Оглавление:

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году выплачивается осуществляющим уход за ребёнком гражданам с любым статусом: работающим, уволенным, безработным, студентам. В зависимости от этого, ежемесячная выплата назначается и производится или на работе в размере 40% от среднего заработка, или в органах социальной защиты населения в фиксированном минимальном или максимальном размере.

Кому выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

В отличие от пособия по беременности и родам, которое выплачивается только матери ребенка, пособие по уходу до 1,5 лет могут получать и другие родственники: отец, бабушка, дедушка, тётя и т.д., которые фактически осуществляют уход за ребенком. Если за ребенком ухаживают одновременно несколько родственников, то право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется кому-то одному.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим (безработным) и студентам

Матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, или матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, получают выплату в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам). Но пособие по уходу до 1,5 лет для уволенных не может быть выше максимального размера.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер минимального пособия определяется с применением этих коэффициентов.

Пособие по уходу назначается при обращении в органы социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства или фактического проживания.

Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком назначаются в случае неполучения пособия по безработице.

Неработающим лицам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня его рождения до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Студентам из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях пособие по уходу назначается или со дня рождения ребенка по день исполнения ему полутора лет (в случае неиспользования матерью ребенка отпуска по беременности и родам), или со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, по день исполнения ребенку 1,5 лет – в случае использования матерью отпуска по беременности и родам.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет работающим

После декретного отпуска женщина имеет право уйти в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. В период отпуска по уходу за ребенком по месту работы выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% среднего заработка, рассчитанного за 2 календарных года до года в котором наступил отпуск по уходу за ребенком.

Дополнительно, со дня предоставления отпуска по уходу и до достижения ребенком трех лет, матери ребенка выплачивается ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 рублей, если мать не работает (не вышла на работу и находится в отпуске по уходу за ребенком). Эта выплата заявительная, то есть право на получение компенсации возникает только с момента обращения с соответствующим заявлением.

Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году

Ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается в размере 40% от среднего заработка. Для неработающих лиц (домохозяек), ИП и лицам с низким заработком выплата в 2018 году производится в минимальном размере.

Минимальное пособие по уходу в 2018 году (с 1 февраля) для неработающих (домохозяек) и ИП:

  • за первым ребенком – 3142,33 руб. (в январе 2018 года — 3 065,69 руб.);
  • за вторым и последующими детьми – 6284,65 руб. (в январе 2018 года — 6 131,37 р.).

Минимальное пособие по уходу в 2018 году для работающих лиц менее 2 лет или с низкой заработной платой:

  • за первым ребенком (до 1 мая 2018 года) – 3795,60 р. (МРОТ (9489р.) х 40%);
  • за первым ребенком (после 1 мая 2018 года) – 4465,20 р. (МРОТ (11 163р.) х 40%);
  • за вторым и последующими детьми – 6284,65 руб.

Если пособие по уходу было назначено до 1 мая 2018 года, увеличение МРОТ никак не повлияет на его размер.

Минимальные выплаты (для ИП, неработающих, студентов, работающих с низкой зарплатой и/или работающих менее двух лет) и максимальные (для уволенных) подлежат ежегодной индексации.

Размер максимального пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году зависит от заработка мамы за два календарных года, но не более 24 536 рублей 57 копеек – (755 000+718 000)/730 х 30,4 х 40% = 24 536,57 р.). Максимальное пособие по уходу за ребенком в 2017 году составляло 23 120, 66 руб.

Районный коэффициент применяется только к минимальным размерам пособий по уходу за ребенком. Что касается максимального пособия, то оно является одинаковым на всей территории Российской Федерации и не подлежит увеличению на размер районного коэффициента.

Рассчитанные пособия (40% от заработка) индексации не подлежат. Поэтому, если женщина в 2017 году получала максимальное пособие, а заработок позволяет получить пособие и в максимальных размерах 2018 года, то такое пособие пересчету не подлежит.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер выплаты не может превышать 100 процентов среднего заработка, но и не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году

Пособие по уходу исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого (других) работодателей.

