Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

1. Применяя правила ч. 1 ст. 22.2, нужно учесть, что они посвящены рассмотрению дел по административным правонарушениям, предусмотренным самим КоАП (т.е. в гл. 5-21 КоАП). Они императивно устанавливают, что дела о таких правонарушениях рассматривают должностные лица, прямо указанные в ст. 23.2-23.70 (см. коммент. к ним). При этом они рассматривают такие дела от имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных госорганов (см. об этом коммент. к ст. 22.1), а не от своего имени. От имени соответствующих органов (с учетом изменений, внесенных в ст. 22.2 Законом N 380 от 28.12.09 и вступивших в силу с 28.03.10) дела об административных правонарушениях вправе рассматривать:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти (например, министр внутренних дел, министр МЧС, директор ФСБ России и т.п.), их учреждений (например, учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации), а также их заместители (например, заместитель министра внутренних дел и т.д.);

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти (например, начальник департамента обеспечения БДД МВД России), руководители территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений (например, руководитель московского управления ФНС России, руководитель районного отдела внутренних дел), а также их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие надзорные или контрольные функции в соответствии с законами, иными правовыми актами (например, органы госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, см. коммент. к ст. 23.49).

2. Части 2-4 ст. 22.2 (в редакции Закона N 380 от 28.12.09) устанавливают, что от имени:

1) органов и учреждений уголовно-исполнительной системы дела об АП вправе рассматривать начальники арестных домов, СИЗО, ИВС, а также исправительных учреждений (например, колонии общего режима);

2) органов, осуществляющих пробирный и иной надзор (контроль) указанных в п. 5 ч. 1 ст. 22.1 — дела об АП рассматривают руководитель (его заместители) соответствующего федерального учреждения; а также руководители (их заместители) территориальных подразделений — инспекций государственного пробирного надзора (иных структурных подразделений органов и учреждений, указанных в ч. 4 ст. 22.2)

3. Анализ правил ч. 5, 6 ст. 22.2 (они введены Законом N 380 от 28.12.09) показывает, что они посвящены рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных не только в КоАП (в случаях, когда нормы КоАП это прямо предусматривают, см. об этом комментарий к ст. 1.3.1), ни в законах субъектов Российской Федерации. От имени исполнительных органов субъектов Российской Федерации и их учреждений дела данной категории вправе рассматривать руководители (их заместители) органов исполнительной власти субъектов РФ, а также уполномоченные на это (в т.ч. и законами субъектов Российской Федерации) должностные лица (например, начальник управления торговли, руководитель жилищной инспекции города и т.п.).

4. Специфика правил ч. 7 ст. 22.2 состоит в том, что:

1) они предписывают должностным лицам, уполномоченным рассматривать те или иные виды дел по административным правонарушениям, использовать весь объем своих полномочий. Никто не вправе этот объем искусственно уменьшить (в т.ч. и вышестоящее должностное лицо);

2) изъятия из этого общего правила могут быть установлены лишь в нормах главы 23 КоАП (см. коммент. к ст. 23.2-23.70) и в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, — только в таких законах.

О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. коммент. к ст. 28.3. О должностных лицах, наделенных правом применять меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, см. например, коммент. к ст. 27.1-27.15. О судебной практике по применению ст. 22.2 см. определение ВС РФ от 28.10.09 N 5-Г09-81.

Глава 16. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях (ст.ст. 16.1 — 16.6)

Глава 16. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Комментарии к СТ 22.2 КоАП РФ

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

Комментарий к статье 22.2 КоАП РФ:

1. Дела об административных правонарушениях, отнесенных нормами главы 23 Кодекса к подведомственности федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), рассматриваются единолично уполномоченными на то должностными лицами указанных органов, их подразделений и учреждений. Перечень таких должностных лиц и их полномочия установлены соответствующими статьями главы 23.

Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий. Данную норму ч. 1 ст. 22.2 следует рассматривать в ее нормативном единстве с положением ч. 2 ст. 1.6 Кодекса о том, что применение уполномоченным на то должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного должностного лица в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 1.6).

