Курс лекций “Кризисная психология” первая в отечественной психологии попытка осмыслить новую отрасль психологии.

Знаменательно, что курс начинается с рассмотрения системы основных понятий новой психологической дисциплины. Практическая психология уже не один год работает с пострадавшими в различных катастрофах людьми, а потребность в специалистах в области психологии кризисов все возрастает. В течение последних пяти лет ведется преподавание кризисной психологии в вузах Республики и, прежде всего, в Белорусском Государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Курс лекций “Кризисная психология” включает одиннадцать основных разделов и пять приложений к программам психологической помощи, в виде литературных иллюстраций к основным темам, буклеты «В помощь пострадавшим…».

В пособии приведена система основных понятий, используемых в курсе и список литературы.

Пергаменщик ла Кризисная психология Учебное пособие

Эти две фундаментальные способности человеческого существа позволяют найти смысл, проходя через страдания, не сгибаясь. Они позволяют человеку через ценности отношений найти смысл своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными.

В определенном смысле понятие ценностей отношения шире, чем смысл, который можно найти в страдании. Страдание — это лишь один аспект трагической триады человеческого существования.

Рис. 1. Трагическая триада человеческого существования.

6.4. Экзистенциальный вакуум

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы».

Необходимым условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить с другой стороны.

Люди лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принять либо здоровые, либо нездоровые формы.

Этиология экзистенционального вакуума определяется двумя факторами: во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать; во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать; в-третьих, часто он не знает даже, что он по существу, хочет делать.

Основные проявления экзистенционального вакуума — скука и апатия. Согласно классификации П. Тиллиха мы живем в эпоху угрозы духовному самоутверждению, когда экзистенциальные тревоги пустоты и потери смысла выдвинуты на первый план человеческого существования.

Быть человеком, по сути, означает находиться в отношении к чему-то и быть направленным на то-то иное, нежели он сам. Истинное общение-встреча — это модус со-соществования, открытый логусу, дающая партнерам возможность трансцендировать себя к логосу, даже способствующей такой взаимной самотрансценденции.

Пергаменщик Л. А. — Кризисная психология

Написано в соответствии с учебным курсом «Кризисная психология» и является первым учебным пособием по данной проблеме.

Рассматриваются предмет и задачи кризисной психологии, анализируются философские и психологические основания выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль знаний.

Предлагается теория посттравматического стрессового расстройства, дан психологический анализ детского горя, приведены методики и стратегии психологической помощи в кризисных ситуациях.

Для студентов психологических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. Будет полезно практическим психологам, социальным работникам, спасателям.

Библиотека MyWord.ru 2 страница

§ Мэй Ролло (ред.) — Экзистенциальная психология

§ Нейл Дж.Р., Книскерн Д.П. (ред.) — За пределами психики

§ Орлов А.Б. — Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики

§ Роджерс К. — Теория личности

§ Роджерс Карл — О становлении личностью

§ Роджерс Карл — Психология супружеских отношений

§ Сукиасян С.Г. — Агрессия

§ Тихонравов Ю.В. — Экзистенциальная психология

§ Толочек В.А. — Стили профессиональной деятельности

§ Фейдимен Дж., Фрейгер Р. — Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

§ Фейдимен Дж., Фрейгер Р. — Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

§ Франкл В. — Человек в поисках смысла

§ Франкл Виктор — В борьбе за смысл

§ Франкл Виктор — Воля к смыслу

§ Франкл Виктор — Доктор и душа

§ Франкл Виктор — Логотерапия

§ Франкл Виктор — Психотерапия на практике

§ Франкл Виктор — Сказать жизни — «Да». Упрямство Духа

§ Франкл Виктор — Теория и терапия неврозов

§ Фромм Эрих — Анатомия человеческой деструктивности

§ Фромм Эрих — Бегства от свободы

§ Фромм Эрих — Величие и ограниченность теории Фрейда

§ Фромм Эрих — Гуманистический психоанализ

§ Фромм Эрих — Догмат о Христе

§ Фромм Эрих — Душа человека

§ Фромм Эрих — Здоровое общество. Догмат о Христе

§ Фромм Эрих — Иметь или быть

§ Фромм Эрих — Искусство любить

§ Фромм Эрих — Марсова концепция человека

§ Фромм Эрих — Мужчина и женщина

§ Фромм Эрих — Психоанализ и религия

§ Фромм Эрих — Ради любви к жизни

§ Фромм Эрих — Человек для себя

§ Эриксон Э. — Детство и общество

§ Эриксон Э. — Детство и общество

§ Ялом Ирвин — Групповая психотерапия. Теория и практика

§ Ялом Ирвин — Дар психотерапии

§ Ялом Ирвин Д. — Экзистенциальная психотерапия

§ Ялом Ирвин, Элкин Джинни — Хроники исцеления. Психотерапевтические истории

§ н/д — Самосознание моё и наше. К постановке проблемы

§ Xосе Сильва, Берт Голдман — Управление мышлением по методу Сильва

§ Абаев Н.В. — Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае

§ Андерсон Г., Гарольд А. Гулишиан — Человеческие системы как лингвистические системы

§ Арана Дж. — Руководство по психофармакотерапии

§ Ассаджиоли Роберто — Психосинтез

§ Багрова Н.Д. — Фактор времени в восприятии человеком

§ Бахтияров О.Г. — Постинформационные технологии: введение в психонетику

§ Бейли Алиса А. — Душа и ее механизм

§ Белянин В.П. — Психолингвистика

§ Бессер-Зигмунд К. — Магические слова

§ Бодрийяр Ж. — В тени молчаливого большинства

§ Бомбар Ален — За бортом по своей воле

§ Брахмалока-гата дд., Мадана-мохан д. — Искусство убеждать

§ Бреславский А.Э. — Гештальт и деньги

§ Бурбо Лиз — Пять травм, которые мешают быть самим собой

§ Бурьяк А.В. — Искусство выживания

§ Бьюзен Т. — Усовершенствуйте свою память

§ Бьюзен Т., Бьюзен Б. — Супермышление

§ Василюк Ф.Е. — Психология переживания

§ Верищагин Дмитрий — Освобождение

§ Винер Норберт — Творец и робот

§ Владимирский Б.М. (отв. ред.) — Проблемы нейрокибернетики. Том 1

§ Владимирский Б.М. (отв. ред.) — Проблемы нейрокибернетики. Том 2

§ Войскунский А.Е. (ред.) — Социальные и психологические последствия применения информационных тех

§ Волинский Стивен — Квантовое сознание

§ Воробьева В.В., Якиманская И.С. — Психология лени: постановка проблемы

§ Гагонин С.Г., Гагонин А.С. — Психотехника рукопашной схватки

§ Гаспаров Б.М. — Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования

§ Гербер Ричард — Вибрационная медицина

§ Гессе Геpман — Урок построения личности

§ Ги Дебор — Общество спектакля

§ Глэд Джон — Будущая эволюция человека. Евгеника XXI века

§ Голдмен Джонатан — Целительные звуки

§ Гордеев М.И., Перевозкин В.П. — Введение в эволюционную этологию

§ Городко Н.А. — Графология. О самозваной царевне Анастасии

§ Грайф Зигфрид — Обучение самоорганизации: развивающийся подход

§ Грановская Р.М. — Элементы практической психологии

§ Грачев Г.В. — Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возмо

§ Григорьев В.Н. — Виденика

§ Громов В.И., Васильев Г.А. — Личная безопасность

§ Данченко В. (сост.) — Психосинтез: теория и практика

§ Дарвин Ч. — Происхождение видов путем естественного отбора

§ Дарвин Ч. — Происхождение человека и половой отбор

§ Делез Жиль — Переговоры

§ Джон Г. Беннетт — Духовная психология

§ Джон Р. Серл — Конструирование социальной реальности

§ Диденко Б. — Хищная власть. Зоопсихология сильных мира сего

§ Диденко Борис А. — Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть

§ Дильтей В. — Описательная психология

§ Динейка К.В. — 10 уроков психофизической тренировки

§ Дмитриева М.А. — Методы психологического изучения профессий

§ Дольник В.Р. — Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев

§ Жмуров Д.В. — Насилие (агрессия) и литература

§ Журавлёва А. — Мы видим звук

§ Журавлев А.П. — Звук и смысл

§ Зорина З.А. — Игры животных

§ Зорина, И.И. Полетаева 3.А. — Зоопсихология. Элементарное мышление животных

§ Ибадов Яшар — Психография как метод всестороннего развития новой личности

§ Иванова В.В. — Общие вопросы самосознания личности

§ Исаев Александр — Физическая психология

§ Каган В.Е. — Саентология и психотерапия: экспертные материалы

§ Кандыба В.М. — Магия

§ Каплан — Сексуальная терапия

§ Капра Ф — Уроки мудрости

§ Климов Е.А., Носкова О.Г. (ред.) — Психология как профессия

§ Ключников С.Ю. — Невидимая броня

§ Козаренко В.А. — Учебник мнемотехники

§ Козлов Владимир В. — Социальная работа

§ Козлов Н.И. — Формула личности

§ Коновалов Сергей — Энергия сотворения

§ Конюхов Н.И. — Акмеология и Тестология

§ Конюхов Н.И. — Прикладные аспекты психологии

§ Коул М. — Культурно-историческая психология: наука будущего

§ Ланцберг Владимир — Человек — зверюга разумная

§ Лао Цзы — Дао Де Дзин

§ Лапп Д. — Искусство помнить и забывать

§ Лебедько Владислав — Магия в профессии и творчестве

§ Леви-Стросс К. — Структурная антропология

§ Летуновский В.В., Есельсон С.Б. — Экзитенционализм в психологии

§ Лефевр В.А. — Конфликтующие структуры

§ Лилли Джон — Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера

§ Лири Тимоти — Искушение будущим

§ Лири Тимоти — Семь языков бога

§ Ллойд Демоз — Психоистория

§ Лоренс Питер, Халл Раймонд — Принцип Питера

§ Лоренц Конрад — Человек находит дpуга

§ Лэнг Р.Д. — Расколотое «Я»