При расчете пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет в 2018 году необходимо сумму заработка за 2 года разделить на число календарных дней в этом периоде (календарные дни за 2016 и 2017 года составляют 731), за исключением календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды (периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период освобождения от работы с сохранением (полностью или частично) заработка, если на него страховые взносы НЕ начислялись). Отпуск без сохранения заработной платы (отпуск за свой счет) НЕ исключается из расчетного периода.

Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году:
СДЗ=(СЗ_2016 + СЗ_2017) / (731 минус исключаемые календарные дни) * 30,4*40%, где СДЗ – это средний дневной заработок, СЗ – это заработок за календарный год.

Если отпуск по уходу начинается в 2018 году, то в расчет войдут 2016 и 2017 года. Если в расчетном периоде женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то она может один или два календарных года заменить для расчета пособия по уходу на более ранние (непосредственно предшествующие) года, если это приведет к увеличению размера пособия.

При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на соответствующий календарный год:

  • за 2017 год – 755 000 рублей.
  • за 2016 год – 718 000 рублей.
  • за 2015 год – 670 000 рублей.
  • за 2014 год – 624 000 рублей.
  • за 2013 год – 568 000 рублей.
  • за 2012 год – 512 000 рублей.
  • за 2011 год – 463 000 рублей.
  • за все предыдущие годы, до 2011 года эта величина составляет – 415 000 рублей.

СДЗ – средний дневной заработок (если женщина заменила расчётные года на более ранние) не может превышать величину, рассчитанную за 2 календарных года перед годом ухода в отпуск по уходу, то есть в 2018 году не больше 2017,81 руб. Следовательно, максимальный размер пособия по уходу в 2018 году (даже при замене лет на более ранние в ситуации «из декрета в декрет») не может быть больше, чем 24 536,57 р.

Смотрите так же:  Договор поручения для налогового вычета

Расчет пособия по уходу при работе у нескольких работодателей

В случае если застрахованное лицо на момент наступления отпуска по уходу работает у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица, при этом пособие исчисляется исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие.

В этом случае при исчислении пособия средний заработок за время работы у другого работодателя учитывается за период, предшествующий периоду работы у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие. То есть, если на момент наступления отпуска по уходу женщина НЕ будет работать по совместительству (уволится), то этот заработок, полученный у совместителя, будет учтен при исчислении пособия по уходу.

Если на момент наступления отпуска по уходу женщина продолжает состоять в трудовых отношениях с работодателем, помимо основной работы, то при исчислении пособия по уходу заработок учитываться не будет, несмотря на то, что с него также были начислены и уплачены страховые взносы.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Сроки выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При обращении за пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении выплаты принимается территориальным органом страховщика (ФСС) при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.

Такими причинами являются:

  • длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
  • переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
  • повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
  • иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 №74).

Решение о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в течение 10 календарных дней с даты подачи заявления о назначении пособия со всеми необходимыми документами.

Пособие выплачивается в дни выплаты заработной платы.

Документы для оформления пособия по уходу до 1,5 лет

Для получения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет по месту работы необходимо представить следующие документы:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, а также свидетельства предыдущих детей и копии этих документов;
  • справка с места работы другого родителя о том, что он не получает данное пособие;
  • при необходимости – заявление о замене лет на более ранние;
  • при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления выплаты (понадобится, если в течение двух предыдущих лет заявитель менял место работы).

Если женщина является совместителем, то дополнительно необходимо представить справку о том, что по другому месту работы выплата не назначалась и не производилась.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Смотрите так же:  Межрайонные приставы пермь

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.
Смотрите так же:  Требования к написанию статьи на сайт

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

Граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет, имеют право на получение ежемесячного пособия.

  • Официально трудоустроенным гражданам необходимо обращаться за получением выплаты по месту работы по завершению отпуска по беременности и родам. Размер пособия для них составляет 40% от среднего заработка, причем не ниже чем у неработающих (порядок расчета приводится далее).
  • Безработные родители либо студенты оформляют пособие в районном отделе соцзащиты (ОСЗН) со дня рождения ребенка. Величина ежемесячной выплаты для них строго установлена:
    • 3142,33 руб. — на осуществление ухода за первым ребенком;
    • 6284,65 руб. — за вторым и последующим.
  • Предприниматели обращаются в фонд социального страхования (ФСС), если они добровольно платили страховые взносы за прошлый год, если не уплачивали, то оформляют пособие в ОСЗН. Однако ежемесячная сумма пособия для них в любом случае равна размеру пособия для неработающих.

