Понятие государственно-властные полномочия

35. Понятие и виды государственных органов.

1. Понятие и признаки государственных органов.

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган — часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации.

2. Виды государственных органов.

Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:

  • К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
  • К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
  • Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе — см.вопрос 47).

Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его деятельность, не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти. Ни к одной из основных ветвей власти не относятся также органы прокуратуры, избирательные комиссии и некоторые другие государственные органы с особым статусом.

Государственные органы делятся также на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные органы субъектов РФ). Государственные органы подразделяются также по порядку формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами. По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица.

Понятие государственно-властные полномочия

Глава V.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§26. Система органов государственной власти Российской Федерации

Что означает понятие «государственный орган»? Каковы назначение и признаки различных государственных органов

Понятие «орган государственной власти» встречается в печати, устных беседах. С органами государственной власти каждый человек сталкивается в многообразных жизненных ситуациях, и нередко бывает так, что люди недовольны принятыми ими решениями, считают их несправедливыми. Необходимо знать, в какой ситуации надо обращаться в тот или иной орган государственной власти, как и кто может защитить права каждого из нас.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Российское государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти представляет собой коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти. Как правило, органы государственной власти являются именно коллективными, например парламент или правительство, реже единоличными – такими, как президент или судья.

Каждый государственный орган обладает рядом специфических черт или признаков, которые отличают его от иных объединений людей.

Во-первых, каждый государственный орган обладает в силу закона самостоятельной компетенцией, т. е. совокупностью государственно-властных полномочий и предметов ведения.

Предметы ведения означают те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства. Например, сферой деятельности парламента является законотворчество, а сферой деятельности министерства – управление.

Государственно-властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи. Государственно-властные полномочия выражаются в двух основных формах: а) издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, государственными служащими, органами местного самоуправления, муниципальными служащими, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами; б) непосредственное действие, обеспечивающее исполнение этих актов и деятельность самого органа государственной власти.

Во-вторых, каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке.

В-третьих, каждый орган государственной власти действует в установленном государством порядке. Порядок деятельности органов государственной власти обычно устанавливается двумя путями. В той части, которая касается «внешней сферы» организации и деятельности органа, т. е. сферы, в которой орган государственной власти взаимодействует с гражданами, их объединениями или иными органами государственной власти, порядок функционирования определяется законом. Например, порядок рассмотрения уголовных дел судами, равно как и порядок производства уголовного расследования, осуществляемого органами безопасности, внутренних дел и некоторыми иными органами, – Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 г. «Внутреннюю» организацию и порядок деятельности отдельных подразделений органов государственной власти, как правило, устанавливает такой нормативный акт, как регламент или положение.

В своей совокупности все органы государственной власти в Российской Федерации образуют единую систему. Рассмотрим сущность и назначение важнейших из них.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовой статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 80 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (детально процедура организации и проведения выборов урегулирована нормами Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

Полномочия Президента Российской Федерации весьма разнообразны по своему характеру и содержанию.

Первая группа полномочий связана с реализацией законодательной власти. К их числу следует отнести (ст. 84 Конституции РФ):

– назначение выборов Государственной Думы и её роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
– назначение общенационального референдума;
– подписание и обнародование федеральных законов;
– обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Следующую группу составляют полномочия по реализации исполнительной власти. Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает правом назначать и освобождать от должности членов Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в территориальных округах и при органах государственной власти, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), а как Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации он назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к судебной ветви власти имеют сугубо кадровый характер (пункт «е» ст. 83).

В соответствии со статьёй 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации выполняет и некоторые иные функции, присущие главе государства.

Свои полномочия Президент Российской Федерации реализует в форме издания нормативных правовых актов, указов и распоряжений, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оно представляет законодательную власть на федеральном уровне. Как и органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации, федеральный парламент избирается непосредственно народом и является выразителем его воли. Федеральное Собрание Российской Федерации – постоянно действующий орган.

Федеральное Собрание Российской Федерации, как и большинство зарубежных парламентов, состоит из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы. Такая структура призвана обеспечить более взвешенный подход к выработке и принятию законов, что и составляет основную часть компетенции законодательной власти в любой современной стране.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет (до 2009 г. избиралась на четыре года). Совет Федерации согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2011 г., формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 104 Конституции право законодательной инициативы, т. е. право вносить проект закона, принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату российского парламента. Все они подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой, которая и решает вопрос о принятии или отклонении законодательной инициативы.