§ Мазин В. (ред.) — Кабинет картины мира

§ Мак-Фарленд Д. — Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция

§ Мартин Бубер — Проблема человека

§ Менегетти Антонио — Онтопсихология и меметика

§ Мечников И.И. — Этюды оптимизма

§ Митник Кевин Д., Саймон Вильям Л. — Искусство обмана

§ Михайлов Георгий — Наша душа (онтология психической реальности)

§ Мишель Монтень — Опыты. Том I

§ Мишель Монтень — Опыты. Том II

§ Мишель Монтень — Опыты. Том III

§ Моисеева Н. — Время в нас и время вне нас

§ Мольц Максуэлл — Психо-кибернетика

§ Мольц Максуэлл — Я — это Я, или Как стать счастливым

§ Назаретян А.П. — Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации

§ Назаретян А.П. — История и психология антропогенных кризисов

§ Никитченко Т.Г. — Личность практического психолога как субъекта профессиональной деятель

§ Никольская С.Т. — Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов.)

§ Нильс Кристи — По ту сторону одиночества

§ Новоселова Г.М. (сост.) — Физиогномика

§ Нолл Р. — Тайная жизнь Карла Юнга

§ Олпорт Г.У. — Функциональная автономия мотивов

§ Пек Морган Скотт — Непроторённая дорога

§ Поль Рикёр — Конфликт интерпретаций очерки о герменевтике

§ Поршнев Б.Ф. — О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)

§ Расторгуев С.П. — Архетипы судьбы (математическая теория Судьбы)

§ Репьев Александр — Миф о 25-м кадре. Российская глава

§ Рон. Хаббард Л. — Наука выживания

§ Ротенберг Вадим — Образ «я»

§ Савостьянов А.Н. — Психофизиологическая проблема в русской науке

§ Сакай Игорь — Слово

§ Селье Ганс — От мечты к открытию

§ Сельченок К. (сост.) — Мир человеческих проблем

§ Скрипник К.Д. (сост.) — Семиотика: книга для студентов

§ Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. — Психотехнологии

§ Степанов Олег — Мнемоника

§ Стрелков Ю.К. — Инженерная и профессиональная психология

§ Тарас М. — Боевая машина

§ Тхостов А. Ш. — Болезнь как семиотическая система

§ Уилсон Роберт А. — Квантовая психология

§ Уилсон Роберт А. — Новая инквизиция

§ Уилсон Роберт А. — Психология Эволюции

§ Уэйн Б. Егер — Техника профессионального карманника

§ Форчун Дион — Современная психическая защита

§ Франк С.Л. — Душа человека. Опыт введения в философскую психологию

§ Фрумкин Ф.Г. — Философия и психология фантастики

§ Фуко Мишель — Рождение Клиники

§ Фуко Мишель — Слова и вещи

§ Хейзинга Йохан — Человек играющий; Статьи по истории культуры

§ Хекхаузен Х. — Теория поля левина

§ Хомский Н. — Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли

§ Хоран Пола — Обретение силы через Рейки

§ Хосе Сильва, Миэле Филип — Управление разумом

§ Хосе Сильва, Роберт Стоун — Получение помощи от «другой стороны» по методу Сильва

§ Цвейг Стефан — Врачевание и психика

§ Чапмен Роджер — Когда время против нас

§ Шлахтер Вадим — Человек-оружие

§ Шмид В. — Нарратология

§ Эко Умберто — Отсутствующая структура. Введение в семиологию

§ Энтони Гидденс — Социология

§ Ямпольский Михаил — Демон и Лабиринт

§ Янкелевич В. — Смерть

§ Ярошевский М.Г. — История психологии

§ де Бовуар Симона — Второй пол. Т1, Т2

§ де Боно Эдвард — Шесть шляп мышления

§ н/д — Объективные и субъективные факторы обучения и реакции на них организма

§ н/д — Руководство по психологической работе в вооруженных силах РФ

§ н/д — Теленасилие. Статистика

§ Богачев Ф. — Секреты уличных знакомств

§ Богачев Филипп — Русская Модель Эффективного Соблазнения

§ Богачев Филипп, Бучин Сергей — Эффективное соблазнение на 200%

§ Веденин И. — Твой pickup-project. Как написать свой тренинг за одни выходные

§ Горячо О., Эс В. — Сексуальный программист. Как нравиться девушкам

§ Григорчук Т., Бурхаев Д., Сардаров А. — Зверский пикап. Как стать мега гуру

§ Долгачев Л., Маторин А., Хижняк А., Богачев Ф. — Как стать успешным пикапером. Примеры в четырех реальностях

§ Колосов Л. — Будь готов! Возьми от пикап-тренинга всё!

§ Клиническая (медицинская) психология

§ Аванесов Сергей — Философская суицидология

§ Александровский Ю.А. — Пограничные психические расстройства

§ Антропов Ю.Ф. — Психосоматические расстройства

§ Арьес Филипп — Человек перед лицом смерти

§ Ассаджиоли Роберто — Нервные заболевания при духовном росте

§ Балабанова Л.М. — Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений).

§ Безносюк Е.В., Князева М.Л. — Психопатология современной культуры

§ Бейлькин Михаил — Медицинские и социальные проблемы однополого влечения

§ Бейтсон Г. — Экология разума

§ Бейтсон Грегори, Джексон Дон Д., Хейли Джей, Уикленд Джон X. — К теории шизофрении

§ Бек Аарон, Раш А., Шо Брайан, Эмери Гэри — Когнитивная терапия депрессии

§ Бек Аарон, Фримен Артур — Когнитивная психотерапия расстройств личности

§ Белогуров С. — Популярно о наркотиках и наркоманиях

§ Березин С. В., Лисецкий К. С. — Психология ранней наркомании

§ Березин С.В., Лисецкий К.С. (ред.) — Профилактика наркотизма: теория и практика

§ Березин С.В., Лисецкий К.С. (ред.) — Психологические основы профилактики наркомании в семье

§ Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. — Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография

§ Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. — Самосознание психических больных

§ Бехтерев В.М. — Бессмертие человеческой личности как научная проблема

§ Бехтерев В.М. — Внушение и его роль в общественной жизни

§ Бехтерев В.М. — Избранные произведения

§ Блейхер В.М., Крук И.В. — Патопсихологическая диагностика

§ Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. — Практическая патопсихология

§ Братусь Б.С. — Аномалии личности

§ Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. — Психосоматическая медицина

§ Бумке О., Шильдер П. — Современное учение о неврозах

§ Бумке Освальд — Культура и вырождение

§ Бумке Освальд — Современные течения в психиатрии

§ Бумке Освальд — Схизофрения

§ Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. — Общая психопатология

§ Вагин Ю.Р. — Страх. Тифоаналитический подход

§ Вассерман Данута(ред.) — Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств

§ Вид В.Д. — Психоаналитическая психотерапия при шизофрении

§ Вид В.Д. — Психотерапия шизофрении. 2-е изд.