Лица, которые имеют несколько оснований для пособия по уходу за ребенком, вправе выбирать, по какому именно из них они будут получать пособие.

Порядок назначения пособия по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет могут оформить как трудоустроенные, так и безработные родители, опекуны и другие родственники. Однако условия назначения и размеры выплат отличаются в зависимости от категории получателя.

За получением пособия может обратиться либо один из родителей, либо ближайший родственник, который действительно ухаживает за данным ребенком. При этом выплата за ним сохраняется, если он работает на неполный рабочий день. Бабушки, дедушки и другие родные оформить пособие могут только по месту работы.

  1. При наступлении обстоятельств, которые могут повлиять на право получения пособия или на изменение его размеров (смерть ребенка, трудоустройство родителя и др.), получатели обязаны в течение месяца оповестить ОСЗН или работодателя об этом. Перечисления прекращаются со следующего месяца после наступления причин, повлиявших на выплату.
  2. Если во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком женщина получает право на отпуск по беременности и родам (новый декрет при рождении второго ребенка или последующего), ей предоставляется право самостоятельно сделать выбор одного из двух положенных ей пособий.

Размер ежемесячного пособия на ребенка до 1.5 лет в 2018 году

Ежемесячная сумма выплаты работающим гражданам составляет 40% среднего дохода, на который осуществляется начисление страховых взносов. Данная величина не может быть ниже установленных минимальных и максимальных размеров. В районах, в которых к расчету заработной платы применяются региональные коэффициенты к этим размерам они применяются тоже. При одновременном уходе за несколькими детьми до 1.5 лет пособия рассчитываются на каждого ребенка, однако в сумме они не должны превышать 100% среднего заработка.

Неработающим пособия выплачиваются в минимальных размерах, в зависимости от числа детей, рожденных ранее матерью этого же ребенка. С 1 февраля 2018 года они составляют:

  • 3142,33 руб. — на первого по числу рожденных;
  • 6284,65 руб. — на второго и последующих детей.

Максимальные размеры пособия, в текущем году следующие:

  • для трудоустроенных — 24 536,55 руб.;
  • военнослужащим и уволенным во время отпуска по уходу или при ликвидации организации — 12 569,33 руб.

Порядок оформления пособия для неработающих

В отделе социальной защиты населения (ОСЗН) следующие категории неработающих граждан могут оформить выплату для осуществления ухода за ребенком до 1,5 лет:

  • один из родителей или опекун, который относится хотя бы к одной из следующих социальных групп:
    • безработным, не получающие пособие не бирже труда;
    • уволенным, в период отпуска по уходу (в том числе и при ликвидации предприятия);
    • студентам;
    • неработающим женам, военнослужащих по контракту;
    • предпринимателям, не уплачивающим страховые взносы в ФСС.
  • родственники, только в случае если родители:
    • по состоянию здоровья не могут заниматься уходом за ребенком;
    • умерли или лишены (ограничены) родительских прав;
    • находятся в местах лишения свободы;
    • отказались от воспитания ребенка, определив его в детский дом, интернат или другое социальное учреждение на полное государственное обеспечение.

Лица, у которых есть право на пособия по безработице и по уходу, имеют право выбрать, по какому именно из двух оснований они будут получать выплаты. Если выбрали получение пособия от Соцзащиты (ОСЗН), тогда оно назначается со дня рождения ребенка одному из его неработающих родителей, зарегистрированному с новорожденным по одному адресу.