Полномочия должностных лиц определяются перечнем категорий дел, рассмотрение которых отнесено к их ведению (предметная компетенция), а также ограничены территорией, на которую распространяется юрисдикция соответствующих должностных лиц.

2. К числу руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся, например, руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (ст. 23.5), и руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ст. 23.8), которые возглавляют соответствующие федеральные службы.

Говоря о руководителях структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, можно упомянуть о руководителях структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля (ст. 23.9), и руководителях структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).

К числу руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся, в частности, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов (отделений) полиции (ст. 23.3) и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Применительно к такой категории должностных лиц, как руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уместно иметь в виду руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор (ст. 23.24), и др.

Помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и их структурных подразделений дела об административных правонарушениях вправе рассматривать также их заместители.

К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся в первую очередь различные государственные инспекторы. Нормами главы 23 Кодекса право рассматривать дела об административных правонарушениях предоставлено различным государственным инспекторам: государственным ветеринарным инспекторам территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами (ст. 23.14); старшим государственным инспекторам по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории; государственным инспекторам по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории (ст. 23.22).

3. Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания (ст. 23.4).

4. К должностным лицам, наделенным аналогичными полномочиями, относятся также: 1) руководитель федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, его заместители; 2) руководители государственных инспекций пробирного надзора, руководители других структурных подразделений указанного федерального учреждения, их заместители (на территориях соответствующих районов деятельности) (ст. 23.54).

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Особенной частью Кодекса, уполномочены рассматривать и представители исполнительной власти субъектов РФ.

К ним относятся руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и их заместители. В качестве примеров можно привести руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, и их заместителей (ст. 23.22.1), руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, и их заместителей (ст. 23.23.1) и др.

Таким правом наделены и иные уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, например руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители (ст. 23.66).

6. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи объем прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, как правило, не ограничен в зависимости от занимаемой должности. Однако в целях повышения гарантий соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также повышения качества рассмотрения наиболее сложных дел из данного правила сделаны исключения.

Смотрите так же:  Горные машины и оборудования пособие

Например, согласно ст. 23.3 Кодекса начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, а также начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа до двух тысяч рублей. Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных только гражданами и должностными лицами (ст. 23.34).

Законодатель субъекта РФ при решении вопроса о полномочиях тех или иных должностных лиц в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом РФ, вправе аналогичным образом ограничивать объем полномочий отдельных категорий должностных лиц.

Новое
в законодательстве

Органы внутренних дел (полиция) наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях о неисполнении гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности

Федеральным законом от 29.12.2017 N 464-ФЗ внесены изменения в статьи 23.3 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (полиции) вправе:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции.

Должностные лица органов внутренних дел (полиции) также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности).

В настоящее время рассмотрение материалов об административных правонарушениях, составленных по части 1 статьи 11.15.1 КоАП, осуществляют Ространснадзор, органы, уполномоченные в области авиации, и органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства. Данные органы уполномочены также составлять протоколы об административных правонарушениях. Вместе с тем отсутствие полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой КоАП РФ (в отношении физических лиц), у должностных лиц органов внутренних дел порождало существенные проблемы правоприменительной практики.

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

Новая редакция Ст. 22.2 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.

2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).

5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Комментарий к Статье 22.2 КоАП РФ

1. Комментируемая часть определяет круг должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, от имени соответствующих органов. К таковым в первую очередь относятся руководители и заместители руководителей государственных органов, а также руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В то же время КоАП в ряде случаев допускает рассмотрение дел об административных правонарушениях и иными должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции. К таковым, например, относятся государственные инспектора труда, государственные инспекторы безопасности дорожного движения, участковые инспекторы органов внутренних дел и др.

2. Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют, какие должностные лица будут наделены правами по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени государственных органов.

3. По общему правилу должностные лица, наделенные правом рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают всеми полномочиями в данной сфере, предусмотренными КоАП. В то же время в отдельных случаях Кодекс может ограничивать права некоторых должностных лиц. Так, например, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, а также начальники линейных пунктов милиции вправе назначать административные наказания только в виде предупреждения или административного штрафа до трехсот рублей (ч. 3 ст. 23.3).