§ Витакер Дороти Сток — Группы как инструмент психологической помощи

§ Волков П.В. — Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств

§ Волков Павел — Разнообразие человеческих миров

Смотрите так же:  Фз осаго 14

§ Гиляровский В.А. — Учение о галлюцинациях

§ Гребнев С.А. — Психологические особенности лиц, страдающих от алкогольной зависимости

§ Губерман И. — Чудеса и трагедии черного ящика

§ Гурьев Н.Д. — Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях

§ Данилин А., Данилина И. — Как спасти детей от наркотиков

§ Данилин Александр — LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости

§ Дегтярёв Александр — Утешение смертью

§ Егидес А.П. — Как научиться разбираться в людях

§ Егидес А.П. — Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности

§ Елисеев Ю.Ю. — Психосоматические заболевания. Полный справочник

§ Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. — Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии

§ Ефремов В.С. — Основы суицидологии

§ Жмуров В.А. — Психопатология

§ Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В. — Психология: современные направления междисциплинарных исследований

§ Заболотских И.Б., Илюхина В.А — Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человек

§ Захаров Н.П. — Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости

§ Заякин Ю.Ю. — Взаимосвязь клинических особенностей невротических и шизотипических ра

§ Зейгарник Б.В. — Патопсихология

§ Зиновьев П.М. — Душевные болезни в картинах и образах

§ Ильина Н.А. — Явления деперсонализации при депрессивных состояниях

§ Исаев Д.Н. — Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей

§ Исаев Д.С., Шерстнёв К.В. — Психология суицидального поведения

§ Исследовательская группа Servier (сост.) — Депрессии и тревожные расстройства

§ Кабанес Огюстен, Насс Леонард — Революционный невроз

§ Калошина Т. — О кризисных состояниях

§ Кандинский В.Х. — О псевдогаллюцинациях

§ Каплан Г., Сэдок Б. — Клиническая психиатрия

§ Карвасарский Б.Д. — Клиническая психология: Учебник для вузов. 2-е изд.

§ Карвасарский Б.Д. — Психотерапия

§ Качаева М.А,, Давыдов Д.М. — Влияние соотношения биологических и социальных факторов на формировани

§ Кемпинский А. — Меланхолия: Монография

§ Кемпинский А. — Психология шизофрении

§ Кемпинский Антон — Экзистенциальная психиатрия

§ Кернберг Отто Ф. — Агрессия при расстройствах личности и перверсиях

§ Кернберг Отто Ф. — Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии

§ Киз Дэниел — Множественные умы Билли Миллигана

§ Китаев-Смык Л.А. — Психология стресса

§ Комер Рональд — Основы патопсихологии

§ Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. — Психиатрия

§ Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. — Клиническая нейропсихология

§ Косырев В.Н. — Клиническая психология

§ Котляров А.В. — Другие наркотики, или Homo Addictus

§ Котляров А.В. — Освобождение от зависимостей, или Школа успешного выбора

§ Красненкова И.П. — Философский анализ суицида

§ Кречмер Эрнст — Об истерии

§ Кровяков В.М. — Психотравматология

§ Лагун И.Я. — Причинность шизофрении

§ Лебедько В., Баранник О. — Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них (на примере наркомании)

§ Левин Я.И., Посохов С.И., Ханунов И.Г. — Ночной сон при депрессиях

§ Левит Л.З. — Интервью с частным психологом

§ Леонгард Карл — Акцентуированные личности

§ Лисецкий К.С., Литягина Е.В. — Психология не-зависимости

§ Личко А.Е. — Психопатии и акцентуации характера у подростков

§ Ловелле Рейнальдо Перес, Конина В.М. — Образ медведя и страх перед мужчинами

§ Ловелле Рейнальдо Перес, Малимонова Светлана — Когнитивно-имагинативные методы в лечение травматического стресса

§ Ломброзо Чезаре — Гениальность и помешательство

§ Ломброзо Чезаре — Женщина преступница и проститутка

§ Ломброзо Чезаре — Любовь у помешанных

§ Лоренс Стивенс — Шизофрения: несуществующая болезнь

§ Лукас Кристофер — Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства

§ Магалиф А.Ю. — Антидепрессанты и нейролептики

§ Мак-Вильямс Нэнси — Психоаналитическая диагностика

§ Марищук В.Л., Евдокимов В.И. — Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: Учебное пособие

§ Мелехов Д.Е. — Психиатрия и проблемы духовной жизни

§ Мелихов Д.М. — Психиатрия и проблема духовной жизни

§ Мельник Б.Е., Кахана М.С. — Медико-биологические формы стресса

§ Менделевич В.Д. — Клиническая и медицинская психология

§ Менделевич В.Д. (ред.) — Руководство по аддиктологии

§ Меннингер Карл — Война с самим собой

§ Минченков А., Елпидифоров Н. — Аналитическое программирование информационно-обменных процессов активн

§ Михайлов Б.В., Табачніков С.І., Напреєнка О.К., Домбровської В.В. (ред.) — Критерії діагностики і психотерапії розладів психіки та поведінки

§ Монтгомери С.А. (ред.) — Социальная фобия

§ Мэш Эрик, Вольф Дэвид — Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка

§ Мэш Эрик, Дэвид Вольф — Детская патопсихология

§ Мягков А.Ю., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. — Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы

§ Мягков И.Ф., Боков С.Н. — Медицинская психология

§ Ненастьев А.Н. — Самоубийство как девиантное поведение

§ Носачев Г.Н., Баранов В.С. — Семиотика психических заболеваний (общая психопатология)

§ О’Брайен Барбара — Необыкновенное путешествие в безумие и обратно

§ Пергаменщик Л.А. — Кризисная психология

§ Пережогин Л.О. — Специфические расстройства развития речи и школьных навыков диагностика и коррекция

§ Пережогин О.Л. и др. — Антинаркотическая работа со СМИ

§ Перре М., Бауманн У. (ред.) — Клиническая психология

§ Петров В.И., Ревяко Т.И. — Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения

§ Петросян Степан Р. — Культура безумия

§ Пил Стентон, Бродски Арчи — Любовь и зависимость

§ Пуховский Н.Н. — Терапия ментальных расстройств или Другая психтатрия

§ Пушкина Т.П. — Медицинская психология

§ Рангур-Лаферрш Даниель — Психика Сталина: Психоаналитическое исследование

§ Ромм М., Эшер С. (ред.) — Признание голосов

§ Рубан Е. — Программа коррекционно-развивающей работы для ребенка с ЗПР 6 лет

§ Руднев В.П. — Характеры и расстройства личности

§ Рэзерфорд Дерек — Под тяжестью бутылки (власть бутылки)

§ Саймонтон К., Саймонтон С. — Возвращение к здоровью (новый взгляд на тяжёлые болезни)

§ Сакс Оливер — Человек, который принял жену за шляпу

§ Салливан Г.С. — Интерперсональная теория психиатрии

§ Самохвалов В.П. — Психиатрия

§ Свядощ А. М. — Неврозы и их лечение

§ Семенов И.В. — Теоретические вопросы этиологии, патофизиологии, патоморфологии и культурологии духов

§ Семенович А.В. — Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

§ Семке В.Я. — Истерические состояния

§ Сидорова В.Ю. — Горе в семейном контексте

§ Сидорова В.Ю. — Отчет о прослушанных докладах на конгрессе в Осло в 2000 году

§ Сидорова В.Ю. — Четыре задачи горя

§ Скотт Даулинг (ред.) — Психология и лечение зависимого поведения

§ Смирнов В.Е. — Психотерапия при эпилепсии

§ Смирнов И.В. — Психоэкология

§ Смулевич А.Б. — Депрессии в общей медицине

§ Соколов Ю.А. — Как отказаться от курения

§ Соломон Э. — Демон полуденный. Анатомия депрессии

§ Спотниц Хайман — Терапевтический контрперенос: интервенции с шизофреническим пациентом

§ Старшенбаум Г.В. — Суицидология и кризисная психотерапия

§ Столяров Г.В. — Лекарственные психозы и психотомиметические средства

§ Стоун X., Уинкельман С. — Принимая собственные «я»: Руководство по Диалогу

§ Уайнхолд Берри, Уайнхолд Дженей — Освобождение от созависимости

§ Фейгенберг И.М. — Мозг, психика, здоровье

§ Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман М.Дж. (ред.) — Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства

§ Форель А. — Половой вопрос

§ Франц Александер — Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение

§ Фуко М. — История безумия в классическую эпоху

§ Хомская Е.Д. — Нейропсихология

§ Хомская Е.Д., Ахутина Т.В. — I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сб. докл.

§ Чернявская А.Г. — Психология господства и подчинения: Хрестоматия

§ Чиж В.Ф. — Психология злодея, властелина, фанатика: Записки психиатра

§ Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. — Основы психиатрии

§ Чхартишвили Григорий — Писатель и самоубийство

§ Шапиро Дэвид — Невротические стили

§ Шапиро Фрэнсин — Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз

§ Шнайдер Курт — Клиническая психопатология

§ Шнейдман Эдвин — Душа самоубийцы

§ Шорохова О.А. — Жизненные ловушки

§ Юдин Т.И. — Психопатические конституции

§ Юрьева Л.Н. — Кризисные состояния

§ Ясперс Карл — Общая психопатология

§ Ясперс Карл — Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 1

§ Ясперс Карл — Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 2

§ н/д — Классификация психических расстройств по МКБ-10

§ н/д — Наркотики и общество. Популярная энциклопедия

§ н/д — Психические болезни и общение с душевнобольными

§ н/д — Психология суицидного поведения

§ н/д — Социальная фобия

§ фон Крафт-Эбинг Рихард — Половая психопатия

§ Басс В.М. — Диагностика направленности личности

§ Басс–Дарки — Опросник Басса–Дарки

§ Векслер — Методика Векслера

§ Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. — Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе)

§ Знаков В.В. — Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования

§ Иванов Н.Я., Личко А.Е. — Патохарактерологический диагностический опросник для подростков

§ Кеттелл Р. — Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (форма С) 105 вопросов.

