Пенсия какой кодекс

Проект Пенсионного кодекса Российской Федерации разработан известными специалистами в области пенсионного права – докторами юридических наук, профессорами М.Л. Захаровым, Э.Г. Тучковой и кандидатом юридических наук В.Б. Савостьяновой. В основу проекта положены общепризнанные международные принципы в сфере прав человека, принятые в мировой практике концепции подлинного социального страхования, международный опыт функционирования обязательных страховых пенсионных систем в развитых странах с рыночной экономикой.

Проект предназначается для широкого обсуждения представителями общественных организаций, выражающих интересы различных социальных слоев населения, преподавателями, студентами и аспирантами юридических вузов и всеми, кого интересуют и волнуют проблемы пенсионного обеспечения в нашей стране.

2003. Л.П. Якушев. Пенсионный кодекс России

Социально-экономические, политические и другие последствия принятия пенсионного кодекса в Российской Федерации

Новый закон о пенсиях 2018 года

Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года, поэтому пенсионные реформы неизбежны. Рассмотрим тенденции законодательства в области пенсионного обеспечения ближе.

Пенсионный возраст

Правительство предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в следующем 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров, где рассматривается соответствующий законопроект.

Что касается работников с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, то там для мужчин возраст выхода на пенсию будет установлен на уровне 60 лет, для женщин — 58 лет.

Схема повышения пенсионного возраста

Первыми повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте соответственно 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет. Мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. — в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. — в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте соответственно 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года; женщины 1970 г. р. — в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. — в 2034 году в возрасте 63 лет.

Увеличение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров — это около 46,5 млн человек. Тех, кто ждет назначения пенсии в ближайшее время, этот закон тоже не коснется и пенсия будет назначена по старому законодательству.

Новый закон о пенсиях 2018 года: что изменится

В 2014 году накопительная часть пенсии была временно заморожена. При этом сформированные в период с 2002 по 2014 годы средства на накопительной части пенсии были сохранены, продолжали инвестироваться и выплачиваться лицам, имеющим право на пенсию. Предполагалось, что мера временная. Но в в конце 2017 года ситуация повторилась. Принят закон, которым накопительная пенсия «заморожена» до 2020 года.

Что это означает для нас с сами? Отчисления в Пенсионный фонд не изменятся. «Заморозка» коснется только тех будущих пенсионеров, которые приняли решение передать часть своих пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды. Пока эти 6% (а именно столько можно направить на накопительную пенсию) направляются тоже на формирование страховой части пенсии.

Ожидаемо повысится размер пенсии и иные социальные выплаты. Причем в отличие от ранее осуществляющейся индексации пенсии, с 01.01.2018 года (а не с февраля) трудовая пенсия неработающего гражданина вырастет на 3,7 %. Индексация ежемесячной денежной выплаты традиционно будет произведена 01.02.2018 года. Военные пенсии, социальная и иные (по государственному пенсионному обеспечению) с 01.04.2018 года увеличится на 4,1 %.

Продолжают действовать правила о минимальной пенсии, о корректировке пенсий работающим пенсионерам. Кстати, индексация пенсии работающим пенсионерам после их увольнения будет осуществляться, как и ранее, в течение 3 месяцев, но указанные 3 месяца будут компенсироваться.

Если говорить о стаже для пенсии и пенсионных баллах, новый закон о пенсиях 2018 года принят не будет. Право на пенсию (трудовую) возникает, если первый показатель составляет не менее 9 лет, а второй – 13,8 пенсионных баллов.

Новые виды пенсий в 2018 году

Виды назначаемых пенсий в РФ останутся теми же – трудовая, социальная, по потере кормильца, по инвалидности и др. Обратиться за назначением пенсии можно как «старыми» проверенными способами, так и с помощью портала госуслуг и на сайте ПФР с помощью личного кабинета.

Но в 2018 году начнет назначаться и выплачиваться новый вид пенсии – детям, оба родителя которых неизвестны. Пенсия является социальной и назначается детям до 18 лет, с 18 до 23 лет (максимум) при условии очной формы обучения.

Размер пенсии составит 10068 руб. в месяц. Регистрация рождения такого ребенка должна быть произведена на основании поданного органами полиции, опеки и попечительства либо медицинской, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей удостоверяющего личность документа. В случае усыновления ребенка выплата будет прекращена.

