оставшееся число.

Рекомендации родителям

Не стоит рассчитывать, что эти простые истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за один день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если кто-то что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.

Кроме того, при обучении малыша родителям нужно следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, попробуйте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать одинаковые фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.

Если в определенный период времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перенесите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет желание к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его стараниям и почаще хвалите. Для него это очень важно.

10 правил как научить ребенка читать по слогам

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.

Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Итак, вот основные правила:

1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс 22

5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Сделать заметку и поделиться

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Ну и напоследок несколько методик обучения чтению детей + видео:

1) На этом видео представлена традиционная методика:

2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):

Как вырезать снежинку из бумаги за 1 минуту: ЗДЕСЬ.

Как научить ребёнка считать играючи

Освоить сухую математику помогут музыка и весёлые игры.

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев — том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики — дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают Learning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже — между 3 и 5 годами Learning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот — № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три — ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять — побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь Transforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, — и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием

Простейший пример — отметки на игровом ростомере. «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц — интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

5. Играйте в сортеры

Сортировка — один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.

Для этого хорошо подходят игрушки-сортеры: с помощью отверстий разной формы ребёнок учится разделять разные геометрические фигуры.

Но игрушками дело не ограничивается. Сортировка вполне доступна и в обычной жизни. Например, можно предложить трёхлетке разложить полотенца по стопкам: белые — в одну, синие — в другую. Для четырёхлетки задачу можно усложнить, предложив использовать сразу два разных способа сортировки: «Ты не мог бы для начала отделить белые полотенца от синих, а затем положить все большие белые полотенца в эту корзину, а все маленькие — в эту?»

Малыши обожают возиться со всевозможными конструкторами из кубиков и блоков. И это желание можно использовать как способ обучения элементарной математике. Например, чтобы построить дом, понадобится четыре стены. А дыру в заборе вокруг дома (например, проделанную игрушечным трактором) можно закрыть одним блоком… Ой, нет, одного блока не хватает! А сколько же надо? Ребёнок сам сообразит, что требуются два или три блока, и таким образом придёт к идее умножения предметов.

7. Купите ребёнку лего

С помощью ярких пластмассовых кирпичиков, разделённых на разное количество одинаковых частей с округлыми «шипами», дошкольник учится чувствовать длину: вот на этом блоке два «шипа» — он короткий, а на том — три, он длиннее. Лего помогает легко освоить сложение: ведь если длины кирпичика не хватает, его всегда можно удлинить, соединив с другим.

Но не сложением единым… Вычитание, действия с дробями, квадрат числа, поиск среднего арифметического — вот что можно изучить, забавляясь с лего. О нюансах лего-математики для самых маленьких Лайфхакер писал здесь.

8. Используйте мнемонические карточки

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 — с парой бананов, 3 — с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек — создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».

Смотрите так же:  Образец заявления на самоуправство в полицию

drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся.

9. Считайте по методу Монтессори

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет» рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт — это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение — это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка — чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей — от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его учить, погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение — важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке — от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом — количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень — последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

Как научить ребенка цифрам и считать?

Ваш малыш растет, его пытливый ум нуждается в новых знаниях, и умение считать – одно из первых, которые мы стараемся крохе привить.

Как научить ребенка считать, и в каком возрасте можно приступить к этому процессу?

Как организовать занятия математикой?

Обучая ребенка новым умениям, нам необходимо так строить занятия, чтобы интерес ребенка к ним сохранялся на протяжении длительного времени. Каким образом этого добиться? Главное – не переусердствовать с формой подачи информации и длительностью заданий.

  1. Игровая форма обучения повышает качество усвоения любых навыков и умений, и обучение счету – не исключение.
  2. Дозированный объем информации: занятия, продолжительность которых 5 минут для младших дошкольников и 10 минут – для старших, не должны быть переполнены большим количеством новых сведений, иначе ребенок их просто не усвоит. Лучше заниматься по 5 минут, но несколько раз в день.
  3. Не забывайте периодически возвращаться к пройденным темам для закрепления ранее полученных знаний.