Согласно части 2 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обычно этот процесс осуществляется в три чтения. Первое чтение носит характер концептуального, т. е. обсуждается сама идея предлагаемого закона. Второе чтение предназначено для обсуждения поправок, внесённых в ходе работы самими депутатами. В ходе третьего этапа законодательного процесса текст закона принимается в окончательной редакции. Четвёртое чтение проводится только в ходе принятия самых сложных финансовых актов, например таких, как ежегодно принимаемый федеральный закон о бюджете. Принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации согласно статье 106 Конституции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

Федеральные конституционные законы как наиболее важные в системе законов считаются принятыми, если текст одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2, ст. 108). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции Российской Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы (ч. 5, ст. 105 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если Президент Российской Федерации отклонит закон (федеральный конституционный закон не может быть отклонён Президентом), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Помимо основного полномочия по принятию федеральных законов, палаты Федерального Собрания обладают и другими полномочиями, связанными с обеспечением баланса государственной власти в Российской Федерации.

Парламенты субъектов Российской Федерации также являются в основном двухпалатными, исключение – парламент Республики Татарстан, в составе которого три палаты. Компетенция парламентов субъектов Федерации установлена их конституциями (уставами).

На федеральном уровне систему исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Полномочия Правительства Российской Федерации регламентируются статьёй 114 Конституции Российской Федерации и федеральными законами.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Рцссийской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства и его заместители, а также члены Правительства – министры Российской Федерации (см. ст. 110 Конституции).

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской. Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации но своей инициативе либо на основании вотума недоверия (выражение недоверия) Государственной Думы.

Непосредственное управление делами нашего государства осуществляют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в соответствующей сфере, т. е. функцию издания на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц, а также осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральные службы реализуют следующие функции:

– контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
– выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
– регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
– специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства выполняют функции по управлению государственным имуществом и оказывают государственные услуги, т. е. предоставляют непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Субъекты Российской Федерации устанавливают систему органов исполнительной власти самостоятельно, но в пределах Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется административная реформа и системы исполнительных органов субъектов Российской Федерации находятся в стадии преобразования.

В соответствии со статьёй 118 (ч. 1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Согласно статьям 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации в России функционируют три относительно самостоятельные судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 125 Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, в свою очередь, рассматривают дела о соответствии конституциям (уставам) нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации. Детально полномочия этих судов определены конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и их законами.

Систему судов общей юрисдикции согласно статье 126 Конституции Российской Федерации возглавляет Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Этот Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции составляют ядро судебной системы Российской Федерации. В России действует около 2700 судов общей юрисдикции, в которых работает около 17 000 судей. В состав этой системы входят в качестве низшего звена, рассматривающего самые простые дела, мировые судьи, которые отнесены законом к судам субъектов Российской Федерации.

Суды арбитражной юрисдикции возглавляются согласно статье 127 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Всего в нашей стране действует около 120 судов арбитражной юрисдикции.

Структура судебной системы Российской Федерации достаточно сложна, её можно проследить на данной схеме:

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Её правовой статус (полномочия, организация и порядок деятельности) определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со статьёй 1 этого закона прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Возглавляет эту систему органов Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции РФ).

Вопросы для самопроверки

1) Какими общими чертами обладают все органы государственной власти? 2) В каких формах выражаются государственно-властные полномочия органов государственной власти, чем они различаются? 3) Охарактеризуйте правовой статус Президента РФ. 4) В какой форме Президент РФ реализует свои полномочия? 5) Какие органы государственной власти наделены правом законодательной инициативы? 6) Какие органы государственной власти составляют систему исполнительной власти в РФ? 7) Каково назначение прокуратуры в нашей стране?

1. Перечислите полномочия Президента РФ, классифицируйте их и докажите, что полномочия, установленные в Конституции РФ, отражают его правовой статус.

2. Проанализируйте главу 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» и ответьте на вопрос: должна ли быть воспроизведена федеральная модель организации органов государственной власти в субъектах Федерации?