§ Комаров К.Э. — Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска

§ Кристи Р., Гейз Ф. — Шкала макиавеллизма

§ Курбатова Т.Н., Муляр О.И. — Проективная методика исследования личности «Hand-тест»

§ Л.Н. Собчик — ИТО Индивидуально-типологический опросник

§ Лири Т. — Тест интерперсональной диагностики

§ Лири Т. — Тест интерперсональной диагностики

§ Ляудис В.Я. — Методика преподавания психологии

§ Мюррей Г. — Таблицы ТАТ

§ Мюстенберг — Диагностика избирательности внимания. тест Мюстенберга

§ Ракович Н.К. (ред.) — Практикум по психодиагностике личности. Дидактические материалы

§ Рассел Д., Фергюсон М. — Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

§ Роджерс К., Даймонд Р. — Методика диагностики социально-психологической адаптации

§ Розенцвейг С. — Методика диагностики фрустрационных реакций

§ Розенцвейг С. — Методика диагностики фрустрационных реакций

§ Рокич М. — Методика «Ценностные ориентации»

§ Рокич М. — Методика ценностные ориентации

§ Роршах Г. — Таблицы Роршаха

§ Спилбергер Ч.Д. Модификация А.Д. Андреева (1987) — Тест-опросник диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению школьн

§ Тарарухина М.И., Ионцева М.В. — Техника репертуарных решеток Дж. Келли

§ Факультет психологии ЛГУ — Модифицированная форма В опросника FPI

§ Шмишек — Выявление акцентуации. Тест-опросник Шмишека

§ Шмишек Г. — Диагностика акцентуаций характера

§ Щуркова Н.Е. — Собранье пестрых дел

§ н/д — Диагностика логического мышления. Сложная аналогия

§ н/д — Оценка устойчивости внимания

§ н/д — Шкала семейных отношений

§ НЛП (Нейролингвистическое программирование)

§ Neva26 — Что такое НЛП

§ Аксенов Д.В., Борисова В.А. — Гений общения

§ Алдер Г. — НЛП: Современные психотехнологии

§ Андерсон Джил — Думай, пытайся, развивайся

§ Андреас К., Андреас С. — Измените своё мышление

§ Андреас Стив — Паттерны магии Вирджинии Сатир

§ Андреас Стив, Коннира Андреас — Сердце разума

§ Байрон А. Люис, Р. Фрэнк Пуселик — Магия нейролингвистического программирования без тайн

§ Байтукалов Тимур — Изучение иностранного языка с точки зрения НЛП-моделирования

§ Бакиров Анвар — Базовые пресуппозиции

§ Бакиров Анвар — С чего начинается НЛП

§ Бакиров Анвар — Это важно знать, или Ключевые пункты навыка

§ Баркер Ф. — Использование метафор в психотерапии

§ Бейтсон Г., Бейтсон М.К. — Ангелы страшатся

§ Богачев Ф. — Шаман в большом городе

§ Боденхамер Б.,Холл М. — НЛП-практик: полный сертификационный курс

§ Болстад Ричард, Хэмблетт Марго — НЛП в психотерапии

§ Бэндлер Р. — Используйте свой мозг для изменений

§ Бэндлер Р., Гриндер Джон — Вводный курс НЛП тренинга

§ Бэндлер Р., Гриндер Джон — Из лягушек — в принцы

§ Бэндлер Р., Гриндер Джон — Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий

§ Бэндлер Ричард — Время перемен

§ Бэндлер Ричард — Искусство Мастера НЛП

§ Бэндлер Ричард — Семинар DHE

§ Бэндлер Ричард — Создание убеждений

§ Бэндлер Ричард — Субмодальности

§ Бэндлер Ричард, Джон Грнндер — Создание транса, нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний

§ Бэндлер Ричард, Джон Грнндер, Сатир Вирджиния — Семейная терапия и НЛП

§ Бэндлер Ричард, Джон Ла Валль — Технология убеждения

§ Виль-Вильямс Е.И. — Базовые модели пpименения HЛП в психотеpапии

§ Волкер В. — Проект НЛП: исходный код

§ Гагин Т.В., Уколов С.С. — Новый код НЛП, или Великий канцлер желает познакомиться!

§ Гиллеp Патpик — HЛП — Hовые возможности

§ Гиллеp Патpик — Hа сон грядущий

§ Горин С. — НЛП: Техники россыпью. 16-ое издание

§ Горин Сергей А., Александр Котлячков — Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью…

§ Горин Сергей А., Огурцов Сергей — Соблазнение

§ Гриндер Джон — Конспект семинара

§ Гриндер Джон, Бэндлер Р. — Структура Магии, том 1

§ Гриндер Джон, Бэндлер Р. — Структура Магии, том 2

§ Гриндер Джон, Делозье Джудит — Черепахи до самого низа

§ Гриндер М., Лойд Л. — Исправление школьного конвейера

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 136 . Нарушение авторских прав

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ВЫЖИВАНИЯ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА ШУХОВА (Щ 854) Л.А. ПЕРГАМЕНЩИК В статье представлен опыт анализа процесса переживания и преодоления кри зисных событий жизненного пути. . »

Консультативная психология и психотерапия, 2013, № 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОД

ИВАНА ДЕНИСОВИЧА ШУХОВА (Щ 854)

В статье представлен опыт анализа процесса переживания и преодоления кри

зисных событий жизненного пути. Процесс преодоления изучен посредством

вхождения в психологическую экспериментальную лабораторию А.И. Солже

ницына, его отчета в виде повести «Один день Ивана Денисовича».

Ключевые слова: код выживания, переживание, преодоление, время, нравст венность, кризисная ситуация, нарратив, поступок, рефлексия, автор, ге рой.

Вступление первое, терминологическое — код выживания Во второй четверти XX века исследовательское внимание кризисных психологов перешло от «пострадавших» к самостоятельно «выжившим» и психологи приступили к поиску кода выживания. Что это за код выжива ния, который определяет психического здоровье человека? Для ответа на вопрос должна была произойти смена парадигм: на место патогенной дол жен пробиться противоположный подход, который А. Антоновский назвал салютогенным. Ростки данной парадигмы обнаруживаем у В. Франкла в его концепции «выживание через веру в себя», у П. Тиллиха в концепции «муже ство быть». Следующее поколение ученых для объяснения успешности пре одоления людьми стрессогенных ситуаций жизненного пути выдвигали различные объяснительные механизмы. Так, упомянутый нами А. Анто новский предложил концепт «чувство связанности» [Осин, 2007; Antonovsky, 1979; Antonovsky, 1987], С. Мадди — «жизнестойкость» [Леонтьев, Рассказо ва, 2006], Дж. Гринберг — «решительность» [Гринберг, 2002]. Мули Лаад (Lahad M.), известный ученый и практик, директор The Community Stress Prevention Center (Израиль), предложил системный многомерный подход BASICPh, который базируется на шести измерениях, описывающих палит ру преодоления человеком кризисного события: верования и ценности (Beliefandvalues); эмоциональный аффект (Affect); социальный (Social); во Антропология. Феноменология. Культура ображение и фантазия (Imaginative); когнитивный (Cognitive); физиологи ческий (Physiological). Комбинация вышеописанных элементов и составля ет стиль «выживания каждого» человека [Lahad, 1992] Вступление второе, гносеологическое — возможность изучения процесса выживания Изучение душевных страданий представителей «гомо сапиенс» мо жет быть организовано «наблюдателем, который себя к данному виду вроде бы не относит, а потому может рассматривать происходящее с чи сто научным интересом — не сопереживать, регистрировать факты»

[Чхарташвили, 1993, с. 17]. Это определение возможности изучения «страдания» дано не академическим психологом, а литературоведом Г. Чхарташвили.

Итак, чтобы изучать механизм привлечения ресурсов для преодоле ния кризисной ситуации, исследователь должен выйти из статуса гомо сапиенс? Может это все же ошибочное утверждение человека, плохо знакомого с исследовательскими процедурами?

Как все это происходит в психологии как науке? Психолог исследо ватель, чтобы чужие страдания ему не мешали (основное условие акаде мической психологии), может запустить процедуру опроса лишь после того как противостояние «человек и кризисная ситуация» завершилось и человек отошел от переживаний, которые вызваны экстремальной си туацией. Но опрос возможен только в случаях, если эта ситуации не «накрыла» человека посттравматическим стрессовым расстройством.