Другой комментарий к Ст. 22.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Практически даже в тех случаях, когда полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях закрепляются за соответствующими органами исполнительной власти, эти полномочия реализуются должностными лицами, действующими от имени этих органов. Иное трудно представить (кроме случаев, когда полномочия закрепляются за коллегиальными органами). Именно об этом четко сказано в ч.1 данной статьи. Естественно, что для этого соответствующие должностные лица должны быть наделены необходимыми полномочиями.

2. Поскольку действующее российское законодательство не устанавливает понятия должностного лица, а этим термином названное законодательство перенасыщено (КоАП РФ — яркий тому пример), целесообразно еще раз вернуться к смысловому его значению, что, как это отмечалось в вступительной статье к настоящему комментарию, имеет принципиальное значение, особенно применительно к субъектам применения административной ответственности.

Поводом для этого служит весьма неопределенное понимание должностного лица, предложенное в ст.2.4. В ней записано следующее: «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей». Сразу же возникает закономерный вопрос: чем отличается административная ответственность должностных лиц от их дисциплинарной ответственности? При этом сомнений в том, что должностное лицо есть государственный служащий, не возникает.

Обратимся к законодательству о государственной службе. В статье 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», посвященной ответственности государственных служащих, записано: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим своих должностных обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться. дисциплинарные взыскания».

Налицо аналогия характеристики оснований привлечения должностного лица к различным видам юридической ответственности. Допустимо ли это? Конечно, нет, ибо невозможно в теоретическом плане представить ситуацию, когда государственный служащий (он же — должностное лицо) за невыполнение указаний своего непосредственного руководителя наказывается административным штрафом. Между тем ст.2.4 КоАП РФ относит должностное лицо к числу тех (наряду с физическими и юридическими лицами), которые являются субъектами административных правонарушений. Однако и в том, и в другом случае речь идет о недоброкачественном исполнении служебных обязанностей. Как можно в этих обстоятельствах правильно решить вопрос о его юридической ответственности? КоАП РФ такого ответа не дает, а потому предлагаемое им понятие должностного лица как субъекта административного правонарушения нельзя признать аргументированным.

Имеются достаточные основания считать, что в КоАП РФ 1984 г. данный вопрос был решен взвешенно. Напомним содержание ст.15: «Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности». Из этой формулировки ясно, почему в тех или иных составах административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ 1984 г., административному наказанию подвергается то или иное должностное лицо. Сейчас подобная ясность отсутствует, потому что именно с должностными лицами связываются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

При организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере необходимо, прежде всего, представлять весь перечень поднадзорных уполномоченных органов власти и их должностных лиц, осуществляющих административное преследование в рассматриваемом направлении, поскольку указанные органы и должностные лица зачастую сами допускают нарушения требований федерального или регионального законодательства, что, в свою очередь, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, должностных и юридических лиц. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Анализ действующего законодательства показал, что система органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере при осуществлении прокурорского надзора, отличается своей спецификой и обусловлена делением административных правонарушений в экологической сфере на правонарушения, устанавливаемые КоАП РФ на федеральном уровне, и правонарушения, закрепляемые законами субъектов Российской Федерации. Полномочия применять указанное законодательство рассредоточиваются по федеральным органам исполнительной власти (федеральным министерствам, службам, агентствам), их территориальным органам и структурным подразделениям, передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье приводится четкое представление о системе органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, что способствует осуществлению надлежащим образом прокурорского надзора в рассматриваемом направлении.

Смотрите так же:  Элитные жилые дома требования

При организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере необходимо, прежде всего, представлять весь перечень поднадзорных уполномоченных органов и их должностных лиц, осуществляющих административное преследование в рассматриваемом направлении, поскольку указанные органы и должностные лица зачастую сами допускают нарушения требований федерального или регионального законодательства, что, в свою очередь, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан, должностных и юридических лиц.