3. Выскажите своё мнение, почему принятый Государственной Думой федеральный закон направляется на одобрение в верхнюю палату российского парламента

4. Составьте в тетради три схемы прохождения законопроекта: а) в случае его принятия в качестве закона; б) в случае его отклонения Советом Федерации; в) в случае отклонения его Президентом РФ.

5. Раскройте содержание функций, осуществляемых федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

6. Назовите суды конституционной, общей и арбитражной юрисдикций. Определите, какие из них являются федеральными, какие – судами субъектов Федерации.

7. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений областной Думы и главы администрации области. Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

«Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола. Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу». Он должен говорить подобно Лютеру: «Я не могу иначе», не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твёрдо и неуклонно подсказывают мне моё решение, и против всякого другого заговорит моя совесть как судьи и человека».

А.Ф. Кони (1844–1927), русский юрист

«Цель государства в действительности есть свобода».

Б. Спиноза (1632–1677), нидерландский философ

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.1. Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки :

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ — глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

12.2. Понятие и виды государственных органов

Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством государственных органов. Все они, несмотря на свое разнообразие, имеют общие характерные черты.

Каждый из них – составная часть государственного аппарата, входящая в систему государственных органов.

Весьма важной характерной чертой государственного органа является то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Этим он отличается от всех других организаций, общественных органов. Государственные органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры во исполнение принятых решений. Реализация властных полномочий в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением. Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции, под которой понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) в отношении определенных предметов его ведения. Компетенция разных государственных органов различна, зависит от выполняемой работы, сферы деятельности. Компетенция государственных органов устанавливается законами, другими нормативными актами.

Итак, государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.

Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Судебную власть осуществляют только суды, например Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды (подробнее судебная система рассматривается ниже). Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Характеризуя систему государственных органов, следует отметить органы прокуратуры, которые занимают в ней особое место. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и т.д. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает.

Деление государственных органов на виды, основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но возможно выделение видов государственных органов и по другим основаниям.

Исходя из федеративного устройства, могут быть выделены государственные органы РФ и государственные органы субъектов Федерации. Государственные органы различаются в зависимости от порядка их формирования на избираемые гражданами или формируемые другими государственными органами, например, прокуратуры, суды. Государственные органы бывают единоличные и коллегиальные.

Понятие государственно-властные полномочия

Определение властных полномочий, их закрепление и осуществление представляют собой сложный процесс. На него влияют разные факторы, в том числе политические, правовые, социально-психологические. Много и реальных оснований для использования властных полномочий, хотя юридически они закрепляются в законах, положениях, должностных инструкциях. И нужно правильно и своевременно их осуществлять, одни – в режиме постоянного использования, другие – в случаях, специально оговоренных в законодательстве. Избегать как «гипертрофии» властных полномочий, так и превышения легальных пределов.

Особое внимание следует уделять учету специфики властных полномочий. Без этого неизбежны «размытость границ» прав и обязанностей, ответственности, нечеткие и расплывчатые юридические формулировки. Неизбежным следствием такого подхода являются многочисленные ошибки на практике, когда неверно определяется «набор полномочий» для разных уровней властвования и управления, когда неудачно выбираются из этого набора те полномочия, которые не дают должного эффекта в конкретной ситуации и применительно к различным объектам воздействия со стороны субъектов властных полномочий.

Так, по-прежнему остается слабым местом в управленческой практике неиспользование федеральными министерствами и ведомствами своих прав по ведению постоянной информационно-аналитической и прогностической работы. Взамен практикуются эпизодические запросы сведений с мест, проверки, оперативные указания. А соответствующие органы ис-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 145

полнительной власти республик и областей привыкают действовать в таком режиме и мало влияют на последовательную реализацию функций управления, законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Реалии жизни высветили особую актуальность классификации властных полномочий. Ее освоение позволяет должностным лицам, депутатам и работникам государственных органов правильно определять полномочия, верно их оценивать и умело применять. Речь идет о классификации полномочий по трем критериям: а) по характеру полномочий, их содержанию и способам осуществления; б) по видам субъектов, использующих властные полномочия; в) по режиму применения властных полномочий. Рассмотрим их подробнее.