Новый закон о пенсиях в 2018 году: индивидуальный пенсионный капитал

В середине 2017 года СМИ заговорили о перспективах введения индивидуального пенсионного капитала. По планам властей, такой капитал должен заменить накопительную систему, взносы в которой заморожены с 2014 г. Отчислять деньги на ИПК работник будет из своей зарплаты, выбирая сам ставку от 0 до 6%. Если он не сделает выбор, ставка с 0% будет ежегодно расти.

Пока проект в стадии обсуждения. Но к нему вернутся после выборов 2018 года. И, скорее всего, новый закон о пенсиях в 2018 году нас ожидает.

«Пенсионный кодекс»: какой апгрейд пенсионной системы предложили единороссы

Партия «Единая Россия» подготовила ряд предложений по главным направлениям правительственного законопроекта о модернизации пенсионного законодательства. Предложения были выработаны в ходе совместного заседания генсовета партии и совета руководителей фракций «Единой России».

Согласно итоговому документу, который в «Единой России» уже неофициально окрестили «пенсионным кодексом», единороссы приняли девять предложений, основанных на сигналах из регионов.

Одно из главных предложений партии власти — предоставление действующих налоговых льгот, ежемесячных денежных выплат, компенсаций по оплате услуг ЖКХ, проезда в общественном транспорте и покупке медикаментов при достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Еще одно предложение касается обеспечения права граждан на получение накопительной пенсии по ранее заключенным договорам — то есть по-прежнему в 55 и 60 лет.

Единороссы не обошли вниманием сохранение действующих условий назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера, а также предложили на три года снизить необходимый стаж для выхода на досрочную пенсию — не 40 и 45 лет стажа, как предлагает в законопроекте правительство, а 37 и 42 соответственно.

Среди предложений «Единой России» также числятся инициативы по предоставлению работникам предпенсионного возраста дополнительного оплачиваемого отпуска и права на бесплатную ежегодную диспансеризацию.

Кроме того, единороссы предлагают ужесточить наказание для работодателей за невыплату или неполную выплату платежей в Пенсионный фонд. Также «Единая Россия» предлагает направлять в Пенсионный фонд денежные средства, изъятые у коррупционеров и взяточников.

Секретарь генсовета партии Андрей Турчак также озвучил предложение об отмене пенсионных преференций для депутатов и сенаторов от партии власти: «Отмена пенсионных преференций для депутатов и сенаторов начнет работать с 2019 года. До этого парламентарии смогут отказаться от них добровольно. Также законодательно будет прописано, что депутат или сенатор не сможет отменить свое решение», — подчеркнул Турчак.

Председатель экспертного cовета ЭИСИ, политолог Глеб Кузнецов в беседе с «Ридусом» отметил, что последнее предложение единороссов «направлено на демонстрацию солидарности депутатского корпуса и партии „Единая Россия“ с избирателями». Положительный психологический эффект это предложение, безусловно, окажет, считает эксперт. Главным же пунктом в документе «Единой России» Кузнецов называет сохранение региональных льгот.

Проблема в том, что люди, которые еще вчера могли бы стать пенсионерами, становятся просто людьми предпенсионного возраста: они проигрывают не только в деньгах, не получая пенсию, но и лишаются значительного количества льгот, положенных пенсионерам. Это ключевое предложение «Единой России», которое позволит максимально легко пережить переходный этап от старого пенсионного возраста к новому, а также позволит людям почувствовать себя защищенными.

Смотрите так же:  Нотариус ангарск 6 микрорайон

Подход партии власти и нижней палаты парламента по обсуждению правительственного законопроекта Кузнецов сравнивает со слушаниями по вопросу реновации жилищного фонда Москвы — правда, текущее обсуждение не сопоставимо с ними по масштабу.

«Заявленные на генсовете „Единой России“ идеи и инициативы очень помогут объяснению сути изменения пенсионного законодательства и сделают его более популярным», — добавил эксперт.

Напомним, уже завтра, 21 августа в нижней палате парламента пройдут большие общественные слушания по вопросу модернизации пенсионного законодательства. Предложение о проведении слушаний поддержали руководители всех думских фракций. Более половины участников слушаний будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ и представителями субъектов Российской Федерации.