Анализ действующего законодательства показал, что система органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере при осуществлении прокурорского надзора, обусловлена делением административных правонарушений в экологической сфере на правонарушения, устанавливаемые КоАП РФ на федеральном уровне, и правонарушения, закрепляемые законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия применять указанное законодательство рассредоточиваются по федеральным органам исполнительной власти (федеральным министерствам, службам, агентствам), их территориальным органам и структурным подразделениям, передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с установленными ст. ст. 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 22.2 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов, к которым относятся: 1) руководители и заместители руководителя соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Что касается должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, то в силу ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ их перечень определяется законами субъекта Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, от имени органов, указанных в ст. 22.1 КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Перечисленные должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, также вправе принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, согласно которой административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Вторую группу составляют должностные лица органов, применяющие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, например, доставление и административное задержание ( ст. ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 данной части , судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях ( п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ);

2) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере ( п. 6 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ);

3) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации ( п. 8 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

При этом пункт 6 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ предусматривает доставление физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления проступка, если составление протокола является обязательным. Более того, данное полномочие в полной мере может реализовываться и органами регионального подчинения, отнесенными к перечисленной группе в п. 6 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ. В то же время такая серьезная мера обеспечения производства по делу, как административное задержание ( ст. 27.3 КоАП РФ), может применяться специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования как федерального, так и регионального подчинения опосредованно — путем обращения в органы внутренних дел.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание как кратковременное ограничение свободы физического лица может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по такому делу.

Третью группу составляют органы и должностные лица, перечисленные в главе 23 КоАП РФ, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, применять законодательство об административной ответственности в экологической сфере.

Федеральные министерства, службы и агентства осуществляют свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы, структурные подразделения, уполномоченных должностных лиц, деятельность и правовые акты которых входят в сферу прокурорского надзора.

Федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положениями о них осуществляют административно-юрисдикционные полномочия в экологической сфере по следующим статьям КоАП РФ:

1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор согласно ст. ст. 23.21 , 23.22 , 23.23 , 23.24 , 23.25 , 23.26 , 23.29 КоАП РФ в соответствующей части рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 , 7.3 , 7.4 , 7.6 , 7.8 — 7.10 , ч. 1 ст. 7.11 , 7.34 , 7.9 , 7.10 , 8.1 , 8.2 , 8.4 — 8.9 , ч. 1 ст. 8.10 , 8.11 , 8.12 — 8.15 , ч. 1 ст. 8.13 , ч. 1 ст. 8.16 , ст. 8.17 , 8.18 , 8.19 , 8.20 , 8.21 — 8.36 , частями 1 и 1.1 статьи 8.37 , ч. 3 статьи 8.37 , ч. 1 ст. 8.28 , 8.29 — 8.32 , 8.33 — 8.36 , частями 1 , 1.1 , 2 и 3 статьи 8.37 , 8.38 , 8.39 , 8.41 , 8.42 , 8.44 , 8.45 КоАП РФ.

2. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) согласно ст. 23.28 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5 , частями 1 и 2 статьи 8.40 , статьей 8.43 КоАП РФ.

3. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в силу ст. 23.24 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, ст. ст. 7.9 , 7.10 , 8.24 — 8.27 , ч. 1 ст. 8.28 , 8.29 — 8.32 КоАП РФ.

4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно ст. ст. 23.15 , 23.20 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.3 , 8.6 , 8.7 КоАП РФ.

5. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в соответствии со ст. 23.27 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.11 , ст. ст. 8.33 , 8.34 , 8.36 , частями 2 и 3 ст. 8.37 , 8.38 , 8.42 КоАП РФ.

6. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) согласно ст. 23.21 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.1 , 7.10 , 7.34 , 8.8 КоАП РФ.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в силу ст. 23.13 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.2 , 8.5 , ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ.

8. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии со ст. ст. 23.29 , 23.31 , 23.33 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. ч. 2 ст. 7.3 , 7.4 , 7.6 , ч. 1 ст. 7.11 , 8.1 , 8.2 , 8.4 — 8.7 , ч. 2 ст. 8.10 , 8.12 , частями 1 , 2 , 4 ст. 8.13 , частью 1 ст. 8.14 , 8.15 , частями 1 и 3 статьи 8.17 , 8.18 , 8.19 , 8.21 — 8.23 , частями 2 и 3 ст. 8.31 , 8.33 — 8.36 , ч. 3 ст. 8.37 , 8.39 , 8.41 КоАП РФ.

9. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в силу ст. ст. 23.34 , 23.40 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 8.22 , 8.23 , 8.32 КоАП РФ.

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) (полиция) согласно ст. 23.3 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22 , 8.23 КоАП РФ.

11. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) (военная автомобильная инспекция) в силу ст. ст. 23.42 , 23.77 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.2 , 8.3 , 8.22 , 8.23 КоАП РФ.

Смотрите так же:  Трудовой договор ип 2018 образец

12. Федеральная служба безопасности (пограничные органы) в соответствии со ст. 23.10 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.11 , ст. ст. 8.16 — 8.20 , 8.33 , 8.35 , ч. 2 ст. 8.37 , 8.38 КоАП РФ.

13. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) согласно ст. ст. 23.35 , 23.36 , 23.42 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.2 , 8.3 , 8.22 , 8.23 КоАП РФ.

Четкое представление о системе органов власти, применяющих законодательство об административной ответственности в экологической сфере, способствует осуществлению надлежащим образом прокурорского надзора в рассматриваемом направлении.

Полномочия должностных лиц. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Практически даже в тех случаях, когда полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях закрепляются за соответствующими органами исполнительной власти, эти полномочия реализуются должностными лицами, действующими от имени этих органов. Иное трудно представить (кроме случаев, когда полномочия закрепляются за коллегиальными органами). Именно об этом четко сказано в ч.1 данной статьи. Естественно, что для этого соответствующие должностные лица должны быть наделены необходимыми полномочиями.

2. Поскольку действующее российское законодательство не устанавливает понятия должностного лица, а этим термином названное законодательство перенасыщено (КоАП — яркий тому пример), целесообразно еще раз вернуться к смысловому его значению, что, как это отмечалось в вступительной статье к настоящему комментарию, имеет принципиальное значение, особенно применительно к субъектам применения административной ответственности.

Поводом для этого служит весьма неопределенное понимание должностного лица, предложенное в ст.2.4. В ней записано следующее: «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей». Сразу же возникает закономерный вопрос: чем отличается административная ответственность должностных лиц от их дисциплинарной ответственности? При этом сомнений в том, что должностное лицо есть государственный служащий, не возникает.

Обратимся к законодательству о государственной службе. В статье 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», посвященной ответственности государственных служащих, записано: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим своих должностных обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться. дисциплинарные взыскания».

Налицо аналогия характеристики оснований привлечения должностного лица к различным видам юридической ответственности. Допустимо ли это? Конечно, нет, ибо невозможно в теоретическом плане представить ситуацию, когда государственный служащий (он же — должностное лицо) за невыполнение указаний своего непосредственного руководителя наказывается административным штрафом. Между тем ст.2.4 КоАП относит должностное лицо к числу тех (наряду с физическими и юридическими лицами), которые являются субъектами административных правонарушений. Однако и в том, и в другом случае речь идет о недоброкачественном исполнении служебных обязанностей. Как можно в этих обстоятельствах правильно решить вопрос о его юридической ответственности? КоАП такого ответа не дает, а потому предлагаемое им понятие должностного лица как субъекта административного правонарушения нельзя признать аргументированным.

Имеются достаточные основания считать, что в КоАП 1984 г. данный вопрос был решен взвешенно. Напомним содержание ст.15: «Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности». Из этой формулировки ясно, почему в тех или иных составах административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП 1984 г., административному наказанию подвергается то или иное должностное лицо. Сейчас подобная ясность отсутствует, потому что именно с должностными лицами связываются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Статья 28.3 КоАП содержит перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. возбуждать дела об этих правонарушениях, из 81 позиции.

