Полномочия и состав районного суда рф

23. РАЙОННЫЙ СУД: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции(юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные судысуды основного звена.

Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) судебного департамента и при участии судей субъекта РФ.

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Внутреннее устройство – структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.

Полномочия районного суда:

осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;

рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;

обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу. Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции, но законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции.

Образовательный портал — все для студента юриста.

IV -2. Районные суды.

1. Понятие и место в судебной системе районных судов.

Районный суд в РФ — орган государственной власти, отнесенный к судебной ветви власти; являющийся федеральным судом общей юрисдикции и занимающий положение среднего звена. Образуются в районах, районах городов.

2. Принципы деятельности районных судов.

К основным принципам деятельности районного суда относятся:

— единство судебной системы.

— независимость судов и судей.

— обязательность судебных решений.

— равенство всех граждан пред законом и судом.

— гласность и открытость при осуществлении судопроизводства.

— неприкосновенность, несменяемость и наличие гарантий для судей районных судов.

3. Компетенция районного суда.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает:

— гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции.

— является апелляционной инстанцией для мировых судей.

— рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам по решениям, принятым им и вступившим в законную силу.

— занимается изучением и обобщением судебной практики.

4. Состав районного суда.

В состав районного суда входят:

— Председатель районного суда.

— Заместитель председателя районного суда.

— Аппарат районного суда, в составе:

Помощника председателя районного суда (секретаря судебного заседания)

Помощника судьи (секретаря суда)

Начальника отдела (ведущего специалиста)

Главного специалиста (специалист, специалист I и II категории)

5. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Председатель районного суда:

— председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

— ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

— руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

— руководит работой аппарата суда;

— организует работу по повышению квалификации работников суда;

— организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

— В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Районный суд. Состав, полномочия.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В судебной системе РФ районные (городские)суд представляют собой основное звено гражданских судов общей юрисдикции, что обусловлено их широкой компетенцией по осуществлению правосудия по подавляющему большинству уголовных, гражданских и иных судебных дел и выполняемым ими объемом работы.

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иною соответствующую им административно-территориальную единицу субъекта РФ (ст.21 Закона о судоустройстве).

Полномочия районного суда:

  • рассматривает уголовные и гражданские дела и дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции;
  • рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по не вступившим в законную силу судебным решениям, принятым мировыми судьями, действующими на территории соответствующего судебного района;
  • пересматривает вступившие в законную силу собственные решения и определения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • осуществляет деятельность в ходе досудебного производства по уголовным делам (рассматривает ходатайства органов предварительного расследования, связанные с ограничением конституционных прав граждан);
  • изучает и обобщает судебную практику.

Районный суд не имеет структурных подразделений, действует в составе председателя, его заместителя и судей, которые назначаются Президентом РФ. Рассмотрение дел в районном суде проводиться судьей единолично (уголовный, гражданские, административные дела) или коллегией из трех судей (уголовные дела). Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

Районный суд, его состав и компетенция

Районные суды представляют собой основное звено судов общей юрисдикции. Именно эти судебные органы рассматривают наибольшее число гражданских, уголовных дел, а также иных материалов. Судьи районного суда, действующие единолично, также принимают решения в ходе досудебного производства по уголовным делам, если этими решениями ограничиваются конституционные права лиц. Все это свидетельствует о несомненной значимости данных судов в реализации судебной власти на всей территории РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской

Федерации» районный суд создается па основании федерального закона в судебном районе, территория которого охватывает один район, город или иную соответствующую им административно-территориальную единицу субъекта РФ.

При этом наименование судебного органа зависит от того, в какой административно-территориальной единице он был создан. Так, если район и районный центр (город или поселок) составляют единое целое, то суд будет именоваться районным. Если город расположен на территории района, но представляет собой самостоятельную административно-территориальную единицу (например, город областного подчинения), то будут действовать два судебных органа — районный суд и городской суд (последний — на правах районного). Если субъект РФ делится не на районы, а на иные административно-территориальные единицы (например, аймаки, улусы) (см. Федеральный закон от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»), то после наименования соответствующего суда дополнительно указывается статус этого суда как районного.

Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает несколько районов или иных административно-территориальных единиц субъекта РФ. В этом случае суд именуется межрайонным, но обладает теми же правами, что и районный суд.

Создание межрайонных судов целесообразно в двух случаях. Во-первых, когда районы относительно немногочисленны, в связи с чем один судебный орган может надлежащим образом обеспечивать судебную власть на территории двух-трех районов. И, во-вторых, создание межрайонных судов целесообразно в крупных городах, имеющих множество районов с компактным проживанием населения. В этом случае один судебных орган сможет обслуживать территорию нескольких близрасположенных районов.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, одного или нескольких его заместителей и судей районного суда. Общее число судей должно быть достаточным для того, чтобы надлежащим образом обеспечивать права лиц на доступ к правосудию.

В соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. При этом одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда является федеральным судьей и наравне с иными судьями этого суда осуществляет правосудие, а также другие судейские полномочия.

Наряду с этим председатель суда осуществляет ряд организационно-распорядительных функций: организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда; распределяет обязанности между своими заместителями, судьями; организует работу по повышению квалификации судей; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи реализует полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда. Например, на заместителя председателя суда может быть возложена обязанность организации работы по повышению квалификации судей, по информированию судей и работников аппарата о деятельности суда и т.п.

Все судьи, входящие в состав районного суда, обладают равными правами и не подчинены друг другу. При рассмотрении определенных дел из общего штата судей председателем суда назначаются конкретные судебные составы.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей приобретает статус председательствующего. Однако этот статус не следует смешивать с полномочиями председателя данного суда: председательствующим является судья при рассмотрении конкретного дела, а председатель суда — это постоянная должность.

Смотрите так же:  Судебные приставы республики адыгея должники

В состав районного суда также входит аппарат этого суда, который осуществляет организационное обеспечение деятельности по осуществлению правосудия. Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Таким образом, аппарат суда играет вспомогательную роль в организации судебной деятельности, а судьи ему неподотчетны и неподконтрольны.

Аппарат суда общей юрисдикции, в том числе аппарат районного суда, реализует следующие функции: принимает и выдает документы; удостоверяет копии судебных документов; производит вручение документов, уведомлений и вызовов; контролирует уплату пошлин и сборов; осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию; обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний; ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде; участвует в обобщении судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу; осуществляет прием граждан.

В аппарат суда входят такие его работники, как помощник председателя суда, помощник судьи, секретарь судебного заседания и ряд иных лиц. Полномочия конкретных сотрудников аппарата суда, а также порядок их реализации закреплены в Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36).

Осуществляя руководство деятельностью аппарата районного суда, председатель районного суда назначает на должность и освобождает от должности работников, распределяет обязанности между ними, разрешает вопросы о поощрениях и взысканиях, организует работу по повышению их квалификации.

В соответствии со ст. 34 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. Тем самым компетенция районного суда обозначена в Законе универсальным образом, а случаи, когда дела рассматривают другие судебные органы, должны быть прямо оговорены федеральным законодательством. Это обусловлено реальной обстановкой, поскольку именно районные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подсудных судам общей юрисдикции.

В рамках гражданского судопроизводства районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает все дела, за исключением дел, подсудных мировому судье, военным судам, судам субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ.

Подсудность районному суду уголовных дел определена в ст. 31 УПК РФ аналогичным образом, путем исключения из общей компетенции данных судов тех дел, которые подсудны мировому судье или вышестоящим судам.

В рамках административного производства районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, если досудебная подготовка осуществлялась в форме административного расследования, а также дела, влекущие выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности. Кроме того, именно в районный суд обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом или должностным лицом.

Районный суд выступает в качестве суда апелляционной инстанции по тем делам, решения по которым были приняты мировым судьей. К ним относятся как приговоры и иные решения по уголовным делам, так и постановления по делам об административных правонарушениях и решения по гражданским делам, которые были подсудны мировому судье, действовавшему в качестве суда первой инстанции.

В компетенцию районного суда также входит передача дел от одного мирового судьи другому, если первый мировой судья был отведен.

Районный суд рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Это происходит в тех случаях, когда первоначальное решение этого суда вступило в законную силу, а затем вышестоящим судом были обнаружены обстоятельства, которые не были и не могли быть известны районному суду на момент вынесения решения по делу.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение и иных вопросов. Так, согласно ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждое лицо вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединения или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Помимо указанных направлений деятельности районный суд осуществляет следующие виды производств: о наложении денежных взысканий и штрафов в уголовно-процессуальном порядке и об обращении в доход государства залога, ранее внесенного для обеспечения меры пресечения; о принудительной госпитализации или о продлении сроков принудительной госпитализации лица, страдающего психическим расстройством; по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий; о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения или лечебно-воспитательные учреждения; по материалам, разрешаемым в порядке исполнения приговоров.

Вопрос 12. Районный суд: состав и полномочия. Председатель районного суда, его полномочия.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Статья 33. Состав районного суда

1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Полномочия районного суда:

– осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально.

– рассмотрение всех гражданских дел,

– рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

– контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

– обращение к исполнению вынесенных решений

– обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу. Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции, но законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции.

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда.

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве председательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией, а также по повышению квалификации работников суда.