Новый пенсионный закон

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

Описание изменений в законе о пенсиях

ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» был принят 28 декабря 2013 года. ФЗ содержит в себе следующую информацию:

  • как назначаются пенсионные выплаты;
  • требования к страховому стажу;
  • размеры начислений;
  • правила установления пенсионных отчислений, порядок выплат и доставки финансовых средств;
  • нюансы переходного положения.

По закону, граждане имеют право получать пенсию:

  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • при достижении пенсионного возраста.

По ФЗ (статья 8), возрастная норма выхода на пенсию составляет:

  • для мужчин — 60 лет;
  • для женщин — 55 лет.

Возрастные критерии установлены с 2013 года. Но 23 мая 2016 г. Государственная Дума издала Федеральный Закон № 143 «О внесении изменений в отдельные законы Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан». Положения закона гласят об изменениях пенсионного возраста для людей, занимающих должности:

  • в государственных организациях;
  • в муниципальных учреждениях.

По закону, чтобы получать пенсию по возрасту, надо иметь трудовой стаж не менее 15 лет.

Вышеуказанная категория граждан, вправе получать пенсию по старости по следующими положениями:

  • в 2017 году: для женщин — возраст + 6 месяцев, для мужчин — возраст + 6 месяцев;
  • в 2018: для женщин — в. т + 12 месяцев, для мужчин — в. + 12 месяцев;
  • в 2019: для женщин — в. + 18 месяцев, для мужчин — в. + 18 месяцев;
  • в 2020: для женщин — в. + 24 месяца, для мужчин — в. + 24 мес.;
  • в 2021: для обоих полов — в. + 30 мес.;
  • в 2022: для обоих полов — в. + 36 месяцев;
  • в 2023: для обоих полов — в. + 42 мес.;
  • в 2024: для обоих: в. + 48 мес.;
  • в 2025: для обоих: в. + 54 мес.;
  • в 2026: для обоих: в. + 60 мес.;
  • в 2027: для женщин — в. + 66 мес., для мужчин — в. + 60 месяцев (для мужского пола пенсионный возраст, начиная с 2027 года рассчитывается по формуле: в. + 60 месяцев);
  • в 2028: для женщин — в. + 72 мес.;
  • в 2029: для женщин — в. + 78 мес.;
  • в 2030: для женщин — в. + 84 мес.;
  • в 2031: для женщин — в. + 90 мес.;
  • в 2032: для женщин — в. + 96 мес. (после 2032 г., пенсионный возраст для женщин будет рассчитываться по формуле: в. + 96 месяцев).

Исходя из вышеизложенной информации, получается, что к 2032 г. возраст выхода на пенсию госслужащих будет составлять 63 и 65 лет для женского и мужского полов соответственно. Данные изменения по Федеральному Закону № 143 о пенсионерах вступают в законную силу с 1 января 2017. В ФЗ «О страховых пенсиях» указывается информация в Приложении № 5.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству пенсионное обеспечение не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст нового пенсионного закона

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно здесь. Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по ссылке.

Повышение пенсионного возраста нарушает Конституцию?

Повышение пенсионного возраста является ухудшением положения граждан. Это очевидно всем, хоть чиновники и стараются убедить общество в обратном и ищут преимущества повышения пенсионного возраста. Однако принятие законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, прямо запрещено Конституцией РФ. Так не является ли повышение возраста выхода на пенсию россиян прямым нарушением Основного закона?

Правительство России решило значительно увеличить возраст выхода граждан на пенсию:

  • до 65 лет у мужчин;
  • до 63 лет у женщин.

Соответствующий законопроект с поправками Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже внесен в Госдуму, и депутаты запланировали его рассмотрение на 19 июля 2018 года. Вокруг этой инициативы не утихпают споры и обсуждения. Поэтому, некоторые эксперты даже задумались о том, что не нарушает ли инициатива чиновников нормы Конституции РФ . До направления жалобы в Конституционный Суд пока не дошло, так как пока нет законодательного акта. Но возможно ли такое развитие событий?

