Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

Содержание

Подготовка к выступлениям включает в себя, во-первых, повседневную систематическую подготовку (повышение своего мастерства — самообразование, повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, критический анализ выступлений современных ораторов, выработка риторических навыков и умений: навык отбора и изучения литературы, навык составления плана, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы, контактировать с аудиторией и т.д.) и, во-вторых, подготовку конкретной речи.

Перед каждым человеком, готовящимся выступить публично, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления (что говорить, зачем и кому?), с местом и временем выступления (где, когда и как долго?), с эффективностью речи (как нужно говорить, чтобы достичь поставленной цели?).

Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.

В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов:

  1. 1) Инвенция — «нахождение и изобретение речи» (подбор необходимого материала, содержания);
  2. 2) диспозиция — «порядок» (план, логическая последовательность, композиция, расположение материала);
  3. 3) элокуция — «словесное выражение» (составление текста, его литературная обработка);
  4. 4) мемория — «память» (запоминание, заучивание текста);
  5. 5) Гипокризис — «разыгрывание» (произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).

Остановимся на основных моментах, связанных с подготовкой конкретного устного выступления.

Выбор темы

Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна (например, серьезный доклад даже на очень важную тему не стоит произносить на банкете, поскольку его никто не воспримет должным образом). Важно, чтобы ваши знания и опыт в выбранной теме были выше, чем у слушателей. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Формулировка темы не должна быть слишком длинной и сложной, должна содержась указание на тот круг вопросов, который будет рассмотрен, т.е. простая, краткая, лаконичная, но в то же время броская формулировка темы выполняет функцию сигнальной информации, активизирует внимание слушателей. Неудачные формулировки — слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. Например, неудачны следующие названия речей: Деревья. Металлургия. Экология (чересчур кратко и общо, ни о чем не говорит). Разумный семейный бюджет (скучно, не вызывает интереса).

Определение общей целевой установки и конкретной цели, которая обуславливается конкретной аудиторией (речь не читается вообще) и должна соответствовать сформулированной теме; причем конкретная цель выступления должна быть прямо и ясно заявлена в самом начале. Эффективность выступления определяется степенью реализации целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели.

По содержанию и общей целевой установке (психологическим мотивам) оратора различают следующие виды речи:

  1. 1) развлекательная речь (приветственная, благодарственная, праздничная и др.), ее цель — развлечь слушателей, поддержать их интерес и внимание, она звучит в кругу друзей, на банкете;
  2. 2) информационная речь должна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, это может быть повествование, объяснение или описание (в лекции преобладает какая-нибудь из этих характерных черт); в ней не должно быть ничего спорного, она должна быть актуальной; должна удовлетворять запросам слушателей;
  3. 3) агитационная речь бывает трех видов: воодушевляющая, убеждающая, побуждающая (призывающая к действию). Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга (например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить).

Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия. Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами, может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д.И. Писарев:

«Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство. Для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего».

Определение формы речи

По своей форме речь бывает

    монологической (лекция — системное изложение знаний с широкой аргументацией (45-90 минут); доклад — выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т.д.; устный рассказ, информация, проповедь, репортаж, обзор событий и др.)

  • и диалогической (беседа, дискуссия, спор, диспут, полемика).
  • Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход (оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них) и риторические вопросы (служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа).

    Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения (вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: «Один на один», «Тема», «Герой дня», «Час пик» и др.).

    Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки

    Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи.

    Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах.

    Составление плана выступления

    В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л.Ф. Кони в «Советах лекторам» писал: «Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья — из второй и т.д., так чтобы был естественный переход от одного к другому».

    Составление плана выступления — это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной.

    По своей структуре планы бывают простые и сложные (развернутые или тезисные), содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления — логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления — трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение.

    Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения

    Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления.

    Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

    Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи (сжатого или развернутого), остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи. Но написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти, ее можно проверять, исправлять и дополнять, улучшая форму и содержание. Написание речи ведет к оттачиванию языка, стиля, к лаконизму, точности, ясности, выразительности, образности.

    Подготовка к произнесению речи (мысленное и риторическое освоение), отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления

    Даже если текст выступления готов, это еще не значит, что вы готовы произнести его перед слушателями. Необходимо тренироваться в его произнесении до тех пор, пока вы не почувствуете себя свободно и уверенно. Подготовка к произнесению может быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Речь может быть:

    1. 1) написана полностью и заучена наизусть (применяется при чтении лекций, выступлениях в официальной обстановке, политических выступлениях, где одно неосторожно сказанное слово может вызвать непредвиденный эффект);
    2. 2) написана полностью и прочитана по рукописи (выступления по радио, доклад перед группой ученых-специалистов);
    3. 3) сказана экспромтом, импровизированная речь (может быть вызвана требованием момента на неофициальных собраниях, в экстренных случаях заменяет подготовленную речь или, наоборот, неподготовленную, например, на экзаменах или семинарах), свидетельствует о высокой степени ораторского мастерства;
    4. 4) сказана с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.
    Смотрите так же:  Какие статьи попадают под удо

    30.08.2016, 5414 просмотров.

