Оглавление:

Заполняем уведомление о контролируемых сделках правильно

В соответствии с требованиями главы 14.4 Налогового кодекса, всем налогоплательщикам следует извещать налоговые инспекции о совершении так называемых контролируемых сделок. О том, какие именно сделки принято считать контролируемыми, как заполнить уведомление о контролируемых сделках быстро и без ошибок, когда его необходимо сдать в фискальные органы, читайте в этом материале.

Причины составления отчётности

Необходимость отчитываться о проведении контролируемых сделок возникла сравнительно недавно – с 2012 года. К этому времени Правительство РФ решило взять под свой контроль процессы трансфертного ценообразования в компаниях. Поправки в законодательство вынудили налогоплательщиков разработать новые бизнес-процессы, позволяющие правильно структурировать контролируемые сделки и определить методологию расчёта цен по ним.

В рамках отчётности по контролируемым сделкам компании вынуждены собирать пакет оправдательных документов, подтверждающих прозрачность и обоснованность совершённых хозяйственных операций. Хотя действующая на сегодняшний день инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках не содержит чётко прописанных норм относительно формата подтверждающих документов, их количества и содержания, само уведомление составляют по регламентированной законодательством форме и сдают на ежегодной основе.

Нюансы законодательства

В целях налогообложения, а также с учётом положений и норм ст. 105.16 НК РФ, к контролируемым принято относить сделки, в совершении которых участвуют взаимозависимые лица, а также аналогичные операции, соответствующие критериям п. 1 ст. 105.14 Кодекса.

Основные критерии и признаки взаимозависимости лиц, а также порядок их определения изложены в гл. 14.1 НК РФ. Здесь, например, сказано, что взаимозависимыми всегда признаются сделки, по которым:

  • в течение одного календарного года был получен доход более 60 млн рублей;
  • одна сторона была освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль либо имела право рассчитывать его по ставке 0%, а вторая сторона такими льготами не пользовалась;
  • оба участника зарегистрированы/проживают/имеют статус резидента в РФ.

По действующим нормам налогового законодательства российские налогоплательщики (компании, коммерсанты, нотариусы и адвокаты), совершившие в прошлом календарном году хотя бы одну контролируемую сделку, обязаны известить об этом свою инспекцию ФНС.

Чтобы выполнить требование законодателей, приходится составлять уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, форма которого есть в приказе ФНС России за № ММВ-7-13/[email protected]

В настоящее время заполнение этого документа подразумевает раскрытие большого массива информации по каждой контролируемой операции, а также наличие определённых знаний, необходимых для корректного составления отчётности.

Какие данные нужно отражать

Исходя из вида и особенностей конкретной сделки, в документе показывают самые разные сведения. Рассматривая рядовой пример заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, можно сделать вывод, что обычно в отчёт попадают данные о следующих хозяйственных операциях:

  • аренда имущества, а также его безвозмездное получение;
  • операции со своими и приобретёнными ценными бумагами;
  • сделки строительного порядка;
  • разнообразные агентские операции;
  • сделки, в рамках кредитных договоров и получения займов;
  • возмещение ущерба, возникшего по причине ненадлежащего исполнения обязательств.

Следует учесть, что некоторые доходы не имеют отношения к контролируемым сделкам. Соответственно, они не подлежат отражению в уведомлении. К ним относят суммы, полученные в результате переоценки валютных ценностей и обязательств, драгоценных металлов, ценных бумаг, иного имущества. Сказанное выше касается также доходов от долевого участия, дивидендов, а также сумм восстановленных резервов.

Форма документа и правила заполнения

Составляя этот документ, желательно принимать во внимание все требования глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Действующий в настоящий момент порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках предусматривает соблюдение изложенных ниже правил:

  • По итогам прошедшего календарного года составляют всего одно уведомление и в нём отражают сведения обо всех сделках, подлежащих контролю.
  • Заполнять бланк можно как на компьютере, так и вручную. В этом случае необходимо использовать синие/фиолетовые/чёрные чернила.
  • Все поля уведомления нужно заполнять слева направо.
  • Текстовые поля прописываются заглавными печатными буквами.
  • Номера телефонов указывают, начиная с символа «+» или цифры 8 без пробелов.
  • Подчистки, исправления, использование корректирующих средств недопустимо.
  • Бланк распечатывают только на одной стороне листа.
  • Если какой-либо показатель отсутствует, то в данном поле необходимо проставить прочерки.
  • В уведомлении используют только единицы измерения, прямо поименованные в классификаторе ОКЕИ.
  • Все стоимостные показатели налогоплательщик обязан выражать в полных рублях. Числа округляют по правилам математики до ближайшего целого числа: суммы менее 50 копеек при этом не учитывают, а более 50 копеек – округляют до целого рубля. Данное требование становится существенным при большом количестве контролируемых сделок.
  • Если в первичных документах количественное значение указано дробным числом, при заполнении уведомления его округляют по приведённым выше правилам.
  • Если контролируемая сделка проводилась в иностранной валюте, в документе её необходимо отражать в российских рублях. Причём, для пересчёта используют кросс-курс, действовавший на дату отражения операции в бухучёте.

Многие бухгалтеры интересуются, как следует нумеровать уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения этого документа показывает, что его страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. В специально отведённых для этого клетках проставляют цифры «00001», «00002» и далее по порядку.

Обратите внимание: если уведомление заполняет физлицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, ИНН можно не проставлять. Тогда необходимо заполнить персональные данные. На титульном лице следует указать сведения об удостоверяющем личность документе, дату и место рождения, гражданство.

Состав уведомления

  • Титульный лист: в нём прописывают общие сведения о налогоплательщике.
  • Разделы 1А и 1Б – в них раскрывают суть сделок и указывают сведения об их предмете.
  • Раздел 2 – заполняют в отношении сделок, заключённых с юридическими лицами.
  • Раздел 3 – составляют при сделках с физическими лицами, нотариусами, предпринимателями, адвокатами.

Не все директора компаний знают, нужно ли подписывать уведомление о контролируемых сделках. Пример заполнения этого документа свидетельствует о том, что он должен быть заверен подписью руководителя и скреплен печатью организации. Если фирма приняла решение работать без печати и закрепила это положение в своих учредительных документах, оттиск на отчёте проставлять не нужно.

Правила группировки

Законодатели дали налогоплательщикам возможность группировать сделки по признакам однородности. При реализации этого права следует учесть положения ст. 38 НК РФ, где изложены определения однородности и идентичности. Руководствуясь п. 5 ст. 105.7 Кодекса, компания сможет правильно разделить сделки по группам. Не забудьте также изучить нормы ст. 105.5. Они помогут определить критерии сопоставимости.

Если какие-либо сделки нельзя считать однородными, необходимые сведения о них следует отражать в отдельных графах уведомления. Такое часто случается при закупке нескольких партий товаров. Тогда итоговое количество листов Раздела Б должно совпадать с количеством операций по каждой товарной позиции.

В какие сроки нужно сдавать

Российский Налоговый кодекс однозначно отвечает на этот вопрос: заполнение уведомления о контролируемых сделках необходимо произвести после окончания отчётного периода. Сдать его в инспекцию ФНС по месту регистрации придётся до 20 мая года, следующего за тем, в котором имели место контролируемые сделки. Соответствующий императив содержит текст ст. 105.16 НК РФ.

Уведомление можно сдавать лично в канцелярию своей инспекции ФНС, переслать на её адрес по почте заказным письмом или отправить по электронным каналам связи. Выбор того или иного способа не регламентирован Налоговым кодексом, всё зависит только от желания и возможностей отчитывающегося лица.

Что будет, если не подать

Если вы не знаете, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, это не причина отказаться от представления этой формы налоговой отчётности. Для тех, кто не сдаст данный документ в инспекцию ФНС, нарушителю грозит наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Компании и их обособленные подразделения предоставляют составленный и надлежащим образом подписанный документ в инспекцию ФНС по месту своей регистрации. Физлица могут отчитываться по своему месту жительства.

Для крупнейших российских компаний действует аналогичный порядок: используемую сейчас форму уведомления о контролируемых сделках они заполняют по приведённым выше правилам и сдают в налоговый орган, где они числятся на учёте по данному основанию.