Конституция пенсионный возраст не регулирует

Для иначала вспомним о том, что в ч.2 статьи 39 Конституции РФ сказано:

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В России все так и есть, ведь в статье 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Именно эту норму собирается изменить Правительство РФ при поддержке Госдумы, Совета Федерации и даже Президента России Владимира Путина, который в свое время обещал, что при нем пенсионный возраст россиян повышен не будет. Все твердят о том, что такие меры назрели, а также о том, что они пойдут на пользу: ведь это позволить увеличить пенсии в среднем на 1000 рублей в месяц. Для действующих пенсионеров. Поскольку те, кто собирался выйти на заслуженный отдых в 2019 году и позже, будут вынуждены ждать этих выплат гораздо дольше, чем надеялись и планировали. Уже те мужчины и женщины, кому сейчас немного за 40 лет, выйдут на пенсии в 65 и 63 года соответственно, вместо 60 и 55 лет, то есть потеряют примерно 108 000 рублей за каждый год, при минимальной пенсии в 9000 рублей. А это значит, что их положение очевидно ухудшится.

Но ведь в ч.2 статьи 55 Конституции РФ вполне определенно и недвусмысленно прописано:

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Увеличение возраста выхода на пенсию и получения соответствующих выплат на 8 лет позже женщинам и на 5 лет мужчинам очевидно отменяет и умаляет их право на законный отдых. Хотя, конечно же, Конституция РФ пенсионный возраст не регулирует.

Конституцию можно изменить?

Если ухудшение условий для потенциальных пенсионеров нарушает ч. 2 статьи 55 Конституции РФ о запрете умалять права граждан, то неужели чиновники этого не знают? Более того, есть еще статья 19 Конституции РФ , которая декларирует равенство всех граждан перед законом. А чем отличается гражданка, которая родилась в 1963 году и вышла на пенсию в 2018 году, от такой же гражданки, родившийся в 1964 году, которую фактически права выхода на пенсию в 2019 году лишили? Где тут один для всех закон?

Таким образом, в процессе обсуждения и рассмотрения правительственного законопроекта может встать вопрос о нарушении Основного Закона РФ и необходимости внесения изменений в него. Но для этого у Госуды недостаточно полномочий. Поправки к Конституцию вещь очень серьезная, поэтому с момента принятия ее практически не меняли, а если и делали этого, то по такому серьезному случаю, как принятие в РФ новых субъектов Крыма и Севастополя.

Напомним, в статье 135 Конституции РФ сказано, что для внесения поправок в Основной Закон необходимо созывать Конституционное Собрание и обсуждать возможные изменения. Процесс это небыстрый, а повышение пенсионного возраста чиновники нам обещают уже со следующего года. Значит, никакого нарушения конституционных норм нет? А все, сказанное выше, обыкновенная демагогия? Поживем — увидим.

Смотрите так же:  В обществе издан приказ

В Бюджетный кодекс внесены изменения в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон предусматривает включение в перечень доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежных средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений.

Пенсия превратится в ваучеры и появится Пенсионный кодекс

Пенсия превратится в ваучеры и появится Пенсионный кодекс

Вопрос в редакцию.

Сейчас много говорят о проблемах пенсионной системе, о распределительной пенсионной системе и увеличении трудового возраста. Какие есть прогнозы по этому поводу?

Редакция провела Интернет-исследование и подготовила обзор наиболее ярких материалов.

В 2013 году пенсии превратятся в ваучеры [1]

Власть ищет способ вернуться к распределительной пенсионной системе

Минздравсоцразвития в докладе правительству предлагает сделать накопительную часть пенсии делом добровольным. Об этом сообщают «Ведомости». Министерство предлагает поэтапную схему вывода накопительной компоненты из обязательной системы. С 2011 г . — разделить накопительную часть, выплачиваемую ПФР, и накопительную пенсию, выплачиваемую НПФ (во втором случае гражданин сможет по договору с НПФ регулировать условия инвестирования, назначения, выплат пенсии, в том числе получить все сумму единоразово, передать наследникам и т. п.). С 2013 г . — обязать работодателей отчислять 6% с застрахованного заработка работника в НПФ по собственному выбору либо по выбору работника.

Всё накопленное молчунами, если они не выберут себе НПФ, можно передать в ПФР и включить в расчетный пенсионный капитал. Это, по данным управляющего средствами молчунов Внешэкономбанка, 733,3 млрд руб. на конец III квартала.