    Подбор материала для выступления основные требования

    ГОТОВИМ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

    Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления, которое складывается из умения подготовить речь и умения свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой.

    Тему выступления надо выбирать тщательно, лучше остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично. Сформулируйте основной тезис выступления, т.е. ответьте на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
    Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
    Определите тональность выступления: мажорная; шутливая; упрекающая; просительная; торжественная; предостерегающая.
    Оцените предполагаемую аудиторию: возраст, уровень заинтересованности в вашей теме, уровень осведомленности и т.д.

    • подбор материалов, включающий яркие примеры «из жизни», из истории и литературы, которые будете использовать в выступлении;
    • анализ проблемы, ситуации;
    • формирование собственной позиции к проблеме;
    • композиционно-логическое оформление речи;
    • аргументация выводов;
    • работа над языком и стилем выступления;
    • репетиция выступления.

    1. Вступление — 10-15% от общего времени доклада;
    2. Основная часть — 60-65%;
    3. Заключение — 20-30%.

    Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.

    Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи.
    Некоторые варианты системного построения аргументации:

    • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
    • хронологическое изложение;
    • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
    • индуктивное изложение (от общего к частному).

    Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи.
    Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
    Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
    Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

    Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.

    Важные мелочи, или Уловки оратора

    Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

    Паузы — очень важный элемент выступления.
    Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.

    Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

    Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.

    Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

    Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

    Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

    Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.

    Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.

    Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений.
    Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

    Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.

    Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.
    — Позвольте представиться!
    — Разрешите представиться!
    Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.

    Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.

    Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.

    Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

    Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

    Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.

    Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией.
    Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

    наверх

    18. Публичное выступление

    18. Публичное выступление

    Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой-либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

    Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

    В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

    В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

    1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

    2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

    3) социально-политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

    4) социально-бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

    Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

    Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

    Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

    В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

    Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

    Смотрите так же:  Требования к грунтовым полам

    Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

    Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

    Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

    Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

    Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5-10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

    В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

    Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

    Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

    Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

    Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

    Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

    Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

    Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

    Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

    Существует правило: если хочешь овладеть каким-то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

    Попросите кого-нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

    Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

    Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего-то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что-то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

    Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

    Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

    Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

    1) усилить громкость голоса или, наоборот, понизить его;

    2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

    3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

    4) внезапно задать вопрос аудитории;

    5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

    6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

    Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

    Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

    Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

    Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

    Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

    Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

    1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

    2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

    3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

    4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

    Смотрите так же:  Чтобы получить российский паспорт гражданину таджикистана

    Подбор материала для выступления основные требования

    1.Определение темы и цели выступления.

    2.Оценка аудитории и обстановки.

    Ответы на вопросы, ведение полемики.

    Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей (Например: «Нужны ли нам атомные электростанции?», «Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий». При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» — человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

    Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога — сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким — либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

    Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое . ), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

    Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

    Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

    Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

    В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой — то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

    Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

    Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого — то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

    Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление — в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон .

    Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 — 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

    Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика — наука о временной и пространственной организации общения — описывает следующие способы:

    Как спланировать речь-монолог

    Монологом признается речь, которую ведет один человек. Естественно, любая форма обращения к аудитории является взаимодействием, поэтому важно, чтобы монолог был грамотно выстроен по структуре и был направлен на слушателя.

    Выбор темы и цели монолога

    Подготовка к выступлению должна начинаться с определения темы и уточнения структуры монолога. Тема должна освещать одну из сторон выбранной проблемы. Не стоит стремится объять большую тему и рассказать все в одном выступлении.

    При выборе руководствуйтесь следующими принципами:

    • Высокая степень осведомленности. Вы должны знать тему лучше, чем все остальные слушатели;
    • Способность темы вызвать интерес аудитории;
    • Вопрос, который Вы поднимаете должен быть актуальным среди слушателей.

    Название темы должно отвечать основным требованиям, а именно: отражать сущность проблемы; выражать идею выступления лаконично и точно; носить рекламный характер; привлекать внимание и затрагивать интересы слушателей.
    Готовится к выступлению нужно заранее. Чем раньше Вы начнете подготовку, тем лучше будете разбираться в предмете. Владение какой бы то ни было темой возможно лишь в случае, если она достаточно освоена.
    Чтобы выступление достигло своей цели, постоянно задавайте себе вопросы:

    1. Какая целевая аудитория?
    2. Для чего я это говорю?
    3. Что должны понять и уяснить слушатели?

    Сложно рассчитывать на успех, если Вы не знаете насколько осведомлены слушатели в данном вопросе и насколько это соотносится с их насущными проблемами.
    Цель выступления должна складываться из:

    • Объяснения;
    • Информирования;
    • Убеждения;
    • Воодушевления;
    • Побуждения к действию;
    • Пробуждения заинтересованности к предмету.