Таким образом, само исследование в лучшем случае начинается только после того, как завершился фрагмент действительности, в котором че ловек и предъявил кризисной ситуации свой код выживания. Итак, фрагмент, отрезок жизни уже прошел, завершился и вот тут психолог и может приступить к оперированию человеком и ситуацией. Ученый на чинает выяснять поведение лиц, участвовавших в событии, их мысли и чувства, симптомы неблагополучия и настойчиво спрашивать, как ты выжил, что ты использовал в борьбе за выживание.

Смотрите так же:  Договор займа между физическими лицами образец процентный

Для психолога помогающей парадигмы такая ситуация вполне при емлема, так как ему важно не столько восстановить в точности картину происшедшего, сколько зафиксировать нарратив человека, который вышел из кризисной ситуации. Цель рассказанной истории — не столь ко способ восстановления подробностей происшествия, хотя психолог и уточняет все время картину события, но скорее не с юридической по зиции, а с позиции проговаривания текста, и здесь важна не столько точность воспроизведения всего, что связано с событием, сколько сама

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854)

необходимость и возможность говорить о том, что произошло. Поэтому нарратив помогающему психологу служит способом «восстановления»

психического здоровья, способом кризисного вмешательства, недопу щения психической травмы до состояния капсуляции, а не способом восстановления подробной картины происшедшего.

Академическому психологу для восстановления кризисной ситуации свидетельств участника события недостаточно, он ему просто не может и не должен верить. Его свидетельские показания не примет никакой ака демический суд (ученый совет, научная конференция, ВАК). Любой не предвзятый ученый скажет: человек был в состоянии шока, он «потонул»

в переживаниях, он не в состоянии подняться над ситуацией, «отстра ниться» (В. Франкл). Он не может ничего точно зафиксировать, чтобы к его показаниям было хоть какое то доверие. Интроспекция хороша, но при изучении «спокойного» сознания. Смогла бы лаборатория В. Вунда изучить интроспективно сознание человека в состоянии оцепенения от происшедшего, когда до сознания самое ужасное не доходит, вытесняет ся? Ответ отрицательный. Возможности психолога ученого заканчива ются тогда, когда на жизненном пути человека возникает кризисный фрагмент действительности и человек «включает» механизмы защиты, которые призваны не впустить в актуальное поле сознания хаос бытия.

Итак, необходимо лабораторное исследование при изучении поведе ния человека в кризисной ситуации, если мы хотим «увидеть», что про исходит с человеком в ситуации невозможности и неопределенности.

Для лабораторного исследования необходимо воссоздать эксперимен тальную ситуацию травмы. Однако сразу возникает вопрос: насколько этично подвергать людей экстремальному испытанию? Как же выйти из этой безвыходной ситуации? Выход есть, так как существует описание тщательно и талантливо проведенных лабораторных исследований, ре зультаты которых психологи используют очень осторожно, с некоторым недоверием. Почему? Эти исследования проводили люди без ученых степеней и званий, способ изложения далек от академического языка.

Эти тексты слишком открыты для читателя, включают человека в про цесс переживания, а академическая психология требует от ученого от страненного рассмотрения объекта исследования.

Я предлагаю «войти» в лабораторные исследования Писателя1. Он каким то образом встраивается в человеческое поведение, «видит», чув По свидетельству В.П. Зинченко, М. Мамардашвили в одной из своих лек ций говорил, что рассматривает художественную литературу и поэзию как экс периментальную психологию [Мамардашвили, 2000, с. 135].

Антропология. Феноменология. Культура ствует, сопереживает, раскрывает механизмы страдания и преодоления, победы или поражения. Механизм «активного эмоционально волевого отношения к внутренней определенности человека» [Бахтин, 1986, с. 96]. Лаборатория писателя подробно проанализирована М.М. Бахти ным в работе «Автор и герой в эстетической деятельности» [Бахтин, 1986]. Тексты Бахтина выходят далеко за пределы эстетики, и для мно гих психологов, изучающих феномены «страдания», «переживания», «диалога», стали настольными книгами.

Литературное произведение мы предлагаем рассматривать как текст жизни, записанный квалифицированным «свидетелем». Наша задача — «прочесть» этот текст, отнестись к нему бережно, не пропустить важные де тали, минимизировать влияние знания, которым мы обладали до текста.

Как правило, на каждый талантливый текст существует целая библи отека, где он анализируется. В эту работу включаются и профессиональ ные психологи, которые, когда им не хватает психологического материа ла, не стесняются брать недостающий фрагмент человеческих пережива ний у писателей. Я назову некоторых таких психологов: Э. Фромм, И. Ялом, В.П. Зинченко, список можно продолжить. Мы имеем неболь шой опыт обращения к писательским текстам для изучения страдания, преодоления потери (смерти близких), последствий невнимания к экзи стенциальной вине и т. д. В наш список входят Л. Гинзбург, Г. Гессе, Р. Де фо, Ф. Кафка, Ю. Мисима, Л.Т. Толстой [Пергаменщик, 1996, 2002, 2009].

В этом списке еще не было А.И. Солженицына. И вот перед нами текст, описывающий «каторжный ад», куда спустился не по своей воле Иван Денисович Шухов. В него входил герой Данте, но он знал, зачем он туда спускается, и главное — знал, что наступит время возврата.

Надежность данного текста будет реализовываться за счет обращения к методу коммуникативной валидности2. «Понятие коммуникативной ва лидности предполагает вопрос о том, кто с кем общается. Кто является за конным партнером в диалоге об истинном знании?» [Квале, 2003]. Парт нером в установлении истинности, получаемого знания выступает В.Я. Лакшин — доктор филологических наук, ближайший соратник А.Т. Твардовского по журналу «Новый мир» в 60—70 е годы XX века.

У качественников данная процедура имеет различные названия: внешний аудит исследовательского процесса (Улановский А.М.), подтверждаемости (confimability) (Войскуновский А.Е., Скрипкин С.В.), контроль анализа с помо щью нескольких интерпретаторов (Квале С.). «Для обеспечения обоснованнос ти (dependability) и подтверждаемости (conflrmability) данных применяется про цедура внешнего аудита исследовательского процесса, предполагающая ис пользование независимого консультанта или аудитора…» [18, c. 34].

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854)

Иван Денисович Шухов, управляющий временем. Деревенский жи тель, воевал, попал в плен и по обвинению в шпионской деятельности (ни следователь, ни сам Шухов так и не смогли определить страну, на которую он работал) отправлен в лагерь, в котором на момент нашей встречи с ним отсидел восемь лет.

Когда человек оказывается в кризисной ситуации, он предпринима ет усилия, чтобы найти смысл в происшедшем, он приступает к поис кам виновного и очень надеется, что есть временные рамки как жизни, так и проживания этой жизни. Человек в своем опыте и в опыте поко лений установил для себя очевидную истину: если у горя есть начало, у него должно быть завершение, конец. Это очень точно представил пси холог В. Франкл — свидетель и участник трагического безвременья сво ей жизни, трагического — потому что временные рамки были изъяты из жизненной ситуации и это самое страшное, что могло произойти с че ловеком, это попадание в ситуацию безысходности, так как исход как завершение может оформиться только в координатах времени.

Психологический паспорт Ивана Денисовича можно охарактеризовать тремя параметрами. Дотошность, практичность, внимательность — три ха рактеристики, внешне ни к чему не обязывающие, скорее уводящие чело века от реальных проблем, которые предъявляет ему кидающийся «на пле чи век волкодав». Однако в экстремальной ситуации безвременья они ока зываются по утверждению автора исследователя свидетеля важнее таких личностных параметров, как «жизнестойкость» (С. Мадди) или «чувство связанности» (А. Антоновский). Быть внимательным ко всякой мелочи — важнейшее условие, от которого зависит «благополучие, здоровье и самая жизнь лагерника» [Соловьев, 2008, с. 28]. Внимание к мелочам лагерной жизни позволяет Ивану Шухову выстраивать день, состоящий из «малень ких удач», который потом складывается в день удачи. Почему мелочи, по чему к ним необходимо внимание? В любой кризисной ситуации человека поглощает, «захватывает» сама ситуация кризиса, например, смерть близ кого, так как мы не можем ничего сделать, не можем изменить ситуацию к лучшему, мы поглощены, мы страдаем под воздействием случившегося. Так произошло с Шуховым: он в лагере и это, безусловно, и страшно и неспра ведливо, голодно и холодно, много работы и мало сна. Что же делать? Ясно, самый справедливый выход — освобождение, но какой смысл мечтать о не сбыточном? Как и со смертью близкого человека, которого не воскресить.