Предложения Минздравсоцразвития, по мнению аналитиков, фиксация того, что государству неинтересна накопительная часть, оно не смогло её внедрить и ищет способы вернуться к распределительной системе.

Подозрения, что накопительная часть пенсии не даст нам на старости путешествовать, как это принято у американских и европейских пожилых граждан, ходили давно. Но сейчас их подкрепили цифрами. По подсчетам Минздравсоцразвития, при нынешней доходности накопительной части (4% сверх инфляции), у тех, кто выйдет на пенсию в 2035 году, а до этого в течение 30 лет исправно отстегивал накопительные взносы, привар к пенсии будет более чем скромным – 16% среднего размера ежемесячной пенсии. То есть – тысяча с копейками ежемесячно.

Но и эти деньги государство находит с огромным трудом. Дефицит Пенсионного фонда в 2010 году превысит отметку в триллион рублей даже без учёта переоценки прав пенсионеров с советским стажем. Об этом заявил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин.

Неудивительно поэтому, что российское правительство осторожно (на носу выборы) прощупывает, какими способами можно сократить социальные обязательства.

Что будет с нашими пенсиями, рассуждает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.

«СП»: – Андрей Павлович, чего хочет Минздравсоцразвития?

– Ведомство давно заботит прогрессирующий дефицит Пенсионного фонда. Нынешняя пенсионная система не устраивает, прежде всего, правительство. Получается, именно ему придется исполнять обязательства, платить пенсионерам какие-то деньги.

А правительству этого не хочется. Немного поговорив о возможности увеличения пенсионного возраста, и увидев, что это крайне непопулярная тема, власть решила в предвыборный год об этом молчать. Однако идея минимизировать социальные обязательства никуда не делась. Доказательство тому – нынешний доклад Минздравсоцразвития. В нем предлагается более элегантный план устранения средств, которые население ожидает получить в виде пенсий.

«СП»: – Какими образом это сделают?

– Суть плана – ликвидировать обязательность накопительной пенсии. На сегодня именно она вызывает проблемы. Когда начинали пенсионную реформу, напомню, на накопительную часть возлагались огромные надежды. Гражданам объясняли, что часть денег, которые они отчисляют на выплату пенсий, теперь будет накапливаться, эти средства будут инвестироваться, и за счет удачного управления или пенсия значительно вырастет. Это было солью реформы – создание накопительной части.

Однако со временем выяснилось, что денег на выплату пенсий не хватает. Базовую часть пенсии, понятно, сократить нельзя – это слишком плохо выглядит. Значит, надо добраться до накопительной части, и избавится от нее. Поэтому Минздравсоцразвития разработало поэтапный план «срезания» этой части пенсии.

«СП»: – А правительство может заткнуть дефицит ПФР, подняв налоги?

– Сейчас в ПФР идет 20% единого социального налога, с 2011 года предполагается направлять в фонд 26% ЕСН. Расчеты Минздравсоцразвития показывают, чтобы избежать дефицита, нужно увеличить размер отчислений в ПФР до 32-34%. Но этого наша экономика не перенесет, налоговая нагрузка не может увеличиваться до бесконечности.

Поэтому предлагается решить проблему втихую.

«СП»: – Какие этапы этого «тихого отступления»?

– В 2011 году Минздравсоцразвития предлагает разделить накопительную часть, которая хранится во Внешэкономбанке, и накопительные пенсии, которые хранятся в НПФ (негосударственных пенсионных фондах). Грубо говоря, «отрезать» деньги НПФ от государственных гарантий. Гражданин, по договоренности с НПФ, сможет направлять накопительные деньги на какие угодно инвестиции (сейчас это достаточно узкий перечень инструментов, – прим «СП»), либо даже снять всю накопленную сумму. Последнее – возможность снять всю сумму единоразово – выглядит очень привлекательно для того, чтобы граждане начали передавать свои накопительные части пенсий именно в НПФ.

По сути, это будет провоцировать снятие пенсионных денег населением. Кто-то их проест, кто-то пропьет, кто-то заплатит за возросшие тарифы ЖКХ. Получается, государство эти деньги все равно изымет – либо через тарифы на «коммуналку», либо через водочные акцизы.