Помимо этого председатель суда представляет к назначению администратора суда, руководит его работой и других работников аппарата суда, а также осуществляет другие полномочия, возлагаемые на него законодательством.

Состав и структура районного суда

Для каждого районного суда разрабатывается структура и штатное расписание в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 апреля 2011 г. № 61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ в соответствии с установленной штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Под структурой суда понимается организационное построение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей. Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС), ежемесячного должностного поощрения, надбавок.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда осуществляется аппаратом суда.

Структура районного суда зависит от количества работников суда. Например, структура аппарата районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда; помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от семи единиц); помощники судей; судьи; отделы: общий отдел (делопроизводство, материально- техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства; администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения (в штат суда не включен).

Структура аппарата районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц представлена на рис. 7.1.

Численный состав судей районного суда определяется в количестве, достаточном для обеспечения прав граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. Штатная численность судей районного суда определяется Судебным департаментом по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в районном суде может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное

судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Судьи районных судов (в том числе председатель районного суда и его заместитель) назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Предельный срок пребывания в должности судьи районного суда – 70 лет (ст. 11 Закона о статусе судей).

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но нс более двух раз подряд.

Смотрите так же:  Закон о некоммерческих организациях 7 фз 1996

Председатель суда осуществляет процессуальные и административные функции, направленные на реализацию полномочий районного суда. Являясь судьей районного суда, он осуществляет полномочия судьи по рассмотрению и разрешению конкретных дел в судебных заседаниях, то есть отправляет правосудие. В то же время председатель суда:

  • – организует работу суда;
  • – устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утвержденных Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • – распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • – организует работу по повышению квалификации судей;
  • – осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними;
  • – принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
  • – организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • – регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
  • – осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Кроме указанных полномочий, председатель районного суда:

  • – занимается организацией работы по изучению и обобщению судебной практики районного суда и по их результатам вносит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • – ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб на деятельность суда;
  • – вносит представления о назначении на должность и об освобождении от должности администратора суда (ст. 35 Закона о судах общей юрисдикции).

В случае временного отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда, то есть осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и аппаратом этого суда.

Аппарат районного суда призван осуществлять организационное обеспечение деятельности суда. Законодатель конкретно не определил круг лиц, являющихся работниками аппарата суда. Работников аппарата районного суда можно подразделить на две группы (ч. 6 и 8 ст. 38 Закона о судах общей юрисдикции):

  • 1) федеральные государственные гражданские служащие;
  • 2) работники, замещающие должности, не являющиеся федеральной государственной гражданской службой.

К первой группе работников аппарата суда относятся: начальники отделов (общего отдела, отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдела информационно-правового обеспечения и кадров), заместители начальников отделов, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист первой, второй категории, специалист первой категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Эти работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, а также иные работники, принятые по трудовому договору в районный суд.

Председатель районного суда осуществляет руководство деятельностью аппарата суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата районного суда определяются председателем районного суда по согласованию с Судебным департаментом в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Численность работников аппарата районного суда, отделов и их название не везде одинаковы и зависят от организационно- штатного расписания суда. Перечень должностей сотрудников аппарата судов определен в Указе Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат районного суда осуществляет следующие функции:

  • – принимает и выдает документы;
  • – удостоверяет копии судебных документов;
  • – производит вручение документов, уведомлений и вызовов; контролирует уплату пошлин и сборов;
  • – осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
  • – обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний, ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  • – обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов;
  • – участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ;
  • – осуществляет прием граждан (ст. 39 Закона о судах общей юрисдикции).

Рассмотрим полномочия отдельных работников аппарата районного суда.

Помощник председателя суда (судьи) назначается на должность и освобождается от должности председателем районного суда. Круг его полномочий определяется с учетом вида судопроизводства. Так, помощник судьи районного суда в гражданском судопроизводстве осуществляет:

  • – изучение по поручению судьи поступивших на рассмотрение по первой инстанции заявлений и приложенных к нему документов с целью проверки соответствия представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты (судьей может быть составлен перечень вопросов, которые должен выяснить помощник судьи при изучении поступивших материалов);
  • – доклад судье устного (письменного) заключения по изученному делу с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 133–136 ГПК РФ;
  • – подготовку проектов сопроводительных писем о направлении принятых судьей судебных актов лицам, участвующим в деле;
  • – контроль за сроками устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению (рассмотрению) гражданского дела и послуживших основанием для оставления заявления без движения, приостановления производства по делу, со своевременным докладом об этом судье;
  • – выполнение по поручению судьи всех необходимых действий для подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе направление заявления с пакетом документов заинтересованным лицам (ответчикам), а также участие по поручению судьи в разрешении вопросов, связанных с назначением дела к рассмотрению;
  • – контроль получения адресатами почтовых отправлений с судебными актами (судебными повестками), доклад судье о возврате указанных почтовых отправлений без вручения адресату, подготовка по поручению судьи проектов запросов в соответствующие органы для установления местонахождения лица, участвующего в деле;
  • – проверку поступивших частной жалобы, представления прокурора на определение мирового судьи на соответствие требованиям ст. 332–333 ГПК РФ;
  • – доклад судье устного (письменного) заключения по проверенной частной жалобе, представлению с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 334 ГПК РФ;
  • – выполнение иных поручений судьи, связанных с рассмотрением гражданского дела в первой инстанции.