Что мы можем сделать в этой ситуации, что в нашем мире происходит кро ме трагического события? Оказывается, в мире есть много небольших со бытий, которые, конечно, ничтожны по значимости в сравнении с главным событием отрезка жизненного пути, в который помимо нашей воли приве

Антропология. Феноменология. Культура

ла человека его судьба. Мелкие события позволяют нам почувствовать мир, такой мир, в который мы привносим самого себя, свою возможность на не го влиять. Мы продолжаем чувствовать, что наш мир управляем, хотя еще вчера или год назад он полностью вышел из наших рук. На важность ощу щения, что человек сам выбирает собственную деятельность, свой путь, об ратили внимание С. Мадди и А. Антоновский, включив в свои концепции устойчивости к стрессу шкалу, измеряющую управляемость миром: «кон троль» (С. Мадди) и «управляемость» (А. Антоновский).

Вернемся к Шухову, к его отношению к мелочам жизни. В тяжелей ших условиях лагерной жизни Шухов управляет своим бытием. Для это го он анатомически разделил свой день на временные отрезки, где он может решать, как себя вести, когда приступить к работе, а когда ее за кончить. Возникает ощущение при чтении повести, что перед нами на учный отчет об одном дне, проведенный с использованием метода включенного наблюдения. Создается впечатление, что перед нами не заключенный Щ 854, а свободный человек, который занят, правда, тя желым трудом, его плохо кормят, и у него нет теплой одежды, но глав ное, что отличает человека свободного — он сам управляет своей жиз нью. В оформленном протоколе наблюдения одного дня Ивана Денисо вича зафиксировано, что работа, взаимодействие с членами бригады, с соседями по нарам зависит в полной мере от него самого. И когда мы приступаем к интерпретации записей по результатам квазиэксперимен та писателя А.И. Солженицына, об одном дне испытуемого Щ 854, мы делаем вывод, что возможность управлять своей жизнью — вернейший путь к освобождению от негативных последствий травмы, освобожде ния от гнетущего представления, что мир завалился.

Итак, особое внимание к мелочам жизни, до которых травматическая ситуация не добирается, что ей до мелочи, когда она «ударила» по основе человеческой судьбы — свободе как у Шухова. К свободе на своем приме ре предлагает двигаться Щ 487 через особое внимание к мелочам жизни.

Через внимание к мелочам жизни можно управлять временем жизни. Уп равление временем происходит у Шухова через растягивание минут удачи и через увод драматических моментов в тень, на задний план жизни.

Важно, что это умение, видимо, поддается развитию. Так, кризисные психологи используют метод В. Франкла «дерефлексия», в котором за ложена возможность и необходимость перевести внимание пострадав шего от собственно кризисного события на «мелочи» жизни, вокруг не го, о которых и идет психотерапевтическая беседа.

Формула управления временем уникальна в уникальных обстоятель ствах жизни. У человека в лагере «наряду с концом неопределенности

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854)

появляется неопределенность конца…никто из заключенных не мог знать, как долго ему придется там находиться. …это было, быть может, одним из наиболее тягостных психологических обстоятельств жизни в лагере» [Франкл, 1990, с. 140].

Нравственная составляющая кодекса выживания. За один день перед нами предстало столько материала из жизни Ивана Шухова, что возник ло ощущение, что мы встретились с давним знакомым, у которого реши ли поучиться науке выживания. У Ивана Шухова восьмилетний отрезок жизни состоит сплошь из экстраординарных нечеловеческих условий существования. Я уверен, что если мы поймем, как человек смог выжить в описанных условиях, то у нас будет ключ к выживанию своих кризис ных событий, в ситуациях, когда смысл происшедшей беды вроде бы ря дом и перед нами не стоит так остро вопрос быть или не быть.

Что же тогда мы для себя определяем в кризисные фрагменты жиз ненного пути? Мы должны решить: счастливы ли мы, а если с нами что то случилось, то как вернуть себе этот уровень устоявшегося докризис ного события благополучия. Наполненность шкалы психологического благополучия, как и шкалы счастья, у каждого человека глубоко инди видуальны. Чтобы понять, почему человек считает себя счастливым, благополучным, нужно обратиться к его пониманию несчастья. Оказы вается, что в самых тяжелых условиях нечеловеческой жизни человек может считать себя «почти счастливым». В конце дня Шухов подводит итоги и составляет свой список «Робинзона», который психологически выглядит неправильным. Он не говорит об удачах, он использует пред лог «не», а психология учит, что нельзя, если хочешь внести удачу в свою жизнь, использовать слово «не». Итак, конец благополучного, обыкновенного лагерного дня в оценке Шухова выглядит следующим образом: «не посадили…, не выгнали…, не попался…, не заболел». Уди вительно, но, оказывается, можно оценить свой день как удачный, опи сывая его в негативной форме языка. Итак, прожит день в условиях ла геря, который зафиксирован Щ 854 как счастливый. Но какое отноше ние к происшедшему имеет Иван Шухов, чтобы подводя итоги, он оце нил свой день как вполне благополучный? Мы уже отметили, что за фиксировано как не происшедшее, но от удачи из четырех «не» счастье еще не появляется. Благополучие требует личных усилий, а не только и не столько удачи и везения, заложенных в итоге дня как фрагмент об щей жизни. Завтра день настанет снова и придется подтверждать свое существование завтрашними усилиями. Следствие из первого «К» (Де карта) М. Мамардашвили можно сформулировать следующими слова ми: «чтобы быть, надо превосходить» [Мамардашвили, 2000].

Антропология. Феноменология. Культура

Чтобы выделить для себя формулу выживания из небольшого фраг мента жизненного пути, следует обратиться к ключевому эпизоду одно го дня: работе Шухова на кладке шлакоблоков. Именно здесь прояви лись: внутренняя устойчивость Ивана Шухова, вера в себя, в свои руки, в свою бригаду. Экстремальные условия бытия Иван Шухов преодоле вает через ценности созидания (В. Франкл). «Для Ивана Денисовича в этой работе нечто большее — радость мастерства, полного и свободно го владения своим делом, то вдохновение работы, которое пробуждает в голодном, оборванном зэке человеческую гордость и чувство достоин ства» [Солженицын, 1963, с. 110]. У Ивана Шухова все повадки масте ра: он не может работать плохо, так как в труде он видит смысл своей жизни, через труд он приходит к уважению к самому себе, через труд он получает уважение от других, от товарищей по бригаде. Его статус в бригаде доходит до статуса бригадира, когда он в руки берет мастерок.

«Кто работу крепко тянет, тот над соседями вроде бригадира становит ся» [Солженицын, 1963, с. 83].

Социальные психологи обязательно отметили бы, что в процессе ра боты статус Шухова переместился на высокую позицию социометриче ской звезды по деловому критерию выбора: «с кем бы вы хотели рабо тать рядом?».

Отношение к труду и уважение со стороны бригады определило нравственную устойчивость Ивана Шухова. Именно в такой последова тельности: творческое отношение к труду — место в бригаде — нравст венный кодекс выживания. За спиной Шухова всегда был его труд, ко торый позволял ему крепко стоять в минуты невзгод.

Шухов «примерился» к лагерю, приспособился, адаптировался. Мы встретились с Щ 854, когда он уже получил опыт 8 лет лагерей, где он «выработал в себе некоторые внешние реакции, которые тут есть как бы условие существования: соблюдай лагерный режим, поклонись надзира телю, не пускайся в препирательство с конвоем» [Лакшин, 1964, с. 84].

Перед нами прошли условия физического выживания, которые в ситуа ции борьбы за пайку и за остатки тепла оказываются недостаточными.

Окончательную победу в одном дне Шухов совершил именно на границе добра и зла, взяв нравственные принципы в основу своей модели жизни.

Щ 854 следует нравственному кодексу выживания, который и позволяет в невыносимых условиях бытия остаться человеком. Писатель А.И. Солже ницын скорее всего не был знаком с лагерным опытом В. Франкла и не читал его знаменитое «Психолог в концентрационном лагере», но мысли у них сходны: тот и другой на собственном опыте выстрадали ту формулу выживания, которую апробировали и предложили читателям для обсуж

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854)

дения. «В конечном счете, телесно душевный упадок зависел от духов ной установки, но в этой духовной установке человек был свободен!»

[Франкл, 1990, с. 143]. Эту духовную установку Франкл назвал «упрямст во духа». Шанс выжить зависит от отношения человека к жизни, от его духовной установки в конкретной ситуации. И еще «человеку важно уме реть своей смертью» [Франкл, 1990, с. 152]. В своей пронзительной кни ге В. Франкл цитирует психоаналитика Е. Коэна (Е.А. Cohen): «Обычно человек живет в царстве жизни; в концлагере же люди жили в царстве смерти. В царстве жизни можно уйти из жизни, совершив самоубийство;

Смотрите так же:  Сколько стоит адвокат по уголовному делу в москве

в концлагере можно было уйти только в духовную жизнь. Только те мог ли уйти из царства смерти, кто мог вести духовную жизнь. Если кто то переставал ценить духовное, спасения не было, и ему приходил конец.