Но наши граждане, скорее всего, просто не поймут, что происходит. Поэтому на 2013 год запланирован второй этап решения проблемы накопительной части пенсии. Администрирование Единого социального налога идет через работодателя. Поэтому нынешние 6% из 26% ЕСН, которые идут в накопительную часть пенсии (и оседают по умолчанию в ВЭБе), будет автоматически перечисляться в НПФ, который выберет либо сам работник, либо его работодатель.

«СП»: – Что в этом плохого?

– НПФ – это отсутствие обязательств государства по накопительной части пенсии. Гражданин в этом случае если и не отдает пенсионные деньги «в никуда», риск потерять их существенно возрастает. Граждане, скорее, будут массово эти деньги изымать. А это значит, они не смогут потом предъявить государству претензии, сказать, что им какая-то пенсия полагается. Им всегда смогут возразить: вы сами виноваты, сами свои деньги изъяли… Таким способом, эти люди навсегда выпадают из гроссбухов Алексея Кудрина и Татьяны Голиковой. И пенсия становится чем-то типа ваучера: пропил его – и свободен, больше не можешь претендовать ни на что.

«СП»: – Минздравсоцразвития, плюс к тому, предлагает все накопленной «молчунами» – а это 733,3 млрд руб. – передать в ПФР и включить в расчетный пенсионный капитал. Что означает этот шаг?

– Это фактически ликвидация системы обязательного пенсионного накопления, возвращение к той распределительной системе пенсий, которая была еще в СССР. Но только на новом уровне.

Раньше эта система существовала, и государство открыто несло за нее ответственность – гражданин был уверен, что какой-то пенсионный минимум он получит. А сейчас, долго поиграв в накопительство, государство возвращается к прежней системе, только отвечает оно только за базовую пенсию, тариф на которую определен (урезан) в 2005 году.

Если посмотреть в общем, отказ от обязательств по накопительной части пенсии снизит размер государственных пенсий примерно на треть.

В России готовится очередная «пенсионная революция» [2]

Встречать старость придется на свои деньги

В России может появиться новый кодекс — Пенсионный. За это выступают Комиссия по социальному законодательству ассоциации союза юристов России и ассоциация трудового права и социального обеспечения. Соответствующее обращение они направили коллегам-юристам: президенту и председателю правительства. «Необходима кардинальная ревизия необычайно сложного, бессистемно развивающегося пенсионного законодательства», — говорится в письме.

С другими положениями письма, о которых я скажу ниже, еще можно поспорить, но с этим утверждением — не возьмусь. Писать о пенсионной реформе — как шить лоскутное одеяло. Чиновники, бизнесмены и экспертное сообщество рассуждают о материальном обеспечении нынешних и будущих стариков со своих колоколен, стоящих настолько далеко, что даже и не доплюнешь друг до друга. Не участвуют в дискуссии только те, кого она касается напрямую, — то есть простые россияне. Что не мешает им стареть. Недавно секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что к 2025 году трудоспособных россиян станет меньше на 10 млн. Великим открытием это назвать сложно. Тем временем дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ в 2011 году составит 1,8% ВВП. При этом Россия стала страной с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение. Людей мало, денег мало, налогов — много. Как из этого «сшить» надежную систему обеспечения стариков, совершенно непонятно.

Поэтому нынешняя осень станет в какой-то мере «моментом истины» для российских пенсионеров — нынешних и будущих. В ближайшие месяцы Минздравсоцразвития должно представить правительству стратегию развития пенсионной системы до 2050 года. Всевозможные эксперты тоже не упускают случая вставить свои пять копеек в обсуждение пенсионной реформы. А тем временем Госдума должна зашить очередную принципиальную дыру в действующем пенсионном законодательстве.

Смотрите так же:  Спор об универсалиях номинализм и реализм

Модернизация за счет пенсионеров

Снизить налоговую нагрузку на фонды оплаты труда до 20–22% и выйти на самодостаточность Пенсионного фонда к 2050 году предлагают разработчики «Стратегии-2020». Правда, для этого надо повысить пенсионный возраст до 63 лет для обоих полов к 2030 году (для женщин — на 6 месяцев за год, для мужчин — на 3 месяца в год). Такое предложение содержится в недавно опубликованном промежуточном докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (он обнародован на экспертном портале «Лаборатория Пенсионной реформы»).