Следует заметить, что процессуальный статус помощника судьи до настоящего времени не определен ни в УПК РФ, ни в ГПК РФ. Свои полномочия он осуществляет на основании должностной инструкции и Типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 6 декабря 2010 г. № 272.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Он назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его распоряжения.

Администратор районного суда призван освободить председателя суда от выполнения функций, не связанных непосредственно с осуществлением правосудия. Основная обязанность администратора суда – обеспечить организацию деятельности районного суда. С этой целью он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений районного суда, осуществляет другие полномочия.

В районных судах, имеющих большой объем судебной работы, предусматривается должность консультанта. Консультант районного суда ведет прием граждан, осуществляет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, доводит эти изменения до сведения судей, участвует в повышении квалификации других сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда (в районном суде может быть одна канцелярия, а в многосоставном суде – две: канцелярия по гражданским делам и канцелярия по уголовным делам, или отдел делопроизводства) организует делопроизводство в районном суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее выполнение, оформляет служебную переписку суда с вышестоящими судебными и другими правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений по районному суду (см. Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36).

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению в суде, ведет соответствующие журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела и принятые но нему решения, обеспечивает хранение вещественных доказательств, выполняет иные полномочия.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают техническую подготовку судебного заседания, осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц (прокурора, адвоката, подсудимого, потерпевшего, эксперта, переводчика, свидетелей), проверяют их явку в суд, выполняют иные поручения судьи.

Обеспечение установленного порядка деятельности районного суда возлагается на ФССП России, находящуюся в ведении Минюста России, в лице ее судебных приставов. В обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда, в частности, входит обеспечение безопасности судей, участников судебного процесса и свидетелей, обеспечение охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, поддержание общественного порядка в судебных помещениях. Во время судебного заседания судебный пристав выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания. Он также исполняет решение суда о применении к подсудимому и иным лицам предусмотренных законом мер процессуального принуждения (привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, задержание правонарушителей с последующей передачей их органам полиции и др.) (ст. 11 Закона о судебных приставах).

§ 3. Полномочия районного суда

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой ин­станции, т.е., как отмечено выше, принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

Но сравнительно недавно на него возложены и некоторые дру­гие полномочия. В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам) своих собственных решений по гражданским делам, а по Закону о судебной системе должен начать осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей, которые станут реально функционировать после принятия Закона о мировых судьях.

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников, участии в незаконных вооруженных формированиях, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов. Кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей (там, где они реально существуют).

Смотрите так же:  Заявление фсс форма 22

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы «попутно». В последние годы на суды этого уровня, как уже отмечалось выше, во все возрастающих масштабах возлагается разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продление их сроков, прекращение органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. В соответствии с предписаниями Конституции РФ все суды, в том числе районные, стали играть активную роль и при принятии решений правоохранительными органами о производстве следственных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными — о них речь пойдет ниже, в § 2 гл. XVI учебника), которые могут повлечь за собой нарушение некоторых важных конституционных прав граждан (к примеру, таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались.

Значительную часть всех дел и материалов, рассматриваемых районными судами, составляют гражданские дела. Чтобы иметь представление о том, какие конкретно дела относятся к ним, нужно попытаться сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать три:

— дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

— дела, возникающие из административно-правовых отношений;

— дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного орган a ). Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или пра­вом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с автор­ством на какое-то художественное или иное произведение и т.д.

Весьма распространены дела по спорам, связанным с граждан­ско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и органи­зации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие. Вместе с тем сделками признаются и некоторые дей­ствия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, пра­ва и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав участни­ков сделки в судебном порядке.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела так называемого особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Характерным признаком указанных дел, существенно отлича­ющим их от других гражданских дел, является то, что при их рас­смотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

В жизни встречаются случаи, когда спор возникает между граж­данином и административным органом. Например, человек не согла­сен с наложенным на него милицией штрафом или возражает про­тив взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возни­кающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.

Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреж­дений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам народный суд разбирает, как указывалось выше (см. § 1 гл. IV учебника) многочисленные материалы об административных правонарушениях (в целом их число ежегодно составляет более двух миллионов). Такие материалы судьи рассматривают единолично.

Значительную часть работы районных судов составляет и то, что они делают в связи с обеспечением надлежащего исполнения своих приговоров, всех решений по гражданским делам и по материалам об административных правонарушениях. Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т.д.).

При оценке сказанного о компетенции районных судов, связанной с разбирательством гражданских дел, нужно учитывать, что со временем из этих судов в ведение мировых судей перейдет сравнительно широкий круг дел и вопросов —о выдаче судебных прика­зов; расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; разделе между супругами совместно нажитого имущества; иных спорах, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка; имущественных спорах при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; спорах, возникающих из трудовых отношений, за исключением споров, связанных с восстановлением на работе; об установлении порядка пользования земельными метками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Как уже говорилось выше (см. § 6 гл. IV), современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном суде эти дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе судьи-профессионала (председательствующего в данном судебном процессе) и двух народных заседателей. Народные заседатели в этом случае (см. § 15 гл. IV учебника) пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании при решении вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела, и при постановлении приговора или вынесении решения. Законом (УПК) предусмотрен достаточно широкий круг дел, которые может рассматривать судья единолично: это все подсудные районным судам дела о преступлениях лиц, достигших совершеннолетия, за которые может быть назначено наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы.

Что касается единоличного рассмотрения гражданских дел, то для него установлены несколько иные правила. Закон (ГПК) дает довольно обширный перечень случаев, когда судья должен разбирать дело единолично. К ним отнесены случаи, когда разбирательству подлежат:

• споры между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующего на момент подачи искового заявления в суд;

• дела, возникающие из семейных правоотношений, за исклю­чением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях;

• дела, возникающие из трудовых правоотношений, за исклю­чением дел о восстановлении на работе;

• иски об освобождении имущества от ареста —независимо от суммы иска.

Установленный уголовно-процессуальным и гражданским про­цессуальным законодательством порядок единоличного рассмотре­ния дел в районных судах ничем не отличается от порядка рассмот­рения, осуществляемого судьей с двумя народными заседателями.

Действующее законодательство достаточно детально регламен­тирует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых районными судами. Подробные сведения об этом будут даны при изучении других предметов, включаемых в учебные планы юриди­ческих вузов — гражданского процесса, уголовного процесса и ад­министративного права (в рамках данного предмета усваивается порядок разбирательства материалов об административных право­нарушениях, установленный КоАП и другими законодательными актами). Для общей ориентировки здесь достаточно отметить лишь некоторые положения процессуального законодательства, с помощью которых обеспечивается законное, обоснованное и справедливое раз­бирательство дел и материалов.

Для примера среди таких положений можно было бы отметить хотя бы то, что все вопросы, рассматриваемые судом, как правило, решаются в присутствии и при активном участии подсудимых, ис­тцов и ответчиков с предоставлением им необходимых прав. Они участвуют в исследовании всех материалов, имеющихся в деле, дают объяснения, представляют доказательства, заявляют ходатайства.

Как приговор по уголовному, так и решение по гражданскому делу выносятся лишь на основе тех фактов и обстоятельств, кото­рые были предметом судебного разбирательства и с бесспорностью установлены в заседании суда.

Чтобы оградить судей от посторонних влияний, закон преду­сматривает особый порядок совещания судей и вынесения приговора или решения по делу. Для этого судьи удаляются в совещательную комнату, где не может находиться никто, кроме судей, входящих в состав суда по данному делу. Нарушение этого правила (тайны совещания судей) влечет безусловную отмену приговора или решения.

В наши дни активно идет процесс формирования порядка разбирательства упомянутых выше вопросов, которые суды стали рассматривать попутно или параллельно с основными вопросами, возникающими по уголовным делам. И это делается не произвольно, а с соблюдением определенных правил. Например, жалобы граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, их защитников или законных представителей на незаконные или необоснованные аресты или продления их сроков должны рассматриваться, как правило, в районных судах по месту содержания под стражей. Подаются они непосредственно судье либо через должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или администрацию учреждения, где содержится арестованный. Проверка должна быть завершена не более чем в трехдневный срок со дня получения жалобы и материалов, послуживших основанием для заключения под стражу в качестве меры пресечения.

Судебная проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника и законного представителя лица, находящегося под стражей. Судья вызывает в заседание находящегося под стражей. В результате судебной проверки судья либо освобождает подавшего жалобу из-под стражи, либо оставляет жалобу без удовлетворения.

Полномочия и состав районного суда рф