Сильное влечение к жизни при отсутствии духовной жизни приводило лишь к самоубийству» [[Франкл, 1990, с. 153] физическому, когда человек накладывает на себя руки, или духовному, когда позволяет другому «на ложить» на него руки, предавая самого себя.

Передачи, отдачи, предательства самого себя выходят за рамки нрав ственного кодекса3 Ивана Шухова. Человек гибнет, если ходит к куму стучать. «Духовная жизнь заключенного укрепляла его, помогала ему адаптироваться и тем самым в существенной степени повышала его шансы на выживание» [Франкл, 1990, с. 153].

Обратимся к карте наблюдения писателя свидетеля А.И. Солжени цына. В лагере погибает тот, кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать. Итак, сформулированы три условия выжи вания.

В повести еще добавляется эстетический критерий выживания:

«шапку надо снимать при приеме пищи». У В. Франкла еще более про заически — «зубы надо постоянно чистить, если жить хочешь».

Какое значение имеет нравственный критерий в поисках кода вы живания? Не предавай своих товарищей, не ходи к куму стучать. Поче му нравственное отступление приводит к физической гибели, отказ от нравственной позиции переводит жизнь человека на последний окон чательный этап сопротивления? Поражение человеческой нравствен ности происходит в борьбе за выживание, которое означает сдачу чело веческой, нравственной позиции, самоунижение — доведение себя до животного уровня. Человек терпит поражение в той области, до кото рой не может дойти ни один палач. Иван Шухов обозначает этот путь В ситуации выбора «жизнь — смерть» поставив на кон физическое выжи вание, Рыбак — герой повести В. Быкова «Сотников» умирает духовно [3].

Антропология. Феноменология. Культура как позорное приспособление. Этот путь легкий, а легкий путь приво дит к потере сопротивляемости и, как следствие, наступает реальная физическая гибель. Шухову позволяет выдержать непростой нравствен ный кодекс чести. Критически настроенный читатель может спросить:

проводились ли исследования связи творчества, мастерства и возмож ности выживания в экстремальных условиях. Выводы сделаны на осно вании опыта жизни человека, который прожил и на своей судьбе провел экспериментальное исследование, вычитал такие же результаты у дру гих экспериментаторов и предъявил нам, читателям.

Послесловие. Поступок и его рефлексия. Мы завершили анализ поведе ния Щ 854, в том виде, как нам представил А.И. Солженицын, который выступил в роли нарратора. Понимает ли сам испытуемый, что у него по явилась стратегия преодоления, которую А.

При рождении литературного произведения мы становимся свидетелями схожего механизма зарождения текста. Только после проведения процеду ры интерпретации и записи этой процедуры в виде повести, рассказа, ро мана появляется герой со своей стратегией преодоления.

Итак, герой, испытуемый — понимает ли он свое поведение, анали зирует, рефлексирует свои поступки? Или его полностью «закрывает»

исследователь, писатель, и от него он полностью зависим?

Другими словами, моя интерпретация в научной статье, как и текст писателя в художественной повести, отличается только по способу сбо ра жизненного материала. Но мы уже отметили, что в нашем случае со брать материал, используя научный психодиагностический инструмен тарий, нет возможности. Мы пошли другим путем, доверились экспе риментальному материалу научной лаборатории писателя. И что мы по лучили: отчет ученого, писателя или все же фрагмент жизни, по которо му судим, как человек преодолевает трудности жизненного пути? Чем

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854)

отличается сама жизнь от жизни рассказанной? Можно ли согласиться с метафорой Дж. Брунера: «жизнь как нарратив»?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к М.М. Бахтину4, ко торый анализирует два феномена: а) активность человека и б) рефлек сию этой активности. Обратимся к самому тексту: «Живущий человек изнутри себя устанавливается в мире активно, его осознаваемая жизнь в каждый момент есть поступление: я поступаю делом, словом, мыслью, чувством; я живу, я становлюсь поступком» [Бахтин, 1986, с. 129]. Шу хов в течение одного дня совершал поступки, размышлял о своем пове дении, т. е. существовал осознанно. Итак, первый тезис формулы Бах тина: человек есть то, что он сделал из себя поступком, человек есть по ступок. Человек есть то, что он сделал своей активностью, которая мо жет иметь несколько ипостасей: слово, дело, мысль, чувство. Эта линия продолжает формулу Декарта: я мыслю, следовательно, я существую.

И Р. Декарт и М.М. Бахтин утверждают, что человеческое существова ние определяется мыслью, правда, Бахтин добавляет другие виды ак тивности: слово, чувство, дело. В другое время М. Мамардашвили заме нит все эти слова одним — активность [Мамардашвили, 2000].

Пойдем дальше: «Однако я не выражаю и не определяю непосредст венно себя самого поступком; я осуществляю им какую нибудь предмет ную, смысловую значимость, но не себя как нечто определенное и опре деляемое» [Бахтин, 1986, c. 129]. Эта мысль меня несколько озадачила.

Выходит, что через поступок я не определяю самого себя, а только некую значимость: предметную и смысловую. С этим тезисом Бахтина мне труд но согласиться: я всегда считал (меня так учили), что о человеке можно су дить по его делам (поступкам), а не по его словам. «В поступке отсутству ет момент саморефлекса поступающей личности, он движется в объектив ном, значимом контексте: в мире узкопрактических (жизненно житей ских) целей, социальных, политических ценностей, познавательных зна чимостей (поступок познания), эстетических ценностей (поступок худо жественного творчества или восприятия) и, наконец, в собственно нрав ственной области (в мире ценностей узкоэтических, в непосредственном отношении к добру и злу)» [Бахтин, 1986, с. 129].

«Мое поступающее сознание как таковое ставит только вопросы: зачем, для чего, как правильно или нет, нужно или не нужно, должно или не должно, добро или не добро, но никогда не ставит вопросов: кто я, что я и У меня создалось впечатление, что Бахтин анализирует повесть А.И. Со лженицына, хотя этот текст Бахтина писался за 40 лет до появления в «Новом мире» повести Солженицына.

Антропология. Феноменология. Культура каков я»5 [Бахтин, 1986, с. 29]. Допустим, я согласился с Бахтиным, но тог да остается невыясненным вопрос: почему сознание не поднимается над собой в поисках самосознания? Когда сознание приступает к постановке этих вопросов: «кто я, что я и каков я». Не об этом ли говорит М. Мамар дашвили в «принципе Кафки»: По правильному, и внешне нравственному поступку мы еще не можем знать, что есть человек, если не знаем, как он относится к поступку, если поступок не стал частью его Я, если нравствен ный поступок не стал частью его нравственного Я [Мамардашвили, 2000].

Итак, Бахтин анализирует деятельность героя, у которого есть автор.

Что же происходит у человека, у которого нет автора, как его провести че рез ситуацию жизненной активности? Во первых, нет человека, у которо го бы не было автора (ученого, писателя, рассказчика или самоавтора), во вторых, Бахтин как бы подозревал в возможности таких вопросов, и даль ше мы читаем. «Несколько сложнее обстоит дело в чисто жизненной ак тивности … Однако и здесь все мое входит в предметную заданность по ступка, противостоит ему как определенная цель, и здесь мотивационный контекст самого поступка лишен героя. Итак, в окончательном итоге: по ступок выраженный, высказанный во всей его чистоте, без привлечения трансгредиентных6 моментов и ценностей, чуждых ему самому, окажется без героя как существенной определенности» [Бахтин, 1986, c. 130]. Сам по себе поступок еще не приводит к существенной определенности, другими словами, по поступку мы еще не можем судить о сущности личности.

Личность проявляется не в поступке, а в переживании поступка, в процес се рефлексии (саморефлекса). Недостаточно прожить фрагмент действи тельности, надо отнестись к нему. Психологи используют категории «ре флексия», «переживание», «самотрансценденция» для обозначения меха низма появления на сцене жизни личности. Недостаточно быть, а в поступ ках проявляются только лики бытия, существования, важно еще подняться над своим бытием, об этом продолжение формулы Р. Декарта: чтобы бытие не исчезло, надо постоянно мыслить об этом бытии, чтобы быть, надо пре восходить, чтобы быть, надо иметь возможность наименовать [Мамардаш вили, 2000]. Ученые психологи нередко фиксируют бытие наших испытуе мых, а затем домысливают за них, доживают за них, допереживают за них.

Бахтин отмечает, что поступающее сознание не ставит вопрос о самосозна нии, но он понимает, что для завершения цикла сознание поступок осознание необходимо провести отдельно анализ когнитивной (кто я) и эмоциональной (каков я) составляющих самосознания.