Впрочем, авторы доклада явно забывают одну очень важную вещь. При нынешней структуре формирования пенсионных прав повышение возраста не поможет залатать дыру в ПФР. Все очень просто — получать пенсию человек действительно будет меньшее время. Но зато она у него будет больше. Ведь сейчас чем дольше человек работает, тем больше обязательств перед ним возникнет в Пенсионном фонде. Кстати, ликвидировать эту схему и привязать пенсию к стажу предлагает Минздравсоцразвития.
Но в другом докладчики с социальном министерством явно солидарны. А именно с тем, что надо что-то делать с системой досрочных пенсий.

По данным Росстата, на начало 2010 года под право на досрочную пенсию подпадало 40% занятых в экономике. При этом более 73% «досрочников» продолжают работать, причем три четверти из них — на тех же рабочих местах.

«Фактически досрочные пенсии выполняют роль дополнительного вознаграждения за работу на вредных производствах, в профессиях и регионах, выравнивая их привлекательность на рынке труда», — делают вывод авторы. Поэтому «стратеги-2020» предлагают ввести и постепенно повышать дополнительный страховой тариф для работодателей с вредными рабочими местами. Таким образом, Пенсионный фонд не будет переплачивать за то, что кто-то выжимает последние соки из старого вредного производства и своих сотрудников.

Защитники среднего класса

Разобравшись с «досрочниками», эксперты перешли к спасению среднего класса. Который, по их мнению, оказался, по сути, исключен из обязательной пенсионной системы. И вот почему: верхняя граница зарплат, с которых уплачиваются страховые взносы (135% средней заработной платы в 2011 году), — это минимум того, что должен получать настоящий «средний класс». Введение выплат с зарплат выше максимальных лишь усугубляет ситуацию — полученные доходы пойдут не им, а на финансирование базовых пенсий. «Средний класс рассматривается лишь как донор по отношению к низкооплачиваемым работникам на этапе формирования солидарного пенсионного фонда, но не как полноценный участник на этапе его распределения», — заступаются за «середняков» в промежуточном докладе. Отсюда вытекает логичное предложение — сформировать комплексную пенсионную систему для групп с разными доходами. Для середняков и обеспеченных — с опорой на накопительный сегмент. Правда, для этого надо улучшить сами институты накопления. Например, радикально повысить прозрачность пенсионной системы. Для этого граждане должны получать понятную информацию о том, как, почему и с какими результатами управляют их деньгами во Внешэкономбанке или негосударственных пенсионных фондах.

Впрочем, не все пенсионные эксперты ставят во главу угла такие вещи, как дефицит Пенсионного фонда и налоговая нагрузка на бизнес. Специалисты по правовым вопросам социального обеспечения выводят на первое место во всей этой дискуссии. размер пенсии. «Одной из острейших социальных проблем российской пенсионной системы на современном этапе является проблема величины коэффициента замещения пенсией прежнего заработка застрахованного», — говорится в обращении к руководству страны Комиссии по социальному законодательству Ассоциации Союза юристов России и Ассоциации трудового права и социального обеспечения. Социальные правоведы в принципе против обязательного накопительного компонента. Они выступают за его перевод в добровольный формат.

Впрочем, маловероятно, что накопительный компонент куда-то денется из российской пенсионной системы. Поэтому депутатам Госдумы предстоит сосредоточиться на ее тонкой настройке. То есть принять во втором и третьем чтениях закон, который касается сотен тысяч пенсионеров — «досрочников». Эти люди уже вправе получать надбавки к своим заслуженным пособиям — но не могут этого сделать. До сих пор нет документа, который бы регулировал, как распоряжаться накопительной частью пенсии.

Законопроект «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» был принят в первом чтении во время весенней сессии. Законодатели планируют, что правила распределения накопительной части трудовых пенсий вступят в силу с 1 января 2012 года. Очень вовремя. Число людей, которые имеют право на получение этой части пенсии, растет в геометрической прогрессии. Между тем документа, который бы прописывал правила выплаты из накопительного компонента, в российском законодательстве до сих пор не было. Хотя этот компонент пенсионной системы существует уже практически десятилетие. Правда, за это время она все же обросла возможностью выбора управляющей компании, правом перейти из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, расширением состава активов для инвестирования, программой государственного софинансирования пенсионных накоплений и даже правом направлять средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. В общем, как копить, за десять лет уже разобрались, а как тратить — пока не очень.