Начинайте с самого простого: счет до 5, 10 и что такое «ноль»

Обучение малыша порядковому счету можно начинать после достижения им 2-2,5 лет. К этому возрасту дети способны научиться считать, по порядку указывая пальчиком на предметы, поэтому начните ваши занятия с простого пересчета любых вещей: машин, кубиков, деревьев, обуви, ступенек и т. п. Одеваясь на прогулку, обращайте внимание ребенка, что курточка одна, а ботинок – двое.

Чаще обращайтесь к ребенку с просьбой принести определенное количество каких-то предметов: карандашей, кубиков и пр. (на начальных этапах обучения стоит ограничиться 2-3 предметами).

Хороший результат в обучении счету даст игра «в магазин», ведь в таком случае вы с ребенком можете пересчитывать не только «деньги», но и количество покупок, например, три конфетки, пять яичек, одна булочка.

Читая крохе сказки, подробно изучайте иллюстрации к ним. Посчитайте вместе с ребенком, сколько тех или иных предметов изображено на картинке, указывая на каждый из них пальцем. Прекрасно подойдут такие сказки, как «Три медведя», «Три поросенка» и пр.

После того как малыш уверенно научился считать до 5, можно продолжить освоение счета до 10, руководствуясь рекомендациями выше. Ребенок наверняка быстро справится с этой задачей.

После освоения счета до десяти малышу можно рассказать о таком понятии, как «ноль» — ничего. Сделать это проще всего с помощью обычных предметов: игрушек, конфет и т. п. Продемонстрируйте ребенку несколько кубиков, пусть он пересчитает их, а затем спрячьте и объясните, что раз ничего не осталось, то кубиков у нас – ноль.

Как научить ребёнка цифрам?

После того как малыш освоился со счетом, можно приступить к изучению самих цифр. Ребенку важно объяснить, что они указывают на количество любых предметов: четыре кубика, мячика или яблока будут всегда обозначаться одной конкретной цифрой «четыре».

Использование электронных пособий в виде большого плаката с цифрами, поможет быстрее запомнить, какое обозначение на письме имеет то или иное число. Подобные цифровые азбуки снабжены рисунком, соответствующим каждой цифре, и кнопке, при нажатии которой озвучивается число. В итоге у ребенка формируется понимание того, каким символом обозначается определенное количество предметов и как он звучит на слух. Ту же функцию несет и такая игрушка, как «умный телефон».

Часто такие игрушки знакомят ребенка не только с цифрами, но и с геометрическими фигурами, понятиями больше и меньше, помогают освоить сложение и вычитание в пределах 10.

Учимся считать до 20?

Теперь, когда малыш уверенно считает до 10, можно перейти на следующий этап и познакомить его со вторым десятком. Начните свои объяснения с того, что теперь каждое число состоит из двух цифр, причем вторая из них полностью повторяет весь числовой ряд, который ребенку уже знаком: 10 и 1, 10 и 2, 10 и 3 и т. д.

Для облегчения понимания этого можно использовать две емкости, в одной из которых будет лежать десять небольших предметов (например, шарики или кубики), а во вторую класть поочередно 1, 2, 3 и т.д. предметов.

Как освоить счет до 100?

Стоит ли обучать ребенка более сложным математическим приемам и счету до 100? На этот вопрос родители должны ответить с учетом особенностей развития своего малыша. Если ребенок все схватывает на лету и проявляет явный интерес к миру цифр, то можно не спеша продолжить обучение. Чаще всего дети готовы к этому после 5 лет, когда счет до 20 уже освоен и не вызывает сложностей.

Ребенок, уже знакомый с последовательностью чисел во втором десятке, сможет быстро понять, как формируются все последующие десятки: 28 – это известные ему 20 и 8, а затем вторая цифра меняется на 9, и получаем 29. Объяснив это на примере первых трех-четырех десяток, ребенок, скорее всего, самостоятельно справится с остальными.

Главное, не стоит торопиться. Освоение одного десятка в неделю – вполне хороший для обучения темп. Так ребенок сможет закрепить полученные знания и не переутомиться от занятий.

Познакомить ребенка с цифрами и научить его считать можно и нужно до школы. Первые занятия математикой способствуют развитию познавательных процессов, логического мышления и памяти. Тщательно объясняя ребенку правила счета, особенно со второго десятка, вы сможете добиться от ребенка понимания логики образования чисел, а не механического заучивания их последовательности.

Пособие как научить считать