Какие нужны документы и сроки перечисления выплаты

Неработающие граждане, чтобы получать данное пособие, представляют в районный отдел социальной защиты населения (ОСЗН) необходимый пакет документов:

  • копия свидетельства о рождении данного ребенка и предыдущего;
  • справка о совместном проживании заявителя с новорожденным;
  • трудовая книжка (диплом, аттестат или военный билет);
  • справка из органов занятости о том, что не осуществляются выплаты по безработице;
  • справка с работы (учебы) второго родителя, о том, что отпуск по уходу ему не назначался и не выплачивался на этого ребенка;
  • копия паспорта и номера лицевого счета получателя.

Матери, уволенные в связи с тем, что организация была ликвидирована в период их беременности или во время отпуска по уходу за ребенком до наступления 1.5 лет, и не имеющие пособия по безработице, все необходимые документы должны представлять в ОСЗН. Для них к вышеуказанному комплекту документов добавляются:

  • приказ о назначении отпуска на работе;
  • справка о выплате с указанием периода и рассчитанного ежемесячного размера пособия.

Условия получения ежемесячной выплаты для работающих

Работающая мать после отпуска по беременности и родам может написать заявление по месту своей работы на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, а также на получение ежемесячного пособия, которое выплачивается только достижения возраста 1.5 лет.

Если она посчитает нужным выйти на работу до исполнения ребенку полутора лет, то существует несколько вариантов сохранения данной выплаты:

  • перейти по месту работы на условия сокращенного рабочего дня, при этом начисления пособия будут осуществляться ей же;
  • оформить пособие на отца ребенка:
    • на трудоустроенного по месту его работы;
    • на неработающего в Соцзащите по месту жительства, при условии, что он:
      • не получает пособие по безработице в центре занятости населения (ЦЗН);
      • прописан совместно с данным ребенком;
    • обратиться за выплатой к своему работодателю следует одному из трудоустроенных родственников, который будет заниматься уходом за этим малышом, в то время как мама будет на работе.

Трудоустроенные граждане могут использовать свой отпуск по частям, к примеру, несколько месяцев за ребенком смотрит один член семьи, оставшуюся часть отпуска — другой. Либо не оформлять отпуск по уходу, а работать на неполный рабочий день с сохранением частичной зарплаты и получать полный размер пособия.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году (пример)

Расчет суммы пособия производится, исходя из среднего заработка работающего лица, высчитанного за два календарных года, предшествовавших году ухода в отпуск, также за период работы у других страхователей.

Для расчета суммы пособия для женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком в 2017 году, используется следующий алгоритм:

  • П — размер пособия;
  • СЗ — средний заработок за указанный год (в расчет принимаются два полных предыдущих года, соответственно в 2017 году — 2015 и 2016 гг.);
  • 731 — количество дней в этих двух годах;
  • 30,4 — среднее количество календарных дней в месяце.

Чтобы автоматически рассчитать размер полагающейся ежемесячной выплаты можно воспользоваться калькулятором на портале Соцстраха.

Для предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, уплативших добровольно страховые взносы за предыдущий год, ежемесячное пособие до 1.5 лет выплачивается в минимальных размерах, не рассчитывая их средний заработок.

Сроки оформления и необходимые документы

Выплата детского пособия до 1.5 лет работающим проводится в те же дни, что и выплата зарплаты. Для его получения заявление должно быть написано не позже шести месяцев после того, как закончился отпуск по беременности и родам (БиР). Заключение о предоставлении пособия принимается в десятидневный срок со времени его подачи. Выплата назначается сразу за последним оплаченным днем пособия по БиР.

Для того чтобы каждый месяц получать выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет, официально трудоустроенные лица должны предоставить в бухгалтерию по месту работы следующие документы:

  • заявление о предоставлении отпуска;
  • заявление о начислении пособия;
  • свидетельство (копию) о рождении ребенка;
  • свидетельство и его копию о рождении или усыновлении (смерти) предыдущего ребенка;
  • справка с места работы или учебы другого родителя, где говорится о том, что он не использует свой отпуск и не получает пособие (для безработных из отдела соцзащиты справка о неполучении этого пособия);
  • паспорт заявителя.

Работающие граждане представляют все справки по месту работы или учебы того, кто фактически будет осуществлять уход за ребенком, то есть того, кто находится в отпуске по уходу.

Положено ли пособие по уходу за ребенком до 15 лет работающим