Копить нельзя тратить

Меж тем правом на досрочную пенсию уже обзавелись первые «накопители».

Таковых набралось уже более 600 тыс. человек. Многие из этих людей копили недолго, в 2002–2004 годы, отчисляя в пенсионную кубышку 2% заработка ежемесячно.

Потом из-за снижения ЕСН из накопительной системы их исключили. Но право на получение накопленного за два года они все же сохранили. Только вот реализовать его пока не очень получается. «Есть прецеденты, когда люди подают иск и получают накопительную часть пенсии по приговору суда. Как правило, фонды в таких случаях выплачивают сразу все», — говорит Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода.

Впрочем, цена вопроса может погнать в суд только исключительно принципиального, бодрого и неленивого молодого пенсионера. Денег на накопительном счету у них прямо-таки кот наплакал. В Министерстве экономического развития подсчитали: накопительный компонент дает этим людям прибавку к пенсии в 20–30 рублей ежемесячно. А все потому, что копили молодые пенсионеры очень недолго.

То есть по отношению к ним, выкинутым из накопительного компонента на полпути, уже изначально был нарушен принцип долгосрочного формирования пенсионных обязательств. Ну и не стоит сбрасывать со счетов и кризис — он тоже негативно повлиял на величину их пенсионных накоплений. Платить такую копеечную прибавку к пенсии — только смешить ироничных и расстраивать ранимых. Единовременные и срочные выплаты могут стать способом смягчить ситуацию, считают в Министерстве экономического развития.

Лучше больше и сразу

В этом случае предложение получить «накопительные деньги» в один присест выглядит довольно обоснованно. Именно такое право дает пенсионерам законопроект.

В нем предлагается оценить, какую роль в размере трудовой пенсии играет накопительный компонент. Если получается, что из накопительной части пенсионер получает менее 5% от своего пособия, то можно выдать все деньги с накопительного счета сразу. Кроме того, деньги можно получать не сразу, а постепенно. В документе предлагается позволить пенсионерам выбирать срок не ниже минимального, на который делятся выплаты из накопительной части пенсионной кубышки. (В законопроекте — 7 лет.) Пока законопроект допускает выплату срочной накопительной пенсии только из негосударственных пенсионных фондов, что связано с особенностями правового режима выплат из ПФР. Вместе с тем для граждан было бы интересно получить такую возможность и в рамках ПФР, заявили «МК» в Минэкономразвития.

Как это должно выглядеть на практике: допустим, пенсионер решает, что накопительную часть ему должны платить первые семь лет. Таким образом, выплаты из накопительной части не размазываются на весь срок получения пособия по старости. По оценке экспертов, в 2015 году размер выплаты из накопительной части застрахованному лицу 1967 года рождения, получавшем среднюю по экономике зарплату, при бессрочной пенсии составит 2,7% от последнего заработка. А при выплате срочной пенсии в течение 7 лет — уже 7,5%.

Но есть и еще один важный аспект, который имеет значение не столько для первых получателей пенсионных накоплений, сколько для тех, кто формирует пенсионные накопления в течение всего периода трудовой деятельности. Ключевым условием мотивации участвовать в накопительной системе считается возможность передать накопления наследникам или правопреемникам. Тем более что недалек тот час, когда на пенсию начнут выходить граждане от 1967 года рождения, которые занимаются накопительством с самого начала реформы и насобирали на своих счетах явно больше, чем старшие товарищи. Зря, что ли, работодатели ежемесячно отчисляют на накопительную часть пенсии работника 6% от оклада?
Но не получится ли так, что пенсионер предпочтет сиюминутные цели и обналичит всю накопительную часть пенсии, а потом будет клясть себя за непредусмотрительность, получая мизерное пособие? Этот момент, кстати, волнует и другое заинтересованное в пенсионной реформе ведомство — Минздравсоцразвития.

«Этот подход в ближайшие 20 лет точно рисков не несет. Даже при очень благоприятных раскладах страховая часть трудовой пенсии будет все равно больше, чем накопительная, — успокаивает Назаров. — С каждым годом эта пропорция будет усиливаться в пользу накопительной составляющей, но она не превысит уровня в 40% от общей суммы пенсии».

Пенсия какой кодекс