Сущность, функции и виды налогов

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

  • обязательность;
  • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

  • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
  • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

  • центральные;
  • местные.

В России существует трехуровневая система:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • маркированные;
  • немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

С введением этого закона в действие с 1 января 1992 года в России была создана принципиально иная, чем действовала до того в Советском Союзе, система подоходного налогообложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действующих в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В августе 2000 года была опубликована II часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 2001 года.

С введением в действие с 1 января 2001 года положенной главы 23 «Налог на доходы физических лиц» часть II НК РФ, утрачивает силу Закон РФ от 07.12.1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» в отношении доходов, полученных физическими лицами по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года и вводится уплата налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц во многом отличается по структуре и принципам от видов аналогичных налогов, ранее существовавших в России, в т.ч. подоходного налога.

По сравнению с ранее действующим законодательством и порядком налогообложения физических лиц произошли существенные изменения.

Постепенно ушло в прошлое налогообложение по совокупному годовому доходу и прогрессивная шкала налогообложения. С 1 января 2001 года доходы условно делятся на три категории, в отношении которых применяются свои налоговые ставки — 6, 13, 30, 35% без применения прогрессивной шкалы налогообложения, а не единая ставка налога на доходы — 13%, как порой трактуется в средствах массовой информации.

Налог на доходы физических лиц — это прямой, федеральный, пропорциональный налог, ставки установлены фиксированные по видам дохода. Сумма налога формировала поступления в 2001 и 2002 годах в федеральный бюджет — 1%, региональные бюджеты — 56,8%, местные бюджеты — 42,2%, а в 2003 году в региональные бюджеты — 58% и в местные бюджеты — 42%.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам — налоговым резидентам РФ — относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Смотрите так же:  Наследование душистого горошка

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за её пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ,

2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Несмотря на то, что определение объекта обложения содержится в самом названии налога, чаще всего именно с ним связано немало трудностей. Это и неудивительно, ведь понятие дохода — одно из наиболее сложных понятий в экономической теории. При исчислении подоходного налога встречается несколько видов доходов: валовой, совокупный, налогооблагаемый. Каждый из них выполняет в этом процессе свои функции.

Валовой доход (ВД) представляет собой сумму доходов в денежной и натуральной форме из всех источников в течение года, независимо от того, подлежат они налогообложение или нет. Он показывает общую платежеспособность гражданина.

Совокупный доход (СД) — объект налогообложения. Это — все доходы, полученные гражданином в течение года, частично или полностью подлежащие обложению. СД используется в случае применения некоторых льгот (необлагаемый минимум, строительство жилья).

Доходы, образующие совокупный доход как объект обложения, различаются по характеру получения, по источнику, по форме и другим признакам. Структура объекта налога на доходы физических лиц представлена в таблице 1.

Группы доходов облагаемых налогом на доходы физических лиц

I группа — прямые доходы

II группа — косвенные доходы

III группа — «материальная выгода»

От выполнения трудовых обязанностей, выполненных работ, оказанных услуг

Основное место работы (учебы), не основное место работы.

От предпринимательской деятельности. От сдачи в аренду и реализации имущества. От капитала (дивиденды) По авторским вознаграждениям

Стоимости материальных благ

Стоимости социальных благ (пенсии, пособия, стипендии).

По заемным средствам По банковским вкладам По страховым выплатам

Первая группа доходов, получаемых непосредственно при совершении действий, требующих от гражданина материальных, физических, умственных затрат, охватывает прямые или реальные доходы.

Вторая группа доходов относится к косвенным доходам, поскольку их получение не связано непосредственно с затратами гражданина. Это частичная или полная оплата стоимости различных товаров и услуг для физического лица из средств предприятий (организаций): реализация товаров или имущества по цене ниже рыночной, выдача путевок, абонементов, призов, подарков, оплата питания, проезда к месту работы и обратно, обучение, лечение и т.п. Такие доходы еще называют номинальными, так как фактический доход может быть получен лишь при реализации указанных товаров или услуг.

Третья группа, так называемая «материальная выгода», является новым понятием для финансовой науки и используется в отечественном подоходном налогообложении с 1997 года. Она представляет собой доход, полученный в результате наиболее выгодного (для государства) размещения или получения денежных средств. За критерий оценки принята ставка рефинансирования ЦБ РФ. Если процент не превышает ставки рефинансирования в установленных размерах, то дохода в виде материальной выгоды не возникает.

Налогообложение «материальной выгоды» по договорам страхования и банковского вклада происходит по фиксированной ставке 35% (до 31 декабря 2000 г. — 15%) отдельно от других доходов гражданина, по заемным средствам — в составе совокупного дохода.

Налоговая база в денежной форме определяется как сумма доходов, подлежащая налогообложению в денежном выражении в рублях или иностранной валюте. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату фактического получения дохода.

Налоговая база доходов, полученных в натуральной форме, определяется как стоимость товаров (работ, услуг) и иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 Налогового кодекса.

Налоговая база доходов, полученных в виде «материальной выгоды», определяется:

1) материальная выгода в виде экономии по уплате процентов за пользование заемными и кредитными средствами в рублях определяется как превышение суммы, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования Банка России на день выдачи займа или кредита, или исходя из 9% годовых по заемным средствам, полученным в иностранной валюте над суммой уплаченных процентов;

2) материальная выгода от приобретения товаров (работ, услуг) по гражданско-правовым договорам у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, определяется как превышение цены идентичных товаров, работ, услуг, реализуемых лицами, не являющимися взаимозависимыми, над ценой, по которой они реализованы налогоплательщику;

3) материальная выгода от приобретения ценных бумаг определяется как превышение рыночных цен над ценами, по которым налогоплательщик их приобрел.

Важным моментом является то, что зафиксирована постоянная точка отчета материальной выгоды — ставка рефинансирования на дату получения займа (кредита). Например, в случае снижения ставки рефинансирования в период пользования заемными средствами, сумма материальной выгоды по займу не увеличится. Ранее же при расчете материальной выгоды при налогообложении принималась ставка рефинансирования, действовавшая в течение срока пользования заемными средствами. При изменении ставки рефинансирования, новая учетная ставка применялась, начиная с расчетного месяца, следовавшего за месяцем ее изменения.

Изменения и дополнения произошли и в статье 212 НК РФ, внесенным Федеральным Законом от 31.12.2000 года № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ», которые заключается в том, что материальная выгода должна облагаться налогом не только по процентам на заемные средства, но и по полученным кредитам; кроме того, объектом налогообложения является только такая выгода, которая возникает при предоставлении займов и кредитов физическому лицу организацией и (или) гражданином, являющимся предпринимателем. Между тем, в статью 224 НК РФ «Налоговые ставки» дополнений после слов «заемных средств» словами «кредитов» не внесли. Следовательно, материальная выгода, полученная от экономии на процентах при получении налогоплательщиком кредитных средств, будет облагаться налогом по ставке 13%.

И еще одно новшество: «В соответствии с п.2 ст. 212 НК РФ определение налоговой базы по указанной материальной выгоде осуществляется налогоплательщиком в день уплаты процентов, но не реже одного раза в календарном году, а налог исчисляется по декларации, подаваемой в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором получена материальная выгода».

В Налоговом кодексе впервые определен перечень доходов, получаемых от источников в РФ и от источников, полученных за рубежом. По сравнению с ранее действующим законодательством главой 23 Налогового кодекса РФ значительно расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ (ст. 208 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения в Налоговом кодексе выделены в отдельную статью — 213. При этом, введено новое положение, согласно которому, при определении налоговой базы не учитываются суммы страховых взносов, уплаченных за физических лиц из средств работодателя по договорам добровольного пенсионного страхования, при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит 2000 руб. в год на одного работника.

Данная норма ограничения по сумме страховых взносов вводится в действие с 01.01.2002 г. В период с 01.01.2001 по 01.01.2002 г. при определении налоговой базы для налога на доходы физических лиц не учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, не превышающие 10 000 руб. в год на одного работника (ст. 18 Федерального Закона от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ).

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

После 1917 г. доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 1.1) (При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица).


Р и с. 1.1. Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов. Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:

  • подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  • подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
  • налог относительно регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  • основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
Смотрите так же:  Нотариус наро фоминск сахно

Сравнивая налоговое законодательство зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

  • подоходный налог с физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия;
  • во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что практически во всех странах установлены довольно значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40, 50%; кроме того, действует также подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; существует местный подоходный налог. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30%;
  • во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых возрастала с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, а число ставок сократилось до 5.

Налогообложение доходов граждан Российской федерации также претерпело ряд изменений. До 2001 года в основе исчисления этого налога лежал принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» № 1998-1. С 01.01.2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, гл. 23). При этом ставки подоходного налога неоднократно менялись. Построены они были на основе прогрессии. В 2000 г. применялись три ставки: 12, 20 и 30% и соответственно относились к доходам до 50 000 руб., от 50 000 до 150 000 руб. и от 150 000 руб. и выше. Начиная с 1 января 2001 г. согласно ст. 224 НК РФ стали действовать иные ставки. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка в 13%. Такой упрощенный подход к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан. Насколько такой подход обоснован – покажет время.

Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания).

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

Статья Структура подоходного налога с населения

Редакция закона с изменениями, вступившими в силу 01.01.2001., 01.01.2002., 01.04.2002., 01.01.2004 и с изменениями от 24.12.2004 (в силе с 01.01.2005), 23.03.05 (в силе с 06.04.2005)

от 09.11.05 (в силе с 01.01.2006), от 20.06.2006 (в силе с 04.07.2006), от 18.10.2006 (в силе с 01.11.2006), от 29.12.2006 (в силе с 01.01.2007), от 02.01.2007 (в силе с 16.01.2007), от 29.05.2007 (в силе с 12.06.2007); от 27.11.2007 (в силе с 11.12.2007), от 13.05.2008 (в силе с 27.05.2008),

от 02.12.2008 (в силе с 01.01.2009), от 23.12.2008 (в силе с 01.01.2009)

от 30.06.2009(в силе с 01.07.2009), 21.07.2009 (в силе с 01.08.2009),

от 21.12.2009 (в силе с 01.01.2010)

Сеймом принят и Президентом страны

обнародован следующий Закон:

О подоходном налоге с населения

Текст правил КМ №793 от 26.09.2006 г. (в силе с 01.09.2006), с изменениями КМ №513 от 24.07.2007 (в силе с 28.07.2007) «Порядок применения норм закона «О подоходном налоге с населения»» помещен в рамках

Статья 1. Структура подоходного налога с населения

1. Подоходный налог с населения (далее – налог) – это налог, которым облагаются доходы физических лиц, и который состоит из:

1) налога с заработной платы, который начисляет и уплачивает работодатель за доходы, полученные работником;

2) фиксированный подоходный налог на доходы от хозяйственной деятельности;

(пункт в новой редакции с 11.12.2007)

3) налога с доходов от хозяйственной деятельности, если они не являются объектом подоходного налога с предприятий, и налога с других источников дохода;

4) налога на доходы от капитала, в том числе налога на прирост капитала;

(пункт введен с 01.01.2010)

5) платы за патент на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности.

(пункт введен с 01.01.2010)

2. Налог начисляется и уплачивается в бюджет двояким образом: авансом, также в виде налога на зарплату, и в резюмирующем порядке, путем составления годовой декларации о доходах (далее — декларация), также в виде фиксированного подоходного налога и платы за патент.

(изменения в статье с 31.05.95., 19.12.96., 01.01.2000)

(часть в новой редакции с 11.12.2007)

(часть с изменениями с 01.01.2010)

Статья 2. Плательщики налога

Налог уплачивают физические лица (далее — налогоплательщики):

(вводная часть с изменениями с 01.01.2007)

1) которые в соответствии с Законом «О налогах и пошлинах» являются внутренними налогоплательщиками (далее также – резиденты) и в период таксации (в календарном году) получали доходы в Латвийской Республике и/или в зарубежных странах;

(пункт с изменениями с 01.01.2007)

2) которые в соответствии с Законом «О налогах и пошлинах» являются зарубежными налогоплательщиками (далее также – нерезиденты) и в период таксации получали доходы в Латвийской Республике и/или в зарубежных странах;

(пункт с изменениями с 01.01.2007)

3) владельцы индивидуальных предприятий, в том числе крестьянских и рыбацких хозяйств, которые в период таксации (в календарном году) получали доходы, не обложенные подоходным налогом с предприятий.

(пункт в силе до 01.07.2011)

Статья 3. Облагаемый налогом объект

1. Налогом облагается объем облагаемых доходов внутреннего налогоплательщика за период таксации (календарный год). Объект налога с заработной платы — облагаемые доходы плательщика за месяц.

(часть с изменениями с 01.01.2007)

2. Годовой (для плательщика налога с заработной платы — месячный) облагаемый доход внутреннего плательщика — это его годовой (месячный) доход, за исключением необлагаемых доходов, упомянутых в статье 9 настоящего Закона, из которого вычтены:

(изменения в части с 01.01.2005)

1) оправданные расходы, установленные статьей 10 настоящего Закона;

2) годовой (месячный) необлагаемый минимум плательщика;

3) льготы, установленные статьей 13 настоящего Закона.

2 1 (часть исключена с 01.01.2010)

2 2 (часть исключена с 01.01.2010)

2 3 (часть исключена с 01.01.2010)

3. Облагаемый налогом доход плательщика иностранного государства (нерезидента):

(вступительная часть с изменениями с 01.01.2007)

1) доход от работы по найму, включая работу, которая выполнена в Латвийской Республике в пользу такого работодателя, который не является резидентом Латвийской Республики или который не имеет постоянного представительства в Латвийской Республике, или работу, которая выполнена за пределами Латвийской Республики в пользу работодателя Латвийской Республики;

5. Применяя пункт 1 третьей части статьи 3 закона, налогом не облагаются суммы полученных нерезидентом компенсаций, которые нерезидент получает от работодателя — нерезидента, если они связаны с командировками и рабочими поездками в Латвию.

6. Согласно пункту 1 третьей части статьи 3 закона при определении облагаемого налогом дохода физического лица – нерезидента, получаемого за оплаченный труд, в облагаемый доход не включаются суммы, которые работодатель выплачивает в связи с командировками и рабочими поездками, если они не превышают нормы, установленные в нормативных актах, которые устанавливают порядок, в котором признаются расходы, связанные с командировками и рабочими поездками. Если выплаченные в связи с командировками и рабочими поездками суммы превышают нормы, установленные в нормативных актах, которые устанавливают порядок, в котором признаются расходы, связанные с командировками и рабочими поездками, налогом облагается сумма превышения.

2) доход от профессиональной деятельности, которая осуществляется в пользу резидентов Латвийской Республики или постоянных представительств нерезидентов в Латвийской Республике или за ее пределами;

Смотрите так же:  Пенсия бюджетника

3) доход артистов, спортсменов или тренеров от профессиональной деятельности в Латвийской Республике, вне зависимости от того, получает ли этот доход сам артист, спортсмен или тренер, либо другое юридическое или физическое лицо;

4) доход от выполнения обязанностей в совете или правлении зарегистрированного в Латвийской Республике общества на капитале или кооперативного общества, вне зависимости от того получен ли доход от зарегистрированного в Латвийской Республике общества на капитале или кооперативного общества или другого общества на капитале или кооперативного общества, не являющегося резидентом Латвийской Республики. К данным доходам относятся также выплаченные в связи с рабочими поездками и командировками суммы, превышающие нормы, установленные нормативными актами, определяющими порядок возмещения расходов, связанных с командировками и рабочими поездками сотрудников;

(пункт с изменениями с 01.01.2007)

(п.4 в новой редакции с 01.01.2006)

5) доход от зарегистрированного в Латвийской Республике персонального общества;

(изменения в пункте с 01.01.2005)

6) (пункт исключен с 01.01.2010)

7) доход от использования находящегося в Латвийской Республике недвижимого имущества;

7 1 ) доход от отчуждения находящегося в Латвийской Республике недвижимого имущества и доход от отчуждения других капитальных активов согласно статье 11. 9 настоящего закона, за исключением дохода от отчуждения финансовых инструментов;

(пункт в новой редакции с 01.01.2010)

8. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, физическое лицо – нерезидент, который отчуждает недвижимую собственность в Латвии, с дохода, полученного от отчуждения этой недвижимой собственности, платит налог в резюмирующем порядке, при подаче годовой декларации о доходах (далее – декларация). Облагаемый доход от продажи недвижимой собственности устанавливается как разница между ценой продажи и стоимостью ее приобретения (стоимость образования).

9. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, стоимость приобретения недвижимой собственности устанавливается как цена приобретения соответствующей недвижимой собственности, к которой прибавлены расходы, связанные с ее приобретением, — государственные пошлины за оформление сделки и закрепление права собственности в земельной книге, комиссионные и другие соответствующие расходы, которые не связаны с управлением собственностью.

10. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, днем приобретения (отчуждения) недвижимой собственности считается день заключения договора (независимо от того, в какие сроки покупатель производит платежи за покупку), если в этих правилах не установлено иначе.

11. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, при отчуждении недвижимой собственности, полученной обратно при восстановлении прав собственности на национализированную недвижимую собственность, стоимостью приобретения считается цена продажи упомянутой собственности.

12. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, при отчуждении недвижимой собственности, полученной в наследство (за исключением случая, упомянутого в пункте 13 этих правил) или в подарок стоимостью ее приобретения считается соответственно стоимость конкретной собственности, входящей в массу наследства, или стоимость конкретной собственности, указанную в договоре дарения. Днем получения недвижимой собственности считается день, когда вступило в силу решение суда по делу о наследстве или договор дарения.

13. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, при отчуждении недвижимой собственности, которая унаследована от лица, которое получило обратно эту недвижимую собственность при восстановлении прав собственности на национализированную недвижимую собственность, стоимостью приобретения считается цена продажи упомянутой собственности.

14. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, если нерезидент вкладывает в основной капитал капитального общества недвижимую собственность, стоимостью отчуждения недвижимой собственности считаются соответствующие номинальные стоимости частей капитала или акций и разницу стоимости приобретения недвижимой собственности, но ее включают в облагаемый доход за тот год таксации, когда отчуждаются соответствующие акции или доли.

15. Применяя пункт 7 1 третьей части статьи 3 закона, стоимость приобретения недвижимой собственности увеличивается на документально подтвержденные расходы, которые связаны с улучшением или восстановлением недвижимой собственности.

8) доход от использования движимого имущества в Латвийской Республике;

16. Пункт 8 третьей части статьи 3 закона применяется, если нерезидент получает доход от использования движимого имущества, которое находится, или при пересечении границ Латвийской Республики ввезено в страну, и арендуется резидентам или постоянным представительствам нерезидентов (иностранным коммерсантам) для осуществления их хозяйственной деятельности и на территории Латвийской Республики, и за рубежом.

9) доход личного вспомогательного хозяйства и приусадебного хозяйства от сельскохозяйственного производства;

(пункт в новой редакции с 01.01.2009)

9 1 ) доход от отчуждения растущего леса, находящегося в собственности физического лица, на вырубку и от отчуждения полученных в нем лесоматериалов;

(пункт в новой редакции с 01.01.2010)

(пункт в новой редакции с 01.01.2010)

11) процентный доход и приравниваемый к нему доход, включая доход, связанный с процентным доходом, за исключением процентного дохода от долговых обязательств Латвии или другой страны-участницы Европейского Союза или государства Европейской Экономической зоны или же их самоуправлений;

(пункт в новой редакции с 01.01.2010)

12) плата за интеллектуальную собственность:

a) авторское вознаграждение (гонорар) за научную, литературную и художественную работу, открытие, изобретение и работу по созданию промышленных образцов с учетом норм расхо­дов, которые в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 10 настоящего закона устанавливаются Кабинетом министров,

b) платежи за прочие виды интеллектуальной собственности в соответствии со ставкой, установленной в подпункте «а» пункта 4 части четвертой статьи 3 Закона «О подоходном налоге с предприятий»;

17. Применяя пункт 12 третьей части статьи 3 закона, объектов и субъектов авторского права и смежных прав устанавливают согласно Закону об авторском праве, а также соблюдают действующие налоговые конвенции.

18. Применяя пункт 12 третьей части статьи 3 закона, оплатой за доход от интеллектуальной собственности считается любой платеж, полученный в виде компенсации за любые авторские права (включая смежные права) на литературные, научные или художественные труды (включая компьютерные программы, кинофильмы, видеофильмы или звукозаписи, любой патент, фирменный знак, дизайнерский образец или модель, план, секретную формулу или процесс), или на право использовать производственное, коммерческое или научное оборудование, или на право его использования, или на информацию в отношении производственной, коммерческой или научной деятельности или опыта).

13) страховое вознаграждение, которое в соответствии с договором страхования жизни, здоровья и от несчастных случаев, который в интересах застрахованного лица заключает работодатель (или другой страхователь — юридическое лицо) и которое выплачивается при наступлении срока, предусмотренного в договоре страхования или при досрочном расторжении договора;

14) пенсии, выплачиваемые в соответствии с законами Латвийской Республики

(пункты 12;13;14 введены с 01.01.2001)

15) капитал дополнительной пенсии, образовавшийся из взносов работодателя в частные пенсионные фонды в соответствии с лицензированными пенсионными планами и выплаченный участникам пенсионных планов.

(пункт введен с 01.01.05)

16) выигрыши в лотерею или азартные игры, если выигрыш (его стоимость) превышает 500 латов, за исключением выигрышей в лотерею товаров и услуг.

(пункт введен с 01.01.2009)

17) прирост стоимости недвижимого имущества или его часть, полученная по окончании срока арендного договора, которая обеспечивалась вложениями, осуществляемыми арендатором в арендуемом имуществе, в реконструкцию, реставрацию, реновацию, улучшение или другими капитальными вложениями, если плательщик не компенсировал арендатору упомянутый прирост или его часть;

(пункт введен с 01.01.2010)

18) часть излишка, которую получает член кооперативного общества по оказанию сельскохозяйственных услуг, соответствующего критериям, обусловленным нормативными актами о получении поддержки на развитие села, согласно объему использованных им услуг кооперативного общества;

(пункт введен с 01.01.2010)

19) доход от распределенной прибыли кооперативного общества собственников квартир, кооперативного общества владельцев автомобильных гаражей, кооперативного общества владельцев лодочных гаражей и садоводческого кооперативного общества;

(пункт введен с 01.01.2010)

20) доход от вложений в частные пенсионные фонды;

(пункт введен с 01.01.2010)

21) доход от аренды персонала либо приравниваемый к нему доход, независимо от того, кто получает данный доход на благо физического лица;

(пункт введен с 01.01.2010)

22) доход от заключенных договоров страхования жизни с накоплением средств.

(пункт введен с 01.01.2010)

2. Применяя третью часть статьи 3 закона, облагаемый доход в Латвии физического лица – нерезидента образуют деньги, полученные нерезидентом в Латвии в период таксации (календарный год), множество натуральных ценностей и полученных услуг.

3. Применяя третью часть статьи 3 закона, если физическое лицо – нерезидент получает в Латвийской Республике доход только в виде натуральных ценностей или услуг, и из этого дохода в момент выплаты подоходный налог с населения (далее – налог) невозможно удержать, то величину полученного общего дохода образует эквивалент дохода в денежном выражении и сумма, которая соответствует величине налога от величины общего дохода.

4. Согласно третьей части статьи 3 закона при установлении, должно ли платить физическое лицо – нерезидент налог за полученный в Латвии доход, соблюдаются также действующие двухсторонние международные договора о двойном налоговом обложении и устранении неуплаты налогов (далее – налоговые конвенции).

4. Согласно пункту 7 1 части третьей данной статьи в доход нерезидента от отчуждения недвижимого имущества, расположенного в Латвии, включается также доход от отчуждения долей капитала, акций либо иного вида участия в коммерческом обществе, созданном в Латвии или в иностранном государстве, или другом лице (в понимании закона «О подоходном налоге с предприятий»), если в году отчуждения либо в предыдущем году более 50 процентов стоимости активов данного лица прямо или косвенно (через участие в одном или нескольких других лицах, созданных в Латвии либо иностранном государстве) составляет либо составляла недвижимая собственность, находящаяся в Латвии. Удельный вес недвижимого имущества в стоимости активов лица определяется на основании данных баланса лица по положению на начало соответствующего года. Если удельный вес недвижимого имущества в стоимости активов изменился течение предыдущего года, в связи с тем, что произошло отчуждение недвижимой собственности, результат которого принимается во внимание при расчете налогооблагаемого дохода лица, то учитывается только удельный вес недвижимой собственности в стоимости активов баланса в год отчуждения.

(пункт введен с 12.06.2007)

5. Доход, упомянутый в пунктах 7 1 , 10 и 11 части третьей данной статьи определяется в соответствии со статьей 11 9 настоящего закона.

(часть в новой редакции с 01.01.2010)

2. Плательщик, за исключением лиц, упомянутых в статье 20 настоящего Закона, уплачивает налог в соответствии с декларацией в резюмирующем порядке. В течение года таксации производятся авансовые платежи налога.

3. Размер авансовых платежей, с которых уплачивается подоходный налог с населения, для плательщика, получающего доходы от хозяйственной деятельности определяется в соответствии со статьей 18 настоящего закона.

(изменения в статье от 31.05.95, 01.01.2000, 01.01.2006, 01.01.2010)

4. Для физического лица-нерезидента, при приобретении статуса резидента, налог, рассчитанный и уплаченный в бюджет за период нахождения в статусе нерезидента, является конечным.

(часть введена с 01.01.2001)

Статья 5. (статья исключена с 01.01.2001)

Подоходный налог структура