Понятие трансгредиентный означает внеположенность по отношению к внутреннему составу мира героя моментами. Термин взят Бахтиным из «Общей эстетики» Ионаса Кона [2].

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854) Так и возникает в исследовательских текстах феномен, который поэт мета форически точно обозначил: «как дурно пахнут мертвые слова».

Заключение Итак, мы завершили процедуру входа в экспериментальную лаборато рию писателя, которая позволила получить доступ к поведению человека в кризисной ситуации. Мы хотели понять механизм выживания, стратегию выживания. Перед нами предстал крайний случай человеческого бытия — погружение в ад. Мы считаем, что если в аду человек может побороться с судьбой, то он получает опыт для всей оставшейся жизни, но он представ ляет и нам опыт преодоления кризисных событий жизненного пути.

Какой опыт мы можем извлечь из давней повести знаменитого писа теля? В трудные минуты жизненного пути не надо пренебрегать мелоча ми этого пути. Именно «незначительное» в твоей жизни может поддер жать тебя очень значительно, заметно, эффективно. Нравственная ус тойчивость, в конечном счете, завершит твою собственную формулу выживания, твой успех — неуспех выживания.

Анцифирова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Анцифирова Л.И. // Психологический журнал. 1994. № 1.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 445 с.

Быков В. Сотников. М.: АСТ, 2004. 190 с.

Войскуновский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных // Вестник Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 2001. № 2. С. 93—109.

Гринберг Дж. Управление стрессом / Гринберг Дж. 7 е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

Квале С. Исследовательское интервью / С. Квале. М.: Смысл, 2003. 301 с.

Зинченко В.П. Сознание и творческий акт / Зинченко В.П. М.: Языки славян ских культур, 2010.

Кризисная психология. Справочник практического психолога / Сост. С.Л. Со ловьев. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 286 с.

Мамардашвили М. Сознание и бытие // Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. 400 с.

Лакшин В.Я. «Иван Денисович», его друзья и недруги / Лакшин В.Я. Новый мир. 1964. № 1.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рас сказова. М.: Смысл, 2006. 63 с.

Осин Е.Н. Чувство связанности как показатель психологического здоровья и его ди агностика / Осин, Е.Н. / Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 22—40.

Пергаменщик Л.А. Список Робинзона: Психологический практикум / Л.А. Пер гаменщик. Мн.: Ильин В.П., 1996. 128 с.

Антропология. Феноменология. Культура

Пергаменщик Л.А. Психотерапия Л.Н. Толстого / Образование и воспитание.

Минск, № 10. — С. 25—33.

Пергаменщик Л. Почему надо любить себя / Психология. Минск, 1996. № 4.

Пергаменщик Л.А. Иллюстрированный анализ человеческого страдания.

Минск. Психология. 2002. № 3. С. 91—105.

Пергаменщик Л.А. Психическое оцепенение как разрыв непрерывности бытия / Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 1. С. 99—111.

Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Повесть. М.: СП, 1963. 144 с.

Тиллих Пауль. Избранное: теология культуры / П. Тиллих. М.: Юрист, 1995. 479 с.

Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27—37.

Франкл В. Психолог в концентрационном лагере // Человек в поисках смысла:

Сборник. М.: Прогресс, 1990. 368с.

Чхарташвили Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм // Мисима Ю. Золотой храм: Роман, новеллы, пьесы. СПб.: Северо Запад,

Шаламова В. «Перчатка или КР 2: Рассказы». М.: Орбита, 1990. 336 с.

Antonovsky A. Health, Stress and Copoing. San Francisco: Jossey Bass, 1979.

Antonovsky A. Unravelling the Mystery of Health. San Francisco: Jossey Bass, 1987.

Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assesment. 1994. Vol. 63. № 2.

Lahad M. (1992) Storymaking in assessment method for coping with stress. In S. Jennings (ed.), dramatherapy Theory and Practice || (pp. 150—163). London: Routledge.

Lahad M, BASIC Ph — The story of coping resources, Community Stress Prevention (Vol. II). (eds.) Lahad.

IVAN DENISOVICH (SCH 845)PSYCHOLOGICAL SURVIVAL CODE L.A. PERGAMENSHCHIK

The paper provides an analysis of how a person experiences and overcomes critical life situations. The process of overcoming is explored by means of joining Aleksandr Solzhenitsyn’s experimental psychological laboratory described in his novel One Day in the Life of Ivan Denisovich.

Прочитайте интересные книги о жизни.

Keywords: psychological survival code, suffering, experience, overcoming, time, morality, critical situation, narrative, deed, reflection, author, hero.

Ancifirova L.I. Lichnost’ v trudnyh zhiznennyh uslovijah: pereosmyslenie, preobrazo vanie situacij i psihologicheskaja zashhita / Ancifirova L.I. // Psihologicheskij zhurnal. 1994. № 1.

Пергаменщик Л.А. Психологический код выживания Ивана Денисовича Шухова (Щ 854) Bahtin M.M. Jestetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1986. 445 s.

Bykov V. Sotnikov. M.:AST, 2004. 190 s.

Vojskunovskij A.E., Skripkin S.V. Kachestvennyj analiz dannyh // Vestnik Mosk. un ta.

Ser. 14, psihologija. 2001. № 2. S. 93—109.

Grinberg Dzh. Upravlenie stressom / Grinberg Dzh. 7 e izd. SPb.: Piter, 2002. 496 s.

Kvale S. Issledovatel’skoe interv’ju / S. Kvale. M.: Smysl, 2003. 301 s.

Zinchenko V.P. Soznanie i tvorcheskij akt / Zinchenko V.P. M.: Jazyki slavjanskih kul’ tur, 2010.

Krizisnaja psihologija. Spravochnik prakticheskogo psihologa / sost. S.L. Solov’ev. M.:

AST; SPb.: Sova, 2008. 286 s.

Mamardashvili M. Soznanie i bytie // Moj opyt netipichen. SPb.: Azbuka, 2000. 400 s.

Lakshin V. Ja. «Ivan Denisovich», ego druz’ja i nedrug / Lakshin V. Ja. Novyj mir. 1964. № 1.

Leont’ev D.A. Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti / D.A. Leont’ev, E.I. Rasskazova.

M.: Smysl, 2006. 63s.

Osin E.N. Chuvstvo svjazannosti kak pokazatel’ psihologicheskogo zdorov’ja i ego diag nostika / Osin, E.N. / M. Psihologicheskaja diagnostika. 2007. № 3. S. 22—40.

Pergamenshhik L.A. Spisok Robinzona: Psihologicheskij praktikum / L.A. Pergamen shhik. Mn.: Il’in V.P., 1996. 128 s.

Pergamenshhik L.A. Psihoterapija L.N. Tolstogo / Obrazovanie i vospitanie, Minsk, № 10. S. 25—33.

Pergamenshhik L. Pochemu nado ljubit’ sebja / Psihologija. Minsk, 1996. № 4. S. 114— 121.

Pergamenshhik L.A. Illjustrirovannyj analiz chelovecheskogo stradanija Psihologija.

Minsk, 2002 — № 3. S. 91—105.

Pergamenshhik L.A. Psihicheskoe ocepenenie kak razryv nepreryvnosti bytija / Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal. 2009. № 1. S. 99—111.

Solzhenicyn A.I. Odin den’ Ivana Denisovicha. Povest’. M.: SP, 1963. 144 s.

Tillih Paul’. Izbrannoe: teologija kul’tury / P. Tillih. M.: Jurist, 1995. 479 s.

Ulanovskij A.M. Kachestvennaja metodologija i konstruktivistskaja orientacija v psi hologii // Voprosy psihologii. 2006. № 3. S. 27—37.

Frankl V. Psiholog v koncentracionnom lagere // Chelovek v poiskah smysla: Sbornik.

M.: Progress, 1990. 368s.

Chhartashvili G. Zhizn’ i smert’ Jukio Misimy, ili kak unichtozhit’ hram// Misima Ju.

Zolotoj hram: Roman, novelly, p’esy. SPb.: Severo Zapad, 1993. S. 5—30.

Shalamova V. «Perchatka ili KR 2: Rasskazy». M.: Orbita, 1990. 336 s.

Antonovsky A. Health, Stress and Copoing. San Francisco: Jossey Bass, 1979.

Antonovsky A. Unravelling the Mystery of Health. San Francisco: Jossey Bass, 1987.

Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assesment. 1994. Vol. 63. № 2.

Lahad M. (1992) Storymaking in assessment method for coping with stress. In

S. Jennings (ed.), dramatherapy Theory and Practice || (pp. 150—163). London:

Lahad M, BASIC Ph — The story of coping resources, Community Stress Prevention (Vol. II). (eds.) Lahad.

Пергаменщик ла Кризисная психология Учебное пособие