Причем эти должностные лица почти полностью (за редким исключением) совпадают с указанными в гл.23 КоАП. В силу этого их также следует квалифицировать как представителей власти: фактически одни и те же должностные лица и возбуждают дела об административных правонарушениях, и рассматривают их. Разумеется, и те, и другие не являются субъектами административной ответственности по смыслу ст.2.4. КоАП. Тем не менее должностное лицо, весьма неопределенно считавшееся субъектом административного правонарушения, перерастает в субъекта административно-юрисдикционной деятельности. Такое решение кардинальной по своей сути проблемы совершенно неприемлемо. Причина же описанной ситуации проста: КоАП заимствовал понятие должностного лица, предлагаемое УК (см. примечание к ст.2.4 КоАП и аналогичные примечания к ст.285 УК). Вот и получилось, что, будучи представителем власти, должностное лицо несет ответственность за допущенные нарушения не в дисциплинарном (или уголовном) порядке, а в административном. В административно ответственных превратились по существу все должностные лица, применяющие меры административной отетственности по отношению к совершившим административные правонарушения, в числе которых и должностные лица, понимаемые в смысле ст.2.4 КоАП.

Вот типичный пример. В соответствии со ст.9.9 КоАП ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, осуществляющих государственный надзор на указаннных объектах, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа. В данном случае ответственности подлежит должностное лицо, ответственное за несоблюдение правил, обеспечение которых являлось его служебной обязанностью, что очевидно. От имени органа, осуществляющего государственный надзор на указаннных объектах, действует также должностное лицо. Но это — разные по своему статусу должностные лица. То лицо, которое действует от имени органа государственного надзора, является типичным представителем власти, наделенным распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Однако должностное лицо, подвергнутое административному штрафу, представителем власти не является. Кто же оно тогда? Ответ содержится в примечании к ст.2.4 КоАП, в котором должностные лица подразделяются на две группы. К первой группе относятся представители власти, которые, конечно, не несут предусмотренную указанной статьей административную ответственность, ко второй — должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствии со своим служебным положением. В силу этого они могут нести административную ответственность за невыполнение специальных общеобязательных правил и норм.

Перечень должностных лиц — представителей власти дан в ч.2 ст.28.3, а также в ст.23.3-23.61 КоАП.

3. Таким образом, должностные лица, как субъекты административной ответственности (ст.2.4), и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.22.2), — фигуры, совершенно разные по своему административно-правовому и административно-процессуальному статусу, что, к сожалению, не нашло четкого отражения в новом КоАП.

4. К числу должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, отнесены руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Следует иметь в виду, что не каждый федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (например, таких полномочий нет у Министерства образования РФ), равно как и не каждое их структурное подразделение и не каждый их территориальный орган. Соответствующая информация по этому поводу содержится в гл.23 КоАП.

Что касается упоминания об учреждениях федеральных органов исполнительной власти, наделенных подобного рода полномочиями, то в качестве примера можно назвать Государственную хлебную инспекцию при Правительстве РФ, выступающую в роли государственного учреждения, наделенного юридически-властными полномочиями в отношении не находящихся в ее организационном подчинении объектов.

5. В субъектах РФ от имени органов исполнительной власти дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные ими должностные лица.

6. Объем полномочий должностных лиц в рассматриваемой сфере может быть ограничен КоАП или законами субъектов РФ.

Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Данная статья предусматривает влияние на подведомственность дел об административных правонарушениях упразднения, преобразования, изменения наименования органов и должностных лиц.

2. При упразднении органа или должности должностного лица до изменений в КоАП или в законе субъекта РФ все подведомственные им дела относятся к компетенции соответствующих судей.

3. При преобразовании или реорганизации органа до внесения соответствующих изменений в КоАП или в закон субъекта РФ все дела об административных правонарушениях передаются преобразованным или реорганизованным органам.

4. При изменении наименования органа или должности должностного лица до внесения этих изменений в КоАП или закон субъекта РФ полномочия продолжают исполняться переименованными органами и должностными лицами.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел (милиции) вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел.

К числу таких органов (должностных лиц) КоАП относит: административные комиссии при местной администрации; местную администрацию (в случае, если не создана административная комиссия).

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит нормы, определяющие с учетом изменений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субъектов, наделенных.

§ 6. Подведомственность дел об административных правонарушениях. В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия.

Вместе с тем КоАП определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, т.е. пределы полномочий органов и должностных лиц в этой сфере.

Полномочия должностных лиц в области рассмотрения дел об административных правонарушениях