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Смотрите так же:  Американский боксер получает российское гражданство

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

Рассматриваемый документ заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и сервисов,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем специализированном портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

С 2018 года ФНС планирует применять обновленную форму уведомления о контролируемых сделках. Узнайте об этом здесь. Но для отчетности за 2017 год следует использовать уведомление, форма которого утверждена приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Узнать больше о практическом применении норм права, регулирующих правоотношения с участием субъектов контролируемых сделок, вы можете в статьях:

Приложение N 3. Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках

Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках

О представлении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2014 г., см. письмо ФНС России от 24 апреля 2015 г. N ЕД-4-13/[email protected]

I. Общие положения

1.1. Уведомление о контролируемых сделках (далее — Уведомление) заполняется налогоплательщиками, которые в соответствии со статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уведомление представляется не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки*.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 ноября 2013 г.

1.2. Уведомление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства)*.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации отнесенные к категории крупнейших, представляют Уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков*.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет Уведомление только в налоговый орган по месту нахождения/учета организации.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного Уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление взамен ранее представленного.

1.3. Уведомление на бумажном носителе представляется в виде утвержденной машиноориентированной формы, заполненной от руки либо распечатанной на принтере.

1.4. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

1.5. Не допускается двусторонняя печать Уведомления на бумажном носителе.

1.6. Не допускается скрепление листов Уведомления, приводящее к порче бумажного носителя.

1.7. Каждому показателю Уведомления в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель.

Исключение составляют показатели, значениями которых являются дата, правильная или десятичная дробь. Правильной или десятичной дроби в утвержденной машиноориентированной форме соответствуют два поля, разделенные либо знаком «/» (косая черта), либо знаком «.» (точка) соответственно. Первое поле соответствует числителю правильной дроби (целой части десятичной дроби), второе — знаменателю правильной дроби (дробной части десятичной дроби).

Для указания даты используются по порядку три поля: день (поле из двух знакомест), месяц (поле из двух знакомест) и год (поле из четырех знакомест), разделенные знаком «.» (точка).

Смотрите так же:  Договор на шеф надзор

1.8. Страницы Уведомления имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов. Порядковый номер страницы проставляется в определенном для нумерации поле.

Показатель номера страницы (поле «Стр.»), имеющий пять знакомест, записывается, например, следующим образом:

например: для первой страницы — «00001»; для тридцать третьей — «00033».

1.9. Заполнение полей Уведомления значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

1.10. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

1.11. Налогоплательщик — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, может не указывать ИНН в представляемом в налоговый орган Уведомлении, с учетом пункта 3.19 настоящего Порядка.

1.12. В нижней части каждой заполняемой страницы формы Уведомления, за исключением страницы 00001 титульного листа, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляются подпись налогоплательщика или его представителя и дата подписания.

1.13. При заполнении полей формы Уведомления должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета.

1.14. Заполнение текстовых полей формы Уведомления осуществляется заглавными печатными буквами.

1.15. В случае отсутствия показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.

Прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине знакомест по всей длине поля.

В случае если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк. Например: при указании десятизначного ИНН организации «5024002119» в поле ИНН из двенадцати знакомест показатель заполняется следующим образом: «5024002119—«.

Дробные числовые показатели заполняются аналогично правилам заполнения целых числовых показателей. В случае если знакомест для указания дробной части больше, чем цифр, то в свободных знакоместах соответствующего поля ставится прочерк. Например: если показатель имеет значение «1234356.234», то он записывается в двух полях по десять знакомест каждое следующим образом:

«1234356—» в первом поле, знак «.» или «/» между полями и «234——-» во втором поле.

1.16. При представлении Уведомления, подготовленного с использованием программного обеспечения и распечатанного на принтере, допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Расположение и размеры знакомест не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов.

II. Состав Уведомления о контролируемых сделках

2.1. Уведомление включает в себя титульный лист, разделы: 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок) «, 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

Титульный лист содержит общие сведения о налогоплательщике.

Раздел 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с организациями.

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

III. Порядок заполнения титульного листа Уведомления

3.1. Титульный лист состоит из страниц 00001 и 00002, которые заполняются налогоплательщиком (представителем налогоплательщика), кроме раздела на странице 00001 «Заполняется работником налогового органа».