    Обычно цель одна, а другие задачи ей сопутствуют.

    Этапы подготовки к выступлению-монологу

    Когда Вы определились с аспектом рассмотрения темы, установили себе цель и идею выступления, значит пора наметить предварительный план и приступить к подборке материала.

    Хороший план выступления полно и последовательно должен раскрыть тему, позволить аудитории понять логику изложения и воспринять материал должным образом. План составляется заранее и может корректироваться в процессе работы с материалом.

    Логическое деление и обоснование пунктов – вот основные принципы правильного построения структуры выступления.
    Рассмотрим, что должен включать в себя план выступления:

    • Описание проблемы;
    • Причину ее возникновения;
    • Связь данного явления с другими смежными проблемами;
    • Освещение других сторон вопроса и их взаимосвязь;
    • Перспектива развития явления и решение проблемы;
    • Практическое предложение по устранению проблемы;
    • Выводы.

    Этап подборки материала для выступления

    С подбора материала и начинается подготовка к выступлению. Основную часть должны занимать собственные идеи и предложения оратора, а не компиляция уже известных теорий и соображений.

    Однако, все выводы должны быть обоснованными и базироваться на уже доказанных аксиомах теории и практики. Поэтому не лишним будет ссылка на опыт отечественных и зарубежных партнеров, статистические данные, графики и таблицы, а также публикации известных деятелей в данной области. Соблюдайте профессиональную этику, при составлении речи и используйте только специалистов в указанном вопросе.

    Подберите подходящие источники и используйте следующие приемы для составления содержания выступления:

    1. Чтение – отбор. На этом этапе Вы составите список литературы, прочитаете аннотации, оглавления и некоторые интересующие Вас главы. Составление списка поможет сделать ссылки и заново найти интересующую книгу.
    2. Ознакомление. Внимательное чтение поможет определить, где и в каком источнике есть подходящий материал. Предварительный план, на этом этапе корректируется и уточняется. Сюда же можно отнести разметку материала.
    3. Изучение. Выписки из книг по итогам ознакомления и согласно установленному плану.

    Как сделать речь яркой и запоминающейся

    Каждое выступление станет гораздо нагляднее, если к нему подобрать несколько примеров. Самое главное руководствоваться некоторыми критериями:

    • Насколько этот пример необходим;
    • Есть ли в нем нетипичные черты, позволяющие правильно извлечь из него урок;
    • Уместен ли он для данных слушателей;
    • Какие чувства он должен вызвать у аудитории.

    Также можно использовать наглядные материалы, например, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрации и плакаты. Они должны подтверждать основные положения выступления и делать его красочнее.

    Другой прием – это цитаты великих людей и известных личностей. Можно подобрать высказывание, которое будет подытоживать сказанное и уверять в его подлинности. Здесь действует принцип «авторитета». Когда аудитория уверена в авторитетности какого-либо автора и привыкла верить его словам, поверить в Вашу речь станет гораздо легче. Меткие высказывания оживят речь и вызовут симпатию к автору. Проявите и покажите себя как личность: улыбайтесь и шутите, но осознавайте, подходит ли такой тип поведения для освещаемой темы.

    Продумайте композицию выступления: расположение материала и его составляющих частей. Используйте невербальное общение, чтобы расположить к себе слушателей.
    Для начала необходимо подготовить аудиторию к восприятию той информации, которую Вы собираетесь произнести. Смысл монолога должен быть лаконично освещен во вступлении. В этот же период времени необходимо заинтересовать слушателей и вызвать у них отклик в душе на указанную тему.

    Руководствуйтесь таким правилом, как усиление воздействия. Материал должен быть построен так, чтобы интерес постоянно нарастал. В противном случае, через несколько минут Вы уже не сможете вернуть внимание аудитории. Помните, что внимание имеет свойство рассеиваться, поэтому сделайте выступление быстрым и эффективным.

    Для того, чтобы постоянно держать внимание аудитории, соблюдайте следующие способы изложения:

    • Ступенчатый. Один пункт материала, должен базироваться на предыдущем;
    • Спиральный. Переход от общего поверхностного изложения к глубокому анализу;
    • Хронологический. Рассмотрение явления с точки зрения его исторического становления;
    • Логический. Структурный и системный подход, затрагивающий теоретические аспекты вопроса;
    • Анализ. Мысленное разложение явления на составные части, а также рассмотрение его частей в отдельности.

    Подготовка речи может быть идеальной, и ее структура построена совершенно. Но не следует забывать, что большим успехом будет пользоваться монолог, который представит автор, обладающий основами риторики и ораторским искусством. Поэтому, помимо самой речи, стоит заострить внимание и на стиле подачи материала.

    Подбор материала для выступления основные требования