По первому критерию властные полномочия можно с известной степенью условности разделить на несколько групп. Каждая группа охватывает однородные по своей направленности, но различаемые по юридическим способам осуществления властные полномочия. Первая группа охватывает полномочия по принятию императивных решений. Для их юридического обозначения используются разные формулы: «решает» (самостоятельно, совместно, по согласованию, предварительно, с последующим утверждением), «устанавливает» (порядок регулирования, действий и т.п.), «дает указания», «участвует» (в обсуждении вопросов, принятии актов).

Вторая группа властных полномочий включает полномочия по сбору, анализу и использованию информации, изучению ситуации и оценке предложений. Для нее характерны следующие полномочия: «запрашивает», «получает», «рассматривает», «изучает», «вносит предложения».

Третьей группе властных полномочий присуще такое общее свойство, как мера соприкосновения и контактов с полномочиями других субъектов. К их числу можно отнести «координацию» (объединение усилий и деятельности различных организаций), «согласование», «содействие», «достижение договоренности», «заключение соглашений».

Четвертая группа полномочий выделяется по методам организационно-инструктивного воздействия на «пассивную сторону» властных отношений с целью побудить ее действовать в общем русле правовых актов и в соответствии с предлагаемой ориентацией. Сюда можно отнести такие полномочия, как «ор-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 146

ганизация». «инструктирование», «методическая помощь», «консультирование», «обобщение опыта», «стимулирование», «поддержка».

Пятая группа охватывает властные полномочия контрольно-оценочного характера. А именно, «контролирует», «проверяет», «заслушивает», «подводит итоги», «оценивает», «отменяет», «приостанавливает», «применяет меры ответственности».

К шестой группе можно отнести своего рода интегрирующие властные полномочия, каждое из которых включает в себя ту или иную комбинацию вышеназванных полномочий из пяти групп. Такими интегрирующими полномочиями, позволяющими дать общую характеристику компетенции, являются следующие: «осуществляет руководство», «направляет», «регулирует», «обеспечивает», «принимает меры». И важно, чтобы каждое полномочие подобного рода расчленялось на составные элементы, т.е. более конкретные виды полномочий

Классификация властных полномочий по второму критерию позволяет различать их по субъекту. Как уже отмечалось выше, признаны и действуют различные субъекты публично-правовых отношений, но их крут шире, нежели круг субъектов властных отношений. К числу субъектов, обладающих властными полномочиями, можно отнести, во-первых, государство, государственные образования (административно-территориальные единицы и т.п.), государственные органы, должностных лиц, народ (население, избиратели, группы граждан – в случаях принятия решений на основе прямой демократии). Это субъекты, которые органически обладают своего рода первичными полномочиями. Во-вторых, можно назвать хозяйствующие субъекты, публичные корпорации, общественные организации, наделенные определенными властными полномочиями со стороны государства. Все это должно производиться на основе закона.

Рассмотрим прежде всего круг полномочий, которыми обладает государство. В науке теории государства и права, конституционного права и международного права содержание право-субъектности и соответственно объем прав государства во внутренней и внешней сферах- связываются с его суверенитетом. Государство самостоятельно осуществляет свою власть, пользуясь всеми необходимыми средствами. Причем в федеративных государствах приходится различать полномочия и пред-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 147

меты исключительного ведения федерации и полномочия и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

Так, согласно статье 71 Конституции России в ведении Российской Федерации находятся, в частности:

принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением,

федеративное устройство и территория Российской Федерации;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти,

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития .

Статья 72 относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов, в частности

защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств;

обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами,

разграничение государственной собственности;

природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координацию вопросов здравоохранения, защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 148

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий,

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатуру, нотариат;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Конституции республик в составе Российской Федерации определяют, в свою очередь, объем полномочий республик в сферах совместного и исключительного (собственного) ведения. Таковы, например, статьи 117–134 Конституции Республики Саха (Якутия) об экономической основе республики, статьи 84– 97 о местном самоуправлении, статьи 13–22 Конституции Республики Тыва об основах экономики республики, статьи 23– 28 об основах социальной защиты граждан, статья £3 о полномочиях Верховного Хурала, статьи 79–82 о Правительстве. В уставах краев, областей и других субъектов Федерации подробно определяется круг полномочий соответствующих органов.

Полномочия государственных институтов, государственных органов устанавливаются в конституциях и законодательстве. В последнем случае имеются в виду как статутные законы о правовом положении органов государства, так и тематические законы, определяющие их конкретные полномочия в различных сферах государственной, экономической и социальной жизни. В последние годы наблюдается оправданный переход к закреплению полномочий методом их -«закрытого перечня». Лишь в некоторых случаях оговаривается возможность наделения субъектов иными полномочиями на основе законов. Тем самым деятельность властных структур вводится в строго легальное русло. Им не предоставляется право, присущее предприятиям, организациям, о возможности принятия решений, кроме тех, которые закреплены законодательством.

Приведем ряд иллюстраций полномочий государственных институтов и органов. Например, в статьях 83–90 Конститу-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 149

ции Российской Федерации установлены основные полномочия Президента Российской Федерации. Причем эти полномочия сгруппированы применительно к разным сферам использования и объектам воздействия – полномочия по формированию государственных институтов, по руководству внешней политикой, вооруженными силами, по решению вопросов о статусе граждан, изданию правовых актов, регулированию взаимоотношений органов Федерации и ее субъектов.

В Конституции Республики Беларусь в 25 пунктах статьи 100 точно определены полномочия Президента и указано на осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией и законами. Полномочия Кабинета Министров при Президенте в Конституции не определены, и это должно быть урегулировано Законом о Кабинете Министров. Иная практика в России. В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия Правительства (статьи 112–115) и предусмотрено принятие специального закона.

В правотворческой практике довольно часто полномочия государственных органов и местного самоуправления определяются двояким образом. В статутных законах даются общие характеристики их полномочий и закрепляются полномочия применительно к основным сферам деятельности. Сочетание общего и предметно-функционального вполне себя оправдывает. Такими были, например, статья 6 «Общие вопросы компетенции Совета Министров СССР» и статьи 7–15 об основных полномочиях Правительства в области экономики, социального развития и культуры, финансов, кредита и цен, науки и техники и др. Закона «О Совете Министров СССР» (1978 г.). Подобным образом построены главы и статьи Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990 г.) и Закона РСФСР «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (1992 г.).

В законах и положениях об органах исполнительной власти приходится одновременно решать задачу определения полномочий как органа в целом, так и его руководителя. Объем полномочий последнего, совпадая с объемом полномочий министерства, комитета, администрации, различается по набору полномочий. В качестве примера сошлемся на «Положение о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 130

Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г.

Минприроды России, его территориальные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

утверждать инструктивно-методические и .нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности;

запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения задач;

заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам соблюдения экологических требований законодательства, выполнения планов и программ осуществления природоохранных мероприятий;

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, охраняемые территории, другие объекты независимо от их ведомственной принадлежности,

ограничивать или приостанавливать в установленном порядке деятельность предприятий или иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранительного законодательства;

в установленном порядке аннулировать или давать предписания об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них;

вносить предложения об изъятии в установленном порядке земельных участков при использовании их способами, приводящими к развитию эрозии и деградации земель, химическому, биологическому и радиоактивному загрязнению, а также о запрещении использования загрязненных и деградированных земель;

запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и правил; во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами останавливать и осматривать российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки фактов нарушения требований природоохранительного законодательства и задерживать их до решения вопроса о компенсации ущерба в случае установления нарушения;

запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 151

опасных грузов (изделий), сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;

взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее;

предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;

утверждать уставы подведомственных учреждений и организаций в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом России;

назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных учреждений и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями в порядке, установленном действующим законодательством;

публиковать либо передавать для публикации информацию о качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое отношение к экологической безопасности населения.

Решения Минприроды России и его территориальных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и физических лиц.

Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации:

осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и положения о подразделениях центрального аппарата;

издает приказы, указания, инструкции, обязательные для исполнения работниками Министерства и подведомственных органов, организаций и учреждений;

назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации руководителей территориальных органов Минприроды России.

В Минприроды России образуется коллегия в составе министра (председатель), его заместителей по должности, руководителей главных управлений, управлений и отделов Министерства, ведущих ученых и специалистов.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, подведомственных учреждений, организаций и

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 152

предприятии, результаты проверок исполнения принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбора, расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает руководителей органов управления и других должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

В контексте рассматриваемой темы уместно сделать пояснения по поводу регламентации элементов властных полномочий. Для органов, которые осуществляют функции руководства, регулирования и управления, акцент делается на их правах (принятие решений и т.п.). Для контрольно-надзорных органов на передний план выдвигаются обязанности, затем формулируются их права. Не всегда, к сожалению, выделяется ответственность за ошибочные решения и действия, бездействие и т.п., хотя в этом ощущается острая необходимость.

Обратимся к Закону «О федеральных органах налоговой полиции». Статья 10 посвящена обязанностям органов налоговой полиции. Они обязаны:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба;

2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;

4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий;

6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 15З

8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденции развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.

Сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов;

2) осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;

4) беспрепятственно входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

5) требовать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать его выполнение;

6) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

7) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей.

В статье 20 установлена ответственность сотрудников налоговой полиции и право обжалования их противоправных действий За противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. Вред, при-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 154

чиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции в пределах своих полномочий осуществляют Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Специфичен правовой статус руководителя предприятия, учреждения и организации. В прошлые годы его правовое положение определялось на основе Закона о предприятии, актов по народному образованию, здравоохранению и др. Применялись Единая номенклатура должностей служащих и квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Центральные органы управления разрабатывали типовые или примерные положения, должностные инструкции, а на предприятиях, в объединениях утверждались комплекты нормативных документов. Сейчас законодательные акты о предприятиях, об образовании и другие «напрямую» определяют основные полномочия руководителей нижнего звена управления, обладающих властными полномочиями. В положениях и должностных инструкциях допускается их конкретизация.

Схематично можно сгруппировать полномочия руководителя следующим образом. После вступления в должность на первом этапе речь идет:

а) об освоении руководителем нормативного материала, регулирующего деятельность предприятия и определяющего обязанности, права и ответственность самого руководителя;

б) о проведении первичного анализа руководителем деятельности предприятия;

в) об организации управления на предприятии;

г) об ознакомлении с кадровым составом предприятия;

д) об изучении внешних связей предприятия.

Проводятся установочные совещания. В дальнейшем руководитель должен:

а) правильно организовывать труд подчиненных и взаимоотношения в коллективе, обеспечивать внедрение научной организации труда;

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 155

б) осуществлять организационно-технические мероприятия, направленные на систематическое совершенствование структуры управления производством;

в) обеспечивать экономное и эффективное использование материальных ресурсов, бережное отношение подчиненных к социалистической собственности, выявлять и устранять причины и условия, способствующие утрате и порче материальных ценностей;

г) строго соблюдать требования законности, четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным и проверять их исполнение;

д) обеспечивать выполнение коллективом заданий, рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы;

е) решительно требовать соблюдения трудовой дисциплины, принимать необходимые меры к укреплению порядка, сокращению текучести кадров и потерь рабочего времени; руководитель несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных;

ж) умело сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, поощрять работников, отличившихся при выполнении трудовых обязанностей и общественного долга, строго взыскивать с нарушителей трудовой дисциплины;

з) вовлекать трудящихся в управление, учитывать мнения и предложения трудовых коллективов при принятии управленческих решений; информировать трудовые коллективы о своей работе, принятых решениях и о ходе их выполнения;

и) без доверенности действовать от имени предприятия и представлять его во всех организациях;

к) в соответствии с действующим законодательством распоряжаться имуществом предприятия, заключать договоры, выдавать доверенности (в том числе с правом передоверия), открывать в банках расчетный и другие счета предприятия;

л) утверждать штатное расписание для руководящих, инженерно-технических работников и других служащих аппарата управления исходя из фонда заработной платы, определенного по утвержденному нормативу;

м) разрабатывать и утверждать нормативы ФЗП для руководящих, инженерно-технических работников и других служащих предприятия.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 156

Заместители генерального директора (директор) в пределах своей компетенции действуют от имени объединения (предприятия), представляют его в других учреждениях и организациях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без доверенности, а также выдавать доверенности работникам объединения. Кроме этого, все принадлежащие объединению (предприятию) права и возложенные на него обязанности, связанные с его деятельностью, осуществляются генеральным директором и по установленному распределению обязанностей – его заместителями и другими должностными лицами, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством,– совместно, по согласованию или с участием соответствующего профсоюзного органа или трудового коллектива.

Связывая процесс принятия ведомственных и локальных актов с процессом реализации прав и обязанностей руководителя, упомянем о таком феномене, как неправильное использование прав и непринятие решений. Ответственность за принятое решение наступает в следующих случаях: обнаружения ошибок в содержании решении, причинения ущерба или нарушения интересов других субъектов права; неполного использования информации (недостоверности информации) при подготовке решения; наступления неблагоприятных последствий, которые нужно было предвидеть; недостижения результата, на который было рассчитано решение.

Ответственность за непринятие решения наступает в следующих случаях: уклонения от обязанности принять определенное решение в пределах полномочий; нерешения вопросов, отнесенных к ведению руководителя; несвоевременного принятия решения; недоведения до сведения вышестоящих звеньев информации о неблагополучии положения дел на вверенном участке; внесения предложений по вопросам, не требующим решения вышестоящих звеньев.

Мы уже вели речь о своего рода встречных властных полномочиях, которыми государство наделяет негосударственных субъектов. Эти субъекты неодинаковы. Применительно к общественным организациям, статус которых весьма специфичен [1] , возложение или передача им некоторых функций производятся на основе закона. Менее желательно принятие в подобных случаях подзаконных актов, что наблюдалось в СССР в 60-х гг.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 157

Обратимся к Закону Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (1992 г.). Статьи Закона запрещают вмешательство в сферу деятельности профсоюзов. Регистрация проводится в порядке, установленном Законом. Статья 6 регулирует участие профсоюзов в управлении государственными и общественными делами права на участие в выработке социально-экономической политики, в разработке проектов законов по труду, внесение в госорганы предложений о принятии, изменении, отмене нормативных актов, согласование.

Статья 25 посвящена ответственности профсоюзов и возмещению ими вреда, причиненного государству, физическим или юридическим лицам.

В 60–80-х гг. в СССР была отчетливо выражена тенденция на повышение роли трудовых коллективов не только в сфере хозяйственных, трудовых и социальных отношений, но и в сфере политико-властных и управленческих функций [2] . Конституция СССР 1977 г., Закон «О повышении роли трудовых коллективов» (1993 г.), КЗоТ, Закон «О государственном предприятии (объединении)» (1987 г), другие правовые акты расширили права трудовых коллективов вплоть до утверждения плана предприятия. С переходом к рыночной экономике значение феномена трудовых коллективов как самостоятельных участников публичных отношений уменьшается, их пр х ава в основном сводятся к участию в решении некоторых хозяйственных, трудовых и социальных вопросов. Сохранена формула «вопросы самоуправления трудового коллектива» (статья 235 1 КЗоТ России).

Государство может поручать или передавать некоторые властные полномочия хозяйствующим субъектам. В Российской Федерации решением Правительства ряд государственных корпораций, концернов, акционерных обществ получили права нормативного регулирования в отрасли, подотрасли, представительства их интересов в центральных органах, внесения проектов правовых актов. Таковы полномочия «Газпрома» и других организаций.

В зарубежных странах – Англии, США, Германии – получили развитие публичные корпорации и агентства, которые действуют на основе специальных законов. Предоставленные им полномочия имеют строго целевой смысл [3] .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 158

Как уже указывалось, помимо двух рассмотренных нами критериев классификации властных полномочий (характер полномочий и вид субъекта, использующего эти полномочия) есть и третий.

Третий критерий классификации властных полномочий – их различение по временному режиму осуществления. Одни полномочия требуется осуществлять постоянно, ритмично, иначе прервется процесс властно-управленческого воздействия. Другие полномочия применяются в строго определенных случаях; при объявлении чрезвычайного положения, при необходимости приостановить или отменить акт другого органа и т.д. Их потенциал выявляется ситуационно.

[1] Общественные организации, право и личность. М., 1981

[2] Трудовые коллективы в системе советской социалистической демократии. М., 1979

Понятие государственно-властные полномочия
Смотрите так же:  196 преднамеренное банкротство