3.2. При заполнении титульного листа необходимо указать ИНН, а также КПП, который присвоен налогоплательщику тем налоговым органом, в который представляется Уведомление (особенности указания ИНН и КПП по реорганизованным организациям предусмотрены в пункте 3.3 настоящего Порядка).

Для российской организации указываются:

ИНН и КПП по месту нахождения организации — согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 1998 г., регистрационный номер 1664; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 1999, N 1) (далее — Приказ МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309)**, или свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2004 г., регистрационный номер 5685; «Российская газета», 2004, N 64), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2010 г., регистрационный номер 16121) (далее — Приказ МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178), или согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2006 г., регистрационный номер 8683; «Российская газета», 2007, N 4) с изменениями, внесенными приказами Федеральной налоговой службы от 16 июля 2008 г. N ММ-3-6/[email protected] (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2008 г., регистрационный номер 12064) и от 15 февраля 2010 г. N ММ-7-6/[email protected] (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2010 г., регистрационный номер 16695) (далее — Приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected])***, или согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме N 1-1-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2011 г., регистрационный номер 21794; «Российская газета», 2011, N 213) (далее — Приказ ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/[email protected]);

ИНН и КПП крупнейшими налогоплательщиками указываются на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении формы N 9-КНУ «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2005 г., регистрационный номер 6638; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 2005, N 23).

Для иностранной организации ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, указываются на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401 ИМД и (или) Информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И, утвержденных приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2000 г., регистрационный номер 2258) (далее — Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124);

ИНН и КПП по месту нахождения недвижимого имущества иностранной организации — на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401 ИМД или Информационного письма об учете в налоговом органе недвижимого имущества и транспортных средств по форме N 2202ИМ, утвержденных приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124.

Для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, указывается:

ИНН в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 12-2-4, утвержденной приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 09-2-2, утвержденной приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, или со свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-1-Учет, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected], или со свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе по форме N 2-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/[email protected]

3.3. При представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником Уведомления за последний год деятельности организации и уточненных Уведомлений за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) на титульном листе в верхней его части указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В поле «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации.

Смотрите так же:  Имеет ли право на наследство дочь от первого брака

В поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются, соответственно ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, — налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

На титульном листе Уведомления указывается код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация.

Коды форм реорганизации и код ликвидации приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

3.4. При заполнении поля показателя «Номер корректировки»:

— цифра 0 проставляется в случае представления налогоплательщиком первичного Уведомления за отчетный период;

— цифры, начиная с 1, проставляются согласно порядковому номеру уточненного Уведомления за соответствующий отчетный период.

3.5. При заполнении поля показателя «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется Уведомление.

3.6. При заполнении поля показателя «Отчетный год» указывается календарный год, за который представлено Уведомление.

3.7. Значения поля показателя «По месту учета (код)» приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

3.8. Поле показателя «Код ОКАТО» заполняется согласно кодам административно-территориального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО).

При заполнении поля показателя «Код ОКАТО», под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода, в случае если код ОКАТО имеет меньше одиннадцати знаков, заполняются нулями. Например, для восьмизначного кода ОКАТО — «12445698» в поле «Код ОКАТО» записывается одиннадцатизначное значение «12445698000».

3.9. При заполнении поля показателя «Налогоплательщик» отражается полное наименование налогоплательщика:

для организации — полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается);

Образцы написания наименования юридического лица:

Открытое акционерное общество «Ромашка Плюс-7»

Как заполнить уведомление о контролируемых сделках?

Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.

Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях

Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:

  1. Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
  2. Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.

Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Изучим особенности работы с ним.

Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

  • титульным листом;
  • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
  • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
  • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
  • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
  • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке.

Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

  1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
  2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

  • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
  • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
  • о стоимости поставок (без НДС);
  • о датах заключения сделок.

Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

Как определить количество разделов 2 или 3

Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).

При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:

  • количество отдельных «контролируемых» договоров;
  • количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
  • количество отдельных сделок по одному договору.

Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).

Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.

Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

  • их предмет — поставка схожих товаров;
  • сопоставимость финансовых условий сделок.

Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15–20%, а перепродажа садового инвентаря — 5–10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

  • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
  • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030–110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

Это может быть обусловлено тем, что:

  • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
  • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

  • купля-продажа овощей;
  • доставка овощей транспортом от поставщика.

В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.

Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.

Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках